Научная статья на тему 'Опыт ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора по подготовке специалистов в системе дополнительного профессионального образования по вопросам качества на основе международных стандартов'

Опыт ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора по подготовке специалистов в системе дополнительного профессионального образования по вопросам качества на основе международных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / INTERNATIONAL STANDARD / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / QUALITY SYSTEM / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагин А.И., Крамаренко Анна Александровна, Леонард Н.В.

Рассмотрены вопросы подготовки специалистов в области качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Образовательная деятельность, осуществляемая ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, в целях повышения квалификации проводится с качественным научно-методическим обеспечением, позволяющим получить необходимые знания и навыки для проведения разработки системы менеджмента качества, ее внедрения, сертификации на соответствие международным стандартам, а также в целях поддержания высокого уровня компетенции руководителей и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верещагин А.И., Крамаренко Анна Александровна, Леонард Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF FBHI FCH&E OF THE INSRECTORATE FOR CUSTOMERS PROTECTION ON TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION CONCERNING QUALITY ON THE BASIS OF THE INTERNATIONAL STANDARDS

Questions of training of specialists in the field of quality according to requirements of the international standards are considered. The educational activity by FBHI FCH & E OF THE INSRECTORATE FOR CUSTOMERS PROTECTION, for professional development is carried out with qualitative scientifically and methodical provision, allowing to gain necessary knowledge and skills for carrying out development of the system of quality management, its introduction, certification on compliance to the international standards, and also for maintenance of high level of competence of higher management and experts.

Текст научной работы на тему «Опыт ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора по подготовке специалистов в системе дополнительного профессионального образования по вопросам качества на основе международных стандартов»

ОКТЯБРЬ №10 (259) ЗНиСО

51

УДК 614;614.2;614:33

ОПЫТ ФБУЗ ФЦГИЭ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

А.И. Верещагин, А.А. Крамаренко, Н.В. Леонард

ФБУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва

Рассмотрены вопросы подготовки специалистов в области качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Образовательная деятельность, осуществляемая ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, в целях повышения квалификации проводится с качественным научно-методическим обеспечением, позволяющим получить необходимые знания и навыки для проведения разработки системы менеджмента качества, ее внедрения, сертификации на соответствие международным стандартам, а также в целях поддержания высокого уровня компетенции руководителей и специалистов.

Ключевые слова: международный стандарт, система качества, система менеджмента качества, подготовка специалистов.

A.I. Vereshchagin, A.A. Kramarenko, N.V. Leonard □ EXPERIENCE OF FBHI FCH&E OF THE INSRECTORATE FOR CUSTOMERS PROTECTION ON TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION CONCERNING QUALITY ON THE BASIS OF THE INTERNATIONAL STANDARDS □ FBHI FCH&E of the insrectorate for customers protection, Moscow

Questions of training of specialists in the field of quality according to requirements of the international standards are considered. The educational activity by FBHI FCH&E OF THE INSRECTORATE FOR CUSTOMERS PROTECTION, for professional development is carried out with qualitative scientifically and methodical provision, allowing to gain necessary knowledge and skills for carrying out development of the system of quality management, its introduction, certification on compliance to the international standards, and also for maintenance of high level of competence of higher management and experts.

Key words: international standard, quality system, quality management system, training of specialists.

Одним из видов деятельности, осуществляемых ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, является оказание образовательной услуги в сфере дополнительного профессионального образования. Система управления образовательной деятельностью сертифицирована международным органом UKAS на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. В область сертификации включены также работы по оценке технической компетентности лабораторий и обучению персонала [1—6].

Основными формами обучения являются: очная, заочно-очная и стажировка. Очная форма обучения практикуется как на базе ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, так и в помещениях заказчика.

Лицензией на право ведения образовательной деятельности предусматривается обучение специалистов в рамках 11 дополнительных профессиональных образовательных программ, охватывающих все направления деятельности ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, что позволяет оперативно вносить изменения как в сутевую часть учебных программ, так и в их структуру, исходя из постоянно меняющихся потребностей потенциальных заказчиков, не нарушая лицензионных требований.

Ежегодно в ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора планируется проведение циклов повышения квалификации по более чем 25 тематикам для специалистов не только органов и учреждений Роспотребнадзора, но также и для организаций здравоохранения, ветеринарных служб, коммерческих структур.

Востребованность данных циклов повышения квалификации обусловлена вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также деятельностью России в качестве члена Таможенного союза (ТС) в связи с необходимостью подтверждения соответствия услуг и продукции российских организаций международным стандартам [1].

Планирование циклов повышения квалификации осуществляется в целях создания возможности обучения специалистов основам систем менеджмента качества по наиболее востребованным направлениям на основе требований международных стандартов качества. Разработка учебных программ осуществляется с учетом категорий слушателей, что позволяет дифференцированно подходить к уровню предварительной подготовки специалистов, учитывать специфику их работы в области качества и строить обучение на этой основе.

