ниевой обезжиренной фольги в форме треугольников с основанием 3—5 мм и длиной до 60 мм позволяет изменить весь спектр концентрации аэроионов с преобладанием в нем аэроиоков отрицательного заряда. Подобные же электроды на катоде лабораторной модели ЭЭА дают возможность на 1—2 порядка увеличить эффективность ИИВ (по динамике легких отрицательных аэроионов) и получить практически абсолютно униполяризованный поток ионизированного воздуха, что, однако, в значительно меньшей мере отразилось на концентрации тяжелых отрицательных аэроионов.
Примечательно, что аналогичный эффект ИИВ с использованием дополнительно алюминиевых электродов можно получить при напряжениях примерно в 2,3—2,6 раза ниже, чем с применением только нихромовых электродов. Очевидно, что в этом случае определенное значение имеет и значительное увеличение площади коронирую-
© Р. А. КАСЫМОВ. Н. X. АШРЯТОВА. 1990 УДК 614.72:615.285.71:613.355.3
щего катода за счет дополнительных алюминиевых электродов при неизменном аэродинамическом сопротивлении внутри корпуса ЭЭА.
Таким образом, использование в конструкции ЭЭА в качестве коронирующих электродов из алюминия позволяет при значительно меньшем напряжении получить высокую эффективности генерации аэроионов и соответственно увеличить электробезопасность и эффективность ИИВ.
Литература
1. Дмитриев М. Т., Растянников Е. Г., Малышева А. Г. // Гиг. и сан. — 1987. — № 3. — С. 21—25.
2. Минх А. А. Ионизация воздуха и ее гигиеническое значение. — М„ 1963.
3. Портнов Ф. Г. Электроаэрозольтерапия. — Рига, 1976.
4. Погожее С. В.// Гиг. и сан. — 1986. — № 10, —С. 60— 61.
5. Тэнэсеску Ф., Крамарюк Р. Электростатика в технике. —• М„ 1980.
Поступила 17.05.88
Р. А. Касымов, И. X. Ашрятова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ РИПКОРДА В АТМОСФЕРНОМ
ВОЗДУХЕ
НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Узбекской ССР, Ташкент
Рипкорд [а-циано-З-феноксибензил-З- (2,2-ди-хлорвинил) - 2,2-диметилциклопропанкарбокси-лат] — представитель новой группы синтетических пиретроидов, характерной особенностью которых является высокая инсектицидная активность.
Химически чистое вещество — светлая маслянистая жидкость, молекулярная масса 416,1, температура кипения 300°С. Растворимость в воде 0,1 мг/л, хорошо растворяется в ацетоне, хлороформе, этаноле. В воздухе может находиться в виде паров и аэрозоля. ЬО50 для крыс 0,839 г/кг, коэффициент кумуляции при введении рипкорда крысам в дозах '/го и '/« ЬО50 составляет соответственно 1,97 и 1,48.
Технический продукт содержит около 90 % основного вещества. Выпускается в виде концентрата эмульсии, препарата для УМО, а также в виде 20 % смачивающегося порошка.
При поступлении в организм рипкорд способен оказывать токсическое действие. Однако данные о резорбтивном действии малых концентраций препарата на организм человека и животных крайне ограниченны: не обоснована его ПДК в атмосферном воздухе. Это затрудняет проведение санитарного контроля за загрязнением воздушной среды при применении рипкорда в сельском хозяйстве.
Так как рипкорд обладает неприятным специфическим запахом, то нами проведено изучение
его рефлекторного действия на организм человека. Концентрации рипкорда определяли методом газожидкостной хроматографии, разработанным нами совместно с химиком Н. Ш. Аху-новой. Чувствительность метода 0,008 мг/м3.
Определение порога обонятельного ощущения рипкорда проводили согласно методическим ука-Ц заниям [4]. В эксперименте участвовало 24 здоровых добровольца обоего пола в возрасте от 17 до 40 лет, которые были ознакомлены с запахом исследуемого вещества. Исследованы 7 концентраций: 0,667, 0,465, 0,368, 0,220, 0,174, 0,140 и 0,037 мг/м3. Результаты эксперимента обрабатывали методом пробит-анализа [1].
Пороговая концентрация (ECi6) установлена на уровне 0,123 мг/м3. Препарат относится к 3-му классу опасности по рефлекторному действию.
Коэффициент запаса (Кз), найденный по номограмме [1], равен 3,1. Величина максимальной разовой ПДК составляет 0,04 мг/м3.
