СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО СОВНАРХОЗА
УДК 94(47)084.8
На современном этапе Правительством Российской Федерации выбран курс на возрождение оборонно-промышленного комплекса. В связи с этим полезно изучить опыт функционирования советского ОПК, чтобы использовать эффективные управленческие механизмы прошлого в наши дни и избежать системных ошибок.
В настоящее время воссоздаются некоторые управленческие структуры, существовавшие в годы хрущевских реформ. Например, 22 июня 1999 г. Постановлением Правительства РФ № 665 была возрождена Комиссия по военно-промышленным вопросам, переименованная Указом президента РФ от 20 марта 2006 г. № 231 в военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ. Аналогичная комиссия была создана в СССР в декабре 1957 г. Однако следует не просто копировать управленческие формы и структуры прошлого, но найти содержательные организационные принципы, позволившие достичь успехов и не допустить неэффективного расходования средств. Данная статья направлена на изучение регионального управленческого опыта руководства оборонной промышленностью Южного Урала, когда она находилась под руководством Южно-Уральского совнархоза.
В середине 1950-х гг. стало очевидным, что существовавшая сталинская система управления являлась слишком громоздкой и малоподвижной для страны с развитой промышленностью. Было решено повысить ее результативность, передав значительные управленческие полномочия на места. В результате в 1957 г. многие промышленные и строительные министерства были ликвидированы, а управление промышленностью передано в регионы, где создавались специальные органы - Советы народного хозяйства. Реформа устранила ведомственные барьеры и приблизила органы управления промышленностью к предприятиям.
Оборонные министерства в январе 1957 г. фактически преобразовали в Государственные комитеты при Совете Министров СССР: по оборонной технике, авиационной технике, радиоэлектронике, судостроению. В ведении этих
А.В. БУДАНОВ
Госкомитетов находились передовые НИИ и КБ, а также опытные заводы, занимавшиеся разработкой и производством новых образцов военной техники. Серийные оборонные заводы было решено передать совнархозам. Министерство среднего машиностроения реформировать сразу не решились, так как оно занималось руководством атомной промышленностью. В силу особой важности этой отрасли атомные предприятия Южного Урала в г. Озерск, Снежинск, Трехгорный местному совнархозу не были переданы.
В конце 1962 г. совнархозы были укрупнены. 25 декабря 1962 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании экономических районов РСФСР», согласно которому Челябинский, Курганский и Оренбургский экономические административные районы объединялись в Южно-Уральский экономический район [2, с. 810-811]. 26 декабря 1962 г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР № 1690 «Об образовании советов народного хозяйства экономических районов РСФСР». Специальное Постановление Совмина РСФСР № 86, утвердившее структуру Южно-Уральского совнархоза, было принято 21 января 1963 г. Согласно этому документу Челябинский, Оренбургский и Курганский совнархозы объединялись в Совет народного хозяйства Южно-Уральского экономического района [8, с. 279281]. Председателем Южно-Уральского совнархоза был назначен А.Ф. Борисов. В коллегию совнархоза (высший орган управления) вошли: А.К. Рухадзе, А.И. Крицын, В.Ф. Рудаков, А.Т. Ларин, П.Д. Храмцов, М.И. Аносов, С.П. Антонов, Н.П. Богданов, Ф.Д. Воронов, Г.В. Зайченко, А.Г. Моталин, В.М. Сарычев, Г.М. Кетов, А.И. Власов [3, л. 1]. Изменения коснулись распределения обязанностей между заместителями председателя совнархоза. До этого работу оборонной промышленности курировал первый заместитель председателя совнархоза (в Челябинском совнархозе эти обязанности исполнял А.К. Рухадзе). В штатном расписании Южно-Уральского совнархоза имелись две должности первого заместителя. На них были назначены А.К. Рухадзе и А.И. Крицын (бывший директор Челябин-
ского тракторного завода, выпускавшего в том числе танки). При этом руководство оборонной промышленностью поручалось А.И. Крицыну. Он курировал также работу второго управления (военно-мобилизационный отдел), которое занималось подготовкой планов мобилизации промышленности и созданием запасов сырья, материалов и оборудования на случай войны. Крицын контролировал работу трех оборонных отраслевых управлений совнархоза точного машиностроения; электротехнической и приборостроительной промышленности; радиотехнической и электронной промышленности, которые руководили работой «кадровых» оборонных заводов, научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ) [4, л. 73-75]. Предприятия этих управлений, помимо производства стандартных вооружений, участвовали в производстве новых для того времени оборонных разработок, прежде всего ракетной техники и радиоэлектронного оборудования.
