Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЗАНЯТИЯМ АКВАФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ 20-35 ЛЕТ'

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЗАНЯТИЯМ АКВАФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ 20-35 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТОТИП / СРЕДСТВА АКВАФИТНЕСА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пирогова Карина Игоревна, Микитчик Ольга Сергеевна

Цель: экспериментально обосновать содержание дифференцированного подхода к занятиям аквафитнессом с женщинами первого периода зрелого возраста с разными соматотипами. Методы: базу исследования составляет комплексный подход, в основе которого лежат методы анализа литературы, педагогического наблюдения и эксперимента. В исследовании принимали участие 30 женщин первого периода зрелого возраста. Средний возраст женщин, которые занимались аквафитнессом в г. Днепр - 30,57 лет. Все участники дали письменное согласие на участие в исследованиях. Статистическая обработка материалов проводилась с помощью программного пакета Microsoft Excel 2010. Для проведения по результатам тестирования сравнительного анализа показателей осуществлен дисперсионный анализ. С целью определения характеристики относительного колебания крайних значений признака вокруг средней рассчитывали коэффициент осцилляции (VR). Результаты: проверена эффективность дифференцированного подхода к занятиям аквафитнесом с женщинами 20-35 лет с разными соматотипами. В процессе работы наведена его краткая характеристика. Новизна: впервые экспериментально обоснован дифференцированный подход к занятиям аквафитнесом с женщинами 20-35 лет с разными соматотипами и с учетом отклонения реальной массы тела от идеальной. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при работе в условиях фитнес центров с женщинами первого периода зрелого возраста и при проведении занятий со студентами при изучении дисциплин «Рекреация», «Физическое воспитание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE OF A DIFFERENTIATED APPROACH TO AQUAFITNESS FOR WOMEN 20-35 YEARS OLD

Purpose: experimentally substantiate the content of a differentiated approach to aquafitness classes with women of the first period of adulthood with different somatotypes. Methods: the research is based on an integrated approach based on methods of literature analysis, pedagogical observation and experiment. The study involved 30 women of the first period of adulthood. The average age of women who were engaged in aquafitness in the city of Dnipro is 30.57 years. All participants gave written consent to participate in the research. Statistical processing of the materials was carried out using the Microsoft Excel 2010 software package. To carry out a comparative analysis of indicators based on the test results, an analysis of variance was carried out. In order to determine the characteristics of the relative fluctuation of the extreme values of the feature around the mean, the oscillation coefficient (VR) was calculated. Results: the effectiveness of a differentiated approach to aquafitness classes with women aged 20-35 with different somatotypes was tested. In the process of work, its brief description was introduced. Scientific novelty: for the first time, a differentiated approach to aquafitness with women of the first period of adulthood with different somatotypes and taking into account the deviation of real body weight from ideal was experimentally substantiated. Practical significance: rethe research materials can be used when working in fitness centers with women of the first period of adulthood, as well as in teaching practice, in particular, when conducting classes with students in the study of the disciplines «Recreation», «Physical education of different population groups.»

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЗАНЯТИЯМ АКВАФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ 20-35 ЛЕТ»

Pedagogy Педагогика

УДК 796.412 DOI: 10.29013/AJH-21-1.2-25-30

К.И. ПИРОГОВА, 1 О.С. МИКИТЧИК, 1

1 Приднепровская государственная академия физической культуры и спорта, Днепр, Украина

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЗАНЯТИЯМ АКВАФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ 20-35 ЛЕТ

Аннотация.

Цель: экспериментально обосновать содержание дифференцированного подхода к занятиям аквафитнессом с женщинами первого периода зрелого возраста с разными соматотипами.

