Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 4,4-ДИХЛОРФЕНИЛСУЛЬФОНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 4,4-ДИХЛОРФЕНИЛСУЛЬФОНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 4,4-ДИХЛОРФЕНИЛСУЛЬФОНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

Константинова В. Е. Воздушно-тепловой режим в жи- Чер'нин Л. В. — Водоснабжение и сан. техника, 1961, лых зданиях повышенной этажности. М., 1969. № 4, с. 1—7.

Поступила 06.07.81

УДК 014.777:547.544

Г. Т. Писько, Г. В. Толстопятова, И. Р. Бариляк, О. В. Гудзь,

В. И. Коркач, А. П. Самойлов (Киев)

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 4,4-Д И ХЛ ОРФ ЕНИ ЛСУЛ ЬФОН А В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

4,4-Дихлордифенилсульфон (ДХДФС) применяется при получении полимеров и термостойких пластмасс, а также в фармацевтической промышленности. Это белое кристаллическое вещество, которое плохо растворяется вводе и хорошо в органических растворителях. Молекулярная масса 287,16. температура плавления 147—148 °С. ПДК этого соединения в воздухе рабочей зоны утверждена на уровне 10 мг/м3 (В. А.' Горбунов и Г. П. Емельянов).

Водные растворы ДХДФС бесцветны, не имеют запаха и привкуса, не вызывают пенообразования. Не отмечено влияния" этого соединения ни на один из показателей, характеризующих процессы самоочищения воды от органических загрязнений, в концентрациях 0,01—2,0 мг/л.

ДХДФС — малотоксичное соединение. LDM для мышей и белых крыс установить не удалось, так как однократное введение мышам в дозе 5—10 г/кг и крысам в дозе 5—20 г/кг гибели их не вызывало.

Кумулятивные свойства ДХДФС изучали путем сравнения действия препарата при ежедневном введении крысам 1000 мг/кг в течение 20 дней (суммарная доза 20 000 мг/кг) и однократном воздействии 20 000 мг/кг по морфологической структуре внутренних органов. Отсутствие более глубоких изменений во внутренних органах животных при дробном введении вещества, чем при однократном воздействии такой же дозы, позволило сделать вывод о невыраженности кумулятивных свойств ДХДФС.

В хроническом санитарно-токсикологическом эксперименте испытаны дозы 0,02, 0,2 и 2,0 мг/кг (соответственно 0,4. 4 и 40 мг/л).

При выборе доз для хронического эксперимента применяли методы расчета пороговой дозы (ПД), максимальной недействующей дозы (МНД) и ПДК на основании данных о ПДК в воздухе рабочей зоны, а также об агрегатном состоянии и температуре плавления. Расчеты проведены в соответствии с «Методическими указаниями по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов» (1979). При этом использовали следующие уравнения: •

lg ПД=0,74 lg ПДКр^—0,37, (t)

lg ПД=0.438 lg ПДКр 3+1.322, (2)

ПД= 0,4+0,08 ' (3)

lg МНД= 0,60 lg ГЩКр 3-1,31, (4)

lg ПДК=0,61 lg ПДКр з-1,0, (5)

lg ПДК=—0.45+0,007 tnn (6)

ПД, рассчитанные по формулам (1), (2) и (3), равны соответственно 2,34, 57,28 и 12.24 мг/кг, МНД по формуле (4) составляет 0,195 мг/кг, а ПДК по формулам (5) и (6) равны 0,41 и 3,85 мг/л.

Опыт проводился на 150 белых крысах-самцак влечение 6 мес. Вещество вводили внутрижелудочно в 2% растворе крахмала.

Влияние ДХДФС на организм подопытных животных оценивали с учетом динамики массы тела животных, мор» фологического состава периферической крови, функционального состояния печени по активности 5'-нуклеотидазы в сыворотке крови в динамике и продолжительности гек-сеналового сна, который определялся на 3-м ■ 6-м месяцах эксперимента.

