Научная статья на тему 'Обоснование педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде: синергетический подход'

Обоснование педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде: синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / POLILINGUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGIC PROVIDING OF STUDENTS' TRAINING / PRINCIPLES OF SYNERGY / ORGANISATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зникина Людмила Степановна, Седых Дина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде. Авторы обобщают практический опыт организации образовательного процесса в исследуемых условиях и дают характеристику особенностей обучения студентов с позиций синергетического подхода. Доказывается, что учет специфики процесса обучения студентов в полилингвальных условиях является психолого-педагогической основой субъект-субъектного обучения. Особое внимание в работе авторы акцентируют на целесообразности интегративного применения основных принципов синергетики в совокупности с общедидактическими и частными принципами образовательного процесса, что позволило определить авторский подход к разработке педагогического обеспечения изучаемого процесса. Предложенные принципы с позиции синергетического подхода послужили ориентиром для определения причинно-следственных связей между задачами и факторами, влияющими на эффективность организации процесса обучения в вузе, и позволили раскрыть структуру педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of the pedagogic providing of students’ training in poly-lingual educational environment: synergetic approach

The article concerns the problems of the pedagogic providing in polilingual educational environment. The authors generalise the pedagogic experience of students’ training in the researched conditions and describe the psychological and pedagogic possibilities of subject-to-subject education. The peculiarities of students’ training in polilingual environment are actualised in the context of synergetic approach. The authors focus on the integrated implication of rocess. This integration influences on the authors’ approach to the pedagogic providing of students’ training. The proposed principles in the context of synergy indicate the guidance of cause-effect relations between purposes and factors affecting the organisation of students’ training process in the polilingual environment. The pedagogic providing structure is evidently presented in the research.

Текст научной работы на тему «Обоснование педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде: синергетический подход»

Обоснование педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде...

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-141-144 УДК 378.147

Зникина Людмила Степановна

доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор

Седых Дина Викторовна

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, г. Кемерово

znikina@mail.ru, seddina@mail.ru

ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются вопросы педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде. Авторы обобщают практический опыт организации образовательного процесса в исследуемых условиях и дают характеристику особенностей обучения студентов с позиций синергетического подхода. Доказывается, что учет специфики процесса обучения студентов в полилингвальных условиях является психолого-педагогической основой субъект-субъектного обучения. Особое внимание в работе авторы акцентируют на целесообразности интегративного применения основных принципов синергетики в совокупности с общедидактическими и частными принципами образовательного процесса, что позволило определить авторский подход к разработке педагогического обеспечения изучаемого процесса. Предложенные принципы с позиции синергетического подхода послужили ориентиром для определения причинно-следственных связей между задачами и факторами, влияющими на эффективность организации процесса обучения в вузе, и позволили раскрыть структуру педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде.

Ключевые слова: полилингвальная образовательная среда, педагогическое обеспечение процесса обучения студентов, принципы синергетики в организации педагогического процесса.

Развивающаяся тенденция интернационализации вузов обосновывает необходимость и перспективность разработки педагогического обеспечения процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде. В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент обозначил, в числе других, образование как приоритетный национальный проект, для достижения целей которого необходимо в ближайшие годы значительно увеличить количество иностранных граждан, обучающихся в российских вузах.

Бесспорно, отечественные и зарубежные исследователи достаточно глубоко изучили вопросы, касающиеся культурологических и психолого-педагогических особенностей процесса обучения [7; 8; 9; 1]. Тем не менее, потребность в разработке конкретных педагогических средств и способов актуализации учебного процесса в поликультурной и полилингвальной среде остается очевидной.

Ведущим тезисом в определении педагогического обеспечения учебного процесса является то, что его компоненты представлены не только разработкой и содержательным наполнением комплекса рабочих программ, технологий, моделей и т.д., что определяет содержание образования. Это, прежде всего, личностные ресурсы субъектов образовательного процесса и их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели. Результатом педагогического обеспечения должен быть переход целеполагания в реальность посредством педагогического диалога с помощью разработанных средств и способов, необходимых для процесса обучения.