Методы: базу исследования составляет комплексный подход, в основе которого лежат методы анализа литературы, педагогического наблюдения и эксперимента. В исследовании принимали участие 30 женщин первого периода зрелого возраста. Средний возраст женщин, которые занимались аквафитнессом в г. Днепр — 30,57 лет. Все участники дали письменное согласие на участие в исследованиях. Статистическая обработка материалов проводилась с помощью программного пакета Microsoft Excel 2010. Для проведения по результатам тестирования сравнительного анализа показателей осуществлен дисперсионный анализ. С целью определения характеристики относительного колебания крайних значений признака вокруг средней рассчитывали коэффициент осцилляции (VR).

Результаты: проверена эффективность дифференцированного подхода к занятиям аквафитнесом с женщинами 20-35 лет с разными соматотипами. В процессе работы наведена его краткая характеристика.

Новизна: впервые экспериментально обоснован дифференцированный подход к занятиям аквафитнесом с женщинами 20-35 лет с разными соматотипами и с учетом отклонения реальной массы тела от идеальной.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при работе в условиях фитнес центров с женщинами первого периода зрелого возраста и при проведении занятий со студентами при изучении дисциплин «Рекреация», «Физическое воспитание».

Ключевые слова: соматотип; средства аквафитнеса; дифференцированный подход; первый период зрелого возраста.

Для цитирования: Пирогова К. И., Микитчик О.С. Обоснование дифференцированного подхода к занятиям аквафитнесом с женщинами 20-35 лет // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2021, №1-2. - С. 25-30. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-21-1.2-25-30

Введение. Специалисты указывают, что средняя продолжительность жизни здорового населения Украины на 12,4 года меньше, чем в социально благополучных странах Европы. По показателям продолжительности жизни без осложненных заболеваний Украина

уступает Польше, Белоруссии, Словакии, Венгрии, Боснии, Герцеговине, Турции, Армении, Албании, Молдавии [10]. Научными исследованиями Г. Жук, Т. Хабинец [1], В. Кашубы с соавторами [3], Е. Иугкоуа е! а1 [7], N. СопсЬагоуа е! а1 [2] и других установлено,

PREMIER

Publishing

Pedagogy

что занятия аквафитнесом влияют на функциональное состояние организма, уровень психоэмоционального состояния и есть основным фактором замедления процессов старения, сохранения здоровья и повышение физической активности [4; 9]. По мнению ученых, фигура — это одна из характеристик физического состояния [3; 5; 8]. Она дает представление о пространственной организации морфологических составляющих организма, пропорциях и конституционных особенностях тела. Отклонения компонентов телосложения от оптимальных величин негативно влияют на физическое и эмоциональное состояние женщин [2; 4; 6]. Актуальность работы обусловлена тем, что большинство женщин приходят в фитнес клубы с целью коррекции состояние своей фигуры и достижения красивого телосложения. На данный момент среди доступных нам материалов отсутствуют научные данные относительно экспериментального обоснования дифференцированного подхода к занятиям аквафитнесом с учетом типа телосложения и отклонения реальной массы тела от идеальной.

Результаты исследований. Разработка дифференцированного подхода к занятиям аквафитнесом с женщинами 20-35 лет включала определение целей и задач занятий, средств и методов выполнения упражнений, принципов, этапов внедрения, организационно-методических условия реализации данного подхода, критериев определения его эффективности. Результаты анкетирования позволили сформулировать цель и задачи занятий. Результаты медико-биологического контроля положены в основу распределения женщин на подгруппы по показателям телосложения и отклонения идеальной массы тела от реальной. Занятия проводились групповым методом. Задачами дифференцированного подхода была коррекция пропорций телосложения женщин путем снижения процентного содержания жировой массы тела, коррекция композиционного состава тела, повышение тонуса мышц, увеличение гибкости и амплитуды движений в суставах, двигательной активности, улучшение функционального состояния кардио-респираторной системы, физической работоспособности. Согласно цели и задач определялись средства, проводился подбор музыкальных фонограмм. Программирование занятий основывалось на биологических, педагогических и психологических закономерностях и осуществлялось согласно специфических и дидактических принципов. Критериями эффективности были: положительные из-

менения массы и обхватных размеров тела, улучшение состояния кардио-респираторной системы, психоэмоционального состояния и самочувствия, коррекция фигуры, увеличение мышечной силы, работоспособности, затрат энергии.