В гомогенатах печени и мозга в конце эксперимента измеряли активность лактатдегидрогеназы^ аланин- и ас-партатаминотрансферазы, цитохром-с-оксидазы, содержание белка и гликогена. Влияние ДХДФС на липидный обмен оценивали в динамике по содержанию общих липи-дов в сыворотке кроен и гомогенатах печени в конце эксперимента, кроме того, в последних определяли интенсивность эндогенного передненого окисления липидов. О функциональном состоянии почек судили по диурезу через 2 ч после водной нагрузки, содержанию в моче мочевины (в динамике), креатинина и неорганического фосфора. Иммунологическую реактивность организма оценивали по фагоцитарной активности нейтрофилов крови. Влияние ДХДФС на деятельность ЦНС учитывали по сум-мационно-пороговому показателю (СПП). На 3-м и 6-м месяцах эксперимента была применена алкогольная нагрузка и снята ЭКГ. В конце эксперимента проведены па-томорфологнческие исследования.

Результаты исследований показали, что ДХДФС в дозе. 2 мг/кг влияет на функциональное состояние почек, печени и ЦНС, о чем свидетельствовало изменение ряда показателей. В моче отмечено фазовое изменение содержания креатинина (2-я неделя и 3-й месяц), повышение содержания мочевины на 4-м месяце, снижение количества неорганического фосфора (3-й и 6-й месяцы).

В гомогенатах печени в конце эксперимента обнаружено повышение активности аланинаминотрансферазы и содержания общих липидов. Отмечено также достоверное снижение продолжительности гексеналового сна на 3-м и 6-м месяцах опыта и увеличение СПП на протяжении всего эксперимента (1—6-й месяц). Остальные показатели оказались на уровне контроля.

Патоморфологические изменения характеризовались повышенной проницаемостью стенки сосудов во всех внутренних органах, особенно в почках и головном мозге, дистрофическими и очаговыми некробиотнческими изменениями в печени, миокарде, наличием очагового хронического нефрита. Отмечалась также диспропорция зон сосредоточения Т- и В-лимфоцитов, увеличение количеста ретикулярных клеток в селезенке и гипоплазия лимфоидной ткани в легких и печени.

Доза 0,2 мг/кг ДХДФС вызывала менее выраженные изменения в организме животных. При этом выявлено фазовое изменение содержания неорганического фосфора в моче (3, 5 и 6-й месяцы), повышение активвости аланинаминотрансферазы в гомогенатах печени на 6-м месяце опыта и повышение СПП (1—6-й месяц). При изучении морфологической структуры внутренних органов в клетках печени, эпителии извитых канальцев почек, миокарде, надиочечниках обнаружены дистрофические изменения. Отмечена также повышенная проницаемость стенкн сосудов во всех внутренних органах.

При воздействии дозы 0,02 мг/кг изученные показатели были на уровне контрольных. Результаты хронического санитарно-токсикологического эксперимента позволяют считать дозу 0,2 мг/кг пороговой, а 0,02 мг/кг — недействующей.

На самцах и самках белых крыс изучены отдаленные последствия действия ДХДФС. Мутагенную активность изучали поданным иитогенетического анализа клеток костного мозга крыс после затравки животных препаратом

в течение 1 мес в дозе 1000 мг/кг. Доминантные летальные мутации изучались при однократном введении вещества в этой же дозе на стадии сперматоцитов первого порядка. Влияние на эмбриогенез определяли после введения вещества в дозах 500 и 1000 мг/кг с 1-го по 15-й день беременности. О гонадотоксическом эффекте судили при введении вещества в дозе 1000 мг/кг в течение 7 дней и после 6-месячной затравки животных из расчета 2, 0,2 и 0,02 мг/кг.

Данные опытов по изучению отдаленных последствий действия ДХДФС свидетельствовали о том, что в дозе 1000 мг/кг препарат оказывает слабое эмбриотоксическое действие, повышая уровень пред- и постимплантационной гибели, однако уже в дозе 500 мг/кг он к этому действию не способен. ДХДФС не оказывает также влияния на хромосомный аппарат клеток костного мозга крыс, не увеличивает числа полиплоидных клеток и не вызывает структурных аббераций хромосом. Не установлено влияние препарата на генетический аппарат слермиев; эмбриональная смертность при скрещивании подопытных самцов с ин-тактными самками не увеличивалась. Не было выявлено

изменений и ряда показателей состояния мужских гонад (времени подвижности спермиев, наличия патологических форм, резистентности сперматозоидов) и женских гонад (продолжительности полового цикла и состояния его отдельных фаз).

