УДК 37.02 В. П. Овечкин
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Свойства современной среды жизнедеятельности и ее доминирующее влияние на образовательную систему. Запаздывание и неадекватность содержания и процесса обучения в изменяющемся мире. Востребованность иной образовательной парадигмы и ее методологические основания. Учащийся как субъект устойчивого культурно-технологического развития.
Ключевые слова: современная среда жизнедеятельности, субъект культурно-технологического развития, креативно-деятельностная образовательная парадигма.
Для современной России, переживающей существенные культурные, социальные и экономические перемены, отличающиеся высокой степенью неопределенности, введение молодежи в систему общественных отношений и деятельности представляет собой трудную и ответственную задачу. Поиск ее решений осложнен тем, что она осуществляется внутри сложившейся образовательной системы усилиями педагогов с опытом практической и научной работы, приобретенным в условиях устоявшейся образовательной системы, и потому специалисты образования, реформируя систему, должны «на ходу» изменять самих себя: свое традиционное отношение к методам, средствам, формам, содержанию и целям образования.
Тем не менее уже сегодня существует немало идей и новых (иных) подходов к совершенствованию обучения и воспитания учащихся. Выстраивается новая, еще не вполне отчетливая концептуальная основа введения учащихся в меняющееся поликультурное пространство. Такие атрибуты жизнедеятельности человека и общества, как экономика, предпринимательство, творчество, экология, информационные технологии и другие - включаются в содержание образования. В других исследованиях в основу построения образовательных технологий принимаются некоторые элементы, присущие именно взаимодействию учителя и учащегося: организационные формы, средства обучения, образовательная среда, взаимоотношения педагогов и родителей, материально-техническое обеспечение
и др., то есть внутренние, организационно-методические аспекты образовательного продвижения учащегося.
Совокупность различных подходов, идей и оснований для совершенствования образования отражает сложившийся в обществе и культуре полифонический взгляд на пути и направления его развития. Различные подходы либо дополняют и развивают друг друга, либо находятся в оппозиции, либо представляют собой не всегда сбалансированную совокупность. В то же время методологически, в соответствии с одним из правил системного анализа, раскрытие сущности рассматриваемого процесса и определение его наиболее общих особенностей и закономерностей возможно при переходе на более высокий уровень системности. Это позволяет увидеть явление с разных точек зрения и составить некоторый прогноз его развития внутри надсистемы. Философско-культурологический уровень рассмотрения системы образования как некоторой структурной целостности внутри объективного мира поможет освободить ее от частных явлений, событий и особенностей, чтобы выявить сущностные основы и ценностно-смысловые атрибуты образования как объекта.
Рассмотрение образовательной системы внутри непрерывно изменяющегося объективного мира позволяет определить основные ее цели, представленные в том числе в форме модели (мыслительного образа) выпускника школы и вуза, в наибольшей степени соответствующей современному человеку, уровню культуры личности, образу (стилю) жизни, деятельности и т. п. «Портрет» современного человека может быть получен путем изучения особенностей, закономерностей, тенденций цивилизационной среды его жизнедеятельности. При этом личностные качества человека в определенном социокультурном пространстве с необходимостью должны быть ориентированы на общественные и личностные смыслы, способствующие выработке наиболее разумных способов и стратегий преодоления личных проблем и проблем общества, природы, культуры. Полученная таким образом мыслительная модель выпускника школы и вуза может рассматриваться в качестве методологической основы для совершенствования образования (его содержания, принципов, подходов, норм), что может стать базой для выстраивания технологий педагогического взаимодействия, формирования организационно-методической структуры, информационного, технического, кадрового обеспечения и др.
С учетом объективных набирающих скорость и силу тенденций современного мира целесообразно принять в качестве надсистемы глобальное (планетное) пространство в целом, всю биосферу и в частности ее современный этап развития - ноосферу. В ноосферном пространстве тесно пересечены природа, техногенная среда, общество и его социальные подсистемы, сформированные исторически на конфессиальных, этнических, территориальных, идеологических и иных основаниях. Решая задачу совершенствования образования, необходимо рассматривать человека, как разумное, рассудочное, эмоционально-чувственное существо, погруженное в планетный, в том числе человеческий мир, преобразующее его и деятельно реализующее себя в этом глобальном мире.