Образовательный процесс - это открытая система с динамичной структурой компонентов, развитием их взаимосвязей и изменяющимися функциями. Теоретические основы классических систем позволяют рассматривать бифуркационный механизм развития объекта как процесс самоорганизации, что, по сути, является характерным для систем самого общего вида. «Очевидно и то, что нелинейная динамика меняет естественнонаучную парадигму, взгляд на случайность и детерминизм, на хаос и порядок, на возможность прогноза поведения сложных систем. Такие модели, с одной стороны, могут оказаться полезными при оценке будущих проектов в сфере образования, с другой -по-новому взглянуть на ряд процессов, развивающихся в высшей школе » [3, с. 15].

Исследования в междисциплинарных областях показывают множество примеров применимости идей синергетики, подтверждают возможность их применения в педагогических изысканиях, рассматривая перенос общих закономерностей систем в создание собственных моделей и проектов в сфере образования. Образовательный процесс характеризуется двумя основными принципами синергетики: статическим и динамическим. В терминах педагогики эти принципы соответствуют консервативным и инновационным процессам, обеспечивающим устойчивость и изменяемость.

Статические (консервативные) принципы характеризуют «фазу порядка» функционирования системы, организации структуры её элементов и условия их взаимодействия, что определяет принципы устойчивости: гомеостатичности, иерархичности и самодетерминации.

© Зникина Л.С., Седых Д.В., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

141

Инновационные (динамические) принципы -это принцип нелинейности, позволяющий уйти от подобия и порождать неоднородности; принцип открытости как признак эволюционирующей системы. К динамическим принципам относится принцип неустойчивости, определяющий точки бифуркации как разграничение нового и старого качества. Исследователи теории систем выделяют также принцип наблюдаемости, обосновывая тезис, что любая теория должна иметь опытную проверку, поскольку само наблюдение изменяет ход событий [4].

При обосновании педагогического обеспечения исследуемого нами процесса обучения в условиях полилингвальной образовательной среды мы опирались на универсальные методологические принципы педагогического процесса и частные принципы, что позволило определить авторский подход к разработке педагогического обеспечения изучаемого процесса.

В ходе совместной научной работы, результат которой представлен на уровне диссертационного исследования, в основу структурирования педагогического обеспечения процесса обучения студентов в поликультурной и полилингвальной образовательной среде нами положена очевидная специфика социокультурной среды современного вуза, которая проявляется в расширении межэтнических и межкультурных отношений субъектов образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда характеризуется непосредственным языковым и этнокультурным контактом субъектов образовательного процесса и должна, на наш взгляд, обеспечить совокупность потенциальных

возможностей профессионально-личностного развития обучающихся при сохранении их этнической идентичности.

Это является основанием утверждать, что «структура и механизм наполнения педагогического обеспечения процесса обучения студентов в такой образовательной среде должны опираться на следующие педагогические ориентиры:

- целенаправленное расширение культуроопре-деляющего и воспитательного содержания образовательного процесса;

- организационно-методическое взаимодействие преподавателей гуманитарных и специальных кафедр;

- методическая подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде вуза» [6].

Структура педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде представлена ниже (рис. 1.).

К общедидактическим универсальным принципам разработки педагогического обеспечения, которые мы соблюдали и на которые ориентировались как на критерии технологичности процесса обучения, относятся:

- системность: целостность обеспечения, наличие логики и последовательности алгоритма реализации процесса обучения, взаимосвязь этапов и анализ полученных результатов;

- управляемость: процесс обучения предполагает изменение его проектирования, корректировку и дополнение целей процесса обучения на конкретных этапах, варьирование диагностирующего инструментария;

7. Разработка и применение инструментария для оценки достижений учебного процесса

в соответствии с целью

/

6. Педагогическая деятельность по развитию взаимодействия субъектов образовательного процесса в поликультурном и полилингвальном окружении

