54
ЗНиСО
Май H0E (278)
УДК 006.062
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КАЧЕСТВУ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В.Г. Сенникова, А.А. Крамаренко, Ю.Л. Федотова, Н.В. Леонард
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, Россия
Дано обоснование необходимости подготовки специалистов организаций Роспотребнадзора в области качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Ключевые слова: система менеджмента, система менеджмента качества, международный стандарт, подготовка специалистов.
V.G. Sennikova, A.A. Kramarenko, Yu.L. Fedotova, N.V. Leonard □ THE RATIONALE OF TRAINING NEED FOR QUALITY CONTROL SPECIALIST OF ROSPOTREBNADZOR IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION BASED ON INTERNATIONAL STANDARDS □ Federal Center of Hygiene and Epidemiology of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.
The necessity of training of specialists in the field of quality in organizations in the structure of Rospotrebnadzor in accordance with the international standards requirements has been substantiated. Key words: management system, quality management system, international standard, specialists training.
Вступивший в силу 01.07.2014 Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об акре-дитации в национальной системе аккредитации» пунктом 5 Статьи 13 «Права и обязанности аккредитованных лиц» законодательно закрепил, что «Критерии аккредитации устанавливаются на основании международных стандартов ...». Приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 устанавливает виды деятельности в определенных областях акре-дитации в национальной системе аккредитации, дает ссылку на международные стандарты, а раздел «Общие положения» Приложения 1 к приказу в пункте 1 определяет, что критерии аккредитации установлены на основании положений международных стандартов в области аккредитации. Руководители национального органа по аккредитации в своих выступлениях и статьях указывают на необходимость соответствия международным требованиям [8]. Например, заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Мигин С. В. в статье «Провайдеры проверки квалификации - курс на импортозамещение услуг» отмечает, что одним из ключевых документов, все положения которого предстоит «примерить на себя» российской системе аккредитации, является руководство 1ЬЛС Р9:06/2014 «Политика 1ЬЛС по участию в деятельности по проверке квалификации» [7], а на сайте Росаккредитации размещен план мероприятий («Дорожная карта») по обеспечению международной интеграции национальной системы аккредитации [8].
В настоящее время в центрах гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) Роспотребнадзора в составе одной организации, как правило, функционируют испытательный лабораторный центр (ИЛЦ) и орган инспекции (ОИ). Два ЦГиЭ Рос-потребнадзора осуществляют, кроме перечисленных, работу в качестве провайдера межла-
бораторных сравнительных испытаний. В составе 9 ЦГиЭ (по данным на 2015 год) функционируют органы по оценке риска. Две организации, аккредитованные как ИЛЦ, признаны соответствующими принципам надлежащей лабораторной практики (GLP). Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора сертифицирован на соответствие требованиям международного стандарта качества ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования» (GlobalGROUP) и аккредитован на соответствие ISO 17025:2005 «Общие требования к компетентности калибровочных и испытательных лабораторий» в международном органе по аккредитации DAkkS. В его составе функционируют ИЛЦ, орган инспекции, орган по аттестации методик измерений, орган по оценке риска, провайдер межлабораторных сравнительных испытаний, добровольная система по оценке риска и система сертификации персонала.
На основании вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что деятельность организаций Роспотребнадзора по направлениям, подлежащим аккредитации, должна осуществляться на основе системного менеджмента в области качества, основанного на требованиях международных стандартов (в области акре-дитации) [3, 8], а значит для результативного функционирования организации по системе менеджмента качества (СМК) в целом необходимы специалисты не только категорий «менеджер по качеству»/»специалист по качест-ву»/»директор по качеству», но и обученные основам СМК специалисты, непосредственно выполняющие работы в области аккредитации. Такой подход не только в полной мере соответствует принципу СМК «Вовлечение персонала» (ISO 9000:2015) [4], а именно «Компетентные, полномочные и вовлеченные
май №5 (278)
ЗНивО
люди на всех уровнях организации являются р3 существенным условием повышения способ-^ ности организации создавать ценность», но и еэ позволяет качественно и эффективно выполнять требования национального органа по аккредитации.
