Обоснование педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде...
РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-141-144 УДК 378.147
Зникина Людмила Степановна
доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор
Седых Дина Викторовна
Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, г. Кемерово
[email protected], [email protected]
ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются вопросы педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде. Авторы обобщают практический опыт организации образовательного процесса в исследуемых условиях и дают характеристику особенностей обучения студентов с позиций синергетического подхода. Доказывается, что учет специфики процесса обучения студентов в полилингвальных условиях является психолого-педагогической основой субъект-субъектного обучения. Особое внимание в работе авторы акцентируют на целесообразности интегративного применения основных принципов синергетики в совокупности с общедидактическими и частными принципами образовательного процесса, что позволило определить авторский подход к разработке педагогического обеспечения изучаемого процесса. Предложенные принципы с позиции синергетического подхода послужили ориентиром для определения причинно-следственных связей между задачами и факторами, влияющими на эффективность организации процесса обучения в вузе, и позволили раскрыть структуру педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде.
Ключевые слова: полилингвальная образовательная среда, педагогическое обеспечение процесса обучения студентов, принципы синергетики в организации педагогического процесса.
Развивающаяся тенденция интернационализации вузов обосновывает необходимость и перспективность разработки педагогического обеспечения процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде. В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент обозначил, в числе других, образование как приоритетный национальный проект, для достижения целей которого необходимо в ближайшие годы значительно увеличить количество иностранных граждан, обучающихся в российских вузах.
Бесспорно, отечественные и зарубежные исследователи достаточно глубоко изучили вопросы, касающиеся культурологических и психолого-педагогических особенностей процесса обучения [7; 8; 9; 1]. Тем не менее, потребность в разработке конкретных педагогических средств и способов актуализации учебного процесса в поликультурной и полилингвальной среде остается очевидной.
Ведущим тезисом в определении педагогического обеспечения учебного процесса является то, что его компоненты представлены не только разработкой и содержательным наполнением комплекса рабочих программ, технологий, моделей и т.д., что определяет содержание образования. Это, прежде всего, личностные ресурсы субъектов образовательного процесса и их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели. Результатом педагогического обеспечения должен быть переход целеполагания в реальность посредством педагогического диалога с помощью разработанных средств и способов, необходимых для процесса обучения.
Образовательный процесс - это открытая система с динамичной структурой компонентов, развитием их взаимосвязей и изменяющимися функциями. Теоретические основы классических систем позволяют рассматривать бифуркационный механизм развития объекта как процесс самоорганизации, что, по сути, является характерным для систем самого общего вида. «Очевидно и то, что нелинейная динамика меняет естественнонаучную парадигму, взгляд на случайность и детерминизм, на хаос и порядок, на возможность прогноза поведения сложных систем. Такие модели, с одной стороны, могут оказаться полезными при оценке будущих проектов в сфере образования, с другой -по-новому взглянуть на ряд процессов, развивающихся в высшей школе » [3, с. 15].
Исследования в междисциплинарных областях показывают множество примеров применимости идей синергетики, подтверждают возможность их применения в педагогических изысканиях, рассматривая перенос общих закономерностей систем в создание собственных моделей и проектов в сфере образования. Образовательный процесс характеризуется двумя основными принципами синергетики: статическим и динамическим. В терминах педагогики эти принципы соответствуют консервативным и инновационным процессам, обеспечивающим устойчивость и изменяемость.
Статические (консервативные) принципы характеризуют «фазу порядка» функционирования системы, организации структуры её элементов и условия их взаимодействия, что определяет принципы устойчивости: гомеостатичности, иерархичности и самодетерминации.
© Зникина Л.С., Седых Д.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
141
Инновационные (динамические) принципы -это принцип нелинейности, позволяющий уйти от подобия и порождать неоднородности; принцип открытости как признак эволюционирующей системы. К динамическим принципам относится принцип неустойчивости, определяющий точки бифуркации как разграничение нового и старого качества. Исследователи теории систем выделяют также принцип наблюдаемости, обосновывая тезис, что любая теория должна иметь опытную проверку, поскольку само наблюдение изменяет ход событий [4].
При обосновании педагогического обеспечения исследуемого нами процесса обучения в условиях полилингвальной образовательной среды мы опирались на универсальные методологические принципы педагогического процесса и частные принципы, что позволило определить авторский подход к разработке педагогического обеспечения изучаемого процесса.
