Научная статья на тему 'Обоснование и выделение химии как самостоятельной учебной дисциплины профессором Р. Ф. Арендтом'

Обоснование и выделение химии как самостоятельной учебной дисциплины профессором Р. Ф. Арендтом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ НАУКА / ХИМИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ / ХИМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / CHEMICAL SCIENCE / CHEMISTRY AS THE TEACHING SUBJECT / TECHNIQUE OF TEACHING OF CHEMISTRY / CONTENTS OF TRAINING OF CHEMISTRY / DIDACTIC PRINCIPLES OF TEACHING OF CHEMISTRY / CHEMICAL COMPONENT OF AVERAGE AND HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Охарактеризован процесс дидактического преобразования химической науки в соответствующую учебную дисциплину. Выделена приоритетная роль профессора кафедры химии Р. Ф. Арендта в выделении химии в отдельный учебный предмет в средней школе. Оценен вклад профессора в становление и развитие дидактики и методики преподавания химии в средних и высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION AND ALLOCATION OF CHEMISTRY AS INDEPENDENT SUBJECT BY PROFESSOR R. F. ARENDT

Process of didactic transformation of a chemical science in teaching subject is characterized. The priority role of the professor of faculty of chemistry R. F. Arendt in allocation of chemistry in teaching subject in school is allocated. The professor's contribution to becoming and development of didactics and a technique of teaching of chemistry in school and higher educational institutions is appreciated.

Текст научной работы на тему «Обоснование и выделение химии как самостоятельной учебной дисциплины профессором Р. Ф. Арендтом»

М. Ф. Каримов

Обоснование и выделение химии как самостоятельной учебной дисциплины профессором Р. Ф. Арендтом

Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная 10; тел/факс (3414)2-64-55

Охарактеризован процесс дидактического преобразования химической науки в соответствующую учебную дисциплину. Выделена приоритетная роль профессора кафедры химии Р. Ф. Арендта в выделении химии в отдельный учебный предмет в средней школе. Оценен вклад профессора в становление и развитие дидактики и методики преподавания химии в средних и высших учебных заведениях.

Ключевые слова: химическая наука, химия как учебный предмет, методика преподавания химии, содержание обучения химии, дидактические принципы преподавания химии, химическая составляющая среднего и высшего образования.

Промышленный переворот — переход от мануфактуры к машинному технологическому производству, произошедший в Германии в середине девятнадцатого века, связанный с увеличением многообразия и сложности производственных приемов и операций, осуществляемых на основе механических и химических закономерностей природной и технической действительности, стимулировал развитие естественно-математических и технических наук, появление в государственной системе народного образования массовых реальных гимназий, реальных училищ и бюргерских школ.

В связи с этим возникла государственная, научная и дидактическая задача выделения из учебного предмета «Естествознание» химии как самостоятельной учебной дисциплины со своим адекватным науке содержанием, преподаваемым в массовой средней школе.

В определении содержания обучения учащихся реальных гимназий, реальных училищ и бюргерских школ основам химии фундаментальные труды Н. Лефевра (1610—1674) «Теоретическая и практическая химия» 1, Р. Бойля (1627—1691) «Химик-скептик» 2, Г. Э. Шталя (1659—1734) «Рациональная и экспериментальная химия» 3, Г. Бургаве (1668—1738) «Элементы химии» 4, М. В. Ломоносова (1711—1765) «Курс истинной физической химии» 5, П. Ж. Макера (1718—1784) «Элементы теоретической химии» 6, А. Боме (1728—1804) «Химия экспериментальная и рациональная» 7,

Дата поступления 11.01.08

А. Л. Лавуазье (1743—1794) «Элементарный курс химии» 8, А. Ф. Фуркруа (1755—1809) «Рассуждения и наблюдения по химии» 9, Дж. Дальтона (1766—1844) «Новая система химической философии» 10, В. А. Лампадиуса (1772—1842) «Руководство по общей металлургии» 11, Х. Г. Пфаффа (1773—1852) «Руко-

12

водство по аналитической химии» 12, Й. Я. Берцелиуса (1779—1848) «Учебник по химии» 13 и Ю. Либиха (1803—1873) «Органическая химия в приложении к земледелию и физиологии» 14, в которых были обоснованы предмет, задачи и методы исследования химии как отдельной естественно-математической научной дисциплины, не могли быть непосредственно использованы для освоения в средних учебных заведениях в связи со сложностью научного языка, высоким уровнем абстрактных представлений и большим объемом монографий по химии ХУ11—Х1Х веков.

