Научная статья на тему 'Управление качеством образования в информационном обществе как социально-педагогическая проблема'

Управление качеством образования в информационном обществе как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Ярыгин Анатолий Николаевич

В статье рассмотрены социально-экономические и технологические факторы, которые влияют на процессы управления качеством образования, выявлены связи между понятием «информационно-коммуникативная компетентность» и системой управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Анна Владимировна, Ярыгин Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management education quality in the information society as a social and pedagogical problem

The article deals with socio-economic and technological factors that affect the processes of education quality management, the relationship between a concept of information and communicative competence and a system of quality management has been revealed.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования в информационном обществе как социально-педагогическая проблема»

УДК 378.14.015.62 © А.В. Богданова, А.Н. Ярыгин

Управление качеством образования в информационном обществе как социально-педагогическая проблема

Работа выполнена в рамках госзадания по теме № 461201 «Методология аналитической деятельности управления образованием»

В статье рассмотрены социально-экономические и технологические факторы, которые влияют на процессы управления качеством образования, выявлены связи между понятием «информационно-коммуникативная компетентность» и системой управления качеством.

Ключевые слова: управление качеством, качество образования, информационно-коммуникативная компетентность.

A.V. Bogdanovа, A.N. Yarygin

Management of education quality in the information society as a social and pedagogical problem

The article deals with socio-economic and technological factors that affect the processes of education quality management, the relationship between a concept of information and communicative competence and a system of quality management has been revealed.

Keywords: quality management, quality of education, information and communicative competence.

Образовательная система России сегодня характеризуется все более частым обращением к понятию качества, стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повсеместным их внедрением в образовательные процессы, а также в исследовательскую, научную, административную деятельность. Управление качеством - понятие, перекочевавшее в образование из промышленных отраслей, но уже укрепившееся, претерпевшее заметные изменения и завоевавшее определенные позиции, ставшее инструментом развития образовательной системы. В работах современных авторов отмечается: управление качеством - общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов; процесс, в котором экономические, социальные, технологические, управленческие механизмы связаны воедино, обеспечивая преобразование и развитие всего образовательного пространства с целью оптимизации всех процессов в обществе [1; 2; 3 и др.]. От качества образования зависит развитие общества как в области научно-технического прогресса, так и в области культурных и моральных ценностей. Управление качеством образования педагоги-современники характеризуют как «новую парадигму управления образованием вообще; важнейшее звено в управлении качеством жизни» [4]. В этой связи отметим, что организация и результативность управления качеством образова-

ния зависит от следующих социально-экономических и технологических факторов.

Осознание важности внедрения систем и инструментов управления качеством в системе высшего образования. Необходимость разработки новых педагогических и административных технологий, ориентированных на управление качеством не только предоставляемых образовательных услуг, но и организации рабочих процессов в вузе, очевидна. Управление качеством - это не только отслеживание основных процессов по выделенным показателям, но и обязательное проведение корректирующих действий, анализ полученных результатов, выработка дальнейших стратегий, творческий подход к имеющейся информации для принятия компетентных решений [5; 6; 7 и др.].

Постоянное развитие информационных и коммуникационных технологий. ИКТ послужили в последние десятилетия серьезным рычагом для структурных сдвигов в экономике и развитии общества в целом, поставили информацию и коммуникации во главе всех процессов, что не могло не отразиться на высшем образовании. Поскольку все управление качеством основано на процессном подходе, то и тут ИКТ оставили свой глубокий след. Получили широкое распространение технологии, обеспечивающие интерактивный доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам [8; 9; 10; 11; 12 и др.]. Стало возможным объединение множества мини-баз данных, содержащих информацию о ходе тех или иных процессов, в единые автоматизированные информационные системы, с помощью которых осуществляется их мониторинг по показателям качества. Техническая основа данной тенденции - динамичное развитие и совершенствование именно ИКТ. Наибольший рост объема информации, обрабатываемой при помощи ИКТ, наблюдается в промышленном производстве, финансово-банковском секторе и образовании.

