УДК 338.47: 656
Ваховская Маргарита Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Vakhovskaya Margarita,
Ph.D. in Economics, associate professor,
Associate professor of the Department of Management,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ НА МАРШРУТЕ АНАПА - ЯЛТА
DETERMINING THE COMMERCIAL EFFICIENCY OFTHE VESSEL'S OPERATION ONA ROUTEANAPA - YALTA
Пассажирский транспорт является одной из социально значимых отраслей для экономики любого региона. В курортных регионах он также является важным фактором развития туризма. Несмотря на значительные позитивные перемены в транспортном комплексе Республики Крым за последнее время, развитию морского пассажирского транспорта не уделяется значительного внимания. При этом в Республике Крым есть все предпосылки для открытия регулярного морского сообщения с материком, например, по маршруту Анапа - Ялта. В этой связи предлагается рассчитать основные показатели коммерческой эффективности такого проекта и минимально возможную экономически обоснованную стоимость проезда по этому маршруту. Такие расчеты нужны, чтобы выяснить потенциал морского пассажирского транспорта конкурировать с другими видами транспорта и потребность в его государственной поддержке. Традиционная методика расчета для таких проектов предполагает определение чистого приведенного дохода, индекса рентабельности и срока окупаемости. Особенность расчетов заключается в применении схемы лизинга при инвестировании в покупку судов, а также в использовании методик вычисления ежегодных эксплуатационных затрат судов, разработанных специалистами в области судостроения и эксплуатации морского транспорта. Для расчетов выбраны два судна различные по стоимости, пассажировместимости и эксплуатационным характеристикам. Это катер на подводных крыльях «Комета 120М» и скоростной пассажирский катамаран из композитных материалов «Грифон», пригодные к эксплуатации в Черном море. Результаты расчетов показали, что по основным показателям коммерческой эффективности и стоимости проезда катамаран «Грифон» превосходит катер «Комета 120М». Стоимость билета на катамаран «Грифон» сопоставима со стоимостью билета на рейсовый автобус по тому же маршруту. Результаты этого исследования могут быть использованы при планировании и организации регулярного морского сообщения.
Ключевые слова: морской пассажирский транспорт, стоимость проезда, показатели эффективности, Республика Крым, катер, катамаран.
Passenger transport is one of the socially important sectors for the region economy. In the resort regions, it is also an important factor in the development of tourism. Despite the significant positive changes in the transport complex in the Republic of Crimea in recent years, the development of maritime passenger transport is not paid much attention. At the same time, the Republic of Crimea has all prerequisites for the opening of regular sea communication with the mainland, for example, on the route Anapa-Yalta. In this regard, it is proposed to calculate the main indicators of the commercial efficiency of such a project and the minimum possible economically reasonable cost of travel on this route. Such calculations are needed to find out the potential of maritime passenger transport to compete with other modes of transport and the need for its state support. The traditional method of calculation for such projects involves the determination of net present value, profitability index and payback period. The peculiarity of the calculations is the application of the leasing scheme when investing in the purchase of ships, as well as the use of methods for calculating the annual operating costs of ships, developed by shipbuilding and marine transport experts. For the calculations, two different vessels were chosen for their cost, passenger capacity and performance. This is a hydrofoil boat «Comet 120M» and high-speed passenger catamaran made of composite materials «Griffin», are suitable for use in the Black sea. The results of calculations showed that the main indicators of commercial efficiency and cost of travel catamaran «Griffin» superior boat «Comet 120M». The ticket cost for the catamaran «Griffin» is comparable to the ticket cost for a bus on the same route. The results of this study can be used in the planning and organization of regular maritime traffic. Keywords: sea passenger transport, fare, performance indicators, Republic of Crimea, boat, catamaran.
ВВЕДЕНИЕ
В последние три года кардинальные изменения произошли в большинстве жизненно важных сфер Республики Крым. Одной из них является пассажирский транспорт. Он обеспечивает связь полуострова с материком, способствует мобильности населения и является важным фактором развития туризма.
После вхождения Республики Крым в состав России основные транспортные оси полуострова изменилась — приоритет сместился в сторону авиасообщения и автомобильного сообщения через паро-
221
мную переправу, в том числе по «единому билету», включающему проезд на поезде и автобусе. Однако уже в текущем году транспортная система Крыма получила новые возможности — открытие нового терминала в аэропорту Симферополя, автомобильного движения по Крымскому мосту, строительство трассы «Таврида», планируется открытие морского сообщения между Севастополем и Ялтой при помощи флагманского катера на подводных крыльях «Комета 120М». При этом очевидно, что развитию морского пассажирского транспорта уделяется значительно меньше внимания, чем иным видам, хотя курортный статус Крыма, особенности географического положения полуострова, наличие портовой инфраструктуры создают предпосылки для этого.
Успешный опыт организации массового морского пассажирского сообщения в акватории Черного и Азовского морей имел место в период СССР, это были линии катеров и судов на подводных крыльях. Стоит отметить, что в последние годы в РФ делались попытки возродить морские пассажирские перевозки по Черному морю. С 1 июня 2014 г. был открыт пассажирский маршрут Анапа - Феодосия -Ялта, который обслуживался катамаранами «Сочи-1» и «Сочи-2». Низкая загрузка судов и их убыточность в сезон 2014-2015 гг. привели к тому, что перевозки были прекращены. Причинами неудачи можно считать нестабильность политической обстановки в тот период, недостаточную информационную поддержку открытия маршрута, высокую стоимость проезда по сравнению с другими видами транспорта.
Диверсификация процесса транспортного обеспечения турпотоков Республики Крым с использованием морского транспорта представляется логичной и обоснованной, что подтверждается опытом таких перевозок, существующими предпосылками, отдельными работами в этой области [1,2, 9]. Однако публикации, где фигурировали бы результаты конкретных расчетов, подтверждающие или опровергающие коммерческую эффективность таких предложений, отсутствуют. Проверка гипотезы о коммерческой эффективности морских пассажирских перевозок по маршруту Анапа - Ялта и стала причиной появления настоящей статьи.
