Научная статья на тему 'Обоснование норм дефектности сварных соединений грузоподъемных кранов'

Обоснование норм дефектности сварных соединений грузоподъемных кранов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
739
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Коновалов Н. Н.

Наиболее распространенными объектами при неразрушающем контроле грузоподъемных кранов являются сварные соединения. Для выполнения работ по неразрушающему контролю должна быть разработана нормативно"техническая документация, содержащая нормы допустимости сварочных дефектов. Учитывая, что технологические нормы обеспечивают достаточно высокую работоспособность сварных соединений, они могут быть использованы при оценке эксплуатационных требований к нормам допустимости дефектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Коновалов Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование норм дефектности сварных соединений грузоподъемных кранов»

при изготовлении или ремонте конструкций грузоподъемных кранов.

Ультразвуковой контроль - наиболее универсальный из физических методов неразрушающего контроля. Хорошая выявляемость непроваров и трещин, в том числе трещин, возникающих в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов, позволяет широко использовать ультразвуковой контроль как при контроле качества изготовления и ремонта конструкций, так и при оценке их технического состояния в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов.

Магнитопорошковый контроль, целесообразен для выявления поверхностных дефектов, не обнаруживаемых при визуальном контроле. Этот метод может быть использован как при контроле основного металла, так и при контроле сварных швов, причем в последнем случае, как правило, не требуются снятие усиления шва или обеспечение плавных переходов от наплавленного металла к основному. Поэтому, магнитопорошковый контроль целесообразно применять при контроле сварных швов и околошовных зон в процессе изготовления или ремонта конструкций из высокопрочных низколегированных сталей, а также при техническом диагностировании эксплуатируемых грузоподъемных кранов. В то же время, поскольку для намагничивания необходима определенная зона, для некоторых элементов конструкций магнитопорошко-вый контроль не может быть использован. В этом случае его целесообразно заменить капиллярным или вихретоковым контролем. Однако, при капиллярном контроле сварных швов необходимо обеспечить плавные переходы от наплавленного метал-

ла к основному и удалить грубую чешуйчатость сварных швов, а при вихретоковом контроле -снять усиление швов.

Характерная особенность акустико-эмиссион-ного метода - возможность обнаружения только развивающихся дефектов, позволяющая классифицировать дефекты не по размерам, а по степени их опасности, позволяет эффективно его использовать при оценке технического состояния конструкций в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов. Однако следует отметить, что более широкое применение акустико-эмиссионного контроля ограничивается его достаточно сложной технологией, дороговизной оборудования и высокими требованиями к квалификации персонала.

Выводы

1. Для неразрушающего контроля сварных конструкций грузоподъемных кранов рекомендуется использовать следующие методы контроля: ультразвуковой, радиационной, магнитопорошко-вой, капиллярный, вихретоковый, акустико-эмиссионный, визуальный и измерительный.

2. Выбор определенного метода неразрушающего контроля должен основываться на анализе:

- объекта контроля (основной металл, сварные швы);

- контролируемого материала (низкоуглеродистые, низколегированные, низкопрочные низколегированные стали);

- видов деятельности (изготовление, ремонт, техническое диагностирование).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". — 2-е изд., с изм. — М.: ФГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2004. — 28 с.

2. Коновалов Н.Н. Методы неразрушающего контроля сварных конструкций подъемных сооружений // Безопасность труда в промышленности. —2004. — № 5. — С. 31—35.

УДК 656:658.562

ОБОСНОВАНИЕ НОРМ ДЕФЕКТНОСТИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

Н.Н. Коновалов

ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность". г. Москва E-mail: [email protected]

Наиболее распространенными объектами при неразрушающем контроле грузоподъемных кранов являются сварные соединения. Для выполнения работ по неразрушающему контролю должна быть разработана нормативно-техническая документация, содержащая нормы допустимости сварочных дефектов. Учитывая, что технологические нормы обеспечивают достаточно высокую работоспособность сварных соединений, они могут быть использованы при оценке эксплуатационных требований к нормам допустимости дефектов.