^^ Следует отметить, что функционирование в рамках одной организации по двум и более направлениям деятельности, подлежащим акре-дитации, в ведомственных организациях на территории Российской Федерации является скорее не исключением, а правилом. Это делает предлагаемый нами подход к организации обучения всех категорий сотрудников организации основам СМК, а именно обучение категорий «менеджер по качеству»/»специалист по каче-ству»/»директор по качеству» по каждому востребованному в организации направлению работ (ИЛЦ, орган инспекции, провайдер межлабораторных сравнительных испытаний и т. д.) оптимальным и реализуемым.
В настоящее время существует достаточно большой рынок услуг по организации и проведению обучения, однако очень часто услуги предоставляют организации, не имеющие опыта практической работы в качестве ИЛЦ, органа инспекции, провайдера межлабораторных сравнительных испытаний и т. д., что делает пройденное обучение теоретическим и не дает представления о практическом применении знаний. Поэтому ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнад-зора и ведет оказание образовательной услуги в сфере дополнительного профессионального образования по СМК, работая не только как лицензированная учебная организация, дающая теоретические знания, но и как база для практических занятий с учетом специфики СМК для организаций Роспотребнадзора и иных организаций, имеющих аналогичные потребности в обученном персонале для осуществления работ по нескольким направлениям деятельности в рамках одной организации [2].
Следующие позиции, с нашей точки зрения, позволят обучить специалиста(тов) в области СМК на должном уровне:
- Прохождение обучения в лицензированном на образовательные услуги учебном центре.
- Система управления качеством образовательной деятельности, на наш взгляд, должна быть сертифицирована на международном уровне на соответствие требованиям международного стандарта 1809001 [4-6].
- В составе обучающей организации должны быть в наличии или ей должны предоставлять свои базы для обучения технически компетентные (аккредитованные в национальной системе) ИЛЦ, органы инспекции, провайдеры межлабораторных сравнительных испытаний и т. д.
- Основной формой обучения должны быть, преимущественно, очная и стажировка. Очная форма обучения может проводиться как на базе обучающей организации, так и на базе
заказчика. Опыт нашей работы не выявил значимых приоритетов, однако определяющим фактором места проведения обучения является удобство для заказчика.
Наш опыт ежегодного планирования проведения циклов повышения квалификации более чем по 25 тематикам для специалистов не только органов и организаций Роспотребнадзора, но также и для организаций здравоохранения, ветеринарных служб, коммерческих структур, показывает, что для качественного обучения необходимо оперативно вносить изменения как в сетевую часть учебных программ, так и в их структуру, исходя из постоянно меняющихся потребностей потенциальных заказчиков, не нарушая лицензионных требований [1, 2].
При планировании циклов повышения квалификации по освоению программ дополнительного профессионального образования создается возможность обучения специалистов основам систем менеджмента качества по наиболее востребованным направлениям на основе требований международных стандартов качества. Разработка учебных программ осуществляется с учетом категорий слушателей, что позволяет дифференцированно подходить к уровню предварительной подготовки специалистов, учитывать специфику их работы в области качества и строить обучение на этой основе.
На основе анализа востребованности предыдущих лет в план повышения квалификации на 2016 год включены следующие циклы повышения квалификации: «Основы системы менеджмента качества в деятельности лабораторий в соответствии с требованиями международных стандартов 18О», «Внутренние проверки деятельности испытательных лабораторий (центров) в соответствии с международными стандартами ИСО/МЭК 17025, ИСО 19011 и критериями аккредитации», «Основы системы менеджмента качества аккредитованных микробиологических лабораторий в соответствии с требованиями международных стандартов», «Разработка и внедрение системы менеджмента качества в деятельность лабораторий в соответствии с требованиями международных стандартов 18О», «Внутренний аудитор 180/1ЕС 17025:2005, 1809001:2008», «Актуальные вопросы аккредитации органов инспекции в национальной системе аккредитации», «Внутренние проверки деятельности органов инспекции в соответствии с международными стандартами ИСО/МЭК 17020, ИСО 19011 и критериями аккредитации».
ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора перешел на управление организацией на основе международных стандартов качества в 2009 году, что дало ему неоспоримое преимущество перед другими организациями, осуществляющими обучение специалистов основам менеджмента качества в области санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения [1, 2].
56
ЗНивО
май НАС (270)
Специалисты ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнад-зора постоянно взаимодействуют со специалистами международного уровня в области менеджмента и менеджмента качества, что позволяет поддерживать соответствующие знания и навыки работы в соответствии с требованиями международных стандартов, а также передавать имеющийся многолетний опыт в ходе проведения лекционных и практических занятий, а также тренингов в рамках проводимых циклов и обучающих семинаров.
