обеспечивает выбор такого курса физической активности, который позволяет соотнести возможности максимального уровня студента с уровнем сложностей целей, что способствует повышению возможностей переноса накопленного опыта личностной оценки физической активности в другую среду и на других участников тренировки во время взаимодействия с другими людьми и обучения студента.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брусокас, А.Р. Особенности психической надёжности баскетболистов различной квалификации / А.Р. Брусокас, Р.К. Малинаускас. // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 1. -С. 70-82.
2. Козина, Ж. Методологические основы индивидуальной регуляции величины физической нагрузки у школьников средних классов при занятиях баскетболом / Ж. Козина, С. Ермаков, М. Ягелло // Физическое воспитание студентов. - 2011. - №4. - С. 37-43.
3. Козьмина Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов / Л.Б. Козьмина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1(17). - С. 193-197.
4. Кусакина, С.Н. Психологическая готовность к обучению в вузе / С.Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. № 8. - С. 24-37.
5. Макеева В.С. Оценка и самооценка профессионально-учебной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузах спортивного профиля // В.С. Макеева, М. Сунь, И.В. Лосева, С.В. Чернов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 190-195.
6. Николаева Е.И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе / Е. И. Николаева // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 24-32.
7. Русина С.А. Феномен ролевой самооценки в психологии / С.А. Русина // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3. - С. 180-182.
REFERENCES
1. Brusokas, A.R. and Malinauskas, R.K. (2010), "Features of the mental reliability of basketball players of various qualifications", Physical education of students, No. 1, pp. 70-82.
2. Kozina, J., Ermakov, S., and Yagello, M. (2011), "Methodological foundations of individual regulation of the amount of physical activity in middle school students during basketball", Physical education of students, No. 4, pp. 37-43
3. Kozmina, L.B. (2013). "Self-wear and self-esteem as predictors of the psychological well-being of the personality of student psychologists", Historical and socio-educational thought, No. 1(17), pp. 193-197.
4. Kusakina, S.N. (2011). "Psychological readiness to study at a university", Management of a preschool educational institution, No. 8, pp. 24-37.
5. Makeeva, V.S., Sun, M., Loseva, I.V., and Chernov, S.V. (2019), "Assessment and self-esteem of professional-educational activities of high-qualification basketball players in sports universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 190-195.
6. Nikolayeva, E.I. (10"), "Comparative psychophysiological analysis of the functional state of students of different forms of study at a pedagogical university", Psychology issue, No. 4, pp. 24-32.
7. Rusina, S.A. (2014), "The phenomenon of role self-esteem in psychology", The world of science, culture, education, No. 3, pp.180-182.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.10.2021
УДК 796.859
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ 7-9-ЛЕТНИХ СУМОИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Игорь Георгиевич Максименко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-
Зуево, профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород; Михаил Владимирович Ложечка, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва № 6, Самара, педагог дополнительного образования, Центр Детского Творчества «Металлург», Самара
Аннотация
Введение. Анализ материалов и рекомендаций ведущих специалистов, педагогических наблюдений и анкетирования тренеров свидетельствует об отсутствии концепции эффективной подготовки спортивного резерва в российском сумо, в том числе, на этапе начальной подготовки. Цель исследования - экспериментально обосновать методику подготовки детей 7-9 лет, занимающихся сумо, которая опирается на использование психофизиологических характеристик борцов. Методика и организация исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения; анкетирование; тестирование; методы психологической диагностики; методы математической статистики. Проанализированы мнения 18 тренеров спортивных школ олимпийского резерва и педагогов дополнительного образования г Самара. В рамках 8-месячного педагогического эксперимента проведено тестирование показателей психофизиологических качеств 32 детей 7-9 лет, которые были разделены на две группы и занимались по разным методикам. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ данных литературы и педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью детей показали, что этап начальной подготовки в сумо строится неэффективно, в том числе, применяются разнохарактерные методики контроля параметров подготовленности и тренировочных нагрузок, не учитываются психофизиологические особенности детей. По результатам педагогического эксперимента предложена методика подготовки детей 7-9 лет, занимающихся сумо, и апробирована ее эффективность. Установлено, что в процессе занятий сумо у детей младшего школьного возраста происходят изменения показателей не только двигательных, но и психофизиологических качеств. В ходе 1 этапа эксперимента выявлены параметры психофизиологических качеств 7-9-летних детей. Выводы. Установлены показатели психофизиологических характеристик 7-9-летних сумоистов, на которые необходимо опираться при построении тренировочного процесса. В процессе исследований обоснована методика подготовки детей 7-9 лет, занимающихся сумо, обеспечивающая эффективное построение занятий на этапе начальной подготовки и достоверное улучшение психофизиологических характеристик 7-9-летних борцов.
