Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 2-ЭТИЛГЕКСИЛАКРИЛАТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ'

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 2-ЭТИЛГЕКСИЛАКРИЛАТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 2-ЭТИЛГЕКСИЛАКРИЛАТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ»

ления с учетом их локализации — надежный путь оценки интенсивности воздействия на организм химических факторов окружающей среды, а на секционном материале это исключительная возможность изучения влияния экологической ситуации в тех или иных регионах нашей страны на организм человека.

Литература

1. Автандилов Г. Г. Введение в количественную патологическую морфологию.— М., 1980.

2. Бонашевскап Т. И. // Гиг. и сан,- 1977,— № 4.— С. 45—50.

3. Бонашевскан Т. И , Беляева Н. Н., Кумпан И. Б., Пана-сюк Л. В. Морфофункциональные исследования в гигиене. М„ 1984. /

4. Меркурьева Р. В., Судаков К■ В.. Бонашевскап Т. И.,

Журков В. С. Медико-биологические исследования в гигиене.— М., 1986.

5. Романенко А. М., Сватков В. И. // Арх. пат.— 1975.--№ 9.— С. 74—79.

6. Рух Ф. // Введение в количественную цитохимию.— М., 1969,— Р. 229—239.

7. Стрелков Р. Б. Метод вычисления стандартной ошибки и доверительных интервалов средних арифметических величин с помощью таблицы.— Сухуми, 1966.

Поступила 10.05.90

Summary. The hepatocellular compensatory mechanisms against chemical pollutants were investigated. They expressed in hypertrophic nucleus-nucleolus structures, increased DNA-synthetizing and proliferative activity of hepatocytes, activated hepatic bile secretion and metabolic rearrangement in hepatocytes.

Гигиена атмосферного воздуха

© Ю. Г. ПИСКЛРЕВ. 199! УДК 614.715:547.537.422|-07

Ю. Г. Пискарев

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 2-ЭТИЛ ГЕКСИЛАКРИЛАТА

В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

НИИ гигиены труда и профзаболеваний. Нижний Новгород

Характерной чертой развития современной химической промышленности является рост производства синтетических материалов. Широкое внедрение новых химических веществ в народное хозяйство приводит к интенсивному химическому загрязнению окружающей среды.

В настоящее время к производствам, с выбросами которых в окружающую среду могут посту-# пать вредные вещества, относятся производства соединений акрилового ряда, таких, как метил-метакрилат, метал крилат, бутилакрилат, этила-крилат, 2-этилгексилакрилат, которые широко используются в лакокрасочной, целлюлозно-бумажной, кожевенной, химической и других отраслях промышленности.

Акриловый эфир 2-этилгексилового спирта (2-этилгексилакрилат — 2-ЭГА) представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с резким специфическим запахом. Молекулярная масса 184,16; плотность 0,881 г/см3. Температура кипения 218 °С (при 760 мм рт. ст.). Растворимость в воде при 20 °С 50 мг/л. Хорошо растворяется в органических растворителях.

Ранее проведенные исследования по изучению ^ токсичности 2-ЭГА свидетельствуют о том, что это вещество при поступлении через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, при нанесении на кожу и слизистые оболочки глаз ока-

зывает преимущественно общетоксическое и. слабое раздражающее действие [2, 5].

СЦо 2-ЭГА не установлена. При максимальной достижимой концентрации, равной 450 мг/м3, гибели животных не отмечалось.

Клиническая картина острой интоксикации при интермиттирующем ингаляционном воздействии характеризовалась двигательным возбуждением животных в начале опыта.

Пороговая концентрация 2-ЭГА в остром опыте установлена на уровне 48 мг/м3 по влиянию на нервную систему (по изменению суммационно-порогового показателя — СПП).

При введении вещества в желудок белых крыс ЬО50 составила 6700 мг/кг. Гибель животных наступала в первые 2 сут опыта при явлениях адинамии и уменьшении массы тела. Коэффициент кумуляции (по Лиму) равен 3.

В хроническом эксперименте при интермиттирующем ингаляционном поступлении 2-ЭГА в организм животных концентрация 103 мг/м3 оказалась действующей (по изменению функционального состояния печени, окислительно-восста-новительных процессов, показателей периферической крови, центральной нервной системы). Концентрация 2-ЭГА 10 мг/м3 близка к пороговой в хроническом опыте, так как она вызывала функциональные нарушения нервной системы.

2*

-19-

ПДК 2-ЭГА в воздухе рабочей зоны установлена на уровне 1 мг/м3 (3-й класс опасности).

Однако до настоящего времени отсутствуют сведения о резорбтивном действии малых концентраций вещества при круглосуточном ингаляционном поступлении и не обоснована его ПДК в атмосферном воздухе. В связи с этим возникла необходимость установления ПДК 2-ЭГА в атмосферном воздухе населенных мест.

Исследования проведены в соответствии с общепринятой схемой нормирования, включающей изучение рефлекторного и резорбтивного действия вещества [3].

