Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ВОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ВОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / СКОРОСТНОЙ ФЛОТ / СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ЛИНИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / PASSENGER TRAFFIC / HIGH-SPEED FLEET / HYDROFOIL VESSELS / PROMISING TRANSPORT LINES / ORGANIZATION OF TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домнина О.Л., Иванов М.В., Митрошин С.Г., Исанин К.А.

В статье анализируется необходимость использования судов на подводных крыльях с целью повышения транспортной доступности перевозок в ПФО, приведен сравнительный анализ различных типов СПК. Рассмотрены наиболее перспективные направления использования СПК «Валдай -45Р», приведено экономическое обоснование его ввода в эксплуатацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Домнина О.Л., Иванов М.В., Митрошин С.Г., Исанин К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF HIGH-SPEED WATER PASSENGER TRANSFER ORGANIZATION IN THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

The article analyzes the need for the use of hydrofoil vessels in order to improve the transport accessibility of transportations in the Volga Federal District, provides a comparative analysis of various types of hydrofoil ships.The most promising directions for the Valdai -45R SEC use are considered, and the economic rationale for its commissioning is given.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ВОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

УДК 656.62

О.Л. Домнина, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» М.В. Иванов, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» С.Г. Митрошин, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» К.А. Исанин, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ВОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Ключевые слова: пассажирские перевозки, скоростной флот, суда на подводных крыльях, перспективные транспортные линии, организация перевозок.

В статье анализируется необходимость использования судов на подводных крыльях с целью повышения транспортной доступности перевозок в ПФО, приведен сравнительный анализ различных типов СПК. Рассмотрены наиболее перспективные направления использования СПК «Валдай -45Р», приведено экономическое обоснование его ввода в эксплуатацию.

Одной из целей развития транспортной системы Российской Федерации, заложенных в транспортной стратегии до 2030 года, является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения [1].

Рассмотрим, достигается ли эта цель в нашей стране. Для этого проанализируем объем перевозок пассажиров (табл. 1) и пассажирооборот на различных видах транспорта (табл. 2).

Таблица 1.

Динамика объемов перевозок на различных видах транспорта за 2008-2017 годы, млн. чел. (составлено на основании данных 2)

Вид транспорта 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Всего 24 957 22 850 22 065 21 914 21 370 19 652 19 558 19 122 18 689 18 482

в том числе:

железнодорожный 1 296 1 137 947 993 1 059 1 080 1 076 1 025 1 040 1 121

автомобильный 14 718 13 704 13 434 13 305 12 766 11 587 11 554 11 523 11 296 11 184

трамвайный 2 537 2 217 2 079 2 004 1 928 1 629 1 551 1 478 1 397 1 327

троллейбусный 2 733 2 414 2 206 2 152 2 051 1 735 1 803 1 616 1 483 1 376

метрополитены 3 594 3 307 3 294 3 351 3 446 3 491 3 437 3 336 3 312 3 298

морской 1 2 2 1 1 1 7 10 13 12

внутренний водный 20 17 16 14 14 13 13 14 13 13

воздушный 51 47 59 66 76 86 95 94 91 108

Таблица 2

Динамика пассажирооборота на различных видах транспорта за 2008-2017 годы, млрд. пасскм (составлено на основании данных 2)

Вид 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

транспорта

Всего 512,2 464,2 484,0 502,8 532,6 547,2 556,2 530,0 519,8 560,7

в том числе:

железнодорожный 175,9 151,5 138,9 139,8 144,6 138,5 130,0 120,6 124,6 123,1

автомобильный 152,1 141,5 140,6 138,6 133,3 126,0 127,1 126,3 124,3 123,4

трамвайный 8,2 7,1 6,7 6,4 6,3 5,3 5,0 4,8 4,6 4,3

троллейбусный 9,0 7,9 7,1 6,9 6,6 5,7 6,4 6,0 5,5 5,2

метрополитены 43,4 42,7 42,4 43,2 45,1 45,6 45,4 44,6 44,1 44,1

морской 0,07 0,06 0,06 0,05 0,04 0,04 0,07 0,06 0,09 0,08

внутренний водный 0,8 0,8 0,8 0,7 0,6 0,6 0,5 0,5 0,6 0,6

воздушный 122,6 112,5 147,1 166,8 195,8 225,2 241,4 226,8 215,6 259,4

Как видно из приведенных табл. 1 и 2, наблюдается постепенное падение объемов перевозок практически на всех видах транспорта, кроме воздушного. Небольшое увеличение перевозок есть еще только на железнодорожном транспорте. То есть, цели, поставленные в транспортной стратегии, пока не достигнуты, мобильность населения падает. Особенно данные тенденции заметны на внутреннем водном транспорте.