Анализируя содержание вышеперечисленных и других работ выдающихся химиков ХУП—Х1Х веков, оценивая потребности и достижения промышленной революции XIX века, основываясь на трудах Я. А. Коменского (1592—1670) «Великая дидактика» 15, И. Ф. Гер-барта (1776—1841) «Психология и педагогика. Лекция директора» 16 и Ф. А. Дистервега (1790—1866) «Дидактические правила» 17, профессор кафедры химии Лейпцигского политехнического института с 1880 г., преподаватель естествознания реального училища в Лейпциге с 1861 г., изучавший математику и естественные науки в Лейпцигском университете с 1853 по 1857 гг., работавший ассистентом при сельскохозяйственной испытательной станции в Мокерне Рудольф Фридрих Арендт (1826—1902), получивший ряд уникальных теоретических и экспериментальных результатов в области агрохимии 18, руководивший с 1862 г. «Центральной химической газетой», впервые поставил и разрешил научно-дидактическую проблему о выделении химии как самостоятельного учебного предмета, преподаваемого в средних учебных заведениях общего и специального профилей.

Учебники и учебные пособия по неорганической, физической и общей химии, написанные профессором Р. Ф. Арендтом для учащихся средних и высших учебных заведений, представлены в табл. 1.

Таблица 1 Учебная литература по химии для обучающихся в средней и высшей школах как основной элемент научного творчества профессора А. Ф. Арендта

Годы Название учебника Краткое содержание

1859 Учебник по электричеству Изложены в доступноИ для учащихся средних и высших учебных заведении положения об электричестве

1868 Учебник по неорганиче- и 20 скои химии Представлены около трехсот опытов по неорганической химии для изучения в средних учебных заведениях

1869 Материалы для изучения в естествознании 21 Приведены научные сведения по физике и химии, полученные в первоИ половине девятнадцатого века

1876 Основы неорганической 22 химии Выделены многочисленные упражнения и задачи по химии для учащихся среднего и высшего звена обучения

1881 Техника экспериментальной химии 23 Описаны лабораторное оборудование и постановка экспериментальных работ по химии середины XIX века

1884 Основания химии 24 Отражены основные достижения теоретической и экспериментальной химии девятнадцатого столетия

1890 Основания химии и мине- 25 ралогии Освещены с единоИ точки зрения состояние и проблемы фундаментальной химии и прикладной минералогии

1939 Основания химии для обучения старше-26 классников Осуществлены дидактические преобразования положении и методов химии первоИ трети двадцатого века

В связи с высоким уровнем качественного и количественного востребования со стороны массовых средних учебных заведений по отношению к учебникам и учебным пособиям по химии профессора Р. Ф. Арендта, они были усовершенствованы и переизданы многократно: «Основания химии и минералогии» — шестнадцать раз; «Техника экспериментальной химии» — десять раз; «Основания химии» — пять раз и т. д.

Профессором Р. Ф. Арендтом впервые было спроектировано и реализовано и дидактическое сопровождение процесса преподавания химии как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных и специальных школах, о чем свидетельствуют его научно-педагогические труды, приведенные в табл. 2. В них изложены и обоснованы на примере преподавания химии нижеследующие элементы дидактических принципов обучения и воспитания учащихся.

