Научная статья на тему 'Обоснование педагогических условий, необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов физической культуры'

Обоснование педагогических условий, необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакаев Владислав Владимирович, Соломченко М.А., Горбачева О.А.

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий, необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов физической культуры. В качестве основных педагогических условий авторы выделяют наличие точного алгоритма прогнозирования будущей профессиональной деятельности, а также разработку правильного механизма моделирования возможного будущего в профессиональной деятельности. Большое внимание должно уделяться преимущественному развитию у студентов творческого подхода к решению профессиональных задач, а также определению последовательности достижения цели при решении профессиональных задач. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться разработке решения профессиональной проблемы несколькими вариантами, а также наличию объективной информации при прогнозировании будущей профессиональной деятельности. Важными педагогическими условиями являются: учет особенностей среды будущей профессиональной деятельности при ее моделировании и эффективное использование ресурсов, обеспечивающих будущую профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакаев Владислав Владимирович, Соломченко М.А., Горбачева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование педагогических условий, необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов физической культуры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Электронные информационные средства выгодно использовать в различных ситуациях на следующих этапах урока [1]:

- электронные презентации для изучения нового материала, т.к. презентации учебного материала расширяют возможности школьников осмыслить и запомнить необходимую информацию на уроке;

- обучающие программы для первичного закрепления приобретенных на уроке знаний и умений, которые позволяют ученикам изучать учебный материал в удобной для них последовательности, выбирая нужный темп с остановками внимания на вопросах, вызывающих у них затруднения;

- обучающее тестирование для отработки знаний учеников, которые включает задачи с пошаговым разбором, при этом помогает ликвидировать пробелы в знаниях.

- электронные тестирование для контроля и коррекция знаний учащихся, который развивает умения учащихся не бояться ошибок, а действовать: находить необходимую информацию в случае получения неверного ответа в решаемой задаче; вместо наказания за неверное действие; ему предлагается текст, формулы, образцы пошагового решения задач.

Для совершенствования учебной деятельности создаются и специализированные программы разного дидактического назначения, а также инструментальные средства, предназначенные для создания программ учебного назначения, и средства создания учебных моделей. В отдельных случаях инструментальные средства реализуются в виде программных оболочек.

При изучении математики задача учителя показать существенные возможности электронных информационных средств, как мощного средства восприятия, переработки и представления различной информации.

Использование электронных информационных средств на уроках позволяет сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и эффективнее, а также учащиеся получают необходимые навыки для решения прикладных задач математики, физики и т.д. При этом учитель продолжает играть важную роль в создании и структурировании образовательного процесса.

Список использованной литературы:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 192с.

2. Тангиров Х.Э. Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе // Молодой ученый. - Чита: - 2012. - №5. - С. 510-514.

3. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2002.

© Аминов И.Б., Эштемиров С., Кузиева Н., 2016

УДК 796.01

Бакаев Владислав Владимирович, к.п.н., доцент ИФКСТ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, РФ

E-mail: bakaev_vv@spbstu.ru М. А. Соломченко, к.п.н., доцент, Приокский государственный университет О. А. Горбачева, к.п.н., доцент Орловский государственный университет им. Тургенева, г. Орел, РФ

ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов физической культуры.

В качестве основных педагогических условий авторы выделяют наличие точного алгоритма прогнозирования будущей профессиональной деятельности, а также разработку правильного механизма моделирования возможного будущего в профессиональной деятельности. Большое внимание должно уделяться преимущественному развитию у студентов творческого подхода к решению профессиональных задач, а также определению последовательности достижения цели при решении профессиональных задач. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться разработке решения профессиональной проблемы несколькими вариантами, а также наличию объективной информации при прогнозировании будущей профессиональной деятельности. Важными педагогическими условиями являются: учет особенностей среды будущей профессиональной деятельности при ее моделировании и эффективное использование ресурсов, обеспечивающих будущую профессиональную деятельность.

Ключевые слова

Педагогические условия; студенты факультетов физической культуры; моделирование; прогнозирование профессиональной деятельности.

В настоящее время не только в сфере физической культуры и спорта, но и в других сферах деятельности человечество пытается заглянуть в будущее. Поэтому при формировании определенных действий, сегодня необходимо уметь оценивать завтрашние результаты. [1,3,4,6,7].