Состав и структуру «оборонного» отраслевого управления совнархоза можно рассмотреть на примере управления радиотехнической и электронной промышленности (начальник С.И. Михалев). Оно было создано на основании Постановления Южно-Уральского совнархоза от 15 мая 1963 г. В его состав вошли 14 предприятий, из них семь действовавших заводов: Катав-Ивановский приборостроительный (выпускал оборудование для подводных лодок и надводных судов); Каслинский радиозавод; Челябинский завод радиотехнической промышленности; Кыштымский радиозавод; Южно-Уральский завод радиокерамики; Шад-ринский телефонный завод; Южно-Уральский завод. Управлению подчинялись также шесть строящихся предприятий - радиозавод в г. Копейске, Оренбургский завод телевизоров, Оренбургский завод радиоприборов, Еманже-линский завод ферритовых изделий, Еманже-линский завод непроволочных сопротивлений; Курганский завод радиоаппаратуры, а также конструкторское бюро по новой радиотехнике. Большое количество строящихся объектов отрицательно влияло на выполнение плана производства, так как сроки сдачи таких объектов зачастую нарушались. Радиозаводы управления выпускали радиопеленгаторы, курсоглиссадные системы, радиолокационные станции, аппаратуру передачи данных, радиоаппаратуру для самолетов, подводных лодок, ракетных систем и т.д. Структура управления была следующей: аппарат руководителя, бухгалтерия и 5 отделов: производственный; технический; планово-экономический, труда и заработной платы и техники безопасности; главного механика и энергетика; капитального строительства [4, л. 314-317]. Такая структура объяснялась принци-
пом максимального сокращения руководящих кадров, особенно в областях управления, не связанных напрямую с производственными процессами. Этот принцип поддерживал и пропагандировал Н.С. Хрущев.
Управлению электротехнической и приборостроительной промышленности совнархоза подчинялись 18 действовавших и одно строящееся предприятие. Начальником управления был назначен Е.И. Фо-кеев. Заводы управления производили для нужд обороны электромоторы, танковые стартеры, различные магнитные пускатели, электроприводы, реле, фильтры, нагревательные элементы, преобразователи тока, полупроводниковые регуляторы и т.д. Челябинский часовой завод производил часы для авиационной техники. Большое оборонное значение имели следующие заводы управления: Миассэлектроаппарат, завод «Электромашина», «Уралэлемент», «Урал-электромотор».
Наличие двух управлений в радиоэлектронной отрасли было связано с научно-техническим прогрессом в этой области, что потребовало дальнейшей специализации научных исследований и производства. Эти управления были созданы на базе Управления радиоэлектронной и приборостроительной промышленности Челябинского совнархоза, которое было разделено. Подобные процессы отраслевой специализации происходили не только на местном уровне, но и в масштабах всей страны. 17 марта 1961 г. был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по электронной технике (председатель А.И. Шокин). Комитету были переданы разработки Государственного комитета по радиоэлектронике в сфере производства микросхем для электронно-вычислительных машин, сверхвысокочастотных электровакуумных приборов, полупроводниковых приборов, кварцевых резонаторов, фильтров и т.д. Специализация производства являлась признаком технического и технологического прогресса. Этот процесс проявился и на Южном Урале.
