Научная статья на тему 'ОБОРОННАЯ ТЕМАТИКА В СОВЕТСКИХ КИНОКАРТИНАХ И МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1930-Х ГГ'

ОБОРОННАЯ ТЕМАТИКА В СОВЕТСКИХ КИНОКАРТИНАХ И МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1930-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТАЛИНИЗМА / СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРОПАГАНДА И ИСКУССТВО / СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / ОБОРОННЫЕ ФИЛЬМЫ / СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ / СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ 1930-Х ГОДОВ / ОБОРОННАЯ ТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козырьянов А.В.

В статье рассматриваются советские оборонные кинофильмы 1930-х годов как часть общего идеологического тренда. На примере оборонных кинокартин автор, прослеживает важность мобилизационной тематики в советской пропаганде второй половины 1930-х годов. Четко прослеживается роль оборонной тематики в советском искусстве 1930-х годов. В 1930-е в Советском союзе кинематограф пытаются превратить в главный инструмент идеологии и пропаганды. Оборонные кинокартины подчеркивают методы Советской пропаганды. Автор анализирует количественные показатели выпускаемых фильмов, в частности процент оборонных фильмов от общего объема производства кинокартин в 1930-х годах. В данной статье доказывается первостепенная значимость оборонной тематики и повестки в советской пропаганде 1930-х годов. Кроме того, автор рассматривает исторические кинокартины второй половины 1930-х годов, а также антифашистские фильмы того же периода как фильмы, выполняющие оборонные функции. На основе рассмотренного материала, автор делает вывод о доминировании военных и оборонных тем и настроений в советской идеологии и пропаганде изучаемого периода. Таким образом, в кинематографе прослеживаются все важнейшие идеологические тренды. На примере оборонных и исторических фильмов прослеживаются ключевые элементы советской идеологии и пропаганды 1930-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENSE THEMES IN SOVIET FILMS AND ANIMATION OF THE 1930S

The article deals with Soviet defense films of the 1930s as part of a general ideological trend. On the example of defense films, the author traces the importance of mobilization themes in Soviet propaganda in the second half of the 1930s. The role of defense themes in Soviet art of the 1930s is clearly traced. In the 1930s, in the Soviet Union, attempts were made to turn cinema into the main instrument of ideology and propaganda. Defense films emphasize the methods of Soviet propaganda. The author analyzes the quantitative indicators of produced films, in particular, the percentage of defense films in the total production of films in the 1930s. This article proves the paramount importance of the defense theme and agenda in the Soviet propaganda of the 1930s. In addition, the author considers historical films of the second half of the 1930s, as well as anti-fascist films of the same period, as films that perform defense functions. On the basis of the reviewed material, the author concludes that military and defense themes and moods dominated the Soviet ideology and propaganda of the period under study. Thus, all the most important ideological trends can be traced in cinematography. On the example of defense and historical films, key elements of Soviet ideology and propaganda of the 1930s are traced.

Текст научной работы на тему «ОБОРОННАЯ ТЕМАТИКА В СОВЕТСКИХ КИНОКАРТИНАХ И МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1930-Х ГГ»

УДК 94(47) 084.6

Козырьянов А.В., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

ОБОРОННАЯ ТЕМАТИКА В СОВЕТСКИХ КИНОКАРТИНАХ И МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 1930-Х ГГ.

В статье рассматриваются советские оборонные кинофильмы 1930-х годов как часть общего идеологического тренда. На примере оборонных кинокартин автор, прослеживает важность мобилизационной тематики в советской пропаганде второй половины 1930-х годов. Четко прослеживается роль оборонной тематики в советском искусстве 1930-х годов. В 1930-е в Советском союзе кинематограф пытаются превратить в главный инструмент идеологии и пропаганды. Оборонные кинокартины подчеркивают методы Советской пропаганды. Автор анализирует количественные показатели выпускаемых фильмов, в частности процент оборонных фильмов от общего объема производства кинокартин в 1930-х годах. В данной статье доказывается первостепенная значимость оборонной тематики и повестки в советской пропаганде 1930-х годов. Кроме того, автор рассматривает исторические кинокартины второй половины 1930-х годов, а также антифашистские фильмы того же периода как фильмы, выполняющие оборонные функции. На основе рассмотренного материала, автор делает вывод о доминировании военных и оборонных тем и настроений в советской идеологии и пропаганде изучаемого периода. Таким образом, в кинематографе прослеживаются все важнейшие идеологические тренды. На примере оборонных и исторических фильмов прослеживаются ключевые элементы советской идеологии и пропаганды 1930-х годов.

Ключевые слова: история сталинизма, советская идеология, пропаганда и искусство, советский кинематограф, оборонные фильмы, советские фильмы, советский кинематограф 1930-х годов, оборонная тематика. DOI: 10.22281/2413-9912-2022-06-02-72-82

На протяжении нескольких лет советский кинематограф 1930-х годов вызывает интерес историков как в России, так и за рубежом. Советский кинематограф 1930-х обычно исследуется в контексте пропаганды и идеологии. Эту сторону в истории советского кинематографа исследовали Д.Бранденбергер[7], Б.Ильзаров[20], Е. Громов[16], А. Дубровский[18], К. Кларк[23], М. Белодубровская[4] и др. В центре внимания историков оказались только исторические кинофильмы 1930-х гг., в которых отразилась важная политико-идеологическая линия — возрождения культа исторических героев. Однако, другие жанры советского кинематографа 1930-х годов остаются малоизученными.

Между тем накануне будущей войны особое значение имела оборонная тематика в советских фильмах. Оборонная тематика вылилась в целый пласт кинофильмов. Однако она мало изучена в историографии. Цель данной работы определить особенности раскрытия оборонной темы в советском кинематографе, а также определить место и роль оборонных фильмов в кинематографической продукции.

Во второй половине 1930-х в советской пропаганде на первый план начинает выходить оборонная тематика, основная задача которой состояла в том, чтобы подготовить население Советского Союза к

© Козырьянов А.В. © Kozyryanov A.V.

возможной мобилизации для отражения военного нападения[13, с.109].

