Научная статья на тему 'Оборотная сторона китайского проекта ОПОП на примере ЮВА и ЮА (политико-стратегические, социально-экономические, экологические аспекты)'

Оборотная сторона китайского проекта ОПОП на примере ЮВА и ЮА (политико-стратегические, социально-экономические, экологические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
466
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ ПЕКИНА ОПОП / ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ / СТРАНЫ ЮВА И ЮА / КПЭК / МШП-21 / CHINA PROJECT OBOR / RISKS AND REVERSE SIDE OF OBOR / STATES OF THE SEA AND SA / SPEC / MSR-21

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Нина Борисовна

Статья посвящена анализу некоторых итогов реализации китайского проекта «Один пояс один путь» (ОПОП) за истекшие пять лет с момента его запуска в 2013 г. Основной акцент сделан на оборотной стороне ОПОП конкретно на издержках и просчетах проектов в ряде стран ЮВА и ЮА, которые привели к требованиям пересмотра его условий на правительственных уровнях в силу: не соответствия их интересам местной экономики; не соблюдения первичных расчётов и общепринятых стандартов, превышение стоимости строительства инфраструктурных проектов; использование низкокачественных и дешевых материалов; коррупции; нарушения экологического баланса и др. Ряд указанных издержек вызвали даже протестные движения местного населения против китайских проектов. Непрозрачность проекта, его военные компоненты, издержки его реализации заставляют Индию открыто бойкотировать ОПОП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Downside of the Chinese OBOR Project on the Example of Southeast Asia and South Africa (Political and strategic, socio-economic, environmental aspects)

The article is devoted to an analysis of some results in the realization of China project One Belt One Road (OBOR) for 5 years from its launch in 2013. The main accent was made on the reverse side of the project on risks and negative consequences in some states of the SEA and SA. They have lead its governments to demand to disregard conditions of OBOR because of 1. insufficient analysis of future investment profitability; 2. the uncertainty and obscurity of numerous political, economic, and regulatory aspects of projects; 3. usage of recycled or low-quality materials and equipment; 4. corruption and bribes as a means to support activities of Chinese officials; 5. damage to environments so as the onset of drought and complete deforestation. These costs became results of growing protest movements of population. Lack of transparence, expenses and the justified fears of OBOR’s military and strategic component, plus other factors, have led India to openly boycott the project,

Текст научной работы на тему «Оборотная сторона китайского проекта ОПОП на примере ЮВА и ЮА (политико-стратегические, социально-экономические, экологические аспекты)»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 1 (42), 2019_

© Лебедева Н.Б.

ИВ РАН

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КИТАЙСКОГО ПРОЕКТА ОПОП

на ПРИМЕРЕ ЮВА и ЮА (политико-стратегические, социально-экономические, экологические аспекты)

Минуло пять лет после выдвижения осенью 2013 г. Китаем широкомасштабного, комплексного проекта «Один пояс - один путь» или ОПОП, ныне именуемого и Инициатива пояса и пути (BRI). Он объединяет свыше 65 стран с 60% населения мира, составляет примерно 33-40% глобального ВВП и сулит его многочисленным участникам немало выгод в развитии торгово-экономических взаимосвязей, финансовых хабов, инфраструктуры (строительство портов, скоростных авто- и железных дорог, трубопроводов, линий интернета), туристических центров и т.п. Банк развития Китая уже в самом начале анонса о проекте зарезервировал около 900 млрд долл. для реализации нескольких сотен разнообразных проектов в рамках ОПОП. Их число и объемы финансирования могут расти по мере надобности (по оценкам, до нескольких трлн долл.). А согласно подсчетам корейского исследователя Чже Хо Чунга, по завершении проект будет охватывать 2/3 мирового населения, 55% глобального ВВП и 75% глобальных энергетических запасов. Он будет включать 900 только инфраструктурных проектов стоимостью примерно в 1,3 трлн долл.1.

Ныне риторика дошла до того, что в Китае заговорили о включении в ОПОП Тихоокеанского шелкового пути, Шелкового пути на льду (имея в виду Северный морской путь) и Цифрового шелкового пути через космическое пространство2. На успехах останавливаться не будем - об этом громко вещают в Пекине - и официоз, и СМИ, и эксперты.

