Научная статья на тему 'Обоснование мероприятий по повышению эффективности функционирования транспортного комплекса «Пушкина – комсомольский» – «Иркутский тракт – 1-я Рабочая» – «Пушкина – яковлева» в г. Томске'

Обоснование мероприятий по повышению эффективности функционирования транспортного комплекса «Пушкина – комсомольский» – «Иркутский тракт – 1-я Рабочая» – «Пушкина – яковлева» в г. Томске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЗАГРУЗКИ / ЗАДЕРЖКА ДВИЖЕНИЯ НА СВЕТОФОРЕ / ЗОНА АНАЛИЗА / ОКУПАЕМОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗАТОРЫ / EFFICIENCY / TRAFFIC INTERCHANGE / OPERATION / TRAFFIC / TRAFFIC LOAD / TRAFFIC-LIGHT CREEP / PAYBACK / SIMULATION / TRAFFIC JAM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сидоренко Николай Никанорович, Бурлуцкий Андрей Александрович, Вьюгов Дмитрий Владимирович

Проведен анализ эффективности функционирования пересечения ул. Пушкина с ул. Яковлева и Иркутского тракта с ул.1-я Рабочая, по результатом которого выявлены недостатки существующих транспортных узлов. Очевидно, что светофорное регулирование на данных пересечениях работает неэффективно, что приводит к снижению пропускной способности и образованию заторов. В связи с этим были предложены варианты по повышению транспортных показателей на данных пересечениях с обоснованием их экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сидоренко Николай Никанорович, Бурлуцкий Андрей Александрович, Вьюгов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR RAISING THE EFFICIENCY OF TRAFFIC INTERCHANGE «PUSHKIN STR. – KOMSOMOLSKIY AVE.» – «IRKUTSKIY TRAKT – 1 ST RABOCHAYA STR.» – «PUSHKIN STR. – YAKOVLEV STR.» IN TOMSK

The paper presents the performance analysis of the street junction of Pushkin – Yakovlev and Irkutskiy Trakt – 1 st Rabochaya, which has determined the shortcomings of these traffic centres. Traffic signal priority at these traffic centres works insufficiently that leads to a low road capacity and traffic-light creep. In this connection, the different ways of raising traffic criteria have been suggested for these traffic centres, and the rationale for improving their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Обоснование мероприятий по повышению эффективности функционирования транспортного комплекса «Пушкина – комсомольский» – «Иркутский тракт – 1-я Рабочая» – «Пушкина – яковлева» в г. Томске»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

УДК 625.7/. 8:330.13

СИДОРЕНКО НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ, канд. техн. наук, доцент, char62@mail. ru

БУРЛУЦКИЙ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ст. преподаватель, abura124@yandex. ru

ВЬЮГОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, студент, annabender@inbox. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА «ПУШКИНА - КОМСОМОЛЬСКИЙ» - «ИРКУТСКИЙ ТРАКТ - 1-Я РАБОЧАЯ» - «ПУШКИНА - ЯКОВЛЕВА» В Г. ТОМСКЕ

Проведен анализ эффективности функционирования пересечения ул. Пушкина с ул. Яковлева и Иркутского тракта с ул.1-я Рабочая, по результатом которого выявлены недостатки существующих транспортных узлов. Очевидно, что светофорное регулирование на данных пересечениях работает неэффективно, что приводит к снижению пропускной способности и образованию заторов. В связи с этим были предложены варианты по повышению транспортных показателей на данных пересечениях с обоснованием их экономической эффективности.

Ключевые слова: эффективность; транспортный комплекс; эксплуатация; интенсивность движения; уровень загрузки; задержка движения на светофоре; зона анализа; окупаемость; моделирование; заторы.

