Научная статья на тему 'Обоснование комплексного показателя эффективной эксплуатации автомобилей'

Обоснование комплексного показателя эффективной эксплуатации автомобилей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
310
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АТС / ТЕХНИ ЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЯ / VEHICLES / SAFETY / THE EFFICIENCY OF OPERATION / THE INTEGRATED INDICATOR OF EFFICIENCY OF OPERATION OF VEHICLES / THE MAINTENANCE VEHICLES / THE TECHNICAL CONDITION OF THE VEHICLES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хасанов Рустем Халилович

В настоящее время для современных автомобилей устанавливаются более высокие требова ния для безопасной, комфортной и эффективной их эксплуатации. Однако количество аварий ных ситуаций в процессе эксплуатации автомобильного транспорта, связанных с неудовлетво рительным техническим состоянием их элементов, остается на достаточно высоком уровне. Так, 15% дорожнотранспортных происшествий (ДТП) и 20% случаев пожаров на АТС произошли по причине технической неисправности элементов автомобилей. Одним из эффективных мероприятий для обеспечения технически исправного состояния автомобилей является использование плановопредупредительной системы технических обслу живаний (ТО) и ремонтов (Р). Создание более совершенных моделей автомобилей и возникаю щие в процессе эксплуатации неисправности и отказы предопределяют разработку и примене ние новой организации системы технического обслуживания. При этом, возникает потребность в оценке и последующем анализе существующей или вновь разрабатываемой системы ТО для автомобилей. Поэтому для оценки эффективности эксплуатации предлагается ввести и исполь зовать комплексный показатель эффективности эксплуатации. Этот показатель направлен на оценку эксплуатационных, безопасностных и других показателей автомобилей и позволит про водить оценку целесообразности внедрения и использования разработанных мероприятий с минимальными затратами трудовых и временных ресурсов. Предложенный комплексный показатель эффективности эксплуатации автомобилей позво ляет учитывать удельные показатели эксплуатации, диагностирования, технического обслужи вания и ремонта, показатели надежности, показатели дорожной и экологической безопасности, а также ущерб от аварийных ситуаций, а также производить расчеты, как по отдельным показа телям, так и в общем (дифференцированном) виде путем сравнения предыдущего (настоящего) и прогнозируемого периодов эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хасанов Рустем Халилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE COMPLEX INDEX EFFECTIVE OPERATION OF VEHICLES

For modern vehicles set high demands for safe, comfortable and efficient operation. However, the number of emergency situations in the operation of road transport due to poor technical condition remains at a high level. So, 15% of road accidents and 20% of cases of fires on vehicles due to technical failures of motor vehicles. One of the most effective measures to ensure serviceable condition of vehicles is the use of the system preventive maintenance and repair. Therefore, for new and improved models of vehicles need a new system of technical maintenance of vehicles. Then you need to evaluate a new system of technical maintenance of vehicles. Therefore, to evaluate the effectiveness of the new system of technical maintenance of vehicles proposed to use a composite indicator of the operational efficiency of vehicles. This indicator aims to assess road safety and other indicators of operation of vehicles and to assess the feasibility of the developed activities with a minimum expenditure of labor and time resources. The proposed integrated indicator of the efficiency of operation of the vehicle allows us to consider performance of the vehicle, diagnostics, maintenance and repair, reliability, road and environmental safety, and damage from emergencies, and to perform the calculation of the indices in the differential form by comparing the present and projected periods.

Текст научной работы на тему «Обоснование комплексного показателя эффективной эксплуатации автомобилей»

УДК 629.113:629.083

Хасанов Р.Х.

Оренбургский государственный университет E-mail: hasanov r@mail.ru

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

В настоящее время для современных автомобилей устанавливаются более высокие требования для безопасной, комфортной и эффективной их эксплуатации. Однако количество аварийных ситуаций в процессе эксплуатации автомобильного транспорта, связанных с неудовлетворительным техническим состоянием их элементов, остается на достаточно высоком уровне. Так, 15% дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и 20% случаев пожаров на АТС произошли по причине технической неисправности элементов автомобилей.