В целом проект - это пример синоцентричной глобализации, после реализации которого Китай может стать евразийским гегемоном, оказавшись в центре стратегического ландшафта, в силу чего ему будет легче так сказать «присматривать и управлять» экономиками окружающих стран. Как считают теоретики международных отношений, выступающих с позиций политического реализма, проект ОПОП является по сути симбиозом смелости «мягкой силы» и расчетов «жесткой силы» Пекина. Неслучайно с мо-

мента запуска инициативы в 2013 г. велись дискуссии относительно того, чем обернется проект - преимуществом или бедствием для Китая в зависимости от реакции стран вдоль ОПОП, особенно вдоль МШП-21. Западные аналитики, особенно американские, неустанно критиковали китайские инициативы, очевидно отражая озабоченность своих властей перед лицом растущей экономической и военной мощи Китая. Приведенные Д. Паркером и С. Кеннеди, Дж. Марделлом и др. в ряде работ примеры красноречиво напоминали о прежних трудностях Китая в инвестировании в инфраструктуру за рубежом, особенно на двустороннем уровне - они сопровождались перерасходами смет проектов, не всегда были выгодными для местных экономик, частыми случаями плохого обращения с местными рабочими и т.п. .

По сути «Один пояс, один путь» стал одним «Большим соперничеством альтернатив». Ведь не только Китай является «строителем» инфраструктуры хотя бы в рамках ОПОП. В создании его альтернатив участвуют большое число весомых игроков - Индия, Япония, США, Россия, Евросоюз, Южная Корея, Турция, Иран и др., которые выдвигают свои варианты и модели инфраструктурных проектов почти на том же пространстве. Эти государства и их проекты соперничают, им тесно. Поэтому они закономерно ищут механизмы их защиты, ужесточают свои курсы с этой целью и т.п., с од-

с А ___

ной стороны. А с другой, пытаются найти партнеров или союзников в силу невозможности противостоять финансовой мощи Китая в одиночку. Эти факторы ставят перед необходимостью анализа военно-стратегических условий, рисков реализации и ОПОП, и его альтернатив, как и анализа проблем в таких направлениях - социально-экономическом, экологическом и др. на пространстве ЮВА и ЮА.

Видимо, ныне можно подвести промежуточные итоги - что за 5 лет удалось сделать, какие проблемы встали на пути его реализации? Какова реакция участников на те издержки, которые закономерно сопровождают такие грандиозные и беспрецедентные в мире интеграционные проекты и так же закономерно порождают (мягко говоря) некоторые неудовольствия с их стороны? Почему страны ЮВА и ЮА требуют пересмотра ряда условий китайских проектов?

Сдвиги в военно-стратегическом курсе Китая

Истекшие 5 лет показали, что проект ОПОП расширяет пространство влияния Китая в мире, становится площадкой многоас-

пектной конкуренции с его главным соперником в Азии, в первую очередь, с Индией, а в ряде случаев и полем значительной напряженности в ЮВА, ЮА, БИО. Многие азиатские страны (и включая США) откровенно выражали настороженность по этому поводу, скажем, в силу огромных инвестиций на Шри-Ланке (конкретно для соседней Индии). Или, когда в ходе реализации стратегии «нить жемчуга», которая по существу сыграла роль предпосылки МШП-21, Китай значительно усиливал профиль «морской силы» в БИО. А введение инфраструктурной сети региональных информационных технологий создавали здесь новые каналы для китайского внедре-

4

ния .

Более того, с начала 2018 г. китайские официальные власти открыто объявили о своей готовности обеспечить гарантии безопасности проекта. Проведенное в 2018 г. в Лондоне независимое исследование показало, что в Китае стали чаще говорить (пока в частном порядке) о его заинтересованности не только в коммерческих преимуществах проекта, сколько в его стратегических и геополитических аспектах, что явно не совпадало с риторикой о важности лишь его оборонной составляющей5.

В связи с этими обстоятельствами Пекин все также настойчиво продолжал искать и укреплять опорные пункты, особенно в БИО и вокруг ЮВА. Это базы Джибути, возможно, Гвадар и недалеко от него Дживани, для «охраны» которых формируется 30 тысячный контингент, что делает Поднебесную реальным активным игроком на всем пути МШП. Изменились цели и состав группировок кораблей КНР, командируемых для участия в борьбе с пиратами вокруг Африканского Рога. Ныне эти экспедиции включают крупные боевые суда в сопровождении подводных лодок, о задачах пребывания которых Китай просто умалчивает. Последнее регулярное направление в индоокеанскую зону отряда из полутора десятка современных кораблей состоялось в феврале 2018 г., наряду с привычными многократными визитами подлодок, включая ядерные6.

Пекин шаг за шагом создает военно-морской флот уровня «голубой воды», который сможет действовать глобально в Мировом океане и защищать его морские интересы. К 2030 г. ВМС Китая будут состоять из четырех боевых групп с 1 авианосцем во главе каждой. В докладах Центра новой американской безопасности (Вашингтон) и Международного института стратегических исследований (Лондон) фигурируют такие данные о ВМС КНР к 2030 г.

- 260 боевых кораблей и субмарин против лишь 199 таковых у США.

