УДК 69:658.3 А.В. Кофанов
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Рассмотрено положение дел в охране труда работников в строительной отрасли России в последние годы. Приведены статистические данные по количеству пострадавших, в т.ч. со смертельным исходом, анализ статистики и экспертные оценки, характеризующие основные факторы и причины травматизма на строительных объектах, рекомендации экспертов и меры органов государственной власти по сокращению числа несчастных случаев на производстве, особенно при выполнении строительных работ.
Ключевые слова: безопасность труда в строительстве, государственная политика в области охраны труда, производственные работы, профессиональные риски, производственный травматизм, ответственность работодателя, предприятия малого бизнеса.
UDK 69:658.3 A.V. Kofanov
WORKPLACE SAFETY IN RUSSIA CONSTRUCTION COMPLEX
The situation in the work safety of employees in the Russia construction sector in recent years is considered. Statistics on the number of casualties, including fatalities, statistical analysis and expert judgements that are characterized the pacing factors and causes of accidents at construction projects, expert advice and actions of governmental authorities to reduce the number of industrial accidents, especially runtime building activities, are given.
Key words: workplace safety in construction, state policy in area of work safety, production jobs, occupational safety hazards, occupational traumatism, employer’s liability, small enterprises.
Проблема безопасности труда является одной из старейших и наименее изжитых в условиях индустриального развития различных стран мира. Она все еще актуальна, хотя ей постоянно уделяется внимание не только со стороны СМИ, но и научных кругов, а также официальных государственных ведомств и служб, занимающихся контролем и сбором статистической информации о происшествиях на производстве, повлекших увечья или гибель работников. И государственная власть, и общественность обеспокоены сложившимся состоянием системы безопасного труда и недостаточностью усилий по ее оптимизации.
Давно выделена в самостоятельное направление и реализуется на регулярной основе государственная политика в области условий и охраны труда в РФ. В ее рамках происходит периодическое обновление нормативноправовой базы, совершенствование организационных и технических органов и институтов, отвечающих за мониторинг и инспектирование производственной сферы в рамках выявления нарушений в сфере трудового законодательства, связанных с отклонениями в охране труда.
Одна из последних мер, предпринятых российским государством в преддверии финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг., — разработка и утверждение плана дополнительных мероприятий по обеспечению в 2007—2008 гг. надзора и контроля по соблюдению законодательства об охране труда в организациях России, который предусматривает проведение комплексной работы с участием различных государственных структур.
Многие охранные мероприятия затрагивают сферу строительства, поскольку строительная отрасль в России, хотя и не является лидером по смертности занятых работников, тем не менее, входит в пятерку отраслей, связанных с повышенными профессиональными рисками, и относится к ря-
ду производственных процессов, характеризующихся повышенной опасностью для непосредственных исполнителей рабочих операций.
Разные источники отмечают общее снижение числа увечий и смертей работников, начиная с 2002 г., даже с учетом роста объемов производства строительной отрасли, который привел к некоторому увеличению показателей производственного травматизма. Но необходимо помнить, что понижающийся тренд отмечается на фоне далеко не полного статистического охвата, и явно заниженных общих цифр, полученных по разным годам.
Например, данные профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов за 1995—2002 гг. показывают, что общее количество пострадавших от несчастных случаев на производстве в строительной отрасли РФ в 2002 г. по сравнению с 1995 г. уменьшилось на 50,1 %, а по сравнению с 2001 г. — на 9,7 %.
Количество пострадавших со смертельным исходом в целом по отрасли в 2002 г. по сравнению с 1995 г. уменьшилось на 3,5 %, а по сравнению с
2001 г. на 3,9 %.
Относительное количество пострадавших со смертельным исходом в
2002 г. по сравнению с 1995 г. увеличилось на 22,3 %, а по сравнению с 2001 г. на 1,9 %. В табл. 1 показаны изменения в 2002 г. по сравнению с 2001 г. показателей по основным видам происшествий, повлекших смертельные увечья.
