Кроме того, необходимо отметить, что управленческие и педагогические работники образовательного учреждения для восприятия информационного содержания ТАРРОС «Landrail» должны совершенствовать умения аналитического чтения как компонентом языковой компетентности, которые требуют не только прочтения аналитической информации, но и глубокого проникновения в суть самого проведенного анализа. Таким образом, чтение аналитической информации в технологии анализа является серьезным управленческим трудом, требующим больших затрат умственных, физических, моральных и волевых сил, а также достаточно большого количества времени.
Литература
1. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). - М.: Педагогический поиск, 1997. - 80 с.
2. Коростелев А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тольятти, 2003. - 183 с
3. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика, 1991. - 192 с.
4. Коростелев А.А. Особенности регламентации аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 192-195.
5. Денисова О.П. Совершенствование аналитической подготовки специалистов на основе технологии анализа // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 82-85.
6. Коновалова Е.Ю. Использование лингвистических переменных в осуществлении аналитической деятельности управления образовательными системами // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2012. - № 1.1. -С. 96-102.
7. Пудовкина Н.Г. Значение аналитической деятельности в управленческом цикле // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №4. -С. 234-236.
8. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Ментальные модели: основа и препятствие для аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. Сер. Экономика и управление. - 2012. - №3. - С. 64-68.
9. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. П.И. Третьякова. -М.: Новая школа, 2001. - 880 с.
10. Коростелев А.А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. -2010. - № 2. - С. 67-71.
11. Коростелев А.А. Технология анализа результатов работы образовательной системы на основе информационного обеспечения // Информатика и образование. - 2008. - № 7. - С. 121 -124.
12. Коростелев А.А. Определение уровней и качества аналитической деятельности управления на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 153-155.
13. Ярыгин А.Н. Особенности применения информационных технологий в аналитической деятельности внутришкольного управления // Вестник Бурят. гос. университета. - 2012. - №1. - С. 128-132.
14. Коростелев А.А. Порядок осуществления аналитической деятельности внутришкольного управления // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №1. - С. 88-92.
Работа выполнена в рамках Комплексной программы научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2011-2015 гг. Тема исследования № 1.28: Методология аналитической деятельности управления образовательным учреждением.
Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Поволжского госуниверситета сервиса. E-mail: [email protected] .
Konovalova Elena Yurevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of Russian and foreign languages, Povolzhsky State University of Service. E-mail: [email protected]
УДК 372.016
© Н.А. Лацко
Обоснование необходимости использования аналитического подхода при оценке уровня сформированности экономической компетентности специалистов
В статье дается обоснование необходимости использования аналитического подхода для оценки уровня сформированости экономической компетентности. Автор анализирует принципы аналитического подхода, определяет сущность понятия «экономическая компетентность».
Ключевые слова: компетентность; аналитический подход; экономическая компетентность; принципы аналитического подхода; саморазвитие.
© N.A. Latsko
Substantiation of necessity of the use of analytical approach to assessment the level of formation of economic competence in experts
This article provides a substantiation of necessity of the use of analytical approach to assessment the level of formation of economic competence. The author analyzes the principles of analytical approach, defines the essence of a concept «economic competence».
Keywords: competence, analytical approach, economic competence, principles of analytical approach, selfdevelopment.
Использование аналитического подхода в формировании экономической компетентности обусловлено необходимостью избежать субъективного отношения к будущим специалистам при подготовке в высшей школе, нелогичности в самой системе подготовки кадров в вузе в связи с переходом на бакалавриат и магистратуру.
Аналитический подход представляет собой оценку различной информации об объекте или системе на основе определенных измерителей и показателей, способствующих определению уровней и результативности деятельности как объекта, так и всей системы в целом [1].
В конечном итоге аналитический подход направлен на определение эффективности деятельности объекта или системы на основе оценивания различных аспектов аналитической деятельности с целью получения универсальной оценки их результативности.