Управление точного машиностроения возглавлял Е.В. Мещеряков. Оно руководило работой 16 заводов. В этом управлении было сосредоточено производство как традиционных вооружений (танки, минные тралы, снаряды и т.д.), так и выпуск изделий для передовой ракетной техники (корпуса ракет, двигатели, элементы пусковых устройств и т.д.). Например, Челябинский тракторный завод производил танки и бронемашины. Челябинский завод «Стан-комаш» им. С. Орджоникидзе выпускал различную оборонную продукцию: корпуса артиллерийских снарядов, бомб, танковые
башни, ракеты «Луна», двигатели для зе-нитно-ракетного комплекса «Круг» и т.д. К производству системы «Круг» и других изделий ракетной техники был привлечен также Усть-Катавский вагоностроительный завод. Симский механический завод производил изделия для авиации: клапаны для гидравлических систем, различные краны, регуляторы расхода топлива, насосы и другую продукцию. Изделиями завода оснащались, например, истребители марок МиГ, Як, Су, а также бомбардировщики.
К производству оборонной продукции привлекались и предприятия тех управлений совнархоза, которые выпускали преимущественно гражданскую продукцию. Это объясняется тем, что военные производства в годы холодной войны считались приоритетным и для его скорейшего выполнения необходимо было концентрировать усилия всех пригодных для этой цели предприятий. Естественно, что оборонный заказ выполнялся управлением металлургической промышленности (начальник Г.Н. Сергеев); цветной металлургии и химической промышленности (начальник В.М. Сарычев). Это объясняется тем фактом, что большинство оборонных изделий производится из черных и цветных металлов. Обычно оборонный заказ выполняли металлургические предприятия, производившие качественный металл, способный работать в агрессивных условиях и при повышенных нагрузках. Широко применялись в оборонной технике также изделия химической промышленности. В производстве оборонных заказов участвовало и управление легкой промышленности (например, пошив военной формы). Многие, на первый взгляд гражданские, предприятия привлекались к изготовлению изделий для атомной промышленности. Например, Челябинский трубопрокатный завод поставлял трубы, необходимые для реакторного и гидрометаллургического производства плутония; Челябинский электрометаллургический комбинат - графитированные лопатообразные аноды;Челябинский завод «Теплоприбор» -вибропреобразователи, усилители электронные и т.д. Такие заказы обычно кодировались как заказы по «разделу А». Оборонные заводы снабжались сырьем и материалами в первоочередном порядке, соответствующие задачи были поставлены перед Управлением материально-технического снабжения (начальник М.Я. Иоффе).
С другой стороны, и непосредственно оборонные заводы выпускали некоторый объем гражданской продукции. Это было обусловлено двумя причинами: обеспечением секретности (военный завод представлялся как гражданское предприятие с «мирным»
названием и продукцией, например завод сельскохозяйственного машиностроения) и экономическими соображениями. Оборонная продукция не могла быть использована в народном хозяйстве и являлась бременем для экономики, а производство гражданской продукции позволяло задействовать производственные мощности оборонных предприятий с прямой пользой для народного хозяйства. Гражданское производство на оборонных предприятиях Южно-Уральского совнархоза в планах 1964 г. составляло в среднем 37,6 % (215 млн 170 тыс. руб.), военное - 62,4 % (356 млн 76 тыс. руб.). В «кадровой» оборонной промышленности совнархоза в 1964 г. было занято около 115 тыс. человек производственного персонала [5, л. 170]. Однако эти данные не учитывают военное производство гражданских заводов, поэтому объемы оборонного производства в регионе в целом были выше.
Южно-Уральский совнархоз в вопросах производства важнейших образцов военной продукции взаимодействовал с центральными органами управления оборонной промышленностью: военно-промышленной комиссией Совета Министров СССР, оборонными государственными комитетами, госпланами, республиканскими и общесоюзным совнархозами. Особенно это касалось проблем производства ракетной техники, изделий для атомной промышленности, подводного флота, радиоэлектронных устройств. Например, Комиссия Высшего Совета народного хозяйства СССР по военно-промышленным вопросам (в 1963 - 1965 гг. находилась в подчинялась ВСНХ) решением от 5 октября 1963 г. № 242 обратила внимание руководства совнархозов на необходимость повышения качества бортового, стартового оборудования и комплектующих элементов для ракетных средней дальности комплексов Р-12 (8К63), Р-14 (8К65), стратегического ракетного комплекса Р-16 с межконтинентальной ракетой с дальностью полета до 13 тыс. км (8К64) [6, л. 234].