Вызывает беспокойство стран ЮВА и ЮА то обстоятельство, что бок о бок с военными кораблями в их водах появляются суда-шпионы, гидрографические и океанографические суда с целью подробного изучения океана для более точной навигации и позиционирования субмарин. Используя сонары (sound navigation and ranging), они могут определить места нахождения кораблей и подлодок иностранных флотов и атаковать их в случае надобности, как свидетельствует газета South China Morning Post7.

Эти исследования напрямую связаны с объявленной в начале 2018 г. в Пекине реализацией системы мониторинга океана, которая базируется на сети платформ и 100-150 поплавков (позже большего их числа) в водах ЮВА, западной части Тихого океана и БИО, надводных и подводных плавсредствах, сателлитах для продвижения исследований океана, что стратегически важно, особенно вдоль МШП. В 2018 г. Пекин анонсировал разработку и план размещения в указанных водах морских противоракетных щитов (другими словами ПРО) для обороны собственной территории и глобальных китайских интересов.

США мгновенно отреагировали на китайские новшества. В ходе слушаний 17 апреля 2018 г. об утверждении нового главы Тихоокеанского командования США в Конгрессе, претендент на данный пост, адмирал Ф. Дэвидсон привлек внимание к потенциалу развязывания подводной войны Китаем, что, по его мнению, является одной из новейших угроз для США.

В своем докладе Конгрессу он конкретно указал, что Пекин создает еще одну базу (стоимостью примерно в 85 млн долл.) в Са-нье в ЮКМ для размещения разведывательных пилотируемых и беспилотных подводных транспортных средств. Она будет завершена в 2019 г. и может обслуживать от 5 до 7 глубоководных судов инновационного типа, способных достигать глубины 4500 метров и могущих использоваться для сбора информации о кораблях иностранных ВМС, осуществляющих операции по свободе судоходства

о

в ЮКМ и других целей .

И хотя по убеждению адмирала Ф. Дэвидсона, США сохраняют в данной области определенное преимущество, нельзя игнорировать факт, что Китай сделал развитие подводного вооружения приоритетным и вкладывает крупные финансовые средства в создание новых типов платформ, бесшумных субмарин, субмарин-

дронов (т.е. беспилотных), новых сенсорных установок, противолодочных самолетов с неподвижным и роторным крылом и т.д.9.

Безусловно, наиболее напряженной и болевой точкой на МШП остается ЮКМ, где Китай претендует почти на 90% пространства и проводит масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов, а также военно-стратегическому освоению этих территорий. По выводам Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне на основе фото, сделанных со спутников, в ЮКМ ныне китайцы почти завершили возведение аэродромов и взлетных полос, ангаров для 24 самолетов (включая тяжелые бомбардировщики), радарных установок, укрытий для ракет «земля - воздух» HQ-9B и противокорабельных ракет YJ-12B на рифах Файери Кросс, Мисчиф и Суби. Спутники зафиксировали также тренировочные взлеты и посадки стратегического бомбардировщика Н-6Л с острова Лесной (Парасельский архипелаг). Эти самолеты и ракеты с радиусом действия от 1500 до 2000 миль могут покрыть пространство ЮВА.

Согласно докладу 2018 г. Пентагона о военных и оборонных мерах КНР, подготовленному для Конгресса США, Китай способен поражать ВС США и их союзников, а также их базы в западной части Тихого океана, включая о. Гуам. Такую возможность ВВС Пекин реализовал еще в августе 2017 г., когда впервые был совершен облет от пролива Мияко на юго-западе Японии до базы на о. Окинава Японии, где размещены 47 тыс. американских солдат. В докладе 2018 г. указывается также, что не исключены планы Пекина усилить военный потенциал на искусственных островах за счет дополнения его ядерными элементами10. Вот почему руководитель военно-морскими операциями Военно-морских сил США адмирал Джон Ричардсон поспешил призвать американских военных «осуществить более тщательное изучение ВМС России и Китая, поскольку эти великие державы в противостоянии с США используют свой флот для все более агрессивных захватов земли и моря, ключевых водных путей» (конкретно, с его точки зрения, РФ блокирует Азовское море и усилила свое присутствие в Средиземноморье)11.

Китайские ВС в обозримом будущем могут разместить на островах в ЮКМ новые лазерные мобильные установки LW-30, которые будут заниматься перехватом несанкционированных летающих аппаратов и способны нейтрализовать самонаводящиеся ракеты, а также планирующие бомбы, согласно осведомленному источнику - газете Global Times от 11 октября 2018 г. Уже к 2022 г., по

расчетам экспертов, Пекин должен иметь 20 баз (ныне от 7 до 12).

На создание Пекином к 2030-м гг. 50 искусственных островов и баз

12

(на многих из них) потребуется сумма в 250 млрд долл. .

