Научная статья на тему 'Показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо'

Показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN / PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / INDICATORS / PSYCHOPHYSIOLOGY / SENSORIMOTORICS / SUMο / ДЕТИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / СЕНСОМОТОРИКА / СУМО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максименко И.Г., Ложечка М.В.

Анализ современной литературы показал, что в настоящее время не разработана научно обоснованная система подготовки спортсменов-сумоистов различного возраста и квалификации, в том числе для этапа начальной подготовки. Цель исследования: выявить показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо. Задачи исследования: 1) изучить состояние проблемы оптимизации построения этапа начальной подготовки детей, занимающихся сумо; 2) изучить показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних детей; 3) обозначить перспективные направления использования полученных данных для повышения эффективности тренировочного процесса начинающих сумоистов. Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью, методы психологической диагностики (программа «Психодиагностика»), методы математической статистики. Педагогические наблюдения осуществляли за тренировочной деятельностью детей 7-10 лет г. Самара. Былο организовано тестирование показателей психοфизиологических качеств 18 детей 7-9 лет, стаж занятий которых составлял 1-2 года. Исследование показателей психофизиологических качеств детей проводили в начале занятий. Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью детей показали, что при проведении занятий на этапе начальной подготовки имеется ряд проблем. Из-за отсутствия единой концепции многолетней подготовки в сумо разными педагогами и тренерами реализуются различные подходы к планированию нагрузок. Применяются различные методики контроля параметров подготовленности и тренировочных нагрузок. Во время занятий не учитываются психофизиологические особенности детей, что не позволяет эффективно строить занятия и осуществлять первичный отбор занимающихся. В процессе исследований обоснованы показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо. Выводы. При проведении занятий на этапе начальной подготовки игнорируются основные положения, связанные с данным этапом: обеспечение разносторонней подготовки, постепенное повышение нагрузок на фоне их эффективного контроля, изучение психологических особенностей детей. Установлены показатели психοфизиологических качеств 7-9-летних сумоистов. Полученные материалы могут быть использованы в качестве ориентиров для контроля за уровнем проявления психοфизиологических качеств 7-9-летних сумоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максименко И.Г., Ложечка М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF PSYCHO-PHYSIOLOGICAL SKILLS OF YOUNG SUMO WRESTLERS AGED 7-9

The analysis of modern literature revealed the lack of scientifically based training system for sumo wrestlers of various ages and qualifications, including for the early training phase. The purpοse of the study: to identify indicators of psycho-physiological skills of young sumo wrestlers aged 7-9. Research objectives: 1) to study the issue of optimization of the initial training stage for children involved in sumo wrestling, 2) to study the indicators of psycho-physiological peculiarities of children aged 7-9, 3) to identify promising areas for using the data obtained to increase the effectiveness of the training process of the beginners. Methods and organization of the research: analysis of scientific literature; pedagogical observations of training activities; methods of psychological diagnosis ("Psychodiagnostics" program); methods of mathematical statistics. We carried out pedagogical observations of the training activities of children aged 7-10 in Samara. The research included testing of psycho-physiological indicators of 18 children aged 7-9, with 1-2 years of total training experience. We carried out the study of indicators of psycho-physiological qualities of children at the initial stage of training. Results and discussion. Pedagogical observations of the training activities of children have revealed a number of problems occurring at the initial training stage. Due to the lack of a unified concept of multi-year sumo training, different teachers and trainers implement various approaches to the activity management. They use various techniques to control the parameters of physical fitness and training activities. Training programs do not consider the psycho-physiological characteristics of children. It reduces the efficiency of training programs and primary selection. The research substantiated the indicators of psycho-physiological skills of young sumo wrestlers aged 7-9. Conclusion. Training programs at the initial stage disregard the following major principles connected with this stage: provision of comprehensive training, gradual increase of physical efforts together with its effective control, study of psychological characteristics of children. We identified the indicators of psycho-physiological skills of sumo wrestlers aged 7-9. The obtained materials can be used as guidelines for monitoring the level of manifestation of the psycho-physiological skills of sumo wrestlers aged 7-9.

Текст научной работы на тему «Показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо»

УДК: 796.853.2 DOI:10.36028/2308-8826-2020-8-1-69-74

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 7-9-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СУМО

И.Г. Максименко1, М.В. Ложечка2

1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

2 Центр детского творчества «Металлург», Самара, Россия

Аннотация

Анализ современной литературы показал, что в настоящее время не разработана научно обоснованная система подготовки спортсменов-сумоистов различного возраста и квалификации, в том числе для этапа начальной подготовки. Цель исследования: выявить показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо. Задачи исследования: 1) изучить состояние проблемы оптимизации построения этапа начальной подготовки детей, занимающихся сумо; 2) изучить показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей; 3) обозначить перспективные направления использования полученных данных для повышения эффективности тренировочного процесса начинающих сумоистов.

Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью, методы психологической диагностики (программа «Психодиагностика»), методы математической статистики. Педагогические наблюдения осуществляли за тренировочной деятельностью детей 7-10 лет г. Самара. Было организовано тестирование показателей психофизиологических качеств 18 детей 7-9 лет, стаж занятий которых составлял 1-2 года. Исследование показателей психофизиологических качеств детей проводили в начале занятий. Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью детей показали, что при проведении занятий на этапе начальной подготовки имеется ряд проблем. Из-за отсутствия единой концепции многолетней подготовки в сумо разными педагогами и тренерами реализуются различные подходы к планированию нагрузок. Применяются различные методики контроля параметров подготовленности и тренировочных нагрузок. Во время занятий не учитываются психофизиологические особенности детей, что не позволяет эффективно строить занятия и осуществлять первичный отбор занимающихся. В процессе исследований обоснованы показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо.

Выводы. При проведении занятий на этапе начальной подготовки игнорируются основные положения, связанные с данным этапом: обеспечение разносторонней подготовки, постепенное повышение нагрузок на фоне их эффективного контроля, изучение психологических особенностей детей. Установлены показатели психофизиологических качеств 7-9-летних сумоистов. Полученные материалы могут быть использованы в качестве ориентиров для контроля за уровнем проявления психофизиологических качеств 7-9-летних сумоистов.

Ключевые слова: дети, психофизиологические качества, показатели, психофизиология, сенсомото-рика, сумо.

INDICATORS OF PSYCHO-PHYSIOLOGICAL SKILLS OF YOUNG SUMO WRESTLERS AGED 7-9 I.G. Maksimenko1, maksimenko_76@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2305-3351 M.V. Lozhechka2, lozhechcka@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4846-7833

1 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

2 "Metallurg" Children Art Center, Samara, Russia Abstract

The analysis of modern literature revealed the lack of scientifically based training system for sumo wrestlers of various ages and qualifications, including for the early training phase. The purppse of the study: to identify indicators of psycho-physiological skills of young sumo wrestlers aged 7-9. Research objectives: 1) to study the issue of optimization of the initial training stage for children involved in sumo wrestling, 2) to study the indicators of psycho-physiological peculiarities of children aged 7-9, 3) to identify promising areas for using the data obtained to increase the effectiveness of the training process of the beginners.

Methods and organization of the research: analysis of scientific literature; pedagogical observations of training activities; methods of psychological diagnosis ("Psychodiagnostics" program); methods of mathematical

statistics. We carried out pedagogical observations of the training activities of children aged 7-10 in Samara. The research included testing of psycho-physiological indicators of 18 children aged 7-9, with 1-2 years of total training experience. We carried out the study of indicators of psycho-physiological qualities of children at the initial stage of training.

Results and discussion. Pedagogical observations of the training activities of children have revealed a number of problems occurring at the initial training stage. Due to the lack of a unified concept of multi-year sumo training, different teachers and trainers implement various approaches to the activity management. They use various techniques to control the parameters of physical fitness and training activities. Training programs do not consider the psycho-physiological characteristics of children. It reduces the efficiency of training programs and primary selection. The research substantiated the indicators of psycho-physiological skills of young sumo wrestlers aged 7-9. Conclusion. Training programs at the initial stage disregard the following major principles connected with this stage: provision of comprehensive training, gradual increase of physical efforts together with its effective control, study of psychological characteristics of children. We identified the indicators of psycho-physiological skills of sumo wrestlers aged 7-9. The obtained materials can be used as guidelines for monitoring the level of manifestation of the psycho-physiological skills of sumo wrestlers aged 7-9. Keywords: children, psycho-physiological characteristics, indicators, psychophysiology, sensorimotorics, sumo.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одним из приоритетных направлений развития Российского государства является воспитание здорового, образованного молодого поколения. Действенным средством такого воспитания являются занятия различными видами единоборств, в том числе борьбой сумо. Несмотря на то что данная борьба зародилась в Японии и имеет глубокие исторические корни, она достаточно динамично развивается в России, завоевывая все большую популярность среди детей и подростков [2, 6]. В системе дополнительного образования открываются соответствующие направления, связанные с этим видом спорта. В то же время, как показывает анализ современной литературы, на сегодняшний день не разработана научно обоснованная система подготовки спортсменов-сумоистов различного возраста и квалификации [4, 6, 7]. При этом запрос на обоснование такой системы достаточно велик, что обусловлено, с одной стороны, необходимостью повышения рейтинга наших спортсменов на мировой арене. С другой стороны, данная потребность вызвана отсутствием в тренерской среде эффективных методик подготовки сумоистов. В сложившейся ситуации тренерам приходится интуитивно разрабатывать собственные методики, часто опираясь на опыт подготовки, заимствованный из других видов единоборств. Вместе с тем обобщение передовых научных знаний свидетельствует о том, что

