Научная статья на тему 'Педагогические условия актуализации процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде вуза'

Педагогические условия актуализации процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / POLYLINGUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE STUDENT'S PROFESSIONAL TRAINING / THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ACTUALIZING THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зникина Л.С., Седых Д.В.

Введение. В статье проанализированы особенности обучения студентов современного вуза в поликультурном окружении. Авторы акцентируют внимание на проблемах процесса обучения в полилингвальной среде, выявляют педагогические условия актуализации исследуемого процесса обучения, что предполагает решение ряда задач современной высшей школы. Методология. Исследование проводится на основе методов системного анализа и анализа эмпирических данных. Результаты. Выявлены основные проблемы образовательного процесса в вузе, связанные с особенностями обучения в полилингвальной образовательной среде; определены педагогические условия актуализации процесса обучения студентов при поликультурном взаимодействии. Заключение. Исследование, проведенное авторами, показало, что выявленные педагогические условия создают необходимый положительный фон и способствуют результативному процессу обучения студентов вуза с учетом особенностей поликультурного окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зникина Л.С., Седых Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTUALIZATION OF THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS IN POLYLINGUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Introduction. The article deals with the peculiarities of professional student’s training in the modern higher school in multicultural environment. The authors define the problems of the organizing professional training at the higher school, determine the pedagogical conditions for actualizing the learning process. Materials and Methods. The research carried out on the basis of the system analysis methods and of the empirical date. Results. The authors defined the main questions and problems of the student’s training at the higher school in the multicultural environment; the pedagogical conditions for actualizing the learning process in the polylingual educational environment are determined. Conclusions. The current research showed that the underlined pedagogical conditions make preferable background for organizing effective educational process taking account multicultural environmental peculiarities at the higher school.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия актуализации процесса обучения студентов в полилингвальной образовательной среде вуза»

14. Розанова Я. В. Роль академического письма в подготовке бакалавров неязыкового вуза // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 674-677.

15. Смирнова Н. В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике // Высшее образование в России. 2015. № 6. C. 58-62.

16. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.

References

1. Agranovich N. B. Vtorichye texty v kommunikativno-kognitivnom aspecte [Secondary texts in a communicative-cognitive aspect]. Ph. D. thesis. Moscow, 2006, 152 p. (In Russian].

2. Alexandrov E. P. Uchebnyi text: opyt definitsii I klassifikatsii [Text for learning: definition and classification]. Available at: http://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1273044931&archive=&start_ from=&ucat=& (accessed 24.07.2018]. (In Russian].

3. Bazylev V. N. Academicheskoye "pismo" [Academic "writing"]. Moscow, Flinta, 2016, Part 1, 160 p. (In Russian].

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.04.01 Mashinostroenie (uroven' magistratury] [About approving Federal State Educational Standards of Higher Education for major 15.04.01 Machine-building (Master Degree level]]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 21.11.2014 no. 1504. (In Russian].

5. Demidova О. М. Akademicheskij - utochnenie koncepta v metodicheskom aspekte [Academic — specifying the concept from the methodological point of view ]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 1 (25], pp. 35-39. (In Russian].

6. Kolesnikova N. Chto vazhno znat' o yazyke i stile nauchnyh tekstov [What is important to know about the language and style of academic texts]. Higher Education in Russia, 2010, no. 3, pp. 130-137. (In Russian].

7. O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2010 gody [About Federal educational target program for 2016-2010]. Decree of the Government of the Russian Federation on 23 May2015 no. 497. Available at: https://минобр-науки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf. (In Russian].

8. Konstantinova L. А. Lingvodidakticheskaya model' obucheniya studentov-nefilologov pis'mennym formam nauchnoj kommunikacii [Lingvodidactic model of teaching students of non-linguistic specialities written scientific communication]. Tula, 2003,173 p. (In Russian].

9. Korotkina I. B. Akademicheskoe pis'mo na puti k konceptual'nomu edinstvu [Academic writing on the way to the interdisciplinary unity]. Higher Education in Russia, 2013, no. 3, pp. 136-142. (In Russian].

10. Lytaeva М. А. Academic skills: sushchnost', model', praktika [Academic skills: nature, model, practice]. Educational studies, 2011, no. 4, pp. 178-201. (In Russian].

11. Martynova А. G. [Teaching academic written discourse in the genre of the expository essay (in senior courses of the linguistic establishment of higher education]]. Ph. D. thesis. Omsk, 2006, 207 p. (In Russian].

12. Obshcheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: izu-chenie, prepodavanie, ocenka [Common European Competences of Foreign Language Proficiency: Study, Teaching, Assessment]. Moscow, 2003, 30 p. (In Russian].