NIKOLAYN. SIDORENKO, Ph.D., A/Professor, char62@mail. ru

ANDREYA. BURLUTSKIY, Senior Teacher, abura124@yandex. ru DMITRIY V. VYUGOV, student,

© Н.Н. Сидоренко, А.А. Бурлуцкий, Д.В. Вьюгов, 2013

annabender@inbox. ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

RATIONALE FOR RAISING THE EFFICIENCY OF TRAFFIC INTERCHANGE «PUSHKIN STR. - KOMSOMOLSKIY AVE.» -«IRKUTSKIY TRAKT - 1st RABOCHAYA STR.» -«PUSHKIN STR. - YAKOVLEV STR.» IN TOMSK

The paper presents the performance analysis of the street junction of Pushkin - Yakovlev and Irkutskiy Trakt - 1st Rabochaya, which has determined the shortcomings of these traffic centres. Traffic signal priority at these traffic centres works insufficiently that leads to a low road capacity and traffic-light creep. In this connection, the different ways of raising traffic criteria have been suggested for these traffic centres, and the rationale for improving their effectiveness.

Key words: efficiency; traffic interchange; operation; traffic; traffic load; traffic-light creep; payback; simulation; traffic jam.

В г. Томске 20 октября 2012 г. была введена в эксплуатацию транспортная развязка в разных уровнях на пересечении ул. Пушкина с пр. Комсомольским. К строительству этой развязки город шел многие годы [1], ее создание обеспечило быстрый и удобный проезд транспорта с ул. 79-й Гвардейской дивизии на пр. Комсомольский и проезд транспорта через развязку по всем направлениям. Однако развязка пока работает неэффективно. Следует отметить, что реконструкцию ул. Пушкина и участка Иркутского тракта необходимо было рассматривать как единый транспортный комплекс, в который помимо транспортной развязки в разных уровнях ул. Пушкина - пр. Комсомольский должны были войти еще два узла: ул. Пушкина - ул. Яковлева и Иркутский тракт - ул. 1-я Рабочая. В настоящий момент они представляют собой пересечения со светофорным регулированием. В статье проводится исследование проблем на транспортном комплексе, предлагаются варианты их решения с обоснованием экономической эффективности. В связи с высокой интенсивностью движения по дорогам транспортного комплекса пересечения со светофорным регулированием не справляются со своими функциями, вызывая большие задержки подходящих к развязке автомобилей, что, в свою очередь, приводит к образованию заторов [2, 3]. В часы пик очередь автомобилей по ул. Пушкина от ул. Яковлева достигает пр. Комсомольского и составляет от 800 до 900 м.

Анализ обследования движения и результаты компьютерного моделирования транспортных потоков (рис. 1) показали, что наиболее загруженными направлениями являются 1-5, 4-5, 2-5, 3-5 на пересечении Пушкина - Яковлева и направления 6-7, 8-7 на пересечении Иркутский тракт - 1-я Рабочая, имеющие уровни загрузки от 0,88 до 1,08 при предельно допустимом 0,75.

Основными мероприятиями для повышения эффективности функционирования комплекса являются [1]:

1. Строительство развязки в разных уровнях на пересечении ул. Пушкина с ул. Яковлева тоннельного типа по направлению 2-5-3 и с эстакадой по направлениям 4-5-3.

2. Строительство транспортной развязки типа «Труба» на пересечении ул. 1-й Рабочей с Иркутским трактом.

3. Строительство подземного пешеходного перехода в районе ул. Пушкина, 25а.

ул. Д. Ключевская г

0.44

\

Ж

\\

• \ ^^ 0,63

** \л

ул. Пушкина

\у >0,8

0,58 \ 3 ул. Яковлева

ул. 1-я Рабочая 8

0,80 I 0,56

0,80 /

"102 тракт

б

а

Уровни загрузки движением

Оптимальный уровень загрузки 0,65 Предельный уровень загрузки 0,75

<0.75 0,75-0,95 I >0,95

Рис 1. Моделирование уровней загрузки на транспортных узлах:

а - транспортный узел Пушкина - Яковлева; б - транспортный узел Иркутский тракт - 1-я Рабочая; 1-9 - обозначение участков исследования

При обосновании целесообразности и экономической эффективности предложенных мероприятий была использована экономико-математическая модель [4], имеющая вид

Рд = К + К 1 + к, + щ +Х 1т +Х + 11е Пдтп, (1) (1 + Ед )