Важно и то, что, с одной стороны, стоимость проезда является определяющим фактором для большинства пассажиров при выборе вида транспорта, а, с другой стороны, она в существенной мере зависит от схемы инвестирования в покупку судна и адекватного выбора типа судна для работы на маршруте с учетом стоимости его постройки и эксплуатационных характеристик. В связи с вышесказанным, целью исследования является определение основных показателей коммерческой эффективности проекта открытия регулярного морского сообщения по маршруту Анапа - Ялта и минимально возможной экономически обоснованной стоимости проезда по этому маршруту, в т. ч. для оценки целесообразности включения морского транспорта в схему смешанных перевозок по «единому билету» в Крым.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные показатели коммерческой эффективности рассчитываются на основании традиционного подхода к этому вопросу [3, 4].
Показатель чистой текущей стоимости (ЫРУ) позволяет получить наиболее обобщенную характеристику результата инвестирования, т. е. его конечный эффект в абсолютной сумме. Расчет этого показателя при единовременных инвестиционных затратах осуществляется по формуле (1):
где МРУ — сумма чистой текущей стоимости при единовременном осуществлении инвестиционных затрат; Р — сумма чистого денежного потока по отдельным интервалам общего расчетного периода; 1С — сумма единовременных инвестиционных затрат; I — норма дисконта, выраженная десятичной дробью; п — число интервалов в общем расчетном периоде I.
При ЫРУ > 0 инвестиционные затраты считаются эффективными.
Индекс доходности (Р1) позволяет соотнести объем инвестиционных затрат с предстоящим чистым денежным потоком и представляет собой коэффициент. Расчет этого показателя при единовременных инвестиционных затратах осуществляется по формуле (2):
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Р, - 1С
(1)
п—1
Р1 =
(2)
Й 1С
Дисконтированный период окупаемости (РР) определяется по формуле (3):
ti(i+i У
П_1 „ '
П-1
(3)
где РР — дисконтированный период окупаемости единовременных инвестиционных затрат; 1С — сумма единовременных инвестиционных затрат; Р — сумма чистого денежного потока по отдельным интервалам общего расчетного периода; i — норма дисконта, выраженная десятичной дробью; п — число лет в общем расчетном периоде t; t — текущий год расчетного периода.
Таким образом, для определения коммерческой эффективности судов для работы на маршруте Анапа-Ялта предварительно необходимо определить:
• сумму единовременных инвестиционных затрат 1С на покупку морского судна (судов);
• сумму чистого денежного потока Р по каждому году общего расчетного периода t, приведенную к настоящему моменту времени;
• норму дисконта i, т. е. требуемую норму прибыли на вложенный капитал (устанавливается на уровне 10 % — как средняя процентная ставка по депозитам в национальной валюте в РФ + рисковая премия);
• длительность расчетного периода п в годах (устанавливается как средний срок эксплуатации судна, равный 25 годам, значение текущего года расчетного периода t изменяется от 0 до (п - 1) с связи с низким влиянием инфляции и рисков в течение первого расчетного периода).
Для определения суммы единовременных инвестиций 1С на покупку морского судна (судов) было рассмотрено два типа судов, которые могут эксплуатироваться в условиях Черного моря, совершая перевозки малой и средней дальности (табл. 1).
Выбор для расчетов судна на подводных крыльях «Комета 120М» обоснован планами руководства Республики Крым наладить серийный выпуск этого типа судов ориентировочной стоимостью 450,0 млн. руб. и использовать их для сообщения между Крымом и Кубанью [7, 8, 9].
Альтернативным вариантом может служить углепластиковый скоростной пассажирский катамаран нового поколения «Грифон» проекта 23290 пассажировместимостью 150 чел. и ориентировочной стоимостью флагманского судна 300 млн. руб. По мнению производителя, в серийном варианте стоимость постройки может быть снижена в полтора-два раза, а пассажировместимость увеличена до 200-250 чел. по желанию заказчика. Для расчетов примем стоимость серийного судна равной 300 млн. руб. с учетом увеличения пассажировместимости до 200 чел. и экипажа до 4 чел.
Катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2», имевшие неудачный опыт эксплуатации на маршруте Анапа -Ялта, в сравнение включать нецелесообразно в связи со значительным износом этих судов на сегодня, что делает бессмысленным расчет на срок более 5 лет [10, 11].
Учитывая значительную стоимость судов, для инвестирования целесообразно воспользоваться схемой лизинга, которая предусматривает выплату лизингополучателем 20 % стоимости судна в первый год и ежегодную льготную ставку удорожания, равную 4 % в течение последующих 24 лет.
Кроме того, в инвестиции необходимо включить затраты на информационную поддержку открытия перевозок в течение первых 2 лет по 10 млн. руб.
Чистый денежный поток Р по каждому году общего расчетного периода определим, как разность совокупного ежегодного дохода от эксплуатации судна Д и ежегодных расходов на его эксплуатацию Сэкшл(: = Сэкспл4, (4)
где Р — сумма чистого денежного потока по отдельным интервалам общего расчетного периода, руб.; Д — совокупного ежегодного дохода от эксплуатации судна (продажи билетов), руб.; Сэкспл( — расходы на эксплуатацию судна, руб.
Совокупный ежегодный доход от продажи билетов Д( получим как произведение совокупного дохода от продажи билетов на один рейс и количества рейсов, осуществляемого в год:
где Д — совокупный ежегодный доход от продажи билетов, руб.; Дрейс — совокупный доход от продажи билетов на один рейс, руб.; прейсгод — количество рейсов, осуществляемых в год, рейс.