Указанные выше и планируемые меры Китая крайне осложняют позиции США и их союзников в ЮКМ - ведь по их завершению Пекин станет доминирующей державой в регионе, что явно не в их интересах. Вместе с тем, в Пентагоне считают, что разные сооружения и укрытия, как и базы Китая не смогут выдержать масштабной войны с США, во время которой они могут быть уничтожены с помощью бомбардировки несколькими сотнями самолетов, дюжины кораблей или космической системы ракет типа Big Falkon или SpaceX BFR. Кроме того, китайцы не смогут в полной мере обеспечить базы топливом, запасами вооружения и др. во время «горячей» войны. По мнению экспертов, острова и рифы важны Китаю, но скорее из политических притязаний на геостратегический контроль морских путей, подводные ресурсы (нефть, газ) и т.п.13.

Военно-стратегические меры Индии и ответы на новшества Пекина

Оценив ОПОП, в особенности МШП-21, как один из механизмов ее окружения, Индия предприняла целый спектр дипломатических шагов, отказавшись от участия в конференции по проекту в Пекине в мае 2017 г., в его обсуждении на встрече Н. Моди с Си Цзиньпином в апреле 2018 г., стала единственным голосом, не поддержавшим ОПОП в официальном коммюнике ШОС в июне 2018 г.

Дели ясно и неоднократно артикулировал основные принципы не__W __W А vy

приемлемости китайского проекта, с одной стороны. А с другой, Индия подписала ряд соглашений с Бангладеш, Непалом и Бутаном о транспортировке по суше, решила территориальные споры с Бангладеш. Наконец, Индия расширила свои взаимосвязи с Францией на основе принятого совместного нового документа о «Стратегическом видении-2018» и предприняла меры по укреплению связей с членами СССПЗ.

Индия не могла не реагировать на расширение активизма Пекина в БИО, его новшества в курсе и предприняла стратегические зеркальные меры, в ходе которых, по сути, был сделан сдвиг (но в определенных границах) от традиционных принципов ДН к концепту мульти-присоединения (повторим, хотя и в неофициальной форме), поискам баз за пределами собственной территории, расширению поля и числа участников военных маневров, углублению во-

енно-стратегических связей с рядом стран, наконец, заметному сближению Индии с США, в частности в силу подписания в августе 2016 г. соглашения о ЛЕМОА, переговоры по которому касались не только условий взаимного использования военных баз, но и положили начало ряду новых документов о военно-стратегическом и техническом сотрудничестве между сторонами14.

По условиям одного из них Индия предоставит услуги по ремонту действующих в Индийском океане 100 кораблей ВМС США на сумму свыше 1,3 млрд долл. на западном побережье Гуджарата, как и 7-го флота, но не в Сингапуре и Японии как прежде. В Индии надеются, что этот опыт в Гуджарате может быть использован для кораблей флотов других стран и в других странах.

Трудно было не предугадать, что пример соглашения по военной логистике (ЛЕМОА) Индии и США не получит дальнейшее продолжение. В апреле 2017 г. Индии поступило предложение от Австралии, которая представила проект подобного документа и у которой накоплен долгосрочный опыт реализации схожего соглашения с США. Индия ответила, что пока воздержится от окончательного решения, поскольку хотела бы достичь поначалу операционного уровня соглашения с Вашингтоном, а уж потом ставить вопрос о принятии на вооружение других документов такого рода с другими партнёрами. Спустя полтора года после принятия соглашения о ЛЕМОА с США, в ходе визита президента Франции Э. Макрона в Дели в марте 2018 г. был подписан такого же рода документ, который открывает двери французских баз кораблям ВМС Республики на Реюньоне недалеко от Мадагаскара, а также к французским военным объектам в Джибути на Африканском Роге, на о. Майотта около Мозамбика, т.е. в важных точках на западном фланге индо-океанской зоны15.

Тенденция к укреплению связей по морской безопасности, в том числе и по логистике, весьма востребована и развивается в той или иной форме. Так, в январе 2018 г. Индия и АСЕАН договорились об укреплении сотрудничества в области морской безопасности. В июле 2018 г. на второй встрече «Диалог министров обороны» Индия и Сингапур подписали соглашение по морской логистике. Оно явилось развитием соглашения между ними от ноября 2017 г. о расширении двухсторонней кооперации на море, в частности о размещении плавучих платформ и допуске к местным военно-морским объектам (прежде всего к базе Чанги) на более длительные сроки, а также о проведении совместных манёвров и широких морских

наблюдательных миссий ВМС и ВВС Индии в Южно-Китайском и Андаманском море, а также в Малаккском проливе16.

