МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ
ЛЕОНОВА Ольга Геннадьевна
доцент кафедры прикладной экономики, кандидат экономических наук, доцент,
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Россия, г. Санкт-Петербург
ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ НАУЧНОСТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена стремительным интересом к формированию компетенций в области тайм-менеджмента. Это обусловлено рядом факторов: ориентацией на формирование социально-психологических компетенций в образовательных программах, необходимостью снижения стрессовых и конфликтных ситуаций, поиском эффективных путей взаимодействия с сотрудниками и ключа к самомотивации. Как научное направление тайм-менеджмент имеет свой понятийный аппарат, цели и задачи, принципы, методы и техники, которые постоянно дополняются, в общем виде составляет систему знаний. В статье предпринята попытка выдвижения гипотезы о том, что в ближайшем будущем тайм-менеджмент будет относиться к научному учению и составлять свою предметную область науки, а не только к практическим техникам управления временем, которые активно используются в бизнесе.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, наука, научность направления, критерии науки.
Как правило, в большинстве случаев тайм-менеджмент ассоциируется с учением об эффективности использования рабочего и личного времени. Данное направление появилось в 60-х годах 20 века как реакция на ускорение темпов жизни общества. Считается, что данное направление зародилось в Европе, исходя из названия, но вопросам управления временем внимание уделялось, начиная с существования жизни. В каждой стране различные исследователи пытались обобщить имеющиеся знания и дополнить их собственными выводами, начиная с древнегреческих философов.
Тем не менее, каждый понимает, что временем невозможно управлять, так как оно неумолимо истекает, но можно организовать любую деятельность более эффективно. Над этим тайм-менеджмент и работает по сей день, осуществляя поиск методов оптимизации процессов управления персоналом и собой.
В настоящее время актуальность и частота использования понятия тайм-менеджмента стремительно возрастает, что обусловлено следующими предпосылками:
- включение в образовательный процесс формируемых компетенций в области
управления своим временем, самомотивацией и самообразованием;
- обществом приходит осознание факта необходимости развития навыков «soft skills» (социально-психологических), направленных на развитие профессиональной эффективности;
- усложнение рыночных взаимоотношений, увеличение темпов развития бизнеса, многозадачности; в этих условиях большинство людей отмечают наличие стрессовых ситуаций в жизни, решение которых требует психологической разрядки;
- постоянный поиск управленческих решений, направленных на эффективное взаимоотношение с сотрудниками, их поддержка и мотивация;
- развитие творческих способностей у сотрудников, которые способствуют неординарному поиску решений рабочих задач, нововведениям и изменениям.
С учетом приведенной выше актуальности учения тайм-менеджмента, выдвигается гипотеза о том, что в скором времени данное направление приобретет большую структурированность и научность, потому что в
настоящее время уже отвечает нескольким признакам науки.
Основным признакам науки являются [1, 2]:
1. Наука есть знание, зафиксированное в определённой системе знаков, построенной на основании точных правил.
2. Наука всегда фиксируется в максимально определённом (для каждого исторического уровня) языке.
3. Наука есть система знаний о законах функционирования и развития объектов.
4. Наука представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое.
5. Наука представляет собой систему непрерывно возрастающих и пополняющихся знаний. Это пополнение осуществляется при помощи наиболее совершенных методов.
6. Наука обладает составом, в который входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, описание эмпирического материала.
Первому критерию научности тайм-менеджмент пока не соответствует, так как каждый специалист данной области предлагает собственные методики управления ресурсами, которые зачастую не отвечают определённой системе знаков, построенной на основании точных правил.
Второму критерию, базирующемуся на том, что наука всегда фиксируется в максимально определённом языке на каждом этапе развития, данное направление тоже не соответствует, так как появилось сравнительно недавно и не имеет собственного языка, несмотря на наличие базового понятийного аппарата. В настоящее время уже предприняты попытки проследить эволюцию тайм-менеджмента, но единство подхода к становлению и развитию тайм-менеджмента также отсутствует.
Некоторые исследователи выделяют три этапа его становления [3]:
1. Этап тейлоризма (1910-1940 гг.) Эпоха становление НОТ, Ф. Тейлор выявил следующую закономерность: «золотая середина» между необоснованными требованиями относительно скорости и производительности труда и «природной ленью» человека заключается в методах научного управления производством, которое в обязательном порядке включает методические аспекты управления временем.
В этот же период в России данное направления поддерживают А.К. Гастев и П.М. Крежен-цев, развивают идеи о том, что эффективность организации начинается с личной
эффективности, в частности эффективного использования времени.
Основные идеи этого времени в области тайм-менеджмента освещали вопросы анализа производственного времени по операциям, хронометраж, нормирование рабочих процессов, обучение сотрудников, включение показателей временной эффективности работы в систему мотивации и оплаты труда, методы календарного и графического планирования.
