Научная статья на тему 'Оборотная сторона технологизации жизни современника: искушение, вызов и угроза расчеловечивания'

Оборотная сторона технологизации жизни современника: искушение, вызов и угроза расчеловечивания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ВЫЗОВ / СОВРЕМЕННИК / ЗАВИСИМОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / INTERNET / PSYCHOLOGY / PHILOSOPHY / CHALLENGE / CONTEMPORARY / ADDICTION / TECHNOLOGY / MAN / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фомин Максим Сергеевич

Статья посвящена осмыслению оборотной стороны усиливающейся технологизации современной жизни. Анализ ситуации и процессов вскрывает серьёзную уязвимость человека и общества, инициация и последующее развитие которой радикальным образом трансформируют и собственно биологическое, и собственно человеческое измерения личности и общества. Понимание специфического современного вызова необходимо для выработки конструктивного ответа на него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Back side of the technologization of a modern contemporary’s life: temptation, challenge and the threat of dehumanization

The article takes as the aim the author’s meditations about a back side intensifying technologization of nowadays life. The analysis of the situation & the current processes reveals a serious vulnerability of a modern man & a society as well. Their first initiation & a further growth radically transform a biological & a human dimensions of personality and society. To understand the challenge is to answer it constructively & intelligently.

Текст научной работы на тему «Оборотная сторона технологизации жизни современника: искушение, вызов и угроза расчеловечивания»

УДК: 37.017.92

DOI10.34823/SGZ.2020.1.51303

М.С. ФОМИН кандидат педагогических наук, преподаватель ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления»*

Оборотная сторона технологизации жизни современника: искушение, вызов и угроза расчеловечивания

Статья посвящена осмыслению оборотной стороны усиливающейся технологизации современной жизни. Анализ ситуации и процессов вскрывает серьёзную уязвимость человека и общества, инициация и последующее развитие которой радикальным образом трансформируют и собственно биологическое, и собственно человеческое измерения личности и общества. Понимание специфического современного вызова необходимо для выработки конструктивного ответа на него.

Ключевые слова: Интернет, психология, философия, вызов, современник, зависимость, технология, человек, общество.

M.S. FOMIN

Candidate of pedagogical sciences, the Lecturer of Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk State University of Economic and Management

Back side of the technologization of a modern contemporary's life: temptation, challenge and the threat of dehumanization

The article takes as the aim the author's meditations about a back side intensifying technologization of nowadays life. The analysis of the situation

' Фомин Максим Сергеевич, e-mail:fomax@ngs.ru

& the current processes reveals a serious vulnerability of a modern man & a society as well. Their first initiation & a further growth radically transform a biological & a human dimensions of personality and society. To understand the challenge is to answer it constructively & intelligently.

Keywords: Internet, psychology, philosophy, challenge, contemporary, addiction, technology, man, society.

Вновь обращаясь к размышлениям по поводу технологи-

i

зации современной жизни , приходится повторить отправное для данного случая утверждение о том, что сама по себе проблематика не есть вселенское зло и не повод для декадентских и апокалипсических обывательско-профанных кривотолков. Употреблённая лексика не случайна, но намеренна, так как оптимально отражает распространённое положение дел, что весьма часто встречается сегодня как реакция на данность. Сама по себе она, безусловно, вызывает оптимизм своим наличием, однако удручает своей упрощённостью, недальновидностью и даже инфантильностью. Именно это обязывает концептуально подходить к осмыслению проблемы. Дополнительным аргументом и одновременно иллюстрацией сложности затронутого вопроса может быть размышление немецкого физика-теоретика XX в. В. Гейзенберга об атомной бомбе: «В случае обычной бомбы вес взрывчатого вещества и его химический состав позволяют заранее рассчитать силу взрыва. Для атомной бомбы, хотя и можно указать верхнюю и нижнюю границы силы взрыва, точный расчёт принципиально невозможен, поскольку она зависит от

2

поведения нескольких атомов в момент детонации» .

