Научная статья на тему 'Определение периодичности технического обслуживания элементов электрооборудования автомобилей'

Определение периодичности технического обслуживания элементов электрооборудования автомобилей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
945
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / VEHICLES / SAFETY / ELECTRIC EQUIPMENT ELEMENTS / WORKING CAPACITY POTENTIAL / TECHNICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хасанов Рустем Халилович, Сидорин Евгений Сергеевич, Ковриков Иван Тимофеевич

В статье решается проблема снижения отказов элементов электрооборудования автомобилей. Обоснован метод определения периодичности технического обслуживания элементов электрооборудования автомобилей на основе разработанной математической модели потенциала работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хасанов Рустем Халилович, Сидорин Евгений Сергеевич, Ковриков Иван Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF MAINTENANCE FREQUENCY OF CARS ELECTRIC EQUIPMENT ELEMENTS

In article the problem of decrease in refusals of elements of electric equipment of cars is solved. The method of determination of frequency of maintenance of elements of electric equipment of cars on the basis of the developed mathematical model of potential of working capacity is reasonable.

Текст научной работы на тему «Определение периодичности технического обслуживания элементов электрооборудования автомобилей»

УДК 629.331:629.08:621.3

Хасанов Р.Х., Сидорин Е.С., Ковриков И.Т.

Оренбургский государственный университет E-mail: hasanov_r@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

В статье решается проблема снижения отказов элементов электрооборудования автомобилей. Обоснован метод определения периодичности технического обслуживания элементов электрооборудования автомобилей на основе разработанной математической модели потенциала работоспособности.

Ключевые слова: автотранспортные средства, безопасность, элементы электрооборудования, потенциал работоспособности, техническое состояние.

Современные автомобили оснащаются различными системами, обеспечивающими безопасные и комфортные условия их эксплуатации. Данные системы создаются на этапах конструирования, проектирования, производства и используются в эксплуатации. При этом доля агрегатов и систем автомобиля, работоспособность которых зависит от технического состояния элементов электрооборудования (ЭЭО), в последние годы постоянно увеличивается. Известно, что состояние элементов мехатронных систем автотранспортных средств (АТС) на прямую зависит от исправности ЭЭО, значимость которых определяется в 30%. Поэтому актуальным является анализ причин возникновения отказов и неисправностей ЭЭО и дальнейшее исследование их с целью установления объективных зависимостей, позволяющих не только прогнозировать изменение параметров технического состояния элементов, но и своевременно принимать решения о техническом воздействии для предупреждения или устранения отказов или неисправностей.

Обоснованием выбора в качестве объекта исследования ЭЭО являются научные положения, разработанные в исследованиях: А.В. Акимова, Д.А. Соснина, В.П. Федосова, Ю.П. Чиж-кова, В.Е. Ютта и др. Анализ этих работ позволяет сделать вывод о том, что электрооборудование представляется как комплекс взаимосвязанных систем и элементов, где более 25% отказов приходится на стартер и систему зажигания автомобиля, более 20% отказов относятся к световой сигнализации, 16% отказов - у контрольно-измерительных приборов и генератора. При этом отдельно в работах не учитывается техническое состояние таких связующих и то-копередающих элементов, как электрических проводов, техническая исправность которых

определяет работоспособность элементов в электрооборудовании автомобиля.

Неисправности и отказы ЭЭО, определяемые как случайные (внезапные), мгновенно изменяют из технически исправного состояния АТС в неисправное, и косвенно могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий либо иного неблагоприятного события.

На рисунке 1 представлен анализ причин отказов и режимов работ ЭЭО АТС, выраженный в виде качественной взаимосвязи.

Следует отметить, что наиболее нагруженными в силовом и временном измерениях ЭЭО, считаются: стартер, система зажигания, генератор автомобиля, электропривод рулевого управления (для определенного числа автомобилей) и фары ближнего света, которые определяются как потенциально регламентирующие техническую исправность и безопасность автомобиля в целом [2].

Поэтому для дальнейшего исследования были отобраны следующие ЭЭО автомобилей: провода стартера (ПС), провода фар ближнего света (ПФБС), провода генератора (ПГ), провода электропривода рулевого управления (ПРУ) и высоковольтные провода системы зажигания (ВП).

При эксплуатации значимым является то, что для поддержания автомобиля и его элементов в технически исправном состоянии необходимо их своевременное и качественное периодическое обслуживание. При этом, в классическом представлении под периодичностью технического обслуживания (ТО) принимают наработку, выраженную либо в километрах пробега, либо в часах работы, между двумя последовательно производимыми, однородными видами ТО.