Одним из эффективных мероприятий для обеспечения технически исправного состояния автомобилей является использование планово-предупредительной системы технических обслу-живаний (ТО) и ремонтов (Р). Создание более совершенных моделей автомобилей и возникающие в процессе эксплуатации неисправности и отказы предопределяют разработку и применение новой организации системы технического обслуживания. При этом, возникает потребность в оценке и последующем анализе существующей или вновь разрабатываемой системы ТО для автомобилей. Поэтому для оценки эффективности эксплуатации предлагается ввести и использовать комплексный показатель эффективности эксплуатации. Этот показатель направлен на оценку эксплуатационных, безопасностных и других показателей автомобилей и позволит проводить оценку целесообразности внедрения и использования разработанных мероприятий с минимальными затратами трудовых и временных ресурсов.

Предложенный комплексный показатель эффективности эксплуатации автомобилей позволяет учитывать удельные показатели эксплуатации, диагностирования, технического обслуживания и ремонта, показатели надежности, показатели дорожной и экологической безопасности, а также ущерб от аварийных ситуаций, а также производить расчеты, как по отдельным показателям, так и в общем (дифференцированном) виде путем сравнения предыдущего (настоящего) и прогнозируемого периодов эксплуатации.

Ключевые слова: автотранспортные средства, безопасность и эффективность эксплуатации, комплексный показатель эффективности эксплуатации, техническое обслуживание АТС, техническое состояние автомобиля.

В настоящее время неотъемлемой частью современных автомобилей являются элементы и системы, удовлетворяющие требованиям безопасной, комфортной и эффективной их эксплуатации. Несмотря на это, согласно официальным данным в РФ и за рубежом, в 15% случаев дорожно-транспортных происшествий (ДТП) причиной была установлена техническая неисправность элементов автомобилей [1], [14]. Следует отметить, что за прошедший период МЧС РФ зафиксировано, что причинами возгорания в АТС было неудовлетворительное техническое состояние их элементов в 20% случаев

[2], [16]. К основным факторам, сопутствующим возникновению этих аварийных ситуаций, относятся: несоответствующие современным требованиям конструктивные решения при производстве новых автомобилей, старение элементов АТС, нарушение правил и режимов эксплуатации автомобилей, неблагоприятные условия эксплуатации, некачественное содержание автомобильных дорог.

С целью снижения интенсивности ухудшения эксплуатационных свойств и накопления

остаточных повреждений у элементов АТС, что возникает вследствие старения, как одно из эффективных мер, используют систему плановопредупредительных технических обслуживаний (ТО) и ремонтов (Р) автомобилей [4], [5], [7]. Истоки этой системы в большей степени принадлежат нашему государству в прошлом веке, когда была разработана четкая уровневая система с научно-обоснованной сопроводительной нормативно-технической документацией. Если рассматривать современное состояние этой системы, то она успешно используется практически всеми мировыми лидерами в автомобилестроении и является обязательным условием в гарантийный период эксплуатации. Отметим, что повреждения с допустимыми показателями технического состояния деталей автомобилей устраняются путем проведения плановых технических обслуживаний и ремонтов автомобилей. Остальные отказы деталей устраняются путем проведения не запланированных ремонтов. При этом, как правило, происходит замена неисправных деталей на новые или ранее отремонтированные. Поэтому техническое обслужива-

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184) 225

Технические науки

ние считается плановым мероприятием и выполняется по установленной наработке, а ремонт осуществляется по необходимости или потребности. В планово-предупредительной системе ТО и Р не исключается возможность проведения текущих ремонтов во время выполнения технического обслуживания автомобиля. В этом случае, должно соблюдаться условие, что проведение ТО невозможно без восстановления исправности соответствующего агрегата или системы автомобиля и трудоемкость выполнения ремонта не выходит за рамки установленных ограничений [6], [9].

Поэтому в качестве одного из значимых условий для поддержания автомобиля и его элементов в технически исправном состоянии используется планово-предупредительная система ТО и Р автомобилей, которая обеспечивает своевременное и качественное выполнение профилактических работ с доведением до номинального или близкого к нему значений параметров технического состояния и предопределяет увеличение ресурса АТС. Следовательно, именно в этом случае, будут соблюдаться условия для безопасной, комфортной и эффективной эксплуатации автомобилей.

