Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РАБОТНИКА ИЗ ЧИСЛА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА'

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РАБОТНИКА ИЗ ЧИСЛА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВТОРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орёл Н.Д., Аверьянов Ю.И.

В настоящее время обучение электротехнического персонала нормам и правилам охраны труда, в частности через систему повторных инструктажей, имеет резервы для его улучшения с целью снижения травматизма, в том числе смертельного, работников, занятых обслуживанием электроустановок. О недостаточном качестве проведения повторных инструктажей свидетельствует статистика причин травматизма электротехнического персонала, основанная на «Уроках, извлеченных из аварий и несчастных случаев», представленных на сайте Ростехнадзора. Повторные инструктажи оканчиваются устной или письменной проверкой знаний, при этом в нормативных документах отсутствует рекомендуемая методика такой проверки, что значительно снижает ее эффективность. Устная проверка знаний и проверка знаний с привлечением письменных или компьютерных тестов не несут в себе дифференцированного подхода и не отражают уровень квалификации работников, в связи с чем возникает необходимость обоснования и разработки методики дифференцированной оценки уровня знаний электротехнического персонала после проведения повторного инструктажа по охране труда. Для решение данной проблемы был разработана методика дифференцированной оценки уровня знаний работника электротехнического персонала, включающая в себя определение доли правильных ответов, данных работником, определение доли эффективного времени, затраченного на прохождение тестирования, определения показателя квалификации и времени до следующего повторного инструктажа по охране труда. На основании показателя квалификации предлагается определять время до следующего повторного инструктажа. Дифференцированная оценка при проверке знаний после повторного инструктажа по охране труда может являться показателем квалификации работника. При оценке учитываются правильность ответов и время, за которое работник справился с тестирование, что позволяет более точно оценить уровень знаний работника в области охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY FOR A DIFFERENTIATED ASSESSMENT OF AN EMPLOYEE FROM AMONG THE ELECTRICAL PERSONNEL KNOWLEDGE LEVEL

At present, the training of electrical personnel in labor protection norms and rules, in particular through a system of repeated briefngs, has reserves for its improvement in order to reduce injuries, including fatal ones, for workers involved in the maintenance of electrical installations. The insufcient quality of repeated briefngs is evidenced by the statistics of injury causes to electrical personnel, based on the "Lessons learned from breakdowns and accidents" presented on the website of Rostekhnadzor. Repeated briefngs end with an oral or written knowledge test, while there is no recommended methodology for such a test in the regulatory documents, which signifcantly reduces its e ectiveness. Oral testing of knowledge and testing of knowledge with the involvement of written or computer tests do not carry a di erentiated approach and do not re ect the level of employee qualifcation, and therefore there is a need to justify and develop a methodology for a di erentiated assessment of electrical personnel knowledge level after a repeated briefng on labor protection.To solve this problem, a methodology was developed for a di erentiated assessment of electrical personnel employee knowledge level, including determining the proportion of correct answers given by the employee, determining the proportion of e ective time spent on testing, determining the qualifcation indicator and the time until the next re-instruction on labor protection. Based on the qualifcation indicator, it is proposed to determine the time until the next re-briefng. A di erentiated assessment when testing knowledge after repeated briefng on labor protection may be an indicator of an employee's qualifcation. The assessment takes into account the correctness of the answers and the time for which the employee coped with the test, which allows a more accurate assessment of the employee’s knowledge level in the feld of labor protection.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РАБОТНИКА ИЗ ЧИСЛА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА»

| Н. Д. Орёл // N.D. Orel nikorell994(g} gm ail.com

аспирант, Федеральное государственное автономное образовательное учреледение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Лесная, д.10, кв.З Postgraduate Student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "South Ural State University (National Research University)"Etkulsky district, Emanzhelinka village, Lesnaya St, 10, apt. 3

Ю.И. Аверьянов// Yu. I. Averyanov

доктор технических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреледение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)®®

Doctor of Technical Sciences, Professor Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "South Ural State University (National Research University)"

УДК 331.45

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РАБОТНИКА ИЗ ЧИСЛА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY FOR A DIFFERENTIATED ASSESSMENT OF AN EMPLOYEE FROM AMONG THE ELECTRICAL PERSONNEL KNOWLEDGE LEVEL