где Кс - строительные затраты на осуществление мероприятий; 1

Кк--стоимость капитального ремонта с учетом отдаленности его

(1 + Ед )*

проведения, тыс. руб.; К - капиталовложения в автомобильный транспорт, тыс. руб.; ДК, - дополнительные капиталовложения в автомобильный транс-

порт, тыс. руб.; - сумма транспортных затрат, тыс. руб.; -

сумма потерь времени населения на поездки, тыс. руб.; ^ |с Пдтп - потери от

ДТП [5], тыс. руб.; 4 - срок суммирования затрат, 20 лет.

В процессе технико-экономического анализа очень важным является точность определения времени задержек движения транспорта при проходе объектов светофорного регулирования [6]. Задержки движения складываются из времени стояния автомобилей при красной и двух желтых фазах светофора, времени рассредоточения очереди с учетом количества полос стояния автомобилей, устанавливаемых по графикам (рис. 2), времени проезда зоны влияния со скоростью (Ув) на подъезде к очереди и времени проезда пути задержек движения транспорта со скоростью Упп.

Vв = 0,5^; (2)

^п = 0,5 (V + ^), (3)

где Vп - скорость потока на подъезде к светофорному объекту, км/ч; Vпр - скорость проезда перекрестка, км/ч.

а

15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 Время рассредоточения очереди автомобилей, с

б

20 40 60

Рис. 2. Зависимость длины очереди от времени рассредоточения потоков (а) и время задерживающих фаз светофора от длины очереди перед светофором (б), при различных значениях интенсивности движения (Ы), авт./сут

Зная длину очереди и время рассредоточения потоков в зоне задержек движения транспорта, можно определить среднюю скорость движения транспорта в зоне анализа.

При оценке эффективности рекомендуемых мероприятий сопоставлялись значения экономических показателей для существующих условий движения со значениями показателей после осуществления мероприятий.

Результаты анализа эффективности мероприятий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Экономические показатели мероприятий по повышению эффективности работы транспортного комплекса, в ценах 2001 г.

Транспортная развязка Иркутский тракт -1-я Рабочая Пушкина - - Яковлева

Показатели Текущее Проектное Текущее Проектное

состояние состояние состояние состояние

Интенсивность движения Ы, авт./сут 25 238 19 803 12 639 15 866

Длина L, км 0,350 0,729 1,04 0,817

Средневзв. скорость КСр,км/ч 4,89 29,1 4,9 43,12

Стоимость строительства, тыс. руб. - 79 040 - 442 098

Затраты на кап. ремонт Хк,тыс. руб. - 3912 - 21 884

Дисконтируемые капиталовложения Кд, 52 713 103 716 78 250 477 606

тыс.руб

Капиталовложения

в автомобильный 40 131 15 808 59 573 10 372

транспорт К^тыс. руб.

Дополнительные ка-

питаловложения в автомобильный транс- 12 582 4956 18 677 3252

порт ДК тыс. руб

Сумма дисконтированных транспортных 380 828 138 562 565 071 59 886

затрат тыс. руб.

Сумма потерь населения на поездки 1 014 173 323 098 1 513 690 224 983

тыс. руб.

Сумма потерь от ДТП ХПдтп, тыс. руб. 2197 3536 3266 3175

Сумма дисконтированных затрат Рд, тыс. 1 449 909 568 912 2 151 415 765 560

руб.

Эксплуатационные затраты Z, тыс. руб. 1 397 196 465 196 2 073 165 288 044

Индекс доходности ИД - 9,66 - 3,9

Чистый дисконтируемый доход ЧДД, тыс. 880 997 1 385 855

руб.

Срок окупаемости

капиталовложений, - 0,72 - 2,11

Ток, лет

Выводы

Для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса наиболее рациональным является строительство развязок на пересечении ул. Пушкина с ул. Яковлева, Иркутского тракта с ул. 1-й Рабочей в разных уровнях и подземного пешеходного перехода на ул. Пушкина, 25а [7].