Аналитический подход основывается на следующих принципах:
- информационной достаточности - наличие достоверных и адекватных сведений о функционировании системы [2, 3];
- проблемно-ситуационного единства -рассмотрение недостатков, противоречий и проблем в совокупности сдерживающих факторов развития системы [4];
- причинно-следственной связности - рассмотрение в совокупности возникающих причин и возможных их последствий для функционирования или развития объекта или системы;
- планово-оперативного построения - выделение плановых и оперативных воздействий, направленных на развитие и функционирование системы;
- целевой направленности - введение измерителей целевых показателей и построение «дерева» целей системы [5];
- языковой функциональности - описание объекта в соответствии с принятыми терминологическими понятиями [6];
- неопределенности - учет неопределенности и случайности в системе [7].
Исследуемое понятие экономической компетентности специалиста - это интегративная многоуровневая профессиональная характеристика личности, определяющая ценностное отношение к профессии, профессиональным знаниям и умениям в области экономики, взятых в единстве.
Только качественно новая система образования, основанная на компетентностном подходе, может дать выпускнику возможность выбирать индивидуальный путь становления, развития личности, профессионального и карьерного роста.
Компетентностная основа - это единство базовых, универсальных компетенций, взаимосвязанных с совокупностью личностных качеств, формирующихся через предметную деятельность для эффективной адаптации к соответствующей деятельности и ее качественного преобразования [8 и др.].
Компетентность специалиста - мера его включенности в профессиональную деятельность.
В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается обновление содержания образования на основе компе-тентностного подхода, под которым понимают совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [9].
Согласно модели В.Э. Штейнберга [10], определение уровней экономической компетентности специалиста на основе аналитического подхода должно быть рассмотрено как часть процесса саморазвития (рис. 1).
ТРУДНОСТИ ПрОф.саМОразвИТИЯ
педагогов-практиков
слаоое владение методами II приемами слмосовершенствовлния
компоненты процесса саморазвития педагога в пед. деятельности
- субъективность оценки
проблемы проф. деятельности педагогов-практиков
неумение слмостоятепьно ОСВ.1ИВ,11Ь сов|>. технологии обучения и воспитания
ншкии уровень развития пед. способностей
неумение работать по личностной модели в »аимодействия с детьми п >4
е неумение эффективно решать ежедневные
I д. педагогические задачи
несформированность Я-концепции Д -------»---------Ф »-----------»----
Г
ра >вив.тщего в »аимод ействия
I
регулирующий
рефлексивный
=.______I_______
- затруднение в установлении межпредметных свя .еи
- неумение довести до учащихся учебный материал
- неумение владеть собой
- неадекватность восприятия себя и окружающих
- неумение понять иедивидуально-пснхологнческое * состояние другого
- физическая и психологическая истощённость, подверженность стрессам
- затрудненность реализации творческого потенциала
- ощущение нереали .ованности. неудовлетворённости
коммуни- органи вакантный торс кий
творчесмш конструктивный
профессиональное саморазвитие
1
цели
отдачи способы решения ■
средства решения
проф.-пед.
направленность
проф. активность
проф. знания
проф. умения
анализ и оценка действий и результатов
корр е ктиро в ка
пед. деятельность как процесс
проф.-пед. способности память
мышление
воображение
проф. со знание
структура личности педагога
Рис. 1. Психологические аспекты саморазвития и профессионального саморазвития
Профессиональное саморазвитие специалиста на компетентностной основе предполагает рассмотрение следующих факторов:
- внешние - содержание обучения, наличие практических навыков, умений в той или иной сфере деятельности и/или предварительная подготовка в данной области деятельности;
- внутренние - высокий уровень самосознания и ответственности будущего учителя, его стремление в процессе обучения достичь определенной, заранее поставленной цели.
Т.к. профессиональное саморазвитие специалиста предполагает его собственное развитие в профессиональной деятельности, следовательно, наиболее значимыми компонентами структуры личности будут: профессиональная активность и направленность; профессиональные знания и умения; профессиональные способности: па-
мять, мышление, воображение; профессиональное самосознание.
