Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ И ПРОЦЕДУРА УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА'

ОБОСНОВАНИЕ И ПРОЦЕДУРА УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадастровый учет / органы местного самоуправления / границы земельного участка / сделки с недвижимостью / межевание земли / cadastral registration / local governments / land boundaries / real estate transactions / land surveying

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н Н. Федоскин

В статье анализируются актуальные вопросы уточнения границ земельных участков, находящихся во владении граждан и муниципалитетов. Автор рассматривает спорные вопросы межевания, возникающие в процессе хозяйственного использования земельных участков, указывает на необходимость данной процедуры и анализирует механизм практического осуществления процедуры. Указывается на роль органов МСУ при проведении землеустроительных работ, механизм постановки на кадастровый земельный учёт вновь образованных земельных участков. Даются практические рекомендации по выбору кадастровых инженеров, уделяется значительное место разбору и анализу правоприменительной практики. Указывается, что вопросы изменения границ уже оформленных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда, который вправе изменять такие границы с учётом всех заинтересованных сторон. Автор приходит к выводу о необходимости процедуры уточнения границ земельного участка, необходимости взаимодействия с владельцами соседних смежных участков, с муниципалитетами и надзорными органами при решении возникающих земельных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н Н. Федоскин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION AND PROCEDURE FOR CLARIFYING THE BOUNDARIES OF THE LAND PLOT

The article analyzes the current issues of clarifying the boundaries of land plots owned by citizens and municipalities. The author examines the controversial issues of land surveying that arise in the process of economic use of land plots, points out the need for this procedure and analyzes the mechanism of practical implementation of the procedure. The role of the local self-government bodies in carrying out land management works, the mechanism for setting up cadastral land registration of newly formed land plots is indicated. Practical recommendations are given on the selection of cadastral engineers, and a significant place is given to the analysis and analysis of law enforcement practice. It is indicated that the issues of changing the boundaries of land plots that have already been drawn up and put on cadastral registration are within the competence of the court, which has the right to change such boundaries taking into account all interested parties. The author comes to the conclusion about the need for a procedure for clarifying the boundaries of a land plot, the need to interact with the owners of neighboring adjacent plots, with municipalities and supervisory authorities in solving emerging land issues.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ И ПРОЦЕДУРА УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА»

ОБОСНОВАНИЕ И ПРОЦЕДУРА УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО

УЧАСТКА

Н.Н Федоскин, канд. пед. наук, доцент

Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Смоленск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-149-151

Аннотация. В статье анализируются актуальные вопросы уточнения границ земельных участков, находящихся во владении граждан и муниципалитетов. Автор рассматривает спорные вопросы межевания, возникающие в процессе хозяйственного использования земельных участков, указывает на необходимость данной процедуры и анализирует механизм практического осуществления процедуры. Указывается на роль органов МСУ при проведении землеустроительных работ, механизм постановки на кадастровый земельный учёт вновь образованных земельных участков. Даются практические рекомендации по выбору кадастровых инженеров, уделяется значительное место разбору и анализу правоприменительной практики. Указывается, что вопросы изменения границ уже оформленных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда, который вправе изменять такие границы с учётом всех заинтересованных сторон. Автор приходит к выводу о необходимости процедуры уточнения границ земельного участка, необходимости взаимодействия с владельцами соседних смежных участков, с муниципалитетами и надзорными органами при решении возникающих земельных вопросов.

Ключевые слова: кадастровый учет, органы местного самоуправления, границы земельного участка, сделки с недвижимостью, межевание земли.

Точно определенные границы земельного участка предоставляют владельцу защиту от экономических и юридических проблем, которые могут возникнуть на практике при решении спорных вопросов при размещении объектов недвижимости, совершении различных сделок по отчуждению или приобретению объекта недвижимости и т.д.

Уточнение границ земельного участка позволяет исправить и исключить различные ошибки землеустроительных работ, например, данные о площади участка, решить территориальные споры с соседями. Весомым фактором установления границ является то обстоятельство, что в реальности площадь участка может оказаться больше или меньше площади, указанной в документах на землю, а значит и абсолютно разным будет земельный налог. Использование земельной площади, выходящей за границы участка, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса об

административных правонарушениях РФ [1]. Санкция предусматривает уплату штрафа на физических лиц от 5 до 10 тысяч рублей, а если кадастровая стоимость захваченного участка определена, то размер штрафа уже составляет от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей.

Процедура уточнения границ земельного участка после межевания и внесения данных в ЕГРН позволяет гражданину в более обоснованной и полной мере защитить свои права собственника. Потребуется процедура уточнения границ земельного участка, если гражданин намерен обратиться с ходатайством в органы исполнительной власти с целью перераспределения, или увеличения площади своего земельного участка за счет смежных земель, не находящихся в обороте.

Большинство вопросов, касающихся процедуры уточнения границ земельного участка, урегулирована Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О госу-

дарственной регистрации недвижимости» [2] и Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [3].

