показывает, что между суммой баллов ЕГЭ и результатами обучения в ВУЗе нет никакой связи, поразительно то, что наибольшего успеха добился студент, имевший наихудший показатель по сдаче ЕГЭ.
Выводы. В современном информационном обществе, обществе промышленных и информационных технологий, роль человека необычайно высока. Мобильные и квалифицированные специалисты становятся основным ресурсом стремительного развития экономической, технологической и производственной мощи государства, поэтому в век наукоемких технологий одной из основных задач является забота о сохранении и умножении интеллектуального потенциала страны. Вместе с тем потребность общества в воспитании богатой и творчески активной личности привела к необходимости иначе взглянуть на процесс воспитания и обучения. В центре внимания современных гуманистических тенденций - поиск таких подходов к воспитанию и обучению, которые обеспечили бы полновесную реализацию потенциала личности наряду с ее социальной адаптацией.
Литература:
1. Концепция предметной области «Технология» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bcro.edusite.ru/DswMedia/proektkoncepciipredmetnoyoblastitexnologiya.pdf
Педагогика
УДК 373.1
старший преподаватель Васильева Карина Вениаминовна
Мытищинский филиал Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва);
кандидат технических наук, доцент Чувашев Анатолий Петрович
Мытищинский филиал Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО САПР В ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ 23.03.03.
««ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ» ДЛЯ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «СЕРВИС ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ (ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС)»
Аннотация. Рассмотрены аспекты возникновения необходимости пересмотра классического способа обучения геометро - графическим дисциплинам в высшей школе, показана необходимость создания интеграционного курса в геомерто - графической подготовке обучающихся, приведены основные положения по методике применения графического редактора AutoCAD при изучении геометро - графических дисциплин в высшей школе.
Ключевые слова: современное производство, технологизация, системы автоматизированного проектирования, CAD - технологии, начертательная геометрия, интегрированный курс, графический редактор, инженерная графика, графические работы, рабочий чертеж, конструкторская документация, трехмерное моделирование, геометро - графическая подготовка.
Annotation. The aspects of the necessity of revision of the classical method of teaching geometric - graphic disciplines in higher education are considered, the necessity of creating an integration course in geomertic - graphic training of students is shown, the basic provisions on the method of application of the graphic editor AutoCAD in the study of geometric - graphic disciplines in higher education are given.
Keywords: modern production, technologization, computer-aided design systems, CAD-technologies, descriptive geometry, integrated course, graphic editor, engineering graphics, graphic works, working drawing, design documentation, three - dimensional modeling, geometrical and graphic preparation.
Введение. На современном этапе наблюдается стремительный переход к информационной эпохе с интенсивным применением автоматизированных систем управления, что требует повышенного уровня инженерного образного и динамичного мышления.
Масштабные процессы технологизации и информатизации, происходящие в изменяющемся техническом уровне современного производства, требуют обеспечения специалистами, обладающими как фундаментальными знаниями, так и многофункциональными умениями, что отражается в ФГОС ВО по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно - технологических машин и комплексов» для профиля подготовки «Сервис транспортных и транспортно - технологических машин и оборудования (лесной комплекс)» [1].
Современное высшее образование сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников. В соответствии с международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО высшее образование направлено на обучение на более высоком уровне сложности и специализации, включает то, что обычно понимается как академическое образование, но также и углубленное профессиональное образование.
К современным выпускникам технических вузов, которые должны отвечать высоким требованиям современной эпохи в области практических знаний, предъявляются требования в высоком уровне образованности. На подготовку будущих специалистов оказывает огромное влияние базовая геометро -графическая подготовка, которая должна помочь в повышении уровня эффективности освоения базовых областей знаний.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно - технологических машин и комплексов» для профиля подготовки «Сервис транспортных и транспортно - технологических машин и оборудования (лесной комплекс)» перед будущими специалистами в сфере их деятельности встают такие задачи [1]:
Производственно-технологическая деятельность:
- определение в составе коллектива исполнителей производственной программы по техническому
обслуживанию, сервису и ремонту при эксплуатации транспорта или изготовлении оборудования.
Организационно-управленческая деятельность:
- Участие в составе коллектива исполнителей в совершенствовании организационно-управленческой структуры предприятия по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования.
Экспериментально-исследовательская деятельность:
- Участие в составе коллектива исполнителей в выполнении опытно-конструкторских разработок.
Монтажно-наладочная деятельность:
- Монтаж оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортной техники;
- Монтаж, участие в наладке, испытании и сдаче в эксплуатацию технологического оборудования, приборов, узлов и деталей для производственных испытаний транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения.
Расчетно-проектная деятельность:
- Участие в составе коллектива исполнителей в проектировании деталей, механизмов, машин, их оборудования и агрегатов;
- Использование информационных технологий при проектировании и разработке в составе коллектива исполнителей новых видов транспорта и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий;
-Участие в составе коллектива исполнителей в разработке конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспорта и транспортного оборудования.