Таблица 2 Методическая литература по химии для преподавателей средней и высшей школ как основной элемент дидактического творчества профессора А. Ф. Арендта

Годы Название пособия Краткое содержание

1862 Преподавание химии в низших 27 и высших школах Выделена дидактическая необходимость отдельного обучения основам химии в средней школе

1868 Организация техники и аппаратов в обучении химии 28 Определены лабораторное оборудование и учебные эксперименты по неорганической химии

1869 Обучение естествознанию — основе современного общего образования 29 Обоснована важность изучения естествознания каждым старшеклассником средней школы

1883 Химия как учебныИ предмет в воспитательноИ 30 школе Охарактеризован высокий уровень воспитательного потенциала химии как учебного предмета

1884 Руководство по преподаванию 31 химии Изложена методика преподавания основ химии в средних учебных заведениях различного профиля

1885 Ответ на письмо о создании школьных учебников 32 Обсуждена с учетом критики дидактическая проблема создания учебников для средней школы

1886 Методика учебного 33 курса по химии Построена научная система преподавания основ химии в средней общеобразовательной школе

1893 Образовательная часть и воспитательное значение обучения химии 34 Представлена единая образовательно-воспитательная структура процесса обучения химии

1895 Дидактика и методика преподавания 35 химии Освещено развитие дидактической и методической составляющей процесса обучения химии

1. Включение в учебный план каждой средней школы полного или сокращенного курса химии для успешного достижения дидактической цели общего образования учащихся.

2. Осуществление введения в химию на основе непосредственного отражения в сознании учащихся обычных природных объектов, процессов и явлений.

3. Установление адекватной действительности связи изучаемых знаний по химии с ежедневным личным жизненным опытом обучающихся в средней общеобразовательной школе.

4. Постепенное нарастание трудностей обучения основам химии учащихся посредством постепенного перехода от простого к сложному и от известного к неизвестному.

5. Обращение неоднократное учащихся к изучению и запоминанию пройденного учебного материала с целью достижения прочности обучения основам химии.

6. Достижение систематическим и регулярным теоретическим и практическим обучением химии учащихся единого и синхронного решения образовательных и воспитательных задач.

7. Освоение превращений вещества путем наглядного изучения физико-химического явления, вызванного постепенным увеличением концентраций составляющих его частей.

8. Распределение теоретического и экспериментального изучения протекания химических реакций по всему полному или сокращенному учебному курсу химии.

9. Осмысление постоянное учащимися логических связей частей учебного курса химии для обеспечения научности, системности и последовательности процесса обучения.

10. Чередование в последовательности индуктивных и дедуктивных методов обучения химии в целях достижения успехов в общем образовании учащихся за кратчайшее время.

Современная система дидактических принципов обучения школьников и студентов естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам, включающая системность, доступность, научность, связь с жизнью и трудом, наглядность, сознательность, творческая активность, информативность, систематичность, оперативность, компле-ментарность, регулярность, самостоятельность, адаптируемость, прагматичность, эмоциональность, индивидуальность, коллективность, гума-нитарность, политехничность и интегративность в изложении и освоении учебного материала 36, внедрила в себя многое позитивное из того, что было разработано в творческой деятельности профессора Р. Ф. Арендта.

Как видно из табл. 2, основатель индуктивного метода преподавания химии в средних учебных заведениях профессор Р. Ф. Арендт много внимания уделял раскрытию воспитательного потенциала, заложенного в содержании, формах организации и методах обучения школьников и студентов естественно-математическим дисциплинам.

Шестнадцатикратное издание «Руководства по преподаванию химии и минералогии», написанного профессором Р. Ф. Арендтом, свидетельствует о высоком уровне творческого вклада этого ученого в становление и развитие среднего звена мировой дидактической системы естественно-математического образования молодежи.

Российская система естественно-математического образования учащихся средних учебных заведений тоже восприняла много позитивного из творческого наследия профессора Р. Ф. Арендта в области методики преподава-

ния химии и техники учебного физико-химического эксперимента 37-39.

В настоящее время нами в процессе преподавания естественно-математических дисциплин и во время прохождения студентами высшей школы педагогической практики в средних учебных заведениях используется ряд положений и методических указаний из дидактической системы профессора Р. Ф. Арендта 40.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала относительно обоснования и выделения химии как самостоятельной учебной дисциплины профессором Р. Ф. Арендтом служат основанием для формулирования следующих выводов:

1. Активно участвующий в развитии химической науки, освоении промышленного технологического производства и совершенствовании системы естественно-математического образования профессор Р. Ф. Арендт впервые в середине девятнадцатого века четко и на уровне широкой общественности поставил научно-дидактическую проблему об отдельном изучении химии как учебного предмета в средних учебных заведениях.