Эксперимент по обоснованию максимальной разовой ПДК 2-ЭГА проводили на добровольцах путем изучения влияния этого вещества на обонятельный анализатор. Полученные результаты подвергали обработке по методике [1].

В эксперименте использовано 6 концентраций вещества: 0,1. 0,07, 0,05, 0,03, 0,02 и 0,01 мг/м3. Определение порога запаха проводили у 20 практически здоровых людей в возрасте от 18 до 35 лет без патологии ЛОР-органов.

Контроль за постоянством концентраций 2-ЭГА в цилиндрах осуществляли газохроматографиче-ским методом [4].

Исследования показали, что при вдыхании испытуемыми воздуха, содержащего пары 2-ЭГА, эффект раздражения глаз и верхних дыхательных путей отсутствовал. Вместе с тем при предъявлении 2-ЭГА в концентрациях от 0,02 до 0,1 мг/м3 испытуемые ощущали запах изучаемого соединения.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что порогом обонятельного ощущения для наиболее чувствительных лиц является концентрация 2-ЭГА 0,02 мг/м3. Максимальная неощутимая по запаху концентрация для всех испытуемых установлена на уровне 0,01 мг/м3.

Обработка результатов эксперимента позволила определить следующие параметры: угол наклона 53°, класс опасности 3-й (умеренно опасные), коэффициент запаса (согласно номограмме) равен 3; вероятностный порог запаха, соответствующий ЕС:б, составил для 2-ЭГА 0,024 мг/м3.

С учетом величины вероятностного порога запаха и коэффициента запаха величина максимальной разовой ПДК 2-ЭГА в атмосферном воздухе населенных мест установлена на уровне 0,01 мг/м3.

Резорбтивное действие малых концентраций 2-ЭГА на организм животных изучали в условиях хронического эксперимента при круглосуточной 4-месячной ингаляционной затравке. В эксперименте использовано 100 половозрелых белых крыс-самцов с исходной массой тела 140—160 г, которые были распределены на 5 групп по 20 особей в каждой. Животных 1-й группы подвергали воздействию 2-ЭГА в концентрации 5 мг/м3, 2-й группы — 1 мг/м3, 3-й — 0,1 мг/м3, 4-й — 0,01 мг/м3, 5-я группа служила контролем.

Ингаляцию паров 2-ЭГА осуществляли динами-

ческим способом с помощью диффузионных дозаторов в стандартных 200-литровых камерах. Концентрации паров 2-ЭГА в камерах определяли газохроматографическим методом и контролировали на газовом хроматографе «Цвет-100». Усредненные во времени, они оказались равны 4,9±0,08, 1,05±0,02, 0,12±0,002 и 0.01 ± * ±0,0003 мг/м3.

Выбор тестов для оценки общетоксического действия 2-ЭГА проводили с учетом данных литературы о характере биологического действия этого продукта при обосновании ПДК в воздухе рабочей зоны. В хроническом эксперименте при круглосуточном ингаляционном поступлении вещества определяли его влияние на ряд ферментов, участвующих в тканевом дыхании, в частности каталазу и пероксидазу крови, а также содержание глютатиома. Функциональное состояние печени оценивали путем определения Ы-аце-тилнейраминовой кислоты, активности щелочной кислоты, лактатдегидрогеназы, холинэстеразы крови. Определяли количество лейкоцитов и подсчитывали лейкоцитарную формулу.

В начальном периоде интоксикации 2-ЭГА у животных 1-й группы отмечались возбуждение и двигательная активность; вещество оказывало 4 также слабо выраженное раздражающее действие на слизистые оболочки глаз. В дальнейшем поведение животных нормализовалось и не отличалось от такового в контрольной группе.

В ранее проведенных исследованиях по изучению токсичности 2-ЭГА установлено его влияние на состояние нервной системы [6]. В наших исследованиях изучение способности суммировать подпороговые импульсы (по СПП) выявило нарушение этой функции при воздействии 2-ЭГА в концентрации 5 мг/м3 через 30 дней интоксикации (3,61 ±0,08 мВ в опыте при 4,01 ±0,04 мВ в контроле) и через 60 дней при воздействии в концентрации 1 мг/м3 (3,44±0,08 мВ в опыте при 3,92±0,1 мВ в контроле). Достоверное снижение СПП у животных 1-й и 2-й групп в разные сроки эксперимента свидетельствует о возбуждающем действии 2-ЭГА на центральную нервную систему животных. У животных 3-й и 4-й групп значимых изменений СПП по сравнению с таковым в контрольной группе не отмечалось.

Изучение влияния вещества на окислительно-восстановительные процессы показало, что досто-I верное снижение активности каталазы и перокси-дазы крови отмечалось у животных 1-й группы через 30 дней (активность каталазы 2,2±0,06 мл в опыте при 2,65±0,04 мл в контроле, р<0,05; активность пероксидазы 23,5±0,72 с в опыте при 27,5±0,5 с в контроле, р<0,05) и через 60 дней у животных 2-й группы при воздействии концентрации 1 мг/м3 (активность каталазы 3,57± ^ ±0,06 в опыте при 3,79±0,04 мл в контроле; активность пероксидазы 21 ±0,72 с в опыте при 23,6±0,04 с в контроле; р<0,05). Концентрация 2-ЭГА 0,1 мг/м3 вызывала аналогичные измене-

ния в более поздние сроки эксперимента — через 90 дней (р<0,05).