На факультетах физической культуры и спорта Орловского государственного университета им. Тургенева и Приокского государственного университета преподаватели развивают у студентов те качества, которые им помогут в дальнейшем прогнозировать и совершенствовать свою профессиональную деятельность. Им в этом помогают следующие предметы «Моделирование и прогнозирование в физкультурно-спортивной деятельности», «Информационные технологии в физической культуре и спорте», «Менеджмент в физической культуре и спорте», «Методы математической статистики в спорте». Вместе с тем, практика показывает, что студенты испытывают большие трудности при решении задач, связанных с моделированием, из-за слабого обоснования педагогических условий, необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности. [2,5].

Для разрешения этого противоречия, был проведен опрос 48 респондентов, имеющих опыт работы преподавания в данной области знаний, более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов физической культуры (п=48)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Наличие точного алгоритма прогнозирования будущей профессиональной деятельности 20,3

2 Разработка правильного механизма моделирования возможного будущего в профессиональной деятельности 18,5

3 Преимущественное развитие у студентов творческого подхода к решению профессиональных задач 15,8

4 Определение последовательности достижения цели при решении профессиональных задач 13,4

5 Разработка решения профессиональной проблемы несколькими вариантами 11,6

6 Наличие объективной информации при прогнозировании будущей профессиональной деятельности 9,2

7 Учет особенностей среды будущей профессиональной деятельности при ее моделировании 6,5

8 Эффективное использование ресурсов, обеспечивающих будущую профессиональную деятельность 4,7

В ходе этого исследования была обоснована ранговая структура педагогических условий, необходимых для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

физической культуры.

В качестве основных педагогических условий преподаватели выделяют наличие точного алгоритма прогнозирования будущей профессиональной деятельности, а также разработку правильного механизма моделирования возможного будущего в профессиональной деятельности. Большое внимание должно уделяться преимущественному развитию у студентов творческого подхода к решению профессиональных задач, а также определению последовательности достижения цели при решении профессиональных задач. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться разработке решения профессиональной проблемы несколькими вариантами, а также наличию объективной информации при прогнозировании будущей профессиональной деятельности.Важными педагогическими условиями являются: учет особенностей среды будущей профессиональной деятельности при ее моделировании и эффективное использование ресурсов, обеспечивающих будущую профессиональную деятельность.

В ходе образовательного процесса студентов обучают определенному алгоритму прогнозирования и моделирования возможного будущего. Под алгоритмом понимают способ или инструкцию в достижении цели (рис. 1).

Рисунок 1 - Алгоритм прогнозирования и моделирования возможного будущего

в профессиональной деятельности

В предложенном алгоритме прогноза и моделирования, показана такая схема действий (рис. 1). Объект, используя цель достижения и средства (информацию, ресурсы, среду, решение проблемы несколькими вариантами и т.п.) прогнозирует будущее и выстраивает определенную модель предполагаемого результата.

Для этого на занятиях предлагают решить две задачи (прямую и обратную). Прямая задача поможет в оценке ситуации: к какому результату приведет данное действие (средства, методы, методика, технология и т.п.), то есть как изменится ситуация (результат спортивный, повышение физической подготовленности), если делать определенные действия. Обратная задача: как нужно поступить (определенные действия, поступки) в данной ситуации, чтобы изменить ее в определенном направлении, попытаться преобразовать исходную ситуацию в требуемую (изменить ход тренировки, средства, методику и т.п.). Многие ученые считают, что легче решить первую прямую задачу, но важнее для практических действий вторая (обратная).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Преподавателями на практических занятиях по дисциплинам «Моделирование и прогнозирование в физкультурно-спортивной деятельности», «Информационные технологии в физической культуре и спорте», «Методы математической статистики в спорте» со студентами разработан определенный алгоритм действий. Ввиду важности этих задач формализуются их постановки. Пусть S - ситуация, а R - поведение, причем So - исходная (сегодняшняя ситуация), а5У - завтрашняя ситуация. Очевидно, что завтра отличается от сегодня (S отличается от So) за счет влияния двух факторов: промежутка времени t между «сегодня» и «завтра» и нашего поведения R, то есть имеет место следующая простая зависимость:

St = F (So, R,t)

где, F - рассуждения, с помощью которых можно, зная исходную ситуацию. So, и поведение R в этой ситуации, предсказать, каким будет «завтра» St.