Известно, что основными задачами системы ТО являются не только установление оптимальной периодичности их выполнения с учетом условий эксплуатации автомобиля, а также разработка технических мероприятий определяемых режимом, перечнем и последовательностью операций ТО. Решением этих задач занимаются не только производители отечественных и импортных автомобилей, но и государственные и другие научно-исследовательские учреждения, университеты, институты, эксплу-

атационные автотранспортные предприятия.

Однако не учитывается то обстоятельство, что возникает потребность в оценке и последующем анализе существующей или вновь разрабатываемой системы ТО для автомобилей. В настоящее время проведение анализа существующей системы обслуживания и эксплуатации автомобиля требует значительных временных, материальных и трудовых затрат и не всегда является целесообразным. Поэтому для оценки эффективности эксплуатации автомобиля предлагается ввести и использовать комплексный показатель эффективности эксплуатации. Этот показатель направлен на оценку эксплуатационных, безопасностных и других показателей автомобилей и позволит проводить оценку целесообразности внедрения и использования разработанных мероприятий с минимальными затратами трудовых и временных ресурсов.

Комплексный показатель эффективности эксплуатации автомобилей позволяет учитывать удельные показатели эксплуатации, диагностирования, технического обслуживания и ремонта, показатели надежности, показатели дорожной и экологической безопасности, а также ущерб от аварийных ситуаций. Кроме того, этот комплексный показатель можно определять как по отдельным показателям, так и в общем (дифференцированном) виде путем сравнения предыдущего (настоящего) и прогнозируемого периодов эксплуатации.

В связи с тем, что процесс эксплуатации автомобилей зачастую связан с аварийными ситуациями [10], связанными с ДТП и пожарами, выражение для определения комплексного показателя эффективности эксплуатации автомобилей можно представить в виде (1):

ПА =

f (k1 k1 N‘ V1 )

Lдтп ч-^дтп ? ^ ?1У дтп""* дтп/

fn(kn,k1, N ...vn)

= ДПАдтп +... + АПАп ^ мах ,

(1)

где kJ1Tn - коэффициент уровня безопасности, учитывающий долю ДТП (аварийной ситуации) на АТС по причине какой-либо неисправности или отказа г-го элемента;

kn - коэффициент уровня безопасности, учитывающий долю пожаров (аварийной ситуации) на АТС по причине какой-либо неисправности или отказа г-го элемента;

226 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184)

Хасанов Р.Х.

Обоснование комплексного показателя...

к1 - коэффициент, учитывающий число неисправностей и отказов г-го элемента;

N^Tn, N - количество ДТП и пожаров (аварийных ситуаций), произошедших из-за неисправностей или отказов г-го элемента;

УДТП, Уд - величина ущерба от ДТП и пожаров (аварийных ситуаций), произошедших из-за неисправностей или отказов г-го элемента;

ЛПАДТП - величина изменения комплексного показателя с учетом ДТП (аварийной ситуации), учитывающего разность показателей предыдущего и последующего периодов;

ЛПАП - величина изменения комплексного показателя с учетом пожаров (аварийной ситуации), учитывающего разность показателей предыдущего и последующего периодов.

Важным условием для комплексного показателя эффективности эксплуатации автомобилей является то, что чем больше значение этого показателя, тем соответственно лучше показатели разрабатываемРых мероприятий по сравнению с существующей ситуацией.

Рассмотрим каждый показатель отдельно и сформулируем их на конкретном примере. Естественно, что для каждого конкретного показателя в различных условиях будут объективные разные обстоятельства, поэтому приведем некоторые из них.

Анализируя данные о причинах аварийных ситуаций на АТС, выдвигается гипотеза о взаимосвязи неисправности или отказа г-го элемента с ДТП и пожарами с учетом уровня иерархической связи с агрегатом или системой автомобиля, в которой он является составным элементом, и самим автомобилем. Если эта гипотеза подтверждается, то уместно использование показателя, который указывает на степень соответствия условиям безопасности, определяемый, как коэффициент уровня безопасности.

Коэффициент уровня безопасности, учитывающий долю ДТП на АТС по причине какой-либо неисправности или отказа г-го элемента, может определяться по формуле:

кДтП = £ кДтП = £ (°ДТП + °ДТп + ОДтп), (2)

где ЭД™ - коэффициент, учитывающий долю ДТП по причине технической неисправности АТС, включающих неисправности и отказы г-го элемента;

ЭДТП - коэффициент, учитывающий долю ДТП по причине технической неисправности агрегатов и систем АТС, включающих неисправности и отказы г-го элемента;

ЭДТП - коэффициент, учитывающий долю ДТП по причине неисправностей и отказов г'-го элемента.