Втягивающий этап (сентябрь 2019) был направлен на адаптацию организма к нагрузке, формирование базы для совершенствования индивидуального фонда двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств, улучшение функционального состояния. При планировании занятий учитывались данные констатирующего эксперимента и анкетирования, в ходе которого было выявлено, что значительное количество женщин уже обладают необходимыми двигательными умениями (25,05% ранее занимались аквафитнесом, а 18,37% — оздоровительным плаванием и атлетической гимнастикой). Однако 56,58% впервые приступили к занятиям и требовали определенного времени для адаптации к нагрузкам и развития двигательных умений и навыков. Характерной чертой этапа было уточнение техники выполнения базовых движений и силовых упражнений.

Задачи, которые решались на подготовительном этапе — ознакомление и/или разучивание базовых элементов аквафитнеса, совершенствование техники выполнения упражнений аэробной направленности и силовых упражнений, развитие гибкости, приобретение навыков расслабления в воде. Величина нагрузки менялась за счет объема, амплитуды и интенсивности. Тренировки сначала были низкой интенсивности, направленные на освоение базовых элементов и проработки всех мышечных групп, при этом сначала увеличивалось внешнее сопротивление, амплитуда движений, а затем повышалось количество повторений. На занятиях использовался пояс для аквафитнеса. По мере увеличения физической нагрузки, начиная со второго месяца занятий интенсивность постепенно увеличивалась до средней/высокой (в зависимости от направленности дифференцированного подхода). Упражнения были направлены на проработку всех групп мышц, увеличивалось внешнее сопротивление, амплитуда движений, количество повторений.

На протяжении октября 2019 — июня 2020 нами планировался основной период. Цель данного периода — достижение высокого уровня физического состояния, повышение функциональных возможностей организма, развитие двигательных качеств. В октябре-ноябре планировался этап набора физической формы,

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

в декабре — этап поддержания формы. Далее, с учетом зимних праздников, в течение которых женщины пренебрегают регулярным посещением занятий в январе планировался этап активного отдыха, а в феврале втягивающий этап. В марте-апреле планировались 2 этапа приобретения физической формы, в мае — этап поддержания физической формы, в июне — этап активного отдыха. Нами учитывалось, что в среднем переход на более высокий уровень физического состояния происходит через 1-2 месяца занятий, что и было принято за продолжительность одного мезоцикла. Мезоциклы содержали тренировочные и восстановительные микроциклы. По мере увеличения физической нагрузки интенсивность увеличивалась до средней. Упражнения были направлены на проработку всех мышечных групп. Было увеличено внешнее сопротивление, амплитуда движений, количество повторений.

Для эффективного внедрения дифференцированного подхода женщины, были разбиты на группы по типу телосложения и показателям отклонения реальной массы тела от идеальной (ЭГ1-10 женщин нормо-стенического типа телосложения с нормальной массой тела; ЭГ2-3 женщины астенического типа (1 — с дистрофий II ст. и 2 — с дистрофией I ст.) и 7 женщин нормостенического типа с нормальной массой тела; ЭГ3-10 женщин гиперстенического типа (7 — с ожирением I ст. и 3 — с ожирением II ст.). Время посещения занятий было разное. Каждой группе были предложены специальные комплексы упражнений в основной части занятия с учетом специфики их телосложения. Учитывая адаптационные возможности организма содержание основной части занятий менялось каждый мезоцикл. Дифференцированный подход предусматривал физическую нагрузку преимущественно аэробного характера средней и высокой интенсивности, совершенствование мышечной силы и выносливости, улучшение функциональных возможностей организма женщин и использования различных комбинаций и упражнений выборочной направленности. Использовались такие средства аквафитнеса как плавание, аквааэробика, упражненния с инвентарем (аквапояс, noodles, аквагантели, aqua-jogge). Занятия проводились на «глубокой» и «средней см» воде.