Изменения в идеологической линии и пропаганде были непосредственно связаны с изменением внешнеполитической обстановки. С середины 1930-х годов угрозу для Советского Союза представляла Япония, начавшая широкомасштабную военную операцию в Китае, причем боевые действия велись в Манчжурии, то есть непосредственно у границ СССР. С этой угрозой обычно связывались представления о будущей войне[13, с.115]. Кроме того, еще большая военная угроза исходила от Германии, где в 1933 году к власти пришел Адольф Гитлер, главной внешнеполитической целью которого был пересмотр итогов Первой мировой войны. Крупнейшие советские политики уже в 1934 отмечали, что ситуация в Европе идет к новой войне. В частности, 26 января 1934 года на XVII съезде партии Сталин так говорил о ситуации в Европе: «Опять на первый план выдвигаются партии воинствующего империализма, партии войны и реванша. Дело явным образом идет к новой войне» [46]. Осознание опасности новой войны стимулировало изменения в советской пропаганде и идеологии. В новых условиях необходимо было создавать положительный образ советского военного и отрицательный

образ внешнего врага, формировать уверенность в будущей победе, поддерживать тот культ вооружённых сил, который сложился в стране у массы населения, особенно у молодёжи. Сам Сталин об этой задаче говорил так: «Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, что бы никакая "случайность" и никакие фокусы наших военных врагов не могли застигнуть нас врасплох» [13, с.111].

Эта пропагандистская задача реализо-вывалась с помощью целого пласта оборонных произведений искусства: Литература, кинематограф и периодическая печать работали над задачей формирования оборонного сознания у населения СССР. Главная ставка делалась на литера-туру[18,с.27] и кинематограф. В литературе очень активно развивалась оборонная тема. Одной из самых известных в оборонном жанре стала пьеса В.М. Киршона «Большой день», написанная в 1936 году[13, с.111]. Четко отражает лейтмотив оборонного жанра монолог одного из персонажей, летчика Голубева: «Вчера без объявления войны фашистская армия перешла наши границы. Авиация противника бомбила советские города. Значительные силы пытались прорваться вглубь и совершить налет на Москву...Мы взяли на себя международные обязательства. Поэтому мы обратились в Лигу Наций с предложением предотвратить войну. Мы сказали, что будем ждать сутки. Первое наступление ликвидировано в укрепленных районах. Воздушная эскадра противника разгромлена, только отдельные самолеты ушли домой» [22]. Именно такой посыл стал основным в оборонной тематике.

В кинематографе идеологический крен вылился в оборонные фильмы. Оборонные фильмы — кинокартины, в центре сюжета которых военная борьба с внешним врагом (Германия и Япония). В оборонных картинах действие разворачивается в настоящем времени (или ближайшем будущем) и главные герои — военные. Здесь нужно оговориться, что военные фильмы выпускали в СССР еще в начале 1930-х, однако, это военные фильмы другого типа. В военных фильмах первой половины 1930-х годов четко не обозначен внешний враг или в роли врага выступают белогвардейцы. Яркими примерами являются фильмы «Крылья» [26] и «Гвоздь в сапоге» [11] 1932 года.

Фильм «Крылья» был выпущен в категории военных фильмов, однако действие фильма происходит во время гражданской войны, и главный враг — белогвардейцы. Фильм «Гвоздь в сапоге» рассказывает о военных учениях с условным соперником. В тоже время в фильмах второй половины 1930-х годов появляется реальный противник. Примерами могут стать такие фильмы: «Граница на замке», «Неустрашимые» 1937 года, «Глубокий рейд» 1938 года и др. Во всех этих фильмах четко обозначен внешний враг — Германия.

О важности оборонной тематики в советском кинематографе говорил не только Сталин, но и другие партийные деятели. Например, С.С. Дукельский на совещании кинодраматургов в марте 1938 года отмечает: «Необходимо создать мобилизационный фонд оборонных лент такого порядка, которые в случае если завтра будет объявлена война, мы могли бы в этот день бросить на экраны. которые были бы в нужный момент лучшим оружием мобилизации масс. Такие фильмы должны быть в запасе для нашего экрана» [48]. В.В. Вишневский на этом же совещании вообще отмечает, что война совсем близко и оборонные фильмы как никогда нужны: «Нам нужно как можно быстрее расчистить все участки, где вреднее враг, как можно быстрее расставить кадры и как можно быстрее повернуться лицом к Востоку и Западу, потому что война близка. Вы, наверное, утром все смотрите сводки в газете, потому что Испанский фронт, Чехословакии фронт — наш фронт, там есть люди, которые нам близки. Мы идем к большой войне, которая нас втягивает. С этой точки зрения нужно говорить о нашей задаче» [48].

В тематических планах главного управления по делам кинематографа исторические и оборонные фильмы разделялись на отдельные категории. Например, в тематической заявке на 1939 год выделяют следующие «исторические фильмы: Минин и Пожарский, Сын народа, Давид Сасунский, Лермонтов», и следующие «оборонные фильмы: Родина, Советские патриоты, Пограничники, Моряки, Молодые соколы, Счастье (пограничники и пограничный колхоз), Танковый батальон» [53]. «оборонные фильмы» намеренно выделяют в отдельную группу. Кроме того, интерес вызывают следующие категории фильмов: «о борьбе с

агентурой международного фашизма», «антифашистские фильмы» [53]. Все эти категории фильмов важны с точки зрения формирования оборонного мышления.

Оборонная тематика становится ключевой в советском киноискусстве конца 1930-х годов. Данный тренд вылился в целый пласт оборонных кинофильмов, где чётко обозначен главный враг и где главные герои — военные. Например, очень показателен фильм режиссера Зиновия Драп-кина снятый в 1939 году «Танкисты» [52]. Фильм рассказывает о советских танкистах и их действиях в условиях военных действий. По сюжету немецкий генерал фон Бюллер атаковал советский город Красно-гвардейск. Однако, целая танковая армия во главе с комиссаром Ткаченко получает задачу дать отпор противнику и нанести контрудар. В результате советские танкисты уничтожают силы противника, переходят на территорию противника и захватывают штаб врага. В кинофильме чётко обозначен военный враг — Германия. Важно, что агрессия исходит именно со стороны Германии, а Советский Союз только обороняется и наносит ответный удар. Точно такой же по структуре сюжет можно наблюдать в кинофильме братьев Васильевых «Волочаевские дни» 1937 г. Разница лишь в том, что в фильме братьев Васильевых боевые действия ведутся против Японии. Суть такая же — японский десант совершает нападение на Советский Союз, и доблестные советские солдаты дают отпор противнику. Также интерес представляет фильм 1937 года «Граница на замке» [14]. По сюжету фильма диверсанты из Германии проникают на территорию Советского союза. Однако бдительным колхозникам и пограничникам удается обнаружить врагов и схватить их в плен. Так же, как и в большинстве оборонных фильмов главных враг — Германия.

