УДК 656.078
OБOCHOBAHИE ФУHKЦИGHAЛЬHЫX ЗABИCИМGCТEЙ GПТИМAЛЬHGГG УПPABЛEHИЯ PAЗМEЩEHИEМ ЭЛEМEHТGB ИHФPACTPУKTУPЫ OT CGKPAЩEHИЯ TPAHCnGPTHbIX CBЯЗEЙ
П.В. Дружинин1, А.Я. Пономарев2, А.Н. Кабанов3
1 Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),
191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7
2 3
2,3Военно-инженерный технический институт (ВИТИ), 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22.
о
Военно-транспортный университет железнодорожных войск РФ, Старый Петергоф,
ул. Суворовская, д. 1
Аннотация - Исследуются проблемы развития крупных городов, целостность территориального планирования, оптимальность управления с сокращением продолжительности операции перемещения.
Ключевые слова: планирование; организационная система; продолжительность проекта; прогнозные вариации.
SUBSTANTIATION OF FUNCTIONAL DEPENDENCES OF OPTIMUM CONTROL OF PLACING OF ELEMENTS OF THE INFRASTRUCTURE FROM REDUCTION OF
TRANSPORT COMMUNICATIONS
P.V.Druzhinin, A.J.Ponomarev, A.N.Kabanov
St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 Military-engineering technical institute, 191123, St.-Petersburg, street Zaharevsky, 22 Military-transport university of railway armies of the Russian Federation, Stary Peterhof,
street Suvorovsky, д. 1
Summary - Problems of development of big cities, integrity of territorial planning, an optimality of management with reduction of duration of operation of moving Are investigated.
Keywords: planning; organizational system; duration of the project; look-ahead variations.
Начало реформ 1990-х годов привело к существенному ослаблению деятельности по комплексному, а тем более, стратегическому планированию городского развития. Это произошло на волне тотального отрицания планирования (во всех его видах и формах) как «реакционной идеологии, чуждой создаваемой новой экономической, социальной и государственной реальности. Однако объективные потребности вызвали в настоящее время возрождение интереса. Данная статья своими рамками ограничена исследованием крупных городов.
Практически для всех из них характерны однородные проблемы. Потребность в разработке стратегий развития крупных городов назрели уже давно. Необходимо обоснования таких направлений развития, которые с учетом объективных ограничений будут способны
обеспечить высокие стандарты уровня и качества жизни для всех жителей, устойчивость и сбалансированность функционирования объектов жилья и социальной сферы, экономики и инфраструктуры, сохранение разнообразия городской среды, ее культурно-исторического и природного потенциала. При этом нужно учитывать, что пространственные ресурсы развития экономики и социальной сферы всех крупных городов в их административных границах близки к исчерпанию, и это требует перехода к новым принципам организации жизнедеятельности и жизнеобеспечения, к изменению схем размещения объектов экономики и жилищно-социальной сферы в совместных интересах жителей городов и прилегающих территорий. Необходимо учитывать также прогнозируемые изменения в социальной структуре и в трудовых мотива-
циях населения городов, в отраслевой структуре экономики (в том числе в связи с переходом к высокопроизводительным технологиям), в количестве и размещении объектов социальной инфраструктуры, транспортной, энергетической инфраструктуры в межрегиональных взаимосвязях социального, экономического, финансово-экономического характера. Безусловно, это задача управления.
Выделение в качестве самостоятельной задачи минимизации времени выполнения проекта по территориальному размещению новых градостроительных образований в структуре крупного города является одной из задачей теории управления организационными системами. Рассмотрим задачу оптимального согласованного планирования мероприятий по сокращению продолжительности проекта в условиях, когда возможности исполнителей не известны достоверно центру.
Рассмотрим динамическую систему, которая характеризуется координатой х и скоростью v. Параметром оптимального управления u*(t) является ускорение системы, выбираемое из отрезка [-1, 1]. Требуется за минимальное время Т перевести систему из начального состояния (х0, vo) в состояние (0, 0) [1, 2]. Фиксируем время начала процесса. Время окончания свободное.
Запишем условие задачи в формальном виде:
Т —» min; х = v; х(0) = х0; х(7) = 0;
V=u- v(0) = v0; v(7) = 0;
Iг/1 - 1 •
Функционал задачи может быть преобразован к интегральному виду:
т
- JlЛ—» max.