Одновременно Дели не мог не продолжить сближение с США. 6 сентября 2018 г. на встрече 2 + 2 (т.е. с участием министров иностранных дел и обороны Индии и США), впервые проведенной в истории индо-американских отношений в таком формате, было подписана важное по значимости (после ГСОМИА - General Security Of Military Information Agreement, ЛЕМОА и пока неоформленной договоренности БЕКА (BECA) о сотрудничестве и базовом обмене геопространственными данными) фундаментальное Соглашение о совместимости средств связи и безопасности (COMCASA). Оно реально делает их операбельными - ведь в его отсутствии и соответствующего современного оборудования серьезно страдала операционная совместимость и способность к взаимодействию между индийскими и американскими военными17.

Этот документ давал возможность ВС Индии использовать имеющее высокую степень защиты оборудование связи, установленное на поставляемых в Индию американских боевых платформах. Это касается и самолетов C-130J, C-17 и др., а также вертолетов американского производства Апач AH-64E и Чинук CH-47F, которые уже стоят на вооружении Индии. В целом все это позволяет индийским военнослужащим применять американское высокотехнологичное оборудование для защищенных систем связи, а также обеспечивает им доступ к зашифрованным информационным каналам.

Вместе с тем, в определенных кругах Индии возникали закономерные озабоченности. Первая, относительно посещений американскими инспекторами индийских баз с целью проверки поставленной в Индию засекреченной аппаратуры связи. Вторая, не нарушает ли эта установка секретность таковых Индии? Третья, не будет ли слишком сильной привязка ВПК Индии к американским военным Хайтек? Четвертая, о пользе и последствиях для Индии такого рода сотрудничества, когда стороны не являются союзниками в полном смысле этого слова, скажем, как США с Австралией,

18

Японией или Южной Кореей? .

Судя по всему, в Дели не хотели бы, чтобы отношения между Индией и США определяли ее геополитику и будущую стратегию, а также накладывали ограничения на связи Нью-Дели с другими странами (это явственно проявилось в процессе закупок Дели вооружений, например, С-400 у России и др.). Республика желала бы

сохранять для себя автономность внешнеполитического курса и самые различные варианты действий на мировой арене, где по-прежнему США занимают очень важное место, как и во взаимосвязях с Дели.

Новые события на стыке двух океанов

В конце лета 2018 г. в регионе на стыке двух океанов реально началась «гонка за маневрами» между Индией, Китаем и США, которая по-разному, но реально воздействовала на обстановку вдоль МШП-21 (часть ОПОП). С одной стороны, Дели, исподволь подготовив почву для проведения военных учений с членами БИМСТЕК, добился их согласия и инициировал совместные антитеррористические военных учения возле Пуны в середине сентября 2018 г. впервые в истории деятельности до этого чисто технико-экономического альянса. За их бортом оказались Таиланд и Непал, которые проводят сбалансированную политику по отношению к двум соседям-гигантами и не хотели бы своим участием в маневрах подорвать «благосклонность» к ним со стороны Китая19. Однако, отказавшись от участия в учениях в районе Пуны, Непал пошел на проведение таковых с Китаем (вторично) в том же месяце.

А с другой стороны, реакция Китая на маневры в Бенгальском заливе не заставила себя долго ждать. Заручившись поддержкой Сингапура, с которым предварительно были проведены морские учения в начале августа 2018 г. возле базы Чанги, Пекин предложил странам АСЕАН регулярно проводить их с целью сделать спорные воды в ЮКМ менее напряженными, создать атмосферу большего доверия и наладить связи в военно-стратегической области. Но была сделана оговорка - обе стороны обязывались не проводить маневры с третьими внерегиональными странами без предварительного уведомления. Безусловно, пекинские власти имели в виду преж-20

де всего США . В конце октября состоялись недельные учения, и это после десятилетия взаимных претензий и подозрений конфликтующих сторон! В них приняли участие по одному боевому кораблю от Вьетнама, Брунея, Сингапура и Таиланда + 3 от Китая, несколько вертолетов, около 1200 моряков и т.п. Остальные страны АСЕАН ограничились командированием наблюдателей. По оценкам экспертов, маневры были скорее символическими, хотя и с важными целями. Они напоминали миротворческие операции. Вместе с тем, они стали реальным вызовом для позиции США в ЮКМ. Поэтому-то и последовало предложение Пентагона о проведении маневров США-АСЕАН в 2019 г. В целом, как отметил аналитик из

Технологического университета Наньянг в Сингапуре, Коллин Кох, хотя учения представлялись краеугольным камнем в оборонной дипломатии НОА КНР, трудно предугадать, каков будет следующих шаг в данном направлении21.