одним из путей решения сложившейся в сумо проблемы является обоснование эффективных подходов к построению тренировочного процесса на этапе начальной подготовки (классификация этапов многолетней тренировки по В.Н. Платонову) [6, 10]. Как известно, эффективность построения данного этапа во многом определяет качество всего многолетнего процесса. При этом одним из приоритетных факторов этапа начальной подготовки является рациональное использование средств психологической подготовки детей [3, 9, 10]. Однако анализ материалов последних научных изысканий выявил, что проблема изучения психофизиологических качеств начинающих сумоистов разработана недостаточно, что не позволяет в полной мере реализовать основные принципиальные установки, связанные с данным этапом многолетней тренировки, в том числе осуществлять качественный первичный отбор детей [7]. Изложенное выше послужило основанием для выбора темы и формулирования цели исследования. Цель исследования — выявить показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо. Задачи исследования: 1) на основе анализа материалов литературных источников и педагогических наблюдений изучить состояние проблемы оптимизации построения этапа начальной подготовки детей, занимающихся сумо; 2) изучить показатели психофизиологических качеств 7-9-летних

детей; 3) обозначить перспективные направления использования полученных данных для повышения эффективности тренировочного процесса начинающих сумоистов.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью, методы психологической диагностики, методы математической статистики. Теоретический анализ предполагал изучение состояния проблемы оптимизации построения этапа начальной подготовки детей, занимающихся сумо. В процессе педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью изучали различные подходы к построению данного этапа. Оценку уровня психологической подготовленности производили с помощью общеизвестных методик, позволяющих определять следующие показатели психофизиологических качеств [1, 5, 8, 11]: а) типологические свойства нервной системы — силу нервной системы, подвижность нервной системы; б) психомоторные качества спортсмена — латентное время простой двигательной реакции (мс, с), время реакции выбора (мс, с). В процессе психологического тестирования детей школьного возраста использовалась программа «Психодиагностика». Программа «Психодиагностика» — это система тестирования, которая применяется для профориентации и профотбора, а также для оценки психологического состояния организма в условиях воздействия на него различных физических нагрузок. Данная программа базируется на методике Н.В. Макаренко и В.С. Лизогуба и предназначена для определения индивидуальных свойств высшей нервной деятельности человека по переработке зрительной информации различной степени сложности [5, 8]. Надежность данной методики обоснована рядом экспериментальных работ, выполненных на взрослых и детях [5-8]. Обработка результатов тестирования проводилась на основе общепринятых методов математической статистики с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

Организация исследования. Педагогические наблюдения осуществляли за тренировочной деятельностью детей в возрасте 7-10 лет, занимающихся в МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» и ДЮСШ г. о. Самара. В ходе психологических исследований было протестировано 18 детей, учащихся средних общеобразовательных школ г.о. Самара в возрасте 7-9 лет, стаж занятий которых составлял от 1 до 2 лет. Выявление психофизиологических качеств всех респондентов производилось на базе МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» г.о. Самара в спортивном зале подросткового клуба «Олимпиец». Исследование показателей психофизиологических качеств сумоистов проводили в начале занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью сумоистов показали, что при проведении занятий на этапе начальной подготовки (или спортивно-оздоровительном этапе) имеется ряд серьезных проблем. Так, вследствие отсутствия единой научно обоснованной концепции многолетней подготовки в сумо разными педагогами и тренерами реализуются различные подходы к планированию нагрузок. Кроме того, применяются различные методики контроля параметров подготовленности и тренировочных нагрузок. Во время занятий не учитываются психофизиологические особенности детей, что не позволяет эффективно строить занятия и осуществлять первичный отбор занимающихся. Данная информация коррелирует с полученными в ходе анализа литературы материалами разных авторов [9, 12]. Таким образом, игнорируются основные положения, связанные с этапом начальной подготовки (или спортивно-оздоровительным этапом) и разработанные ведущими в сфере спортивной науки учеными: обеспечение разносторонней подготовки, постепенное повышение нагрузок на фоне их эффективного контроля, поддержание интереса к занятиям, изучение психологических особенностей детей и целый ряд других.