2. Учебники и пособия по химии для учащихся общих и специальных средних учебных заведений, написанные профессором Р. Ф. Арендтом, многократно переизданные, выдержали дидактическую проверку временем и составят прочное звено в фундаменте развивающейся системы естественно-математического образования обучающихся в средней и высшей школах.

3. Индуктивная методика преподавания химии и техника химического учебного эксперимента, спроектированная и реализованная профессором Р. Ф. Арендтом на основе соответствующих принципов обучения, образует вместе с дедуктивным изложением учебного материала целостную дидактическую систему, ориентированную на успешное решение школьных и вузовских задач обучения и воспитания молодежи.

Литература

1. Le Fevre N. Chimie theorique et practique.— Paris: A.Dovde, 1660.— Vol. 1.—№2.

2. Boyle R. Chymista scepticus; vel Dubia et paradoxa chymico — physica, circa spagyricorym principia, vulgr dicta hypostatica, prout proporii & propugnari solent a turba alchymistarm. Cui pars praemittitur alterius cujurtam dissertations ad idem argementum spectans.— Roterodami: A. Leers, 1668.— 392 p.

3. Stahl G. E. Chymia rationalis et experimentalis; oder grunliche der nature und vernunfft gemаsse

und mit experimenten erwiesene einleitung zur chymie.— Leipzig: Bey C.J.Eysseln, 1720.— 520 s.

4. Boerhaave H. Elementa chemiae, quae anniversario labore docuit, in publicis, privatisque, scholis.— Londini: Sumptibus S. K. et J. K., 1732.- Vol. 1.- №2.

5. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Труды по физике и химии. 1747-1752 гг.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.- Т. 2.- 727 с.

6. Macquer P. J. Elemens de chymie - theorique.-Paris: Chez P. Fr. Didot, 1756.- 368 p.

7. Baume A. Chymie experimentale et raissonnee.-Paris: P. F. Didot, 1773.- Vol. 1.- №3.

8. Lavoisier A. L. Traite elementaire de chimie, presente dans un ordre nouveau et d‘apres les descouvertes modernes.- Paris: Cuchet, 1789.-Vol. 1.- №2.

9. Fourcroy A. F. Memoires et observations de chime.- Paris: Cuchet, 1784.- 447 p.

10. Dalton J. A new system of chemical philosophy.-

Manchester: Printed by S. Russell for

R. Bickerstaff, 1808.- 1827.- Vol. 1.- №2.

11. Lampadius W. A. Handbuch der allgemeinen huttenkunde, in theoretischer und practischer hinsicht entworfen. Bd. 1-2. - Gottingen: H.Dieterich, 1801-1810.

12. Pfaff G. H. Handbuch der analytischen chemie. Bd. 1. Propadeutischer theil oder lehre von den reagentien. Analytische chemie der anorganische k^per.- Altona, 1821.- 464 s.; Bd. 2. Die fortsetzung der ersten haupttheilen der analytischen chemie der anorganische korper und den zweiten haupttheil - die analytische chemie der organischen korper.- Altona, 1822.- 696 s.

13. Berzelius J. J. Lehrbuch der chemie. Bd.1-5.-Dresden; Leipzig: Arnold, 1843-1848.

14. Liebig J. Chimie organique applique a la physiologie vegetale et a l‘agriculture: suivie d‘un essai de toxicology.- Paris: Fortin, Masson et Cie, 1841.- 437 p.

15. Коменский Я. А. Избранные сочинения. Великая дидактика.- Ревель: Журнал «Гимназия», 1893.- Ч. 2.- 342 с.

16. Гербарт И. Ф. Психология и педагогика. Лекция директора.- СПб.: Типография Академии наук, 1888.- 21 с.

17. Дистервег Ф. А. Дидактические правила.- Киев: Университетская типография, 1870.- 96 с.

18. Arendt R. F. Das wachstum der haferpflanze. Physiologisch-chemische untersuchungen bber aufnahme, vertheilung und wanderung der narungsstoffe.- Leipzig: Brockhaus, 1859.- 51 s.

