в течение 1 мес в дозе 1000 мг/кг. Доминантные летальные мутации изучались при однократном введении вещества в этой же дозе на стадии сперматоцитов первого порядка. Влияние на эмбриогенез определяли после введения вещества в дозах 500 и 1000 мг/кг с 1-го по 15-й день беременности. О гонадотоксическом эффекте судили при введении вещества в дозе 1000 мг/кг в течение 7 дней и после 6-месячной затравки животных из расчета 2, 0,2 и 0,02 мг/кг.
Данные опытов по изучению отдаленных последствий действия ДХДФС свидетельствовали о том, что в дозе 1000 мг/кг препарат оказывает слабое эмбриотоксическое действие, повышая уровень пред- и постимплантационной гибели, однако уже в дозе 500 мг/кг он к этому действию не способен. ДХДФС не оказывает также влияния на хромосомный аппарат клеток костного мозга крыс, не увеличивает числа полиплоидных клеток и не вызывает структурных аббераций хромосом. Не установлено влияние препарата на генетический аппарат слермиев; эмбриональная смертность при скрещивании подопытных самцов с ин-тактными самками не увеличивалась. Не было выявлено
изменений и ряда показателей состояния мужских гонад (времени подвижности спермиев, наличия патологических форм, резистентности сперматозоидов) и женских гонад (продолжительности полового цикла и состояния его отдельных фаз).
Сопоставление полученных результатов позволяет считать лимитирующим признаком вредности ДХДФС са-нитарно-токсикологический и в качестве ПДК в воде водоемов для этого соединения рекомендовать 0,4 мг/л.
Сравнение приведенных расчетных ПДХ МНД и ПДК с полученными в эксперименте дбзами позволяет сделать вывод о том, что наиболее точное значение ПДК при отсутствии Дает уравнение (5). Уравнения (1) и (4) дали различия с экспериментальными данными в 10 раз, но были весьма полезны при планировании эксперимента.
Литература. Горбунов В. А., Емельянов Г. П. — В кн.: Гигиена и токсикология полимерных и строительных материалов. Ростов н/Д., 1977, вып. 3, с. 65— 68.
Поступила 18 05.81
УДК 614.777+628.1911:648.18
В. И. Перминов, И. Ф. Выскубенко, В. С. Журков, Е. А. Можаев
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВУХ НОВЫХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ КАК ФАКТОРА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДОИСТОЧНИКОВ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Нами изучены два недавно синтезированных поверхностно-активных вещества (ПАВ): неионогенное — неонол марки 2В 1315-12 на основе вторичных высших жирных спиртов с формулой строения CnH2n + i0(C2H40)MH (где п= 13—15, м= 12) и молекулярной массой 740 и анионо-актнвное — сульфонол (алкилбензолсульфонат), изготовленное на основе внутренних олефинов фракций Сп— С,4 с формулой строения CnH2n+IC,H.|S03Na (где п= 11 — 14) и молекулярной массой 337.
Исследование органолептических свойств веществ показало, что пороговыми концентрациями неонола и суль-фонола по влиянию на запах воды (2 балла) соответственно являются 0,4 и 0,2_мг/л. Привкус воды на уровне порога обнаруживается при содержании в 1 л воды 0,2 мг неонола и 0,1 мг сульфонола. Допустимое пенообразование и влияние на процессы самоочищения водоемов отмечаются при несколько более высоких концентрациях.
В острых опытах на белых крысах определены средне-смертельные концентрации соединений: LDse неонола 6875 мг/кг, сульфонола 5050 мг/кг, т. 1е. оба вещества обладают сравнительно невысокой острой токсичностью.
При дальнейших исследованиях установлено отсутствие у обоих веществ выраженных кумулятивных свойств, так как при введении крысам по 1/10 LD50 каждого ПАВ в течение 3 мес гибели животных не наблюдалось, несмо-
тря на то что за данный срок они получили по 9 средне-смертельных доз. В связи с этим мы ограничились изучением токсичности в подострых опытах. В экспериментах длительностью 20 сут оба вещества в концентрациях, близких к пороговым по органолептическим свойствам, не проявили выраженного токсического действия на организм животных. При применении концентрации неорола 300 мг/л и выше у крыс стимулировалась прибавка массы тела, возможно, связанная с улучшением резорбции пищевых веществ в кишечнике под влиянием ПАВ. При концентрациях сульфонола 500 мг/л и более масса тела животных снижалась по сравнению с контролем.