Ключевые слова: дети, методика, психофизиологические характеристики, сумо. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p263-269
SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY OF TRAINING 7-9-YEAR-OLD SUMO WRESTLERS BY USING PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS
Igor Georgievich Maksimenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, The State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, professor, Belgorod State National Research University, Belgorod; Mikhail Vladimirovich Lozhechka, the coach, Sports School of the Olympic Reserve number 6, Samara; teacher, Center of children's
creativity "Metallurgy", Samara
Abstract
Introduction. The analysis of materials and recommendations of leading experts and questionnaires of coaches indicates the absence of the concept of effective preparation of the sports reserve in Russian sumo, including at the stage of initial training. The purpose of the study is to experimentally substantiate the methodology of training children aged 7-9 years engaged in sumo, which is based on the use of psychophysiological characteristics of wrestlers. Research objectives: 1) to analyze the effectiveness of the traditional training system for novice sumo wrestlers, 2) to identify an effective training methodology for 7-9-year-olds, sumo wrestlers, based on taking into account the psychophysiological characteristics of wrestlers. The methodology and organization of the study: analysis of scientific and methodological literature; pedagogical observations; questionnaires; testing; pedagogical experiment; methods of psychological diagnostics; methods of mathematical statistics. The opinions of 18 coaches of Olympic Reserve sports schools and teachers of additional education in Samara are analyzed. Within the framework of an 8-month
pedagogical experiment, the indicators of psychophysiological qualities of 32 children aged 7-9 years were tested, who were divided into two groups and engaged in different methods. Research results and discussion. Analysis of literature data and pedagogical observations of children's training activities have shown that the stage of initial training in sumo is built ineffectively, including the psychophysiological characteristics of children are not taken into account. According to the results of the pedagogical experiment, a method of training children aged 7-9 years engaged in sumo is proposed and its effectiveness is tested. It has been established that in the process of sumo classes in children of primary school age, there are changes in the indicators of not only motor, but also psychophysiological qualities. Conclusions. The indicators of psychophysiological 7-9-year-old sumo wrestlers have been established, which must be relied upon when building the training process. In the course of research, the methodology of training children aged 7 - 9 years engaged in sumo is substantiated, which ensures the effective construction of classes at the stage of initial training and reliable improvement of the psychophysiological characteristics of 7-9-year-old wrestlers.
Keywords: children, skills, methods of training, psychophysiological characteristics, sumo.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития России все большей популярностью пользуются различные виды единоборств, среди которых особое место занимает борьба сумо [2, 3, 4, 5]. В то же время, в системе дополнительного образования развиваются направления, связанные с этим видом борьбы [4, 5]. При этом анализ материалов и рекомендаций ведущих специалистов, педагогических наблюдений и анкетирования тренеров и педагогов свидетельствует об отсутствии единой концепции эффективной подготовки спортивного резерва в российском сумо. Особенно остро данная проблема проявляется на этапе начальной подготовки. [1, 2, 5, 6]. Запрос на обоснование такой концепции обусловлен, с одной стороны, необходимостью повышения рейтинга наших спортсменов на мировой арене. А, с другой стороны, данная потребность вызвана отсутствием в тренерской среде эффективных методик подготовки сумоистов. Анализ последних исследований показывает, что одно из ведущих мест в системе начальной подготовки занимает рационально организованная психологическая подготовка, в том числе, учет психофизиологических особенностей занимающихся. [1, 3, 5, 6]. Кроме того, неоспоримым фактом являются важность и информативность психофизиологических методик при осуществлении текущего контроля за функциональным состоянием спортсменов-единоборцев на всех этапах подготовки. На сегодняшний день большой проблемой остается совершенствование методов коррекции психофизиологических состояний с учетом индивидуальных способностей спортсменов для максимального улучшения результатов спортивной деятельности [1, 3, 6].