2. Классический тайм-менеджмент (19501970 гг.) Произошло видоизменение науки менеджмента, возникшей на стыке экономики, психологии и социологии. Направление тайм-менеджмента пополнили методы системного и ситуационного анализа, методы принятия решений на основе теории игр.
Учение приобрело вектор развития в сторону социализации, использовало личностно-ориентированный подход, активно применялось в консалтинге.
3. Современный тайм-менеджмент (конец 20 века - начало 21 века). Направление активно используется в консалтинге, создаются специализированные организации, занимающиеся данными вопросами.
Некоторые ученые выделяют другие этапы становления тайм-менеджмента, например, С. Кови акцентирует внимание на последующих функциях тайм-менеджмента [4]:
1. Фиксация дел, характеризующаяся упорядочиванием задач.
2. Календарное планирование, заключающееся в увеличении горизонта планирования; выявляются закономерности приоритетности решения задач.
3. Планирование по приоритетам, заключающееся в ранжировании задач по критериям важности и срочности, целеполагание строится на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы; происходит переориентация на управление собой.
4. Взаимосвязь тайм-менеджмента с жизненными ценностями личности, направление рассматривается как метод максимальной самореализации. Современный этап развития тайм-менеджмента характеризуется стремлением к самомотивации и саморазвитию.
Третьему и четвертому критериям науки тайм-менеджмент, на мой взгляд, удовлетворяет, то есть данное направление основано на системном знании о законах развития и функционирования общества. Все принципы и методы тайм-менеджмента строятся на
эмпирическом опыте человека. Возрастающий рост интереса к данному направлению подтверждается практической эффективностью исследования.
Пятому критерию научности тайм-менеджмент соответствует, так как учение постоянно дополняется методиками актуальными для конкретного исторического периода. Например, на современном этапе развития, это программные продукты, которые рационализируют планирование, помогают принять обоснованные управленческие решения; всевозможное использование цифровых технологий и гаджетов, которые также ускоряют бизнес-процессы.
Условия шестого критерия выполняются частично, то есть тайм-менеджмент имеет свой предмет изучения, теории и гипотезы, направление основано на собственных методиках и эмпирическом материале. Но, к сожалению, в виду недавнего оформления в отдельное управленческое направление, как отмечалось выше в 20 веке, не имеет единства взглядов и устоявшихся понятий. Слишком много интерпретаций, которые обусловлены больше не научностью с точки зрения теории, а практикой. Еще не сформировались единые подходы к тайм-менеджменту и научные школы, но имеются существенные предпосылки к этому.
В итоге можно отметить, что тайм-менеджмент в настоящее время составляет управленческое направление, характеризующееся признаками научности: имеет систему знаний о законах функционирования и развития объектов, представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое, непрерывно
пополняется новыми знаниями на основе совершенных методов, обладает предметом, теориями и гипотезами, основывается на эмпирических методиках, но еще не обладает достаточностью для определения специфики направления как науки, поскольку отдельные объективные и предметные знания дает обыденное познание.
С учетом вышеизложенного, автором выдвигается гипотеза о том, что бизнес-направление тайм-менеджмента, активно продвигаемое консалтинговыми компаниями, имеет право претендовать на научное знание с при условии выполнения критерия выработки объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире на основе единой унифицированной теоретической базы.
Литература
1. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. М., 1969.
2. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. 568 с.
3. Киселева Н.С. Эволюция тайм-менеджмента в российской и зарубежной науке и практике. Царскосельские чтения. 2011. №XV. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/evolyutsiya-taym-menedzhmenta-v-rossiyskoy-i-zarubezhnoy-nauke-i-praktike (дата обращения: 12.11.2019).
4. Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic. М.: «Альпина Паблишер», 2012. С. 374.
AKTyaïïLHbie HCC^egoBaHHa • 2019. №2
y MeHegKMeHT, MapKeTHHr | 52
LEONOVA Olga Gennadievna
Associate professor of the department of applied economics, Ph.D. (Economics), St. Petersburg Electrotechnical University «LETI», Russia, St. Petersburg
SUBSTANTIATION OF TIME MANAGEMENT SCIENCE HYPOTHESES
Abstract. The Relevance of the article is due to the rapid interest in the formation of competencies in the field of time management. This is due to a number of factors: the focus on the formation of socio-psychological competencies in educational programs, the need to reduce stress and conflict situations, the search for effective ways to interact with employees and the key to self-motivation. As a scientific direction, time management has its own conceptual apparatus, goals and objectives, principles, methods and techniques, which are constantly updated, in a General form constitutes a system of knowledge. The article attempts to hypothesize that in the near future time management will relate to scientific teaching and constitute its subject area of science, and not only to the practical techniques of time management, which are actively used in business.
Keywords: time management, science, scientific direction, criteria of science.