13. Ostrovskaya Е. S., Vyshegorodtseva О. V. Academic Writing: koncepciya i praktika akademicheskogo pis'ma na anglijskom yazyke [Academic Writing: principles and practice in the context of philological education]. Higher Education in Russia, 2013, no. 7, pp. 104-113. (In Russian].

14. Rozanova Ya. V. Rol' akademicheskogo pis'ma v podgotovke bakalavrov neyazykovogo vuza [Role of the academic writing in teaching bachelors of non-linguistic university]. Young Scientist, 2015, no. 6, pp. 674-677. (In Russian].

15. Smirnova N. V. Akademicheskaya gramotnost' i pis'mo v vuze: ot teorii k praktike [Academic literacy and writing in high school: from theory to practice]. Higher Education in Russia, 2015, no. 6, pp. 58-62. (In Russian].

16. Shestak V. P., Shestak N. V. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti i «akademicheskoe pis'mo» [Formation of scientific competency and "academic writing"]. Higher Education in Russia, 2011, no. 12, pp. 115-119. (In Russian].

УДК/UDC 378.147 Л. С. Зникина, Д. В. Седых

L. Znikina, D. Sedikh

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTUALIZATION OF THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS IN POLYLINGUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Введение. В статье проанализированы особенности обучения студентов современного вуза в поликультурном окружении. Авторы акцентируют внимание на проблемах процесса обучения в полилингвальной среде, выявляют педагогические условия актуализации исследуемого процесса обучения, что предполагает решение ряда задач современной высшей школы.

Методология. Исследование проводится на основе методов системного анализа и анализа эмпирических данных.

Результаты. Выявлены основные проблемы образовательного процесса в вузе, связанные с особенностями обучения в полилингвальной образовательной среде; определены педагогические условия актуализации процесса обучения студентов при поликультурном взаимодействии.

Заключение. Исследование, проведенное авторами, показало, что выявленные педагогические условия создают необходимый положительный фон и способствуют результативному процессу обучения студентов вуза с учетом особенностей поликультурного окружения.

Introduction. The article deals with the peculiarities of professional student's training in the modern higher school in multicultural environment. The authors define the problems of the organizing professional training at the higher school, determine the pedagogical conditions for actualizing the learning process.

Materials and Methods. The research carried out on the basis of the system analysis methods and of the empirical date.

Results. The authors defined the main questions and problems of the student's training at the higher school in the multicultural environment; the pedagogical conditions for actualizing the learning process in the polylingual educational environment are determined.

Conclusions. The current research showed that the underlined pedagogical conditions make preferable background for organizing effective educational process taking account multicultural environmental peculiarities at the higher school.

Ключевые слова: полилингвальная образовательная среда вуза, процесс обучения студентов, педагогические условия актуализации обучения.

Keywords: the polylingual educational environment, the student's professional training, the pedagogical conditions for actualizing the learning process.

Введение

Изменяющиеся социально-экономические, политические и культурные тенденции современного общества определяют и корректируют цели и задачи системы образования. Актуализируются многие вопросы образовательного пространства, связанные с процессом глобализации, новое звучание приобретают проблемы интеграционных процессов в контекстах культурологии, социологии, психологии, педагогики, поскольку важным становится мультикультурное взаимодействие во всех системах человеческой жизнедеятельности. Прежняя, акцентированная в основном на специальности, модель выпускника сменилась на модель личностного развития будущего специалиста. Основной задачей системы образования является не только формирование определенных компетенций у выпускника вуза согласно ФГОС, но и развитие индивидуальных способностей обучающихся в меняющихся социально-культурных условиях образовательного пространства.

Методы и материалы

Исходным предположением нашего исследования явилось то, что реализация процесса обучения студентов вуза в полилингвальной образовательной среде имеет выраженную специфику, проявляющуюся в социокультурном, межэтническом, психолого-педагогическом форматах, которая требует изменения педагогической и методической организации процесса обучения. Исследование на теоретическом этапе показало, что актуализация процесса обучения в охарактеризованной выше образовательной среде вуза может осуществляться как специально организованный процесс с соблюдением комплекса необходимых педагогических условий. Под специально организованным процессом обучения принято понимать процесс как движение от постановки целей к результату, то есть к заранее намеченному изменению и преобразованию свойств и качеств обучающихся.

Актуальное в наше время обсуждение поликультурного взаимодействия в образовательном процессе и педагогических условий обучения приобрело новое звучание в контексте интеграционного рассмотрения в педагогике, психологии, культурологи, философии и социологии. Инновационное представление обучения в исследуемой среде связано прежде всего с тем, что студенты как субъекты образовательного процесса выступают в роли «репрезентантов и ретран-

сляторов конкретной культуры» [1]. Образовательный процесс в условиях поликультурного общения — это не только приобретение новых знаний, умений и навыков; это диалог с представителями разных культур, взаимообогащение языков, раскрытие возможностей студентов и преподавателей в образовательном пространстве вуза.