Коэффициент уровня безопасности, учитывающий долю пожаров на АТС по причине какой-либо неисправности или отказа г-го элемента, может определяться по формуле:

кП = £кП = £ (°П™ + ОП1 + эП), , (3)

где D”CI - коэффициент, учитывающий долю пожаров по причине технической неисправности АТС, включающих неисправности и отказы г -го элемента;

D“ - коэффициент, учитывающий долю пожаров по причине технической неисправности агрегатов и систем АТС, включающих неисправности и отказы г-го элемента;

ЭП - коэффициент, учитывающий долю пожаров по причине неисправностей и отказов г-го элемента.

В ряде случаев, важную роль будет играть показатель, учитывающий долю неисправностей и отказов элементов АТС в соответствие с их иерархическим уровнем в общей структуре автомобиля. Поэтому было решено использовать коэффициент, учитывающий число неисправностей и отказов г-го элемента АТС.

Коэффициент, учитывающий число неисправностей и отказов г-го элемента, может определяться по формуле:

к1 = £ к1 = £ (DaTCI + Dai + D1), (4)

где DaTCI - коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов по причине технической неисправности АТС, включающих неисправности и отказы г-го элемента;

DaI - коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов агрегатов и систем АТС, включающих неисправности и отказы г-го элемента;

DI - коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов г-го элемента.

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184) 227

Технические науки________________________

Коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов i-го элемента до и после внедрения мероприятий, как правило, принимается равным вероятности возникновения отказа, исходя из существующей и принятой допустимой вероятности безотказной работы. Таким образом, подтверждается факт о взаимосвязи показателей эксплуатации автомобиля и показателей надежности его элементов в процессе эксплуатации.

Так как в нашем случае в качестве аварийных ситуаций приняты ДТП и пожары, то количество ДТП и пожаров, произошедших из-за неисправностей или отказов i-го элемента, может определяться по формуле:

КДга = N^ • Цтп, (5)

N = Nf14 • кП,, (6)

где N°®^ - общее количество ДТП за период;

N^4 - общее количество пожаров за период.

Величина ущерба от ДТП и пожаров, произошедших из-за неисправностей или отказов i-го элемента может определяться по формуле:

= N1 • З1 Дтп Дтп (7)

= N • Зi Кп Зп’ (8)

где ЗДтп, З‘п - затраты на устранение неисправностей и отказов i-го элемента автомобиля после ДТП или пожаров соответственно.

Расчёт среднегодового показателя аварийности при снижении ущерба при ДТП и пожарах для автомобилей по причине неисправности и отказа i-го элемента их определяется по формулам:

ЛПАДтп = (NTn • Са - N“ • са) • ЦТп , (9) ЛПАп = (КДО • Са - КпОСЛе • Са) • кпР , (10)

где ^Д0^Дп0СЛе,^ДО,Кпосле - количество ДТП и пожаров, приходящееся на легковые автомобили по причине неисправности i-го элемента до и после внедрения предлагаемых мероприятий, ед.;

Са - средняя рыночная стоимость автомобиля за период;

кДРп,кпР - коэффициенты, учитывающие среднее число автомобилей в год, полностью уничтоженных при ДТП и пожарах (аварийных ситуациях), соответственно.

Количество ДТП и пожаров, приходящееся на автомобили, по причине неисправности i-го элемента до и после внедрения предлагаемых мероприятий можно определить по формулам (11)—(14):

N‘№ = Дтп = Ni • ki ДО Дтп (11)

•xri после Кдтп -vji 1 i пОСле = N дтп k ’ (12)

Ni ДО п = N • kiДО, (13)

тут-i пОСле N п = К • ki пОСле. (14)

где к1 ДО - коэффициент, учитывающий число отказов i-го элемента за наработку до внедрения предлагаемых мероприятий;

к‘ после - коэффициент, учитывающий прогнозируемое число отказов i-го элемента за наработку после внедрения предлагаемых мероприятий.