Задачей исследования является фокусирование внимания на гуманитарном аспекте бытия человека и общества, который сегодня испытывает самое серьёзное воздействие, а вследствие этого претерпевает глубинную трансформацию, которая в случае поверхностного и одностороннего (т.е. только технико-технологического) отношения и рассмотрения может обернуться самыми тяжелыми и радикальными последствиями.

1 См.: Фомин М.С. Оборотная сторона технологизации жизни современника: искушения, вызовы, угрозы // Социально-гуманитарные знания, 2019, № 6, с. 232-244.

2 Гзйзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука, с. 79.

Среди множества угроз первой и главной представляется утрата личностью и социумом всего того, что передаётся понятием «человечность». Иными словами, технологизация может обернуться тотальным расчеловечиванием, способным привести цивилизацию к фатальному исходу. Не случайно именно в таком ключе в рамках конференции по искусственному интеллекту «Artificial Intelligence Journey» (Москва, 8-9 ноября 2019 г.) высказался Президент России В.В. Путин. В своём выступлении на пленарном заседании он, в частности сказал следующее: «...искусственный интеллект - ресурс колоссальной силы. Кто будет владеть им, я уже об этом говорил неоднократно публично, тот вырвется далеко вперёд, приобретёт огромные конкурентные преимущества. Не случайно говорят, что технологическая гонка, которая уже развернулась в мире, будет самой жёсткой и бескомпромиссной в истории нашей цивилизации, а некоторые даже утверждают, что человечество создаёт своё последнее изобретение. Не знаю, так ли это: последнего, наверное, вообще никогда не бывает, но есть основания, видимо, думать и таким образом»1.

Лейтмотивом дальнейшего исследования можно считать ещё одно высказывание Президента России, сформулированное им в рамках той же конференции, а именно: «...Так это или нет, но искусственный интеллект действительно становится новым фактором общественного развития, оказывает всё больше влияния на рынок труда, на повседневную жизнь людей. Сейчас во всём мире разворачивается дискуссия о социальных аспектах и последствиях использования искусственного интеллекта. Это очень важная тема, совершенно очевидный факт. Предлагаю профессиональному сообществу, компаниям подумать над формированием свода этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом. Мы с вами должны обязательно помнить: нельзя изобретать технологии ради самих технологий, и наша главная цель - это устойчивое гармоничное развитие, рост качества жизни и новые возможности для людей, для граждан. Безусловно, потому, что человек является высшей ценностью. Из этого мы и будем исходить, из этого будет исходить и российское государство, надеюсь, и то профессиональное со-

1 Путин В.В. Конференция по искусственному интеллекту [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL http:// www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/62003, свободный

общество, которое занимается и будет заниматься этой важнейшей темой, в том числе и люди, которые собрались сегодня здесь«1. Таким образом, сегодня приходится вести речь о сохранении человечности или, если сформулировать идею по-другому, деятельно и активно противостоять надвигающемуся расчеловечиванию современника как такового и некоей общности, составленной из них.

Прежде всего, представляется необходимым обозначить причину - внутреннюю причину - принятой установки. Она носит комплексный характер.

Первый аспект заключается в том, что собственно гуманитарное или, что то же самое - духовное - измерение бытия человека в настоящее время рассматривается лишь формально, а, значит, и претворяется в реальность лишь поверхностно, т.е. как просто необходимость, как неизбежно-обязательный довесок к основному, рассматриваемому подлинно и единственно объективным, - биологическому - существованию, который ещё и налагает определённые ограничения и обязательства, что представляется современнику излишним, а потому желательно подлежащим выведению из оборота. Такого рода тенденция, к сожалению, распространяющаяся в настоящее время, очевидно, должна быть преодолена, так как в противном случае разовьётся и окрепнет ещё один, но уже более серьёзный вызов, который можно рассматривать в качестве второго аспекта базовой установки.

