ныне сложившихся границ европейских, в том числе и обоих германских, государств полностью ликвидировать остатки Второй мировой войны в Европе.
15 См.: The Conference on Security and Cooperation in Europe... P. 1.
16 НАТО. Справочник Партнерство и сотрудничество. Брюссель: Бюро информации и печати НАТО, 1995. С. 183.
17 Там же. С. 302.
18 The NATO handbook chronology. Brussels: Office of information and Press NATO, 1998. P. 16.
ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ
ЛОСИК Александр Витальевич —
профессор кафедры истории и философии Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, заместитель главного редактора журнала «Клио», доктор исторических наук, профессор (Санкт-Петербург)
ЩЕРБА Александр Николаевич —
профессор кафедры истории и философии Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского, полковник, доктор исторических наук (Санкт-Петербург)
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: 1990-е годы
Переход России от «развитого социализма» к капитализму болью отозвался во всех сферах жизни нашего общества и, можно сказать, стал губительным для ряда отраслей экономики бывшего Советского Союза, в первую очередь для оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Сегодня, когда на «лихие 90-е» мы уже можем посмотреть с некоторого расстояния, появилась потребность более взвешенно относиться к событиям дней минувших, попытаться определить ключевые моменты хотя бы для того, чтобы избежать подобных ошибок в будущем и, пока не поздно, исправить то, что ещё поддаётся исправлению. Лучшего всего это сделать, на наш взгляд, путём обзора прессы и историографии, появившейся в последние годы.
Наибольший интерес в этом отношении, пожалуй, представляют работы, в которых делаются первые попытки проанализировать опыт реформирования ОПК в годы
правления Б.Н.Ельцина. Своеобразное журналистское аналитическое расследование на сей счёт предпринял Я.Ястребов в работе «Эпоха Бориса Ельцина: это время стало ударом по Вооружённым силам и оборонно-промышленному комплексу», опубликованной в еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (2006, №31). Органично дополняет названную работу подобное же исследование В.Сидорова «Политик средней и малой дальности. Как заключались договоры, ущербные для безопасности СССР и России», напечатанное в том же еженедельнике за 2007год (№10). К первым же подлинно научным попыткам осмысления опыта 1990-х годов в сфере ОПК относятся монографии1 и защищенная на их основе в январе 2004года докторская диссертация сотрудника московского ОАО «Взлёт» В.А.Барабанова на тему: «Исторический опыт и проблемы оборонно-промышленного комплекса в государственной политике России (1991— 2003 гг.)». Оценки событиям 1990-х годов в оборонно-промышленном комплексе дают в своих книгах и такие исследователи, как Г.В.Вишнякова2, Б.Н.КузыкЗ.
Опираясь на указанные труды, картину событий, происходивших в ОПК в 1990-е годы, можно представить следующим образом.
После распада СССР реформаторы во главе с Б.Н.Ельциным в начале 90-х годов ХХ века считали, что рынок — как волшебник — всё сам расставит по местам в создавшейся в стране новой социально-экономической обстановке. Генеральной линией развития оборонного комплекса страны они выдвигали путь его конверсии, что нашло отражение и в трудах отечественных обществоведов4, рассматривавших широкий круг вопросов, связанных с анализом роли и места ОПК в экономике СССР и России, влияния его на эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, теоретическими и методологическими аспектами конверсионных процессов в ОПК.
По утверждению ряда авторов, в начале рыночных преобразований в России в общественное и научное сознание реформаторами внедрялась мысль, что единственное предназначение ОПК — стать образцом для некоей эффективной конверсии, понимаемой как перепрофилирование оборонных мощностей на выпуск традиционных промышленных и потребительских товаров. Культивировавшееся в те годы средствами массовой информации скептически-пренебрежительное отношение к оборонно-промышленному комплексу упорно навязывало читателю и телезрителю идею о том, что ОПК — это инертный гигант, который тормозит конверсию, и поэтому его необходимо радикально реформировать: отменить ненужную секретность, активизировать приватизацию, привлечь инвесторов к конверсии и т.п.5 Это говорит о том, что у первых реформаторов не было глубоко продуманной программы реформирования экономики вообще и оборонно-промышленного комплекса в частности. По мнению ряда авторов, первоначальный перечень конкретных задач по реформированию ОПК России был таков: сокращение военных расходов, конверсия производства, акционирование и приватизация оборонного производства, развитие конкуренции, утилизация вооружений и военной техники, сокращение объёма военных заказов, приспособление оборонных предприятий к функционированию системы рыночного хозяйства. Ключевым же направлением реформирования экономики России в начале 1990-х годов стало её разгосударствление6.
О том, что реформаторы начали, по существу, крушить оборонный комплекс России, говорила и пересмотренная в мае 1992года концепция конверсии, оставшаяся от М.С.Горбачева. В её новой редакции 60проц. оборонных предприятий страны должны были перейти на самофинансирование, а остальные, выпускавшие продукцию, «способную конкурировать на мировом рынке», зарабатывать деньги и для себя, и для государства. Продавать продукцию теперь могли сами оборонные предприятия.