Советские оборонные фильмы носили штамповой характер. Все оборонные фильмы имели похожую структуру и сюжет. Важно отметить, что практически во всех оборонных фильмах главные герои это либо летчики, либо танкисты — то есть подчеркивалась важнейшая роль технических средств вооружения Красной армии. Все оборонные фильмы четко обозначали внешнего врага — Германия и Япония. Важно отметить, что фильмов, где Германия главный внешний враг больше, чем

фильмов, где Япония главный враг. Таким образом, в конце 1930-х годов в Советском союзе чётко понимали, что основная угроза исходит именно с Запада от Германии.

Важной особенностью творчества советских кинематографистов является то, что к категории оборонных фильмов можно также отнести и исторические фильмы, где в отрицательном ключе показаны страны Европы и, прежде всего, Германия. Исторические фильмы являлись оборонными потому, что в основе сюжетов этих фильмов является противопоставление и военная борьба между Россией, с одной стороны, и врагом (Германии, Швеции), с другой стороны. Важно, что именно Германия, как правило, показывалась главным врагом России.

Наиболее наглядный пример это «Александр Невский» - фильм 1938 года. В произведении Сергея Эйзенштейна отчетливо прослеживалась важная идеологическая мысль. В самом начале фильма главный герой произносит фразу: «Наш главный враг — немцы» [1]. Кроме того, фильм пропитан русскими национальными мотивами. В центре сюжета военное противостояние между новгородцами (русскими) и рыцарями Тевтонского ордена (немцами). Квинтэссенция сюжета — финальное сражение на Чудском озере, где новгородцы побеждают немцев. Стоит отметить, что рыцарей в фильме постоянно называют именно немцами. Во внешнем облике рыцарей присутствует символика и элементы, указывающие на гитлеровскую германию. Яркий пример - флаг, который показан зрителю в сцене в Пскове. На рыцарском флаге четко различим герб третьего Рейха[1]. Так же показательным является головной убор епископа, сопровождающего рыцарей. На головном уборе немецкого священнослужителя отчетливо различима свастика[1]. Так же можно отметить и головные уборы немецких пехотинцев (кнехтов). Их шлемы имеют такую же форму, как и шлемы солдат вермахта[1]. Эта перекличка времён должна была придавать особую актуальность кинокартине.

Таким образом, фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» выполнял туже функцию, что и оборонные фильмы. В фильме так же в центре сюжета военная борьба с внешним противником, этот противник чётко обозначен и, самое главное, противника специально осовременивают,

добавляя символы и атрибутику, соответствующую современному врагу. Можно сказать, что фильм Сергея Эйзенштейна скорее оборонный, нежели исторический. Также яркими примерами исторических фильмов, выполняющих идеологическую функцию, являлись: двухсерийный фильм 1937-1938 гг. «Петр I», «Минин и Пожарский» 1938 г. В центре сюжета в этих картинах военная борьба с внешним врагом. Важно отметить, что в каждой из картин борьба идет как с внешним врагом, так и с внутренним — предателями и шпионами.

Современники высоко оценивали достоинства таких фильмов, а именно — их оборонную функцию. Так участник дискуссии в доме кино, посвященной фильму «Петр I», Махирьян говорил: «Тема патриотизма, любви к отечеству в этой картине поднята на небывалую высоту. Это то, что оправдывает картину, то, что делает ее нужной сегодня... Эта картина, выйдя на экраны, будет мобилизировать зрителя на защиту наших границ[46]. Таким образом, исторические фильмы второй половины 1930-х годов выполняли оборонные функции, как и оборонные фильмы.

Оборонные функции так же выполняли кинофильмы про шпионов и разведчиков. Так же, как и исторические фильмы, шпионские фильмы («фильмы о борьбе с агентурой международного фашизма») выделялись в отдельную категорию в тематических планах[32]. Шпионские фильмы рассказывали о деятельности вражеских шпионов на территории Советского союза, и о бдительности специальных служб безопасности и обычных советских граждан. Среди шпионских картин можно выделить следующие фильмы: «Высокая награда» 1939 года, «Партийный билет» 1936 года, «Ошибка инженера Ко-чина» 1939 года и др. Шпионские фильмы, так же, как и оборонные, выполняли функцию мобилизации масс. Главный посыл — вокруг враги, нужно быть бдительными.

Оборонная тематика нашла свое отражение также и в фильмах на «антифашистскую тему» [32]. Антифашистскими являются фильмы: «Фирма Смерть и Ко.», «Преступление Ганса Мюллера», «Ветер с востока», «Перед рассветом», «Семья Оп-пенгейм» и др. Антифашистские фильмы также выполняли функции оборонных. В антифашистских фильмах четко обозначался главный враг — Германия. Как и в