1.Цель: повышение

результативности

образовательного

процесса в

полилингвальной

среде

Педагогическое обеспечение процесса обучения

студентов в полил ингвальной образовательной среде

5. Развитие

междисциплинарных связей

Анализ достижимости цели;

корректировка педагогической деятельности для обеспечения прогнозируемых результатов по обучению студентов в полилингвальной образовательной среде

2. Идентификация особенностей учебного процесса в полилингвальной образовательной среде вуза

3. Определение и разработка педагогических условий результативного учебного процесса в исследуемой среде

4. Досту пность и полнота методического сопровождения; разработка технологий обучения и других средств, направленных на достижение поставленной цели

Рис. 1. Структура педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде

Вестник КГУ А 2019

142

Обоснование педагогического обеспечения обучения студентов в полилингвальной образовательной среде..

- воспроизводимость: возможность повторения оригинального варианта обучения, дополнения, структурного и содержательного модифицирования при использовании в других образовательных организациях и другими субъектами образовательного процесса в поликультурных условиях вуза.

Частными принципами разработки педагогического обеспечения в исследовании представлены:

- итеративность: возможность неоднократного повторения содержательных компонентов при обучении студентов в полилингвальных условиях на различных этапах обучения параллельно с анализом результатов предыдущей работы и при необходимости корректировки учебных действий;

- нелинейность: саморегулируемое развитие и самосовершенствование педагога как субъекта образовательного процесса. «Несмотря на то, что педагоги пытаются найти универсальную шкалу критериев отсчета сформированности компетенций, каждая система остается уникальной, с наличием альтернатив поведения в собственных точках бифуркаций. Принцип нелинейности обеспечивает переход от управления к самоуправлению. Понятно, что эффективное педагогическое сопровождение (управляющее воздействие извне) должно быть согласовано с индивидуальными свойствами системы, в нашем случае, обучающегося» [2, с. 132; 6, с. 75-76];

- восполняемость: возможность пополнения содержания обучения с перспективой и степенью вероятности обновления организационно-методических междисциплинарных ресурсов педагогического обеспечения;

- контекстуальность: включение фоновых знаний межкультурного общения в более широкий

контекст профессиональной деятельности будущих специалистов, что определяет выбор соответствующей стратегии их коммуникатитвно-профес-сионального и ассертивного поведения.

Следуя этим принципам при рассмотрении поля исследуемой проблемы, мы попытались определить причинно-следственные связи между решаемыми задачами и факторами, которые способствуют их решению или тормозят достижение цели. В нашем случае проблему мы определяем как структурирование и актуализация педагогического обеспечения обучения студентов вуза в исследуемой среде. На рисунке 2 мы представили эти связи как графическое отображение в авторском наполнении, используя основополаающие идеи «диаграммы Исикавы».

Свою диаграмму профессор Токийского университета Каора Исикава первоначально предложил для измерения, оценки, контроля и повышения качества производственных процессов. Учитывая ее универсальный характер в подходах к проблемам, этот графический анализ нашел применение в различных областях жизнедеятельности, поскольку диаграмма является аналитическим инструментом для определения возможных факторов и причин, взаимодействие которых в изучаемом проблемном поле обусловливает конкретные мероприятия.

Диаграмму К. Исикавы иногда еще называют «рыбья кость»: главная горизонтальная стрелка определяет основную проблему, а гипотетические причины, влияющие на развитие этой проблемы, и возможности её разрешения, представляют собой наклонные стрелки. Описанные причины последующих порядков представлены малыми стрелками.

А ктуили шция процесса обучения в полилингвальной образовательной среде вуза

Рис. 2. Структура и анализ актуализации педагогического обеспечения обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде: диаграмма Исикавы (Cause-and-Effect Diagram)

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

143

Многоплановый характер категории оценки собственно педагогического обеспечения и его актуализации в педагогической практике дает возможность при графическом построении наиболее объективно рассмотреть связи и факторы, поддающиеся, по нашему мнению, корректировке и приближающие нас к решению поставленных задач.