Ежегодный период навигации в курортный сезон — с мая по сентябрь включительно ежедневно, причем начиная со второго года введения маршрута целесообразно приобрести еще одно аналогичное судно, и их рейсы будут встречными. Со второго года также возможно введение двух встречных рейсов один раз в неделю в не сезон — с октября по апрель включительно. Расчет количества рейсов,
Д . х п . ,
^реис рейс год'
(5)
223
Таблица 1. Характеристики морского пассажирского судна на подводных крыльях «Комета 120М» и катамарана из композитных материалов «Грифон» *
Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М», проект 23160 Катамаран из композитных материалов «Грифон», проект 23290
Описание: предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа. Район эксплуатации : Моря с морским тропическим климатом. Удаление от порта-убежища в открытых морях до 50 миль. Класс судна: КМ [2] Hydrofoil craft Passenger — АРМРС. Мореходность: Обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны до 2,0 м и ветре до 4 баллов. При высоте волн до 2,5м и ветре до 5 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме Описание: скоростной пассажирский катамаран, проект может быть адаптирован как для речных, так и морских перевозок. Район плавания: может использоваться в Крыму на маршрутах Ялта -Севастополь, Ялта-Феодосия, Керчь-Анапа, Керчь-Новороссийск Акватория эксплуатации: Фи нский залив, Нева и малая Нева Класс КМ ? MHC HSC Passenger A (РМРС) Мореходность: до 4 баллов (0,75-1,25 м)
Показатель «Комета 120М» «Грифон»
Длина габаритная, м 35,2 25,7
Ширина габаритная, м 10,3 9,3
Высота габаритная, м. 10,2 5,5 (8,5)
Скорость, узлов 35 29,5
Экипаж, человек 5 3
Пассажировместимость, всего чел. : 120 150 (до 200-250)
в т.ч. салон бизнес класса 22 —
салон экономического класса 98 150
Мощность двигателей при эксплуатационной скорости, кВт 2 х 820 2 x 900
Удельный расход топлива на номинальной мощности, г/кВт- ч 2 х 206 2 х 226
Дальность хода в полном водоизмещении, миль 200 324
Автономность плавания, часов 8 12
Ориентировочная стоимость по текущему курсу 488 150 000 руб. 300 000 000 руб.
* Составлено на основе [5, 6].
осуществляемых в год по маршруту Анапа - Ялта, с учетом указанных выше допущений приведен в табл. 2.
Таблица 2. Количество рейсов, осуществляемое в год по маршруту Анапа - Ялта *
Показатель Значение показателя
Месяц навигации май июнь июль авг. сент. Итого
Дней в месяце 31 30 31 31 30 153
Количество рейсов в день: 1 год 2-25 гг., ежегодно 2-25 гг., ежегодно с окт. по апр. 1 рейс в неделю
1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2
7 мес х 4 недели х 2 рейса = 56 56
Рейсов за навигацию: 1 год 2-25 гг., ежегодно с учетом рейсов в несезон 153 362
* Рассчитано автором
Таким образом, в первый год открытия маршрута одно судно совершит максимум 153 рейса, со второго года два судна во встречных направлениях совершат 362 рейса в сезон и не сезон всего.
Оценка эффективности открытия морского пассажирского маршрута имеет свою специфику, связанную с многочисленными нюансами, в частности, вычислением ежегодных эксплуатационных затрат судов. Поэтому за основу для расчетов были взяты методики, разработанные специалистами в области судостроения и эксплуатации морского транспорта, подробно изложенные в [12, 13].
224
Ежегодные расходы на эксплуатацию судна складываются из постоянных и переменных расходов: С . = С + С (6)
экспл I пост перем' 4 '
где Сэкспл4 — ежегодные расходы на эксплуатацию судна, руб.; Спост — постоянные эксплуатационные расходы в год, руб.; Сперем — переменные эксплуатационные расходы в год, руб.
В свою очередь постоянные эксплуатационные расходы включают следующие составляющие: С=С+С+С+С+С, (7)
пост экип рем страх аморт адм' 4 '
где Сэкип—расходы на содержание экипажа; Срем — расходы на ремонт и снабжение; Сстрах — расходы на страхование; С т — амортизационные расходы; С |д.л — административно-управленческие, береговые расходы.
Расходы на содержание экипажа (Сэюш) учитывают заработную плату и вознаграждения, расходы по социальному страхованию, отчисления в пенсионный и другие фонды, питание и транспортные расходы:
С = п х (С х N х Т ), (8)
экип 4 экип чел чел экспл7' '
где п — количество судов; Сэкипчел — стоимость содержания одного члена экипажа, руб./мес.; 1Ччел — количество членов экипажа судна, чел.; Т — период эксплуатации, мес.
' ' ЭКСПЛ ^ « '
Расходы на ремонт и снабжение С , страхование С , амортизационные С , административно' _ рем' 1 страх' 1 аморт' 1
управленческие и береговые С|д,л определяются в зависимости от строительной стоимости судна:
^раб дней
Срем = П Х ^рем Х Ссхроит Х ^^ )'
^раб дней
^страх = п X (кстрах X Сстроит X ^^ ) , (10)
N к -
С — (\г С раб.днеи ч /< .ч
аморт - п X (Каморт Х ^строит Х ^^ ) ' ^
N к -
п — СЬ С раб.днеи ч ЛОЛ
адм ~ П Х ( адм Х ^строит Х ^^ ) '
где п — количество судов; С — строительная стоимость судна; к = 0,005-0,03 — норма расходов на ремонт и снабжение; к = 0,01-0,03 — норма расходов на страхование; к = 0,037-0,062 — норма амортизационных расходов; к|дл = 0,009-0,015 — норма административно-управленческих и береговых расходов.
Диапазон значений этих нормативов определяется в соответствии со сложившейся в мире практикой расчета постоянных эксплуатационных расходов быстроходных пассажирских судов [12, 13]. Остановимся на средних значениях коэффициентов, строительную стоимость судна «Комета 120М» при расчетах примем равной 360 000 000 руб., судна «Грифон» — 240 000 000 руб., что составляет 80 % от их рыночной цены.
Результаты расчетов совокупных постоянных эксплуатационных расходов представлены в табл. 3.
Таблица 3. Постоянные эксплуатационные расходы на обслуживание маршрута Анапа - Ялта судами «Комета 120М» и «Грифон» *
Годы Расходы, руб. в год
Сэкип на содержание экипажа Срем на ремонт и снабжение Сстрах на страхование Саморт амортизационные Садм адм.-упр., береговые Споет совокупные постоянные
«Комета 120М»
1-ый 1125000 2716273,97 3018082,19 6036164,38 1810849,32 14706369,86
2 - 25-й 3037500 6426739,73 7140821,92 14281643,84 4284493,15 35171198,64
«Грифон»
1-ый 900000 1810849,32 2012054,79 4024109,59 1207232,88 9954246,58
2 - 25-й 2430000 4284493,15 4760547,95 9521095,89 2856328,77 23852465,76
* Рассчитано автором
Переменные эксплуатационные расходы С включают следующие составляющие:
С = С + С + С , перем (13)
перем порт топл мае л" 4 7
где С — затраты в порту; С — расходы на топливо; С — расходы на масло.