Умение строить такие рассуждения студенты и решают первую (прямую) задачу. Но чтобы приступить к ее решению, необходимо узнать поведение R. Это очень важно при прогнозировании. Действительно, прямую задачу мы решаем тогда, когда уже выбрано, определено или предписано поведение спортсмена или команды (R).

В прогнозировании чаще всего эту задачу приходится решать в том случае, когда поведение R не зависит от спортсмена, а предписано обстоятельствами. Например, необходимо занять на соревнованиях призовое место, это может быть распоряжения клуба (иначе могут ухудшиться условия тренировочного процесса). Что получится из этого «то-то» (R), можно определить, зная исходную ситуацию So и умея строить рассуждения F.

Также на занятиях можно формализовать и обратную задачу. Для ее решения, то есть определения поведения R, следует знать исходную ситуацию So и желаемую St, к которой стремится спортсмен или команда. Тогда для R. можно записать следующую символическую зависимость:

R=9 (So, St,t)

где ф - рассуждения, с помощью которых можно построить свое поведение R, исходя из того, что есть (So ). и что хочется (St ) через промежуток времени t. Подобные рассуждения (ф) делать труднее, чем определять, к чему приведет данное поведение. Это значит, nmo ф сложнее F. Но зато и полученный результат (R) более ценен для субъекта.

Естественно назвать St целью, к которой стремится субъект. Это есть та самая «модель потребного будущего», которую мы разбираем на практических занятиях со студентами. Таким образом, несколько упрощая (как этого требует всякая формализация), можно считать, что St, «цель» и «модель потребного будущего» - тождественные понятия.

Следовательно, чтобы выработать поведение R (пусть мы умеем это делать, то есть владеем способом рассуждений ф), нужно прежде всего хорошо ознакомиться с исходной ситуацией So и иметь цель St. Если исходная ситуация всегда перед нами и ее изучение не представляет принципиального труда, то определение цели, к которой следует стремиться, нуждается в специальном анализе.

Называя целью моделью потребного будущего, можно подчеркнуть, что для определения цели следует осознавать свои потребности. В природе у человека этот процесс обычно происходит подсознательно, на что никак нельзя надеяться при создании и функционирования систем определенного типа. Здесь необходимо сформулировать четкие требования к процедуре целеобразования. Это применяется на практических занятиях по дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте». Проблема целеобразования решается просто и естественно с точки зрения решения ее человеком с учетом биологических и социальных потребностей спортсмена.

Простота и естественность целеобразования в спортивной деятельности желательно использовать при постановке определенных целей. Но часто, на практике можно увидеть постановку «неправильных» целей. Прежде всего, цель должна удовлетворять той потребности, которая создала необходимость в постановке данной цели. Например, если спортсмен желает достичь определенных спортивных результатов, ему следует правильно распланировать свой тренировочный процесс, а не обращаться к стимулирующим препаратам.

Очень часто выдвинутая цель не соответствует той потребности, для удовлетворения которой она сформулирована. Реализация такой цели служит другим потребностям, но как-то компенсирует (но не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

удовлетворяет) исходную. Например, в спорте часто забывают, что основная цель - победа на соревнованиях, а другие цели (план тренировок, восстановительные мероприятия и т.д.) зависят и подчинены основной. Поэтому на практических занятиях по «Менеджменту физической культуры и спорта» применяются деловые игры для постановки «правильных» целей.

Важное условие, цель должна быть достижимой, то есть обеспеченной средствами для ее осуществления (материально, технически, информационно и т.д.). Так, некоторые цели не достигаются из-за отсутствия средств для их достижения. Например, стать чемпионом в определенном виде спорта невозможно при отсутствии здоровья и определенных физических кондиций для этого вида спорта. Тогда это будет только мечта. Мечта - это тоже цель, не обеспеченная средствами для ее достижения. Сама по себе мечта прямо не влияет на наше поведение. В результате модели желаемого будущего как бы смещаются в сторону мечты, что в конечном итоге оказывает влияние и на ее поведение.

При обучении студентов необходимо помнить, что цель никогда не бывает единственной. [1,7].В рамках решения конкретной задачи ставится «верхние» и «нижние» цели. В результате цель становится зажата с двух сторон - сверху и снизу. Именно поэтому искомая цель не должна противоречить уже имеющимся, смежным с ней. Например, выбирая место для учебно-тренировочных сборов при подготовке к соревнованиям (главная цель), следует учитывать, как добираться до места сборов и учитывать процесс акклиматизации, влияние климата на спортивные результаты. Таким образом, выбор цели не должен конфликтовать с указанными подцелями.