При этом, коэффициент к1 может принимать значение от «0» до «1», где значение коэффициента равное «0» соответствует полному отсутствию отказов элементов при определенной наработке, а значение коэффициента равное «1» соответствует отказу у всех элементов при определенной наработке.

Рассмотрим использование комплексного показателя эффективности эксплуатации на примере совершенствования организации технического обслуживания легковых автомобилей с учетом технического состояния электрических проводов электрооборудования [3], [8].

Результаты анализа официальных и статистических данных показали, что отказы тормозной системы, рулевого управления, системы освещения и сигнализации привели к ДТП, в 34, 12 и 20 процентах случаев. При этом на неисправность электрических проводов приходился в тормозной системе и рулевом управлении один процент, а в системе освещения и сигнализации - 80 процентов. Причем, отказы тормозной системы, рулевого управления, системы освещения и сигнализации в вышеперечисленных случаях были причинами ДТП со 100процентной вероятностью.

228 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184)

Хасанов Р.Х.

Обоснование комплексного показателя...

Тогда коэффициент уровня безопасности, учитывающий долю ДТП на АТС по причине неисправности или отказа электрических про-

водов электрооборудования, согласно имеющимся официальным и статистическим данным, равен:

1 эп _ /--рчатсэп1 -рчаэпн -рчэп111 ч . /-рчатсэп2 -рчаэп21 -рчэп211 ч . /--рчатсэпз -r-v

кдтп — \^дтп Dдтп Dдтп ) + (Dдтп Dдтп Dдтп ) + (Dдтп D

\аэп11

чэп111

атсэп2

чаэп21

чэп211ч

атсэп3

чаэп31

•D

эп311ч

(15)

где D^ri, D^^, DД'T‘П5п3 - коэффициент, учитывающий долю ДТП по причине технической неисправности тормозной системы, рулевого управления, системы освещения и сигнализации АТС, включающих неисправности и отказы ЭП ЭО, в нашем случае 100%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DДTIП11, DДTIП21, DДTПП31 - коэффициент, учитывающий долю ДТП по причине технической неисправности тормозной системы, рулевого управления, системы освещения и сигнализации АТС, включающих неисправности и отказы ЭП ЭО, 34% , 12% и 20% соответственно;

DДT111,DДT211,DДП311 - коэффициент, учитывающий долю ДТП по причине неисправностей и

отказов электрических проводов электрооборудования в тормозной системе, рулевом управлении, системе освещения и сигнализации, 1%, 1% и 80% соответственно.

кДпп = (1 • 0,34 • 0,01) + (1 • 0,12 • 0,01) + (1 • 0,2 • 0,8) = 0,165.

Результаты анализа официальных данных показали, что 15 процентов пожаров автомобилей произошли из-за неисправностей и отказов элементов электрооборудования, где доля пожаров из-за неисправностей и отказов электрических проводов составила 49 процентов. Причем, неисправности и отказы элементов электрооборудования в вышеперечисленных случаях были причинами пожаров со 100-процентной вероятностью.

Коэффициент уровня безопасности, учитывающий долю пожаров на АТС по причине неисправности или отказа электрических проводов электрооборудования, согласно имеющимся официальным и статистическим данным, равен:

кэп Dатсэп1 Dаэп11 Dэп111 (16)

где d”^1 - коэффициент, учитывающий долю пожаров по причине технической неисправности АТС, включающих неисправности и отказы ЭП ЭО, в нашем случае 100%;

Da™n - коэффициент, учитывающий долю пожаров по причине технической неисправности электрооборудования АТС, включающих неисправности и отказы ЭП ЭО, 15%;

D™111 - коэффициент, учитывающий долю пожаров по причине неисправностей и отказов ЭП ЭО, 49%.

к™ _ 1 • 0,15 • 0,49 .