В течение длительного эволюционного развития человечество оснастило себя мощным инструментально-орудийным арсеналом, способствовавшим эффективно и быстро преобразовывать природные объекты в потребительские
продукты - одежду, пищу, жилище, транспорт, связь и т. д., что позволило каждому отдельному человеку быть независимым от неблагоприятных природных явлений и обеспечило ему относительно устроенную и долговременную жизнь. Однако в ХХ в., особенно во второй его половине, стало очевидным, что произошла качественная перемена: средства и способы преобразования в совокупности с предметами потребления и методами их применения превратились из инструментально-орудийного арсенала в среду жизнедеятельности. Множество инструментально-орудийных средств и результатов преобразовательной деятельности, в том числе средств и способов межличностных взаимоотношений, социальной жизни, проявлений и представлений культуры, обеспечило появление сверхсуммарного свойства, не сводящегося к свойствам частей (кооперативный эффект), в виде среды существования человека и общества.
Человек непреднамеренно оказался погруженным в массу сотворенных им вещей, средств, способов и систем, образующих вторую природу. При этом человечество не имело намерений (целей) ни «покорять» природу, ни сотворять «вторую» природу. Все произошло как бы само собой, и естественное жизненное пространство биологического существования человека было замещено искусственным. Люди экспроприировали в свою пользу часть планетного пространства и устроили в нем жизнь по собственным правилам. И хотя сами люди и создаваемые ими предметы состоят из того же самого вещества, а при создании предметов применяются известные виды энергии, но устроены эти предметы и все человеческое пространство иначе, чем в природных условиях. Эволюционное «перемещение» человека в техногенную среду привело к эволюционным изменениям его тела, образа жизни, личностных качеств и особенностей отношений в обществе.
Искусственный мир, построенный человеком внутри Природы, обеспечил ему собственное развитие, в том числе в процессе преобразования природной среды, и благоприятное существование (увеличение продолжительности жизни, комфорт, развитие наук, искусств и еще большее возрастание возможностей совершенствования среды своего существования). Абсолютно достоверное свидетельство «благоприятности» второй природы - рост численности населения земли. За последние полтораста лет число жителей земли увеличилось в 10 раз и составило уже более 7 млрд чел. Популяция вида Homo sapiens выдержала испытание в межвидовой конкуренции, размножившись и расселившись на всем земном шаре. Однако усиливающаяся внутривидовая конкуренция вносит существенную неопределенность в перспективы человеческой цивилизации.
Сотворенная людьми техногенная среда отличается от самоорганизующейся природной среды составом, структурными связями, свойствами и параметрами. В упрощенном виде техногенная среда может быть обозначена как глобальное искусственное сооружение, оберегающее людей от неблагоприятных природных воздействий, а ее элементы выполняют функцию посредника между субъектом и объектом, на который воздействует субъект с некоторой целью. Субъектами преобразования являются человек и общество, способные к построению целей деятельности, созданию и применению соответствующих способов и средств, а в качестве объектов преобразования могут быть приняты вещество, энергия, информация, объекты природы и техногенной (искусственной) среды, а также
общество и человек. Человек, таким образом, может выступать в различных ситуациях и объектом, и субъектом воздействия. Кроме того, он может быть и средством (исполнителем), поскольку инструментально-орудийный арсенал не может пока полностью заменить человека в преобразовательной системе, а выполняет свои функции только совместно с человеком-оператором, расходующим свою энергию в ходе реализации приобретенных мыслительных и двигательных навыков. Соотношение в человеке субъектного, объектного и исполнительского определяет в значительной степени структуру личности, ее особенности, черты характера, отношение человека к себе, людям и миру. Интерпретация этой мысленной (идеализированной) модели позволяет выделить определенные ее признаки, возникающие связи (отношения) между элементами и результаты (следствия). В то же время, поскольку в техногенную среду погружены человек и общество, она может рассматриваться (как и природа) побудительным (детерминирующим) фактором возвышения потребностей и усложнения целей воздействия субъекта на объект.
Рост численности населения земли, вызванный благоприятными условиями, развивающими человека и общество, сопровождается также проблемами локального и глобального характера. Общепризнано, что естественная среда не успевает «перерабатывать» отходы, использованные предметы и энергию. Изымая ресурсы планеты, люди преобразовывают их и возвращают в естественную среду в существенно измененном («неестественном») виде. При этом эффективно используется только малая часть материальных и энергетических ресурсов, а значительная их масса составляет «цивилизационные отвалы». В совокупности своей они являются причиной дисбаланса экосистем, трансформации климата, и что особенно тревожно, - биологических, психических и умственных изменений самого человека, а также общества и среды.