В настоящее время обучение электротехнического персонала нормам и правилам охраны труда, в частности через систему повторных инструктажей, имеет резервы для его улучшения с целью снижения травматизма, в том числе смертельного, работников, занятых обслуживанием электроустановок. О недостаточном качестве проведения повторных инструктажей свидетельствует статистика причин травматизма электротехнического персонала, основанная на «Уроках, извлеченных из аварий и несчастных случаев», представленных на сайте Ростехнадзора. Повторные инструктажи оканчиваются устной или письменной проверкой знаний, при этом в нормативных документах отсутствует рекомендуемая методика такой проверки, что значительно снижает ее эффективность. Устная проверка знаний и проверка знаний с привлечением письменных или компьютерных тестов не несут в себе дифференцированного подхода и не отражают уровень квалификации работников, в связи с чем возникает необходимость обоснования и разработки методики дифференцированной оценки уровня знаний электротехнического персонала после проведения повторного инструктажа по охране труда. Для решение данной проблемы был разработана методика дифференцированной оценки уровня знаний работника электротехнического персонала, включающая в себя определение доли правильных ответов, данных работником, определение доли эффективного времени, затраченного на прохождение тестирования, определения показателя квалификации и времени до следующего повторного инструктажа по охране труда. На основании показателя квалификации предлагается определять время до следующего повторного инструктажа. Дифференцированная оценка при проверке знаний после повторного инструктажа по охране труда может являться показателем квалификации работника. При оценке учитываются правильность ответов и время, за которое работник справился с тестирование, что позволяет более точно оценить уровень знаний работника в области охраны труда.

At present, the training of electrical personnel in labor protection norms and rules, in particular through a system of repeated briefings, has reserves for its improvement in order to reduce injuries, including fatal ones, for workers involved in the maintenance of electrical installations. The insufficient quality of repeated briefings is evidenced by the statistics of injury causes to electrical personnel, based on the "Lessons learned from breakdowns and accidents" presented on the website of Rostekhnadzor. Repeated briefings end with an oral or written knowledge test, while there is no recommended methodology for such a test in the regulatory documents, which significantly reduces its effectiveness. Oral testing of knowledge and testing of knowledge with the involvement of written or computer tests do not carry a differentiated approach and do not reflect the level of employee qualification, and therefore there is a need to justify and develop a methodology for a differentiated assessment of electrical personnel knowledge level after a repeated briefing on labor protection.

To solve this problem, a methodology was developed for a differentiated assessment of electrical personnel employee knowledge level, including determining the proportion of correct answers given by the employee, determining the proportion of effective time spent on testing, determining the qualification indicator and the time until the next re-instruction on labor protection. Based on the qualification indicator, it is proposed to determine the time until the next re-briefing. A differentiated assessment when testing knowledge after repeated briefing on labor protection may be an indicator of an employee's qualification. The assessment takes into account the correctness of the answers and the time for which the employee coped with the test, which allows a more accurate assessment of the employee's knowledge level in the field of labor protection.

Ключевые слова: ПОВТОРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ; КВАЛИФИКАЦИЯ; ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ; ТЕСТИРОВАНИЕ

Key words: RE-BRIEFING; QUALIFICATION; KNOWLEDGE CHECK; TESTING.

Введение

Обучение электротехнического персонала безопасности труда ведется на протяжении всей производственной деятельности работника: инструктажи, стажировка, ежегодная проверка знаний, дублирование, специальная подготовка, контрольные противо-аварийные и противопожарные тренировки, профессиональное и дополнительное образования для непрерывного повышения квалификации [1].

При анализе причин электротравматизма электротехнического персонала было выявлено, что 38% приходится на неудовлетворительную организацию производства работ, а 24% на нарушение требований правил и норм охраны труда. Выявленные причины электротравматизма работников электротехнического персонала указывают на недостаточное качество обучения безопасности труда, в частности, при проведении повторных инструктажей по охране труда [2-7].

Аналитические исследования

Известно, что повторные инструктажи по охране труда с работниками, обслуживающими оборудование повышенной опасности, проводятся не реже одного раза в три месяца и завершаются устной проверкой инструктирующим лицом степени усвоения содержания инструктажа инструктируемым лицом. При этом установлено, что низкий контроль устной проверка знаний, либо проверки знаний с привлечением письменных или компьютерных тестов связан с отсутствием рекомендуемой методики их проведения [1, 8, 9].

Существующие методы устной проверки знаний и проверки знаний с привлечением письменных или компьютерных тестов не в полной мере отражают уровень квалификации, поскольку в них отсутствует дифференцированный подход, который бы учел долю правильных ответов,

данных работником, и долю времени, затраченного на прохождение тестирования.