Коэффициент, учитывающий число неисправностей и отказов ЭП ЭО АТС, согласно имеющимся официальным и статистическим данным, равен:

кэп (Dатсэп1 Dа

D

п111

) + (Dатсэп2 Dаэп2l Dэп2ll) + (D^caii;) d^ )

чаэп21 -р»эп211ч

атсэп3

чаэп31 -р»эп311ч

(17)

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184) 229

Технические науки

где DaTC3n1, DaTC™2, DaTC™3 - коэффициент, учитывающий долю АТС, имеющих неисправности и отказы ЭП, в нашем случае 100%;

Da3n11 - коэффициент, учитывающий долю отказов тормозной системы АТС, имеющих неисправности и отказы электрических проводов, 25%;

Da3n21 - коэффициент, учитывающий долю отказов рулевого управления АТС, имеющих неисправности и отказы электрических проводов, 5%;

Da3n31 - коэффициент, учитывающий долю отказов электрооборудования АТС, 17%;

D™111 - коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов электрических проводов в совокупности отказов тормозной системы АТС, 1%;

D™211 - коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов электрических проводов в совокупности отказов рулевого управления АТС, 1%;

D™311 - коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов электрических проводов в элементах электрооборудования, 49%.

кэп = (1 • 0,25 • 0,01) + (1 • 0,05 • 0,01) + (1 • 0,17 • 0,49) = 0,086.

Количество ДТП и пожаров, произошедших из-за неисправностей или отказов ЭП ЭО, может определяться по формуле:

N- = N^ • k™ • ЦПп, (18)

N” = Nn6^ • кэпп , (19)

где N°Tn - общее количество ДТП за период, N^ =200000 за 2014 год; к™п - коэффициент, учитывающий долю ДТП из-за неисправностей и отказов элементов АТС, к™п = 0,15;

к™п - коэффициент, учитывающий долю ДТП из-за неисправностей и отказов ЭП АТС, кДпт = 0.165;

N^4 - общее количество пожаров за период, N^4 = 18000 за 2014 год;

k™ - коэффициент, учитывающий долю пожаров из-за неисправностей и отказов ЭП АТС, кпп = 0.0735.

N^ = 200000 • 0,15 • 0,165 = 4950 ед.,

N™ = 18000 • 0,0735 = 1323 ед.

Коэффициент, учитывающий долю неисправностей и отказов i-го элемента до внедрения мероприятий принимается равным 0,5, исходя из практики определения среднего значения наработки на отказ (до отказа) соответствующей ей вероятности безотказной работы равной 0,5 и нормативного документа. Коэффициент, учи-

тывающий долю неисправностей и отказов г-го элемента после внедрения мероприятий принимается равным 0,1, так как принятая допустимая вероятность безотказной работы составляет 0,9.

N^0 = 4950 • 0,5 = 2475,

^пппосле = 4950 • 0,1 = 495,

N™ Д0 = 1323 • 0,5 = 662,

N™ после = 1323 • 0,1 = 132 .

Для расчета среднегодового величины изменения комплексного показателя с учетом ДТП и пожаров для легковых АТС выбрана стоимость нового автомобиля модельного ряда «Lada-Kalina», как наиболее массово используемого [11], [15], тогда, Са = 413000 рублей [13]. По данным автосервисных и дилерских предприятий города Оренбурга, имеющих в составе производственно-технической базы кузовной и малярный участки (цеха), а также экспертных и оценочных компаний в области автотранспорта и МЧС РФ за период 2012-2014 годы средние значения коэффициентов составили кДРтп = 0,01,кпр = 0,10 [12].

Величину снижения ущерба от возникновения внезапных, непрогнозируемых отказов электрических проводов на АТС за счет совершенствования организации технического обслуживания элементов электрооборудования, определим из формулы:

АПАтор = (Зг - Зг*) • 4" , (20)

230 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184)

Хасанов Р.Х.

Обоснование комплексного показателя...

где Зг - средние затраты за год эксплуатации одного легкового АТС с учетом замены жгута проводов;

Зг* - средние затраты за год эксплуатации одного легкового АТС с учетом замены неисправных проводов;

А” - среднесписочное количество обращений легковых АТС в сервисные предприятия по причине неисправности электрических проводов, А” = 3517400.

ЛПАдтп = (2475 • 413000 - 495 • 413000) • 0,01 = = 8177400 рублей в год.

ЛПАп = (662 • 413000 -132 • 413000) • 0,10 =

= 21889000 рублей в год.