Взяв за основу определение Н. М. Борытко, изучающего «условия» как философскую категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых невозможно представить его существование и функционирование [2], мы рассматриваем педагогические условия как внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

Для того чтобы представить и раскрыть необходимые педагогические условия, нами был проведен теоретических анализ эмпирического психолого-педагогического материала различных отечественных и зарубежных исследователей, обобщен собственный педагогический опыт.

Результаты

Сегодня перед каждым преподавателем современного вуза стоят вопросы:

— Каков механизм ведения «диалога культур» в процессе обучения, если в одной аудитории присутствуют представители разных культур?

— Как разрешить этнокультурные расхождения, если таковые проявляются в учебном процессе?

— Как сохранить благоприятный психологический микроклимат в группе студентов различных национальностей?

— Какие факторы личностно-профессионального и культурного развития студентов являются особенно важными при организации обучения в мультикультурной образовательной среде вуза?

— Какие особенности необходимо учитывать при организации процесса обучения студентов (представителей разных национальностей и этнокультур), и какие психолого-педагогические условия необходимо создать для успешной образовательной деятельности с учетом выявленных особенностей обучения?

Ответить на поставленные вопросы нам помог констатирующий этап эксперимента, основными направлениями которого были следующие аспекты:

1. Изучение проблем общей и, в частности, коммуникативной подготовки российских и иностранных студентов в вузе.

2. Выявление особенностей обучения студентов — представителей разных национальностей и культур в российском вузе.

3. С учетом этих особенностей конкретизация роли преподавателя, обучающего студентов в полилингвальной образовательной среде вуза.

4. Идентификация особенностей полилингвальной (поликультурной) образовательной среды вуза и рассмотрение ее творческого потенциала в учебной деятельности.

Для получения ответов на поставленные вопросы по вышеуказанным направлениям нами было проведено анкетирование по трем тематическим группам: преподавателей иностранного языка и специализированных кафедр; иностранных студентов; российских и иностранных студентов.

В опросе приняли участие преподаватели и студенты Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (г. Кемерово), Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (г. Барнаул), Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск), Кемеровского технологического института пищевой промышленности (сегодня это структура КемГУ, г. Кемерово), Кемеровского государственного института культуры. Всего в анкетировании участвовали 450 студентов (210 иностранных и 240 российских студентов) и 114 педагогов (73 преподавателя иностранных языков и 41 — профилирующих кафедр).

Первым педагогическим условием исследуемого нами процесса выступает акцент на культу-росодержательном характере обучения студентов в полилингвальной образовательной среде. Это условие мы сформулировали следующим образом: целенаправленность на расширение культуро-содержательного и воспитательного наполнения гуманитарных дисциплин: учет непосредственно характера мультикультурного и полилингвального окружения в вузе при разработке содержания обучения; направленность на формирование личности современного профессионала, готового к конструктивному полилингвальному взаимодействию.

В нашей интерперетации полилингвальная образовательная среда вуза — это образовательная среда вуза, характеризующая учебный процесс проявлениями межкультурных, эмоционально-ценностных, личностных речевых поступков обучающегося и определяющая при сотрудничестве субъектов образовательного процесса стратегию построения новых (социокультурного, психолого-педагогического и организационно-методического) форматов процесса обучения.

Модель профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере профессиональной межкультурной коммуникации в полилингвальном образовательном пространстве включает изучение ряда актуальных вопросов лингвокультурологического, аксиологического и воспитательного характера в контексте обучения студентов гуманитарным дисциплинам в вузе. Сегодня актуальным в области профессиональной деятельности является не только формирование специальных компетенций, но и усвоение необходимого объема лингвокультурологической, социокультурной, страноведческой информации, формирование способности межкультурной профессиональной коммуникации, способности к межкультурному взаимодействию на профессиональном уровне.

Культурологический компонент, как неотъемлемая составляющая образовательного процесса в вузе, предполагает расширение комплекса учебно-воспитательных задач, в частности в блоке гуманитарных дисциплин. В процессе обучения студент представлен как духовный субъект культуры, как транслятор определенных аксиологических ценностей, способный к культуротворче-ству и самореализации в культурном образовательном пространстве [3].

Вторым педагогическим условием актуализации процесса обучения в полилингвальной образовательной среде выступает организационно-методическое и педагогическое взаимодействие преподавателей гуманитарных и специальных (базовых) кафедр: построение процесса обучения студентов на личностно-вариативном подходе к профессиональной подготовке и обеспечению успешности межкультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса в полилингвальной среде.