Информатизация общества и становление глобального информационного пространства в качестве социально-значимого явления. Функциональные и технические возможности ИКТ растут с каждым днем, позволяя объединять их в информационные системы, интегрирующие различные типы данных и отдельные микросреды, которые становятся не просто средами передачи данных, но обеспечивают принятие решений, координацию административных, научно-исследовательских, образовательных процессов, эффективную интеллектуальную поддержку всех социальных, в том числе и коммуникационных, процессов.

Современными авторами [13; 14 и др.] выделяются следующие признаки, формально определяющие общество в процессе информатизации: преобладание информационной деятельности в сфере профессиональной занятости: более 50% трудовых ресурсов занято в производстве и обработке информации; качественный скачок во взаимодействии человека с окружающим его миром, возникновение качественно новых массовых коммуникаций: появление регулируемой глобальной коммуникативной системы - единого информационного пространства, доступ в которое от-

крыт всем; качественное изменение, увеличение объемов и разнообразия курсирующей в обществе информации, рост интенсивности информационных потоков, расширение круга информационных интересов. Качество образования является комплексной характеристикой, которая не может существовать сама по себе, не подвергаясь влиянию различных внешних факторов. Влияние ИКТ на качество образования в вузах в условиях современного общества можно определить четырьмя основными аспектами (рис. 1).

Информация в управлении качеством

- информационная база управления качеством;

- информационные проблемы управления качеством

Усиление роли компетентностного подхода к образованию

адаптация компетентностного подхода к управлению качеством; - необходимость формирования ИК-компетентности

Переход к информационному обществу

- выход услуг на первое место;

- создание развитой информационно-коммуникативной среды

Гуманизация развития ИК-компетентного специалиста

необходимость управления качеством формирования нравственной зрелости в условиях развития ИКТ; - сложность диагностики нравственного развития

Рис. 1. Влияние ИКТ на качество образования

Первый аспект связан с полным осмыслением понятия информации в контексте управления качеством, его особенностей, значения в процессе диагностики и принятия обоснованных административных решений [15], а также большого количества противоречий, которые несет в себе развитие информационного сектора [16]. В связи с необходимостью контроля

качества постоянно разрабатываются и совершенствуются методы сбора, обработки и анализа информации о процессах и качестве их результатов. Второй аспект заключается в осознании реалий процесса перехода к информационному обществу и принятии развития ИКТ в качестве не просто технологического явления, но в первую очередь социально, экономически и научно значимого процесса, интегрированного во все сферы жизнедеятельности общества.

В связи с этим нельзя игнорировать это явление и в управлении качеством образования. Это может привести к серьезному несоответствию между целями управления качеством и используемыми методами, значительному отставанию методологической базы от потребностей данного процесса. Третий аспект заключается в появлении компетентностной сущности, определяющей уровень подготовки к применению и пониманию ИКТ с точки зрения образовательного процесса, института высшего образования и тех специальных возможностей, которыми потенциально обладают высшие учебные заведения. Эта сущность - информационно-коммуникативная компетентность, которую можно определить как особую комплексную способность объективно оценивать профессиональные проблемы педагогической деятельности, преобразовывать их в конкретные задачи, используя современные информационные и коммуникационные технологии, решать их, воспроизводить знания, выражать себя творчески и создавать новую информацию [17; 18; 19 и др.]. Четвертый аспект заключается в тесной связи между управлением качеством образования и воспитанием личности в свете формирования информационно-коммуникативной компетентности: образование не только в интеллектуальном и профессиональном плане, но и с нравственной стороны, поскольку растущие в процессе информатизации возможности должны сопровождаться и увеличением ответственности, развитием морально-нравственных качеств. Образование призвано участвовать в формировании личности не косвенно, а напрямую, ориентируясь на повышение не только их уровня подготовки, но и моральных качеств.

