Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ОБЛИКА И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИНИ-БПЛА ПРОТИВНИКА'

ОБОСНОВАНИЕ ОБЛИКА И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИНИ-БПЛА ПРОТИВНИКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
252
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИНИ-БПЛА ПРОТИВНИКА / БОЕВОЙ МОДУЛЬ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАВЕДЕНИЯ / ТАКТИЧЕСКИЕ ОЧКИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ТРЕНАЖЕР ДЛЯ СТРЕЛЬБОВЫХ КОМПЛЕКСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тулкин М.В., Мищук Б.В., Евстифеев Юрий Алексеевич

Представлен облик и основные области боевого применения перспективного комплекса противодействия мини-БПЛА и поражения живой силы противника, основанного на новом универсальном боевом модуле с автоматической системой наведения и тактическими очками дополненной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тулкин М.В., Мищук Б.В., Евстифеев Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE APPEARANCE AND MAIN TASKS OF THE COMBAT APPLICATION OF A PROSPECTIVE WEAPON SYSTEM FOR COUNTERING ENEMY MINI-UAVS

The paper presents the appearance and main directions of combat application of a prospective weapon system for countering mini-UAVs and defeating enemy manpower on the basis of a new universal combat module with automatic guidance system and tactical augmented reality goggles.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ОБЛИКА И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИНИ-БПЛА ПРОТИВНИКА»

Обоснование облика и основных задач боевого применения перспективного комплекса противодействия мини-БПЛА противника

М.В. ТУЛКИН

Б.В. МИЩУК

Ю.А. ЕВСТИФЕЕВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Представлен облик и основные области боевого применения перспективного комплекса противодействия мини-БПЛА и поражения живой силы противника, основанного на новом универсальном боевом модуле с автоматической системой наведения и тактическими очками дополненной реальности.

Средства противодействия мини-БПЛА противника, боевой модуль, автоматическая система наведения, тактические очки дополненной реальности, тренажер для стрельбовых комплексов с применением виртуальной реальности.

The paper presents the appearance and main directions of combat application of a prospective weapon system for countering mini-UAVs and defeating enemy manpower on the basis of a new universal combat module with automatic guidance system and tactical augmented reality goggles.

KEYWORDS

Countering mini-UAVs, combat module, automatic guidance system, tactical augmented reality goggles, virtual reality simulator for fire weapon systems.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

В ПОСЛЕДНИЕ десятилетия концепции ведения военных действий ведущих в военном отношении стран мира претерпели коренные изменения. Например, США реализуют концепцию «бесконтактной войны», которая подразумевает ведение боевых действий на расстоянии при помощи авиации, управляемых ракет, авиабомб и высокоточной дальнобойной артиллерии. Причем в случае применения артиллерии упор делается не на массированные огневые удары по площадям, а на точечные удары по конкретным целям.

Появление так называемых «умных» снарядов воздушного подрыва дало новый толчок развитию малокалиберной артиллерии как за рубежом, так и в России. Сначала были созданы артиллерийские снаряды с «интеллектуальной системой дистанционного подрыва» в калибрах 25, 30, 35, 40 и 50 мм. Такой тип вооружения существенно повысил эффективность поражения воздушных, наземных и надводных целей. Особенно целесообразно их применение стало для борьбы с малогабаритными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), самолетами тактической и палубной авиации, вертолетами, противокорабельными ракетами, а также с малоразмерными быстроходными судами и живой силой противника, не защищенной броней. За рубежом, особенно в США, выделяются огромные средства на создание управляемых артиллерийских боеприпасов и систем управления к существующим снарядам. Боевые действия в Ираке, Афганистане, Сирии показали, что интенсивные боевые действия протекают чаще не на открытой местности, а в населенных пунктах. Отсюда возникла необходимость в системах высокоточного оружия для нанесения точечных ударов по целям, находящимся в непосредственной близости от своих войск и гражданского населения. При этом в последнее время целеуказание дают, как правило, БПЛА.

В современных военных конфликтах БПЛА выполняют различные задачи, возможности которых усиливаются при групповом использовании (роем). При этом более востребованы мини-БПЛА1'2. Классификация БПЛА и анализ средств и способов противодействия им подробно приведены в работе3.

Наиболее эффективным, по мнению указанных авторов, является комбинированный способ противодействия мини-БПЛА: огневое поражение, СВЧ-обнаружение, сопровождение и подавление, функциональное уничтожение их оптико-электронных систем маломощным лазером (возможно применение более мощных лазеров для функционального уничтожения БПЛА). Примеры комбинированного применения средств противодействия мини-БПЛА:

Первый. Мобильная система защиты от БПЛА AUDS на платформе Stryker (США совместно с Великобританией)4 с использованием системы огневого поражения 30-мм пушкой XM914 Bushmaster M230LF. Темп стрельбы 200 выстр/мин боеприпасами воздушного подрыва Mk310 PABM-T. Комплекс позволяет эффективно подавлять каналы аппаратуры управления БПЛА в среднем на дальности до 2,5 км. Управление системой осуществляется одним оператором с портативной станции управления. По результатам испытаний системы

AUDS — от обнаружения небольшого БПЛА до его падения в результате воздействия помех — обычно проходит от 8 до 15 с.