При этом основными индикаторами доступности транспорта являются стоимость перевозки и время, затраченное на поездку. В советское время для повышения мобильности населения на внутреннем водном транспорте широко использовались суда на подводных крыльях («Метеор», «Ракета», «Восход» и др.), так как они развивали скорость от 60 до 120 км/ч и легко могли в навигационный период конкурировать с автомобильным и железнодорожным транспортом. Эти скоростные суда широко использовались в Нижегородской области.

Основным преимуществом работы судов на подводных крыльях было:

- отсутствие необходимости вкладывания средств в пути, так как использовались естественные речные;

- низкое энергопотребление [3];

- высокая скорость доставки пассажиров.

Но, начиная с 90-х годов прошлого века, транспортное обслуживание пассажиров скоростным флотом стало сворачиваться. И в настоящее время скоростной флот в Приволжском федеральном округе не используется. Основной причиной исчезновения скоростного флота называется его низкая рентабельность [3].

В тоже время, было доказано, что все виды социально значимых перевозок во всех странах убыточны и покрываются государственными дотациями [4, 5]. В нашей стране перевозки пассажиров также дотируются на авиационном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Однако водный транспорт остался без дотирования, за исключением отдельных линий в отдельных городах Северо-Запада и Сибири. В нашей области дотирование не используется для поддержки речных пассажирских линий [3].

На наш взгляд, это большое упущение, так как спрос на такие перевозки не только есть, но и постоянно растет. Так, например, в Санкт-Петербурге пассажиропоток скоростных судов вырос с 2014 по 2017 год с 700 тыс. человек до 1 млн. человек [6].

Используется скоростной флот в настоящее время также у нас на реках Сибири и Дальнего Востока. Но там эти перевозки являются социально-значимыми. Поэтому они дотируются и субсидируются из бюджетов различных уровней. Правда, в основном используется флот со сроком эксплуатации около 35-40 лет [7]. 192

В центральной России суда на подводных крыльях, в основном, используются в туристическом бизнесе и для частных перевозок. Сферу эту предполагается расширять. Так, «Газпром» заинтересован в использовании «Метеоров» для обслуживания нефтяных месторождений и доставки туда людей вахтовым методом. [8]. Предполагается и эксплуатация судов на подводных крыльях на реках Дальнего Востока, в Чёрном море [9].

В последние годы наши судостроительные заводы разработали новые проекты судов на подводных крыльях. Их характеристики показаны в табл. 3.

Таблица 3

Новые морские и речные суда на подводных крыльях (составлено авторами на основании 10)

Основные характеристики судна «Торнадо-М» (проект 2018 года) «Циклон 250М» (проект 2014 года) «Валдай 45Р» (проект 2014 года) «Комета 120М» «Альбатрос 120Р» (проект 2014 года) «Рассвет 120Р» (проект 2018 года)

Проект 23170 23165 23180 23160 23164 23190

Водоизмещение, т 200 137,1 21,4 73 200 73

Габаритные размеры, м:

длина 43 44,2 21,3 35,2 43,0 350,0

ширина 11 12,6 5,2 10,3 7,0 10,0

Осадка на плаву/на крыльях 4,5 4,5 1,1/0,7 3,2 3,0 3,0

Скорость хода эксплуатационная, км/ч 102 70 65 65 102 80

Пассажировместимость, чел. 320 250 45 120 120 120

Дальность хода, км 1110 1110 400 370 600 600

Автономность (продолжительность рейса), ч 11 11 8 6 7,5 7,5

Мощность основной силовой установки, кВт 2*14000 2*14000 610 2*820 2*1140 2*1140

Марка двигателя русские двигатели М70ФРУ (НПО «Сатурн») русские двигатели М70ФРУ (НПО «Сатурн») немецкий двигатель Б284 (МАН) немецкие двигатели 16V2000 М72 (MTU) Н.д. немецкие двигатели 16V200 0 М72 (MTU)

Расход топлива, кг/час 2*1158 2*1158 114 320 580 580

Экипаж, чел. 7 7 2 5 5 5

Класс регистра М М Р М Р Р

Стоимость, млн. руб. Н.д. Н.д. 96 390 Н.д. Н.д.