При формировании системы ТО основной задачей является разработка оптимальных режи-

мов, а именно: определение требуемого перечня и последовательности операций ТО, оптимальной периодичности их выполнения с учетом конкретных условий эксплуатации автомобиля.

Определение периодичности плановых технических воздействий на автомобиль с целью предотвращения и отдаления моментов возникновения отказов и неисправностей его агрегатов и систем является важным этапом разработки режимов ТО. Можно выделить следующие методы определения периодичности ТО:

- по допустимому уровню безотказности;

- по допустимому значению и закономерности изменения параметра технического состояния;

- технико-экономический;

- экономико-вероятностный.

Важно учитывать тот аспект, что не каждый из методов может точно отразить достоверное значение в случае определения периодичности для ЭЭО АТС. Следовательно, необходимо выявление наиболее подходящего метода периодичности технического обслуживания для ЭЭО АТС. В нашем случае, согласно анализа состояния вопроса, наиболее подходящим представляется метод определения периодичности ТО по допустимому уровню бе-

зотказности, где основным критерием для уровня безотказности будет являться обеспечение не только безотказной, но и безопасной эксплуатации.

В качестве обобщающего параметра технического состояния для ЭЭО предлагается выбрать потенциал работоспособности, учитывающий состояние элементов электрооборудования с учетом процессов старения [3]. В данном случае в процесс старения закладываются условия, характеризующие эксплуатацию, дорожные условия, природно-климатические и другие факторы. Для определения численного значения потенциала работоспособности была разработана методика, которая представлена в виде блок-схемы на рисунке 2.

В ходе исследований были разработаны математические модели потенциала работоспособности для различных элементов электрооборудования. Общий вид определения потенциала работоспособности Пр представлен следующей зависимостью:

Пр = /(Ь) = /[Х(Ь)], (1)

где Х(Ь) - случайная функция изменения параметров от наработки, тыс. км;

/ - функция, описывающая детерминированную зависимость.

Рисунок 1. Качественная взаимосвязь причин отказов и режимов работ элементов электрооборудования АТС

Для определения потенциала работоспособности заложен следующий основной принцип. Во многих случаях выходной параметр объекта зависит от нескольких факторов X, Х2;...Х., которые могут иметь различные законы изменения во времени. В нашем случае, систему параметров внутренних факторов определяют температура, электрическое сопротивление и другие показатели работы ЭЭО, а систему параметров внешних факторов, влияющих на техническое состояние ЭЭО, определяют дорожные условия, окружающая среда, квалификация водителя, качество ТО и Р и другие факторы. Следовательно, выражение для определения Пр ЭЭО имеет вид:

Пр = /(Х1;Х2;...;Х1), (2)

где X - показатели входных параметров;

/(...) - функция изменения входных параметров внутренних факторов под воздействием внешних факторов.

Тогда, учитывая наработку на отказ ЭЭО АТС, а также то, что существует риск возникновения критических условий, когда предельные показатели температуры или сопротивления могут привести к внезапному отказу, формула для определения Пр принимает следующий вид: Пр=ДЬ) ■ кТ1 ■ кК1 (3)

где ^Ь) - функция изменения числа неисправных АТС по причине отказа ЭЭО от наработки;

КТ1 - двоичный коэффициент, учитывающий внезапные, случайные отказы ЭЭО, возникшие вследствие достижения критического значения температуры;

Кш - двоичный коэффициент, учитывающий внезапные, случайные отказы ЭЭО, возникшие вследствие достижения критического значения сопротивления.

Использование метода определения периодичности по допустимому уровню безотказности основывается на выборе рациональной периодичности, при которой вероятность отказа ¥ элемента не превышает заранее заданной величины 1, называемой риском. При этом, уровень риска характеризуется не только числом отказов, но и числом аварий по причине технической неисправности данного элемента [4].

Вероятность безотказной работы имеет вид:

Рд (X - ьто) - Яд =7> т.е. LT0=xr;

(4)

Рд (ПР - ПР„ред:> - Яд, те 1,то^ПрПред'

(5)

где х. - наработка на отказ;

Прпрд - предельное значение Пр;

Яд - риск возникновения отказа,

Яд=7 = 1-^ ;

Ь - периодичность ТО;

Рисунок 2. Блок-схема определения потенциала работоспособности элементов электрооборудования АТС

ЬПРпред - наработка при предельном значении Пр

Условия выбора рациональной периодичности ТО ЭЭО от наработки автомобиля имеет вид:

^Прпред '(О'1' ^Прпред ) — ^ТО — ^Прпред +

+ (°'1 ■ ЬПрпред )' при ЦТО ^ Цр0 (6)

В графическом виде общая закономерность изменения технического состояния ЭЭО в зависимости от наработки автомобиля отражена нарисунке 3.

