Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 11 (265). История. Вып. 50. С. 61-63.
С. И. Гресь
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1950-е ГОДЫ
В статье дается определение понятия оборонно-промышленной агломерации, определяется время возникновения, факторы развития. Рассматриваются основные этапы становления оборонно-промышленных агломераций: рост закрытых и особо секретных территорий, расширение территорий, пострадавших в результате производственной деятельности военных предприятий, рост строительных организаций, ориентированных на возведение объектов оборонной промышленности.
Ключевые слова: оборонная промышленность, оборонно-промышленная агломерация, особо режимные территории, факторы развития, производственная деятельность военных предприятий.
К началу 1950-х гг. процесс демилитаризации сменился последовательным ростом военной промышленности, который приобрел системный характер и к концу 1950-х гг. занял господствующее место. На территории Челябинской области в эти годы были размещены крупнейшие предприятия атомной, ракетной, радиоэлектронной промышленности, коренным образом реконструированные предприятия других отраслей оборонно-промышленного комплекса, развитие которых привело к образованию оборонно-промышленных агломераций.
По нашему мнению, понятие 'оборонно-промышленная агломерация' можно определить как совокупность оборонно-промышленных предприятий, сосредоточенных в границах определенного города и населенных пунктов, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, возникшими и развивающимися в интересах военного производства.
Главным фактором, определявшим содержание, структуру и особенности оборонно-промышленной агломерации, являлось время их возникновения. С начала XIX и до середины 40-х гг. ХХ в. предприятия оборонной промышленности располагались в непосредственной близости от металлургического завода, в пределах одного населенного пункта. Так возникли оружейные фабрики в Златоусте, Каслях, Кыштыме, Нязепетровске. В условиях войн объём оборонной продукции резко возрастал, поэтому можно сказать, что в полном смысле этого слова оборонно-промышленные агломерации существовали только в период военных действий.
Оборонная промышленность на территории Челябинской области развивалась с начала XIX в. За два столетия произошли значительные изменения. С начала XIX и до середины XX в. предприятия оборонной промышленности располагались в непосредственной близости от металлургического завода, в пределах одного населенного пункта. Так возникли оружейные фабрики в Златоусте, Кас-лях, Катав-Ивановске, Юрюзани. Вследствие господства феодальных отношений и особенностей развития уральской промышленности в условиях отсутствия рынка свободной рабочей силы, недостаточного уровня развития дорожной сети и транспорта промышленные центры, за исключением Златоуста, не являлись в полном смысле слова городами, а представляли собой заводские поселки, население которых работало на заводах зимой, а в весенне-осенний период занималось сельским хозяйством. Тем не менее большинство уральских заводов являлись центрами притяжения для окрестных сёл и деревень.
В результате индустриализации в Челябинской области стал активно идти процесс урбанизации. Население городов быстро росло, особенно в областном центре, где за предвоенные 15 лет оно увеличилось в 8 раз1. Однако характер агломераций существенно не изменился: оборонные предприятия по отношению к металлургическим играли подчиненную роль.
Оборонно-промышленными агломерациями города региона стали только с началом Великой Отечественной войны, когда в область эвакуировались более 200 предприятий и около 500 тысяч населения2 из западных
62
С. И. Гресь
регионов СССР. Однако наибольший рост оборонно-промышленных агломераций произошел в 1950-е гг., когда развернулась гонка вооружений в условиях холодной войны.
Становление оборонно-промышленных агломераций сопровождалось изъятием в закрытые особо режимные территории значительных по занимаемой площади районов, преимущественно в северной части региона. Челябинский облисполком, выполняя десятки постановлений правительства, изъял из общей юрисдикции и передал предприятиям и организациям в общей сложности более 4500 км2, что составляло более 5 % от всей территории региона3.
В 1951 г. согласно постановлению Совета Министров СССР облисполком выделил в непосредственной близости от Миасса более 10000 га под подземный ракетный завод по выпуску ракет дальнего действия Р-1 и Р-24. В 1956 г. была выделена территория площадью более 500 км2 для размещения на ней Конструкторского бюро машиностроения по баллистическим ракетам подводного базирования, машиностроительного завода, завода по выпуску гироскопов и жилищного поселка для работников этих предприятий5. В общей сложности, по неполным данным, под закрытые предприятия и организации в 1950-е гг. было выделено не менее 7000 км2, что составляло около 8 % территории Челябинской области.
В 1950-е гг. статус особо режимных территорий получили районы, пострадавшие от радиационного заражения, площадью не менее 2000 кв. км6. По нашей оценке более 10 % территории исследуемого региона составляли земли, находившиеся в полном распоряжении оборонно-промышленных агломераций, по тем или иным причинам или принадлежавшие предприятиям и организациям военной промышленности и местам складирования их продукции, или проживание на которых населения было невозможным вследствие опасности не только для здоровья, но и жизни людей.
В послевоенный период получили развитие принципиально иные, представлявшие собой изолированные от внешнего мира моногорода атомной промышленности, возведенные на неосвоенных территориях. Сегодня известны такие агломерации, как города Озерск, Снежинск и Трехгороный, милитаризация которых составила 100 %.