Однако после смещения Н.С. Хрущева в 1964 г. на октябрьском Пленуме ЦК КПСС новое политическое руководство страны взяло курс на восстановление министерств и экономические методы стимулирования производства. Совнархозы было решено ликвидировать. В этом решении был и политический момент, так как руководство совнархозов было обязано своим возвышением Н.С. Хрущеву. Бывшие же работники министерств пострадали от хрущевских реформ, а потому могли усилить социальную базу сторонников новой власти. ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1965 г. издают Постановление «Об улучшении руководства оборонными
отраслями промышленности», согласно которому оборонные государственные комитеты были преобразованы в министерства: авиационной, оборонной, судостроительной, электронной, радиопромышленности. Было организовано Министерство общего машиностроения, в котором были сосредоточены работы по производству ракетной техники. «Кадровые» оборонные предприятия совнархоза в количестве 25 действующих заводов и с общим объемом валовой продукции в 571,3 млн руб. и числом промышленно-про-изводственного персонала в 116 тыс. человек были переданы в ведение этих министерств в марте того же года. Для этого создавались специальные комиссии из представителей министерств и совнархоза. Например, Министерству общего машиностроения были переданы два ракетостроительных предприятия: Усть-Катавский вагоностроительный и Оренбургский машиностроительный заводы; Министерству судостроительной промышленности - Катав-Ивановский приборостроительный завод и строящийся в г. Кургане завод судовой арматуры; Министерству авиационной промышленности - Симский механический завод; Министерству оборонной промышленности - 13 предприятий (в том числе «Станкомаш», завод «Электромашина», Златоустовский завод им. Ленина и т.д.); Министерству радиопромышленности - Челябинский радиозавод с КБ, Кыштымский радиозавод с КБ, Каслинский радиозавод; Шадринский телефонный завод и 4 проектируемых предприятия; Министерству электронной промышленности - Южно-Уральский завод радиокерамики и Южно-Уральский завод КН-2 и три проектируемых предприятия. Уралсельмаш и Миассэлектроаппарат были переданы гражданским министерствам [7, л. 103, 116, 171-173]. 2 октября 1965 г. Верховным Советом СССР был принят закон «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления», согласно которому совнархозы ликвидировались, а все подчиненные им предприятия передавались в ведение восстановленных министерств [1, с. 89 -894].
В целом в деятельности Южно-Уральского совнархоза проявились общие тенденции развития ОПК: группировка производства ракетной техники в специальных машиностроительных министерствах; разделение и специализация радиоэлектронной отрасли на две: электронно-приборостроительную и радиопромышленность. Отраслевая специализация производства была связана с научно-техническим и технологическим прогрессом в промышленности. Предприятия совнархоза участвовали в производстве передовых образцов военной техники: ракет и радиоэлектронного оборудования. Хотя атомная промышленность не передавалась в ведение совнархозов, подчиненные Южно-Уральскому совету народного хозяйства предприятия поставляли оборудование, материалы для ее нужд. Таким образом, они были вовлечены в реализацию новой оборонной стратегии государства, делавшей упор на развитие ракетно-ядерного оружия, а значит, внесли заметный вклад в укрепление обороноспособности страны.
В деятельности совнархоза можно выделить несколько факторов, повысивших эффективность управления. Во-первых, близость руководящих органов к конкретным предприятиям, что позволяло оперативно решать многие производственные проблемы в условиях развития новых технологий. Во-вторых, удалось скоординировать работу предприятий региона, наладить производственные связи между ними. В-третьих, максимально использовать управленческий и интеллектуальный потенциал региональных руководящих и инженерно-технических кадров.
Конечно же, воссоздавать совнархозы на современном этапе не имеет смысла, так как изменилась экономическая и политическая система общества, но возможно сформировать в регионах местные управленческие структуры, облегчающие связь оборонных предприятий с центральными органами власти, что позволяет оперативно решать текущие проблемы, которых всегда возникает довольно много в процессе создания новой техники.
1. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 30 декабря 1962. № 52.
2. Ведомости Верховного Совета СССР. № 39. 6 октября 1965 г.
3. ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 7. Д. 230.
4. ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 7. Д. 98.
5. ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 735.
6. ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 547.
7. ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 738.
8. Постановления Совета Министров РСФСР за декабрь 1962 г.