Сложившаяся ситуация обусловила необходимость изучения в том числе показателей психофизиологических качеств 7-9-летних детей. Анализ результатов исследования позволил выявить следующие данные об индивидуально-типологических свойствах высшей нервной деятельности начинающих сумоистов. Как показано в таблице , установили, что у всех участников эксперимента был зафиксирован достаточно низкий уровень психофизиологических качеств. Так, были получены следующие характеристики: ПЗМР(М) - 644,5 ± 12,4 мс; РВ 1-3(М) - 581,2 ± 3,18 мс; РВ 2-3(М) - 720,5 ± 8,55 мс; ФПНП(М) - 720,5 ± 4,4 мс, минимальное время экспозиции - 587,6 ± 2,3 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 83,5 ± 1,98 с; СНП (М) - 534,2 ± 0,77 мс, минимальное время экспозиции - 540,9 ± 2, 87 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 219,3 ± 9,04 с.

ВЫВОДЫ

1. Анализ современной литературы показал, что на сегодняшний день не разработана научно обоснованная система подготовки спортсменов-сумоистов различного возраста и квалификации. Вместе с тем обобщение передовых научных знаний свидетельствует о том, что одним из путей решения сложив-

шейся в сумо проблемы является разработка эффективных подходов к построению тренировочного процесса на этапе начальной подготовки (или спортивно-оздоровительном этапе). При этом одним из приоритетных факторов данного этапа является рациональное использование средств психологической подготовки детей.

2. Педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью начинающих сумои-стов показали, что при проведении занятий на этапе начальной подготовки имеется ряд серьезных проблем. Так, вследствие отсутствия единой концепции многолетней подготовки в сумо разными педагогами и тренерами реализуются различные подходы к планированию нагрузок. Применяются различные методики контроля параметров подготовленности и тренировочных нагрузок. Во время занятий не учитываются психофизиологические особенности детей, что не позволяет эффективно строить занятия и осуществлять первичный отбор занимающихся. Данная информация коррелирует с полученными в ходе анализа литературы материалами разных авторов. При этом игнорируются основные положения, связанные с данным этапом и разработанные ведущими в сфере спортивной науки учеными: обеспечение разносторонней подготовки, постепенное повы-

Таблица - Показатели психофизиологических качеств 7-9-летних сумоистов Table - Indicators of the psycho-physiological qualities of sumo wrestlers aged 7-9

Психофизиологич Psvcho-phvsioloc еские функции ical functions Показатели Indicators (n=18)

Подрежим работы Work mode Регистрируемые параметры Recorded parameters

X m

Простая зрительно-моторная реакция Simple visual-motor reaction средняя величина латентного периода (М), мс average latent period (M), ms 644,5 12,4

Реакция выбора одного сигнала из трёх The reaction when choosing one signal from three средняя величина латентного периода (М), мс average latent period (M), ms 581,2 3,18

Реакция выбора двух сигналов из трёх The reaction when choosing two signal of three средняя величина латентного периода (М), мс average latent period (M), ms 720,5 8,55

Уровень функциональной подвижности нервных процессов (режим обратной связи) The level of functional mobility of nerve processes (feedback mode) средняя величина латентного периода (М), мс average latent period (M), ms 523,8 4,4

минимальное время экспозиции, мс minimum exposure time, ms 587,6 2,3

время выхода на минимальную экспозицию, с exit time for the minimum exposure, sec. 83,5 1,98

Сила нервных процессов (режим обратной связи) The power of nervous processes (feedback mode) средняя величина латентного периода (М), мс average latent period (M), ms 534,2 0,77

минимальное время экспозиции, мс minimum exposure time, ms 540,9 2,87

время выхода на минимальную экспозицию, с exit time for the minimum exposure, sec. 219,3 9,04

шение нагрузок на фоне их эффективного контроля, поддержание интереса к занятиям, изучение психологических особенностей детей.

