Научная статья на тему 'Обоснование необходимости использования аналитического подхода при оценке уровня сформированности экономической компетентности специалистов'

Обоснование необходимости использования аналитического подхода при оценке уровня сформированности экономической компетентности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА / САМОРАЗВИТИЕ / COMPETENCE / ANALYTICAL APPROACH / ECONOMIC COMPETENCE / PRINCIPLES OF ANALYTICAL APPROACH / SELFDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лацко Наталья Алексеевна

В статье дается обоснование необходимости использования аналитического подхода для оценки уровня сформированости экономической компетентности. Автор анализирует принципы аналитического подхода, определяет сущность понятия «экономическая компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лацко Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of necessity of the use of analytical approach to assessment the level of formation of economic competence in experts

This article provides a substantiation of necessity of the use of analytical approach to assessment the level of formation of economic competence. The author analyzes the principles of analytical approach, defines the essence of a concept «economic competence».

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости использования аналитического подхода при оценке уровня сформированности экономической компетентности специалистов»

Кроме того, необходимо отметить, что управленческие и педагогические работники образовательного учреждения для восприятия информационного содержания ТАРРОС «Landrail» должны совершенствовать умения аналитического чтения как компонентом языковой компетентности, которые требуют не только прочтения аналитической информации, но и глубокого проникновения в суть самого проведенного анализа. Таким образом, чтение аналитической информации в технологии анализа является серьезным управленческим трудом, требующим больших затрат умственных, физических, моральных и волевых сил, а также достаточно большого количества времени.

Литература

1. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). - М.: Педагогический поиск, 1997. - 80 с.

2. Коростелев А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тольятти, 2003. - 183 с

3. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика, 1991. - 192 с.

4. Коростелев А.А. Особенности регламентации аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 192-195.

5. Денисова О.П. Совершенствование аналитической подготовки специалистов на основе технологии анализа // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 82-85.

6. Коновалова Е.Ю. Использование лингвистических переменных в осуществлении аналитической деятельности управления образовательными системами // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2012. - № 1.1. -С. 96-102.

7. Пудовкина Н.Г. Значение аналитической деятельности в управленческом цикле // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №4. -С. 234-236.

8. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Ментальные модели: основа и препятствие для аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. Сер. Экономика и управление. - 2012. - №3. - С. 64-68.

9. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. П.И. Третьякова. -М.: Новая школа, 2001. - 880 с.

10. Коростелев А.А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. -2010. - № 2. - С. 67-71.

11. Коростелев А.А. Технология анализа результатов работы образовательной системы на основе информационного обеспечения // Информатика и образование. - 2008. - № 7. - С. 121 -124.

12. Коростелев А.А. Определение уровней и качества аналитической деятельности управления на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 153-155.

13. Ярыгин А.Н. Особенности применения информационных технологий в аналитической деятельности внутришкольного управления // Вестник Бурят. гос. университета. - 2012. - №1. - С. 128-132.

14. Коростелев А.А. Порядок осуществления аналитической деятельности внутришкольного управления // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2011. - №1. - С. 88-92.

Работа выполнена в рамках Комплексной программы научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2011-2015 гг. Тема исследования № 1.28: Методология аналитической деятельности управления образовательным учреждением.

Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Поволжского госуниверситета сервиса. E-mail: 203konovalova@rambler.ru .

Konovalova Elena Yurevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of Russian and foreign languages, Povolzhsky State University of Service. E-mail: 203konovalova@rambler.ru

УДК 372.016

© Н.А. Лацко

Обоснование необходимости использования аналитического подхода при оценке уровня сформированности экономической компетентности специалистов

В статье дается обоснование необходимости использования аналитического подхода для оценки уровня сформированости экономической компетентности. Автор анализирует принципы аналитического подхода, определяет сущность понятия «экономическая компетентность».

Ключевые слова: компетентность; аналитический подход; экономическая компетентность; принципы аналитического подхода; саморазвитие.

© N.A. Latsko

Substantiation of necessity of the use of analytical approach to assessment the level of formation of economic competence in experts

This article provides a substantiation of necessity of the use of analytical approach to assessment the level of formation of economic competence. The author analyzes the principles of analytical approach, defines the essence of a concept «economic competence».

Keywords: competence, analytical approach, economic competence, principles of analytical approach, selfdevelopment.