Изложенное выше послужило основанием для выбора темы и формулирования цели исследования. Цель исследования - экспериментально обосновать методику подготовки детей 7-9 лет, занимающихся сумо, которая опирается на использование психофизиологических характеристик борцов. Задачи исследования: 1) проанализировать эффективность традиционной системы подготовки начинающих сумоистов, 2) выявить эффективную методику подготовки 7-9-летних, сумоистов, опирающуюся на учет психофизиологических характеристик борцов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; анкетирование; тестирование; методы психологической диагностики; методы математической статистики. Психологическую подготовленность определяли на основе оценки следующих показателей психофизиологических качеств [3, 5]: а) типологических свойств нервной системы: оценивали силу и подвижность нервной системы; б) психомоторных качеств спортсмена: латентное время простой двигательной реакции (мс, с); время реакции выбора (мс, с). Психологическое тестирование проводили с помощью программы «Психодиагностика» (базируется на методике Макаренко Н.В. и Лизогуба В.С.), используемой для оценки динамики психологического состояния организма под
воздействием различных физических нагрузок. Программа позволяет выявлять индивидуальные свойства высшей нервной деятельности по данным переработки зрительной информации различной степени сложности [3, 5]. Обработку результатов тестирования проводили на основе общепринятых методов математической статистики (программа Microsoft Excel).
Организация исследования. Педагогические наблюдения осуществляли за тренировочной деятельностью детей в возрасте 7-9 лет, занимающихся в МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» и СШОР г. о. Самара. В анкетировании приняли участие 18 тренеров и педагогов дополнительного образования, педагогический стаж которых в среднем составлял 8,7 лет. Разработанная анкета состояла из 7 вопросов и 15 подвопросов закрытого, полузакрытого и открытого типов. По замыслу 8-месячного педагогического эксперимента было создано две группы по 16 человек (контрольная и экспериментальная), которые занимались с сентября по май по различным методикам - традиционной и экспериментальной. Все дети -учащиеся средних общеобразовательных школ г.о. Самара, возрастом 7-9 лет, стаж занятий 1-2 года. На первом этапе эксперимента было предусмотрено выявление психофизиологических качеств детей, которое производилось на базе МБУ ДО «ЦДТ «Металлург», в спортивном зале подросткового клуба «Олимпиец» г.о. Самара. Исследование показателей психофизиологических качеств сумоистов проводили в начале занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анкетирования показали, что 95,1% респондентов не используют в своей работе с детьми 7-9 лет методы психологического сопровождения, частично применяют данные методы только 4,9% тренеров. При этом 87,3% специалистов при планировании подготовки в сумо опираются на опыт тренировки из смежных видов единоборств, а 12,7% респондентов пытаются адаптировать зарубежный опыт. Для решения поставленных задач была разработана методика начальной подготовки 7-9 летних детей, занимающихся сумо, основанная на рекомендациях специалистов и на дифференцированном обучении [1, 2, 3, 5]. В основу методики был положен спортивно-игровой метод организации занятий, также активно применялись словесные и наглядные методы тренировки. Разработанная нами методика была направлена на укрепление здоровья, формирование «базы» разносторонней подготовленности и основ технического мастерства. Методика, по которой занималась экспериментальная группа детей, предполагала использование упражнений на развитие ловкости, координационных способностей, гибкости, а также упражнений скоростно-силового характера. Занятия носили эмоциональный характер и включали игры с элементами борьбы сумо. В ходе эксперимента были апробированы 10 блоков упражнений и игровых заданий:
1. Ходьба, бег, подскоки, скрестный ход в сторону, прыжки.
2. Гимнастические упражнения, имитирующие движения животных; отталкивания и приземления; вертикальные вращения (разворот на месте, пируэт, перекат со спины на живот, прыжок вытянувшись с разворотом); горизонтальные вращения (кувырки вперед, кувырки назад); передне-заднее вращение (полуколесо через маты, колесо, колесооб-разный рандат, рандат с шагом).
3. Упражнения на гибкость.
4. Упражнения на равновесие (статические): прямые равновесия (выпад, сед с высоким углом, упор лежа, упор лежа сзади, упор лежа боком; равновесия вниз головой (треножник, стойка на голове, кувырок из стойки на голове, равновесие на руках и ноге, стойка на руках).
5. Упражнения на специальной беговой лестнице на координацию и частоту работы ног.
6. Подвижные игры, в т.ч. игры для развития памяти, внимания, слуха.
7. Подвижные игры с элементами сумо («Бой петухов», «Бой уток», «Толкай за круг», «Пятнашки», «Тяни в круг», «Зайди за спину» и др.).
8. Эстафеты (неспецифические: с различными мячами, палками, предметами, на быстроту, на ловкость, на внимание; специфические: в парах «Тачка», «Пролезть под мостом», «Чехарда», «Пролезть пещеру», «Перекат через партнера» и др.).
9. Упражнения по преодолению полосы препятствий, включающей комбинации из 7-10 приемов на ловкость и координацию движений: беговые и прыжковые упражнения, упражнения с элементами борьбы сумо, упражнения на специальной беговой лестнице.