Учитывая необходимость обеспечения про- Российской Федерации постановлением от мышленной безопасности всего комплекса опас- 28.03.01 № 241 "О дополнительных мерах по обес-ных производственных объектов, Правительство печению промышленной безопасности опасных

Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 7

производственных объектов на территории Российской Федерации" поручило Госгортехнадзору России организовать работы по развитию и внедрению системы неразрушающего контроля [1]. Целью системы неразрушающего контроля является повышение уровня эксплуатационной безопасности технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, достигаемое за счет повышения достоверности, воспроизводимости, сопоставимости результатов неразрушающего контроля и принятия своевременных и адекватных решений по обеспечению промышленной безопасности.

Таблица. Основные нормативные технические документы, регламентирующие требования к качеству сварных конструкций грузоподъемных кранов

Индекс Наименование Типы грузоподъемных кранов, на которые распространяется документ

РД 22-207-88 [2] Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление Башенные строительные, стреловые самоходные, переносные стрелового типа

ОСТ 36-62-81 [3] Оборудование грузоподъемное. Общие технические условия Монтажные всех типов

ОСТ 24.090.63-87 [4] Оборудование подъемно- транспортное. Требования к изготовлению сварных металлоконструкций Мостовые, портальные, козловые, подвесные и опорные, однобалочные и двухбалочные, консольные грузоп одъем ностью до 100 т включительно, железнодорожные

Наиболее распространенными объектами нераз-рушающего контроля являются сварные соединения. Проведение контроля возможно при наличии документации, содержащей нормы допустимости сварочных дефектов: непроваров, подрезов, пор, шлаковых включений, раковин и т.п. Многочисленные данные практики показывают, что места исправления дефектов часто могут служить потенциальными очагами разрушения конструкций в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов. Причиной этого являются отрицательные последствия повторной сварки, а именно: остаточные напряжения растяжения, появление малопластичных структур, появление микротрещин с их склонностью к дальнейшему развитию и т.п. Необоснованная ремонтная сварка может причинить больший вред, чем не устранённый дефект. Таким образом, исправление сварных соединений с малозначительными дефектами целесообразно исключить в целях сохранения работоспособности сварных конструкций.

Для обоснования норм допустимости дефектов сварных соединений грузоподъемных кранов целесообразно рассмотреть нормативные технические документы, которые долгое время использовались и в ряде случаев используются в настоящее время при регламентировании требований к качеству сварных конструкций грузоподъемных кранов (таблица).

ОСТ 36-62-81 и ОСТ 24.090.63-87 применялись соответственно 19 и 11 лет, а РД 22-207-88 действует и в настоящее время [2-4]. ОСТ 36-62-81 и ОСТ 24.090.63-87 заменены, соответственно, на РД 36-62-00 [5] и РД 24.090.63-98 [6]. Однако, требования к качеству сварных конструкций существенно не изменились. Приведенные в них нормы допустимости дефектов являются технологическими и так как они обеспечивают безопасную эксплуатацию сварных конструкций, то могут быть взяты за основу при совершенствовании норм. При этом могут быть сняты требования к качеству соединении, которые не связаны с влиянием дефектов на несущую способность конструкций. При разработке норм допустимых дефектов целесообразно проанализировать апробиро-

г " "

ванные нормы и за основу взять наиболее "мягкие".

Требования к качеству изготовления сварных конструкций грузоподъемных кранов имеют ряд существенных недостатков:

1. Оговорены не все встречающиеся сварочные дефекты, например, кратеры (ОСТ 36-62-81, РД 36-62-00).

2. Не оговорена допустимость использования сварных соединений с конструктивными неп-роварами (РД 22-207-88, ОСТ 36-62-81, РД 3662-00, и ОСТ 24.090.63-87, РД 24.090.63-98). По отдельным конструкциям (например, кранов мостового типа) протяженность таких соединений достигает 70 % и более.

3. Допустимые размеры дефектов часто не обоснованно задаются в процентах от номинальной толщины свариваемых элементов. При этом весьма незначительные дефекты могут являться недопустимыми. Например, при толщине 4 мм пора диаметром 0,4 мм является уже предельно допустимой (ОСТ 36-62-81, РД 36-62-00).

4. Не учитываются возможности неразрушающих методов контроля. Например, ОСТ 36-62-81 и РД 36-62-00 регламентируют суммарную величину непроваров, пор и включений по сечению шва.

5. Требования к качеству сварных соединений (за исключением РД 22-207-88) не зависят oт их нагруженности.

7. В качестве нормативных показателей применяются показатели, мало связанные с опасностью дефектов, например, суммарная длина дефектов на единице длины (площади) шва (РД 22-207-88, ОСТ 36-62-81, РД 36-62-00, ОСТ 24.090.63-87 и РД 24.090.63-98).