Получить необходимые сведения о границах земельного границы можно из выписки ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Если границы не установлены, или не проводилось межевание, то будет отметка - «границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Если пользоваться «Публичной кадастровой картой», то в окне описания объекта будет отметка «Без координат границ». Как правило, уточнение границ осуществляется собственником земельного участка или органами управления при проведении комплексных кадастровых работ в зоне нахождения участка. Работы проводит кампания, имеющая лицензию на проведение данного вида работ, а непосредственно выполняет работу кадастровый инженер, имеющий квалификационный аттестат. Со стороны заявителя перед заключением договора подряда необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, свидетельство о праве собственности на земельный участок или постановление администрации о предоставлении данного участка. Документами, подтверждающими права на земельный участок, могут быть и договор купли-продажи, решение суда, свидетельство о праве на наследство и другие бумаги. Следует обратить внимание, что работы проводятся с участками земли, которые состоят на кадастровом учёте, но их границы не определены конкретно, т.е. нуждаются в уточнении.

Кадастровый инженер в обязательном порядке изучает предоставленную заказчиком документацию, имеющиеся геодезические метки по участку и сверку адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков. При подготовке межевого плана информируются владельцы смежных земельных наделов. После проведения геодезической съемки и замеров участка определяются координаты межевых знаков и готовится чертеж земельного участка с

указанием границ. Необходимо подписать акт согласования с соседями, с целью избежания споров и судебных разбирательств. Ошибки, допущенные кадастровым инженером на основании неточных сведений при начале выполнения работ, так же могут повлечь судебное разбирательство, например, наложение границ, или реестровая ошибка. В качестве примера можно привести Решение Усть-Абаканского районного суда (Республика Хакасия) № 2-220/2017 2-220/2017~М-126/2017 М-126/2017 от 26 сентября 2017 г. по делу № 2-220/2017 [4].

Межевой план составляется в виде электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера в обязательном порядке. После прохождения документов в кадастровой палате, выдаются документы на участок, которые необходимо зарегистрировать в Росре-естре. Заявление и необходимые документы отправляются в Росреестр через МФЦ, либо почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, или через сайт Росреестра. При регистрации обязательна уплата госпошлины, которая подается вместе с необходимым пакетом документов.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях уполномоченные органы могут отказать в регистрации. Например, заявитель собрал или не предоставил все необходимые документы, кадастровая ошибка, площадь участка не соответствует выписке из ЕГРН, отсутствует генеральный план или картографический материал на этот земельный участок.

Получить информацию о допустимых пределах участка можно воспользовавшись сайтом Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП). Часто допустимая площадь указана на сайте исполнительных органов власти, где на карте градостроительного зонирования будет определена территориальная зона и соответственно допустимые размеры земельного участка [5]. Причем необходимо отметить, что по регионам РФ цифры будут

отличаться. И также порой необходимо вой регламентации. Анализ проблемных взаимодействие с органами власти при вопросов позволит разработать более со-установлении границ, поиске владельцев вершенный механизм и внести соответ-смежных участков. ствующие поправки в законодательство,

В настоящее время, в юридической учесть и защитить интересы землевла-практике не решен ряд аспектов данного дельцев и государства. вопроса, требующих специальной право-

Библиографический список

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256.

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ. 17 июля 2015 г. № 156.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О кадастровой деятельности» // СЗ РФ. 2007, № 31, ст. 4017.

4. Решение Усть-Абаканского районного суда (Республика Хакасия) № 2-220/2017 2-220/2017~М-126/2017 М-126/2017 от 26 сентября 2017 г. по делу № 2-220/2017 //СПС «Гарант».

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изменениями и доп. вступ. в силу с 01.04. 2024) // СЗ РФ. 2005, № 1 (часть 1), ст. 16.

JUSTIFICATION AND PROCEDURE FOR CLARIFYING THE BOUNDARIES OF

THE LAND PLOT

N.N. Fedoskin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration

(Russia, Smolensk)

Abstract. The article analyzes the current issues of clarifying the boundaries of land plots owned by citizens and municipalities. The author examines the controversial issues of land surveying that arise in the process of economic use of land plots, points out the need for this procedure and analyzes the mechanism of practical implementation of the procedure. The role of the local self-government bodies in carrying out land management works, the mechanism for setting up cadastral land registration of newly formed land plots is indicated. Practical recommendations are given on the selection of cadastral engineers, and a significant place is given to the analysis and analysis of law enforcement practice. It is indicated that the issues of changing the boundaries of land plots that have already been drawn up and put on cadastral registration are within the competence of the court, which has the right to change such boundaries taking into account all interested parties. The author comes to the conclusion about the need for a procedure for clarifying the boundaries of a land plot, the need to interact with the owners of neighboring adjacent plots, with municipalities and supervisory authorities in solving emerging land issues.

Keywords: cadastral registration, local governments, land boundaries, real estate transactions, land surveying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.