0
Выпишем условия принципа максимума:
Н= - Xо + ц/iv + щи —> max ;
дН
дх
= 0;
=-= 0.
дН
dv
= -m\ щti)
u*(t) =
Так как и правый и левый конец фазовой траектории - закрепленные, то
условия трансверсальности на сопряженные функции отсутствуют.
Так как функция Понтрягина линейна по u, то максимум Н может достигаться только на концах отрезка изменения управления (за исключением случая, когда \\>2 = 0) [1]. Таким образом, оптимальное управление имеет вид
fsgniK2(tX 4^2 (t^0 [-1,1], 1|/2(0 = 0’ где запись [-1, 1] означает, что u(t) в этом случае не определяется из условий принципа максимума.
Из сопряженной системы могут быть найдены i|/i(0 и 1|/г(0:
v|/i (0 = с; v|/2(0 = ct + d.
Кроме ТОГО, Xq = \\l2ll It=T • Видно, что в зависимости от значений постоянных интегрирования с и d может иметь место несколько различных типов поведения v|/2(0:
а), с = 0. В этом случае vj/2(0 = d. Тогда u*(t) = sgn d - постоянна на [0, T].
б). с<0. Тогда v|/2(0 - убывающая линейная функция. При этом знак щЦ) может изменяться не более одного раза, причем, только с '+' на '-'. Таким образом:
1, /е[0,т)
-1, te (т, T Г (1)
где ге [0, 7] - момент переключения управления.
и(т) может быть определено произвольным образом, так как переопределение функции в одной точке не повлияет на значение интегрального функционала.
в). с>0. Рассуждая аналогично предыдущему случаю, получим, что оптимальное управление может иметь вид:
— 1, /е[0,т)
Ге(т,Г]'
Вырожденный случай возможен только при 1|/2(7) = 0. Это происходит,
u*(t) =
u*(t) =
(2)
u
когда начальные состояния ^(О), v(0)) переводятся в точку (0, 0) управлением и* = +1 или п* = -1.
Таким образом, выделены все возможные типы управлений при различных значениях сопряженных функций. Рассмотрим теперь поведение системы для этих управлений.
Рисунок 1.
а). = 1. Тогда основная система
имеет вид: х = V; у=1,
откуда получаем:
г2
v(t) = t + c1; x(t) = — + Clt + C2.
Построим фазовую диаграмму поведения системы. Для этого выразим x(t) через v(t):
г 2 г 2
x(t) = — + Clt + C2 = ( — + Clt + Cl2) — С12 +
1 ?
C2 = — v(t) + dl
2
Таким образом, возможные фазовые траектории системы в этом случае представляют собой семейство квадратичных парабол, ориентированных вправо. Движение системы вдоль этих траекторий будет происходить снизу вверх (т.к. v — возрастающая функция от ^ [1].
Видно, что достижение конечной точки (0, 0) при помощи управления г/(0=
1 возможно только для некоторых начальных условий, а именно, точек, лежащих на нижней ветви параболы x0= — v0 (выделена жирным на рис. 2).
Рисунок 2.
б). и(/) = - 1. В этом случае: х = у, т>=— 1,
е
v(t) = — t + Cз; x(t) = — — + Cзt + C4.
Выражая x(t) через v(t) аналогично предыдущему случаю, получаем:
г 2 г 2
x(t) = — — + Cзt + C4 = — (— — Cзt + Cз2) +
Сз2 + C4 = — — v(t)2 + d2 2
Фазовые траектории системы при u(t)=—1 представляют семейство квадратичных парабол. Достижение конечной точки при //(/)=-1 возможно только для точек, лежащих на верхней ветви парабо-
1 2 лы x0= — v0 .
2
Таким образом, для точек, лежащих на линии переключения
Хо =
1 2
-V п
-------Уп
2
Уо^О
у0>0
оптимальное управление будет постоянным на всем отрезке [0, 7]: г/*(^)=sgn х0. Здесь мы имеем вырожденный случай ^0=0. Для точек, лежащих над данной кривой, оптимальное управление будет иметь вид (2). Действительно, в противном случае система будет перемещаться под действием управления = 1 вправо вверх, и никогда не достигнет начала координат.