3. Анализ результатов исследования позволил констатировать достаточно низкий уровень психофизиологических качеств 7-9-летних сумоистов: ПЗМР(М) - 644,5 ± 12,4 мс; РВ 1-3(М) - 581,2 ± 3,18 мс; РВ 2-3(М) - 720,5 ± 8,55 мс; ФПНП(М) - 720,5 ± 4,4 мс, минимальное время экспозиции - 587,6 ± 2,3 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 83,5 ± 1,98 с; СНП (М) - 534,2 ± 0,77 мс, минимальное время экспозиции - 540,9 ± 2,

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбшлави, М.М. Экспериментальное исследование психофизиологического состояния квалифицированных тяжелоатлеток в подготовительном периоде годичного цикла спортивной подготовки / М. М. Альбшлави, Е. В. Бурцева, В. А. Бурцев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 60-66.

2. Арзютов, Г.Н. Сумо: История. Теория. Практика. / Под ред. проф. Арзютова Г. Н. - Луганск : «Элтон-2», 2008. - 165 с.

3. Губа, В.П. Методы эффективного индивидуального совершенствования новых ритмовых координа-ций двигательных действий у юных спортсменов / В. П. Губа // Теория и практика физ. культуры. -2018. - № 10 - С. 53

4. Иванов, О. Сумо: живые традиции древней Японии / О. Иванов. - Пермь : Агентств «Стиль-МГ», 2004. -288 с.

5. Козина, Ж.Л. Программа «Психодиагностика» как средств определения психофизиологических особенностей и функционального состояния в физическом воспитании студентов / Ж.Л. Козина, Л.М. Барыбина, Д.И. Мищенко, О. А. Цикунов, О.В. Козин // Физическое воспитание студентов. - Харьков : ХООНОКУ-ХГАДИ, 2011. - С. 56-60.

6. Ложечка, М.В. Контроль психофизиологических показателей детей младшего школьного возраста занимающихся сумо / М.В. Ложечка // ПЕРСПЕКТИВН1 НАПРЯМКИ УКРАТНСЬКОТ НАУКИ: Збiрник статей учасниюв дев'ятнадцятоУ всеукраУнськоУ науково-практично'У конференцп ,,1нновацшний потенщал украУнськоУ науки - ххi стх^ччя" (26 лютого - 6 бе-резня 2013 р.). - Том 1. Науки гумаштарного циклу. - Видавництво ПГА. - Запорiжжя, 2013. - С. 80-82.

REFERENCES

1. Albshlavi M.M., Burtseva E.V., Burtsev V.A. [An experimental study of the psycho-physiological state of qualified weightlifters in the preparatory period of the annual cycle of sports training]. Science and sport: current trends [Nauka i sport : sovremennye tendentsii], 2018, vol. 21, no. 4, pp. 60-66 (in Russ.).

2. Arziutov G.N. Sumo: 1st riia. Te riia. Praktika [Sumo: His-

87 мс, время выхода на минимальную экспозицию - 219,3 ± 9,04 с.

4. Полученные на основе исследований материалы, отраженные в таблице, могут быть использованы как в системе дополнительного образования, так и в детско-юношеских спортивных школах и клубах в качестве ориентиров для контроля за уровнем проявления психофизиологических качеств 7-9-летних сумоистов. В процессе дальнейших исследований предполагается обосновать методику, обеспечивающую эффективное построение занятий на этапе начальной подготовки с использованием психофизиологических характеристик детей, занимающихся сумо.

7. Ложечка, М.В. Определение индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций детей младшего школьного возраста, которые не занимаются спортом, и их одноклассников-сумоистов / М. В. Ложечка // Физкультура, спорт, здоровье : сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / редкол.: Г. В. Бугаев, О. Н. Савинкова, Т. А. Куликова. - Воронеж : издательско-по-лиграфический центр «Научная книга», 2016. - С. 404-410.

8. Макаренко, Н.В. Методика проведення обстежень та оцшки шдивщуальних нейродинамiчних вла-стивостей вищоУ нервовоУ дiяльностi людини / Н. В. Макаренко// Фiзiологiчний журнал. - 1999. - т. 45, № 4. - С. 125-131.

9. Максименко, И.Г. Учет факторов, влияющих на формирование мастерства спортсменов высокой квалификации, в подготовке резерва (на примере спортивных игр) / И.Г. Максименко // Физическое воспитание студентов. - Х., 2012. - № 2. - С. 60-63.

10. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К. : Олимп. лит., 2015.- Кн. 1. - 2015 - 680 с.

11. Bompa, T.O. Periodization: Theory and methodology of training [5-th Edition] / T.O. Bompa, G.G. Haff. -Champaign, IL, USA: Human Kinetics, 2009. - 280 p.