Использование аналитического подхода в формировании экономической компетентности обусловлено необходимостью избежать субъективного отношения к будущим специалистам при подготовке в высшей школе, нелогичности в самой системе подготовки кадров в вузе в связи с переходом на бакалавриат и магистратуру.

Аналитический подход представляет собой оценку различной информации об объекте или системе на основе определенных измерителей и показателей, способствующих определению уровней и результативности деятельности как объекта, так и всей системы в целом [1].

В конечном итоге аналитический подход направлен на определение эффективности деятельности объекта или системы на основе оценивания различных аспектов аналитической деятельности с целью получения универсальной оценки их результативности.

Аналитический подход основывается на следующих принципах:

- информационной достаточности - наличие достоверных и адекватных сведений о функционировании системы [2, 3];

- проблемно-ситуационного единства -рассмотрение недостатков, противоречий и проблем в совокупности сдерживающих факторов развития системы [4];

- причинно-следственной связности - рассмотрение в совокупности возникающих причин и возможных их последствий для функционирования или развития объекта или системы;

- планово-оперативного построения - выделение плановых и оперативных воздействий, направленных на развитие и функционирование системы;

- целевой направленности - введение измерителей целевых показателей и построение «дерева» целей системы [5];

- языковой функциональности - описание объекта в соответствии с принятыми терминологическими понятиями [6];

- неопределенности - учет неопределенности и случайности в системе [7].

Исследуемое понятие экономической компетентности специалиста - это интегративная многоуровневая профессиональная характеристика личности, определяющая ценностное отношение к профессии, профессиональным знаниям и умениям в области экономики, взятых в единстве.

Только качественно новая система образования, основанная на компетентностном подходе, может дать выпускнику возможность выбирать индивидуальный путь становления, развития личности, профессионального и карьерного роста.

Компетентностная основа - это единство базовых, универсальных компетенций, взаимосвязанных с совокупностью личностных качеств, формирующихся через предметную деятельность для эффективной адаптации к соответствующей деятельности и ее качественного преобразования [8 и др.].

Компетентность специалиста - мера его включенности в профессиональную деятельность.

В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается обновление содержания образования на основе компе-тентностного подхода, под которым понимают совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [9].

Согласно модели В.Э. Штейнберга [10], определение уровней экономической компетентности специалиста на основе аналитического подхода должно быть рассмотрено как часть процесса саморазвития (рис. 1).

ТРУДНОСТИ ПрОф.саМОразвИТИЯ

педагогов-практиков

слаоое владение методами II приемами слмосовершенствовлния

компоненты процесса саморазвития педагога в пед. деятельности

- субъективность оценки

проблемы проф. деятельности педагогов-практиков

неумение слмостоятепьно ОСВ.1ИВ,11Ь сов|>. технологии обучения и воспитания

ншкии уровень развития пед. способностей

неумение работать по личностной модели в »аимодействия с детьми п >4

е неумение эффективно решать ежедневные

I д. педагогические задачи

несформированность Я-концепции Д -------»---------Ф »-----------»----

Г

ра >вив.тщего в »аимод ействия

I

регулирующий

рефлексивный

=.______I_______

- затруднение в установлении межпредметных свя .еи

- неумение довести до учащихся учебный материал

- неумение владеть собой

- неадекватность восприятия себя и окружающих

- неумение понять иедивидуально-пснхологнческое * состояние другого

- физическая и психологическая истощённость, подверженность стрессам

- затрудненность реализации творческого потенциала

- ощущение нереали .ованности. неудовлетворённости

коммуни- органи вакантный торс кий

творчесмш конструктивный

профессиональное саморазвитие

1

цели

отдачи способы решения ■

средства решения

проф.-пед.

направленность

проф. активность

проф. знания

проф. умения

анализ и оценка действий и результатов

корр е ктиро в ка

пед. деятельность как процесс

проф.-пед. способности память

мышление

воображение

проф. со знание

структура личности педагога

Рис. 1. Психологические аспекты саморазвития и профессионального саморазвития

Профессиональное саморазвитие специалиста на компетентностной основе предполагает рассмотрение следующих факторов:

- внешние - содержание обучения, наличие практических навыков, умений в той или иной сфере деятельности и/или предварительная подготовка в данной области деятельности;

- внутренние - высокий уровень самосознания и ответственности будущего учителя, его стремление в процессе обучения достичь определенной, заранее поставленной цели.