порт ~ г - ' топл ~ ' масл ~
225
Затраты в порту для пассажирских быстроходных суден вычисляются по выражению: С = (С + С хЬхВхН + С хИ „хпхЬхВхН, (14)
порт 4 кор навит7 заход прич дней ' '
где С — ставка корабельного сбора, $/м3; С — ставка навигационного сбора, $/м3; С — ставка
кор £ 5 навиг Г ? 5 прич
причального сбора, $/м , — число судозаходов в порт; — количество дней стоянки у причала; Ь, В, Н — длина, ширина и высота борта судна соответственно, м; п — количество судов на маршруте.
Ставки портовых сборов в портах Анапы и Ялты определяются согласно [14, 15]. Ставки, установленные в долларах, переведем в рубли по текущему курсу. Корабельный сбор в порту Анапы установлен за 1 ОТ, а не за 1 м3, как в других портах (ОТ или регистровая тонна — единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м3 [16], а навигационный не взимается. Количество заходов в порт определяется согласно количеству рейсов в год, длина, ширина и высота борта судна — по техническим характеристикам судна (см. табл. 1).
Расходы на топливо (Стопл1рейс) определяются как:
С , „ = С , х т , „, (15)
тошпреис топл 1 т топл 1 репс' 4 '
где С , — стоимость 1 т топлива, руб./т; т , „ — количество топлива на один рейс, т.
топл 1т I- топл 1 репс 1
Стоимость 1 т топлива составляет 28000 руб. Количество топлива на один рейс определяется, исходя из технических характеристик судна (см. табл. 1).
Расходы на смазочное масло (Смасл) определяются как:
С = С , х т , „, (16)
масл масл 1 т масл 1 репс' 4 '
где С , — стоимость 1 т масла, руб/т; т , „ =0,05 Ч т , „ — количество масла на один рейс, т.
масл 1т масл 1 репс топл 1 репс 1
Стоимость судового масла составляет в среднем 100000 руб. за тонну.
Результаты расчетов совокупных переменных эксплуатационных расходов представлены в табл. 4.
Таблица 4. Переменные эксплуатационные расходы на обслуживание маршрута Анапа - Ялта судами «Комета 120М» и «Грифон» *
Годы Расходы, руб. в год
Спорт затраты в порту С ТОПЛ расходы на топливо Смасл расходы на смазочное масло Споет совокупные переменные расходы
«Комета 120М»
1-ый 450047,76 6610212,0 1180395 8240654,76
2 - 25-ый 997561,49 15639848 2792830 19430239,49
«Грифон»
1-ый 239405,35 9549036 1705185 11493626,35
2 - 25-ый 530358,22 22593144 4034490 27157992,22
• Рассчитано автором
Проведенные расчеты позволили заключить, что совокупные издержки за весь период службы судов (25 лет) составляют:
• для катера «Комета 120М»:
в 1-й год: 14706369,86 + 8240654,76 = 22947024,62 руб.;
во 2-й и следующие 23 г.: 35171198,64 + 19430239,49 = 54601438,13 руб.;
• для катамарана «Грифон»:
в 1-й год: 9954246,58 + 11493626,35 = 21447872,93 руб.;
во 2-й и следующие 23 г.: 23852465,76 + 27157992,22 = 51010457,98 руб.
Согласно плановым расчетам, приведенным в табл. 2, два судна любого проекта совершат за рассматриваемый период 1 год х 153 рейса + 24 года х 362 рейса = 8841 рейс.
Для определения дохода, получаемого с одного рейса судна, представим чистый приведенный доход проекта как разность ежегодного дохода, эксплуатационных издержек и инвестиций:
КРУ = У ~10 = у(Д{ ~ Сзксшй) ~10 (17)
^ (1+1)' ^ (1+1)' Чтобы определить безубыточное состояние проекта, приравняем МРУ к 0 и найдем из полученного выражения ежегодный доход Д(:
п—1
0 = ^(Д1-Сэксшй-1С0, (18)
1=0
226
Д Комета _рейс = -!-±Г,-~ = 269130,36РУб. , (21)
ДГрифон_рейс =-!-^77-= 220 529,22 руб., (22)
+1С'), (19)
1=0 1=0
Зная, что Д = Д „ х п „ , получим:
' I репс рейс год' -
пЧ г + тг
Дрейс^ , (20)
1=0 П рейсгод
Тогда доход, получаемый с одного рейса судна «Комет 120М» должен быть не меньше, чем: 22947024,62 + 54601438,13 х 24 +1046 000 000,00 8841
Доход, получаемый с одного рейса судна «Грифон», должен быть не меньше, чем: 21447872,93 + 51010457,98 х 24 + 704000000 8841
Учитывая вероятность заполняемое™ судов в среднем на 80 %, и то, что погодные условия позволяют совершать рейсы согласно расписания в этом районе Черного моря с вероятностью 0,963 в сезон [12, 13], а также норму прибыли в 10 %, минимальный необходимый доход с одного рейса на катере «Комета 120М» реально должен составлять: 269130,36 / 0,8 / 0,963 х 1,1 = 384272,33 « 384300 руб., а на катамаране «Грифон» 220529,22 / 0,8 / 0,963 х 1,1 = 314878,17 « 314900 руб.
Стоимость проезда для пассажиров катера «Комета 120М» можно определить следующим образом: 98 мест в эконом-классе (82 % билетов) будут резервироваться для пассажиров, следующих по «единому билету», 22 места в бизнес-классе (остальные 18 %) — продаваться по коммерческой стоимости, которая будет вдвое выше стоимости «единого билета». При этом условно принимается, что количество взрослых пассажиров составляет 70 % от общей численности, а детей — соответственно 30 %. Стоимость детского билета ниже, чем взрослого в два раза.
Примем стоимость детского «единого билета» за х, тогда стоимость взрослого «единого билета» — 2х, а взрослого и детского билетов в бизнес-класс соответственно — 4х и 2х. Зная число пассажиров в каждом классе согласно технических характеристик судна и допуская их разделение на взрослых и детей, составим уравнение:
69 чел. х 2х + 29 чел. х х + 15 чел. х 4х + 7 чел. х 2х = 384300 руб., (23)
х = 1594,61 « 1600,00 руб. (24)
Расчет совокупного дохода от продажи билетов на ВСК «Комета 120М» по маршруту Анапа - Ялта приведен в табл. 5.