Предполагаемые линии Маршруты: Сочи-Ялта; Ялта-Анапа; Сочи-Анапа; Севастополь-Ялта-Феодосия-Керчь на Балтийском море (маршрут Санкт-Петербург - Хельсинки) ПФО, Санкт Петербург, ХМАО Ялта-Севастополь Н.д. Н.д.

И теперь встают вопросы возможного возобновления областных речных перевозок пассажиров скоростным флотом, определения обоснованного размера дотаций, субсидий со стороны областной администрации.

Рассмотрим эти вопросы на примере судна на подводных крыльях «Валдай -45Р». Данное судно было спроектировано в АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». Его внешний вид показан на рис. 1, а основные характеристики представлены в табл. 3. При проектировании данного судна использовался предыдущий опыт строительства скоростного флота. В тоже время, рассматриваемый проект судна имеет ряд преимуществ по сравнению с другими скоростными судами (табл. 4).

Среди СПК нового поколения это судно также обладает рядом преимуществ: низким расходом топлива, небольшой осадкой, позволяющей использовать его на реках нашего округа, вместимостью, сопоставимой с вместимостью автобуса.

Рис. 1. Вид судна на подводных крыльях «Валдай 45Р»

Таблица 4

Отличие «Валдай 45Р» от аналогичных судов

Наименование характеристики судна Преимущество Примечание

Расход топлива Более низкий За счет применения современного немецкого двигателя и за счет того, что при движении корпус СПК полностью выходит из воды

Заглубление крыла Увеличенное Как следствие - снижение перегрузки при волнении

Уровень комфорта Более высокий Применение кондиционеров обеспечивает уровень комфорта для пассажиров и экипажа

Уровень безопасности Более высокий Судно соответствует новому Техническому регламенту безопасности объектов ВВТ

Экологичность Более высокая Волны от движения меньше, чем от катамаранов и глиссирующих судов. Как следствие -меньше размываются берега и меньше гибнет молодняка рыбы

Внешний облик Более современный Современный облик создан за счет использования композитных материалов

Для обоснования возможных линий для расстановки данного судна необходимо сначала определиться с возможными маршрутами. Поскольку скорость рассматри-

ваемого судна сопоставима со скоростью автобусов, то эти маршруты должны иметь: значительный пассажиропоток и протяженность, меньшую, чем на автомобильном транспорте.

На основании проведенного исследования и с учетом указанных выше критериев нами были составлены перспективные направления использования скоростного флота (табл. 5).

Таблица 5

Результаты формирования перспективных транспортных линий на территории ПФО

Пункт Пункт Расстояние Числен- Расстоя- Разность

отправления назначения между ность пере- ние по расстоя-

пунктами возимых водному ний, %

маршрута, пассажиров, пути, км

км чел.

Нижний Новго- Ждановский-Кстово 31,8 112000 31,2 -2%

род

Городец Заволжье (ПАО «ЗМЗ»/ ул.Рождественская) 21,6 68756 5 -77%

Чкаловск Заволжье, Балахна-Нижний Новгород 190 11356 70 -63%

г. Кстово с. Безводное 14 15072 9,3 -34%

г. Балахна (автостанция) г. Городец (автостанция) 39,5 8084 18,1 -54%

г. Городец (автостанция) г. Н. Новгород (автостанция Канавин-ская) 75 7695 51,6 -31%

Лысково Просек 20,6 5444 14,4 -30%

Кстово Татинец 46,7 6484 34 -27%

П.Сокольское Заволжье, Балахна-Нижний Новгород 139,3 4744 115 -17%

Балаково Генеральское, Красный Яр, Звонаревка, Павловка, Маркс, Подлесное, Плеха-ны, Маянга-Саратов 172,1 3232 150 -13%

Лысково Кременки-Бармино 43 5388 41,2 -4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лысково Кстово, Работки-Нижний Новгород 85,2 4088 84,5 -1%

Саратов Красноармейск-Камышин 204 3160 193 -5%

Саратов Генеральское, Красный Яр, Звонаревка, Павловка, Маркс, Подлесное, Плеха-ны, Маянга-Балаково 172,1 5604 155 -10%

В качестве примера разберем вопрос формирования требуемой величины дотаций на одном из указанных маршрутов - направлении Нижний Новгород - Городец. Нами были произведены расчеты эксплуатационных расходов по указанной пассажирской линии по двум вариантам:

1) судно не будет зарегистрировано в Российском международном реестре судов (далее - РМРС);

2) судно будет зарегистрировано в РМРС.

В качестве исходных данных в расчетах были приняты показатели, представленные в табл. 6.