Таблица 1
Вид происшествия Число случаев Увеличение/
2001 г. 2002 г. уменьшение, %
Падение с высоты 360 411 + 14,1
Обрушение, обвалы материалов и земли 153 175 + 14,3
ДТП 125 98 -21,6
Поражение электрическим током 69 80 +15,9
В табл. 2 отражено изменение показателей смертельных увечий за
2002 г. в зависимости от причин производственных смертей.
Таблица 2
Причина Число случаев Увеличение/
2001 г. 2002 г. уменьшение, %
Неудовлетворительная организация производства работ 272 244 -10,2
Нарушение трудовой и производственной дисциплины 165 142 -13,9
Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда 1130 140 +7,7
Неприменение средств коллективной защиты 51 80 +56,8
Согласно официальной статистике, с 2000 по 2005 гг. относительный коэффициент частоты несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих в строительстве увеличился на 13,4 % и составляет 0,32, что более чем в 2 раза превышает средний показатель по отраслям экономики России. Причем в абсолютном выражении общее количество несчастных случаев со смертельным исходом в строительном комплексе достигает пятой части всех несчастных случаев со смертельным исходом в РФ [ 1 ]. По другим оценкам, на долю российского строительства приходится до 35 % несчастных случаев в промышленности.
С учетом уменьшения показателей увечий и смертности в других отраслях показатель для строительства продолжает оставаться довольно высоким даже при отмечаемом официально улучшении ситуации.
Улучшение оказывается скорее мнимым, поскольку сведения о значительной части травматических событий остаются за рамками отчетов официальной статистики. Это объясняется, с одной стороны, существенным снижением эффективности системы охраны труда в строительстве, с другой — избытком рабочей силы, прежде всего, лиц низкого уровня квалификации, нетребовательности к условиям труда. При этом руководители строительных организаций, в частности, коммерческих строительных и ремонтностроительных фирм, артелей и бригад, закладывают в расходную часть недостаточный объем затрат бюджета на обучение, инструктаж, обеспечение спецодеждой и иными средствами защиты, а также на принятие эффективных трудоохранных мер.
Высокий уровень производственного травматизма в строительном комплексе свидетельствует о большом количестве грубых нарушений законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда.
Среди главных причин эксперты обычно отмечают неудовлетворительную организацию производства работ — 26,7 %, недостатки в организации обучения и проверки знаний по охране труда — 11,9 %, нарушение трудовой и производственной дисциплины, включая алкогольное опьянение пострадавшего, — 10,6 % [2].
Основными факторами, приводящими в отрасли к травматизму со смертельным исходом, являются падение пострадавших с высоты — порядка 30 %, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п. — 20 [3].
Особым фактором опасности признаны технологические риски. Современные строительные площадки представляют собой высокомеханизированное производство, в ходе которого применяются десятки видов специализированной строительной техники. Использование машин регламентируется различными предписаниями. Это, например, правила размещения и парковки специальной техники на строительной площадке, разрешенные маневры и т.д.
Но ради ускорения работ и уменьшения затрат существующие предписания игнорируются. Порой отсутствуют даже необходимые специально оборудованные внутриплощадочные дороги с хорошо заметными предупредительными сигналами и надписями с указанием мест разрешенных проездов и проходов или различные ограждения, защищающие от движущихся частей механизмов.
Часты примеры эксплуатации технического оборудования или инфраструктуры, находящейся в неисправном или сильно изношенном состоянии, например, крановые пути, которые требуют постоянного ремонта или замены. Опасность представляет также бездействующее, но подсоединенное к сети питания оборудование или аппараты. На некоторых объектах эксплуатируемое оборудование даже не заземляется.
Как показывает статистический анализ, на поражение электрическим током на российских стройках в 2009 г. пришлось более 20 % несчастных случаев, 7 % из которых закончились летальным исходом [4].
Для защиты строителей от возможных несчастных случаев, связанных с поражением электрическим током, все временные установки и сети, находящиеся под напряжением, необходимо оснастить изолированными проводами. Они должны быть подвешены на высоте не менее 2,4 м над рабочими местами, 3,5 м над проходами и 5 м над проездами. При этом подобные установки должны быть снабжены предупреждающими надписями и знаками. К работе с пневматическими и электрифицированными инструментами допускаются только лица, полностью овладевшие правилами эксплуатации и прошедшие необходимое производственное обучение [4].