Повышение активности лактатдегидрогеназы в сыворотке крови отмечалось только у животных 1-й группы при воздействии вещества в концентрации 5,0 мг/м3 в 1-й месяц эксперимента (98,3± 1,03 ед. экст. в опыте при 126,4±6,9 ед. экст. в контроле). При воздействии 2-ЭГА в более низких концентрациях изменений этого показателя не зарегистрировано.

:( При определении содержания в крови животных глютатиона достоверное повышение .этого показателя наблюдалось однократно лишь' при воздействии вещества в концентрации 5 мг/м3 (р<0,05).

Содержание Ы-ацетилнейраминовой кислоты повышалось в крови животных в конце первого опыта при концентрации 5 мг/м3 (0,089± ±0,06 ед. экст. з опыте при 0,04±0,002 ед. экст. в контроле; р<0,05), через 60 дней при поступлении вещества в концентрации 1 мг/м3 (0,14± ±0,007 ед. экст. в опыте при 0,11 ±0,01 ед. экст. в контроле; /?<0,05). Концентрация 0,1 мг/м3 вызывала достоверное изменение этого показателя через 90 дней затравки (р<0,05). Поступление 2-ЭГА на уровне 0,01 мг/м3 не вызывало существенных различий указанного теста в опыте и контроле за все время наблюдения.

Изучение активности щелочной фосфатазы позволило установить появление первых достоверных изменений у животных при воздействии концентрации 5 мг/м3 через 30 дней опыта (0,014±0,0001 мкмоль при 0,012±0,0002 мкмоль в контроле). Воздействие продукта вызывало достоверное изменение этого теста у животных 2-й группы через 90 дней опыта (0,012± ±0,0004 мкмоль при 0,007±0,002 мкмоль в контроле), а у животных 3-й группы — через 120 дней затравки (0,006±0,0004 мкмоль при 0,004± ±0,0003 мкмоль в контроле; р<0,05). Эти изменения носили однонаправленный характер и выражались в повышении активности фермента у животных указанных групп.

При изучении количества лейкоцитов в крови

экспериментальных животных с подсчетом формулы крови не установлено достоверных изменений состава белой крови за весь период опыта (р>0,05).

Следовательно, хроническое ингаляционное отравление парами 2-ЭГА приводит к разнообразным функциональным изменениям в организме и прежде всего со стороны центральной нервной системы, печени и ферментов-окислителей.

Таким образом, на основе результатов исследований концентрацию 2-ЭГА 0,1 мг/м3 можно считать пороговой для условий длительного круглосуточного ингаляционного поступления по нарушению ферментативной активности печени (Ы-ацетилнейраминовой кислоты и щелочной фосфатазы). Концентрация 0,01 мг/м3 оказалась недействующей по всем изученным показателям. Учитывая, что недействующая концентрация 2-ЭГА по резорбтивному действию на одном уровне с установленной нами по рефлекторному влиянию (0,01 мг/м3), в соответствии с принципом нормирования химических веществ по лимитирующему признаку вредности рекомендуется для данного вещества только разовая ПДК на уровне 0,01 мг/м3, которая и утверждена Минздравом СССР (список № 5158 от 24.11.89).

Литература

1. Андреещева Н. Г., Пинигин М. А. // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.— М., 1978— Вып. 6.— С. 75-77.

2. Арзяева Е. ЯОсина Т. М. // Гигиена, промышленная токсикология и профпатология в производствах поли-акрилатов и сырья для них.— М., 1984.— С. 57—66.

3. Временные методические указания по обоснованию предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.— М., 1989,— С. 110.

4. Комракова Е. А., Пискарев Ю. Г. // Гиг. и сан.— 1990.— № 8.— С. 86-87.

5. Ломонова Г. В. // Гиг. труда.— 1982.— № 9.— С. 52—54.

6. Чеснокова Н. Р., Берсудский С. С., Брилль Г. Е. // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.— Саратов, 1979.— С. 61—64.

Поступила 14.01.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 614.715:в13.155.3|-07

Р. У. Убайдиллаев, А. X. Камильджанов, Ш. М. Мирзаев, Н. X. Ашрятова, У. А. Маджидов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ АЗОЦЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент

Азоцен [1-(1,2,4-триазол-1 ил)-1-(4-хлорфен- масса 293,7, давление паров 1,3-10-® мм рт. ст.

окси) -3,3 диметилбутон-2 ОН) ] представляет со- при 25 °С, температура плавления 76 °С. Препарат

бой кристаллическое вещество светло-желтого хорошо растворим в органических растворителях,

цвета со специфическим запахом. Молекулярная плохо растворим в воде. При введении в желудок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.