Качественное обучение с научно-методическим обеспечением реализуется наличием информационных ресурсов, в том числе ограниченного (ведомственного) применения, содержащих нормативные правовые акты и методические документы (контрольный фонд национальных нормативных правовых актов, методических документов, стандартов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей; фонд международных нормативных правовых актов, международных стандартов, рекомендаций и других документов в области международной стандартизации), позволяет обеспечивать слушателей нормативными правовыми актами и методическими документами [1, 2].
За многолетнюю образовательную деятельность ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора приобрел значительный практический опыт подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами, сформировал материально-техническую и научно-методическую базы, привлек к работе высококвалифицированный преподавательский состав, который включает в себя 4 докторов наук, 11 кандидатов наук, 22 специалистов, имеющих квалификационные категории и 32 экспертов, в том числе имеющих международные сертификаты.
Правильность выработанной практики при организации и осуществлении обучения по вопросам менеджмента качества подтверждается его востребованностью.
Однако, как свидетельствует наш опыт, при обучении требуется внедрение принципа СМК «Лидерство» (180 9000:2015) [4, 5]: «Лидеры на всех уровнях обеспечивают единство цели и направления развития и создают условия, при которых люди вовлечены в достижение целей организации в области качества, что является основой для решения задачи внедрения системы качества в деятельность организации на основе стандартов качества 180». И так, обучение руководящего состава является первоочередной задачей, так как при отсутствии соответствующих знаний у руководителя (высшего руководства и руководителя среднего звена) рядовой сотрудник организации не сможет внедрить на своем месте систему менеджмента качества. В то же время анализ показывает, что основная часть слушателей циклов повышения
квалификации представлена руководителями среднего звена и рядовыми сотрудниками, а это в свою очередь ставит перед ФБУЗ ФЦГиЭ ^р Роспотребнадзора цель повысить количество сэ обучаемых за счет специалистов из числа выс- =с ших руководителей через совершенствование механизма информирования руководителей организаций о необходимости прохождения обучения.
Таким образом, обучение специалистов по качеству для организаций Роспотребнадзора была и остается на сегодняшний день одной из ключевых задач, требующих решения, а модель обучения, осуществляемая ФБУЗ ФЦГиЭ Рос-потребнадзора в целях повышения квалификации, как нами доказано, построена на качественном научно-методическом уровне, позволяющем получить необходимые знания и навыки для проведения разработки системы менеджмента качества, ее внедрения, поддержания, а при потребности, ее сертификации (аккредитации) на соответствие международным стандартам как в национальной системе аккредитации, так и в международных органах по аккредитации [5, 6, 8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Верещагин А.И. и др. Об опыте и перспективах подготовки специалистов по вопросам менеджмента качества / А.И. Верещагин, А.А. Крамаренко // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 5. С. 46-48.
2. Верещагин А.И. и др. Опыт ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора по подготовке специалистов в системе дополнительного профессионального образования по вопросам качества на основе международных стандартов / А.И. Верещагин, А.А. Крамаренко, Н.В. Леонард // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 10. С. 51-53.
3. Иванова Л.К. и др. Аккредитация испытательных лабораторий в международной системе - новый уровень работы испытательных лабораторных центров / Л.К. Иванова, В.Г. Малявин, Л.Н. Фомина // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 9 (234). С. 41-44.
4. ИСО - Международная организация по стандартизации. Разработчик и издатель международных стандартов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. iso.org/iso/ru/home.htm. (дата обращения: 16.02.2016).
5. Крамаренко А.А. О разработке ISO 9001:2015 и перспективах работы по новой редакции стандарта // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 6. С. 42-45.
6. Крамаренко А.А. ISO 9001:2015: Ожидаемые трудности перехода и пути реализации требований / Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 6. С. 52-56.
7. Мигин С.В. Провайдеры проверки квалификации -курс на импортозамещение услуг // Контроль качества продукции. 2015. № 10, № 6. С. 23-25.
8. Росаккредитация: [Электронный ресурс]. М.: Федеральная служба по аккредитации, 2016. Режим доступа: http://fsa.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2016).
Контактная информация:
Крамаренко Анна Александровна, тел.: +7 (495) 958-17-30, e-mail:[email protected] Contact information: Kramarenko Anna, тел.: +7 (495) 958-17-30, e-mail: [email protected]