Согласно исследовательским данным, причиной 60 % аварий с участием специального оборудования и машин на строительной площадке является физическая усталость работников. Более того, по статистике, в 30 % случаев дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом также виновато истощение сил операторов [4].
Таким образом, ведущую роль в увеличении числа травм играет человеческий фактор: низкая производственная дисциплина, нарушение правил и инструкций вследствие халатности или самоуверенности, и слабый контроль, проявляющийся в допуске к работе необученных лиц или лиц без средств индивидуальной защиты, а также физическая усталость.
Психологи, исследующие трудовые ритмы, установили, что большинство водителей тяжелой строительной техники с середины рабочего дня начинают испытывать чувство тревоги, а также сталкиваются с последствиями так называемых циркадных ритмов, оказывающих влияние на деятельность мышц. Кроме того, установлено, что температура тела человека в период между 2-м и 6-м часами рабочего дня существенно понижается, что в сочетание с физической усталостью, особенно в случае, если смена длится 12 ч, а также снижением внимания и общего времени реакции, может привести к несчастным случаям [4].
В ряде случаев имеет место перегруженность ИТР, обеспечивающих контроль проведения производственных работ и осмотр оборудования, излишними поручениями, отвлекающими их от основных обязанностей.
Основными причинами производственного травматизма, по выводам ЦК профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов России, являются: 1) отсутствие надзора со стороны ИТР за правильным и безопасным ведением работ — до 30 % случаев; 2) эксплуатация неисправного оборудования — до 23 %; 3) грубое нарушение правил техники безопасности — до 16 %; 4) нарушение технологических регламентов, отсутствие проектов организации строительства, проектов производства работ и другой документации или их некачественная разработка — до 14 % случаев. Причинами травматизма являются также выполнение работ лицами, не прошедшими должный инструктаж и обучение, конструктивные недостатки машин и механизмов, отсутствие защитного оборудования и технических средств, отсутствие средств индивидуальной защиты или их неиспользование. При всем этом многообразии причин несчастных случаев их объединяет то, что общим условием произошедшего являются нарушения правил безопасности при ведении строительных работ. Несмотря на непредвзятость профсоюзных лидеров, статистику профсоюзов также нельзя считать достаточно полной именно из-за отсутствия профсоюзных организаций во многих строительных компаниях, особенно малых. Тем не менее, она объективнее отражает сложившееся положение дел.
Как показывают исследования, уровень смертельного травматизма на предприятиях, имеющих профсоюзные ячейки, гораздо ниже, чем в тех, где профорганизации отсутствуют. В 2002 г. в Калужской области это соотношение составляло 17 : 1 (т.е. в семнадцать раз меньше там, где действует профсоюзная ячейка). В Нижегородской области — 23 : 2 (в двенадцать раз). В Красноярском крае — 25 : 2, в Ставропольском крае — 11 : 0, в Тюменской области — 18 : 2, в Новосибирской области — 20 : 2, в Республике Татарстан — 27 : 5, в Воронежской области — 11 : 2. Всего в 40 субъектах РФ разница составила 400 случаев. Это составляет 36,5 % от всех строительных организаций РФ [5].
Приходится констатировать, что данные, приведенные из различных источников, не отражают в полной мере всей сложившейся ситуации. Это данные, полученные из отчетов по годовой форме Федерального государственного статистического наблюдения «№ 7 — травматизм». Они значительно занижены, так как не учитывают статистику производственных смертей во всех без исключения малых строительных фирмах [6].
Дело в том, что по указанной форме ежегодно обязаны отчитываться только все крупные и средние строительные компании. А малые организации предоставляют сведения на выборочной основе по перечню, установленному одним из органов Госкомстата (Федеральным государственным статистическим наблюдением) в зависимости от выделяемых средств [6].
Между тем, наиболее высокий уровень производственного травматизма зарегистрирован именно в строительных организациях малого бизнеса. Это объясняется равнодушием руководителей фирм к нормам Трудового кодекса, а также к модернизации, ремонту и замене морально и физически устаревших машин и оборудования.