Сервисно - эксплуатационная деятельность:
- Участие в проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных, транспортно-технологических машин и оборудования.
Важную роль в этом процессе играет геометро - графическая подготовка будущих инженерных кадров. Нельзя представить инженера, не владеющего основами построения изображений. Умение образно мыслить, графически представить абстрактные связи помогут в будущей профессиональной деятельности. Чертеж является средством передачи и выражения технической мысли.
Составление образов, основанных на графическом представлении, помогает переходу к практическим знаниям, позволяет сформировать системное видение, отражать целостность связей и диалектичности мира. Развитое графическое видение позволяет увидеть противоречия развития и несвязность объектов. В современном мире меняется сама идеология проектирования, неавтоматизированные методы проектирования оказываются малоэффективными. Образы, предоставляемые на технических рисунках, 2D чертежах и 3D моделях важны для формирования системного мышления.
Геометро - графическая подготовка играет важную роль при подготовке специалистов любого технического направления. Выпускники ВУЗов должны быть уверенными пользователями графических систем, позволяющих создавать чертежно-конструкторскую документацию и решать задачи трехмерного геометрического моделирования. Важным моментом в профессиональной подготовке специалистов направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно - технологических машин и комплексов» является формирование представления и знания порядка этапов построения геометрической модели детали, построение ее рабочего чертежа и составление конструкторской документации на все изделие в целом. Это умение поможет плавному переходу в рабочую среду, использующую современные информационные системы и системы автоматизированного проектирования (САПР), использующие средства формирования 3D модели, создание чертежей и управление целым проектом, активно используются и средства визуализации для создания фотореалистичных изображений [10].
Геометро - графические дисциплины закладывают фундамент технической культуры у будущего специалиста. Подготовка начинается со школьной скамьи, к сожалению, далеко не все школьные образовательные учреждения уделяют внимание этому вопросу должным образом. В ВУЗ многие обучающиеся попадают без начального багажа знаний по графической дисциплине. На современном уровне для решения проектно-технических задач, требуется интегрированное графическое образование, включающее в себя начертательную геометрию, инженерную и компьютерную графику, различные технические дисциплины в зависимости от направления подготовки. Поэтому, геометро - графическое образование должно быть интеграционным.
Интенсивное развитие САПР - технологий в современном мире требует квалифицированных специалистов высокого уровня. Необходимо пересмотреть подаваемый материал дисциплин, направив их в сторону изучения передовых современных технологий.
В геометро - графической подготовке нужно применять изучение САПР, как важный практико -ориентированный аспект образовательных программ. CAD - приложения должны быть использованы как практический аспект, а «Начертательная геометрия и инженерная графика», как теоретический аспект интегрированного курса.
Необходимо разработать органичную систему формирования и развития графической культуры обучающихся на основе интегрированного курса изучения инженерной графики и CAD приложений как новой информационной технологии. Использование CAD приложений поможет сформировать навыки работы с графическими системами геометрического моделирования, изучить и освоить методы компьютерного выполнения чертежей, способы автоматизированной разработки графической конструкторской документации, автоматизированного проектирования чертежей с использованием графических баз данных.
Традиционные способы обучения графическим дисциплинам требуют коррекции и новых педагогических решений. Актуальность вопроса не вызывает сомнений. Поэтому возникла необходимость разработки методики применения графического редактора AutoCAD в геометро - графической подготовке обучающихся по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно - технологических машин и комплексов» для профиля подготовки «Сервис транспортных и транспортно - технологических машин и оборудования (лесной комплекс)».
Методика основывается на применении технологий автоматизированного проектирования на базе графического редактора AutoCAD.
Использование графического редактора AutoCAD сделает геометро - графическую подготовку обучающихся более эффективной, т.к. происходит интеграция традиционного метода обучения с
информационным.
Изучая способы и правила построения изображений в инженерной графике, обучающиеся осваивают базовые приемы компьютерной графики. Это и настройка рабочей среды, определение формата чертежа, вычерчивание примитивов, редактирование чертежа, объектные привязки, работа с блоками, слоями, текстом и др. При этом на любом этапе создания чертежа обучающийся может видеть наглядное изображение изделия, что весьма важно в процессе обучения.
В учебный процесс интегрированного курса инженерной графики внедрена технология автоматизированного проектирования, разработан и сформирован дидактический комплекс, включающий в себя традиционные и электронные учебные пособия. При использовании информационных технологий обычные задания по инженерной графике получают новое наполнение и реализацию. Очень просто ввести задание на изображение повторяющихся типовых изделий (крепежные изделия и др.) и повторяющиеся типовые элементы деталей (резьбовые, шпоночные, шлицевые и др.).