Таблица 6

Исходные данные для расчетов

Наименование показателя Значение

Цена покупки судна, руб. без НДС (данные производителя) 96 000 000,00

Цена диз.топлива, руб/л. с учетом НДС 45,24

Цена масла моторного для двигателя, руб/л. с НДС 57,42

Фонд оплаты труда плавсостава на линиях Н.Новгород-Городец 160 000,00

Ставка отчислений с заработной платы 30%

Ставка отчислений с заработной платы (при регистрации в РМРС) 0%

СУБ 5 000,00

Комплексное обслуживание флота (КОФ)

вода, руб/т 160,00

фекальные воды, руб./т 770,00

подсланевые воды, руб/т 1 260,00

мусор, руб/куб.м 1 100,00

Расход топлива, л/час 114,00

Были проведены расчеты по следующим статьям эксплуатационных расходов:

- расходы на горюче-смазочные материалы за навигацию;

- расходы на фонд оплаты труда команды судна за навигацию, в том числе социальные отчисления;

- расходы на комплексное обслуживание флота;

- расходы на стоянку судна у причалов;

- расходы на систему управления безопасностью в навигацию;

- расходы на ремонтный фонд, включая ежегодное сервисное техническое обслуживание;

- межнавигационные расходы, в том числе расходы на освидетельствование судна ФАУ «Российский Речной Регистр», консервацию судна, подготовку судна к навигации;

- амортизация;

- транспортный налог;

- налог на имущество;

- расходы на прочие материалы, работы и услуги;

- накладные/административные расходы за год (50% от месячной заработной платы плавсостава).

Результаты расчетов при ежедневном расписании представлены в табл. 7.

Таблица 7

Результаты расчетов пассажирской линии с использованием судна «Валдай 45Р» Нижний Новгород - Городец

Показатель Единицы измерения Значение показателя

без регистрации судна в РМРС с регистрацией судна в РМРС

Начало движения дата 15 май

Окончание движения дата 11 октября

Навигация дней 160

Длина рейса, км км 54

Время рейса с остановками час 1,1

Время рейса без учета остановок час 0,90

Количество рейсов в день шт 6

Время в движении в день час 5,40

Количество рейсов в год шт 960

Средняя скорость км/ч 49,09

Расходы суммарные руб. 17 100 899,03 8 944 586,03

Расходы на рейс руб. 17 813,44 9 317,28

Расходы на 1 км рейса руб. 329,88 172,54

Расходы на 1 пассажира за рейс:

1) загрузка судна 10 чел. руб. 1 781,34 931,73

2) загрузка судна 20 чел. руб. 890,67 465,86

3) загрузка судна 30 чел. руб. 593,78 310,58

4) загрузка судна 40 чел. руб. 445,34 232,93

5) полная загрузка судна (45 чел.) руб. 395,85 207,05

Расходы на 1 пассажира за 1 км рейса:

1) загрузка судна 10 чел. руб. 32,99 17,25

2) загрузка судна 20 чел. руб. 16,49 8,63

3) загрузка судна 30 чел. руб. 11,00 5,75

4) загрузка судна 40 чел. руб. 8,25 4,31

5) полная загрузка судна (45 чел.) руб. 7,33 3,83

Существенное снижение эксплуатационных расходов при регистрации судна в Российском международном реестре судов (РМРС) достигается предоставлением следующих льгот судовладельцу:

- суда исключаются из состава амортизируемого имущества на период их нахождения в реестре РМРС (п.3 ст. 256 НК РФ);

- ставка НДС 0% при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в РМРС (пп.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);

- суда на период их нахождения в реестре РМРС признаются объектами налогообложения по налогу на имущество и транспортному налогу (пп. 7. п. 4. ст. 374 НК РФ, пп. 9. п. 2 ст. 358 НК РФ);

- до 2027 года тарифы страховых взносов 0% для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (пп. 9 п. 4 ст. 33 15.12.2001 г. № 167-ФЗ). Дополнительные тарифы страховых взносов составляют 6%, однако в случае работы плавсостава на судах пригородного и внутригородского сообщения данный тариф не применяется.

Таким образом, при средней загрузке судна в 70% от пассажировместимости (30 человек), расходы на 1 пассажира за рейс составят 310,58 руб. В настоящее время продолжительность рейса автомобильным транспортом по указанному маршруту составляет 2 часа 10 минут при стоимости билета в 180 руб. Так как время рейса на СПК «Валдай 45Р» в два раза меньше (1 час 6 минут), то мы предполагаем, что при цене билета на скоростном судне в 300 руб. данная линия будет пользоваться спросом.