В связи с этим возникает необходимость обоснования и разработки методики дифференцированной оценки уровня знаний электротехнического персонала после проведения повторного инструктажа по охране труда.

Теоретические исследования

Дифференцированная оценка уровня знаний может являться показателем квалификации работника электротехнического персонала по итогам проверки знаний после повторного инструктажа по охране труда. Такой подход в оценке квалификации работника электротехнического персонала позволит установить более обоснованную периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда, но не реже 1 раза в 3 месяца, как того требуют нормативные документы [1].

Для этого необходимо проводить контроль знаний после повторного инструктажа по охране труда путем тестирования с фиксацией доли правильных ответов и доли эффективного времени, затраченного работником на прохождение теста, для определения показателя квалификации работника электротехнического персонала. На основе показателя оценки квалификации работника предлагается определять время до следующего повторного инструктажа по охране труда для электротехнического персонала, алгоритм приведен на рис. 1.

Долю правильных ответов, данных работником, предлагается определять, как отношение количества правильных ответов, данных работником, к общему количеству вопросов теста и вычисляется по формуле (1):

Рисунок 1. Алгоритм дифференцированной оценки уровня знаний работника электротехнического персонала Figure 1. Algorithm for a differentiated assessment of an electrical personnel employee's knowledge level

где, Мф - количество правильных ответов, данных работником; N - общее количество вопросов теста.

В случае, если показатель доли правильных ответов работника >0.7, определяем долю эффективного времени, затрачиваемого работником на прохождение тестирования. Если доля правильных ответов <0.7, то это говорит о том, что работник может совершать ошибочные действия, т.е. находится в зоне повышенного риска и его следует направлять на пересдачу.

Долю эффективного времени, затрачиваемого работником на прохождение тестирования, предлагается определять по формуле (2):

(2)

где, 1ф - время, затраченное работником на прохождение тестирования; 1н - время, отведённое на прохождение тестирования, равное 3S, где S -время, затраченное экспертом на прохождение тестирования.

Время S, затраченное экспертом на прохождение тестирования, является эталонным временем. Величина времени 3S предлагается в качестве нормативного времени, позволяющего объективно оценить уровень знаний работника с

учетом его психологических и интеллектуальных особенностей. При этом вероятность, что работник завершит тестирование за время 1.25S равняется нулю. За время тестирования равное 3S с заданием справляются большинство работников - 83% [10, 11, 12].

На основании вышеизложенного предлагается ограничить время проверки знаний после повторного инструктажа временем, равным 3S.

Дифференцированную оценку уровня знаний работника (показателя квалификации) электротехнического персонала предлагается определять по формуле (3):

(3)

где, Р - показатель квалификации работника, изменяется от 0 до 1.

Заключение

Дифференцированная оценка при проверке знаний после повторного инструктажа по охране труда позволяет определить показатель квалификации работника с учетом двух факторов: правильности ответов и времени,затраченного на прохождение тестирования. Это, в свою

очередь, позволяет более полно оценивать уровень знаний работника в области охраны труда и, как следствие, снизить ошибочные действия в процессе его деятельности.

Зная величину показателя квалификации электротехнического персонала по результатам

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

дифференцированной оценки при проверке знаний после повторного инструктажа по охране труда можно определить время до следующего повторного инструктажа, что позволит поддерживать необходимый уровень безопасности электротехнического персонала.

10.

11.

12.

10.

11.

12.

44

- https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/

- https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/ https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/

- https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/

- https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения (с Поправкой) [Текст]. - Введ. 2017-03-01. - ИУС "Национальные стандарты". - 2021. - №1.

Информационно-аналитическая справка по травматизму - https://minenergo.gov.ru/node/272 (дата обращения 01.04.2021)

Уроки, извлеченные из аварий и несчастных случаев за 2017 год. lessons/ (дата обращения 01.04.2022)

Уроки, извлеченные из аварий и несчастных случаев за 2018 год. lessons/ (дата обращения 01.04.2022)

Уроки, извлеченные из аварий и несчастных случаев за 2019 год. lessons/ (дата обращения 01.04.2022)

Уроки, извлеченные из аварий и несчастных случаев за 2020 год. lessons/ (дата обращения 01.04.2022)

Уроки, извлеченные из аварий и несчастных случаев за 2021 год. lessons/ (дата обращения 01.04.2022)

Методы и средства эффективного обучения специалистов и рабочих безопасности труда: Обзор / В.А. Щербаков, П.А. Косов, С.В. Петров и др. - М.,1989. - 28 с.