Для женщин астенического типа, которые нуждаются в укреплении и увеличении мышц, был сделан акцент на силовые, циклические/ациклические упражнения и упражнения сложно-координационной направленности средней интенсивности, которые выполнялись

со значительным темпом с одновременной работой крупных мышечных групп ног, туловища и плечевого пояса. В комплексах отсутствовали паузы отдыха между сериями упражнений, что определяло более высокую среднюю ЧСС в течение основной части занятия. «Силовой» вариант аквафитнеса применялся для женщин с низким уровнем подготовленности. Этот вариант характеризовался акцентированной работой определенных мышц в течение 60-90 с, что было возможно при существенном уменьшении общего количества двигательных действий и менее значительных средних величинах ЧСС при высокой плотности занятий.

Для женщин нормостенического типа был сделан акцент на упражнения силовой выносливости, циклические/ациклические и упражнения сложно-координационной направленности высокой интенсивности.

Для женщин гиперстенического типа предлагались упражнения с акцентом на развитие силовой выносливости (циклические аэробные упражнения силовой выносливости, ациклические упражнения и упражнения сложно-координационной направленности высокой и средней интенсивности).

Структура занятия отвечала общепринятой: подготовительная, основная и заключительная части. Продолжительность подготовительной части составляла 10 мин при ЧСС 100-120 уд/мин. Основная задача — подготовка организма, мышц и суставов к выполнению основной нагрузки. Основная часть занятия длилась 25 мин при ЧСС 120-160 уд/мин. В этой части занятия, женщины занимались в соответствии с поставленной целью дифференцированного подхода. Заключительная часть — 10 мин, учитывалось, что дыхание и ЧСС в этой части занятия должно восстановиться до исходного уровня важно;. В подготовительной и заключительной частях женщины выполняли одинаковые упражнения не зависимо от их типа телосложения.

Поддерживающий этап планировался 1 месяц (июнь 2020) и был направлен на сохранение достигнутого уровня функционального состояния организма, развитие двигательных качеств та содействие развитию устойчивого интереса к регулярным занятиям аквафитнесом.

Обязательным условием в конце каждого этапа было проведение текущего контроля с целью коррекции содержания и направленности дифференцированного подхода к занятиям аквафитнесом.

Выводы. Исследования, проведенные нами р<0,3; ЭГ2 — р<0,1; ЭГ3 — р<0,1), обхвата талии в 2020 году подтвердили эффективность диффе- (ЭГ1 — р<0,2; ЭГ2 — р<0,5; ЭГ3 — р<0,5) и их от-ренцированного подхода к занятиям аквафитнесом клонений от длины тела (ЭГ1 — р<0,3; ЭГ2 — р<0,3; с женщинами 20-35 лет с разными соматотипами ЭГ3 — р<0,5), обхвата бедра (ЭГ1 — р<0,5; ЭГ2 — и с учетом отклонения реальной массы тела от иде- р<0,4; ЭГ3 — р<0,3) и его отклонений от длины тела альной. Так, статистически достоверные изменения (ЭГ1 — р<0,5; ЭГ2 — р<0,4; ЭГ3 — р<0,3), обхвате в массе тела наблюдались у женщин ЭГ1 (р<0,3) и ЭГ3 запястья (ЭГ1 — р<035; ЭГ2 — р<0,4; ЭГ3 — р<0,4), (р<0,4). С учетом специфики нагрузки, которая пред- что свидетельствует о том, что показатели обхватных лагалась в ЭГ3 произошли достоверные изменения размеров во всех подгруппах значительно приблизив показателях идеальной массы тела и ее отклонений лись к показателю нормы.