Из рассматриваемых норм наиболее приемлемыми является нормы, приведенные в РД 22-20788, где требования к качеству сварки дифференци-

рованы в зависимости от действующих на сварное соединение нагрузок. При сварке более жесткому контролю подлежат наиболее нагруженные сварные соединения. Использование неоправданно жестких норм допустимых дефектов приводит к излишней перебраковке сварных швов. Следовательно, при использовании РД 36-62-00 и РД 24.090.6398 увеличивается вероятность необоснованной браковки конструкций.

ОСТ 36-62-81

1 РД 22-207-88 (2 и 3 категории)

ОСТ 24.090.63-87

РД 22-207-88 (1 категория)

5 10 15 20 25 30 Толщина, мм

Рисунок. Предельно допустимые размеры поверхностных пор и раковин

Кроме того, различия в нормах допустимости дефектов по одним и тем же соединениям свидетельствуют о недостаточной обоснованности норм, приведенных в РД 22-207-88, РД 36-62-00 и РД 24.090.63-98.

Дефекты могут быть нормированы на основе применения зависимостей "размер дефекта - толщина свариваемых элементов". На рисунке в качестве примера приведены зависимости "размеры поверхностных пор и раковин - толщина свариваемых элементов". При нормировании дефектов целесообразно в соответствии с РД 22-207-88 с учетом действующих на соединение нагрузок ввести кате-

гории сварных соединений. Так как нормы допустимости дефектов, содержащиеся в ОСТ 36-62-81 и ОСТ 24.090.63-87, распространяются на сварные соединения независимо от действующих на них нагрузок, то эти нормы могут применяться для корректировки требований к качеству сварных соединений любых категорий.

Так как нормы допустимости сварочных дефектов обычно являются не расчетными, а назначаются волевым решением, в различных странах, отраслях и фирмах нормы по одним и тем же сварным соединениям могут различаться до десяти раз и более [7, 8]. Исходя уже из этого, можно сделать вывод, что значительная часть исправлений сварных соединений необоснованна и перерасход материальных средств на устранение "допустимых дефектов" можно исключить.

С использованием апробированных норм допустимости дефектов разработаны требования к качеству сварных соединений при ремонте конструкций строительных кранов.

Выводы

1. Нормы допустимости дефектов должны гарантировать необходимые прочностные свойства сварных соединений и учитывать технологические возможности сварочного производства.

2. Предложен метод обоснования норм допустимости дефектов в сварных соединениях, использующий апробированные нормы (на основе применения зависимостей "размер дефекта -толщина свариваемых элементов"). Данный метод может быть использован при нормировании различных видов дефектов.

4

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность промышленного комплекса / Колл. авт. — М.: МГФ "Знание", Государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2002. — 464 с.

2. РД 22-207-88. Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление. Введен впервые. Введ. 01.07.89. — М.: ВНИИСтройдормаш, 1988. — 57 с.

3. ОСТ 36-62-81. Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования. Введен впервые. Введ. 01.01.82. — М.: ВНИИмонтажспецстрой, 1981. —84 с.

4. ОСТ 24.090.63-87. Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению сварных металлоконструкций Введен взамен ОСТ 24.090.63-81. Введ. 01.07.88. — М.: ВНИ-ИПТМАШ, 1988. —23 с.

5. РД 36-62-00. Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования. Взамен ОСТ 36-62-81. Введ. 01.01.01. Сборник документов. Серия 10. Выпуск 9. — М.: Государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2002. — С. 156.

6. РД 24.090.63-98. Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению, ремонту и реконструкции металлоконструкций грузоподъемных кранов. Введен взамен ОСТ 24.090.63-87. Введ. 01.01.99. — М.: ВНИИПТМАШ, 1998. — 35 с.

7. Волченко В.Н. Статистическое обоснование норм и предложения по оценке допустимой дефектности сварных соединений // Сварочное производство. —1971. — № 11. — С. 22—26.

8. Злепко В.Ф., Гребенник В.С. Диагностика и эксплуатационная надежность металла энергооборудования // Радиографические методы контроля дефектности и напряженного состояния сварных швов теплосилового оборудования: В сб. научных трудов ВТИ / Под ред. В.П. Калинина. — М., 1988. — С. 3—9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.