Он заключается в том, что постепенно ускользающее человеческое, т.е. духовное измерение, а именно обращение его во всего лишь общекультурный феномен, а сегодня уже даже в сказочную образность, мифологию - наряду со всё интенсивнее развивающимися достижениями науки и техники, оборачиваются не всеобщим прогрессом гуманизма, а, стало быть, райским благоденствием, но эскалацией расчеловечивания, следствием которого является адское страдание всех и каждого. Важно подчеркнуть, что сказанное не есть ни алар-мизм/животная паника, ни просто яркий образ/картинка. В обоих случаях имеет место быть отражение реальности, которая зачастую весьма многим неприятна, а потому неосознанно, но чаще сознательно вытесняема из поля собствен-

1 Путин В.В. Конференция по искусственному интеллекту, [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL http:// www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/62003, свободный

ного внимания, что, однако, не снимает проблему как таковую, не снижает её актуальности.

Важно подчеркнуть, что оба аспекта должно рассматривать как единое целое, которое, в свою очередь, имеет специфическое проявление в каждом конкретном виде деятельности человека, будь то медицина, образование, программирование ЭВМ, военная служба и т.д.

Как промежуточный вывод из сказанного выше вытекает следующее: посредственное отношение (научное, философское, житейское) к гуманитарному измерению, равно как и такое же воплощение в повседневную практику его концептов оборачиваются в прямом и переносном смысле расчеловечиванием современника: сначала его, пребывающего в статусе студента (медицина и образование - наглядные примеры), а затем его же, но уже выполняющего трудовую функцию в организме экономики страны (доктора и преподаватели - реальные наглядные образцы вызревшего и уже ставшего актуальным теоретического концепта).

В прямом смысле слова под расчеловечиванием можно понимать утрату того, что принято именовать человеческим обликом, личностью. Речь идёт о такой ситуации, когда человек (врач, преподаватель, программист) разрушается под воздействием губительных пристрастий, на которые его подталкивает каждодневное, фактически доведённое до автоматизма, что объективно, выполнение профессиональных обязанностей, реализующихся в условиях частичной утраты, а порой даже и полной лишённости так называемой духовной подпитки. В таком случае работник превращается в функцию, придаток рабочего места. Это в свою очередь предстаёт триггером, запускающим страдания психического порядка и соматическую деструкцию организма. Особый драматизм и тяжесть ситуации придаёт то обстоятельство, что здесь человек в определённой мере знает и понимает этиологию (в данном случае максимальное видение имеется у врачей), причину и характер протекания последствий порока (при таком ракурсе наибольшее представление сформировано у священнослужителей), т.е. заболевания/повреждения, однако, несмотря на это, будучи, прежде всего, человеком, оказывается беспомощным: попадает в зависимость/зависимости, болеет, разрушается и погибает, причём как в биологическом, так и в духовном смысле. Подлинно тяжелыми и прискорбными примерами являются известные «от века» алкоголизм и нарко-

мания, к которым сегодня добавились достижения современной науки и техники - компьютерная игромания и/или Интернет. Важно то, что во всех случаях человек подлинно, а не метафорически, не книжно-образно страдает, а зачастую и умирает. Это живо ощущают на себе родные и близкие - супруги, дети, друзья: мир и счастье становятся небытием. Счётная палата предупредила о сокращении населения России: По данным контрольного ведомства, естественная убыль населения ускоряется четвёртый год подряд несмотря на усилия по обеспечению устойчивого роста численности, что входит в национальные цели. На первое сентября 2019 г. постоянное население России составило 146,7 млн. человек, что на 52,5 тыс. человек меньше, чем в начале года .