Строительные тресты работали прежде всего в интересах оборонной промышленности и только потом по остаточному принципу возводили жильё и социально-культурные объекты. Трест № 42 все силы бросил на строительство корпуса № 700 на ЧТЗ, где было развернуто производство корпусов для атомных бомб. Трест № 8 возводил цеха Челябинского трубопрокатного завода, Челябметаллургстрой сосредоточился на сооружении электросталеплавильных цехов и прокатных станов, продукция которых была востребована на оборонных предприятиях десятков регионов СССР, тресты «Бакал-строй» и «Златоустметаллургстрой» были заняты реконструкцией машиностроительного завода № 66 для перевода его на выпуск баллистических ракет7.
Основу Челябинской городской агломерации составляли оборонные предприятия машиностроения, приборостроения, радиоэлектроники, количество которых в 1950-е гг. оставалось стабильно высоким. Большинство из них пережило коренную реконструкцию, получило в свое распоряжение новое оборудование, современные технологии, инструменты и оснастку. Мощным потоком во все отрасли оборонпрома региона пошли тысячи молодых специалистов - выпускников восьми факультетов Челябинского политехнического института. Вместе с ними на предприятия пришли выпускники более двадцати техникумов и сорока двух ремесленных училищ. Испытывая приток материальных, технических и кадровых ресурсов, предприятия региона развернули интенсивную работу по освоению многочисленных программ по выпуску оборонной продукции.
Челябинский тракторный завод сконструировал и осуществил серийное производство тяжелого танка Т-10, боевой машины пехоты, артиллерийских тягачей8.
Станкостроительный завод им. С. Орджоникидзе освоил выпуск корпусов боевых частей для баллистических и зенитных ракет, начал совершенствовать производство корпусов и башен тяжелых танков, а также минных тралов и корпусов авиационных бомб, реактивных снарядов и минно-торпедного оружия9.
Челябинский автоматно-механический завод № 62 выпускал корпуса снарядов к авиационным, морским и зенитным выстрелам, снаряжение которых производилось на Ко-
Оборонно-промышленные агломерации Челябинской области.
63
пейском заводе № 114. Завод № 254 снаряжал взрывчаткой авиабомбы, ручные и противотанковые гранаты, снаряды и мины. Завод электрических машин № 255 поставлял в танковую промышленность электрооборудование и противоатомную защиту для танков10.
В более сложном положении в отношении квалифицированных кадров находились агломерации, складывавшиеся на территории Челябинской области. Вторым по значению центром оборонной промышленности являлась оборонно-промышленная агломерация, включавшая Миасс и Златоуст. В исследуемый период удалось решить главную задачу: сконструировать и запустить в серийное производство сухопутные ракеты «Скад», создать научно-производственную базу для разработки баллистических ракет со стартовым комплексом подводного базирования11.
На западе Челябинской области активно развивались Ашинско-Миньярская, Симская, Катаво-Юрюзанская и Усть-Катавская агломерации. При этом все они принадлежали к различным министерствам. Вагоностроительный завод № 13 в Усть-Катаве в начале 50-х гг. перешел на выпуск вместо зенитных орудий жидкостных двигателей для зенитных ракетных комплексов и крылатых ракет, а также повозок для радиолокационной техники. Симский агрегатный завод № 132 специализировался на производстве уникальных агрегатов для боевых самолетов. Завод «Электролуч» в Аше производил защищенные от взрывов светильники для военной техники всех видов вооруженных сил12.
Таким образом, на территории Челябинской области в 1950-е гг. происходил активный процесс размещения особо важных уникальных по своей технологии предприятий
по производству ракетно-ядерного оружия, изделий радиоэлектронной и авиационной промышленности, бронетехники и боеприпасов. Необходимость быстрого подъёма уровня военного производства стимулировало становление оборонно-промышленных агломераций, послуживших не только источником значительного числа кадров, но и перераспределением на их территории вспомогательных производств, что привело к стабилизации основного производства.
Примечания
1 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 23. Д. 19. Л. 54.
2 Летопись Челябинской области : сб. док. и материалов. Т. 3. 1941-1945 / сост. Е. П. Ту-рова, И. С. Янгирова. Челябинск : Книга, 2008. С. 6.
3 Подсчитано нами по: РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 76. Д. 210. Л. 53; ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 20. Д. 18. Л. 83; Там же. Оп. 23. Д. 59. Л. 61; Там же. Оп. 25. Д. 36. Л. 11.
4 ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 23. Л. 59.
5 Там же. Оп. 25. Д. 36. Л. 11.
6 Новоселов, В. Н. Атомный след на Урале / В. Н. Новоселов, В. С. Толстиков. Челябинск : Рифей, 1997. С. 42.
7 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 42. Д. 89. Л. 112-114.
8 ОГАЧО. Ф. Р-792. Оп. 18. Д. 41. Л. 23, 23 об.
9 ОГАЧО. Ф. Р-385. Оп. 14. Д. 209. Л. 70.
10 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 42. Д. 93. Л. 102.
11 СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева» / сост. Р. Н. Ка-нин, Н. Н. Тихонов ; под общ. ред. акад. РАН
B. Г. Дегтяря. М. : Гос. ракет. центр «КБ им. акад. В. П. Макеева» ; Воен. парад, 2007.
C. 24.
12 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 4. Д. 153. Л. 62.