Техногенная среда все более высокими темпами расширяется количественно и обновляется качественно. Фактическое состояние и тенденции происходящих изменений таковы, что природа вовлекается (уже включена) человеком в свой хозяйственный оборот и превращается в одну из структурных подсистем общества. По существу, человек определил функции природы как составной части глобальной преобразовательной системы - ресурсообеспечивающую, санитарную и рекреационную. Возможно при этом, что включение природы в структуру преобразовательной системы окажется способом ее сохранения, поскольку то, что принадлежит человеку и как собственность, и как средство производства, всячески им оберегается, становясь предметом его заботы и развития.
Темпы перемен становятся настолько высокими, что отдельный человек, развивающийся эволюционно, не в состоянии адаптироваться к ним. Он все менее способен увидеть мир в целом, то есть результаты, последствия и тенденции происходящих изменений. Совокупный результат деятельности людей (кооперативный эффект) скрыт от них. Из-за неспособности увидеть целое человек и общество вынужденно ограничивают область своей жизни и деятельности локальной средой и узкоспециализированной рациональной деятельностью, воспринимая другие среды и деятельности как непонятные и недоступные. Эффект локализации жизненного пространства человека в глобальном мире порождается
увеличивающимся количеством все более сложных технологий и их результатов. Этот эффект еще более усиливается развитием информационных технологий, лавинообразным возрастанием объемов информации, усложнением ее потоков как важнейшим атрибутом информационного (постиндустриального) общества, замещающего собой индустриальное общество. Расширение и усложнение глобального ноосферного пространства и локализация среды жизнедеятельности каждого конкретного человека увеличивает степень неопределенности его существования и делает развитие цивилизации непредсказуемым.
Один из весьма существенных факторов социального неблагополучия - увеличение числа детей, рождающихся с физическими, психическими или интеллектуальными отклонениями от нормы. Несмотря на относительно «небольшой» прирост (доли процента), в соответствии с законом геометрической прогрессии (если принять, что в данном случае он может быть применен для составления прогноза) к концу XXI в. каждый человек либо получит по наследству, либо «приобретет» прижизненно по меньшей мере одно нарушение в собственном генетическом материале (хромосомах и генах), так или иначе связанное с экстенсивной, организованной на принципах технократизма, преобразовательной деятельностью.
К существенным сверхсуммарным результатам расширения техногенной (культурно-технологической, социально-технологической) среды могут быть отнесены и другие объективные особенности и тенденции. Так, увеличение массы и качества знаний, информации, технологий, а также стремление потребителей удовлетворить свои объективные и субъективные потребности, с одной стороны, и стремление производителей увеличить прибыль и определить конкурентов -с другой, создали условия интенсификации товарных обменов как внутри государств, так и между ними. При этом любой товар и услуга в ходе конкурентной борьбы удовлетворяют потребности на все более высоком качественном уровне. А поскольку конкуренция производителей происходит на межгосударственном уровне, товары достигают предельного совершенства (закон «естественного отбора» техносистем) и становятся унифицированными. Однако товары и услуги не только обладают способностью удовлетворять потребности (утилитарная функция), но и являются носителями определенной культуры, а обмен унифицированными товарами создает условия для унификации культур, которую часто определяют как культурную интеграцию, как процесс формирования единой общечеловеческой культуры и системы ценностей. В то же время товары и услуги, несущие в себе «национальные» черты, рассматриваются потребителем как «сувенирные», что свидетельствует об уменьшении культурного многообразия и утрате самобытности некоторых (а возможно, и большинства) народов. Уменьшение же культурного многообразия, унификация ценностей, принципов, норм жизни и деятельности может стать причиной деградации человечества в целом. Не исключено также, что в унифицированной культуре возникнут социальные миры, построенные на других основаниях, а национальные, конфессиальные и территориальные миры превратятся в исторические артефакты. С учетом сказанного можно предполагать, что цивилизация в своем развитии приближается к точке бифуркации.