Аналогично, для точек, лежащих ниже линии переключения управление, будет иметь вид (1).
2
1
Определим момент переключения управления г. Пусть начальное состояние (х0, ^) находилось над линией переключения (см. рис. 1.2). Тогда траектория движения системы на отрезке времени [О, г] описывается уравнениями:
г2
v(t) = vo — V; x(t) = — — + Vot + Xo.
С другой стороны, на отрезке [г, 7] система движется под действием управления и(^ = 1 и конечное ее состояние равно (0, 0). Тогда:
v(t) = t — Т; x(t) =
I2 +Т2 2
— Л.
Тогда из условий непрерывности фазовой траектории в момент времени г
г2 т2+Т2
л>о~ т = т- Т:------+ 1;ог + хо = ------
2 2
-Тт.
Решая эту систему относительно переменных г и Г, получаем:
Т = Vo +
—+ хп ; г=у0 + 2
■ + х,
Моменты переключения и окончания управления для начальных условий, лежащих ниже линии переключения, определяются аналогичным образом.
Представим потенциальные градостроительные модели в виде граф-сети (модели), вершины которой соответствуют операциям, выполняемым отдельными исполнителями, а дуги отражают технологию. Обозначим т/ — момент переключения /-ой операции в перемещении по хордам, радиусам и окружностям градостроительной модели. Тогда продолжительность перемещения определяется длиной пути в сети. Сеть представляет собой последовательную цепочку из п операций. Каждый агент (индивид, предприятие, коалиция) разрабатывает и представляет центру (руководителю, совету директоров) мероприятия по сокращению продолжительности производственного цикла. В агрегированном виде эти мероприятия можно описать зависимостью С^т*) затрат, требуемых на со-
кращение продолжительности операции на величину т/ в рамках оптимального управления и*(^ за минимальное время
Т.
Рассмотрим задачу сокращения продолжительности проекта на заданную величину Д. В механизме мероприятий по сокращению продолжительности проекта величина финансирования прямо пропорциональна величине т/ сокращения продолжительности операции, то есть С = ут,
где: у — величина финансирования, выделяемая на сокращение продолжительности проекта на единицу времени.
Для определения плана мероприятий каждый активный элемент (АЭ) представляет центру вариант сокращения продолжительности своей операции на величину ДТ в зависимости от величины у.
Обозначим = ш — предлагаемую /-ым АЭ величину сокращения /-ой операции при финансировании ут/ [Э].
Центр определяет величину у и план сокращения продолжительности проекта из условия ”=1 ^ (Я) > А, то есть определяется минимальное у*, удовлетворяющее этому условию. Далее АЭ / получает задание на сокращение продолжительности операции на величину т; = МУ*) и соответствующее финанси-* *
рование у т/ .
Для исследования сравнительной эффективности этих двух механизмов рассмотрим производственные функции с/(т/) типа обобщенных функций Кобба-Дугласа, то есть
С,( тг) = /*ср
г \ т
7=1,и, а>1, (3)
где: г/ - характеризует эффективность мероприятий /-го агента по снижению продолжительности соответствующей операции.
Примем, что целевой функцией каждого АЭ является разность между тем
V
О
2
2
объемом финансирования, которое он получает от центра на проведение мероприятий по сокращению продолжительности операции и объективно необходимой величиной средств на эти мероприятия.
Используя отношение эффективности сокращения продолжительности операции (т/г/), определяется эффективность планирования данных мероприятий, которую можно представить следующим образом (табл. !).
того чтобы знать, как именно ведёт себя объект при том или ином управлении, необходимо иметь закон движе-
Для решения задачи, несомненно, подразумевается поиск такого способа оптимального управления, который позволял бы достигать желаемого результата наилучшим, оптимальным образом в смысле определённого критерия качества. Анализ прогнозных вариаций перемещений в градостроительных моделях позволяет найти оптимальную модель размещения объектов, входящих в инфраструктурный или иной функциональный кластер территориального развития, с точки зрения затрат, требуемых на сокращение продолжительности операции во времени t и периоде ^ (рис. з).
Первые три статистики измеряют величину ошибок. Лучшая градостроительная модель, при анализе данных, даёт меньшую величину. Последние две статистики измеряют смещение.