Вследствие недостаточной изученности мутагенной активности ПАВ представляло интерес изучить ее в отношении рассматриваемых веществ. Это было тем более важно, что оба вещества являются характерными представителями широко применяемых в настоящее время ПАВ, а также в связи с тем, что одно из них'— неонол — содержит конденсированную оксиэтиленовую группировку, у которой, по данным литературы, можно было предположить наличие мутагенных свойств.
Опыты по определению мутагенного действия веществ проводили на белых, крысах массой 220—240 г. Изучали сравнительно большие дозы ПАВ с тем, чтобы прежде всего выяснить принципиальную возможность этого спе-
Частота хромосомных аберраций в клетках костного мозга крыс, получавших ПАВ с питьевой водом
Вещество и его доз» Число животных Число исследованных клеток % клеток с аберрациями хромосом Типы аберраций на 100 клеток Всего аберраций на 100 клеток
одиночные фрагменты хроматидные обмены парные фрагменты хромосомные обмены
Неонол, 1/27 LDS0 Сульфонол, 1/20 LDS0 6 6 600 600 0,5 0,17 0,17 0,17 0 0 0,33 0 0 0 0,5 0,17
Контроль 6 600 0,33 0,17 0 0.17 0 0,33
пифического эффекта. Каждое вещество вводили с питьевой водой в концентрации 5000 мг/л, что равно примерно 1/27 1_Ою неонола и 1/20 ЬОм сульфонола. Эти концепт-рации, близкие к пределу растворимости веществ в воде, являются действующими в подостром опыте по влияиню на водопотребление животных. Неонол в указанной концентрации в тех же опытах заметно стимулировал прибавку массы теля животных, что характерно для действия ПАВ.
Животные получали ПАВ ежедневно с питьевой водой из градуированных поилок в течение 9 сут, этого достаточно для выявления мутагенного 'эффекта (В. С. Журков и соавт.). Систематически регистрировали количество пыпитых животными растворов. Каждому животному за 2 ч до умерщвления внутрибрюшинно вводили колх^ин из расчета 2,5 мг/кг. Подготовку препаратов и подсчет клеток костного мозга проводили по общепринятой методике (В. С. Журков и соавт.). Результаты исследований представлены в таблице.
Полученные данные показали, что оба вещества не вызывали повышения количества клеток с абберрациями хромосом и числа аберраций на 100 клеток в костном
■озге животных (Я>0,05). Как в контрольной, так и в опытных группах встречались только одиночные и парные фрагменты.
Следовательно, изучавшиеся соединения — неонол и сульфонол — не обладают цитогенетической активностью. Поскольку соединения типа сульфонола и неополя характерны для распространенных в настоящее время видов ПАВ, можно предположить отсутствие выраженных мутагенных свойств и у других аналогичных соединений.
Полученное данные позволяют рекомендовать ориентировочно допустимое содержание изучавшихся веществ в воде, которое для неонола марки 2В 1315-12 равно 0,2 мг/л, для сульфонола на основе внутренних олефинов фракций Сп—См—0,1 мг/л. Лимитйрующий признак — органолептический.
Литература. Журков В. С., Новикова Я-,
Шрам Р. Я- — Гиг. и сан., 1978, № 1, с. 12. Сергеев Е. П., Можаев Е. А. Санитарная охрана водоемов. М., 1979.
, Поступила 09.06.81
УДК 614.777:1628.14 +628.21(470.57)
А. А. Мингаэетдинов
К ИЗУЧЕНИЮ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ Р. БЕЛОЙ В СВЯЗИ С ВОДООХРАННЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ
Башкирский медицинский институт им. 15-летия ВЛКСМ, Уфа
На предприятиях территориального объединения «Баш-нефтехимзаводы> были созданы планы по защите окружающей среды на девятую и десятую пятилетки, реализация которых л а.ощутимые результаты.