Особенностью интеграции графических дисциплин и технологии автоматизированного проектирования было выявление момента перехода с традиционного материала на информационный и обратно. Момент перехода особенно важен, т.к. он позволяет сделать изучение сложного материала более гармоничным. Использование информационных технологий позволяет увеличить наглядность процесса обучения.
Разработка содержания интегрированного курса инженерной и компьютерной графики на основе использования технологий автоматизированного проектирования потребовала пересмотра последовательности подачи учебного материала. Компьютерную графику необходимо рассматривать в единой связке с инженерной графикой [14]. Работа на ПК должна быть построена таким образом, чтобы обучающийся не просто изучал графический пакет AutoCAD, а продолжал изучение инженерной графики, применяя при этом другое инструментальное средство. Наиболее эффективно организовать процесс обучения параллельно, оптимально разумно сочетая ручное и компьютерное выполнение чертежей. При этом возникают определенные сложности, связанные с дефицитом времени, отведенного на дисциплину, и стремлением не проиграть в решении педагогических задач, то есть суметь развить пространственное мышление обучающихся до требуемого уровня.
Проходя поэтапно все процессы проектирования в графическом редакторе, обучающийся реализует современную технологию проектирования от формы. Графический редактор позволяет именно это - начать с формы, а не с проекций, как многие привыкли. Такой способ решения задач по инженерной графике требует меньших временных затрат, позволяет получить дополнительные навыки работы с различными пакетами САПР.
Для дидактического обеспечения интегрированного курса в качестве контролирующего средства сконвертирована база тестовых заданий. Эта база является критерием оценки уровня графической подготовки обучающихся на протяжении всего процесса освоения разработанного курса.
Однако нельзя свести изучение геометро - графических дисциплин только к работе на компьютере. Будущий специалист должен хорошо владеть не только компьютерной техникой выполнения чертежей, но и ручной. Пространственное воображение, необходимое в конструкторской и проектной деятельности, а также при чтении чертежей на производстве в большей мере развивается при работе с плоскими изображениями на листе бумаги. Специалист, не умеющий грамотно читать и выполнять чертежи на бумаге, не сможет этого сделать и на компьютере. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения должно быть разумно. Нельзя смещать приоритеты. Компьютерная графика должна быть направлена на изучение правил и приемов решения графических задач, а не на изучение свойств и возможностей компьютера.
Выводы. Разработанная методика применения современного САПР в процесс обучения позволяет:
- повысить качество подготовки специалистов в области геометро - графических дисциплин, используя внедрение технологий автоматизированного проектирования;
- повысить уровень компетентности в области систем автоматизированного проектирования у обучающихся;
- позволит использовать технологию сквозного проектирования в процессе обучения в высшей школе.
Литература:
1. ФГОС ВО специалистов направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно -технологических машин и комплексов»
2. Андрюшина, Т.В. Развитие пространственного мышления и познавательная активность в графической деятельности обучающихся / Т.В. Андрюшина, О.Б. Болбат Новосибирск, Издательство СГУПСа, 2003. - 106 с.
3. Батышев, A.C. Практическая педагогика для начинающего преподавателя / А. С. Батышев. М.: Проф. образование, 2003. - 198 с.
4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.
5. Боголюбов, С.К. Инженерная графика / С.К. Боголюбов. М.: Машиностроение, 2004. - 352 с.
6. Вольхин, К. А. Индивидуализация обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: дис. канд. педагогических наук: 13.00.02 / Вольхин Константин Анатольевич.- Новосибирск, 2002. 172 с.
7. Гордон, В.О. Курс начертательной геометрии: Учеб. пособие для втузов / В.О. Гордон, М.А. Семенцов-Огиевский; Под ред. Гордона В.О., Иванова Ю.Б. 24-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2000. - 272 с.
8. Гордон, В.О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии: Учеб. пособие для высш. техн. учеб. заведений / В.О. Гордон, Ю.Б. Иванов, Т.Е. Солнцева; Под ред. Иванова Ю.Б. 7-е изд., стер. - М: Высш. шк., 1998. - 320 с.
9. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования: научное издание. 2-е изд. перераб. / В.Г. Иванов. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. - 172 с.
10. Иванов, Г.С. Теоретические основы начертательной геометрии: Учеб. пособие. / Г.С. Иванов. М.: Машиностроение, 1998. - 157 с.
11. Кречетников, К.Г. Интеграция дисциплин в учебном процессе Электронный ресурс. / К.Г. Кречетников. Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/krehetnikov.html.- Загл. с экрана.
12. Павлова, T.JI. Новые информационные и педагогические технологии Электронный ресурс. / Т.Д. Павлова, А.И.Сваровская. -Режим доступа: http://www.websib.ru/ites/2000/index.html. Загл. с экрана.