Личностно-вариативный подход к организации учебного процесса мы представляем как опору на вариативную педагогику, предполагающую использование педагогически обоснованных вариативных индивидуальных воздействий на обучающегося. Это является фактором профессиональной самоструктуризации студента, в процессе формирования которой создаются благоприятные условия для проявления способности обучающегося, становления его ценностных ориентаций.

Формами совместной деятельности преподавателей специальных дисциплин и гуманитарных являются:

• совместные учебно-методические публикации;

• разработка тем профессиональной коммуникации будущих специалистов;

• совместные профориентационные мероприятия со студентами на иностранном языке; моделирование и обыгрывание ситуаций профессионального общения, характерных для будущей профессиональной деятельности специалистов в межкультурном пространстве;

• совместная со студентами научно-исследовательская деятельность и научные публикации по конкретной тематике и др.

Третьим педагогическим условием исследуемого нами процесса целесообразно признать готовность преподавателя к образовательному процессу. Это условие мы формулируем следующим образом: методическая готовность преподавателя к профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде вуза: педагог не только передает определенные специальные знания, но является проводником конкретных этнокультурных ценностей, модератором педагогического диалога и установок в поликультурном окружении.

Инновационное представление вопросов обучения студентов в полилингвальной образовательной среде с позиции интеграционного рассмотрения психолого-педагогических, социокультурных, лингвистических и философских аспектов научного познания позволяет обратиться к комплексному исследованию проблемы профессиональной подготовки педагогов современной высшей школы. Нам представляется возможным, в первую очередь в качестве коммуникативной доминанты образовательного процесса в полилингвальных условиях вуза, представить педагогический диалог как основную составляющую межкультурного полилингвального общения (взаимодействия), одновременно являющуюся ключевым обучающим инструментом в поликультурной образовательной среде вуза.

Под педагогическим диалогом мы понимаем равноправное общение субъектов образовательного процесса, характеризующееся воспитательно-образовательной функцией педагога и направленное на развитие межличностного восприятия, сотворчества, этико-культурного и межкультурного взаимодействия в образовательном процессе вуза.

Методическую готовность педагога к обучению студентов в полилингвльных условиях целесообразно определять с двух позиций: педагог как профессионал в специальной области знаний и педагог как модератор педагогического диалога (полилога) в многокультурной среде. Педагогу как модератору педагогического диалога в многокультурной среде следует:

— вести педагогический диалог на основе индивидуально-дифференцированного подхода;

— быть толерантным, способствовать созданию благоприятной атмосферы в аудитории, учитывать специфику образовательной среды;

— вовлекать обучающихся как представителей разных культур к сотрудничеству и сотворчеству в процессе обучения;

— использовать в процессе обучения лингвострановедческие знания обучающихся;

— привлекать обучающихся к оценке и самооценке этнокультурных ценностей;

— способствовать преодолению обучающимися этнокультурного барьера.

Заключение

Выявленные педагогические условия создают, на наш взгляд, положительный фон и способствуют целенаправленному процессу обучения студентов вуза с учетом особенностей поликультурного окружения.

Литература

1. Балыхина Т. М., Черкашина Т.Т. Поликультурный и полилингвальный формат иноязычного образования // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 1.

2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001. 181 с.

3. Крылова М. Б. Культурология образования. Культурологический фактор. М., 2000.

References

1. Balykhina T. M., Cherkashina T. T. Polikul'tunnyj i polilingval'nyj format inoyazychnogo obrazovaniya [Multicultural and multilingual frame of foreign linguage education]. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Problems of Education: Languages and Speciality, 2015, no. 1. (In Russian).

2. Borytko N. M. V prostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti [In the Area of the Educational Activities]. Volgograd, 2001, 181 p. (In Russian).

3. Krylova M. B. Kul'turologiya obrazovaniya. Kul'turologicheskij faktor [Culturology of Education. Culturological Factor]. Moscow, 2000. (In Russian).

УДК/UDC 364 И. А. Маврина, В. Н. Колбасин

I. Mavrina, V. Kolbasin

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ

ЕГО СОТРУДНИКОВ

EFFECTIVENESS OF THE SOCIAL INSTITUTION AS THE CONSEQUENCE OF PROFESSIONAL ASPIRATIONS OF ITS EMPLOYEES

Введение. В статье представлены результаты исследования профессиональных устремлений социальных работников и их влияние на эффективность деятельности социального учреждения.

Цель статьи — анализ эффективности деятельности социальных работников с позиции различных составляющих ресурсного потенциала, образующих коэффициент эффективности деятельности как следствие определенных ориентаций в профессиональной карьере.

Методология. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, построение гипотез, анкетирование, экспертные сравнение и наблюдение, статистический анализ, вычисление комплексного показателя эффективности, математический анализ, корреляционный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.