от реальной (р<0,5), ОГК и ее отклонения от длины Кроме того, наиболее значимый показатель эффек-

тела (р<0,5). В ЭГ2 и ЭГ3 выявлены достоверные из- тивности дифференцированного подхода это то, что

менения в показателях обхвата бедер (р<0,1 и р<0,4) у женщин с гиперстеническим типом телосложения

и их отклонения от длины тела (р<0,2 и (р<0,3, соот- и ожирением I—II степени в конце исследований по по-

ветственно); в ЭГ2 зафиксированы достоверные из- казателю индекса массы тела не выявлено ожирения II

менения в показателях обхвата голени (р<0,4). степени. Нами подтверждены данные В. Кашубы с со-

Во всех подгруппах есть динамика к улучшению авторами [3], E. Ryzkova et al [7], N. Goncharova et al

показателей индекса массы тела (ЭГ1—р<0,4; ЭГ2 — [2] и других о положительном влиянии занятий аква-

р<0,3; ЭГ3—р<0,2), ОГК (ЭГ1 — р<0,2; ЭГ2—р<0,5; фитнесом на уровень физического состояния женщин

ЭГ3—р<0,1), отклонений ОГК от длины тела (ЭГ1 — первого периода зрелого возраста.

Список литературы:

1. Жук Г., Хабшець Т. Вплив занять аквафiтнесом на фiзичний стан ж1нок другого зрглого вiку. Молода спортивна наука Украши. 2015. — Т. 4. — С. 31—34.

2. Goncharova N., Kashuba V., Tkachova A., Khabinets T., Kostiuchenko O., Pymonenko M. Correction of Postural Disorders ofMature Age Women in the Process ofAqua Fitness Taking Into Account the Body Type. Teoria ta Metodika Fizicnogo Vihovanna, 2020. 20(3). — P. 127-136.

3. Кашуба В., Гончарова Н., Ткачова А., Прилуцька Т. Особливосп тглобудови жiнок першого зрiлого вiку, як займаються аквафiтнесом. Спортисний вiсник Придншров'я. 2019. — № 1. — С. 97—104

4. Круцевич Т.Ю., Безверхня Г.В. Рекреацiя у фiзичнiй культурi рiзних груп населення: навч. поабник. — К.: Олiмпiйськa лгтератара, 2010. 248 с.

5. Мартинюк О.В. Функцiонaльний стан жiнок першого перюду зрглого вiку в процеа занять оздоровчим фiтнесом. Молодiжний науковий вiсник Схiдноeвропейського нaцiонaльного унiверситету iменi Лесi Украшки. Фiзичне виховання i спорт. 2016. — Вип. 22. —С. 31—36.

6. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. Americal Psychologist; 2009. 55(1). — P. 68—78.

7. Ryzkova E., LabudovJ., Grznar L., Smida M. Effects of aquafitness with high intensity interval training on physical fitness. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2018. 18 Supplement issue 1, — Pp. 373—381

8. Романчук О.П., Долпер С. В. Фiзичний стан жшок середнього вжу з урахуванням стажу занять аеробно'1 спрямовaностi. Слобожанський науково-спортивний вшник. 2016. — № 2 (52). — С. 101—106.

9. Чеховська Л., Жданова О., Грибовська I., Данилевич М. Оздоровчо-рекреацшш технологш. — Львiв, ЛДУФК. 2019. 240 с.

Информация об авторах

Пирогова Карина Игоревна, аспирантка кафедры водных видов спорта Приднепровской государственной

академии физической культуры и спорта

E-mail: karina.swim@ukr.net, tel: +38099—932—69—50

ORCID: 0000-0001-8613-2853

Микитчик Ольга Сергеевна, доцент кафедры водных видов спорта Приднепровской государственной

академии физической культуры и спорта

E-mail: molga.0604@gmail.com, tel: +38099-032-97-07

ORCID: 0000-0002-0047-4359

K.I. PIROGOVA, 1 O.S. MYKYTCHYK, 1

1 Pridneprovsk State Academy of Physical Culture and Sports, Dnipro, Ukraine

RATIONALE OF A DIFFERENTIATED APPROACH TO AQUAFITNESS FOR WOMEN 20-35 YEARS OLD

Abstract.