Это реально отражается на экономике России: она всё больше начинает испытывать недостаток специалистов, а тем более профессионалов в конкретной области. Дефицит специалистов в России достигнет 2,8 млн. человек к 2030 г.: Кадровый кризис, который грозит мировой экономике, приведёт к масштабному дефициту специалистов в России, выяснили эксперты Korn Ferry Hay Group. По их данным, из-за нехватки кадров российский бизнес недосчитается почти 300 млрд. долл. 2.

Эксперт рассказал, каких IT-специалистов не хватает в России: Дефицит специалистов, обладающих компетенциями в области информационных технологий, на российском рынке труда достигает 1 миллиона человек, к ним относятся как рядовые программисты, так и профессионалы на стыке технологических и бизнес-направлений, рассказал РИА Новости директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский3.

Путин предупредил о дефиците квалифицированных кадров: Проблема подготовки квалифицированных кадров является острой для России, без принятия мер к концу 2030 г. их дефицит составит около трёх миллионов человек, что в свою

Электронный ресурс - Режим доступа - https://rg.ru/2019/11/07/schetnaia-palata-predupredila-o-sokrashchenii-naseleniia-

rossii.html?utm_source=yxnews&utrTi_medium=desktop&utm_referrer=https0/o3 A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

2 Электронный ресурс - Режим доступа - URL https://www.rbc.ru/rbcfree-news/5af06b549a79472ff921935e

3 Электронный ресурс - Режим доступа - URL https://ria.ru/-20190522/1554818915.html

очередь может привести к многомиллиардным потерям для экономики России, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе видеоконференции с участниками WorldSkills Hi-Tech-20191.

Сопротивлением и преодолением объективно существующего тренда, как представляется автору данного исследования, могут стать следующие два вполне достижимых и реализуемых подхода к проблематике.

Первое направление действий - это именно воспитание/культивирование (целенаправленное и выверенное) человечности в современнике, прежде всего, молодом, подрастающем современнике. Об этом приходится говорить снова и снова несмотря на кажущуюся очевидность. Воспитание должно представать концептуализированной деятельностью, направленной на выработку и последующее поддержание, в том числе и в самостоятельном режиме, и, как принято говорить сегодня, on-line, состояния духовной защищённости личности, а именно: определённой настроенности распознавать, вскрывать потенциальные опасности, возникающие на жизненном пути, рассматриваемые и понимаемые в самом широком смысле; способности самостоятельно нивелировать, а в лучшем случае - полностью снимать негативный потенциал верифицированных сознанием вызовов и угроз физического, но прежде всего духовного порядка; умения уверенно и твёрдо противостоять искушениям, генерируемым и провоцируемым культурой, цивилизацией на данном этапе и уровне их развития, например, искушениям технологизации жизни человека и общества, захватывающей всё больше её сторон.

Очевидно, что для повышения эффективности исполнения поставленной задачи решающее значение имеет определение и провозглашение модуса воспитания и как явления, и как процесса. Одной из лаконичных и ёмких формулировок этого, которую целесообразно принять в качестве отправной точки, можно принять мысль философа-славянофила А.С. Хомякова. В одной из своих работ он, в частности, писал следующее: «Для того чтобы определить разумное направление воспитания в какой бы то ни было земле и полезнейшее влияние правительства на это воспитание, кажется, надобно прежде всего определить смысл самого слова воспитание. Воспитание в

1 Электронный ресурс - Режим доступа - URL https://ria.ru/-20191101/1560505569. html

обширном смысле есть, по моему мнению, то действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории

1

народа« .

Представляется, что подлинная концептуализация и понятия, и проблемы воспитания - возведение её в предел -заключается и передаётся словосочетанием «деятельность в истории народа».

Таким образом, серьёзное отношение, а, значит, посредством этого и преодоление поверхностности/симплификации и кажимости/симулякризации понимания базовых категорий, одной из каковых предстаёт и принятое к рассмотрению понятие, оказывается не просто интеллектуализацией современника, но именно подготовкой его к преодолению неизбежно возникающих вызовов и искушений.