Расчет основных показателей коммерческой эффективности для эксплуатации катера «Комета 120М» на маршруте Анапа - Ялта приведен в табл. 6. Полученные показатели коммерческой эффективности составляют: №УК = 129 138,78 руб., РРК= 24,99 года и Р1К= 1,00.
Таблица 5. Совокупный доход от продажи билетов на один рейс катера «Комета 120М» по маршруту Анапа - Ялта, руб. *
Показатель Значение показателя
Пассажировместимость, чел 100 % = 120 мест
из них количество «единых» и коммерческих билетов 82 % — «единый билет» 98 чел. 18 % — коммерческая стоимость 22 чел.
из них взрослых и детских билетов 70 % — взрослый 69 чел. 30 % — детский 29 чел. 70 % — взрослый 15 чел. 30 % — детский 7 чел.
Стоимость билета, руб. 3200 1600 6400 3200
Доход от продажи билетов на один рейс, руб. 220 800,00 46 400,00 96 000,00 22 400,00
Доход от продажи с учетом загрузки судна за навигацию 0,8, руб. 176 640,00 37 120,00 76 800,00 17 920,00
Доход от продажи с учетом вероятности выполнения основных задач функционирования (неблагоприятной погоды) 0,963, руб. 170 104,32 35 746,56 73 958,40 17 256,96
Совокупный доход от продажи билетов на один рейс, руб. 297 066,24
* Составлено на основе [12, 13].
227
Таблица 6. Результаты расчета основных показателей коммерческой эффективности эксплуатации катера «Комета 120М» на маршруте Анапа -Ялта *
M M 00
Год Инвестиции 1С„ руб. Ежегодн ый доход Д, руб. Постоянные затраты С„хт, РУР- Переменные затраты С|1срс,„ руб. Диск. Множ. Ир иведенные инвестиции, руб. Приведенный денежный ноток, руб. Чи етыи приведенный доход, руб.
0 100000 000,00 45 451 134,72 14 706 369.86 8 240 6 Я ,76 1,00 100 000 000,00 22 501 110,10 -77 495 889,90
1 1 18 000 000,00 107 537 078,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,91 107 272 727,27 48 124 ¡27,95 -59 148 599,32
2 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198,64 19 430 239,49 0,83 29 752 066,12 43 749 207,23 13 997 141.12
% ООП оойдю 107 537 978,Й8 35 17! 198,64 19 430 239,49 0,75 27 047 332,83 39 772 006,57 12 724 67 3,74
4 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,68 24 588 484,39 36 156 369,61 11 567 88 5.22
5 36 ООО 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,62 22 353 167,63 32 869 426,92 10 516 259.29
6 36 ООО 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,56 20 321 061,48 29 881 297,20 9 560235,72
7 36 ООО 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239.49 0,51 18 473 692,26 27 164 815,64 8691 123,38
8 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,47 16 794 265,69 24 695 286,94 7901 021,26
9 36 000 ООО. 00 107 537 978,88 35 171 198,64 19 430 239,49 0,42 15 267 514,26 22 450 260,86 7 1 82 746,60
10 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198,64 19 430 239,49 0,39 13 879 558,42 20 40? 328,05 6 529 769,63
11 36 000 000,00 107 537 978,88 35 Î71 198.64 19 430 239,49 0,35 12 617 780,38 18 553 934,59 5 936 154,21
12 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,32 11 470 709,44 16 867 213,27 5 3 96 503,83
13 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239.49 0,29 10 427 917,67 15 333 830,24 4 905 912,57
14 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,26 9 479 925,16 13 939 £45,67 4 459 920,52
¡5 36 000 000. оо 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,24 S 618 113,78 12 672 5 86,98 4054473,20
16 36 ООО 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,22 7 834 648,89 11 520 53 3.62 3 6 85 884,73
17 36 ООО 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239.49 0,20 7 122 408,08 10 473 212,38 3350 804,30
18 36 ООО 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,18 6 474 916,44 9 521 102,16 3 046 185,72
19 36 000 000.00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0.16 5 886 287,67 8 053 347,42 2 769 259,75
20 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,15 5 351 ¡70,61 7 868 679,47 2 5 17 508,36
21 36 000 000,00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,14 4 864 700,55 7 153 344,97 2 288 644,42
22 36 000 000,00 107 537 97Й,88 35 Î71 198.64 19 430 239,49 0,12 4 422 455,05 6 503 040,89 26.80 585,84
23 36 000 000. оо 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,11 4 020 413.68 5 911 855,35 1 891 441,67
24 36 ООО 000.00 107 537 978,88 35 171 198.64 19 430 239,49 0,10 3 654 921.53 5 374 413,96 I 719492,43
Итог 1 046 000 000,00 497 996 239.27 498 125 3 78,05 129 138,78
PI 1,00
РР 24,99
* Рассчитано автором
Сравним доходы и затраты на перевозку пассажиров на «Комете 120М» с аналогичными показателями перевозки на катамаране «Грифон».
Для корректности сравнения результатов стоимость проезда пассажиров на катамаране «Грифон» рассчитывается аналогично стоимости билетов на катер «Комета 120М»: 164 места (82 % билетов) будут резервироваться для пассажиров, следующих по «единому билету», 3 6 мест (остальные 18 %) — продаваться по коммерческой стоимости, которая будет в 1,5 выше стоимости «единого билета» (с учетом отсутствия бизнес-класса на «Грифоне» в отличие от «Кометы 120М»), При этом условно принимается, что количество взрослых пассажиров составляет 70 % от общей численности, а детей — соответственно 30 %. Стоимость детского билета ниже, чем взрослого в два раза.
По аналогии с расчетом для катера «Комета 120М» примем стоимость детского «единого билета» за х, тогда стоимость взрослого «единого билета» — 2х, а взрослого и детского билетов по коммерческой стоимости соответственно — Зх и 1,5х. Зная число пассажиров, перевозимых по каждому тарифу и допуская их разделение на взрослых и детей, составим уравнение:
115 чел. х 2х + 49 чел. х х + 25 чел. х Зх + 11 чел. х 1,5х = 314900 руб. (25)
х = 849,93 « 850,00 руб. (26)
Расчет совокупного дохода от продажи билетов на катамаран «Грифон» по маршруту Анапа-Ялта приведен в табл. 7.
Таблица 7. Совокупный доход от продажи билетов на один рейс на катамаран «Грифон» по маршруту Анапа - Ялта, руб. *
Показатель Значение показателя
Пассажировместимость, чел 100 % 200 мест
из них количество «единых» и коммерческих билетов 82 % — «единый билет» 164 чел. 18 % — коммерческая стоимость 36 чел.