Таким образом, преобразовательная деятельность общества, складывающаяся из действий каждого отдельного человека и соответствующего отношения его к себе и своим действиям, привела к противоречивому результату. С одной стороны, созданы условия для развития человека и общества, для укрепления их жизненных позиций в биосфере земли, а с другой - возникли предпосылки утраты возможностей существования человека. В настоящее время это противоречие не только не устраняется, но и усиливается. Для сохранения вида Homo sapiens это противоречие должно быть снято, но не в направлении отказа от культурно-исторических традиций, достигнутого благополучия и утраты перспектив развития. Учитывая, что проблемы человека порождены им самим через удовлетворение своих потребностей с помощью преобразовательной деятельности, то разрешение противоречия возможно путем трансформации характера этой деятельности, а значит - путем изменения отношения человека к ней.
Каждый человек, находясь в определенных социальных отношениях внутри того или иного культурно-технологического пространства, так или иначе является одновременно участником преобразовательной деятельности. Он либо непосредственно связан с получением, изменением состояния материальных, энергетических, биологических, информационных ресурсов, либо потребляет продукты преобразования и высказывает свое суждение о качестве удовлетворения потребностей, либо формирует в общественном сознании определенное нравственное отношение к преобразовательной системе и тем самым задает тактические и концептуальные подходы к ней, либо способствует подготовке людей к участию в преобразовательной деятельности и т. п.
Погруженность человека в глобальный информационно технологический мир с необходимостью предопределяет наличие таких свойств, способностей и культурных основ, которые отсутствовали у людей прошлых эпох и отсутствуют у многих нынешних членов общества. В современном быстро меняющемся мире человек должен обладать качествами, позволяющими ему успешно действовать не только для удовлетворения своих все возрастающих потребностей в контексте культурных традиций, но и для сохранения и создания благоприятной, устойчивой среды жизнедеятельности инновационными способами и средствами, в том числе на основе подходов и принципов, заимствованных из других культурных конструктов. Деятельность человека и общества должна быть направлена на достижение ими собственного устойчивого существования, но при условии, что сама деятельность, ее результаты и последствия не приведут к ухудшению состояния естественной природы, общества и его самого. Это условие может рассматриваться как категорический императив, непреложный принцип и культурная норма человека и общества. Для осуществления такой деятельности человек должен не только владеть рассудочно-рациональным знанием и навыками, но и прежде всего обладать качествами разумного, нравственного существа. Человек должен быть в значительно большей мере субъектом, чем объектом (предметом) и средством (исполнителем).
Возвышение человека как субъекта собственной жизни и как субъекта культурно-исторического развития в условиях расширяющейся и усложняющейся технологической действительности невозможно без некоторого множества ка-
честв, присущих человеку разумному. Представляется, что наиболее значимыми компонентами человека как субъекта устойчивого культурно-технологического развития являются следующие:
- целостное представление о реальном, объективно существующем многовариантном и непрерывно развивающемся культурно-технологическом мире (его панорамное видение), в который погружен человек и который одновременно и удовлетворяет потребности человека и общества, и оказывает негативное влияние на жизнь человека, общества, создавая дисбаланс экосистемы планеты;
- представление о взаимозависимости исторического и культурного развития разных этносов, социальных слоев, государственно-территориальных общностей, о доминирующем влиянии технологической среды на все сферы деятельности -экономику, культуру, науку, образование, здравоохранение, политику, производство, быт, досуг и др.;
- понимание объективной тенденции к интеграции культур, к формированию единой системы общечеловеческих ценностей, возвышению значимости нравственных основ личности в условиях нарастания неопределенности развития цивилизации и появления новых, не бывших ранее, проблем и противоречий глобального характера;
- понимание необходимости и обладание для этого способностями выстраивания некоторой будущей, пока еще не ставшей, реальности (предметов, способов, средств, отношений, свойств, результатов, последствий, целей), которая снимает возникшие противоречия, проблемы и снижает степень неопределенности существования;
- способность объективно оценивать реальную социально-технологическую ситуацию и добиваться лучшего результата в практической деятельности в условиях свободы и неопределенности выбора при наличии соперничества, конкуренции.
Формирование человека как субъекта развития происходит в значительной степени синергетически под влиянием (воздействием) множества факторов. Значительный вклад в образовывание (обучение, воспитание, развитие) человека вносит система общего и профессионального образования, которую можно рассматривать как единственный специально созданный инструмент общества по «возделыванию» (введению в культуру и в деятельность) личности, отличающийся от других, стохастических каналов влияния на человека, своей системностью.