13. Покровская М.В. Инженерная графика: панорамный взгляд (научно-педагогическое исследование)/ М.Покровская. - М.: Изд-во «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», 1999. 137 с.
14. Ярошевич О.В. Проблемы информатизации графической подготовки/ О.В.Ярошевич, Н.А.Амельченко, Н.Ф.Кулащик // Формирование творческой личности инженера в процессе графической подготовки: материалы респ. науч.-метод. конф., Витебск, 5 декабря 2008 г. - Витебск: УО «ВГТУ», 2008. с. 15-17.
Педагогика
УДК 811.161.1
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры межкультурной коммуникации Васильева Галина Михайловна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); аспирант кафедры межкультурной коммуникации Мячина Влада Ваэльевна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ИНТЕГРАТИВНАЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ТУРИЗМ»)
Аннотация. В статье представлена интегративная сопоставительная модель как основа организации лексики в содержании обучения русскому языку как иностранному, которая предполагает четыре этапа описания и организации лексического материала в учебных целях. Реализация модели осуществляется на примере лексико-семантического поля «туризм».
Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, методика обучения лексике, культурно маркированная лексика, сопоставительный аспект, интегративная модель организации лексики.
Annotation. The article represents the integrative comparative model, which supposes four stages of vocabulary description and formation for educational purposes, as a basic framework of vocabulary in the content of teaching Russian as a foreign language. The model implementation is premised on the example of lexico semantic field «tourism».
Keywords: Russian as a foreign language training method, vocabulary training method, culture-specific vocabulary, comparative aspect, integrative model of vocabulary formation.
Введение. Интегративный подход к описанию лексики, возникший в рамках глобального антропоцентрического подхода к языку, повлиял и на описание языка, выступающего в качестве предмета обучения. Манифестация значимости «человеческого фактора» в языке, свойственная антропоцентически ориентированному направлению исследований, позволяет объединить в интегративном анализе слова лингводетерминированные и культуродетерминированные аспекты содержания. Актуализация интегративного анализа слова, выступающего в качестве предмета теоретических исследований, повлияла и на задачи методически ориентированных исследований. Это касается прежде всего прикладных задач лингвокультурологии, которая, согласно устоявшемуся мнению, представляет собой комплексную научную дисциплину «синтезирующего типа», изучающую взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в их функционировании и отражает «этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания...» [1: 36]. В методике преподавания иностранных языков, ориентирующейся на лингвокультурологический подход, и, в частности, русского языка как иностранного вопрос о соотношении и интеграции языка и культуры чрезвычайно актуален. Исследованию данной проблематики посвящено большое количество трудов отечественных лингвистов (Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, Д.Б. Гудков, А.А., Е.И. Зиновьева, В.И. Карасик, В.Г. Костомаров, В.В. Красных, В.А. Маслова, И.А. Стернин, В.Н. Телия, С.Г. Тер-Минасова, В.М. Шаклеин и др.).
Изложение основного материала статьи. На наш взгляд, при интегративном подходе к культурно маркированной лексике, выступающей в качестве предмета обучения [2: 5], целесообразно выделить несколько этапов описания, составляющих единую интегративную лингвометодическую модель, позволяющую организовать лексику в содержании обучения иностранных студентов. Эти аспекты должны последовательно раскрывать системно-структурный, фоновый (социокультурный),
лингвокультурологический и художественный (текстовый) потенциал слова.
Поскольку лингвокультурологический подход к обучению русскому языку базируется на том, что национальное может быть выявлено только в сравнении с другим национальным, он предполагает обязательный сопоставительный аспект. Представляется, что сопоставительный аспект должен присутствовать на всех этапах реализации интегративной сопоставительной модели формирования содержания обучения, в связи с чем компоненты данной модели будут иметь следующие названия: 1) системно-сопоставительный, 2) фоново-сопоставительный, 3) лингвокультурно-сопоставительный, 4) текстово-сопоставительный (интерпретационный).
Первый (системно-сопоставительный) этап формирования содержания обучения лексике направлен на усвоение базовой семантики и системных связей (синтагматических и парадигматических) в составе изучаемой культурно маркированной группы лексики на сопоставительной основе.
Второй (фоново-сопоставительный) этап предполагает включение в содержание обучения социокультурной информации о тех явлениях, которые вербализованы в изучаемом фрагменте лексической системы.
Третий (лингвокультурно-сопоставительный) этап предполагает включение в содержание обучения национально маркированных комплексных единиц, таких как: культурные коннотации, лингвокультурные концепты, ассоциативные поля.
Четвертый (текстово-сопоставительный) этап предполагает привлечение контекстов употребления, содержащих авторскую художественную интерпретацию ключевых лексем изучаемой культурно маркированной группы лексики.