Основанием для построения общей закономерности изменения параметра технического состояния Пр от наработки является то, что в процессе старения техническое состояние элементов электрооборудования зависит от значительного числа факторов. Причем, характер изменения Пр по нисходящей линии показывает ухудшение технического состояния в определенном коридоре, условно обозначенном прерывистыми линиями 1 и 3. Коридор определяет нижние и

1, 3 - границы единичных реализаций изменения Пр ЭЭО от наработки автомобиля; 2 - функция изменения математического ожидания Пр ЭЭО автомобилей; Сц - среднее квадратичное отклонение наработки при предельных значениях ЭЭО; Ц Пр) - математическое ожидание наработки ЭЭО

Рисунок 3. Общая закономерность изменения параметра технического состояния ЭЭО

от наработки автомобиля

верхние границы изменения Пр, а линия 2 построенная на показателях Пр, характеризует общее изменение параметра для массива однородных элементов. Значение Пр Л представляет со* прео 1

бой предельное значение Пр с допустимым уровнем риска, при достижении которого необходимо проведение профилактического воздействия, т. е. ТО. Определение Пр Л и установление за-

прео

кономерности изменения обобщающего параметра Пр от наработки позволяет установить периодичность ТО конкретного ЭЭО.

В сложившейся ситуации для каждого конкретного элемента электрооборудования необходимо провести исследование фактической наработки до отказа и установить критериальные показатели для постановки на техническое обслуживание. На примере эксплуатационных показателей стартера автомобилей модельного ряда «Лада-Калина» была проанализирована статистика по отказам и произведена проверка массива данных по условиям, определяющим параметры закона распределения. В результате установлено, что экспери-

ментальные данные по отказам стартеров автомобилей модельного ряда «Лада-Калина» подчиняются условиям нормального распределения и могут быть использованы для дальнейшей обработки.

На основании полученных результатов построена закономерность изменения потенциала работоспособности Пр от наработки и определено предельное значение этого показателя, формирующего периодичность работ по ТО непосредственно для стартера, представленное на рисунке 4.

Рисунок 4. Зависимость изменения значения Пр стартеров автомобилей модельного ряда «Лада-Калина» от наработки

Таблица 1. Рекомендованная периодичность ТО для электрооборудования автомобилей

модельного ряда «Лада-Калина»

Наименование операции Пробег автомобиля, тыс. км

3 15 30 45 60 75 90 105

Электрооборудование

1. Проверка отсутствия следов замыканий и видимых повреждений изоляции проводов + + + + + + + +

1.1. Проверка состояния коробки предохранителей - + + + + + + +

1.2. Проверка состояния ВП - - - + - - + -

1.3. Проверка состояния ПГ +

1.4. Проверка состояния ПРУ - - - - + - - -

1.5. Проверка состояния ПФБС — - - - - + - -

1.6. Проверка состояния ПС + -

2. Проверка работоспособности элементов электрооборудования: генератора, отопителя, обогрева заднего стекла, регулятора направления пучков света фар, электроприводов стеклоподъемников и электроблокировки замков + + + + + + + +

3. Проверка состояния и регулировка натяжения ремня привода генератора + + + + + + + +

4. Замена ремня привода генератора — — - - - + - -

5. Проверка уровня и плотности электролита обслуживаемой аккумуляторной батареи - + + + + + + +

6. Проверка надежности крепления клемм проводов аккумуляторной батареи; зачистка клемм проводов и выводов батареи нанесение на них смазки + + +

7. Зачистка коллектора стартера, проверка износа и прилегания щеток щеточного узла, очистка и смазка деталей привода стартера - - - + - - + -

8. Регулировка направления пучков света фар + + + + + + + +

Таким образом, показатель потенциала работоспособности для проводов стартера может быть представлен следующей зависимостью:

Пр( ПС) = 0,9153е-0,028Ц,

где Ь - наработка до отказа, тыс.км.

Предельное значение потенциала работоспособности стартера определяется равным Цпрпред = 0,09, а соответствующее расчетное значение периодичности обслуживания соответствует 91000 км и принимается с учетом корректирования регламента Ьто , установленного заводом - изготовителем, как 90000 км.

Одним из предлагаемых мероприятий для снижения вероятности возникновения отказов ЭЭО автомобилей являются контрольно-профилактические мероприятия, в основе которых определяется своевременное и качественное ТО.