Изучение резорбтивного действия малых концентраций рипкорда на организм лабораторных животных проводили в условиях хронического эксперимента при круглосуточной 3-месячной ингаляционной затравке. В эксперименте исполь- ^ зованы 80 половозрелых белых крыс-самцов с •' первоначальной массой 100—130 г, которые были разделены на 4 группы по 20 особей в каждой. Крыс 1-й группы подвергали воздействию
Фон го 60 90 120
Шг 02 13 □ «
СПП у крыс при ингаляционной затравке рнпкордом. По оси абсцисс — дни исследования; но оси ординат — СМП. нмп/с. 1 — 1-я группа, 2 —2-я группа, 3 — 3-я группа, 4 — контроль.
рипкорда в концентрации 0,3 мг/м3, 2-й — 0,04 мг/м3, 3-й — 0,01 мг/м3, а 4-я служила контролем.
Животных подвергали воздействию рипкорда 4 в виде паров за счет диффузии их с поверхно-^ сти эмульсии, помещенной в «гуськи» [5]. Чистый воздух и ингаляционную смесь подавали в камеры со скоростью 40 л/мин.
Прииимая во внимание данные литературы по токсикологической характеристике рипкорда, при проведении эксперимента изучали поведение и массу тела экспериментальных животных, суммационно-пороговый показатель (СПП) [7], активность холинэстеразы цельной крови [4], щелочной фосфатазы сыворотки крови [8], содержание мочевины в сыворотке крови (тест-система фирмы «Лахема»), количество эритроцитов, лейкоцитов и каталазное число крови. С целью выявления иммунных сдвигов в организме определяли активность лизоцима сыво-0 ротки крови [2].
О гонадотоксическом действии рипкорда судили по времени подвижности, кислотной и осмотической резистентности сперматозоидов. Кроме того, по окончании затравки была изучена способность самцов к оплодотворению [6].
Для изучения гонадотоксического действия, активности щелочной фосфатазы сыворотки крови по 5 крыс каждой группы были забиты до начала затравки (при снятии фоновых показателей), на 45-й и 90-й дни затравки и в восстановительный период. Определение всех остальных показателей проводили до начала затравки (фон), каждые 15 дней эксперимента и на 15-е и 30-е сутки восстановительного периода.
По окончании затравки органы животных подвергали патоморфологическим и гистохимическим исследованиям.
Наблюдение за поведением и массой тела жи-ф вотных показало, что в течение всего эксперимен-"" та они были здоровы, активны, умеренно прибавляли в массе и существенных изменений по сравнению с контрольной группой обнарух<ено не было.
При исследовании активности холинэстеразы цельной крови установлено, что изменения ее носили фазовый характер: у крыс 1-й группы на 30-й и 45-й дни воздействия выявлено снижение активности фермента, затем восстановление ее на 60-й день, но последующее снижение его активности сохранялось до конца затравки.
Аналогичное, но менее выраженное изменение активности холинэстеразы выявлено у крыс 2-й группы в более поздние сроки — на 45-й и 60-й дни затравки, затем наступало восстановление активности фермента, которая опять снижалась к концу третьего месяца воздействия рипкорда.
Показатели активности фермента у животных 3-й группы в течение всего периода не отличались от показателей контроля.
При затравке у животных 1-й группы наблюдалось некоторое снижение СПП на 15-й день, что свидетельствует о повышении возбудимости ЦНС, однако это повышение не было статистически достоверным. К концу первого месяца воздействия рипкорда выявлено достоверное повышение СПП (р<0,05), который к 45-му дню восстановился до исходного уровня, а затем к концу второго месяца затравки вновь повысился и сохранялся таким до конца эксперимента. На 15-е сутки восстановительного периода повышение СПП хотя еще сохранялось, но было недостоверным и достигло уровня контроля только по истечении 1 мес восстановления.
У животных 2-й группы увеличение СПП было выявлено на 45-е и 60-е сутки воздействия (р<0,01), затем его величина снизилась до исходного уровня, что можно объяснить адаптацией животных этой группы к воздействию рипкорда.
У крыс 3-й группы изменений данного показателя не выявлено (см. рисунок).
Функциональное состояние почек подопытных животных оценивали по количеству мочевины, задерживаемой в сыворотке крови. К концу второго месяца ингаляции рипкорда у крыс 1-й группы нами было выявлено повышение уровня мочевины, которое стало более выраженным на 75-й и 90-й дни затравки (соответственно 11,01 ±0,961 и 12,3+1,190 ммоль/л против 7,77± ±0,476 ммоль/л в контроле; р<0,05—0,01). Увеличение содержания в сыворотке крови у крыс 2-й группы носило недостоверный характер.
Пиретроиды могут оказывать токсическое действие на окислительно-восстановительные процессы [3]. В связи с этим нами изучена активность фермента каталазы крови.