Второе направление действий - это именно реконструкция фундаментальных смыслов базовых понятий, отражающих и передающих сущность явлений и свойств бытия, что обусловлено особенностью сегодняшнего дня.

Дело в том, что в сознании большинства современников априорно наличествуют, имеются некие фрагментарные, контурные, нечётко артикулированные, расплывчатые представления о многих фундаментальных категориях, в том числе и о человечности. Не касаясь вопросов о причине такого положения дел несмотря на турбулентные процессы, протекавшие вчера и продолжающиеся сегодня, они, доставшись даром и по наследству2, продолжают удерживать человека и общество на орбите, не позволяя сойти с неё и как следствие сгореть при падении в плотных слоях атмосферы. Это, безусловно, положительное обстоятельство, однако в таком состоянии и статусе они не могут оставаться бесконечно долго. Именно поэтому колоссальное значение приобретает задача реконструкции растворяющегося, уходящего конструкта. Это особенно важно ввиду того, что он ощущается и понимается большинством современников как благо, добро, должное, но при этом не находит ясного и уверенного подкрепления.

Опираясь на то, что актуально, т.е. на то, что занимает сознание человека, появляется возможность разобраться с

1 Хомяков А.С. Всемирная задача России. М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 271.

2 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002, с. 77-84.

этим «нечто» - что ощущается благом, добром, должным, и вывести это «что-то» на принципиально иной уровень осмысления и овладения.

Важно отметить, что реконструкция - это не копирование, а тем более не клонирование чего-то, что уже стало достоянием прошлого, так как в таком случае в конечном итоге возникают симулякры - «испортившиеся, ставшие своевольными знаки, не столько отражающие объективную реальность, сколько порождающие призрачные, виртуально-манипулятивные миры, изолирующие нас от подлинного бытия»1.

Под реконструкцией следует понимать попытку проникновения и осмысления движущих сил тех или иных процессов и явлений, постижение внутренних императивов, вычерчивание параллелей и причинно-следственных связей в свершившемся, но не просто в статистическом ракурсе, т.е. как ещё более скрупулёзное уточнение и верификация известного, но как всматривание в данный момент, т.е. в сейчас, через призму реконструируемого раскрывающегося. Иными словами -извлечение из подтверждённого и прояснившегося уроков и идей для обеспечения функциональности реконструируемого во вновь складывающихся обстоятельствах, реальности. Реконструируемое призвано стать не экспонатом музея, что имеет место быть и необходимо в определённых случаях. В ракурсе и логике настоящего исследования оно призвано сделаться катализатором продуктивной активности и строительным материалом творимого нового.

Реконструкция тем и полезна, что на этапе собственно воссоздания чего-либо появляется возможность не допустить, не совершить те и такие ошибки, которые были сделаны некогда, в прошлом ввиду неведения и невидения их теми, кто творил тогда. Реконструкция - всегда новое, однако при сохранении и недопущении порчи определённого принципиального, сущностного остова - компонента, осмысленного и принятого, явившего и доказавшего свою фундаментальность и предельную концептуальность. Текущее же, творимое человеком и обществом, пишущееся на новом листе и в режиме реального времени, будучи продуманным в определённой мере и степени, предпринимается при этом на страх и риск актора/акторов, совершается в предстоянии перед неизвестностью того, к чему приведёт, чем обернётся эта деятель-

1 Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире, с. 62.

ность. Несмотря на кажущуюся очевидность и расчёты перспектива иначе-возможного не исключается полностью, а значит, что-то может пойти совсем не так, как планировалось.