Однако, нельзя не отметить, что страны ЮВА с их почти всегда сбалансированным нейтральным курсом впервые провели военно-морские учения с «третьей» стороной - а именно с Китаем, отношения с которым в последние годы у них были не столько прохладные, сколько напряженные. Пекин, опередив США в договоренностях по проведению маневров с АСЕАН, сумел добиться значимого успеха в нивелировании роли и США, и Индии в ЮВА. Но стоят ли политические и экономические цели Китая тех огромных затрат на освоение этих рифов и островов в ЮКМ? Вопрос остается открытым.

Как представляется, столь крутые повороты в отношениях АСЕАН-Китай последних недель и месяцев 2018 г. не могут не свидетельствовать еще об одном сдвиге, который не почувствовал упомянутый выше К. Кох. Судя по всему, это шаги к тому, что Пекин и АСЕАН готовятся принять в течение трех лет долгожданный Кодекс поведения в ЮКМ, который должен определить порядок действий в конфликтных ситуациях, а также механизмы их решения.

Социально-экономические и экологические негативные аспекты ОПОП

Отметим, что критики и требований пересмотреть некоторые условия проектов вдоль сухопутного и морского маршрута ОПОП накопилось немало, анализ которых сделаем в основном на примере стран вдоль МШП, т.е. ЮВА и ЮА и в двух плоскостях - общем и конкретном.

Оказалось, что помимо позитива в проекте выявились риски и негативные последствия его реализации. Это недостаточное исследование будущей доходности инвестиций, как и неопределенность и непрозрачность многочисленных политических, экономических и нормативных аспектов проектов. Дешевые китайские кредиты зачастую оборачивались долговой ямой, к примеру, для Шри-Ланки, Пакистана, Мальдив, Мьянмы и др. С одной стороны, они несут миллиарды долларов потерь для их экономик из-за грабительских ставок по кредитам. А с другой — есть реальная опасность отказа Пекина списать их (как это было прежде, особенно в Африке), даже

при том что у него есть финансовые резервы в 3 трлн. долл. Щедрость не бесконечна — китайцы умеют считать и юани, и доллары.

Базирующийся в США Центр глобального развития (ЦГР) опубликовал 17 марта 2018 г. доклад, который показал, что некоторые страны-участницы проекта ОПОП могут стать банкротами в результате финансирования отдельных проектов ОПОП. Так, его автор Энни Ву, проанализировав риски экономического кризиса, наличие «дефолтных» или движущихся к банкротству ценных бумаг, отметил, что среди 68 стран-участниц проекта ОПОП 23 государства «экономически очень уязвимы», 8 стран «вызывают особое беспокойство». К этим странам относятся Лаос, Мальдивы, Джибути, Пакистан, Монголия и др.22.

Примером рискованного бизнеса стал Пакистан в самом центре МШП, где стоимость строительства Экономического коридора Китай - Пакистан (КПЭК) возросла с 43 млрд долл. до 62 млрд долл. При этом Китаем были установлены высокие процентные ставки по ряду кредитов, которые по мнению МВФ, могут привести к соотношению госдолга и ВВП той или иной страны участницы ОПОП в 70%. В случае Пакистана ему придётся выплатить китайским банкам кредит в 16 млрд долл. по процентной ставке более 13%. Вот почему Пакистан попытался начать переговоры по изменению ряда условий реализации КПЭК. У населения тоже немало причин для недовольства. Например, оно недовольно тем, что местным рабочим не находится места на стройках и что китайцы не только финансируют, но и зачастую сами строят объекты. Между тем Китай в рамках 40-летней сделки получит 91% прибыли от доходов порта Гвадар и ещё 85% от окружающей его «свободной зоны», — сообщает гонконгское издание Asia Times23.

Огромное количество оборудования и материалов (сталь, бетон, древесина), необходимые для обеспечения проектов, дает широкие возможности для хищений и других злоупотреблений. Более слабая нормативно-правовая среда в некоторых странах-участницах ОПОП создает почву для коррупции китайских фирм, ищущих с помощью взяток механизмы поддержки их деятельности. Хорошо известно, как долго и далеко не всегда успешно борются с этим злом в самом Китае, который сам занимает 83 место в списке Международного индекса коррупции за 2015 г., а ныне разрабатывает сотни проектов в наиболее сильно подверженных коррупции странах - Камбоджа (150), Мьянма (147) и др.24.

Подвергаются критике игнорирование стандартов безопасности при возведении тех или иных объектов, применение бывших в употреблении или низкокачественных материалов и оборудования, строительство экологически опасных проектов (гидроэлектрические дамбы или электростанции, работающие на угле, и др.), необоснованная вырубка леса, отъем у местного населения их земель. Неудивительно, что в силу этих негативных обстоятельств нарастает протестное движение. Например, в Пакистане в неспокойном Белуджистане местные сепаратисты (в основном из Либеральной армии Белуджистана) совершают нападения и убийства китайских рабочих-строителей, на Шри-Ланке — выступления докеров в порту Хамбантота против их увольнения китайскими фирмами - новыми «хозяевами» порта и населения против захвата пахотных земель. Ланкийские власти, встретив китайские дешевые кредиты с распростёртыми объятьями, оказались на грани банкротства и вынуждены были пойти на многие уступки Пекину, вплоть до сдачи порта Хам-батота на 99 лет в счет погашения долгов. В той же Шри Ланке китайцы израсходовали 200 млн долл. на строительство огромного аэропорта Маттале с пропускной способностью в 1 млн пассажиров в год, который на практике оказался самым пустым в мире и в котором ныне свободные терминалы используют для хранения риса25.