Возможности ИКТ как эффективного инструментария возрастают с каждым днем, их использование становится все более доступным во всех областях. Уровень развития ИКТ сегодня, как показывает практика, опережает уровень подготовленности педагогического сообщества и администрации вузов к их корректному использованию. Наличие информационно-коммуникативной компетенции имеет две важные стороны: во-первых, она является обязательным требованием для специалистов, задействованных в управлении качеством образования; во-вторых, она является базовой компетенцией для студентов, поэтому необходим контроль ее формирования на всех этапах управления (рис. 2).

Компетенции выпускников, в том числе информационно-коммуникативная компетенция

Диагностика

уровня обученности

Требования потребителей

образовательных услуг

I 1

Государственные требования

Ресурсы: -материально-технические в том числе ИКТ -персонал, обладающий необходимыми компетенциями, в том числе информационно-коммуникативной компетенции

±

Управление качеством образования

Доступность образования

Корректирующие действия

Конкурентоспособность вуза

Рис. 2. Роль информационно-коммуникативной компетенции в процессе управления качеством образования

ИКТ вошли в нашу жизнь, а образовательная подготовка в этой области у большинства непрофильных специалистов отсутствует. Однако внедрение ИКТ в управление качеством в целом несет в себе значительные выгоды. Информационно-коммуникативная компетенция не зря относится к числу ключевых. А.В. Хуторской отмечает, что она обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире, включает знание необходимых языков, способы взаимодействия с другими людьми, навыки работы в группе [20]. Рассмотрев существующие подходы разных авторов к определению набора ключевых компетенций, которыми должен обладать человек для осуществления успешной профессиональной деятельности, отметим, что во всех источниках в той или иной форме присутствует информационная и коммуникационная (коммуникативная) компетентность (компетенция). При этом смысл,

вкладываемый в эти понятия, часто весьма различается. Многие исследователи позиционируют коммуникативный компонент всего лишь как составляющую информационной компетенции. Однако в современном обществе навыки и умения в области эффективной коммуникации играют очень важную роль, осуществление профессиональной деятельности педагога без них невозможно, поэтому в рамках данного исследования, этот компонент вынесен, наравне с информационным, в название формируемой компетенции. Такой подход не является новым. Ряд исследователей утверждают, что информационно-коммуникационная составляющая профессиональной подготовки студентов в виде системной цели процесса их обучения расширяет теорию целеполагания учебного процесса в высшей профессиональной школе; ИКТ приведут к коренному изменению коммуникации между людьми, образование в целом и педагогическое взаимодействие будут неизбежно трансформироваться. Поэтому исследование и освоение коммуникации в образовании следует проводить с учетом динамики процессов в этой области [4; 13]. Это подтверждает необходимость формирования на этапе обучения в вузе информационно-коммуникативной компетенции специалиста, так как она способствует обеспечению высокого уровня информационной культуры и профессионализма, а также формированию коммуникативных навыков.

ИКТ не могут рассматриваться фрагментарно, так как они взаимно обусловлены, и развитие их в высокой степени взаимосвязано. Понятие «информационно-коммуникационная компетентность» рассматривается современными авторами как «значимое, важное, актуальное для настоящего времени профессиональное достояние педагога в области информационно-коммуникационных технологий, которое он эффективно использует в педагогической деятельности; это также владение информационно-коммуникационными компетенциями» [13], в том числе и в контексте управления качеством образования. В качестве необходимых условий успешного управления качеством образования исследователи называют эффективное использование ИКТ, формирование и развитие информационно-коммуникативной компетенции на всех уровнях образования, преемственность уровней обучения, использование принципов НИРС и, конечно же, стимулирование положительной мотивации, эмоционально-ценностного отношения к качественным показателям, использование субъективного опыта и др. [21; 22; 23].