В 2009 г. в отрасли насчитывалось свыше 130 тыс. организаций, из них 90 % (порядка 117 тыс.) относились к среднему и малому бизнесу, и только незначительное их количество входило в объединения, где налажен ведомственный контроль безопасного производства работ.
По ФЗ №209 к предприятиям малого бизнеса в России относятся организации, где занято до 100 работников [7].
В строительной отрасли трудится около 8 % экономически активного населения страны, а до 2009 г. средний ежегодный прирост занятых в отрасли составлял более 200 тыс. чел. [3]. Если эти цифры верны, то очевидно, что официальные органы не владеют информацией об условиях труда 11,7 млн чел., предположительно занятых в малом строительном бизнесе.
Осознавая скрытый от официальной статистики массив данных, исходя только из учтенного числа происшествий, авторы министерского доклада за 2008 г. констатируют, что общее положение с условиями и охраной труда в организациях малого бизнеса «остается неудовлетворительным» [8]. Это относится, в т. ч. к малым строительным организациям.
Хотя «коэффициент частоты несчастных случаев на производстве (в расчете на 1000 работающих) в организациях малого бизнеса в 2008 г. несколько снизился, коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом в 2008 г. в 2,4 раза превысил среднее значение данного показателя в целом по России» [3].
При осуществлении мероприятий по надзору и контролю в 2008 г. выяснилось, что руководители и специалисты малых предприятий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда. В должностных инструкциях отсутствуют обязанности по охране труда; инструктажи по охране труда проводятся с нарушениями сроков, отсутствуют планы инструктажей, не разрабатываются инструкции по охране труда; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты производится с нарушениями сроков и норм выдачи; не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.
Часты случаи приема на работу граждан, не имеющих профессиональной подготовки по выполняемой работе. Они приступают к выполнению работ без проведения инструктажа и обучения навыкам безопасного труда.
Не очень достоверные данные о положении дел с охраной труда в организациях малого бизнеса дают социологические исследования, проводимые государственными или общественными службами и центрами. Изучение общественного мнения во многом зависит от принятых классификато-
ров, например, учета опасных профессий в целом, или только опасных гражданских профессий.
Как показывают результаты опросов, работодатели и специалисты малых предприятий зачастую некомпетентны в вопросах охраны и безопасности труда, не проявляют инициативы по повышению своих знаний в этой области. У работодателей отсутствует необходимая информация о действующих нормативных правовых актах по охране труда. Большая часть нарушений связана с отсутствием служб охраны труда, практики возложения на конкретное должностное лицо обязанностей по организации работы по охране труда. Причины высокого уровня производственного травматизма и неблагоприятных условий труда на малых предприятиях, по мнению опрошенных руководителей данных предприятий, определяются двумя основными факторами: неудовлетворительным финансовым состоянием малого предпринимательства и неразвитостью системы управления охраной труда в части адаптации существующих процедур к особенностям осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства.
Определенную роль играет действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», когда размер страхового тарифа для конкретного предприятия и возврат 20 % в средств из фонда социального страхования, выделяемых на профилактику заводского травматизма, напрямую зависят от количества увечий и летальных случаев [9, 10]. Поэтому работодатели предпочитают скрывать данные по травматизму от проверяющих инстанций.
Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности становится все более актуальной задачей в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, одним из условий которого является приведение российских нормативов по охране труда в строительстве в соответствие с международными стандартами, например, с Конвенцией 1981 г. № 155 о безопасности и гигиене труда, МОТ-СУ ОТ 2001 [11].
Итак, можно констатировать, что основной массив несчастных случаев со смертельным исходом выпадает на предприятия малого строительного бизнеса, где происходит не только основной прирост травматизма работников, но и опережающий прирост производственных смертей.
Международные и отечественные эксперты считают, что проблему недостаточного контроля над безопасностью труда можно решить в России только на государственном уровне.