В то же время системе образования присущи существенные недостатки, на устранение которых все в большей степени направляются усилия педагогики и педагогов-практиков. По мнению У. Глассера, «Многие дети приходят к осознанию себя полноценными личностями, однако происходит это скорее вопреки, а не благодаря процессу образования». Снижение степени влияния образования на формирование личности по сравнению с другими каналами воздействия на человека связано с его запаздыванием относительно темпов развития среды жизнедеятельности человека и общества. Ускорение темпов изменений среды и движение образования вслед за этими изменениями реальной действительности («следование за ...») способствуют возникновению неопределенности педагогических технологий и целей, что делает высказывание У. Глассера еще более актуальным.
Уменьшение «вклада» образования в подготовку субъекта развития проявляется также в том, что приобретение учащимися естественнонаучных, гуманитарных, социальных и технологических знаний (зачастую не приведенных в целостную систему) рассматривается как одна из основных целей и как критерий эффективности (результативности) образования. Ведущим видом деятельности является учебно-познавательная деятельность, которая может быть обозначена как когнитивно-репродуктивная. Сами по себе знания, безусловно, необходимы для жизни в реальной среде, но одних только знаний недостаточно для осуществления эффективной экосистемной деятельности и преодоления возникающих проблем и противоречий, в том числе личностных, национальных, конфессиальных. Для достижения успеха и комфорта в реальной среде человек должен обладать способностью к этой деятельности. Однако атрибуты деятельности не включаются в цели и содержание образования. Структура деятельности, ее исходные основания и возникающие результаты и последствия, методы и методология деятельности, ее нормативно-нравственные регулятивы познаются и осваиваются учащимися за пределами образовательной системы и не всегда соответствуют ее концептуальному конструкту. Кроме того, в учебные программы и планы включается, как правило, только точное, проверенное временем и практикой знание и принятая система ценностей, то есть прошлое знание. Между тем точного, установленного раз и навсегда знания в мире попросту не существует, оно всегда подвергнуто изменению, уточнению и расширению. Это касается не только естественнонаучного знания, но в еще большей степени знания социального, гуманитарного и технологического.
Все в мире меняется. Непостоянны не только наши знания и представления об окружающем мире, но и отношение к этому миру, включая отношения между людьми (систему нравственных норм и ценностей, характер и стиль деятельности и мышления, целевые ориентиры и установки). В реальной действительности люди все в большей степени имеют дело с неточным, приблизительным знанием или даже с «незнанием», то есть с проблемами и противоречиями. В связи с этим отставание образовательной системы от реальности еще более усиливается из-за чрезвычайно высоких (революционных) темпов трансформации среды и относительно медленных эволюционных изменений образования.
Выпускник образовательного учреждения сталкивается в реальной действительности с такими явлениями и знаниями, которым его «не учили» и которые порождают в нем состояния неопределенности и растерянности, преодолению которых его также «не научили». При этом состояние неопределенности не всегда им осознается (рефлексируется), а существует в форме какого-либо дискомфорта и ведет к стрессам, конфликтам, деструктивному поведению.
В связи с этим в условиях неопределенности среды значительное место в образовании должна занимать методология формирования человека саморазвивающегося, способного и готового к познанию и преобразованию самого себя. В общем виде это можно обозначить как формирование в человеке рефлексивно-аналитического и технологического мышления. Жизнь и деятельность человека все в большей мере связана с преодолением непрерывно возникающих задач, проблем, противоречий, для которых не существует стереотипных решений.
Но образование как инструмент введения учащихся в деятельность не вооружает их методологией и технологией поиска решения проблем. Причем поиска таких решений, которые будут востребованы ими как в текущей, так и в будущей реальности.
Многие проблемы образования, не позволяющие в полной мере сформировать человека, способного к преодолению жизненных противоречий, связаны с тем, что образовательная система в соответствии со сложившимися правилами и традициями сама строит модель собственной структуры и сама определяет те конечные результаты (модель выпускника), которые должны быть достигнуты. Часто и структура образовательной системы, и содержание образования, и конечные результаты расходятся с потребностями человека и общества, с тенденциями развития среды, не направлены на решение возникающих противоречий и проблем. Базис, основа, на которых осуществляется образовательный процесс формирования личности, все более отстает от реальных условий и параметров культурно-технологической среды. Запаздывание системы образования связано с тем, что принятая модель обучения и воспитания основана на представлении о стационарности среды, общества и содержания деятельности, а это существенно отличается от «нестационарного» реального мира. И чем больше величина этих различий, тем сложнее процесс адаптации выпускника школы и вуза к жизни и деятельности в реальной среде, тем выше вероятность возникновения личностных и социально-личностных конфликтов.