Затраты, требуемые на сокращение продолжительности операции пере-
ния, описывающий динамические свойства рассматриваемого объекта [4, 5]. Возможности управлять объектом лимитируются не только ресурсами управления, но и тем, что в процессе движения объект не должен попадать в состояния, физически недоступные или недопустимые с точки зрения конкретных условий его эксплуатации. Имея дело с управляемыми объектами, расположенными в вершинах градостроительных моделей, стремимся так манипулировать "рулями", чтобы, исходя из начального состояния, в итоге достичь оптимального состояния.
мещения в разных градостроительных моделях количественно и качественно будут отличаться. Задача исследователя сводится к корректной постановке ограничений с целью оценки вариантов перемещений, и получения статистических данных для формирования функциональных зависимостей [6]. Варианты и конфигурации градостроительных моделей могут быть представлены в разных комбинаторных вариациях или упрощенно унифицированы по глобальным критериям оценки.
В качестве выводов по формализации функциональных зависимостей оптимального управления территориальным размещением элементов инфраструктуры с точки зрения изменения и сокращения транспортных путей можно констатировать следующее:
1. При появлении отрицательного знака затрат С/т) следует прекратить продолжать операцию, т.к. наступает мо-
Таблица ! — Анализ стоимости движения при изменениях дуг транспортного графа
Изменение времени движения по сети ДТ/,мин Изменение продолжительности соответствующей операции перемещения, г Функциональная зависимость требуемых затрат на сокращение продолжительности операции Затраты, требуемые на сокращение продолжительности операции перемещения, С/т) руб.
(/, 0...-п) 1? с И, !]
мент, при котором транспортнологистическая система терпит прямые убытки, т.е. момент переключения оптимального управления.
2. Величина «положительных» косвенных затрат характеризует наличие возможных вариантов смещения с выбранного пути и минимума затраченного на это времени, что является выбором оптимального управления территориаль-
ным размещением, характеризующим сценарий планирования конфигурации в контексте градостроительных моделей.
3. Процесс индивидуального предпочтения перемещения в схеме транспортных коридор крупного (большого) города, в конечном счете, приведет к оптимизации трассировок потоков и установлению надежного информационного трафика управляющей системы
Прогноз поведения градостроительных моделей
5
6
о X Л §
к я S S
о® с а
(D CD
S с X
<и
X
<и
S
со
К
90
-10
-110
-210
-310
-410
-510
временной ряд Quadratic trend = 0.166071 + 9.71131 t + -1.71155 ^2
° фактический — прогнозный 95.0% limits
12
1б
20
0
4
8
Статистические показатели Величина
Р КМ8Е=(корневое средство выровнявшее ошибку) спрогнозированной
2. МАЕ=(средняя абсолютная ошибка) ошибки во времени t
з. МАРЕ=(средняя абсолютная относительная ошибка) и периоде t-1
4. МЕ=(средняя ошибка) X(RMSE+ MAE+
5. МРЕ=(средняя относительная ошибка) MAPE)^0
Рисунок З. График прогнозируемой зависимости оптимального управления
Литература
1. Состков А.И., Колесник Г.В. Оптимальное управление в примерах и задачах. - М.: ЦЭМИ РАН -РЭШ, 2002 - 58 с.
2. Беленький В.З. Оптимальное управление: принцип максимума и динамическое программирование. М.: ЦЭМИ РАН - РЭШ, 2001.
3. Коновальчук Е.В., Новиков Д.А. Модели и методы оперативного управления проектами. М.: ИПУ РАН, 2004. — 63 с.
4. Санжина О.П. Управление строительством в регионе: проблемы и перспективы развития. - СПб., 2000. - 177 с.
5. Управление проектами: справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 200Р — 875 с.
6. Токарева Г.Ш. Формирование и развитие городских узловых районов. — М.: Стройиздат, 1985
1 Дружинин Петр Владимирович - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Автосервиса» СПбГуСЭ, тел. (812) 367-39-92, е-mail: chair.avto(xt>spbsseii.ni:
2 Пономарев Алексей Яковлевич - кандидат технических наук, доцент, секретарь Ученого совета
ВТУЖДВ, тел.: (812)450-29-25, моб:.+1 911 234 27 48; '
3 Кабанов Андрей Николаевич - кандидат технических наук, старший преподаватель ВИТИ, моб.: +7 921 297 30 89