Следует отметить, что Министерством здравоохранения и социального развития РФ взята новая идеология в области охраны труда. Ее суть — «переход от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению» [12]. Это означает реализацию комплекса превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работников, действующую на основе формируемой системы управления профессиональными рисками и предусматривает:
создание системы оценки качества каждого рабочего места;
немедленное принятие мер по снижению (или полному исключению) риска жизни и здоровью работников путем обучения рабочих безопасным методам работы и обеспечения рабочих эффективными современными средствами защиты;
совершенствование страховых механизмов с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работников;
совершенствование системы административных стимулов, обязывающих работодателей строго соблюдать требования охраны труда;
создание и развитие современной системы медико-профилактического обслуживания работников [12].
По мнению официальных лиц, «реализация данных мероприятий позволит повысить качество рабочих мест, осуществить поэтапное сокращение рабочих мест с вредными условиями труда и привлечь тем самым в базовые отрасли экономики высококвалифицированные трудовые ресурсы» [12]. В частности, согласно приказу Минздравсоцразвития № 342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», вновь утвержденный Порядок вводится в действие с 1 сентября 2011 г. Таким образом, аттестация рабочих мест по новым правилам ожидается более требовательной и жесткой [13].
Пока многие предпринимаемые государством меры оказываются малоэффективными. Дело в том, что российское законодательство по охране труда все еще не отвечает международным стандартам, разработанным МОТ и ориентирующим работодателей на повышение культуры труда рядовых работников и социальной ответственности управленческих структур. Кроме того, инспекторы Роструда и сотрудники Госкомстата пока не в состоянии эффективно контролировать малый бизнес. В целом проверки и анализ отчетности проводятся формально и избирательно, обходя своим вниманием наиболее темные закоулки частного предпринимательства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зайниев А. Опасная работа / Труд. № 074 от 28 апреля 2009 г. Режим доступа: http://www.trud.ru/nomer/2009_074. Дата обращения: 23.06.11.
2. Балакин А., Ягодин В. Можем и должны обеспечить безопасность в строительстве // Строительная газета. № 32 от 24.08.2005. Режим доступа: http://www.stroi.naura.ru/d27/ dr4939m0rr5302.html. Дата обращения: 26.08.11.
3. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2005 году». М., 2006. Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/infoblok/statistika/ doklad2005.pdf.
4. Безопасность на стройке — превыше всего? / Информационно-аналитический портал b2b-rent.ru. Режим доступа: http://dst.b2b-rent.ru/articles/event/23.
5. Штульман А. Меры по предотвращению несчастных случаев на столичных стройках доказали свою эффективность / Сайт Департамента градостроительной политики города Москвы. Режим доступа: http://dgs.mos.ru/d17dr580732m1.html. Дата посещения 26.09.2011.
6. Постановление Г осударственного Комитета РФ по статистике от 2 сентября 2003 г. № 81 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
8. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2008 году». [Электронный ресурс.] М., 2009. Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/ infoblok/statistika/doklad2008.pdf.
9. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
10. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»».
11. Охрана труда: современные нормативно-организационные требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znakcomplect.ru/safety1.php.
12. Тезисы доклада заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Александра Сафонова на конференции к Всемирному Дню охраны труда. Режим доступа: http://www.hsac.ru/articles/doklad_zamministra_safonova_na_ encii_k_vsemirnomu_dnyu_ohrany_truda.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
REFERENCES
1. Zainiyev A. Opasnaya rabota [Hazardous activity]. Trad. № 074 on April 28, 2009. Available at: http://www.trud.ru/nomer/2009_074.
2. Balakin A., Yagodin V. Mozhem i dolzhny obespechit bezopasnost v stroitelstve [Can and must provide security in construction]. Stroitelnaya gazeta. № 32 on July 24, 2005. Available at: http://www.stroi.mura. ru/d27/dr493 9m0rr5302. html.
3. Doklad Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya RF “O realizatsii gosydarstvennoy politiki v oblasti usloviy i okhrany truda v Rossiiskoy Federatsii in 2005 godu " [Report of the Russian Federation Ministry of Healthcare and Social Development “On the realization of state policy in factors and work safety in the Russian Federation in 2005”]. Moscow, 2006. Available at: http://www.ohranatruda.ru/infoblok/statistika/doklad2005.pdf.