Purpose: experimentally substantiate the content of a differentiated approach to aquafitness classes with women of the first period of adulthood with different somatotypes.

Methods: the research is based on an integrated approach based on methods of literature analysis, pedagogical observation and experiment. The study involved 30 women of the first period of adulthood. The average age of women who were engaged in aquafitness in the city of Dnipro is 30.57 years. All participants gave written consent to participate in the research. Statistical processing of the materials was carried out using the Microsoft Excel 2010 software package. To carry out a comparative analysis of indicators based on the test results, an analysis of variance was carried out. In order to determine the characteristics of the relative fluctuation of the extreme values of the feature around the mean, the oscillation coefficient (VR) was calculated.

Results: the effectiveness of a differentiated approach to aquafitness classes with women aged 20-35 with different somatotypes was tested. In the process of work, its brief description was introduced.

Scientific novelty: for the first time, a differentiated approach to aquafitness with women of the first period of adulthood with different somatotypes and taking into account the deviation of real body weight from ideal was experimentally substantiated.

Practical significance: rethe research materials can be used when working in fitness centers with women of the first period of adulthood, as well as in teaching practice, in particular, when conducting classes with students in the study of the disciplines «Recreation», «Physical education of different population groups.»

Keywords: somatotype; aquafitness means; differentiated approach; the first period of adulthood.

References:

1. Zhuk G., Khabinets T. Influence of aquafitness classes on the physical condition of women of the second mature age. Young sports science of Ukraine. 2015. - T.4. - P. 31-34 (in Ukrainian).

2. Goncharova N., Kashuba V., Tkachova A, Khabinets T., Kostiuchenko O., Pymonenko M. Correction of Postural Disorders of Mature Age Women in the Process of Aqua Fitness Taking Into Account the Body Type. Teoria ta Metodika Fizicnogo Vihovanna, 2020. 20(3), - P. 127-136.

3. Kashuba V., Goncharova N., Tkachova A., Prylutska T. Features of the physique of women of the first mature age who are engaged in aqua fitness. Sports Bulletin of the Dnieper. 2019. - № 1. S. 97-104 (in Ukrainian).

4. Krutsevich T.Yu., Bezverkhnya G.V. Recreation in physical culture of different groups of the population: textbook. manual. - K.: Olympic Literature, 2010. 248 p. (in Ukrainian).

5. Martyniuk O.V. Functional condition of women of the first period of adulthood in the process of health fitness. Youth Scientific Bulletin of the Lesia Ukrainka East European National University. Physical education and sports. 2016. — Vip. 22. — S. 31—36 (in Ukrainian).

6. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. Americal Psychologist; 2009; 55(1); — P. 68—78.

7. Ryzkova E., Labudov J., Grznar L., Smida M. Effects of aquafitness with high intensity interval training on physical fitness. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2018. 18 Supplement issue 1, — Pp. 373—381, 2017

8. Romanchuk O.P., Dolgier E.V. Physical condition of middle-aged women, taking into account the experience of aerobic classes. Slobozhansky scientific and sports bulletin. 2016. № 2 (52). — Pp. 101—106 (in Ukrainian)

9. Chekhovskaya L., Zhdanova O., Gribovskaya I., Danilevich M. Health and recreational technologies. Lviv, LDUFK. 2019. 240 p. (in Ukrainian).

Information about the author

Pirogova Karma I., graduate student of the Department of Water Sports Prydniprovsk State Academy of Physical

Culture and Sports

E-mail: karina.swim@ukr.net,

tel: +38099—932—69—50

ORCID: 0000-0001-8613-2853

Mykytchyk Olha S., associate Professor of the Department ofWater Sports Prydniprovsk State Academy of Physical

Culture and Sports

E-mail: molga.0604@gmail.com,

tel: +38099—032—97—07

ORCID: 0000-0002-0047-4359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.