В ходе совместной научной работы, результат которой представлен на уровне диссертационного исследования, в основу структурирования педагогического обеспечения процесса обучения студентов в поликультурной и полилингвальной образовательной среде нами положена очевидная специфика социокультурной среды современного вуза, которая проявляется в расширении межэтнических и межкультурных отношений субъектов образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда характеризуется непосредственным языковым и этнокультурным контактом субъектов образовательного процесса и должна, на наш взгляд, обеспечить совокупность потенциальных
возможностей профессионально-личностного развития обучающихся при сохранении их этнической идентичности.
Это является основанием утверждать, что «структура и механизм наполнения педагогического обеспечения процесса обучения студентов в такой образовательной среде должны опираться на следующие педагогические ориентиры:
- целенаправленное расширение культуроопре-деляющего и воспитательного содержания образовательного процесса;
- организационно-методическое взаимодействие преподавателей гуманитарных и специальных кафедр;
- методическая подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде вуза» [6].
Структура педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде представлена ниже (рис. 1.).
К общедидактическим универсальным принципам разработки педагогического обеспечения, которые мы соблюдали и на которые ориентировались как на критерии технологичности процесса обучения, относятся:
- системность: целостность обеспечения, наличие логики и последовательности алгоритма реализации процесса обучения, взаимосвязь этапов и анализ полученных результатов;
- управляемость: процесс обучения предполагает изменение его проектирования, корректировку и дополнение целей процесса обучения на конкретных этапах, варьирование диагностирующего инструментария;
7. Разработка и применение инструментария для оценки достижений учебного процесса
в соответствии с целью
/
6. Педагогическая деятельность по развитию взаимодействия субъектов образовательного процесса в поликультурном и полилингвальном окружении
1.Цель: повышение
результативности
образовательного
процесса в
полилингвальной
среде
Педагогическое обеспечение процесса обучения
студентов в полил ингвальной образовательной среде
5. Развитие
междисциплинарных связей
Анализ достижимости цели;
корректировка педагогической деятельности для обеспечения прогнозируемых результатов по обучению студентов в полилингвальной образовательной среде
2. Идентификация особенностей учебного процесса в полилингвальной образовательной среде вуза
3. Определение и разработка педагогических условий результативного учебного процесса в исследуемой среде
4. Досту пность и полнота методического сопровождения; разработка технологий обучения и других средств, направленных на достижение поставленной цели
Рис. 1. Структура педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде
Вестник КГУ А 2019
142
Обоснование педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде..
- воспроизводимость: возможность повторения оригинального варианта обучения, дополнения, структурного и содержательного модифицирования при использовании в других образовательных организациях и другими субъектами образовательного процесса в поликультурных условиях вуза.
Частными принципами разработки педагогического обеспечения в исследовании представлены:
- итеративность: возможность неоднократного повторения содержательных компонентов при обучении студентов в полилингвальных условиях на различных этапах обучения параллельно с анализом результатов предыдущей работы и при необходимости корректировки учебных действий;
- нелинейность: саморегулируемое развитие и самосовершенствование педагога как субъекта образовательного процесса. «Несмотря на то, что педагоги пытаются найти универсальную шкалу критериев отсчета сформированности компетенций, каждая система остается уникальной, с наличием альтернатив поведения в собственных точках бифуркаций. Принцип нелинейности обеспечивает переход от управления к самоуправлению. Понятно, что эффективное педагогическое сопровождение (управляющее воздействие извне) должно быть согласовано с индивидуальными свойствами системы, в нашем случае, обучающегося» [2, с. 132; 6, с. 75-76];
- восполняемость: возможность пополнения содержания обучения с перспективой и степенью вероятности обновления организационно-методических междисциплинарных ресурсов педагогического обеспечения;
- контекстуальность: включение фоновых знаний межкультурного общения в более широкий
контекст профессиональной деятельности будущих специалистов, что определяет выбор соответствующей стратегии их коммуникатитвно-профес-сионального и ассертивного поведения.
Следуя этим принципам при рассмотрении поля исследуемой проблемы, мы попытались определить причинно-следственные связи между решаемыми задачами и факторами, которые способствуют их решению или тормозят достижение цели. В нашем случае проблему мы определяем как структурирование и актуализация педагогического обеспечения обучения студентов вуза в исследуемой среде. На рисунке 2 мы представили эти связи как графическое отображение в авторском наполнении, используя основополаающие идеи «диаграммы Исикавы».
Свою диаграмму профессор Токийского университета Каора Исикава первоначально предложил для измерения, оценки, контроля и повышения качества производственных процессов. Учитывая ее универсальный характер в подходах к проблемам, этот графический анализ нашел применение в различных областях жизнедеятельности, поскольку диаграмма является аналитическим инструментом для определения возможных факторов и причин, взаимодействие которых в изучаемом проблемном поле обусловливает конкретные мероприятия.