С учетом характера и особенностей современной социально-культурной среды и условий существования и развития человека в этой среде можно определить основные концептуальные подходы (принципы, системообразующие положения) к отбору и структурированию содержания, построению технологии обучения, организации учебно-воспитательного процесса, повышающих вероятность достижения выпускником успеха и комфорта (физиологического, психического, интеллектуального и духовного) собственной жизни при одновременном улучшении (не ухудшении) среды его жизнедеятельности. К ним относятся:
- активизация учебно-преобразовательной деятельности учащихся, направленной на решение проблем, возникающих в реальной среде (креативно-деятельностный подход);
- укрупнение знаний, включаемых в содержание, представление их в виде единой системы и их непрерывное обновление, отражающее неопределенность и вероятностность знания («незнание» и «неопределенность» знания как объект познания, как элемент содержания);
- включение в содержание образования разделов, связанных с изучением и освоением реальной, а не только познавательной деятельности (изучение и освоение структуры, методологии, методов, средств, технологий деятельности), главным образом, инновационной, причем в эту деятельность необходимо включать этап построения образа будущей реальности, который может рассматриваться как одна из целей субъекта.
Учебно-преобразовательная деятельность учащихся должна увеличиваться по объему к моменту окончания обучения и становиться ведущим видом учебной деятельности. Знания (и познание) должны выполнять функцию необходимого
условия (инструментария) осуществления учебно-преобразовательной деятельности, а сам процесс познания при этом необходимо перевести на уровень самопознания (самостоятельного познания) через овладение учащимися методами и средствами преобразования информации. Усиление учебно-преобразовательной деятельности может быть достигнуто путем введения в учебный процесс не решенных в настоящем прагматических задач, противоречий и проблем, имеющих реальное (практическое) значение.
Поскольку почти любое знание, система ценностей, представлений о реальной среде жизнедеятельности и сама эта среда являются в действительности приближенными, носят вероятностный характер, непостоянны и переменчивы, то процесс обучения и воспитания предпочтительно вести на основе рассмотрения, главным образом, концепций существования, развития, познания и преобразования природы, общества, человека и техногенной среды, что позволит сформировать у учащихся представления о некоторых тенденциях («векторах») происходивших, происходящих и будущих изменений (концептуальное образование). Основанием к построению системы концептуального образования служит также и то обстоятельство, что сегодня и в будущем объем конкретного знания и незнания (область непознанного) непрерывно возрастает, а человеческие возможности по освоению всей массы известной и вновь появляющейся информации и время для ее освоения существенно ограничены. В концептуальном образовании частные знания (эффекты, явления, события, правила, законы) могут выполнять функцию обоснования (подтверждения или опровержения) рассматриваемых концепций, а также служить основой для репродуктивной практической деятельности, которая занимает и будет занимать значительное место в жизни человека.
Основой креативно-деятельностного образования является формирование и развитие у обучающихся способностей и умений к нестереотипному, оригинальному, нетрадиционному переводу «незнания» в «знание», «непознанного» в «известное», «не бывшего» в «ставшее», «нерешенного» в «решенное», то есть способности к преодолению непрерывно возникающих в реальной среде проблем и противоречий, их предупреждению и предотвращению. В совокупность знаний и умений, подлежащих усвоению в процессе образования, необходимо включать совокупность известных в настоящее время эвристических технологий (методов, приемов, алгоритмов, способов, процедур, операций) поиска и решения задач, проблем и противоречий, основанных на методах анализа, прогнозирования и синтеза. Процесс освоения этих технологий и методов способствует формированию определенного стиля мышления, который в отличие от репродуктивной деятельности позволяет добиваться новых результатов в деятельности и преодолевать возникающие препятствия.