Непродуманная приватизация промышленности в 1991—1999гг. привела к ликвидации крупных научно-производственных объединений (НПО) и еще большей дезинтеграции производств. Гособоронзаказ (ГОЗ) из-за низкой прибыльности стал непривлекателен для частных предприятий, особенно среднего и малого бизнеса, что обострило проблему смежников: ведь заставить частные компании либо компании с существенной долей негосударственного капитала выполнять ГОЗ уже было проблематично. В практически неразрешимую проблему превратилось и удержание таких предприятий в кооперациях ОПК7.<..>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала»
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Барабанов В.А. Военно-промышленный комплекс России в конце ХХвека: проблемы и пути решения. М., 2000; Он же. Национальная и военная безопасность России на рубеже ХХ и XXI и ВПК. М., 2001; Он же. Российский ВПК: история и современность. М., 2002.
2 Вишнякова Г.В. Военно-промышленный комплекс России: реальность и перспективы. М., 1998.
3 Кузык Б.Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. М., 1999.
4 Киреев А.П. Конверсия: разоружение во имя развития. М., 1990; Ожегов А., Роговицкий Е., Еременко Ю. Конверсия оборонной промышленности и преобразование экономики СССР // Коммунист. 1991. №1; Попело С.А. Конверсия: социальное измерение. М., 1991; Юсупов Р.М. Системный подход к конверсии. М., 1991; Аникин Б.А. Управление процессом создания технических комплексов оборонной промышленности в условиях конверсии. М., 1990; Братухин А.Г. Потенциал конверсии. М.: Наука, 1992; ГлухихВ. Некоторые аспекты промышленной политики в оборонных отраслях промышленности // Вопросы экономики. 1993. №9; Краевская И.В. Мобильность научных кадров в условиях конверсии. СПб., 1993; Буряков О.В. Формирование стратегии управления конверсией научно-технического потенциала крупного научно-технического центра. М., 1993; Сало В.В. Государственное программно-целевое регулирование конверсии оборонных отраслей промышленности // Экономика и конверсия. 1994. №9; Буйкин Ю.З. и др. Конверсия в России. М., 1993; Барабанов В.А. Конверсия российского ОПК. Исторический опыт и проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1; Лельчук В.С., Молодцыгин М.А. Послевоенная конверсия — СССР и «холодная война». М., 1995; Развитие регионов в условиях конверсии / Под ред. В.П.Баранчеева и др. М.: МГТУ им. Баумана, 1998; ГавриловВ.Н. Конверсия ВПК как глобальная проблема — Конверсия в России: состояние и перспективы. М., 1998; НайдоЮ.Г. Нужна новая концепция конверсии // Россия и современный мир. 1995. №3; Яковлев Г.С. Экономическая безопасность предприятий в условиях конверсии. Нижний Новгород, 2000; Ангуров Б.Х. Военно-промышленный комплекс и государственная политика его конверсии (конец 1980-х — начало 2000годов). Автореф.дис. ... канд. ист. наук. М., 2001.
5 Толкачев С.А. Российский военно-промышленный комплекс в мировых интеграционных процессах // Вестник российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 1.
6 Барабанов В.А. Исторический опыт и проблемы оборонно-промышленного комплекса в государственной политике России (1991—2003гг.) Автореф.дис. ... докт. ист. наук. М., 2003. С. 18.
7 Кириллов Н. Ахиллесова пята обороноспособности страны // Независимое военное обозрение. 2006. №41. С.6.
ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ
Публикация: Жарский Анатолий Петрович —
старший научный сотрудник Института военной истории МО РФ, подполковник запаса, кандидат военных наук (Санкт-Петербург)
П.М. Курочкин
Основные причины недостаточно устойчивой работы связи в начальный период войны
Из Генерального штаба всё чаще и чаще поступали запросы о положении 1 -го механизированного корпуса. Наконец, И.В.Сталин лично вызвал к аппарату командующего фронтом генерал-майора П.П.Собенникова, интересуясь тем же. В ответ услышав сведения трёх-четырёхчасовой давности, потребовал более поздних данных. Но ими штаб фронта не располагал из-за отсутствия связи с «онемевшим» соединением. Сталин приказал принять все необходимые меры, добавив, что исход боевых действий корпуса имеет большое значение. Требование Верховного командующий с начальником штаба довели до меня. Вот и стал я думать, что же можно сделать для обеспечения связи с 1-м механизированным.
Дело происходило ночью. Направить в район боевых действий корпуса самолёт связи было нельзя, поскольку у нас тогда отсутствовали лётчики, умеющие летать в тёмное время суток. Послать туда автомашину — нецелесообразно: понадобится 8—10часов, чтобы преодолеть расстояние в 250 с лишним километров. За это время обстановка может измениться до неузнаваемости. Может быть, использовать вспомогательные узлы, организованные на линиях проводной связи? Один из таких имелся вблизи Уторгоша, второй — возле Шимска, третий — недалеко от Сольцов. К этим узлам проведены телефонные линии от штаба фронта.
Вызываю начальников узлов и приказываю направиться на автомашинах в район боевых действий замолкнувшего корпуса, найти любого командира и помочь ему немедленно связаться с военным советом фронта.