Сопоставление полученных результатов позволяет считать лимитирующим признаком вредности ДХДФС са-нитарно-токсикологический и в качестве ПДК в воде водоемов для этого соединения рекомендовать 0,4 мг/л.

Сравнение приведенных расчетных ПДХ МНД и ПДК с полученными в эксперименте дбзами позволяет сделать вывод о том, что наиболее точное значение ПДК при отсутствии Дает уравнение (5). Уравнения (1) и (4) дали различия с экспериментальными данными в 10 раз, но были весьма полезны при планировании эксперимента.

Литература. Горбунов В. А., Емельянов Г. П. — В кн.: Гигиена и токсикология полимерных и строительных материалов. Ростов н/Д., 1977, вып. 3, с. 65— 68.

Поступила 18 05.81

УДК 614.777+628.1911:648.18

В. И. Перминов, И. Ф. Выскубенко, В. С. Журков, Е. А. Можаев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВУХ НОВЫХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ КАК ФАКТОРА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДОИСТОЧНИКОВ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Нами изучены два недавно синтезированных поверхностно-активных вещества (ПАВ): неионогенное — неонол марки 2В 1315-12 на основе вторичных высших жирных спиртов с формулой строения CnH2n + i0(C2H40)MH (где п= 13—15, м= 12) и молекулярной массой 740 и анионо-актнвное — сульфонол (алкилбензолсульфонат), изготовленное на основе внутренних олефинов фракций Сп— С,4 с формулой строения CnH2n+IC,H.|S03Na (где п= 11 — 14) и молекулярной массой 337.

Исследование органолептических свойств веществ показало, что пороговыми концентрациями неонола и суль-фонола по влиянию на запах воды (2 балла) соответственно являются 0,4 и 0,2_мг/л. Привкус воды на уровне порога обнаруживается при содержании в 1 л воды 0,2 мг неонола и 0,1 мг сульфонола. Допустимое пенообразование и влияние на процессы самоочищения водоемов отмечаются при несколько более высоких концентрациях.

В острых опытах на белых крысах определены средне-смертельные концентрации соединений: LDse неонола 6875 мг/кг, сульфонола 5050 мг/кг, т. 1е. оба вещества обладают сравнительно невысокой острой токсичностью.

При дальнейших исследованиях установлено отсутствие у обоих веществ выраженных кумулятивных свойств, так как при введении крысам по 1/10 LD50 каждого ПАВ в течение 3 мес гибели животных не наблюдалось, несмо-

тря на то что за данный срок они получили по 9 средне-смертельных доз. В связи с этим мы ограничились изучением токсичности в подострых опытах. В экспериментах длительностью 20 сут оба вещества в концентрациях, близких к пороговым по органолептическим свойствам, не проявили выраженного токсического действия на организм животных. При применении концентрации неорола 300 мг/л и выше у крыс стимулировалась прибавка массы тела, возможно, связанная с улучшением резорбции пищевых веществ в кишечнике под влиянием ПАВ. При концентрациях сульфонола 500 мг/л и более масса тела животных снижалась по сравнению с контролем.

Вследствие недостаточной изученности мутагенной активности ПАВ представляло интерес изучить ее в отношении рассматриваемых веществ. Это было тем более важно, что оба вещества являются характерными представителями широко применяемых в настоящее время ПАВ, а также в связи с тем, что одно из них'— неонол — содержит конденсированную оксиэтиленовую группировку, у которой, по данным литературы, можно было предположить наличие мутагенных свойств.

Опыты по определению мутагенного действия веществ проводили на белых, крысах массой 220—240 г. Изучали сравнительно большие дозы ПАВ с тем, чтобы прежде всего выяснить принципиальную возможность этого спе-

Частота хромосомных аберраций в клетках костного мозга крыс, получавших ПАВ с питьевой водом

Вещество и его доз» Число животных Число исследованных клеток % клеток с аберрациями хромосом Типы аберраций на 100 клеток Всего аберраций на 100 клеток

одиночные фрагменты хроматидные обмены парные фрагменты хромосомные обмены

Неонол, 1/27 LDS0 Сульфонол, 1/20 LDS0 6 6 600 600 0,5 0,17 0,17 0,17 0 0 0,33 0 0 0 0,5 0,17

Контроль 6 600 0,33 0,17 0 0.17 0 0,33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.