Т.к. профессиональное саморазвитие специалиста предполагает его собственное развитие в профессиональной деятельности, следовательно, наиболее значимыми компонентами структуры личности будут: профессиональная активность и направленность; профессиональные знания и умения; профессиональные способности: па-

мять, мышление, воображение; профессиональное самосознание.

По В.И. Слободчикову [11], саморазвитие -сущностная форма бытия, процесс, который начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек может и не быть субъектом «саморазвития», т.к. эту роль чаще всего на себя берет общность, в которой индивид проживает, а потому требуется волевое усилие для саморазвития.

Учитывая все особенности аналитического подхода и специфику процесса саморазвития, была разработана критериально-уровневая шка-

ла по каждому компоненту модели, а именно: личностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой, процессуальный, мотивационный.

На формирующем этапе эксперимента встал вопрос об оценке уровня сформированности экономической компетентности в целом, а не отдельных ее элементов, в качестве которых выступали знания студентов по дисциплинам подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, наиболее близкой для оценки сформированности уровня экономической компетентности будет схема, которая включает в себя следующие компоненты:

- анализ исходной ситуации;

- анализ возможностей выбора;

- выбор решения;

- оценка последствий решения и его корректировка [12].

Соответственно, оценке подлежат и сами цели вуза. Поэтому по направлениям подготовки при формулировании целей внимание каждого преподавателя должно быть сконцентрировано на достижении самых значимых, существенных результатов их реализации. В связи с этим цели должны удовлетворять следующим требованиям:

- вызывать у исполнителей желание и настойчивость в их достижении;

- быть реальными, справедливыми и достижимыми;

- соответствовать фактической интенсивности труда;

- предусматривать вознаграждение или

наказание по результатам их выполнения [12].

Определенное влияние на образовательную деятельность вуза оказывают факторы государственного и муниципального воздействия в части законодательных условий их деятельности.

Соответственно, внешние и внутренние факторы в зависимости от конкретных условий и особенностей функционирования образовательной системы могут быть уточнены, дополнены, детализированы, определяться объемами, количеством, коэффициентами (отношениями), долями (процентами) и другими показателями.

Аналитический подход исследует как формирование экономической компетентности в целом, так и формирование ее отдельных компонентов. В отличие от большинства дисциплин, имеющих определенную формализацию, использование аналитического подхода предполагает, что в некоторых ситуациях возможно принятие неформализуемых (интуитивных) решений, которые оказываются наиболее рациональными в данный момент.

Несмотря на свою универсальность, использование аналитического подхода в оценке результативности деятельности объекта или системы имеет достаточную ограниченность из-за достаточно большой вероятности субъективизма со стороны оценивающего специалиста или эксперта.

Литература

1. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. - Тольятти: ТГУ, 2011.

2. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность: оценка уровня информационного обеспечения // Век-

тор науки ТГУ. Сер. Экономика и управление. - 2Q12.

- №3. - С. 36-42.

3. Коростелев А.А. Технология анализа результатов работы образовательной системы на основе информационного обеспечения II Информатика и образование. - 2QQ8. - № 7. - С. 121-124.

4. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность: выявление противоречий на основе ТАРРОС «Landrail» II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2Q12. - №3(10). - С. 123-127.

5. Коростелев А.А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. -2Q1Q. - № 2. - С. 67-71.

6. Коновалова Е.Ю. Особенности проявления языковой компетентности руководителей образовательных учреждений в аналитической деятельности II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2Q12. - №3(10). - С. 114-117.

7. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А. Аналитическая деятельность руководителей образовательных учреждений: теория и практика. - Тольятти: ТГУ, 2Q11.

8. Кондурар М.В. Понятия компетенция и компетентность в образовании II Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2Q12. - №1. - С. 189-192.

9. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 г. № 1662-р.

1Q. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). - М.: Народное образование, 2002. - 304 с.

11. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория II Вопросы философии. -2QQ1. - № 3. - С. 48 - 57.

12. Ковалишина Г.В. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой II URL:http://www.auditfin.com/fin/2QQ2/2/rkovalishina/rk ovalishina.asp

Работа выполнена в рамках Комплексной программы научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» на 2011-2015 гг. Тема исследования №1.28: Методология аналитической деятельности управления образовательным учреждением.

Лацко Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры менеджмента организации Сахалинского гос-университета. E-mail: Lack0@rambler.ru

Latsko Natalia Alekseevna, senior lecturer, department of organization management, Sakhalin State University. E-mail: Lack0@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.