В табл. 8 представлены расчеты при установлении цены билета на рейс в 300 руб. и покрытии 50% расходов перевозчику региональным бюджетом.

Таблица 8

Расчеты по проекту организации линии Нижний Новгород - Городец

Показатель Значение

1. Расходы на 1 пассажира за рейс (при средней загрузке судна в 70%), руб. 310,58

2. Совокупные расходы на перевозки за период навигации, руб. 8 944 586,03

3. Предполагаемая цена билета на рейс в случае предоставления субсидий, руб. 300,00

4. Предполагаемый размер субсидии регионального бюджета на перевозку на рейс в расчете на 1 пассажира, руб. 155,00

5. Совокупный размер субсидии на линию, руб. 4 464 000,00

6. Доходы перевозчика при установленной цене билета, руб. 8 640 000,00

7. Прибыль от перевозок с учетом предполагаемого размера субсидий, руб. 4 159 413,97

8. Срок окупаемости проекта, лет 23,08

В случае постановки на линию 2 судов

9. Совокупные расходы на перевозки за период навигации, руб. 17 889 172,06

10. Совокупный размер субсидии на линию, руб. 8 928 000,00

11. Доходы перевозчика при установленной цене билета, руб. 17 280 000,00

12. Прибыль от перевозок с учетом предполагаемого размера субсидий, руб. 8 318 827,94

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что СПК смогут занять определенную нишу на перевозках пассажиров в ПФО благодаря возможности развития высоких скоростей. Их эксплуатация возможна на маршрутах, параллельных автомобильным дорогам и имеющим меньшую протяженность по реке, а эффективность их эксплуатации может быть повышена при установлении экономически обоснованных размеров дотаций, субсидий.

Список литературы:

[1] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2008 №1734-р в ред. от 12.05.2018 -URL: http: //docs.cntd.ru/document/902132678

[2] Данные Росстата. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enter-prise /transport/#

[3] Веселов Г.В., Иванов М.В., Минеев В.И., Митрошин С.Г. Обоснование целесообразности дотирования высокоскоростных водных пассажирских перевозок в Приволжском федеральном округе// Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2018.- №55. -с. 119-124

[4] Ruske K.-D., Kauschke P., Reuter J., von der Gracht H., Gnatzy T., Darkow I.-L. Transportation & Logistics 2030, Volume 2: Transport infrastructure - Engine or hand brake for global supply chains? // PricewaterhouseCoopers, 2010. - URL: https://www.pwc.com/gx/en/transportation-logistics/tl2030/ infrastructure/pdf/tl2030_v2_transport-infrastructure.pdf

[5] Smith J., Clayton E., Hanson D. Building sustainable, inclusive transportation systems: A framework for the future // PricewaterhouseCoopers, 2017. - URL: https://www.pwc.com/gx/en/ industries /assets /pwc-building-sustainable-inclusive-transportation-systems.pdf

[6] Птичкин С. Летящие над волнами// https://rg.ru/2017/10/23/v-rossii-nachalos-vozrozhdenie-flota-na-podvodnyh-kryliah.html

[7] Скоростные суда для рек Сибири и Дальнего Востока// https://www.korabel.ru/news/ comments/skoro stnye_suda_dlya_rek_sibiri_i_dalnego_vo stoka. html

[8] В России снова востребованы суда на подводных крыльях// https://www.sovsekretno.ru/ articles/id/4988/

[9] Судам на подводных крыльях - быть! Проект завода «Море» и концерна «Калашников»// https://topwar.ru/138888-sudam-na-podvodnyh-krylyah-byt-proekt-zavoda-more-i-koncerna-kalashnikov.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Пассажирские суда на подводных крыльях типа «Комета»// URL: http://www.hob-vasilevskoe.lact.ru/otdyih-v-russkom-kryimu/passazhirskie-suda-na-podvodnyih-kryilyah-tipa-kometa

JUSTIFICATION OF HIGH-SPEED WATER PASSENGER TRANSFER ORGANIZATION IN THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

O.L. Domnina, M. V. Ivanov, S.G. Mitroshin, K.A. Isanin

Keywords: passenger traffic, high-speed fleet, hydrofoil vessels, promising transport lines, organization of transportation.

The article analyzes the need for the use of hydrofoil vessels in order to improve the transport accessibility of transportations in the Volga Federal District, provides a comparative analysis of various types of hydrofoil ships.The most promising directions for the Valdai -45R SEC use are considered, and the economic rationale for its commissioning is given.

Статья поступила в редакцию 16.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.