из них взрослых и детских билетов 70 % — взрослый 115 чел. 30 % — детский 49 чел. 70 % — взрослый 25 чел. 30 % — детский 11 чел.
Стоимость билета, руб. 1700 850 2550 1275
Доход от продажи билетов на один рейс, руб. 195500 41650 63750 14025
Доход от продажи с учетом загрузки судна за навигацию 0,8, руб. 156400 33320 51000 11220
Доход от продажи с учетом вероятности выполнения основных задач функционирования (неблагоприятной погоды) 0,963, руб. 150613,2 32087,16 49113 10804,86
Совокупный доход от продажи билетов на один рейс, руб. 242618,22
* Составлено на основе [12, 13].
Результаты расчета основных показателей коммерческой эффективности от эксплуатации катамарана «Грифон» на маршруте Анапа-Ялта представлены в табл. 8. Основные показатели коммерческой эффективности составляют №УГ = 8 105 939,90 руб. при РРГ= 24,42 года и Р1Г= 1,02.
ВЫВОДЫ
Таким образом, минимальная экономически обоснованная стоимость проезда по маршруту Анапа -Ялта на морском пассажирском катере на подводных крыльях «Комета 120М» по «единому билету» в эконом-классе составит 1600 руб. для ребенка и 3200 руб. для взрослого пассажира. Стоимость проезда в бизнес-классе для взрослого — 6400 руб., для ребенка — 3200 руб.
Проведенные расчеты показывают, что открытие маршрута Анапа - Ялта с использованием судов «Комета 120М» при указанных технических характеристиках, схеме финансирования и др. реальных исходных данных дает возможность выйти на безубыточность к окончанию срока службы судна, получив МРУК = 129 138,78 руб., РРК= 24,99 года и Р1К= 1,00. При этом цена на билеты в бизнес-классе соизмерима со стоимостью авиаперелета по тому же маршруту, а в эконом-классе существенно превышает стоимость проезда рейсовым автобусом (коммерческая стоимость — 1600 руб.) и автобусом в рамках «единого билета» (специальный тариф — 700 руб.), хотя бесспорно то, что морской транспорт дает преимущества скорости и зрелшцности. Учитывая полученные результаты, говорить о том, что новый вид перевозок сможет привлечь достаточный поток пассажиров при указанной стоимости проезда не приходится.
229
Таблица 8. Результаты расчета основных показателей коммерческой эффективности эксплуатации катамарана «Грифон» на маршруте Анапа -Ялта *
Год Инвестиции 1С,, руб. Ежегодный доход Д„ руб. Постоянные затраты Сп„, руб. Переменные затраты Смсрот, руб. Диск. Множ. Приведен« ыс инвестиции, руб. Приведенный денежный пото к, руб. Чистый приведенный доход, руб.
0 70 ООО 000,00 37 120 587,60 9 954 246,58 11 493 626,35 1.00 70 000 000,00 15 672 714,73 -54 327 285,27
1 S2 ООО 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,91 74 545 454,55 33 470 306,96 -41 075 147,58
2 2 4 000 000,00 87 S27 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,83 19 834710,74 30 427 551,79 10 592 841,04
3 24 000 000.00 87 827 795,64 23 852465,76 27 157 992,22 0,75 18 031 555,22 27 661 410,71 9 629 855,49
4 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852465,76 27 157 992,22 0,68 16 392 322,93 25 146 737,01 8 754 414,08
5 24 000 000.00 87 827 795,64 23 852465,76 27 157 992,22 0,62 14 902 111,75 22 860 670,01 7 958 558,26
6 24 ООО 000,00 87 827 795,64 23 852465,76 27 157 992,22 0,56 13 547374,32 20 782427.28 7 235 052,96
7 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852465,76 27 157 992,22 0,51 12 315 794,84 18 893 115,71 6 577320,87
8 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992 М 0,47 1 1 ¡96 177,13 17 175 559,74 5 979382,61
9 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852465,76 27 157 992,22 0,42 10 178 342,84 15 614 145 22 5 435 802,38
10 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,39 9 253 038,95 14 194 677,47 4 941 638,52
11 2 А 000 000,00 87 827 795,64 23 852 -165,76 27 157 992,22 0,35 8-111 853,59 12 904 252 Д4 4 492 398,66
12 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992Д2 0,32 7 647 139,63 11 731 138,40 4 083 998,78
13 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 99222 0.29 6 951 945,11 10 664 671.28 3 712 726,16
14 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 99222 0,26 6 319 950,10 9 695 155,71 3 375 205,60
15 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 99222 0,24 5 745 409,18 8 813 777,91 3 068 368,73
16 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,22 5 223 099,26 8012 525,38 2 789 426,12
17 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 99222 0,20 4 748 272,05 7 284 113,98 2 535 841,93
18 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,18 4 316 610,96 6 621 921,80 2 305 310,84
19 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,16 3 924 191,78 6 019 928,91 2 095 737,13
20 24 000 000.00 87 827 795,64 23 852465.76 27 157 992,22 0.15 3 567 447,07 5 472 662.64 1 905215,57
21 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,14 3 243 133,70 4 975 147.86 1 732014,16
22 24 000 000.00 87 827 795,64 23 852 465,76 27 157 992,22 0,12 2 948 303,37 4 522 861,69 1 574 558.32
23 24 000 000.00 87 827 795.64 23 852 465.76 27 157 992.22 0,11 2 680 275,79 4 111 692,44 1 431 416,66
24 24 000 000,00 87 827 795,64 23 852465.76 27 157 992,22 0,10 2 436 614,35 3 737 902,22 1 30 1 287,87
Итог 704 000000,00 338 361 129,21 346 467 069,10 8 105939,90
PI 1,02 РР 24,42
Причин для формирования столь высокой цены билета на катер «Комета 120М» по маршруту Анапа-Ялта несколько:
• высокие инвестиционные затраты, обусловленные стоимостью катера;
• ограниченная пассажировместимость судна.
В то же время минимальная экономически обоснованная стоимость проезда по маршруту Анапа -Ялта на катамаране «Грифон» по «единому билету» составит 850 руб. для ребенка и 1700 руб. для взрослого пассажира. Стоимость проезда по коммерческой стоимости для взрослого — 2550 руб., для ребенка— 1275 руб.