Окраинская, И.С. Повышение надежности персонала в системе «человек-среда-электроустановка» путем реорганизации системы обучения по вопросам безопасности / И.С. Окраинская, Ю.В. Ситчихин, А.И. Сидоров // Электробезопасность. - 1996. - №3-4. - С. 42-52.

Старыгина, С.Д. дидактическая инженерия: оценка сложности и продолжительности теста достижений / С.Д. Старыгина, Н.К. Нуриев, Е.А. Печеный // Science of Europe. - 2017. - №14-2(14). - С.17-21. Хузиахметова, А.Р Оценка продолжительности тестирования в зависимости от сложности теста / А.Р Хузиах-метова, Н.К. Нуриев, РН. Хузиахметова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №3. - С.28-35.

Нуриев, Н.К. Дидактическая инженерия: разработка регламента педагогического тестирования / Н.К. Нуриев С.Д. Старыгина // Образовательные технологии и общество. - 2017. - №4. - С.478-483.

REFERENCES

Sistema standartov bezopasnosti truda (SSBT). Organizatsiya obucheniya bezopasnosti truda. Obshchiye polozheni-ya (s Popravkoy) [Occupational safety standards system (SSBT). Organization of labor safety training. General provisions (as amended)]. GOST 12.0.004-2015. IUS "National Standards".[in Russian].

Informatsionno-analiticheskaya spravka po travmatizmu [Information and analytical information on injuries]. Retrieved from: https://minenergo.gov.ru/node/272 [in Russian].

Uroki, izvlechennyye iz avariy i neschastnykh sluchayev za 2017 god [Lessons learned from crashes and accidents in

2017]. Retrieved from: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/lessons/ [in Russian].

Uroki, izvlechennyye iz avariy i neschastnykh sluchayev za 2018 god [Lessons learned from crashes and accidents in

2018]. Retrieved from: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/lessons/ [in Russian].

Uroki, izvlechennyye iz avariy i neschastnykh sluchayev za 2019 god [Lessons learned from crashes and accidents in

2019]. Retrieved from: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/lessons/ [in Russian].

Uroki, izvlechennyye iz avariy i neschastnykh sluchayev za 2020 god [Lessons learned from crashes and accidents in

2020]. Retrieved from: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/lessons/ [in Russian].

Uroki, izvlechennyye iz avariy i neschastnykh sluchayev za 2021 god [Lessons learned from crashes and accidents in 2011]. Retrieved from: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/lessons/ [in Russian].

Shcherbakov, V.A., Kosov, P. A., & Petrov, S.V. (1989). Metody i sredstva effektivnogo obucheniya spetsialistov i rabo-chikh bezopasnosti truda: Obzor [Methods and means of specialists and workers' effective training in labor safety: Overview]. Moscow [in Russian].

Okrainskaia, I.S., Sitchikhin, Yu.V., & Sidorov, A.I. (1996). Povysheniye nadezhnosti personala v sisteme «chelovek-sreda-elektroustanovka» putem reorganizatsii sistemy obucheniya po voprosam bezopasnosti [Increasing the reliability of personnel in the "man-environment-electric installation" system by reorganizing the safety training system]. Elektrobezopasnost' - Electrical safety 3-4, 42-52 [in Russian].

Starygina, S.D., Huriev, N.K., & Pecheny, Ye.A. (2017). Didakticheskaya inzheneriya: otsenka slozhnosti i prodolzhitel'nosti testa dostizheniy [Didactic Engineering: Assessing the Difficulty and Length of the Achievement Test], Science of Europe, 14-2, 17-21 [in Russian],

Khuziakhmetova, A.R., Nuriev, N.K., & Khuziakhmetova, R.N. (2019). Otsenka prodolzhitel'nosti testirovaniya vzavi-simosti ot slozhnosti testa [Estimation of testing duration depending on the test complexity], Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 3, 28-35 [in Russian],

Nuriev, N.K., & Starygina, S.D. (2017). Didakticheskaya inzheneriya: razrabotka reglamenta pedagogichej^j^ieif stirovaniya [Didactic Engineering: Development of Regulations for Pedagogical Testing], Obrazovatel'nyy^ i obshchestvo - Educational technologies and society, 4, 478-483 [in Russian],

научно-технический журнал №2-2022

ВЕСТНИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.