4. Bezopasnost na stroike — prevyshe vsego [Is safety on site above all]? Informatsionno-analiticheskii portal b2b-rent.ru. Available at: http://dst.b2b-rent.ru/articles/event/23.
5. Shtulman A. Mery po predotvrashcheniyu neschastnykh sluchayev na stolichnykh stroykakh dokazali svoyu effektivnost [Preventive actions of casualties at capital construction sites are proved to be effective]. Sait Departamenta gradostroitelnoi politiki goroda Moskvy. Available at: http://dgs.mos.ru/d17dr580732m1.html.
6. Postanovleniye Gosudarstvennogo Komiteta RF po statistike ot 2 sentyabrya 2003 № 81 “Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizatsii statisticheskogo nablyudeniya za travmatizmom na proizvodstve i professionalnykh zabolevani na 2004 god" [Resolution of the Russian Federation State Committee on statistics on September 2, 2003 № 81 “On the approval of statistical tools for organization of statistical observation for injuries and occupational diseases for 2004”].
7. Federalnyy zakon Rossiiskoy Federatsii ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ “O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiiskoy Federatsii" [Federal Law of the Russian Federation on July 24, 2007 № 209-FL “Concerning the development of small and medium-sized business in the Russian Federation”].
8. Doklad Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya RF “O realizatsii gosu-darstvennoy politiki v oblasti usloviy i okhrany truda v Rossiiskoy Federatsii v 2008 gody" [Report of the Russian Federation Ministry of Healthcare and Social Development “On the realization of state policy in factors and work safety in the Russian Federation in 2008”]. Moscow, 2009. Available at: http://www.ohranatruda.ru/ infoblok/statistika/doklad2008.pdf.
9. Federalnyy zakon Rossiiskoy Federatsii ot 24 iyulya 1998 g. № 125-FZ “Ob obyazatelnom sotsialnom srtakhovanii ot neschastnykh sluchayev na proizvodstve i professionalnykh zabolevaniy" [Federal Law of the Russian Federation on July 24, 1998 № 125-FL “On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational illnesses”].
10. Federalnyy zakon Rossiiskoy Federatsii ot 19 maya 2010 g. № 90-FZ “O vnesenii izmeneniy v statyu 12 Federalnogo zakona “Ob obyazatelnom sotsialnom strakhovanii ot neschastnykh sluchayev na proizvodstve i professionalnykh zabolevaniy"" [Federal Law of the Russian Federation on May 19, 2010 № 90-FL “Concerning the introduction of an amendment to article 12 of Federal Law “On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational illnesses””].
11. Okhrana truda: sovremennyye normativno-organizatsionnyye trebovaniya [Work safety: modern regulatory and organizational requirements]. Available at: http://www.znakcomplect.ru/safety1.php.
12. Tezisy doklada zamestitelya ministra zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiiskoy Federatsii Alexandra Safonova na konferentsii k Vsemirnomy Dnyu okhrany truda [Theses of Deputy Minister of Health Care and Social Development of the Russian Federation Alexandr Safonov at the conference for the World Day for Safety and Health at Work]. Available at: http://www.hsac.ru/articles/doklad_zamministra_safonova_na_konferencii_k_vsemirnomu_dnyu_oh-rany_truda.
13. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiiskoy Federatsii ot 26 aprelya 2011 g. № 342n “Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestatsii rabochikh mestpo usloviyam truda " [Order of Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation on April 26, 2011 № 342n “On passage of the procedure for conducting appraisal of work stations by working conditions”].
Поступила в редакцию в августе 2011 г.
Об авторе: Кофанов Андрей Викторович, доц., канд. филос. наук, заместитель директора Института фундаментального образования по научной работе, МГСУ, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, КМК, к. 354, ifonauka@mgsu.ru
About authors: Kofanov Andrei Viktorovich, Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor, Deputy Director of Institute of Basic Education Research, Moscow State University of Civil Engineering, 129337, Moscow, Yaroslavskoye highway, 26, of. 354, ifonauka@mgsu.ru