12. Maksimenko, I.G. Perspective directions optimization of process of long-term preparation of young sportsmen (on the example of team games) / I.G. Maksimenko // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту : наук. журн. - Х., 2012. - № 3. - С. 79-82.

tory. Theory. Practice]. Lugansk "Elton-II", 2008, 165 p.

3. Guba V.P. [Methods of effective individual refinement of new rhythmic coordination of motor actions in young athletes]. Theory and Practice of Physical Culture [Te-oriia i praktika fizicheskoi kultury], 2018, no. 10, pp. 53.

4. Ivanоv О. Sumo: zhivye traditsii drevnei Iap nii [Sumo: habitabat Japan mearum traditionum antiquarum]. Perm: Agency "Style-MG" CCLXXXVIII 2004. - 288 p.

5. Kozina Zh.L., Baribina L.M., Mishchenko D.I., Tsiku-nov O.A., Kozin O.V. [«Physchodiagnostics» program as a tool for determination of psycho-physiological characteristics and functional state in the physical education of students]. Fizichesk e v spitanie student v. [Physical education of students]. Kharkov, KhOONOKU-KhGADI, 2011, pp. 56-60.

6. Lozhechka M.V. [Control of psycho-physiological indicators of primary school children involved in sumo]. PROSPECTIVE DIRECTIONS OF UKRAINIAN SCIENCE: Proceedingss of the nineteenth All-Ukrainian Conference on Science and Practice "INNOVATIVE POTENTIAL OF UKRAINIAN SCIENCE - XXI CENTURY" (February 26 - March 6, 2013), V l. 1, Sciences of the humanitarian cycle, PGA Publishing House, Zaporizhzhia, 2013, pp. 80-82.

7. Lozhechka M.V. [Determination of individual typological properties of higher nervous activity and sensorimotor functions of primary school children not involved in sports, and their classmates-sumo wrestlers]. Physical culture, sport, health: proceedings of the All-Russian Conference on Science and Practice with blended international participation [Fizkultura, sport, zdorove : sbornik statei Vserossiiskoi s mezhdunarodnym ucha-stiem ochno-zaochnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii] / Editorial board: G.V. Bugaev, O.N. Savinkova, T.A. Kulikova. - Voronezh: "Scientific Book" Publishing and Printing Center, 2016, pp. 404-410.

8. Makarenko N. V. [Methods of conducting examinations and evaluation of individual neurodynamic properties of the higher nervous activity of the person]. Physiological Journal [Fiziologicheskii zhurnal]. - 1999, vol.45, no. 4, pp. 125-131.

9. Maksimenko I.G. [Consideration of factors influencing the skills development of elite athletes in the reserve training system (on the example of team games)]. Fizichesk e v spitanie student v [Physical education of students]. Kharkov, KhOONOKU-KhGA-DI, 2012, vol. 2, pp. 60-63.

10. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiiskom sporte. Obshchaia teoriia i ee prak-ticheskie prilozheniia [Sport training system in Olympic sport. General theory and its practical applications]. Kiev, Olimp. lit., 2015, book 1, 2015. - 680 p.

11. Bompa T.O., Haff G.G. Periodization: Theory and methodology of training. [5th Edition]. Champaign, IL, USA, Human Kinetics, 2009. - 280 p.

12. Maksimenko I.G. [Perspective directions optimization of process of long-term preparation of young sportsmen (on the example of team games)]. Ped-agogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. Nauch-nyy zhurnal [Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sport. Science Journal]. Kharkov, KhOONOKU-KhGADI, 2012, vol. 3, pp. 79-82.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Максименко Игорь Георгиевич - заведующий кафедрой теории и методики тенниса и бадминтона; Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 28, кв. 112; E-mail: maksimenko_76@mail.ru; ORCID: 0000-0003-2305-3351

Ложечка Михаил Владимирович - педагог дополнительного образования; 443051, г.Самара, ул. Гвардейская, д. 14; Центр детского творчества «Металлург»; e-mail: lozhechcka@mail.ru; ORCID: 0000-0003-4846-7833.

Поступила в редакцию 18 ноября 2019 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Максименко И.Г. Показатели психофизиологических качеств 7-9-летних детей, занимающихся сумо / И.Г. Максименко, М.В. Ложечка // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 1. - С. 69-74. 001: 10.36028/2308-8826-2019-8-1-69-74

FOR CITATION

Maksimenko I.G., Lozhechka M.V. Indicators of psychophysiological skills of 7-9-year-old children employed sumo. Science and sport: current trends, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 69-74 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-20198-1-69-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.