оборонных Германия демонизировалась. Наиболее яркий пример — фильм «Семья Оппенгейм» 1938 года[39]. Фильм рассказывает трагическую историю еврейской семьи в Германии 1930-х годов. Оппенгейм — преуспевающая еврейская семья, в которой есть и успешный фабрикант, и выдающийся хирург, и талантливый студент. Однако главных героев подвергают гонениям из-за их происхождения. В итоге семья Оп-пенгейм бежит из Германии. Все современники отмечают, что картина носит антифашистский характер и поэтому она актуальна^]. Например товарищ Юров (представитель Военно-Политической академии им. Ленина)отмечает: «Картина тем ценна, что она борется с фашизмом, с гнойным нарывом человечества. Это снаряд, который советская кинематография забрасывает в лагерь фашизма. Этот снаряд разорвется на огромное количество осколков и зажжет огонь пламени ненависти и от многих сердец придет ненависть к фашизму» [47]. Так же товарищ Юров отмечает, что образы коммунистов должны быть показаны гораздо глубже и ярче, чем есть в фильме семья Оппенгейм. «Мы должны от нашей кинематографии потребовать глубокого внимания и отношения к тем образам, которые мы хотим видеть. Получается, что этот образ коммуниста скоротечный, он оказывает какое-то влияние на шофера, через шофера на Бертольда, но это настолько скоротечно, настолько кинематографично в плохом смысле, что мы об этом образе точного представления не имеем. Это не только в специфической картине» [47]. Стоит отметить, что товарищ Юров, при обсуждении фильма «Семья Оппенгейм» сделал следующее замечание: «Без объединения, без народного фронта, без объединения всего народа против фашизма, с фашизмом драться нельзя. С фашизмом нужно драться при помощи народного фронта. Это указывает Коммунистический Интернационал, это указывает наша Партия. Мы эту линию недостаточно глубоко провели» [47]. Таким образом, еще больше подчеркивая значение данного фильма в общей борьбе с фашизмом. Так же показательно выступление товарища Тихомирова (представитель Военно-Политической академии им. Ленина): «... здесь режиссер совершенно правильно подошел, когда он показал всю ту

сущность, всю ту мразь фашистского мракобесия, которая направлена на уничтожение не только культуры, ... но и другой стороны общественной жизни этой самой Германии. Третья особенность, она заключается в том, что этак картина мобилизует на борьбу против фашизма, она активизирует сознание и это главное и основное, когда картина не доходит до внешнего восприятия, а именно глубоко залезает в сознание...... Она (картина) является прекрасной картиной, которая и агитирует, которая и мобилизирует... Значит политическая задача., она достигнута.. Относительно некоторых замечаний, которые у меня возникают и ассоциируются в процессе просмотра. Относительно отдельных типов врагов, которые выведены в картине. Враги показаны слишком плохо. Гимназист покусывает ногти. он должен не ногти грызть, а брать в руки нож» [47].

То есть на совещании отмечают именно оборонную и мобилизационную функцию данного фильма, при том условии, что данный фильм относится к другой тематической категории. Таким образом, антифашистские фильмы так же выполняли оборонную функцию. Главным образом антифашистские фильмы формировали негативное представление и восприятие всего фашистского, а конкретнее для конца 1930-х годов — всего Германского.

Оборонная тематика затронула и советскую мультипликацию 1930-х годов. Во второй половине 1930-х годов активно развивается советская мультипликация и соответственно становится предметом идеологического воздействия. Было бы странно, если бы целую отрасль формирующую мировоззрение у детей оставили в стороне. Во второй половине 1930-х годов на советские киноэкраны выходят идеологизированные мультфильмы. Наиболее ярким примером такой мультипликации является мультипликационный фильм «Летающий корабль» 1939 года[31]. Сюжет картины в делопроизводственных документах 1930-х годов выглядит именно так: «В сказочной стране, на морском берегу в небольшом рыбачьем поселке, кипит созидательная трудовая работа. Но мирная жизнь и труд обитателей поселка нарушаются разрушительными действиями неизвестных злоумышленников. Во время рыбной ловли был убит почитаемый всеми отец

главных героев. Герои построили волшебный летающий корабль, чтобы дать отпор врагу. Корабль отправляется в поход и одерживает победу над врагом. Однако после победы борьба не ослабевает. Проникший в сказочную страну чужак действует на самолюбие честолюбивого Петра, разжигая в нем недовольство, восстанавливает Марко против Петра и всего коллектива и в тягчайшие минуты борьбы волшебного корабля с врагом на море Петр изменяет РОДИНЕ, своим друзьям. Измена усложняет борьбу волшебного корабля, потерявшего часть своей волшебной силы. Команда во главе с Марко объединяется, чтобы дать отпор врагу. И когда силы иссякают, со стороны родной земли засверкали рубиновые звезды Кремля. Связь с родиной восстановлена. Враг побежден» [31]. Особый интерес вызывает то, что в детском мультфильме убивают героев. Кроме того, в данном мультфильме поднимается вопрос шпионажа и борьбы со шпионами. Так же в детском мультфильме поднимается проблемы измены родине. Главная идея мультфильма — борьба в внешним врагом-агрессором. Таким образом, данный мультфильм создавался с целью формирования военизированного и милитаристического мировоззрения у детей и молодежи. Так же в 1939 г. сценарный портфель Союзмульфильма должен был пополниться мультипликационными фильмами на тему «врага мы били, бьем и будем бить» [51]. Так же в тематическом плане Союзмуль-фильма в 1939 г. фигурируют следующие темы: «антифашистские, оборонные, антирелигиозные» и др[51].

Таким образом, советская мультипликация также выполняла оборонную функцию и занималась оборонной пропагандой и формированием милитаристского мировоззрения.

На практике советский кинематограф не справлялся с поставленными идеологическими задачами. Советская кинопромышленность в 1930-е находилась в глубоком кризисе и была не способна в полной мере удовлетворять идеологические потребности [25, с.190]. Как следствие планы по выпуску кинофильмов в 1930-е не выполнялись, и более того из года в год только уменьшались [4, с.39]. Однако, Печалин-Перес на совещании по плану 3-й пятилетки кинематографии утверждал: «у нас сегодня 30% нашей работы, занимает оборонная работа» [49. Л.10]. На деле же все

выглядело немного иначе. В 1936 г. было выпущено 50 фильмов из них: оборонных -2, антифашистских -2, фильмов о борьбе с агентурой международного фашизма -1[41]. Мы видим, что только 2 фильма из 50 на оборонную тематику, а это — 1% от всего выпуска фильмов. Предположим, что Печалин-Перес под «оборонной работой» имел ввиду не только оборонные фильмы, но и фильмы, обличающие фашизм, ведь антифашистские фильмы и фильмы о борьбе с агентурой международного фашизма также формируют оборонное сознание населения. В таком случае в 1936 году было выпущено 5 фильмов оборонного характера, а это — 10% от всех выпущенных фильмов. В 1937 году выпущено 39 фильмов: оборонных -9, Фильмов о борьбе с агентурой международного фашизма -1[42]. Итого 10 фильмов из 39 - 25,6%. В 1938 году всего выпущено 37 фильмов. Из них оборонных -3, антифашистских -4, фильмов о борьбе с агентурой международного фашизма -2[43]. Итого 9 фильмов из 37 -24,3%. В 1939 году всего было выпущено 59 фильмов. Из них оборонных - 13, фильмов о борьбе с агентурой международного фашизма — 7[44]. То есть 20 фильмов из 59 - 33,9%. Мы видим, что слова Печалина-Переса верны, только если рассматривать не одну тематическую группу фильмов (оборонные фильмы), а несколько. В условиях, когда производственные планы не выполнялись из года в год и занижались, количество оборонных фильмов только росло, что говорит о значимости этой тематики во второй половине 1930-х годов.