Второй. Мобильный комплекс «Рать» (Россия)5, показанный на международном военно-техническом форуме «Армия-2022», предназначен для обнаружения, подавления и уничтожения различных БПЛА с эффективной поверхностью отражения до 0,01 м2, скоростью до 200 км/ч на дальности до 3,5 км. Для подавления радиоэлектронного оборудования БПЛА применяется СВЧ-излучение, которое эффективно в радиусе до 2,5 км. Для их физического уничтожения применяется лазерное оборудование с дальностью действия 1 км.

Таким образом, в борьбе с БПЛА все большую роль начинают играть средства СВЧ-действия, малокалиберные артиллерийские системы с боеприпасами воздушного дистанционного и неконтактного подрыва, а также боевые лазерные системы. При этом активно разрабатываются роботизированные комплексы с дистанционным управлением.

Цель настоящей статьи обосновать облик и основные задачи боевого применения перспективного комплекса средств противодействия мини-БПЛА и поражения живой силы противника, основанного на новом универсальном дистанционно управляемом боевом модуле (ДУБМ) с автоматической системой наведения и тактическими очками дополненной реальности, который АО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» (КЭМЗ) представил на универсальной базе многоцелевого бронеавтомобиля «Тайфун ВДВ» (рис. 1). ДУБМ, оснащенный автоматической системой нацеливания и тактическими очками дополненной реальности (рис. 2)6 может быть установлен на любую крупную бронетехнику или автомобиль. Дальность стрельбы модуля до

3 км. Его главное назначение — быть эффективным средством непосредственной обороны объектов и тактических формирований войск (сил) в местах сосредоточения, на марше или на боевых позициях от разведки и ударов средств воздушного нападения (СВН) противника, в первую очередь беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) любых типов.

По решению Минобороны РФ АО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» (далее — «Концерн КЭМЗ») передана конструкторская документация на ЗУ-23 в целях постановки на производство и ее модернизации. Боевой модуль, работающий в автоматическом режиме, был создан «Концерном КЭМЗ» на базе классической ЗУ-23 благодаря разработке собственной центральной вычислительной системы (ЦВС) с применением элементов искусственного интеллекта и управлением в дополненной реальности.

В ЦВС поступают данные от оптических датчиков, датчиков давления, температуры, ветра и др. Затем система определяет параметры воздушных целей, оптимальные варианты их поражения и выдает целеуказание оператору.

Наиболее эффективным,

по мнению военных специалистов, является комбинированный способ противодействия

мини-БПЛА: огневое поражение; СВЧ-обнаружение, сопровождение, подавление и функциональное поражение их оптико-электронных систем маломощным лазером (возможно физическое их уничтожение более мощным лазером).

Рис. 1. Боевой модуль на бронеавтомобиле «Тайфун ВДВ»

Рис. 2. Тактические очки дополненной реальности и кресло-тренажер с применением технологии виртуальной реальности

Более того, оператор при помощи тактических очков дополненной реальности видит эти цели (программа их ему подсвечивает) и выбирает наиболее важную на данный момент цель. Модернизированная ЗУ-23 сама ведет эту цель в точку упреждения, а оператору для ее поражения остается только нажать кнопку открытия огня. Синтетические тесты показали вероятность поражения воздушной цели в виде БПЛА в 85—90 %. Перспективный ком-

плекс (ПК) противодействия БПЛА может управляться дистанционно с помощью выносного пульта управления, вынесенного на удаление до 100 м, либо по радиоканалу — до 2 км.

Для повышения эффективности применения ЗУ-23 и универсального боевого модуля для уничтожения БПЛА и живой силы противника специалистами «Концерна КЭМЗ» ведется разработка снарядов 23-мм с дистанционным подрывом; а для увеличения

дальности поражения до 5 км предусмотрена установка ПЗРК «Верба».

Важные преимущества ПК при отражении атак роя БПЛА: повышенный боезапас снарядов (1000) и высокая скорострельность (2000 выстр/мин).

Полезным дополнением к модернизированному боевому модулю стало кресло-тренажер с применением технологии виртуальной реальности. Кресло имитирует физические параметры ЗУ-23 при стрельбе. С помощью кресла-тренажера личный состав может проходить ускоренное обучение, имитируя стрельбу в ручном режиме в боевых условиях без выезда на полигон, траты снарядов и с сохранением ресурса стволов.