По В.И. Слободчикову [11], саморазвитие -сущностная форма бытия, процесс, который начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек может и не быть субъектом «саморазвития», т.к. эту роль чаще всего на себя берет общность, в которой индивид проживает, а потому требуется волевое усилие для саморазвития.
Учитывая все особенности аналитического подхода и специфику процесса саморазвития, была разработана критериально-уровневая шка-
ла по каждому компоненту модели, а именно: личностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой, процессуальный, мотивационный.
На формирующем этапе эксперимента встал вопрос об оценке уровня сформированности экономической компетентности в целом, а не отдельных ее элементов, в качестве которых выступали знания студентов по дисциплинам подготовки.
Таким образом, наиболее близкой для оценки сформированности уровня экономической компетентности будет схема, которая включает в себя следующие компоненты:
- анализ исходной ситуации;
- анализ возможностей выбора;
- выбор решения;
- оценка последствий решения и его корректировка [12].
Соответственно, оценке подлежат и сами цели вуза. Поэтому по направлениям подготовки при формулировании целей внимание каждого преподавателя должно быть сконцентрировано на достижении самых значимых, существенных результатов их реализации. В связи с этим цели должны удовлетворять следующим требованиям:
- вызывать у исполнителей желание и настойчивость в их достижении;
- быть реальными, справедливыми и достижимыми;
- соответствовать фактической интенсивности труда;
- предусматривать вознаграждение или
наказание по результатам их выполнения [12].
Определенное влияние на образовательную деятельность вуза оказывают факторы государственного и муниципального воздействия в части законодательных условий их деятельности.
Соответственно, внешние и внутренние факторы в зависимости от конкретных условий и особенностей функционирования образовательной системы могут быть уточнены, дополнены, детализированы, определяться объемами, количеством, коэффициентами (отношениями), долями (процентами) и другими показателями.
Аналитический подход исследует как формирование экономической компетентности в целом, так и формирование ее отдельных компонентов. В отличие от большинства дисциплин, имеющих определенную формализацию, использование аналитического подхода предполагает, что в некоторых ситуациях возможно принятие неформализуемых (интуитивных) решений, которые оказываются наиболее рациональными в данный момент.
Несмотря на свою универсальность, использование аналитического подхода в оценке результативности деятельности объекта или системы имеет достаточную ограниченность из-за достаточно большой вероятности субъективизма со стороны оценивающего специалиста или эксперта.
Литература
1. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. - Тольятти: ТГУ, 2011.
2. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность: оценка уровня информационного обеспечения // Век-
тор науки ТГУ. Сер. Экономика и управление. - 2Q12.
- №3. - С. 36-42.
3. Коростелев А.А. Технология анализа результатов работы образовательной системы на основе информационного обеспечения II Информатика и образование. - 2QQ8. - № 7. - С. 121-124.
4. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность: выявление противоречий на основе ТАРРОС «Landrail» II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2Q12. - №3(10). - С. 123-127.
5. Коростелев А.А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. -2Q1Q. - № 2. - С. 67-71.
6. Коновалова Е.Ю. Особенности проявления языковой компетентности руководителей образовательных учреждений в аналитической деятельности II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2Q12. - №3(10). - С. 114-117.
7. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А. Аналитическая деятельность руководителей образовательных учреждений: теория и практика. - Тольятти: ТГУ, 2Q11.
8. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2Q12. - №1. - С. 189-192.
9. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 г. № 1662-р.
1Q. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). - М.: Народное образование, 2002. - 304 с.
11. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория II Вопросы философии. -2QQ1. - № 3. - С. 48 - 57.
12. Ковалишина Г.В. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой II URL:http://www.auditfin.com/fin/2QQ2/2/rkovalishina/rk ovalishina.asp
Работа выполнена в рамках Комплексной программы научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2011-2015 гг. Тема исследования №1.28: Методология аналитической деятельности управления образовательным учреждением.
Лацко Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры менеджмента организации Сахалинского гос-университета. E-mail: [email protected]
Latsko Natalia Alekseevna, senior lecturer, department of organization management, Sakhalin State University. E-mail: [email protected]