Проведенные расчеты показывают, открытие маршрута Анапа - Ялта с использованием катамаранов «Грифон» при указанных технических характеристиках, схеме финансирования и др. реальных исходных данных дает возможность выйти на безубыточность к окончанию срока службы судна и получить NPVr= 8 105 939,90 руб. при РРГ= 24,42 года и Р1Г= 1,02. При этом цена на перевозку по «единому билету» на катамаране превышает аналогичную цену «единого билета» на автобус. Однако необходимо помнить, что перевозки по «единому билету» в Крым на автотранспорте субсидируются государством, в частности по маршруту Анапа-Ялта на 46,6 % [17], т. о. экономически обоснованный тариф на перевозку на автобусе составляет примерно 1312 руб., что сопоставимо с расчетной стоимостью проезда на «Грифоне».
Подводя итог, можно сказать, что морские пассажирские перевозки вдоль побережья Республики Крым могут быть коммерчески эффективными при взвешенном подходе к выбору типа судна и схемы инвестирования. При этом инвестиции в морской пассажирский транспорт весьма значительны, срок окупаемости сопоставим со сроком службы судов, а уровень рентабельности невысок. Но, учитывая высокую социальную и отраслевую (для туризма и связанных отраслей) значимость, возможность диверсифицировать способы транспортного обеспечения региона и прочие преимущества морских пассажирских перевозок, государственное регулирование и поддержка этой сферы в виде льготного лизинга и налогообложения, государственного заказа на постройку судов была бы вполне оправдана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селиванов В.В. Возможные пути организации работы пассажирских судов на черном море в современных условиях / В.В. Селиванов [Электронный ресурс] // Экономические науки. — 2016. — №50-1. — Режим доступа: novainfo.ru/ article/7567 (дата обращения: 11-15.06.2018).
2. Селиванов В.В. Потенциальные возможности применения новых видов высокоскоростных судов в туристской сфере Крыма/В.В. Селиванов, А.Н. Казак [Электронный ресурс] //Таврический научный обозреватель. —2016. —№7(12). — С. 62-65. — Режим доступа: tavr.science /stat/2016/07/27 — Selivanov — Kazak.pdf (дата обращения: 11-15.06.2018).
3. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /И.И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И.И. МазураиВ.Д. Шапиро. —6-е изд., стер. —М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 960 с. : ил., табл. — (Современное бизнес-образование).
4. Дерягина И. Расчет NPV и IRR в Excel / И. Дерягина [Электронный ресурс] // Финансовый директор. — Режим доступа: fd.ru/articles/39461-raschet-npv-i-irr-v-excel(датаобращения: 11-15.06.2018).
5. Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М», проект 23160 [Электронный ресурс] // АО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»: официальный сайт. — Режим доступа: www.vympel-rybinsk.ru/kometa-120m-proekt-23160.html#tab2 (дата обращения: 11-15.06.2018).
6. Францев М. Анализ эксплуатационных характеристик катамарана проекта 23290 «Грифон» и СПК проекта 342Э «Метеор» / М. Францев [Электронный ресурс] // КОРАБЕЛ.ру. — Режим доступа: www.korabel.ru/news/comments/ analiz_eksplmtaciormyh_harakteristik_katanaranajroeto
11-15.06.2018).
7. Первая «Комета» для скоростных перевозок по Крыму готовится к испытаниям [Электронный ресурс] // Новости Крыма, крымская служба новостей. — Режим доступа: news.allcrimea.net/news/2018/3/28/pervaya-kometa-dlya-skorostnyh-perevozok-po-krymu-gotovitsya-k-ispytaniyam-100215/ (дата обращения: 11-15.06.2018).
8. Эксперт рассказал о перспективе производства в Крыму судов на подводных крыльях [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА Крым. — Режим доступа: crimea.ria.ru/society/20171123/1112856681 .html (дата обращения: 1115.06.2018).
9. Скоростные морские перевозки в Крыму ждёт невероятный успех [Электронный ресурс] // АО «Морпорт Сочи»: Официальный сайт.—Режимдоступа: morport-sochi.ru/article.php?id=621 (дата обращения: 11-15.06.2018).
10. Власти Крыма отказались от катамаранов Новороссийск - Феодосия из-за нерентабельности [Электронный ресурс] // ФГУП «Информационное телеграфное агентство России» (ИТАР-ТАСС): Официальный сайт. — Режим доступа: tass.ru/obschestvo/3177924 (дата обращения: 11-15.06.2018).
11. Скоростной катамаран «Сочи-2» [Электронный ресурс] // сайт www.korabli.eu. —Режимдоступа: www.korabli.eu/ galleries/oboi/grazhdanskie-suda/sochi-2 (дата обращения: 11-15.06.2018).
12. Лвин Мин Кхант. Методика проектного обоснования скоростных катамаранов для внутренних водных путей союза Мьянма: диссертация ... кандидата Технических наук: 05.08.03 / Лвин Мин Кхант [Электронный ресурс]; Место зашиты: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. — Санкт-Петербург, 2016. — Режим доступа: docplayer.ru/29189221 -Metodika-proektnogo-obosnovaniya-skorostnyh-katamaranov-dlya-vnutrennih-vodnyh-putey-soyuza-myanma.html (дата обращения: 11-15.06.2018).
13. Нгуен Г.Х. Определение экономических показателей быстроходных пассажирских судов на начальных этапах проектирования / Г.Х. Нгуен [Электронный ресурс] // Судовождение. — 2013. — Вып. 22. — С. 164-173. — Режим доступа: nbuv.gov.ua/UnySi/sudovozhdenie_2013_22_19 (датаобращения: 11-15.06.2018).
231
14. О ставках портовых сборов (сборов за услуги с судов) в морских портах Республики Крым: Постановление Государственного Совета Республики Крым от 28 мая 2014 г. N 2178-6/14 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru/hotlaw/crimea/552183/ (дата обращения: 11-15.06.2018).
15. Портовые сборы и тарифы [Электронный ресурс] // ФГУП «Росморпорт»: Официальный сайт. — Режим доступа: www.rosmorport.ru/filials/nvr_portcharges/ (дата обращения: 11-15.06.2018).
16. Регистровая тонна (статья) [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Регистровая_тонна (дата обращения: 11-15.06.2018).
17. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» на организацию перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении на территориях Республики Крым и г. Севастополя и в обратном направлении государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (с изменениями и дополнениями) [Текст]: постановление Правительства РФ от 27 апреля 2015 г. № 401 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 18 — ст. 2719, № 40 — ст. 5560. — 2016. — № 24 — ст. 3525, № 28 — ст. 4731 (дата обращения: 11-15.06.2018).
SPISOK LITERATURY
1. Selivanov V. V. Vozmozhnyye puti organizatsii raboty passazhirskikh sudov na chernom more v sovremennykh usloviyakh / V.V. Selivanov [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskiye nauki. — 2016. — №50-1. — Rezhim dostupa: novainfo.ru/article/ 7567 (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
2. Selivanov V.V. Potentsial'nyye vozmozhnosti primeneniya novykh vidov vysokoskorostnykh sudov v turistskoy sfere Kryma / V.V. Selivanov, A.N. Kazak [Elektronnyy resurs] // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel'. — 2016. — № 7(12). — S. 62-65. — Rezhim dostupa: tavr.science /stat/ 2016/07/27 — Selivanov—Kazak.pdf (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
3. Upravleniye proyektami : ucheb. posobiye dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Menedzhment organizatsii» / I.I. Mazur [i dr.]; pod obshch. red. I.I. Mazura i V.D. Shapiro. — 6-ye izd., ster. — M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2010. — 960 s. : il., tabl. — (Sovremennoye biznes-obrazovaniye).
4. Deryagina I. Raschet NPV i IRR v Excel / I. Deryagina [Elektronnyy resurs] // Finansovyy direktor. — Rezhim dostupa: fd.ru/articles/39461-raschet-npv-i-irr-v-excel (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
5. Morskoye passazhirskoye sudno na podvodnykh kryl'yakh «Kometa 120M», proyekt 23160 [Elektronnyy resurs] // AO «Sudostroitel'nyy zavod «VYMPEL»: ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.vympel-rybinsk.ru/kometa-120m-proekt-23160.html#tab2 (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
6. Frantsev M. Analiz ekspluatatsionnykh kharakteristik katamarana proyekta 23290 «Grifon» i SPK proyekta 342E «Meteor» / M. Frantsev [Elektronnyy resurs] // KORABEL.ru. — Rezhim dostupa: www.korabel.ru/news/comments/ analiz_ekspluatacionnyh_harakteristik_katamarana_proekta_23290_grifon_i_spk_proekta_342e_meteor.html (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
7. Pervaya «Kometa» dlya skorostnykh perevozok po Krymu gotovitsya k ispytaniyam [Elektronnyy resurs] // Novosti Kryma, krymskaya sluzhba novostey. — Rezhim dostupa: news.allcrimea.net/news/2018/3/28/pervaya-kometa-dlya-skorostnyh-perevozok-po-krymu-gotovitsya-k-ispytaniyam-100215/ (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
8. Ekspert rasskazal o perspektive proizvodstva v Krymu sudov na podvodnykh kryl'yakh [Elektronnyy resurs] // Setevoye izdaniye RÎA Krym. — Rezhim dostupa: crimea.ria.ru/society/20171123/1112856681 .html (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
9. Skorostnyye morskiye perevozki v Krymu zhdot neveroyatnyy uspekh [Elektronnyy resurs] // AO «Morport Sochi»: Ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: morport-sochi.ru/article.php?id=621 (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
10. Vlasti Kryma otkazalis' ot katamaranov Novorossiysk - Feodosiya iz-za nerentabel'nosti [Elektronnyy resurs] // FGUP «Informatsionnoye telegrafnoye agentstvo Rossii» (ITAR-TASS): Ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: tass.ru/obschestvo/ 3177924 (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
11. Skorostnoy katamaran «Sochi-2» [Elektronnyy resurs] // sayt www.korabli.eu. — Rezhim dostupa: www.korabli.eu/ galleries/oboi/grazhdanskie-suda/sochi-2 (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
12. Lvin Min Kkhant. Metodika proyektnogo obosnovaniya skorostnykh katamaranov dlya vnutrennikh vodnykh putey soyuza M'yanma: dissertatsiya ... kandidata Tekhnicheskikh nauk: 05.08.03 / Lvin Min Kkhant [Elektronnyy resurs]; Mesto zashchity: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy morskoy tekhnicheskiy universitet. — Sankt-Peterburg, 2016. — Rezhim dostupa: docplayer.ru/29189221 -Metodika-proektnogo-obosnovaniya-skorostnyh-katamaranov-dlya-vnutrennih-vodnyh-putey-soyuza-myanma.html (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
13. Nguyen G.Kh. Opredeleniye ekonomicheskikh pokazateley bystrokhodnykh passazhirskikh sudov na nachal'nykh etapakh proyektirovaniya / G.Kh. Nguyen [Elektronnyy resurs] // Sudovozhdeniye. — 2013. — Vyp. 22. — S. 164-173. — Rezhim dostupa: nbuv.gov.ua/UJRN/sudovozhdenie_2013_22_19 (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
14. O stavkakh portovykh sborov (sborov za uslugi s sudov) v morskikh portakh Respubliki Krym: Postanovleniye Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 28 maya 2014 g. N 2178-6/14 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/hotlaw/crimea/552183/ (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
15. Portovyye sbory i tarify [Elektronnyy resurs] // FGUP «Rosmorport»: Ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: www. ro smorport. ru/ filials/nvr_portcharges/ (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
16. Registrovaya tonna (stat'ya) [Elektronnyy resurs] // Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: ru.wikipedia.org/wiki/Registrovaya_tonna (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
17. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya iz federal'nogo byudzheta subsidiy avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii «Yedinaya transportnaya direktsiya» na organizatsiyu perevozok passazhirov v pryamom smeshannom soobshchenii na territoriyakh Respubliki Krym i g. Sevastopolya i v obratnom napravlenii gosudarstvennoy programmy RF «Razvitiye transportnoy sistemy» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Tekst]: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 27 aprelya 2015 g. № 401 // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 2015. — № 18 — st. 2719, № 40 — st. 5560. — 2016. — № 24 — st. 3525, № 28 — st. 4731 (data obrashcheniya: 11-15.06.2018).
Статья поступила в редакцию 19 июля 2018 года Статья одобрена к печати 19 сентября 2018 года
232