Кресло-тренажер позволяет программно связать несколько кресел в одну сеть или до шести человек разместить на одной платформе. Получается один боевой расчет, в котором каждый выполняет свою функцию, а программное обеспечение позволяет смоделировать поведение машины под воздействием, например, тряски, когда машина находится в движении или под обстрелом. Кроме того, кресло готовит мозг оператора ЗУ к реагированию на какое-то физическое воздействие (например, отдачу, крен, тряску), позволяет подготовить вестибулярный аппарат оператора к таким воздействиям. Аналогов таких «умных» тренажеров для стрель-бовых комплексов разработчики универсального модуля в России не обнаружили. Важно и то, что на базе динамического кресла с технологией виртуальной реальности можно создавать комплексы для любой отрасли гражданского сектора — разработка готова для серийного производства.

В то же время в вооруженных силах США проводится комплекс мероприятий по адаптации технологий расширенной реальности к решению военных задач7. К ним относятся технологии виртуальной реальности

(ВР), дополненной реальности (ДР) и смешанной реальности (СР). Под ВР понимается созданный с помощью технических средств нематериальный мир, воспринимаемый человеком через зрение, слух и осязание. А ДР достигается путем наложения графических элементов на изображения материального мира с использованием средств вычислительной техники. Смешанная реальность предполагает наличие возможности взаимодействия человека с виртуальными объектами посредством материальных объектов. В боевых условиях данные технологии применяются для наведения оружия, а также отображения картины боевой обстановки и данных о состоянии военной техники.

Выводы. На базе разработанного перспективного комплекса противодействия мини-БПЛА и поражения живой силы противника, основанного на новом универсальном боевом модуле с автоматической системой наведения и тактическими очками дополненной реальности, планируется разработать облик технических средств противодействия мини-БПЛА и живой силе противника, включающий несколько бронеавтомобилей типа «Тайфун» с боевыми модулями дистанционного управления, автоматического прицеливания и ведения воздушной цели, СВЧ-об-наружением, сопровождением и подавлением БПЛА, маломощным лазером, ПЗРК «Верба», объединенных общим управлением. Это позволит комбинировать состав боевого подразделения противодействия БПЛА разными средствами поражения. В состав такого боевого подразделения может быть включен и мобильный комплекс «Рать».

Такие боевые подразделения (перспективный комплекс) необходимы для защиты от БПЛА и поражения живой силы противника в ряде очевидных вариантов: при прикрытии

Боевой модуль противодействия БПЛА и живой силе противника, работающий в автоматическом режиме, был создан «Концерном КЭМЗ» по заданию МО РФ на базе классической ЗУ-23 благодаря разработке собственной центральной вычислительной системы с применением элементов искусственного интеллекта и управлением в дополненной реальности. В систему поступают данные от оптических датчиков, датчиков давления, температуры, ветра и др., используя которые, она определяет параметры воздушных целей, оптимальные варианты их поражения и выдает целеуказание оператору.

мотострелковых, танковых, артиллерийских и других формирований войск (сил) тактического уровня от разведки и ударов БПЛА в местах сосредоточения и на огневых позициях, при сопровождении войсковых колон на марше.

При этом главной задачей перспективного комплекса средств противодействия БПЛА является: не дать возможности БПЛА — разведчикам противника выполнить целеуказание своим огневым средствам наших формирований войск (сил) тактического уровня и отразить внезапное нападение диверсионных сил противника на них.

Комбинированное применение дистанционного подрыва снарядов, СВЧ-подавления радиоэлектронных средств, лазера, искусственного интеллекта и тактических очков дополненной реальности позволяет значительно повысить точность и эффективность уничтожения БПЛА и живой силы противника.

В России необходимо форсировать разработку программного обеспечения технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности; наладить серийный выпуск подобных стрелковых тренажеров и тактических очков дополненной реальности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Макаренко С.И. Противодействие беспилотным летательным аппаратам: монография. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 204 с.

2 Ростопчин В.В. «Напасть XXI века»: стороны одной «медали» // Авиапанорама. 2018. № 4, 5, 6; Авиапанорама. 2019. № 1.

3 Макаренко С.И., Тимошенко А.В., Васильченко А.С. Анализ средств и способов противодействия беспилотным летательным аппаратам. Ч. 1. Беспилотный летательный аппарат как объект обнаружения и поражения // Системы управления, связи и безопасности. 2020. № 1. С. 109—146.

4 Зубов В.Н. Новые зарубежные средства борьбы с асимметричными угрозами // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2020. № 1—2. С. 102—108.

5 URL: topwar.ru/174438-na-armii-2020-predstavili-mobilnyj-kompleks-rat-dlja-borby-s-bpla.html (дата обращения: 26.10.2022).

6 Мировые премьеры новинок «Концерна КЭМЗ» URL: www.promweekly.ru/ arcyive/army2022/Army_5_2022.pdf (дата обращения: 26.10.2022).

7 Борисенко М. Применение технологий расширенной реальности в вооруженных силах США // Зарубежное военное обозрение. 2022. № 11. С. 32—37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.