Поиск форм эффективного управления качеством образования вкупе с эффективными методами работы с информацией и информационным пространством рассматривается как самая перспективная задача развития открытой образовательной среды и повышения качества образования. Исследование социальных и экономических факторов, тенденций развития отечественной системы образования, российского и мирового опыта управления качеством позволяют говорить о необходимости глубокого освоения и использования ИКТ, формирования и развития информационно-коммуникативной компетенции на всех уровнях образования. Это ста-

новится реальностью, которая определяется совокупностью внешних факторов, закономерностей развития системы образования, тенденций развития существующих систем управления качеством.

Литература

1. Денисова О.П. Основные цели и задачи аккредитации образовательного учреждения // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2012. - №1. -С. 118-121.

2. Дмитриев Д.А. Основные факторы инновационного развития кадрового потенциала руководителей муниципальной системы образования // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2012. - №4(8). - С.135-138

3. Калмыков С.В., Фомицкая Г.Н. Проектирование региональной модели системы внешней оценки качества общего образования // Вектор науки ТГУ. -2012. - №1. - С.236-239.

4. Субетто А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы: материалы XI симп. «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» - М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 97 с.

5. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специалистов // Вектор науки ТГУ. - 2011. - 4(18). - С. 504-510

6. Денисова О.П. Компетентностный подход как механизм обеспечения качества подготовки к аккредитации учреждений высшего профессионального образования // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2012.- №3(10). -С. 66-70.

7. Коростелев А.А. Недостатки системы повышения квалификации в обеспечении развития управленческих кадров // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - №3. - C.168-172.

8. Дмитриев Д.А. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Сер. : Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 87-90.

9. Ярыгин А.Н. Особенности применения информационных технологий в аналитической деятельности внутришкольного управления // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2012. - №1.1 - С. 128-132.

10. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Моделирование образовательной модели IT-профессионалов в современных условиях // Вектор науки ТГУ. Сер. : Педагогика, психология. - 2012. -№3(10). - С. 78-80.

11. Дмитриев Д.А. Современные информационно-аналитические системы в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. - 2012. - №3. - С. 24-29.

12. Коростелев А.А. Методологические подходы к использованию информационных технологий в аналитической деятельности руководителей школы // Информатика и образование. - 2008. - № 9. - С. 108-112.

13. Быков С.А. Информационно-коммуникационная компетентность студентов - будущих учителей начальных классов // Высшее образование сегодня. -2008. - № 12. - С. 56-58.

14. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. - М.: Владос, 2003. - 65 с.

15. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность: оценка уровня информационного обеспечения // Вектор науки ТГУ. Сер.: Экономика и управление. -2012. - №3. - С. 36-42.

16. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность: выявление противоречий на основе ТАРРОС «Landrail» // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2012. - №3(10). - С. 123-127.

17. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Моделирование образовательной модели IT-профессионалов в современных условиях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №3(10). - С. 78-80.

18. Аниськин В.Н. Особенности технологической подготовки специалистов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №3(10). - С. 21-24.

19. Богданова А.В. Модель формирования информационно -коммуникативной компетентности будущих бакалавров педагогического образования с использованием технологии учебных полей // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3. - С. 298-303.

20. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. - 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

21. Денисова О.П. Психологическая и профессиональная готовность специалистов к аттестации вуза // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. -2011 - №3. - С. 105-110.

22. Коростелев А.А. Обеспечение готовности студентов к инновационной деятельности на основе формирования инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. -2011. - №2. - С.125-128.

23. Елистратова И.В. Система управления качеством образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2005. - 205 с.

Богданова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник отдела менеджмента качества и оптимизации бизнес-процессов, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.

Ярыгин Анатолий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Информатика и вычислительная техника», Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, тел. 8(848)2481475.

Bogdanova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, head of department of quality management and business process optimization, Togliatti State University, Togliatti.

Yarygin Anatoly Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of Computer Science, Togliatti State University, Togliatti, ph. 8(848)2481475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.