Были разработаны комплексные водоохранные мероприятия: санитарно-технические, технологические, организационные и др. Как показал анализ данных наших многолетних исследований, наиболее эффективными из них оказались технологические. Наибольший эффект дали такие технологические мероприятия, как оснащение предприятий современным оборудованием (новые типы насосов и компрессоров, конденсаторы воздушного охлаждения взамен водяного и др.). Например, количество насосов, оборудованных торцевыми уплотнениями, за истекшую пятилетку увеличилось на 29%, бессалыш'ковых насосов— на 64 "о, поверхностных конденсаторов, заменивших барометрические. — на 53%, конденсаторов воздушного охлаждения — на 63%. Внедрение указанных прогрессивных технологических процессов на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях привело к значительному сокращению удельного водопотребления и во-доотведения на 1 т переработанной нефти.
Удельный расход стоков на 1 т переработанной нефти за пятилетку снизился на Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) на 8%, на Уфимском НПЗ — на 32%. на Уфимском НПЗ им. XXII съезда КПСС — на 20%, на Ишнмбайском НПЗ — на 12%.
Оснащение предприятий прогрессивным технологическим оборудованием наряду с сокращением удельного расхода свежей воды и стоков позволило значительно уменьшить нагрузку канллизационных систем и очистных сооружений. повысить эффективность их работы.
Сокращению водопотребления и водоотведения на НПЗ и нефтехимических заводах (НХЗ) способствовало внедрение воздушного охлаждения взамен водяного, расширение и совершенствование оборотных систем с увеличением их мощности, широкое использование в производстве очищенных и доочищенных стоков и др.
Проведение указанных мероприятий позволило при продолжающемся повышении объема переработки нефти и объема вала нефтехимии увеличить водооборот с 95,6 до 96,3%.
Дальнейшее строительство в цехах и На установках локальных нефтеловушек, осуществление организационных мер (на Ново-Уфимском НПЗ, Уфимском НПЗ им. XXII съезда КПСС) позволили сократить сброс нефтепродуктов в канализацию и в то же время улучшить улавливание продукта и возврат его в производство. Так, в 1980 г. по сравнению с 1975 г. возврат в производство уловленного продукта увеличился на 28%. При росте нефтепереработки и нефтехимических производств достигнуто значительное улучшение качества сбрасываемых стоков и снижение валового сброса нефтепродуктов, фенолов и других веществ в р. Белую. Так, при росте нефтепереработки и нефтехимии на 19,3% количество сбрасываемых стоков возросло только на 2%, сброшенных нефтепродуктов сократилось на 33%, а фенолов — более чем в 9 раз.
Значительному уменьшению водопотребления и водоотведения, а также сокращению сброса нефтепродуктов и фенолов в водоем способствовали использование на всех НПЗ и НХЗ биологической сУчибтки и доочистки стоков, полное прекращение сброса так называемых условно чистых стоков, возврат очищенных стоков в оборот и др.-
Результаты внедренных технологических и санитарно-технических новшеств наиболее наглядно видны на примере старейшего в Башкирии Уфимского НПЗ. Так, осуществленные технологические мероприятия, а также возврат биохимически очищенных стоков 1-й системы канализации в оборотные системы завода дали возможность сократить количество стоков за пятилетку в 3 раза, а нефтепродуктов и фенолов соответственно в 3*/г и 6 раз. Показатели удельного расхода сточных вод, достигнутые заводом. являются одними из лучших в стране.
Комплексный подход к проблеме охраны и рационального использования водных ресурсов позволил значитель-по сократить потери нефтепродуктов, и на рассматриваемых предприятиях Башкирии они оказались самыми низкими по отрасли.
Осуществленные на предприятиях территориального объединения «Башнефтехимзаводы» технологические, санитарно-технические меры дали существенный гигиенический эффект: при продолжающемся росте мощности нефтепереработки, нефтехимии, химии и других отраслей промышленности санитарное состояние р. Белой заметно улуч-