Стоит отметить, что военная тематика проникала и в невоенные фильмы. Важный тренд второй половины 1930-х годов — изменение образа главного героя мужчины, теперь, вне зависимости от жанровой и тематической принадлежности. Большинство

главных героев получило важную черту — они стали военными [24, с.85]. Образ военного фактически становится ключевым во второй половине 1930-х годов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что во второй половине 1930-х годов оборонная тематика становится ключевой во всем пространстве средств массовой информации. Соответственно оборонная тематика проникает и в советский кинематограф, где во второй половине 1930-х годов доминирует. Военная тематика проникает на все уровни и во все жанры кинопромышленности, даже в условиях серьезного кризиса кинопромышленности. Тематические планы комитета по делам кинематографии насчитывали 6-7 тематических разделов. Например, в предварительной сводке портфеля сценарных отделов киностудий на 1939 насчитывается ровно семь тематических разделов: исторические фильмы, историко-революционные, фильмы о борьбе с агентурой международного фашизма, оборонные, антифашистские, фильмы советской женщине, семье, молодежи, детях и школе [35, л.10]. Сразу четыре раздела выполняют оборонную функцию. Оборонные фильмы, и антифашистские, и фильмы о международной агентуре и исторические фильмы имеют общую идею — борьба с внешним врагом. Важно, что во второй половине 1930-х годов внешний враг четко обозначен — Германия и Япония. Так же мы видим, что военная тематика проникает и в совершенно невоенные жанры (кинокомедия, мультипликация, детские фильмы). Все это говорит о значимости оборонной тематики для советской идеологии и пропаганды, во второй половине 1930-х годов.

Список литературы

1. Александр Невский 1938. Режиссер Сергей Эйзенштейн http://kmopod.org/video.html?id=25454 (30.04.2020).

2. Александров Г.В. Эпоха и кино. — М.: Политиздат,1983 - 328с.

3. Алферова И.В. «Женский вопрос» в теории и практике большевизма. - Брянск, 2011. - 352с.

4. Белодубровская М. Не по плану. Кинематография при Сталине. — М., 2020. — 264с.

5. Богатая невеста 1934. Режиссер Иван Пырьев. https:// www. youtube com/watch?v=ywOzdTZDI34( 05.05.2019).

6. Бранденбергер Д. Кризис сталинского агитпропа. Пропаганда, политпросвещение и террор в СССР, 1927-1941. — М., 2019. — 365с.

7. Бранденбергер Д. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956). СПб., 2009. - 416 с.

8. Веселые ребята 1934. Режиссер Григорий Александров

http://baskino.co/films/komedii/10639-veselye-rebyata.html (12.12.2018).

9. Волга-Волга 1938. Режиссер Григорий Александров https://www.youtube.com/watch?v=lHjlL_0lpxo (12.12.2018).

10. Волкова Е.П. Приемы конструирования образа «Врага народа» в советской пропаганде (по материалам центральной партийной печати конца 1920-х — первой половины 1930-х гг.) //История отечественных СМИ. №1. - М., 2013. - с 28-43.

11. Гвоздь в сапоге 1932. // https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/13991/annot/ (18.06.2020).

12. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. - М., 1994. -296с.

13. Голубев А.В. «Россия может полагаться лишь на саму себя»: представления о будущей войне в советском обществе 1930-х годов // Отечественная история. №5.- М., 2008. - с.109.

14. Граница на замке 1937. Режиссер Василий Журавлев https://www.youtube.com/video/SQxtuPa5Ask (05.05.2019).

15. Громов. Е.С. Сталин: искусство и власть. — М., 2003. -544с.

16. Долинский И.Л. Советская кинокомедия тридцатых годов. — М., 1961. — 45с.

17. Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.) - Брянск: Издательство Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, 2005. - 800с.

18. Зоркая Н.М. История советского кино. - СПб., 2005. - 544с.

19. Ильзаров Б.С. Сталин, Иван Грозный и другие. - М., 2019. - 448 с.

20. Ильзаров Б.С. Тайная жизнь Сталина. По материалам его библиотеки и архива. К истории сталинизма. - М., 2002. - 432с.

21. Кишон В.М. Большой день. Фантастическая пьеса в 5 актах, 6 картинах. М.,

1936.

22. Кларк, К. Москва, четвертый Рим: сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931-1941). - М., 2018. - 520с.

23. Козырьянов А.В. Кинематограф советской империи. Эволюция образов главных героев в советских кинокартинах 1930-х годов//История. Общество. Политика. - 2019. -№2. -с. 79-87.

24. Козырьянов А.В. Состояние советской кинопромышленности в 1930-е годы// Известия Смоленского государственного университета. - 2020. - №1. - С. 187-197.

25. Крылья 1932. // https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/8459/annot/ (18.06.2020).

26. Лавры мисс Эллен Грэй 1935. Режиссер Юрий Желябужскийhttp://video-pleer.online/shop/79116/movies/lavry-miss-ehllen-grehj-1935 (05.05.2019).

27. Ложкина А.С. Формирование «образа врага» : Япония в советской пропаганде 1930- гг. // Государственное управление. Электронный вестник. №13. - М., 2007. - с.4.

28. Минаева О.Д. Приемы производственной пропаганды для женщин в годы индустриализации (по материалам журнала «Работница») // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. №4. - М., 2014. - с.148-161.

29. Минаева О.Д. Содержание и формы военной пропаганда в советской печати для женщин (1920-1930-е гг.) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 3. - М., 2013. - с.6-21.

30. Начальнику сценарного отдела комитета по делам кинематографии.Кино-сказка «ЛЕТАЮЩИЙ КОРАБЛЬ».// РГАЛИ, Фонд2450. оп.4. ед.хр. 30. л.