Из сказанного выше очевидно вытекает вывод о том, что с чем-то свершившимся это невозможно в принципе, по причине того, что оно надежно спасено в прошлом. В этой связи весьма примечательными в теоретическом и полезными в практическом смыслах предстают следующие идеи современного австрийского психиатра В. Франкла. Рассуждая об ответственности как неотъемлемой данности творения человеком чего бы то ни было - самой мелочи и самого большого поступка - он, в частности, сформулировал такие воззрения: «Что же такое ответственность? Ответственность - то, к чему человек «склонен» и от чего он пытается «уклониться». Сам язык указывает нам на присутствие в человеке сил, которые пытаются его удержать от его же собственной ответственности. Ответственность разверзается перед нами, словно бездна, и чем дольше и глубже размышляем мы о ее природе, тем более опасаемся, покуда не охватят дурнота и головокружение. Ведь стоит углубиться в суть человеческой ответственности - и устрашишься: что-то ужасающее есть в этом понятии, но есть и ободряющее. Пугает - знать, что в любой момент жизни я несу ответственность за следующий миг, что каждое мое решение, самое малое, как и самое крупное, свершается «на все времена»: в каждый момент я воплощаю или упускаю какую-то возможность, возможность этого момента. Каждое мгновение приносит тысячи возможностей, а я могу избрать и осуществить только одну, а все остальные таким образом обрекаю на небытие - и опять-таки «на все времена», навеки! Но вот что ободряет: знать, что будущее, мое собственное и разных вещей, людей вокруг меня, каким-то образом, пусть даже в малой мере, каждый миг зависит от моего решения. То, что я сейчас осуществлю, что «свершу в мире», то спасу в реальности и сохраню в убежище прошлого».

Всё вышеизложенное ещё раз подчёркивает значение восстановления того или иного концепта как опоры для актуальной деятельности и уже новых свершений современника.

1 Франкл В. Доктор и душа. Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: Альпина нон-фикшн, 2018, с. 62.

Продолжая размышления, важно отметить, что реконструкция в полной мере обладает и педагогическим - образовательно-воспитательным - потенциалом, что имеет большое значение в работе по подготовке молодых специалистов в стенах учебных заведений, например, в медицинских вузах.

Так, отталкиваясь от фиксации актуальных трендов, получающих развитие сегодня, возникает задача их пристального рассмотрения не только по существу, т.е. как нового явления, но ещё и взгляда на них, их анализа с позиции имеющихся, пусть, как было отмечено выше, не совсем чётких, расплывчатых, но архитипных воззрений, а скорее -ощущений, порождающих или притяжение, или отторжение попадающего в поле зрения молодого современника нового: явления, императива, да и просто вещи.

Конструктивность и продуктивность метода заключается в том, что таким образом осуществляется и постижение сущности данностей, и их рядоположение, а значит сравнение. Кроме того, как следствие первого и второго, появляется третье - возможность осознанного выбора, серьёзного, обоснованного и ясного, что означает последующую сообразную конвертацию, претворение концепта в действительность. Примером может быть и должна стать реконструкция базисного понятия - человечность, причём человечность в высокотехнологическую эпоху уже хотя бы потому, что «одним из наиболее значительных (и наиболее заметных) эффектов перехода к цифровым технологиям стало появление общества, сконцентрированного на себе, основанного на индивидуализации и появлении новых форм сопричастности и сосуществования сообществ»1.

Совершенно ясно, что президентом Давосского экономического форума К. Швабом был сформулирован именно вызов современности, характер возможного ответа на который остаётся открытым, т.е. зависит от того, куда всё-таки качнётся маятник. Для этого и важно, к примеру, реконструировать суть понятий, описывающих положение дел в воззрениях К. Шваба: что такое общество и что такое общество, сконцентрированное на себе; индивидуализация и общество; то, как они сочетаются (и сочетаются ли вообще) друг с другом и с понятием человечность и т.д.

1 Шваб К. Четвёртая промышленная революция. М.: Издательство Э, 2017, с. 114.

Как пишет тот же К. Шваб, «ошеломляющие инновации, возникшие в ходе четвёртой промышленной революции (от биотехнологий и до искусственного интеллекта), по-новому определяют то содержание, которое вкладывается в понятие «быть личностью»1. Сама по себе эта формулировка автора, т.е. взятая и рассматриваемая вне зависимости от его личных взглядов и интересов, предупреждает читателя быть осторожным с достижениями современности, не обольщаться и всецело не предаваться их чарам.