Власти Лаоса, Камбоджи и ряда других стран указывали на нанесение вреда окружающей среде и возникновение засухи из-за китайских гидроэнергетических проектов вдоль реки Меконг. Тому же Лаосу, который может самостоятельно покрыть свои нужды в цементе или за счет небольшого импорта из соседнего Вьетнама через границу, китайцы навязали с 2015 г. строительство 6 новых цементных предприятий после начала строительства железной дороги, спроектированной и финансированной китайскими фирма-26

ми .

Власти Мьянмы выражают озабоченность в связи со сплошной вырубкой леса и пытаются изменить условия строительства порта за 10 млрд долл. Непал в ноябре минувшего года приостановил планы по возведению Китаем двух плотин для ГЭС. В Индонезии, где китайцы выиграли контракт на постройку высокоскоростной линии железной дороги от Джакарты до Бандунга в сентябре 2015 г., работы начались спустя 2 года. Но после их осмотра президентом Джоко Видодо, власти пришли к выводу, что они будут выполнены лишь к концу 2019 г. Мало приятным фактом явилась необходимость сгона жителей с земель вдоль дороги, что грозит ро-

стом протестных движений в стране. Вызывало негодования и воз-

27

ведение вышедшей за рамки бюджета угольной электростанции .

В августе 2018 г. заново избранный премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад заявил об отказе строительства Китаем на территории страны железнодорожной ветки и двух трубопроводов стоимостью 22 млрд долл., если условия сделки не будут пересмотрены. Масла в огонь подлила напряженная ситуация вокруг Сингапура, традиционно крупнейшего нефтяного и торгового (на сумму в 5 трлн долл.) перевалочного пункта в регионе. Через него перевозится ежегодно нефть, стоимостью в 600 млрд долл. Власти страны неоднократно приветствовали проект ОПОП, как весьма выгодный для их страны. Однако, позже появились факторы, которые вызвали у них большие опасения в сохранении своей столь важной роли на стыке двух океанов28.

Дело в том, что в соседней Малайзии китайские компании запланировали строительство нового крупного глубоководного порта и расширение порта в Кланге на сумму в 10 млрд долл., что выведет Малайзию на первые роли, сделает ее ключевым элементом ОПОП и может стать значительным вызовом для позиции Сингапура как крупнейшего морского хаба в регионе, лишая его многих выгодных преимуществ. А это неминуемо повлечет обострение отношений между странами. Между тем китайские власти в первую очередь думают о решении своих проблем, в частности извечной «Малак-кской дилеммы», которая вряд ли будет скоро решена в условиях противостояния Китая с США в ИТР29.

Не просто складывается ситуация в соседнем субрегионе в силу того, что пару лет назад в поле интересов Пекина попала Бангладеш в том же контексте транс-региональной интеграции с помощью инфраструктурных проектов. Это объясняется ее стратегической ролью в качестве моста между ЮВА и ЮА. Китай планирует построить к 2023 г. несколько важных объектов в глубоководном порту Пейра (Payra), сделав его важным элементом сети портов на пути МШП. Это намерение безусловно вызовет не только неудовольствие со стороны строящей здесь железнодорожную ветку Индии, но и ее настороженность в связи проектами Пекина широкого строительства портовых сооружений, видимо, двойного назначения в Индийском океане в целом, что Дели не может не учитывать в сво-

30

их стратегических расчетах .

Между тем Дели подписал летом 2018 г. ряд соглашений с индонезийскими властями о создании порта на восточной стороне

Малаккского пролива, а также о реализации совместных инфраструктурных проектов на Андаманском архипелаге (Индия) и о. Сабанг в провинции Ачех (Индонезия) для расширения торговых и туристических связей, на котором, однако, расположена очень удобная глубоководная бухта, где могут быть размещены субмарины. В Пекине не преминули угрозой ответить зеркально, если объ-

31

екты будут использоваться с военных целях . Судя по всему, противостояние Индии и Китая заметно нарастает.

Очевидно, и указанные выше разнообразные проблемы и издержки китайских проектов в странах ЮВА и ЮА, и оправданные опасения возможности военно-стратегической составляющей ОПОП, особенно вдоль МШП-21, и другие факторы толкают Индию, пока единственную крупную страну, на продолжение его открытого бойкота.