Как правило, при анализе применяют принцип «5Р», то есть главными формально выступают пять факторов:

1. person - персона (личность);

2. procedures - процедуры (действия);

3. patrons - потребители продукта;

4. provisions - обеспечение (ресурсы);

5. place - окружение (среда).

В наших терминах: 1. Студент / преподаватель. 2. Учебный процесс. 3. Потенциальные работодатели. 4. Личностные ресурсы и содержание образования. 5. Образовательная среда. Главную «проблему» (графически это горизонтальная стрелка) мы представили как «Педагогическое обеспечение учебного процесса в полилингвальной среде вуза» продукт, которой направлен работодателю. Факторы с причинами второго и третьего порядков определены как «Учебный процесс»; «Преподаватель»; «Личность студента»; «Микросреда» [6, с. 137].

Предложенные принципы и подходы к построению педагогического обеспечения процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде помогут, на наш взгляд, определить для вузов стратегию организационно-методического сопровождения образовательного процесса в поликультурном формате, принимая во внимание приоритетный национальный проект по увеличению количества иностранных обучающихся в российских вузах.

Библиографический список

1. Брыскина И.Е. Модель билингвального/би-культурного языкового образования в высшей школе // Вестник Тамбовского университета. - 2010. -№ 3 (83). - С. 123-131.

2. Зникина Л. С. Организация самообразовательной деятельности студентов: идеи синергетики в педагогике // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология, Социокинетика. - 2019. -№ 2. - С. 130-133.

3. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинец-кий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 288 с.

4. КнязеваЕ.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалоги с И. Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 3-20.

5. Пахомкина М.Е., Писаренко В.И. Перспективы синергетических идей в педагогике // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 3 (5). - С. 10-21.

6. СедыхД.В. Педагогическое обеспечение процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. -Кемерово, 2019. - 231 с.

7. Brown H.D. Breaking the language barrier. -Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1991. - 184 p.

8. Greets C. The Interpretation of Cultures. - New York: Basic Books, 2000. - 124 p.

9. LambertR. D. Educational Exchange and Global Competence. - New York: Council on Educational Exchange, 1996. - 231 p.

References

1. Bryskina I.E. Model' bilingval'nogo/ bikul'turnogo iazykovogo obrazovaniia v vysshei shkole // Vestnik Tambovskogo universiteta. - 2010. -№ 3 (83). - S. 123-131.

2. Znikina L.S. Organizatsiia samoobrazovatel'noi deiatel'nosti studentov: idei sinergetiki v pedagogike // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia, Sotsiokinetika. - 2019. - № 2. - S. 130-133.

3. Kapitsa S.P., Kurdiumov S.P., Malinetskii G.G. Sinergetika i prognozy budushchego. - M.: Editorial URSS, 2003. - 288 s.

4. Kniazeva E.N., Kurdiumov S.P. Sinergetika kak novoe mirovidenie: dialogi s I. Prigozhinym // Voprosy filosofii. - 1992. - № 12. - S. 3-20.

5. Pakhomkina M.E., Pisarenko VI. Perspektivy sinergeticheskikh idei v pedagogike // Informatika, vychislitel'naia tekhnika i inzhenernoe obrazovanie. -2011. - № 3 (5). - S. 10-21.

6. Sedykh D.V. Pedagogicheskoe obespechenie protsessa obucheniia studentov vuza v polilingval'noi obrazovatel'noi srede: dis. ... kand. ped. nauk. -Kemerovo, 2019. - 231 s.

7. Brown H.D. Breaking the language barrier. -Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1991. - 184 p.

8. Greets C. The Interpretation of Cultures. - New York: Basic Books, 2000. - 124 p.

9. Lambert R. D. Educational Exchange and Global Competence. - New York: Council on Educational Exchange, 1996. - 231 p.

Вестник КГУ 2019

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.