На 2014 год запланированы и проводятся следующие циклы повышения квалификации: «Основы менеджмента качества в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска», «Внутренний аудит», «Принципы надлежащей лабораторной практики (GLP)», «Разработка и внедрение системы менеджмента качества в деятельности лабораторий в соответствии с требованиями международных стандартов».

Переход в 2009 году на управление организацией на основе международных стандартов качества дал неоспоримое преимущество ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора перед другими органи-

52

ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (259)

зациями, осуществляющими обучение специалистов основам менеджмента качества в области санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения.

Система менеджмента качества ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора разработана, внедрена, сертифицирована и результативно функционирует в соответствии с требованиями международных стандартов качества ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования» и ISO 17025:2005 «Общие требования к компетентности калибровочных и испытательных лабораторий» более пяти лет, что подтверждено успешным прохождением переаккреди-тационного аудита в международном органе по аккредитации DAkkS (декабрь 2013) и инспекционного аудита в международном органе по сертификации GlobalGROUP (июль 2014) [1-6].

Взаимодействие специалистов ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора со специалистами в области качества международного уровня позволяет поддерживать соответствующие знания и навыки работы в соответствии с требованиями международных стандартов, а также передавать имеющийся многолетний опыт в ходе проведения лекционных и практических занятий, а также тренингов в рамках проводимых циклов и обучающих семинаров.

Наличие информационных ресурсов, в том числе ограниченного (ведомственного) применения, содержащих нормативные и методические документы (контрольный фонд национальных нормативных актов, методических документов, стандартов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей; фонд международных нормативных актов, международных стандартов, рекомендаций и других документов в области международной стандартизации), позволяет проводить обучение с качественным научно-методическим обеспечением. Также организовано обеспечение слушателей нормативными и методическими документами.

Отработан не только порядок обучения, но и механизм оценки уровня квалификации специалистов, их компетентности по всем направлениям деятельности.

За многолетнюю образовательную деятельность ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора приобретен значительный практический опыт подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами, сформированы материально-техническая, научно-методическая база и высококвалифицированный преподавательский состав, который включает в себя 2 докторов наук, 26 кандидатов наук, 53 специалистов с высшей квалификационной категорией и 32 экспертов, в том числе имеющих международные сертификаты. О правильности выработанной практики при организации и осуществлении обучения по вопросам менеджмента качества свидетельствует его востребованность.

Тем не менее, основой для решения задачи внедрения системы качества в деятельность организаций на основе стандартов качества ISO является в первую очередь обучение руководящего состава, так как рядовой сотрудник не сможет внедрить на своем месте систему менеджмента качества при отсутствии соответствующих знаний у руководителя. В то же время анализ показывает, что основная часть слушателей циклов повышения квалификации представлена именно рядовыми сотрудниками, а это в свою очередь ставит перед ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора цель повысить количество обучаемых за счет специалистов из числа руководителей через совершенствование механизма информирования, потенциальных заказчиков услуги обучения.

Таким образом, образовательная деятельность, осуществляемая ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, в целях повышения квалификации проводится с качественным научно-методическим обеспечением, позволяющим получить необходимые знания и навыки для проведения разработки системы менеджмента качества, ее внедрения, сертификации на соответствие международным стандартам, а также в целях поддержания высокого уровня компетенции руководителей и специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия и Всемирная торговая организация [Электронный ресурс] http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp (Дата обращения: 12.08.2014).

2. ИСО — Международная организация по стандартизации. Разработчик и издатель международных стандартов. [Электронный ресурс] URL:http://www.iso.org/iso/ru/ home.htm. (Дата обращения: 11.08.2014).

3. Иванова Л.К. и др. Аккредитация испытательных лабораторий в международной системе — новый уровень работы испытательных лабораторных центров / Л.К. Иванова,

B.Г. Малявин, Л.Н. Фомина //Здоровье населения и среда обитания, 2012. № 9 (234). С. 41-44.

4. Осауленко Л.Н. и др. Обзорный анализ изменений полномочий федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции / Л.Н. Осауленко, Ю.Н. Чалых, П.М. Романов,

C.Г. Дагадина, А.В. Южина //Здоровье населения и среда обитания, 2012. № 10 (235). С. 4—7.

5. Селюнина С.В. и др. К вопросу формирования и ведения федерального информационного ресурса о результатах научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения / С.В. Селюнина, М.Н. Корсак, А.М. Скоробогатов //Здоровье населения и среда обитания, 2013. № 7 (244). С. 45—47.

6. Верещагин А.И. и др. Об опыте и перспективах подготовки специалистов по вопросам менеджмента качества / А.И. Верещагин, А.А. Крамаренко //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 5 (244). С. 46—48.

Контактная информация:

Крамаренко Анна Александровна, тел.: 8 (495) 958-17-30, e-mail: isosmk@yandex.ru Contact information:

Kramarenko Anna, phone: 8 (495) 958-17-30, e-mail: isosmk@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.