I https://thewire.in/external-affairs/one-belt-one-road-shaping-connectivities-and-ро1к^-т-Ше-21 st-century

https://www.economist.com/1eaders/2018/07/26/china-be1t-and-road-p1ans-are-to-be-welcomed-and-worried-about https://the diplomat.com/2017/12/one-be1t-one-road-and-one-big-competition

4 http://connections-qj.org/article/building-chinas-one-be1t-one-road https://www.epochtimes.ru/doklad-kitajskij-investitsionnyj-proekt-odin-poyas-odin-put-obankrotit-strany-partnyory-99050581/

5 https://www.bel center.org/publication/china-deepens-militarization-one-be1t-one-road-initiative

6 http://www.couriermail.com.au/news/national/chinese-fleet-is-bringing-troub1ed-waters-c1ose-to-home/news-story/b880964a2085dfa03d60aff48a782f85

7

http://www.newindianexpress.com/world/2018/jan/01/china-deve1ops-underwater-survei11ance-networks-in-indian-ocean-south-china-sea-1741766.html

8 М.

9 https://sputniknews.com/asia/201804201063765548-China-base-sea-deep-drones/

10 https://www.news.com.au/world/asia/south-china-sea-controversy-heats-up-as-manmade-is1ands-are-almost-complete/news-

Story/84aa8664ef1f147d704b8f1e78e62516.

II

https://news.yandex.ru/story/Glava_shtaba_VMS_SSHA_zayavil_o_neobkhodimos ti_pervogo_udara_po_Rossii--

722547bc589d0777a73a7d023ef3f121?lang=ru&from=main_portal&stid=vG0YRg R_qHBjBuYiaDpc&t=1549698504&lr=213&msid=1549699209.13742.122045.332

607&mlid=1549698504.glob_225.722547bc.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

nextbigfuture.com/2018/04/missiles-and-p1anes-make-chinas-south-china-sea-is1and-bases-an-effective-update-of-the-maginot-line.html;

https://www.straitstimes.com/asia/east-asia/china-has-nuclear-plans-in-s-china-sea-us.

13

https://www.nextbigfuture.com/2018/04/missiles-and-planes-make-chinas-south-china-sea-island-bases-an-effective-update-of-the-maginot-line.html

14 См. подр.: Н.Б. Лебедева, Индия - АСЕАН: двадцать пять лет спустя (грани отношений и внешние факторы) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2017, №35, с. 78-101 и др. статьи.

15 https://www.wsws.org/en/articles/2018/02/19/frin-f19.html

16 https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/navy-gets-access-to-singapores-changi-naval-base/articleshow/61855776.cms).

17

https://news.rambler.ru/army/40776693/?utm_content=rnews&utm_medium=read _more&utm_source=copylink; https://www.thehindu.com/news/national/lemoa-

already-fully-operational/article24904359.ece.

18

https://www.cfr.org/article/what-next-us-india-military-ties; https://www.vifindia.org/article/2018/september/19/comcasa-the-biggerpicture

19 https://thediplomat.com/2018/08/making-sense-of-indias-revived-interests-in-bimstec/

20 Kyodo News, Aug. 21 2018.

21

https://www.scmp.com/news/china/military/article/2169727/china-embarks-first-joint-naval-drills-asean-us-tensions-simmer; https://www.msn.com/en-

sg/news/world/china-asean-start-inaugural-joint-maritime-drills/ar-BBOIUMJ

22

https://www.epochtimes.ru/doklad-kitajskij-investitsionnyj-proekt-odin-poyas-odin-put-obankrotit-strany-partnyory-9905 05 81/#/

23 Ibid.

24

https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=c68d515e-93c1-476f-9cde-bd19875c8c9c/; /foreignpolicy.com/2017/01/09/chinas-new-silk-road-is-getting-muddy/

25 Ibid.

26 https://www.bcg.com/publications/2018/trillion-dollar-plan-new-silk-road.aspx

27

http://www.gmanetwork.com/news/money/economy/632840/china-s-belt-and-

road-initiative-runs-into-problems/story/

28

https://www.researchgate.net/publication/320478437_One_Belt_One_Road_Oppo rtunities_and_Risks_for_Singapore

29

https://www.export.org.au/global-trade-updates/one-belt-one-road-opportunities-and-risks-for-singapore-part-2

30

https://www.dhakatribune.com/opinion/op-ed/2017/10/31/one-belt-one-road-means-bangladesh/

31

China warns of 'military race' over India's Naval Base in Indonesia, June 01, 2018, The Australian; https://thediplomat.com/2018/07/india-makes-moves-at-indonesias-strategic-sabang-port/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.