С учетом полученных результатов нами предлагается ввести в качестве мероприятий в

регламентированный заводом-изготовителем перечень работ по ТО дополнительные операции по проверке и обслуживанию ранее выбранных элементов электрооборудования, которые выделены в таблице 1.

Таким образом, на основе результатов статистической обработки массива данных по отказам ЭЭО автомобилей были определены закономерности изменения потенциала работоспособности I д от наработки и рассчитаны предельные значения этого показателя, на основании которых сформированы регламентные профилактические работы по обслуживанию и установлены периодичности ТО конкретных элементов, что позволит снизить вероятность возникновения внезапных отказов, обеспечить поддержание в технически исправном состоянии электрооборудование, а также повысить уровень эксплуатационной безопасности.

14.06. 2014

Список литературы:

1. Бондаренко, Е.В. О взаимосвязи противопожарной безопасности и параметров автомобилей технического состояния автомобилей / Е.В. Бондаренко, Р.Х. Хасанов, Е.С. Сидорин, В.С. Голованов // Мир транспорта и технологических машин, 2011. - №4 (35). - С. 73-80.

2. Бондаренко, Е.В. Обеспечение безопасности автотранспортных средств с учетом технического состояния элементов электрооборудования / Е.В. Бондаренко, Р.Х. Хасанов, Е.С. Сидорин, В.С. Голованов // Мир транспорта и технологических машин, 2012. - №2 (37). - С. 96-100.

3. Павлов, А.П. Теория потенциала работоспособности и ремонтного резервирования надежности стареющих технических систем / А.П. Павлов [и др.].- М.: МАДИ, 2013. - 104 с.

4. Сидорин, Е.С. Значимость надлежащего технического обслуживания электрооборудования для безопасности АТС / Е.С. Сидорин, Р.Х. Хасанов, В.С. Голованов // Проблемы и перспективы развития Евроазиатских транспортных систем: материалы пятой Международной научно-практической конференции, 17-18 мая 2013 г. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - С. 243-248.

5. Сидорин, Е.С. О влиянии технического обслуживания электрооборудования автомобилей на эксплуатационную безопасность / Е.С. Сидорин, Р.Х. Хасанов, В.С. Голованов //Актуальные проблемы автотранспортного комплекса: межвуз. сб. науч. статей (с междунар. участием). - Самар. гос. техн. ун-т, 2013. - C. 114-118.

6. Хасанов, Р Х. Обоснование выбора организационно-технических мероприятий для элементов электрооборудования легкового автомобиля / Р.Х. Хасанов, Е.С. Сидорин, В.С. Голованов // Организация и безопасность дорожного движения: материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - С. 190-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Хасанов, Р.Х. Исследование эксплуатационной безопасности автотранспортных средств при проведении технического обслуживания электрооборудования / Р.Х. Хасанов, В.С. Голованов, Е.С. Сидорин // Проблемы и перспективы развития Евроазиатских транспортных систем: материалы пятой Международной научно-практической конференции. - Челябинск: ЮУрГУ, 2013. - C. 260-263.

8. Хасанов, Р.Х. О показателях технического состояния электрооборудования автомобилей / Р.Х. Хасанов, В.С. Голованов, Е.С. Сидорин // Materialy IX mezinarodni vedecko - prakticka konference «Zpravy vedecke ideje - 2013». - Dil 24. Technicke vedy: Praha - P. 88-94.

9. Хасанов, Р.Х. О роли технического состояния электрооборудования в безопасности автотранспортных средств / Р.Х. Хасанов, Е.С. Сидорин, В.С. Голованов, И.Р. Хамматов // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: материалы седьмой междунар. науч.-техн. конф, 16-18 мая 2012 г. - Пенза: ПГУАС, 2012. - С. 380-384.

Сведения об авторах:

Хасанов Рустем Халилович, доцент кафедры автомобилей и безопасности движения транспортного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, доцент, е-шаИ: hasanov_r@mail.ru

Сидорин Евгений Сергеевич, аспирант кафедры автомобилей и безопасности движения транспортного факультета Оренбургского государственного университета, е-шаП: xxxa7@mail.ru 460000, г. Оренбург, пр-т Победы, ауд. 10202, тел. (3532) 91-22-28

Ковриков Иван Тимофеевич, профессор кафедры машин и аппаратов химических

и пищевых производств факультета прикладной биотехнологии и инженерии Оренбургского государственного университета, доктор технических наук, профессор 460000, г. Оренбург, пр-т Победы, ауд. 3113б, тел. (3532) 37-24-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.