31. О тематическом плане производства полнометражных художественных кинокартин на 1938/39 годы // РГАЛИ, Фонд2450, оп.4, ед.хр. 30.

32. Партийный билет 1936. Режиссер Иван Пырьев. https:// www.youtube.com/watch?v=2u49q44L9Zo ( 05.05.2019).

33. Планы производства художественных фильмов. 1936 год. Постановление №39 Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК «О производстве и выпуске художественных кинокартин в 1936 г.»// РГАЛИ.Ф.2456. Оп. 4. Ед.хр. 15.

34. Предварительная сводка портфеля сценарных отделов киностудий на 1939.// РГАЛИ, Фонд2450. оп.4. ед.хр. 30. Л.10.

35. Проект постановления «о государственном плане выпуска фильмов» и стенограмма совещания в комитете по делам искусство о реорганизации Кинематографии. 1938 год // РГАЛИ.Ф.2450. Оп. 2. Ед.хр. 37.

36. Русский кинематограф 1920-х го-дов/https://www.russkoekino.ru/books/history/history-0002.shtml (05.05.2020)

37. Свинарка и пастух 1941. Режиссер Иван Пырьев. https://www.youtube.com/watch?v=f-Vdt6CrHBQ( 17.12.2018).

38. Семья Оппенгейм 1938. Режиссер Григорий Рошаль. https:// www.youtube.com/watch?v=UTUtVIRigr0 (10.05.2019).

39. Советские кинофильмы 1930-х годов/ www.kino-teatr.ru (05.06.2020).

40. Советские кинофильмы 1936 года/https://www.kino-teatr.ra/kino/movie/sov/y1936/ (05.06.2020).

41. Советские кинофильмы 1937 года/ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/y1937/ (05.06.2020).

42. Советские кинофильмы 1938 года/https://www.kino-teatr.ra/kino/movie/sov/y1938/ (05.06.2020).

43. Советские кинофильмы 1939 года/https://www.kino-teatr.ra/kino/movie/sov/y1939/ (05.06.2020).

44. Сталин И.В. Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б). Стенографический отчет XVII съезда ВКП(б) / http://www.hrono.info/dokum/1934vkpb17/1_2_1.php. (18.06.2020).

45. Стенограмма дискуссии в Доме Кино 7 января 1939 года по фильму «Петр I». // РГАЛИ, Ф.2450, оп. 1, ед.хр.18, Л. 18.

46. Стенограмма дискуссии по фильму «Семья Оппенгейм» в Доме Кино 20 ноября 1938 года.// РГАЛИ. Фонд2450. оп.1. ед.хр. 13. Л.22.

47. Стенограмма совещания кинодраматургов и сценаристов у председателя по делам кинематографии от 27 марта 1938 года. // РГАЛИ, Ф.2050. оп.2. ед.хр.27. л.31.

48. Стенограмма совещания по плану 3-й пятилетки кинематографии 14 мая 1937 года//РГАЛИ. Ф.2456. оп.1. ед.хр. 205. С.10

49. Стенограмма совещания по плану 3-й пятилетки кинематографии 14-го мая 1937 года// РГАЛИ, ф.2456, оп.1, ед.хр. 205.

50. Сценарный портфель союзмультфильма.// РГАЛИ, Фонд2450. оп.4. ед.хр. 30.л.21.

51. Танкисты 1939. Режиссеры Зиновий Драпкин, Роберт Майман https://www.youtube.com/watch?v=8Uyo9WOb6nM (05.05.2019).

52. Тематические заявки и сводки о сценарном отделе студии на 1938-1939 годы.// РГАЛИ Фонд2450. оп.4.. ед.хр. 30. л.7.

53. Тематические заявки и сводки о сценарном отделе студии на 1938-1939 годы// РГАЛИ 2450, оп. 4,ед.хр. 20.

54. Трактористы 1939. Режиссер Иван Пырьев. https://www.youtube.com/watch?v=GLaX93fa-XQ (05.05.2019).

55. Цирк 1936. Режиссер Григорий Александров https://www.youtube.com/watch?v=vDty7mJrFcw (12.12.2018).

56. Эйзенштейн С.М. Мемуары. — Т. 1-2. — М., 1997. — 430с.,543с.

DEFENSE THEMES IN SOVIET FILMS AND ANIMATION OF THE 1930S.

The article deals with Soviet defense films of the 1930s as part of a general ideological trend. On the example of defense films, the author traces the importance of mobilization themes in Soviet propaganda in the second half of the 1930s. The role of defense themes in Soviet art of the 1930s is clearly traced. In the 1930s, in the Soviet Union, attempts were made to turn cinema into the main instrument of ideology and propaganda. Defense films emphasize the methods of Soviet propaganda. The author analyzes the quantitative indicators of produced films, in particular, the percentage of defense films in the total production of films in the 1930s. This article proves the paramount importance of the defense theme and agenda in the Soviet propaganda of the 1930s. In addition, the author considers historical films of the second half of the 1930s, as well as anti-fascist films of the same period, as films that perform defense functions. On the basis of the reviewed material, the author concludes that military and defense themes and moods dominated the Soviet ideology and propaganda of the period under study. Thus, all the most important ideological trends can be traced in cinematography. On the example of defense and historical films, key elements of Soviet ideology and propaganda of the 1930s are traced.

Keywords: history of Stalinism, Soviet ideology, propaganda and art, Soviet cinema, defense films, Soviet films, Soviet cinema of the 1930s, defense theme.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Aleksandr Nevskij (1938). Rezhisser Sergej E'jzenshtejn http://kinopod.org/video.html?id=25454 (30.04.2020).

2. Aleksandrov G.V. (1983). E'poxa i kino [Epoch and cinema]. — M.: Politizdat,328s.

3. Alferova I.V. (2011) «Zhenskij vopros» v teorii i praktike bol'shevizma ["Women's question" in the theory and practice of Bolshevism]. - Bryansk, 352s.

4. Belodubrovskaya M. (2020). Ne po planu. Kinematografiya pri Staline [Not according to plan. Cinematography under Stalin]. — M., 264s.