Таким образом, осуществлять реконструкцию смысла, реконструкцию человечности в частности, сегодня должно начинать с того, что становится данностью актуального момента, активно предлагается, продвигается в сознание неофитов, по определению неготовых к видению потенциальных подводных камней и оборотных сторон инноваций, пребывающих в естественной иллюзии, порождаемой всяким новым.

Проблема в том, что рано или поздно искушение симу-лякром всегда отступает, а вот сотворённое человеком/обществом за время пребывания в нём никуда не девается. Более того, ещё долго напоминает о себе новыми и новыми плодами, генетически связанными с ним. Прозрение может наступить (и наступает) тогда, когда игра оказывается сделанной... Сделанной в том числе и руками самого некогда пребывавшего в ослеплении - человека или же социума.

Жесткой иллюстрацией и поводом для личной реконструкции может предстать ещё один вызов, обозначаемый К. Швабом, который в некоторой мере уже стал реальным сегодня, в котором пребывают многие недальновидные и объективно малознающие и малопонимающие современники, попавшие в плен иллюзии, симулякра.

Если сегодня это суррогатное материнство2, и экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), то К. Шваб заводит разговор ещё дальше.

В книге «Четвёртая промышленная революция» он артикулирует, т.е. фактически вводит в оборот и обиход следующее: «Технологические достижения подвели нас к новым этическим границам. Должны ли мы использовать ошеломляющие

1 Шваб К. Четвёртая промышленная революция, с. 120.

2 Представляется, что в данном случае нужно использование (вплоть до изобретения) какого-то иного, нового понятия, так как базовый термин радикально отличается и по существу, и по духу от того, что вкладывается в новое, расчеловечивающее явление-достижение.

достижения в области биологии только для лечения болезней и устранения последствий травм, или нам стоит также заняться усовершенствованием человека? Если мы примем второй вариант, то рискуем превратить родительство в ещё одно проявление общества потребления, и в этом случае наши дети могут превратиться в товар, сделанный на заказ по нашим пожеланиям. А что значит «быть лучше»? Быть свободным от болезней? Жить дольше? Быть умнее? Бегать быстрее? Иметь определенную внешность? Такие же сложные, подводящие нас к границам допустимого вопросы встают перед нами в отношении искусственного интеллекта. Задумайтесь о возможности того, что машины будут думать быстрее нас или даже успешнее нас. У Amazon и Netfix уже есть алгоритмы, позволяющие предсказывать, какие фильмы и книги мы можем захотеть посмотреть и почитать. Сайты знакомств и сайты для поиска работы предлагают нам возможных партнеров или рабочие места в нашем районе или в любых регионах мира, которые с точки зрения этих систем будут наиболее для нас подходящими. Что же делаем мы? Станем ли мы доверять рекомендациям, которые даст нам некий алгоритм, или советам членов нашей семьи, друзей или коллег? Будем ли мы обращаться за помощью к доктору-роботу, снабженному искусственным интеллектом, чьи диагнозы отличает идеальная или почти идеальная точность, или продолжим приходить к врачу-человеку, умеющему своим поведением успокоить пациента, врачу, который знает нас уже много лет? Когда мы рассматриваем эти примеры и их последствия для человека, то вступаем на неизведанную территорию, наблюдаем зарю преобразования человека, которое не похоже ни на что из того, что человечество переживало прежде»1.

Последняя мысль ещё раз подчёркивает и доказывает предельную актуальность всей проделанной работы: техно-логизация и расчеловечивание действительно предстают искушением, а потому концептуальная реконструкция оказывается жизненно необходимой и неизбежной.

1 Шваб К. Четвёртая промышленная революция, с. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.