ЛПАтор = (144 - 96) • 3517400 = 168835200

______________________ рублей в год.

Комплексный показатель эффективности эксплуатации с учетом снижения ущерба от ДТП и пожаров, а также от возникновения внезапных, непрогнозируемых отказов электрических проводов на АТС за счет совершенствования организации технического обслуживания элементов электрооборудования для легковых автомобилей в РФ составит:

ПА = 8177400 + 21889000 +168835200 =

= 198901600 рублей в год.

Таким образом, теоретически и практически обоснован комплексный показатель эффективности эксплуатации автомобилей, позволяющий анализировать разработанные для совершенствования организации ТО мероприятия.

10.09.2015

Список литературы:

1. Бондаренко, Е. В. О взаимосвязи противопожарной безопасности и параметров автомобилей технического состояния автомобилей / Е. В. Бондаренко [и др.] // Мир транспорта и технологических машин - ГТО Орел : Госуниверситет -УНПК, 2011. - № 4 (35). - С. 73-80.

2. Бондаренко, Е. В. Обеспечение безопасности автотранспортных средств с учетом технического состояния элементов электрооборудования / Е. В. Бондаренко [и др.] // Мир транспорта и технологических машин - ГТО Орел : Госуниверситет - УНПК, 2012. - № 2 (37) - С 96-100.

3. Голованов, В. С. Диагностический параметр элементов электрооборудования автомобилей / В. С. Голованов, Р. Х. Хасанов // Вестник ОГУ. - 2014. - № 10 (171) - С. 49-54.

4. ГОСТ 27.301-95. Надежность в технике. Расчёт надежности. Основные положения. - Взамен ГОСТ 27.410-87 в части п.2 ; введ. 1997-01-01- М. : Изд-во стандартов 1997. - 10 с.

5. Проников, А. С. Надежность машин / А. С. Проников. - М. : Машиностроение, 1978. - 592 с., ил.

6. Хасанов, Р. Х. Обоснование выбора организационно-технических мероприятий для элементов электрооборудования легкового автомобиля / Р. Х. Хасанов [и др.] // Организация и безопасность дорожного движения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции - Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. - С. 220.

7. Хасанов, Р. Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: учеб. пособие. / Р. Х. Хасанов. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2004. - 193 с.

8. Хасанов, Р. Х. О роли технического состояния электрооборудования в безопасности автотранспортных средств / Р. Х. Хасанов [и др.] // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: материалы седьмой междунар. науч.-техн. конф, 16-18 мая 2012 г. - Пенза : ПГУАС, 2012. - С. 380-384.

9. Хасанов, Р. Х. Определение периодичности технического обслуживания элементов электрооборудования автомобилей / Р. Х. Хасанов, Е. С. Сидорин, И. Т. Ковриков // Вестник ОГУ. - 2014. - № 10. - С. 188-193.

10. Хасанов, Р. Х. Обоснование показателя оценки безопасности автотранспортных средств/ Р. Х. Хасанов, С. В. Баловнев // Вестник ОГУ. - 2015. - № 4 (179) - С. 136-141.

11. Парк легковых автомобилей по брендам [Электронный ресурс] / Официальный электронный ресурс аналитического агентства «АВТОСТАТ». - Электрон. дан. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/13166/. -Загл. с экрана.

12. Сервис LADA [Электронный ресурс] / Официальный электронный ресурс ОАО «АВТОВАЗ». - Электрон. дан. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.lada.ru/service/equipment.html. - Загл. с экрана.

13. Средние цены на новые автомобили по маркам [Электронный ресурс] / Официальный электронный ресурс аналитического агентства «АВТОСТАТ». - Электрон. дан. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/ 18569/. - Загл. с экрана.

14. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] / Официальный электронный ресурс Госавтоинспекции МВД России. - Электрон. дан. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/ stat/.- Загл. с экрана.

15. Автомобильный рынок России 2014. Итоги и прогнозы [Электронный ресурс] / Электронный ресурс РОАД. - Электрон. дан. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.asroad.org/stat/avtostat/. - Загл. с экрана.

16. Статистика пожаров [Электронный ресурс] / Официальный электронный ресурс МЧС России. - Электрон. дан. - М., [199-]. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari/2014_god. - Загл. с экрана.

Сведения об авторе:

Хасанов Рустем Халилович, доцент кафедры автомобильного транспорта транспортного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13, тел.: (3532) 912228, e-mail: hasanov_r@mail.ru

ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2015 № 9 (184) 231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.