5. Bogataya nevesta [The Rich Bride] (1934). Rezhisser Ivan Py'r'ev. https://www.youtube.com/watch?v=ywOzdTZDI34( 05.05.2019).

6. Brandenberger D. (2019). Krizis stalinskogo agitpropa. Propaganda, politprosveshhenie i terror v SSSR, 1927-1941 [Crisis of Stalin's agitprop. Propaganda, political education and terror in the USSR, 1927-1941]. - M., 365s.

7. Brandenberger D. (2009). Nacional-bol'shevizm. Stalinskaya massovaya kul'tura i formi-rovanie russkogo nacional'nogo samosoznaniya (1931-1956) [National Bolshevism. Stalinist mass culture and the formation of Russian national identity (1931-1956)]. SPb., 416 s.

8. Vesely'e rebyata [Merry Fellows] (1934). Rezhisser Grigorij Aleksandrov http://bas-kino.co/films/komedii/10639-veselye-rebyata.html (12.12.2018).

9. Volga-Volga (1938). Rezhisser Grigorij Aleksandrov https://www.youtube.com/watch?v=lHjlL_0lpxo (12.12.2018).

10. Volkova E.P. (2013). Priemy' konstruirovaniya obraza «Vraga naroda» v sovetskoj propagande (po materialam central'noj partijnoj pechati koncza 1920-x — pervoj poloviny' 1930-x gg.) [Techniques for constructing the image of the "Enemy of the People" in Soviet propaganda (based on the materials of the central party press of the late 1920s - the first half of the 1930s)] //Istoriya otechestvennyx SMI. №1. — M. s 28-43.

11. Gvozd' v sapoge [A nail in a boot 1932] (1932). // https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/13991/annot/ (18.06.2020).

12. Golomshtok I.N. (1994). Totalitarnoe iskusstvo [Totalitarian art]. — M. 296s.

13. Golubev A.V. (2008). «Rossiya mozhet polagat'sya lish' na samu sebya»: predstavleniya o budushhej vojne v sovetskom obshhestve 1930-x godov [Russia can only rely on itself": ideas about a future war in Soviet society in the 1930s] // Otechestvennaya istoriya. №5.- M.s.109.

14. Granicza na zamke [Border is close] (1937). Rezhisser Vasilij Zhuravlev https://www.youtube.com/video/SQxtuPa5Ask (05.05.2019).

15. Gromov. E.S. (2003). Stalin: iskusstvo i vlast' [Stalin: art and power]. — M. 544s.

17. Dolinskij I.L. (1961). Sovetskaya kinokomediya tridczaty'x godov [Soviet comedy of the thirties]. — M. 45s.

18. Dubrovskij A.M. (2005). Istorik i vlast': istoricheskaya nauka v SSSR i koncepciya istorii feodal'noj Rossii v kontekste politiki i ideologii (1930-1950-e gg.) [Historian and power: historical science in the USSR and the concept of the history of feudal Russia in the context of politics and ideology (1930-1950s)] — Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta im. akad. I.G. Petrovskogo, 800s.

19. Zorkaya N.M. (2005). Istoriya sovetskogo kino [History of Soviet cinema]. — SPb.,544s.

20. Il'zarov B.S. (2019). Stalin, Ivan Grozny'j i drugie [Stalin, Ivan the Terrible and others]. — M.,448 s.

21. Il'zarov B.S. (2002). Tajnaya zhizn' Stalina. Po materialam ego biblioteki i arxiva. K istorii stalinizma [The secret life of Stalin. Based on the materials of his library and archive. On the history of Stalinism]. — M., 432s.

22. Kishon V.M. (1936) Bol'shoj den'. Fantasticheskaya p'esa v 5 aktax, 6 kartinax[Big day. Fantastic play in 5 acts, 6 scenes]. M.

23. Klark, K. (2018). Moskva, chetverty'j Rim: stalinizm, kosmopolitizm i e'volyuciya sovetskoj kul'tury' (1931-1941) [Moscow is the Fourth Rome: Stalinism, Cosmopolitanism, and the Evolution of Soviet Culture (1931-1941)]. — M.520s.

24. Kozy'r'yanov A.V. (2019). Kinematograf sovetskoj imperii. E'volyuciya obrazov glavny'x geroev v sovetskix kinokartinax 1930-x godov [Cinematography of the soviet empire.

Evolution of images of major heroes in soviet cinema of the 1930s]//Istoriya. Obshhestvo. Politika. №2. -s. 79-87.

25. Kozy'r'yanov A.V. (2020). Sostoyanie sovetskoj kinopromy'shlennosti v 1930-e gody' [ The state of the soviet film industry in the 1930s]// Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. №1. - S.187-197.

26. KryTya [Wings] (1932). // https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/8459/annot/ (18.06.2020).

27. Lavry' miss E'llen Gre'j [Laurels of Miss Ellen Gray] (1935). Rezhisser Yurij Zhel-yabuzhskijhttp://video-pleer.online/shop/79116/movies/lavry-miss-ehllen-grehj-1935

(05.05.2019).

28. Lozhkina A.S. (2007). Formirovanie «obraza vraga» : Yaponiya v sovetskoj propagande 1930- gg. [Formation of the "image of the enemy": Japan in Soviet propaganda in the 1930s] // Gosudarstvennoe upravlenie. E'lektronny'j vestnik. №13. — M. s.4.

29. Minaeva O.D. (2014). Priemy' proizvodstvennoj propagandy' dlya zhenshhin v gody' industrializacii (po materialam zhurnala «Rabotnicza») [Methods of industrial propaganda for women during the years of industrialization (based on the materials of the magazine "Worker")]// Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhumalistika. №4. — M.s.148-161.

30. Minaeva O.D. (2013). Soderzhanie i formy' voennoj propaganda v sovetskoj pechati dlya zhenshhin (1920-1930-e gg.) [The content and forms of military propaganda in the Soviet press for women (1920-1930s)] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhumalistika. № 3. — M. s.6-21.

31. Nachal'niku scenarnogo otdela komiteta po delam kinematografii.Kino-skazka «LETAYuShhIJ KORABL'» [To the head of the script department of the committee for cinematography. Movie fairy tale "FLYING SHIP"].// RGALI, Fond2450. op.4. ed.xr. 30. l.