10. Спортивные игры. Методика предполагала 3-х-разовые тренировки в неделю продолжительностью по 45-60 минут. Дети из контрольной группы занимались трижды в неделю по 60 минут по традиционной методике, программа которой составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» и Приказом «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Занятия с детьми проводились 8 месяцев в рамках восьминедельных мезоциклов. Первые семь недель тренировки планировались таким образом, чтобы в каждой из них было два учебно-тренировочных и одно игровое занятие. Кроме того, в одно из двух учебно-тренировочных занятий добавляли спарринги по борьбе сумо по упрощенным правилам. Три занятия восьмой недели посвящались подвижным и спортивным играм, а также контрольным упражнениям. Проведение первого этапа исследований предусматривало тестирование психофизиологических качеств сумоистов обеих групп в начале и в конце эксперимента (таблица 1). В начале эксперимента дети групп 1 и 2 не имели достоверных различий (р>0,05) в показателях психофизиологических качеств. При этом был отмечен достаточно низкий уровень психофизиологических качеств всех участников эксперимента.
Таблица 1 - Показатели психофизиологических качеств сумоистов экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента_
Психофизиологические функции КГ (п-16) Р между КГ ЭГ ЭГ (п=16)
Подрежим работы Регистрируемые параметры
X т X т
Простая зрительно-моторная реакция средняя величина латентного периода (М), мс 458,3 18,9 <0,05 401,2 19,5
Реакция выбора одного сигнала из трёх средняя величина латентного периода (М), мс 581,1 2,14 <0,05 541,8 2,24
Реакция выбора двух сигналов из трёх средняя величина латентного периода (М), мс 624,7 12,56 <0,05 558,4 10,6
Уровень функциональной подвижности нервных процессов (режим обратной связи) средняя величина латентного периода (М), мс 541,1 3,78 <0,05 515,2 2,94
минимальное время экспозиции, мс 560,3 2,4 <0,05 530,8 2,9
время выхода на минимальную экспозицию, с 79,3 0,78 <0,05 75,3 1,58
Сила нервных процессов (режим обратной связи) средняя величина латентного периода (М), мс 520,1 1,68 <0,05 485,4 2,28
минимальное время экспозиции, мс 510,3 2,94 <0,05 470,8 2,46
время выхода на минимальную экспозицию, с 126,3 5,07 <0,05 110,2 3,12
По завершению эксперимента дети из экспериментальной группы по всем психофизиологическим характеристикам достоверно опередили (р<0,05) сверстников из контрольной группы, показав следующие результаты: ПЗМР(М) - 401,2±19,5 мс; РВ 1-3(М) -541,8±2,24 мс; РВ 2-3(М) - 558,4±10,6 мс; ФПНП(М) - 515,2±2,94 мс, минимальное время экспозиции - 530,8±2,9 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 75,3±1,58 с; СНП (М) - 485,4±2,28 мс, минимальное время экспозиции - 470,8±2,46 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 110,2±3,12 с. Таким образом, на основе исследования психофизиологических характеристик подтверждена эффективность обоснованной нами методики начальной подготовки детей 7-9 лет, занимающихся сумо.
ВЫВОДЫ
1. Анализ данных литературы и педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью детей показали, что этап начальной подготовки в сумо строится неэффективно, в том числе, применяются разнохарактерные методики контроля параметров подготовленности и тренировочных нагрузок, не учитываются психофизиологические особенности детей.
2. В процессе 8-месячного педагогического эксперимента обоснована методика подготовки детей 7-9 лет, занимающихся сумо, обеспечивающая эффективное построение занятий на этапе начальной подготовки с учетом психофизиологических характеристик занимающихся. Использование данной методики обусловливает достоверное улучшение психофизиологических характеристик 7-9-летних борцов. По результатам 1 этапа эксперимента выявлены параметры психофизиологических качеств 7-9-летних сумои-стов, на которые необходимо опираться при построении тренировочного процесса как в системе дополнительного образования, так и в детско-юношеских спортивных школах и клубах: ПЗМР(М) - 401,2±19,5 мс; РВ 1-3(М) - 541,8±2,24 мс; РВ 2-3(М) - 558,4±10,6 мс; ФПНП(М) - 515,2±2,94 мс, минимальное время экспозиции - 530,8±2,9 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 75,3±1,58 с; СНП (М) - 485,4±2,28 мс, минимальное время экспозиции - 470,8±2,46 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 110,2±3,12 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губа В.П. Методы эффективного индивидуального совершенствования новых ритмовых координаций двигательных действий у юных спортсменов / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 10 - С. 53.
