Статья поступила в редакцию 22.02.2015.
УДК 796.011
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, Набережночелнинский институт (филиал) Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Набережные Челны
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий, необходимых для успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности во время занятий физической культурой. В качестве основных педагогических условий, необходимых для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности авторы отмечают включение в процесс физического воспитания студентов отдельных планов, программ по формированию профессионально-прикладных навыков. При этом большое внимание должно уделяться соблюдению этапов при применении физических упражнений для развития физических качеств у студентов, а также направленности применяемых средств физической культуры для формирования профессионально-прикладных навыков. Большое внимание во время занятий физической культурой должно уделяться созданию предпосылок для воспитания потребности у студентов к систематическим занятиям физической культурой, а также нацеленности на воспитание уверенности в своих силах в процессе их физического самосовершенствования. Важными педагогическими условиями являются: создание объективных критериев для оценки протекания процесса адаптации к будущей профессиональной деятельности и индивидуальный подход к подбору средств физического воспитания для ускорения адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагогические условия; адаптация; будущая профессиональная деятельность; студенты; занятия физической культурой.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p144-147
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ADAPTATION OF STUDENTS TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY DURING OCCUPATIONS BY PHYSICAL
CULTURE
Sergey Aleksandrovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Nuriya Halimovna Gzhemskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, Naberezhnye Chelny institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University,
Naberezhnye Chelny
Annotation
Results of researches of authors on identification of the pedagogical conditions necessary for successful adaptation of the students to the future professional activity during physical culture occupations are presented in the article. As the main pedagogical conditions necessary for adaptation of the students to the future professional activity the authors note inclusion in process of the physical training of students of the separate plans, programs for formation of the professional and applied skills. Thus, much attention has to be paid to observance of the stages at application of the physical exercises for development of the physical qualities among the students, and also the orientation of the applied means of physical culture for formation of the professional and applied skills. The great value in process during occupations by physical culture has to be given to the creation of the prerequisites for education of the requirement at students to the systematic occupations by physical culture, and also aiming at education of the confidence in the forc-
es in the course of their physical self-improvement. Important pedagogical conditions are the following: creation of the objective criteria for the assessment of course of process of adaptation to the future professional activity and individual approach to selection of the means of physical training for acceleration of adaptation of the students to future professional activity.
Keywords: pedagogical conditions, adaptation, future professional activity, students, occupations by physical culture.
В настоящее время значительное внимание уделяется использованию средств физического воспитания для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. [7, 8]. Важным направлением совершенствования процесса физического студентов для адаптации к будущей профессиональной деятельности является обоснование необходимых для этого педагогических условий [1-5]. Процесс адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности тесно связан с формированием профессионально-прикладных навыков и развитием физических качеств [4, 5, 7, 8].
Педагогическими условиями являются те, которые создаются во время занятий физической культурой для формирования профессионально-прикладных навыков и развития физических качеств у студентов для адаптации к будущей профессиональной деятельности и должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса в вузе и после его окончания. Решение данной проблемы возможно при эффективном взаимодействии субъектов образовательного процесса на занятиях физической культурой. Исследования показали, что адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности происходит значительно эффективнее если педагогические условия соответствуют целям и задачам будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, необходимо создание соответствующих педагогических условий во время занятий физической культурой для эффективного протекания процесса адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.
С целью определения педагогических условий, необходимых для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности во время занятий физической культурой был проведен опрос опытных преподавателей Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет». В опросе принял участие 81 респондент. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности во время занятий физической
культурой (n=81)
Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Включение в процесс физического воспитания студентов отдельных планов, программ по формированию профессионально-прикладных навыков 19,3
2 Соблюдение этапов при применении физических упражнений для развития физических качеств у студентов 17,8
3 Направленность применяемых средств физической культуры для формирования профессионально-прикладных навыков 15,1
4 Создание предпосылок для воспитания потребности у студентов к систематическим занятиям физической культурой 14,7
5 Нацеленность на воспитание уверенности в своих силах в процессе физического самосовершенствования студентов 10,3
6 Планирование мероприятий поддержки со стороны преподавателей по выполнению задач физического самосовершенствования студентов 9,9
7 Создание объективных критериев для оценки протекания процесса адаптации к будущей профессиональной деятельности 7,2
8 Индивидуальный подход к подбору средств физического воспитания для ускорения адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности 5,7
Для повышения эффективности адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, были намечены следующие пути улучшения качества занятий физиче-
ской культурой:
- выявление влияния специфики процесса физической культуры на формирование профессионально-прикладных навыков и развитие физических качеств у студентов с целью повышения эффективности адаптации к будущей профессиональной деятельности;
- определение сущности адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности и значимости роли средств физического воспитания для улучшения этого процесса;
- определение системной характеристики процесса формирования профессионально-прикладных навыков и развития физических качеств у студентов с целью адаптации к будущей профессиональной деятельности;
- выявление возможностей системного и личностного подходов к формированию необходимых профессионально-прикладных навыков и развитию физических качеств у студентов на этапе адаптации к будущей профессиональной деятельности.
В качестве основных педагогических условий для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо обеспечение включения в процесс физического воспитания студентов отдельных планов, программ по формированию профессионально-прикладных навыков. При этом большое внимание должно уделяться соблюдению этапов при применении физических упражнений для развития физических качеств у студентов, а также направленности применяемых средств физической культуры для формирования профессионально-прикладных навыков. Большое внимание во время занятий физической культурой должно уделяться созданию предпосылок для воспитания потребности у студентов к систематическим занятиям физической культурой, а также нацеленности на воспитание уверенности в своих силах в процессе их физического самосовершенствования. Важными педагогическими условиями являются: создание объективных критериев для оценки протекания процесса адаптации к будущей профессиональной деятельности и индивидуальный подход к подбору средств физического воспитания для ускорения адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, выявленные педагогические условия необходимо создавать во время занятий физической культурой для успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. Создание этих условий в процессе занятий физической культурой позволит в значительной степени повысить уровень адаптированности студентов к будущей профессиональной деятельности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных педагогических условий для успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности во время занятий физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 164-169.
5. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
7. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.
8. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7 - С. 16-20.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A. (2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A.(2011), "Pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Tokareva, A.V., Pauls, A.A. (2013), "The organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of specialists in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.
8. Bolotin, A.E. and Shchegolev, V.A., Bakayev, V. V. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 16-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.02.2015.
УДК 796:61
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕНИРОВАННОСТИ ПРИ ПРИЕМЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ
ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Наталья Владимировна Серединцева, кандидат биологических наук, доцент, Денис Владиславович Медведев, кандидат биологических наук, старший преподаватель,
Ирина Васильевна Суслина, кандидат биологических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК)
Аннотация
Изучено влияние пчелиной перги на физическую работоспособность и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы юных спортсменов с разным уровнем тренированности. Анализ результатов исследования показал, что курсовой прием пчелиной перги в подготовительном периоде годичного цикла подготовки способствовал повышению физической работоспособно-