32. O tematicheskom plane proizvodstva polnometrazhny'x xudozhestvenny'x kinokartin na 1938/39 gody'[ On the thematic plan for the production of full-length feature films for 1938/39] // RGALI, Fond2450, op.4, ed.xr. 30.

33. Partijny'j bilet [Party ticket] (1936). Rezhisser Ivan Py'r'ev. https://www.youtube.com/watch?v=2u49q44L9Zo( 05.05.2019).

34. Planyv proizvodstva xudozhestvenny'x fil'mov. 1936 god. Postanovlenie №39 Vsesoyuz-nogo komiteta po delam iskusstv pri SNK «O proizvodstve i vy'puske xudozhestvenny'x kinokartin v 1936 g.» [Plans for the production of feature films. 1936 Decree No. 39 of the All-Union Committee for Arts under the Council of People's Commissars "On the production and release of feature films in 1936"]// RGALI.F.2456. Op. 4. Ed.xr. 15.

35. Predvaritel'naya svodka portfelya scenarny'x otdelov kinostudij na 1939 [Preliminary summary of the portfolio of screenwriting departments of film studios for 1939.].// RGALI, Fond2450. op.4. ed.xr. 30. L.10.

36. Proekt postanovleniya «o gosudarstvennom plane vy'puska fil'mov» i stenogramma soveshhaniya v komitete po delam iskusstvo o reorganizacii Kinematografii. 1938 god [Draft resolution "on the state plan for the release of films" and a transcript of a meeting in the committee for arts on the reorganization of cinematography. 1938] // RGALI.F.2450. Op. 2. Ed.xr. 37.

37. Russkij kinematograf 1920-x godov [Russian cinema of the 1920s]/https://www.russ-koekino.ru/books/history/history-0002.shtml (05.05.2020)

38. Svinarka i pastux [Piggery and Shepherd] 1941. Rezhisser Ivan Py'r'ev. https://www.youtube.com/watch?v=f-Vdt6CrHBQ( 17.12.2018).

39. Sem'ya Oppengejm [Oppenheim family] 1938. Rezhisser Grigorij Roshal'. https://www.youtube.com/watch?v=UTUtVIRigr0 (10.05.2019).

40. Sovetskie kinofil'my' 1930-x godov [Soviet films of the 1930s]/ www.kino-teatr.ru

(05.06.2020).

41. Sovetskie kinofil'my' 1936 [Soviet films of 1936] goda/https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/y1936/ (05.06.2020).

42. Sovetskie kinofil'my' 1937 goda [Soviet films of 1937]/ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/y1937/ (05.06.2020).

43. Sovetskie kinofil'my' 1938 goda [Soviet films of 1938]/https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/y1938/ (05.06.2020).

44. Sovetskie kinofil'my' 1939 goda [Soviet films of 1939]/https://www.kino-

teatr.ru/kino/movie/sov/y1939/ (05.06.2020).

45. Stalin I.V. Otchetnyvj doklad XVII svvezdu partii o rabote CzK VKP(b). Stenografich-eskij otchet XVII svvezda VKP(b) [Report to the 17th Party Congress on the work of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks. Verbatim report of the XVII Congress of the CPSU(b)] / http://www.hrono.info/dokum/1934vkpb17/1_2_1.php. (18.06.2020).

46. Stenogramma diskussii v Dome Kino 7 yanvarya 1939 goda po fifmu «Petr I» [Transcript of the discussion at the Cinema House on January 7, 1939 on the film "Peter I"]. // RGALI, F.2450, op. 1, ed.xr.18, L.18.

47. Stenogramma diskussii po fifmu «Semvya Oppengejm» v Dome Kino 20 noyabrya 1938 goda [Transcript of the discussion on the film "The Oppenheim Family" at the Cinema House on November 20, 1938].// RGALI. Fond2450. op.1. ed.xr. 13. L.22.

48. Stenogramma soveshhaniya kinodramaturgov i scenaristov u predsedatelya po delam kinematografii ot 27 marta 1938 goda [Transcript of the meeting of screenwriters and screenwriters with the chairman of cinematography, March 27, 1938.]. // RGALI, F.2050. op.2. ed.xr.27. l.31.

49. Stenogramma soveshhaniya po planu 3-j pyatiletki kinematografii 14 maya 1937 goda [Transcript of the meeting on the plan of the 3rd Five-Year Plan of Cinematography on May 14, 1937]//RGALI. F.2456. op.1. ed.xr. 205. S.10

50. Stenogramma soveshhaniya po planu 3-j pyatiletki kinematografii 14-go maya 1937 goda [Transcript of the meeting on the plan of the 3rd five-year plan of cinematography on May 14, 1937]// RGALI, f.2456, op.1, ed.xr. 205.

51. Scenarnyvj portfelv soyuzmulvtfilvma [Scenario portfolio of Soyuzmultfilm].// RGALI, Fond2450. op.4. ed.xr. 30.l.21.

52. Tankistyv[Tankers] (1939). Rezhisseryv Zinovij Drapkin, Robert Majman-https://www.youtube.com/watch?v=8Uyo9WOb6nM( 05.05.2019).

53. Tematicheskie zayavki i svodki o scenarnom otdele studii na 1938-1939 godyv [Thematic applications and reports on the scenario department of the studio for 1938-1939].// RGALI Fond2450. op.4.. ed.xr. 30. l.7.

54. Tematicheskie zayavki i svodki o scenarnom otdele studii na 1938-1939 godyv[ Thematic applications and reports on the scenario department of the studio for 1938-1939]// RGALI 2450, op. 4,ed.xr. 20.

55. Traktoristyv [Tractor drivers] (1939). Rezhisser Ivan PyYev. https://www.youtube.com/watch?v=GLaX93fa-XQ (05.05.2019).

56. Cirk [Circus] (1936). Rezhisser Grigorij Aleksandrov https://www.youtube.com/watch?v=vDty7mJrFcw (12.12.2018).

57. Evjzenshtejn S.M. (1997). Memuary [Memoirs]. - T. 1-2. - M. 430s.,543s.

Об авторе

Козырьянов Антон Викторович — аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия). E-mail: AntonKozyryanov@yandex.ru

Kozyryanov Anton Viktorovich - postgraduate student of the Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky (Russia). E-mail: AntonKozyryanov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.