Диаграмму К. Исикавы иногда еще называют «рыбья кость»: главная горизонтальная стрелка определяет основную проблему, а гипотетические причины, влияющие на развитие этой проблемы, и возможности её разрешения, представляют собой наклонные стрелки. Описанные причины последующих порядков представлены малыми стрелками.
А ктуили шция процесса обучения в полилингвальной образовательной среде вуза
Рис. 2. Структура и анализ актуализации педагогического обеспечения обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде: диаграмма Исикавы (Cause-and-Effect Diagram)
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
143
Многоплановый характер категории оценки собственно педагогического обеспечения и его актуализации в педагогической практике дает возможность при графическом построении наиболее объективно рассмотреть связи и факторы, поддающиеся, по нашему мнению, корректировке и приближающие нас к решению поставленных задач.
Как правило, при анализе применяют принцип «5Р», то есть главными формально выступают пять факторов:
1. person - персона (личность);
2. procedures - процедуры (действия);
3. patrons - потребители продукта;
4. provisions - обеспечение (ресурсы);
5. place - окружение (среда).
В наших терминах: 1. Студент / преподаватель. 2. Учебный процесс. 3. Потенциальные работодатели. 4. Личностные ресурсы и содержание образования. 5. Образовательная среда. Главную «проблему» (графически это горизонтальная стрелка) мы представили как «Педагогическое обеспечение учебного процесса в полилингвальной среде вуза» продукт, которой направлен работодателю. Факторы с причинами второго и третьего порядков определены как «Учебный процесс»; «Преподаватель»; «Личность студента»; «Микросреда» [6, с. 137].
Предложенные принципы и подходы к построению педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде помогут, на наш взгляд, определить для вузов стратегию организационно-методического сопровождения образовательного процесса в поликультурном формате, принимая во внимание приоритетный национальный проект по увеличению количества иностранных обучающихся в российских вузах.
Библиографический список
1. Брыскина И.Е. Модель билингвального/би-культурного языкового образования в высшей школе // Вестник Тамбовского университета. - 2010. -№ 3 (83). - С. 123-131.
2. Зникина Л. С. Организация самообразовательной деятельности студентов: идеи синергетики в педагогике // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология, Социокинетика. - 2019. -№ 2. - С. 130-133.
3. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинец-кий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 288 с.
4. КнязеваЕ.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалоги с И. Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 3-20.
5. Пахомкина М.Е., Писаренко В.И. Перспективы синергетических идей в педагогике // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 3 (5). - С. 10-21.
6. СедыхД.В. Педагогическое обеспечение процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. -Кемерово, 2019. - 231 с.
7. Brown H.D. Breaking the language barrier. -Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1991. - 184 p.
8. Greets C. The Interpretation of Cultures. - New York: Basic Books, 2000. - 124 p.
9. LambertR. D. Educational Exchange and Global Competence. - New York: Council on Educational Exchange, 1996. - 231 p.
References
1. Bryskina I.E. Model' bilingval'nogo/ bikul'turnogo iazykovogo obrazovaniia v vysshei shkole // Vestnik Tambovskogo universiteta. - 2010. -№ 3 (83). - S. 123-131.
2. Znikina L.S. Organizatsiia samoobrazovatel'noi deiatel'nosti studentov: idei sinergetiki v pedagogike // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia, Sotsiokinetika. - 2019. - № 2. - S. 130-133.
3. Kapitsa S.P., Kurdiumov S.P., Malinetskii G.G. Sinergetika i prognozy budushchego. - M.: Editorial URSS, 2003. - 288 s.
4. Kniazeva E.N., Kurdiumov S.P. Sinergetika kak novoe mirovidenie: dialogi s I. Prigozhinym // Voprosy filosofii. - 1992. - № 12. - S. 3-20.
5. Pakhomkina M.E., Pisarenko VI. Perspektivy sinergeticheskikh idei v pedagogike // Informatika, vychislitel'naia tekhnika i inzhenernoe obrazovanie. -2011. - № 3 (5). - S. 10-21.
6. Sedykh D.V. Pedagogicheskoe obespechenie protsessa obucheniia studentov vuza v polilingval'noi obrazovatel'noi srede: dis. ... kand. ped. nauk. -Kemerovo, 2019. - 231 s.
7. Brown H.D. Breaking the language barrier. -Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1991. - 184 p.
8. Greets C. The Interpretation of Cultures. - New York: Basic Books, 2000. - 124 p.
9. Lambert R. D. Educational Exchange and Global Competence. - New York: Council on Educational Exchange, 1996. - 231 p.
Вестник КГУ 2019
144