2. Захаров О.Ю. Психолого-педагогические особенности обучения формальным упражнениям в контактных единоборствах / О.Ю. Захаров, М.Б. Ингерлейб // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2017. - № 15/1. - С. 42-53.
3. Ложечка, М.В. Определение индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций детей младшего школьного возраста, которые не занимаются спортом и их одноклассников-сумоистов / М.В. Ложечка // Физкультура, спорт, здоровье : сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. - Воронеж : Научная книга, 2016. - С. 404-410.
4. Ложечка М.В. Определение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся сумо / М. В. Ложечка // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 2. - С. 120-124.
5. Максименко И.Г. Показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо / И.Г. Максименко, М.В. Ложечка. - DOI: 10.36028/2308-8826-2019-8-1-69-74 // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 1. - С. 69-74.
6. Drozdovski A.K. The connection between typological complexes of properties of the nervous system, temperaments, and personality types in the professions and sports / A.K. Drozdovski. - DOI: 10.2147/0AJSM.S75612 // Open access journal of sports medicine. - 2015 - Vol. 6 - P. 161-166.
REFERENCES
1. Guba, V. . (2018), "Methods of effective individual improvement of new rhythmic coordination of motor actions in young athletes", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 53.
2. Zakharov, O.Yu. and Ingerleib, M.B. (2017), "Psychological and pedagogical features of formal exercise training in contact combat sports", North-Caucasian Psychological Bulletin, No. 15/1, pp. 42-53.
3. Lozhechka, M.V. (2016), "Determination of individual typological properties of higher nervous activity and sensorimotor functions of children of primary school age who do not engage in sports and their classmates-sumoists", Physical culture, sport, health: a collection of articles of the All-Russian with international participation in-person academic-practical conference, Scientific Book, Voronezh, pp. 404-410.
4. Lozhechka, M. (2014), "Determination of the level of physical fitness of children of primary school age engaged in sumo", Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport, No. 2, pp. 120-
124.
5. Maksimenko I.G. and Lozhechka M.V. (2020), "Indicators of psychophysiological skills of 79-year-old children employed sumo", Science and sport: current trends, Vol. 8, No. 1, pp. 69-74, DOI: 10.36028/2308-8826-2019-8-1-69-74.
6. Drozdovski A.K. (2015), "The connection between typological complexes of properties of the nervous system, temperaments, and personality types in the professions and sports", Open access journal of sports medicine, No. 6, pp. 161-172.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2021
УДК 796.011.3+378.147
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Денис Николаевич Мальцев, кандидат биологических наук, доцент, Олеся Алексеевна
Кочеткова, студент, Кировский государственный медицинский университет, Киров; Ирина Вазиховна Мальцева, магистрант, Вятский государственный университет, Киров
Аннотация
В ходе занятий по дисциплинам блока физической культуры в медицинском вузе студенты могут осваивать не только общекультурные, но и профессиональные компетенции. Изучение на занятиях по физической культуре практических аспектов учебных тем, связанных с двигательной активностью человека, позволяет осуществлять межпредметные связи с большинством специальных дисциплин и формировать квазипрофессиональный опыт будущих врачей. Знание ключевых поз моторного онтогенеза, предпосылки формирования каждой позы, а также практическое понимание построения локомоций необходимы для профессиональной подготовки будущих врачей как средство диагностики, лечения и коррекции заболеваний и состояний человека. Предварительное анкетирование студентов 1-6 курса педиатрического факультета Кировского ГМУ показало низкую осведомленность о моторном онтогенезе у студентов-педиатров и выявило потребность практического закрепления теоретической базы по данной теме. Авторами статьи предложены методические пути решения данной проблемы посредством включения в занятия по физической культуре комплекса онтогенетической гимнастики. В статье показано, что онтогенетическая гимнастика гармонично встраивается в систему преподавания физической культуры для студентов-педиатров и позволяет понять, как в первый год жизни закладывается первичный процесс реализации рефлекторных тонических и локомоторных программ и последующее научение кортикального уровня моторного контроля.
Ключевые слова: студенты-медики, педиатры, профессиональные компетенции, моторный онтогенез, онтогенетическая гимнастика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p269-274
USE OF ONTOGENETIC GYMNASTICS FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS OF THE PEDIATRIC FACULTY
Denis Nikolaevich Maltsev, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Olesya Ale-kseevna Kochetkova, the student, Kirov State Medical University, Kirov, Irina Vazikhovna Maltseva, the master's student, Vyatka State University, Kirov
Abstract
Students can master not only culture-general, but also professional competencies during physical education classes at the medical university. The study of the practical aspects of educational topics related to human motor activity during the physical culture lessons allows for transdisciplinary connections with