Процесс образования целей и определение средств, необходимых для ее достижения происходит как в прямом, так и в обратном направлении, то есть задача может решаться и сначала, и с конца. Например, чтобы удачно выступить на всероссийских соревнованиях, необходимо участвовать на районных, региональных, занимая не ниже призового места. Таким образом, задача является типичной для декомпозиции цели на ряд простых подцелей, которые предстоит последовательно достигать. При этом процесс образования подцелей подчиняется конечной подцели при условии, что ущерб, получающийся в процессе прохождения промежуточных целей (затраты времени, материальные средства для тренировок и т.п.), будет минимален.

Можно сказать, что «интеллектуальность» проблемы в постановки целей оценивается количеством подцелей, которые следует достигнуть для решения самой цели. Для того, чтобы оценить правильно ли студенты воспринимают предложенный практический материал, мы протестировали определенные качества студентов, такие как творческие способности, логичность мышления, правильность принятия решений, целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, организованность, распределение внимания. Использовались бланковые тесты различных авторов, которые определялись по 10-бальной шкале.

Тестирование проводили в начале и в конце учебного года. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования

№ Качества Начало учебного года Конец учебного года

№ x±g V m x±g V m

1 Творческие способности 5,1±1,1 18 0,2 6,9±1,2 11 0,1

2 Логичность мышления 4,6±1,3 22 0,1 5,7±1,1 16 0,1

3 Правильность принятия решений 4,3±0,8 34 0,2 4,9±0,6 21 0,2

4 Распределение внимания 5,3±1,2 14 0,1 5,7±0,7 9 0,1

5 Целеустремленность 5,5±0,9 19 0,1 6,4±0,7 15 0,1

6 Уверенность в себе 5,6±1,3 21 0,2 6,8±1,3 14 0,1

7 Организованность 4,1±0,7 31 0,1 4,8±0,6 20 0,1

8 Амбициозность 5,7±1,4 24 0,1 6,2±1,1 17 0,2

9 Ответственность 4,8±0,9 33 0,2 5,3±0,5 21 0,1

10 Социальная активность 3,9±0,6 28 0,1 4,6±0,5 19 0,1

Нужно отметить, что положительно изменились все исследуемые качества в среднем на 15 %. Также занятия положительно повлияли на мотивацию студентов, часть из них начали активно заниматься научно-исследовательской деятельностью, посещая научные кружки на факультетах. В таблице показан

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

коэффициент вариации (V), который отвечает за разнородность группы. Можно отметить, что в начале исследования он показывал более высокие значения, что означает разброс в показателях исследуемых качеств. Ошибка репрезентативности (m) показывает, насколько выбранные качества соответствуют совокупности данных для выбора. Ее показатели изменились не значительно в положительную сторону, что показывает правильность проведения исследования. На протяжении проведенного исследования значительно выросли такие показатели, как творческие способности, логичность мышления, целеустремленность и уверенность в себе, которые в дальнейшем повлияют на профессиональный рост и конкурентность будущего специалиста [6,7].

Вывод. Использование математических методов, компьютерных технологий помогает заинтересовать студентов в своей будущей профессиональной деятельности. Им необходимо предлагать практические занятия, которые помогут их заинтересовать, используя весь арсенал современных средств методов спортивной науки.

Список использованной литературы:

1. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности/ А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 7 - С.16-20.

2. Болотин, А.Э. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания/ А.Э. Болотин, А.В. Караван // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 9 - С.36-38.

3. Болотин, А.Э. Педагогическаямодель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А.Фернандеш// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.

5. Болотин А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э.Болотин, А.Ж.-А.Фернандеш // «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

6. Болотин, А.Э. Педагогическаямодель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». -2013. - № 7 (101). - С. 31-36.

7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2013. - № 8 (102). - С.34-39.

© Бакаев В.В., Соломченко М.А., Горбачева О.А., 2016

УДК 378.1; 371.3

Баландов Кирилл Геннадьевич,

студент 3 курса

Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна,

к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ АНКЕТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности профессиональной подготовки будущих педагогов в структуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.