19. Gavarret J., Arendt R. F. Lehrbuch der elektrici^t.- Leipzig: Brockhaus, 1859.- 151 s.

20. Arendt R. F. Lehrbuch der anorganischen chemie: nach den neusten ansichten der wissenschaft, auf rein experimentaller grundlage fur hohere lehranstallen und zum selbstunterricht: enthaltend 291 versuche.- Leipzig: L.Voss, 1868.- 578 s.

21. Arendt R. F. Materialen fur den anschauungs-unterricht in der naturlehre.- Leipzig: L. Voss, 1869.- 248 s.

22. Arendt R. F Grundriss der anorganischen chemie fur mittelere und hohrere schulen und fbr

lehrerseminare mit zahlreich repetitionsfragen und s^chiometrich aufgaben.- Leipzig: L. Voss, 1876.- 351 s.

23. Arendt R. F. Technik der experimentalchemie. Anleitung zur ausfuhrung chemischer experimente beim unterrichte an niederen und hцheren schulen. Fbr Lehrer und studierende. Bd. 1. Algemeiner theil und niederer cursus.- 316 s. Bd. 2. Hoherer cursus.- 411 s.- Leipzig: L. Voss, 1881.

24. Arendt R. F. Grundzuge der chemie.- Leipzig und Hamburg: L. Voss, 1884.- 361 s.

25. Arendt R. F. Grundzuge der chemie und mineralogie.- Leipzig und Hamburg: L. Voss, 1890.- 451 s.

26. Arendt R. F., D^mer K. E., Doermer L. Grundzbge der chemie fbr den unterricht an hoheren schulen.- Leipzig: J. A. Barth, 1939.313 s.

27. Arendt R. F. Der unterricht in der chemie an niederen und hoheren schulen.- Leipzig: Klikhardt, 1862.- 25 s.

28. Arendt R. F. Organisation, technik und apparat des unterrichts in der chemie an niederen und hцheren lehranstallen. Eine erganzungsschift zu des verfassers lehrbuch der anorganischen chemie.- Leipzig: L. Voss, 1868.- 251 s.

29. Arendt R. F. Der anschauungsunterricht in der naturlehre als grunlage fur eine zeitgemasse allgemeine bildung und vorbereitung fur jeden hoheren naturwissenschaftlichen unterricht.-Leipzig: L. Voss, 1868.- 151 s.

30. Arendt R. F.//Jahrbuch des Vereins fur wissenschaftliche Padagogik.-1883.-№15.-S.199.

31. Arendt R. F. Leitfaden fur den unterricht in der chemie.- Leipzig und Hamburg: L. Voss, 1884.86 s.

32. Arendt R. F. Antwort auf den offenen brief des Herrn Dr. Karl Banitz nebst eingeflochtenen kritischen bemerkungen als beitrag zur geschichte der schulbucherfabrikation.-Leipzig: L. Voss, 1885.-21 s.

33. Arendt R. F. Methodischer lehrgang der chemie.-Halle: Waisenhaus, 1886.- 251 s.

34. Arendt R. F. Bildungselemente und erziehlicher wert des unterrichts in der chemie an niederen und hoheren lehranstalten.- Leipzig und Hamburg: L. Voss, 1893.- 97 s.

35. Arendt R. F. Didaktik und methodic des chemie -unterrichts.- Munchen: C. H. Beck‘sche Verlag, 1895.- 351 s.

36. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.- Т. 13, № 5.- С. 98.

37. Арендт Р. Ф. Учебник неорганической химии доктора Рудольфа Арендта. Вып.1.- М.: Тип. Грачева и Ко, 1871.- 288 с.

38. Арендт Р. Ф. Введение в естествознание по способу наглядного обучения.- Казань: Тип. Императорского университета, 1878.- 125 с.

39. Арендт Р. Ф. Основные начала химии и минералогии. Методическое руководство.- СПб.: К. Л. Риккер, 1904.- 346 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Каримов М. Ф. Подготовка будущих учителей-исследователей в информационном обществе.-Челябинск: Изд-во ЧГпУ «Факел», 2002.- 612 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.