Анализ полученных данных показал, что активность каталазы снижалась на 45-й день эксперимента только у крыс 1-й группы, затем данный показатель приближался к исходному уровню, что свидетельствует о включении компенсаторных механизмов в ответ на воздействие внешнего агента.
В наших исследованиях изучение количества
эритроцитов периферической крови не выявило существенных изменений в их содержании. Статистически значимое повышение содержания лейкоцитов в крови имело место к концу затравки только у крыс 1-й группы, затем по истечении восстановительного периода оно снижалось до исходного уровня.
Как свидетельствуют полученные нами данные, повышение активности щелочной фосфата-зы крови у крыс 1-й группы выявлено на 45-й и 90-й дни ингаляции рипкорда [1,213+0,101 и 1,355±0,132 ммоль/ (ч • л) против 0,824±0,122 и 0,848+0,122 ммоль/(ч• л) в контроле; р<0,05]. У животных 2-й группы повышение активности фермента наблюдалось только на 90-й день затравки (р<0,05). В 3-й группе изменений данного показателя не было.
Состояние иммунной реактивности у животных оценивали по изменению активности лизо-цима сыворотки крови. Снижение данного показателя у животных 1-й группы было выявлено во второй половине затравки — на 45, 75 и 90-й дни (соответственно 39,0+3,21, 34,4+4,07 и 31,2+3,86 % против 48,6±2,14, 48,2+2,57 и 46,6+2,79 % в контроле; р<0,05), затем он достигал исходного уровня в восстановительный период.
Подобные, но менее выраженные изменения активности лизоцима сыворотки крови отмечены у крыс 2-й группы. У животных 3-й группы изменений данного показателя не выявлено.
При снятии фона, на 45-й и 90-й дни ингаляционной затравки, в течение восстановительного периода исследованы время подвижности, осмотическая и кислотная резистентность сперматозоидов. Изученные концентрации рипкорда не вызывали изменений этих показателей.
Для изучения гонадотоксического действия препарата по окончании затравки отбирали по 5 крыс-самцов, которых спаривали с «чистыми» самками в соотношении 1 : 2. На 17-й день беременности самок забивали, определяли число желтых тел в яичниках, наличие живых и мертвых эмбрионов в рогах матки, число резорбций и мест имплаитаций, учитывали пред- и постим-плантационную гибель, а также общую эмбриональную смертность. Проведенные исследования
не выявили значимых отклонений у подопытных крыв по сравнению с контролем.
При проведении патогистологических и гистохимических исследований внутренних органов животных обнаружены неспецифические изменения в легких, печени, почках, которые отсутс^ вовали по истечении 1 мес восстановительного периода.
Следовательно, при хроническом 3-месячном вдыхании рипкорда имеют место изменения следующих изученных показателей: активности хо-линэстеразы, каталазы цельной крови, СПП, числа лейкоцитов, активности щелочной фосфата-зы, лизоцима и содержания мочевины в сыворотке крови, а также патоморфологическне и гистохимические изменения у животных 1-й группы.
Аналогичные, но менее выраженные изменения СПП, активности холинэстеразы, каталазы цельной крови, щелочной фосфатазы и лизоцима сыворотки крови отмечены у крыс 2-й группы.
На основании полученных данных максимальная разовая ПДК рипкорда в атмосферном воздухе рекомендована па уровне 0,04 мг/м3, а среднесуточная ПДК — 0,01 мг/м3. Предложенные регламенты одобрены секцией гигиены атмосферного воздуха Проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды» АМН СССР 6 апреля 1988 г.
Литература
1. Андреещева И. Г., Пинигин М. А//Гигиенические аспекты охраны окружающей среды — М., 1978. — Вып. 7. — С. 75-76.
2. Дорофейчук В. Г. //Лаб. дело. — 1968.— № 1. — С. 28-30.
3. Каган Ю. С., Паныиина Т. Н.. Сасинович Л. М. // Гнг, и сан. — 1986. — № I. — С. 7—9. |
4. Кривоглаз Б. А. // Клиника и лечение интоксикации ядохимикатами.—Л., 1986.— С. 184—186.
5. Рязанов В. А., Буштуева К■ А., Новиков Ю. В. // Предельно допустимые концентрации атмосферного загрязнения,—М„ 1957, —Вып. 3. — С. 117—126.
6. Саноцкий И. В.. Фоменко В. Н. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм.— М„ 1979, —С. 62—95.
7. Сперанский И. В., Павленко С. Б. // Фармаксл. и ток-сикол. — 1965. — № I, —С. 123.
8. Яхнина Д. П. //Лаб. дело. — 1962. — № 10.— С. 19—21.
Поступила 16.05.88