В то же время процесс преодоления возникающих препятствий инновационными методами с необходимостью должен иметь некоторую нравственно-целевую установку. В качестве нравственно-целевой установки должно быть сформировано представление о сбалансированном (экосистемном) развитии человека в системе «человек-среда», не наносящей ущерба ни человеку, ни обществу, ни природе. В качестве объекта воздействия (преобразования) могут рассматриваться как сам человек (психологическая, интеллектуальная и духовная
адаптация человека под условия среды жизнедеятельности), так и компоненты среды (адаптация среды под цели субъекта), то есть представление о возможности и допустимости изменения не только себя, своих отношений к среде, но и среды для более эффективного достижения своих целей деятельности, поскольку существующая реальность всегда противоречива и имеет недостатки. Тем более что желания и потребности людей непрерывно растут и изменяются. Не только собственно возможность и допустимость, но и желательность (необходимость и неизбежность) изменений реальной среды, ее адаптации под изменяющиеся цели, ценности с учетом возникших и потенциальных проблем. Способность выбора сбалансированной стратегии инновационной деятельности позволит человеку преодолевать часто возникающие в его жизни противоречия, находить оптимальные решения острых проблем, влияющих на устойчивость жизни человека и общества.
При совершенствовании образовательной системы необходимо опираться на некоторую перспективную модель (образ) среды жизнедеятельности, которая может быть построена на основе анализа существующего состояния (противоречий, последствий, проблем) и прогнозирования желаемого. Модель будущей среды, прогноз ее желаемого состояния должны строиться, по крайней мере, для того времени, когда выпускники школы или вуза приступят в полной мере к самостоятельной деятельности, приобретут статус субъекта развития (упреждающее образование). Построение перспективной (желаемой) модели реальной среды и ориентация образования на эту модель должны обеспечить повышение степени управляемости (предсказуемости) социально-технического развития и ускорение адаптации выпускников к реальной среде.
Острота проблемы соответствия образовательной системы и реальной среды жизнедеятельности с ее противоречиями, проблемами и конфликтами объективно требует совершенствования общей (общекультурной) и профессиональной подготовки молодежи. Целью образовательной системы любой формы и уровня должно стать образование (обучение, воспитание, развитие) человека как субъекта культурно-технологического развития, воспитание привычки действовать творчески, не разрушая достигнутого. Исторически и социально-значимым результатом формирования субъекта культурно-технологического развития должно стать построение в общественном сознании (с учетом естественной ротации общества) потребности в экосистемном (паритетном) сбалансированном развитии человека и природно-социально-техногенной среды его жизни и деятельности, которое принципиально отличается от ее современного экстенсивного технократического функционирования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
2. Данилов-Данильян В. И. Экологический взрыв и устойчивость развития / Дани-лов-Данильян В. И., Лосев К. С. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
3. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
4. Овечкин В. П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования: монография. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005.
5. Овечкин В. П. Социальная технология и устойчивость общества // Социальный мир человека: материалы 3 Всерос. науч.-практ. конф. «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 24-25 июня 2010 г. / Под ред. Н. И. Леонова. Ижевск, 2010. Вып. 3. Ч. 1. С. 39-42.
6. Овечкин В. П. Технологическая среда и образование как источник конфликтов // Конфликтология: междисциплинарные исследования / Отв. ред. Н. И. Леонов, С. Ф. Си-роткин. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2000. С. 29-37.
7. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.
8. Причинин А. Е. Основная детерминанта технологического образования в постиндустриальном обществе / Причинин А. Е., Овечкин В. П. // Технология. Творчество. Личность: Материалы IX Междунар. науч. практ. конф. (Курск, 10-12 ноября 2003 г.) Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. С. 35-38.
9. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ.. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10. Ovechkin V. P. Axiological foundation of modem education // Social Work in Multicultural Society. International Symposium on Education and Interethnic Relations. 30-31 May, 2011 / ГОУВПО «Удмуртский государственный университет». Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011. С. 106-107.
Поступила в редакцию 12.11.2014
V. P. Ovechkin
The foundation of the methodology of education in the modern changing world
Properties of the modern living environment and its dominant influence on the educational system. The phenomenon of delay and inadequacy of the content and process of learning in a changing world. Demand for other educational paradigm and its methodological foundations. Student as the subject of sustainable cultural and technological development.
Keywords: modern living environment. The subject of cultural and technological development. Creative-activity educational paradigm.
Овечкин Владимир Петрович,
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
Ovechkin Vladimir Petrovich,
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, The Udmurt State University 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya St., 1 E-mail: [email protected]