Осуществление указанных мероприятий ликвидирует заторы движения на подходах к развязкам и даст очень высокий экономический эффект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срок окупаемости капиталовложений на строительство объектов составляет: 1ок = 2,11 года на пересечении улиц Пушкина - Яковлева и Гок = 0,72 года для развязки Иркутский тракт - 1-я Рабочая. Ежегодный экономический эффект от реализации мероприятий в ценах 2013 г. составляет соответственно 1488 и 778,3 млн руб. в социальной сфере.

Библиографический список

1. Сидоренко, Н.Н. Состояние улично-дорожной сети г. Томска и мероприятия по улучшению её качеств и развитию / Н.Н. Сидоренко, А.А. Бурлуцкий // Вестник ТГАСУ. -2005. - № 1. - С. 200-204.

2. Харитонов, В.А. К вопросу о путях решения транспортных проблем городской среды / В.А. Харитонов // Вестник МГСУ. - 2009. - № 3. - С. 71-74.

3. Исследование условий движения транспортных потоков и эксплуатационных качеств улиц и дорог г. Томска : отчет о НИР / Томский государственный архитктурно-строительный университет; рук. Сидоренко Н.Н. - Томск, 2005. - 150 с. - РГ № 01830076047.

4. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог: ВСН 21-83. М. : Транспорт, 1985. - 125 с.

5. Сидоренко, Н.Н. Определение потерь от ДТП на магистральных улицах г. Томска / Н.Н. Сидоренко, А.А. Бурлуцкий, Е.Ю. Киргисарова // Материалы Всерос. научно-практ. конф. «Инновации, качество, образование - перспективы развития дорожного комплекса России». - Барнаул, 2007. - С. 154-157.

6. Горбанев, Р.В. Городской транспорт / Р.В. Горбанев. - М. : Стройиздат, 1990. - 215 с.

7. Бурлуцкий, А.А. Особенности функционирования массового пассажирского транспорта в г. Томске / А.А. Бурлуцкий // Вестник ТГАСУ. - 2009. - № 4. - С. 192-201.

References

1. Sidorenko, N.N., Burlutskiy A.A. Sostoyaniye ulichno-dorozhnoy seti g. Tomska i meropriyati-ya po uluchsheniyu yeye kachestv i razvitiyu [State of Tomsk roadway network, its improvement and development]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2005. No. 1. P. 200-204. (rus)

2. Kharitonov, V.A. K voprosu o putyakh resheniya transportnykh problem gorodskoy sredy [Towards solving transport problems of the urban environment]. VestnikMGSU. 2009. No. 3. P. 71-74. (rus)

3. Issledovaniye usloviy dvizheniya transportnykh potokov i ekspluatatsionnykh kachestv ulits i dorog g. Tomska: otchet o NIR [Research into traffic operating conditions and functional per-

366

Н.Н. Сидоренко, А.А. Eypny^uu, fl,.B. Вbwго6

formance of Tomsk roads. R&D report]. Manager Sidorenko N.N. Tomsk, 2005. 150 p. Registration number 01830076047. (rus)

4. Ukazaniya po opredeleniyu ekonomicheskoy effektivnosti kapitalnykh vlozheniy v stroitelstvo i rekonstruktsiyu avtomobilnykh dorog [Guidelines for economic efficiency of investments in construction and reconstruction of motorways]: BCN 21-83. Moscow : Transport, 1985. 125 p. (rus)

5. Sidorenko, N.N., Burlutskiy, A.A., Kirgisarova, Ye.Yu. Opredeleniye poter ot DTP na magis-tralnykh ulitsakh g. Tomska [Road accident losses in Tomsk arterial streets]. Proc. All-Rus. Sci. Conf. Barnaul, 2007. P. 154-157. (rus)

6. Gorbanev, R.V. Gorodskoy transport [Urban transport]. Moscow : Stroyizdat, 1990. 215 p. (rus)

7. Burlutskiy, A.A. Osobennosti funktsionirovaniya massovogo passazhirskogo transporta v g. Tomske [Performance features of Tomsk passenger transport]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2009. No. 4. P. 192-201. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.