ФИЛОСОФИЯ
РЕЛИГИЯ
МИФ
3
Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 11 (421). Философские науки. Вып. 50. С. 15-17.
УДК 101.1:316
DOI 10.24411/1994-2796-2018-11102
«ОБОБЩЁННЫЙ ДРУГОЙ» — НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ВОИНСКОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ
Ю. А. Панасенко
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал в г. Челябинске), Челябинск, Россия
Рассматривается проблема воинской инкультурации, которая представляет базовое понятие, обозначающее процесс приобщения молодого военнослужащего к культуре воинской службы. Уделяется внимание духовно-ценностным ориентациям военнослужащего на коллективизм, патриотизм, традиционализм и исключительность. При этом указывается, что офицер во многом выступает для молодого военнослужащего воплощением «обобщённого другого». Приводятся факторы, влияющие на нравственное поведение военнослужащего как в условиях, максимально приближённых к военным, так и повседневной деятельности. Обосновывается утверждение о том, что «обобщённый другой» способствует адаптации молодого военнослужащего к новой для него воинской среде, развитию умений самоуправления и самореализации в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: военнослужащий, «обобщённый другой», воинская инкультурация, ценности, ценностные ориентации, потребности, профессиональная деятельность.
Сообщество как интерсубъективная реальность, как форма жизненного мира может быть объединена понятием «обобщённого другого». В такой роли могут выступать отдельные индивиды, а также социальные группы, но каждый из них является носителем надындивидуальных социальных качеств, посредством которых осуществляется взаимодействие с обществом. Что значимо для индивида? Можно смело предположить, что для отдельного индивида порой важнее мнение другого (авторитета), чем официальные руководства и инструкции. Значимость и важность того, что «скажет княгиня Марья Алексеевна», более авторитетно для человека, который сознательно стремится к социальной идентичности.
Когда процесс формирования «обобщённого другого» в сознании человека завершён, начинает устанавливаться взаимодействие, связь между объективной и субъективной реальностью. В этом взаимодействии ведущим средством выражения
единого неразрывного процесса является язык. Реальности соотносятся друг с другом, но в пространстве имеют разные временные интервалы. Наиболее «доступной» выступает объективная реальность, так как сущность инкультурации определяется социальным распределением ролей. Однако имеют место и элементы субъективной реальности, которые возникли не в результате процесса социализации.
Таким образом, «инкультурация» по своему смыслу представляет основное, базовое понятие, которое обозначает процесс приобщения молодого военнослужащего к культуре воинской службы. Позиция «обобщённого другого», как фактор инкультурации, формируется благодаря следующим духовно-ценностным ориентациям военнослужащего: на коллективизм, патриотизм, традиционализм и исключительность. Комплекс ценностных ориентаций определяет верность военнослужащего определённым идеалам и принципам, что
16
Ю. А. Панасенко
характеризует его как личность, способную к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов. Согласно исследованию И. С. Якуниной, «...динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города <.. .> наиболее чётко ценности и ценностные ориентации проявляются в ситуациях, требующих принятия ответственных решений, которые влекут за собой значимые последствия и могут повлиять на дальнейшую жизнь человека. Ценностные ориентации определяют целостность и устойчивость личности, структуру сознания и стратегию деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты или виды деятельности» [1. С. 12].
Позиция «обобщённого другого» создаёт противоречивость, непоследовательность в поведении, инфантилизм ценностных ориентаций, когда внешние стимулы господствуют над внутренней структурой личности. Однако военную профессию отличает от других видов профессиональной деятельности то, что для неё очень важен аспект «обобщённого другого». Именно благодаря этому аспекту в сознании и поведении военнослужащего начинают укрепляться такие паттерны, как взаимовыручка, бескомпромиссность, мужество в неразрывной связи с профессиональной компетентностью. Офицер-руководитель во многом выступает для молодого военнослужащего воплощением этого «обобщённого другого». Это необходимое субъективное условие, задающее личности военнослужащего образцы ответственной и полезной деятельности. В образе «обобщённого другого» также выступают известные полководцы, а также государственные и политические деятели, закрепляющие в сознании военнослужащего образцы нравственной культуры, твёрдого отстаивания убеждений и высочайшего морального духа.
«Обобщённый другой» становится частью структуры личности военнослужащего. Он рассматривается в виде общественного идеала, который является источником мотивации поведения личности, помогает регулировать взаимоотношения в коллективе, влияет на поведение каждого отдельного человека. Образ «обобщённого другого» задаёт отношение ценности к потребностям. В. А. Ядов в работе «Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен» отмечает, что вершину «пирамиды» ценностей личности «составляет "жизненный идеал" — социально-политический и нравственный образ желаемого бу-
дущего. Ценностные ориентации, так или иначе, согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей» [2. С. 27]. Он приходит к выводу, что «.ценности-цели более стабильны, чем ценности-средства. На самом деле, имеет место диалектика перехода целей в средства, и наоборот» [4. С. 69].
Образы «обобщённого другого» возникают и реализуются под воздействием социальной среды в результате направленного воздействия сообщества. Например, «обобщённый другой» может быть для личности определённым нравственным эталоном, в котором воплощены требования, которые человек предъявляет к самому себе. Отсутствие привязки к «обобщённому другому» вносит в ценностные ориентации военнослужащего нестабильность и противоречивость. Такое состояние порождает нестабильность в его поведении и хаос в мыслях. «Обобщённый другой» даёт возможность личности осуществить свободное избрание ценностных ориентаций, мотивирует к этому. В отличие от всеобщих ценностей сообщества, ценностные ориентации, характеризующие образ «обобщённого другого», представляют собой средства привлечения личности к общему, которое связано с формированием его духовных приоритетов сообщества.
По мнению В. Т. Лисовского, высказанному в статье «Социальные проблемы юности» [3], содержательную основу «ценностных ориентаций составляют мировоззренческие и нравственные убеждения человека, принципы поведения, глубокие эмоциональные привязанности, которые <.. > формируются и реализуются под воздействием трёх основных факторов: социальной среды, в которой человек постоянно находится; целенаправленного воздействия (сообщества), то есть воспитания человека, на которого все эти воздействия направлены; его избирательности, «обратной связи с окружением» [Там же. С. 121-122]. В состоянии выбора образ «обобщённого другого» выступает основой определённости «правильного», с позиции того или иного сообщества.
Нравственное поведение военнослужащего как в условиях, максимально приближённых к военным, так и повседневной деятельности не остаётся неизменным. На него существенно влияют такие факторы, как войсковой опыт, выслуга лет, моти-вационные факторы, морально-психологическая подготовка. В таком случае образ «обобщённого другого», воплощающий ценностные ориентации воинской службы, может способствовать адапта-
«Обобщённый другой» — необходимый фактор воинской инкультурации
17
ции молодого военнослужащего к новой для него воинской среде, лучшему осознанию своих профессиональных целей и мотивов, развитию умений самоуправления и самореализации в профессио-
нальной деятельности и, как следствие, повышению уровня готовности к нравственной оценке, поведению и корректировке своих действий в условиях повседневной служебной деятельности.
Список литературы
1. Якунина, И. С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города : дис. ... канд. социол. наук / И. С. Якунина. — Новочеркасск, 2007.
2. Ядов, В. А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен / В. А. Ядов // Социальная идентификация личности. Кн. 2. — М. : ИС РАН, 1994.
3. Лисовский, В. Т. Социальные проблемы юности / В. Т. Лисовкий // Сред. спец. образование. — 1991. — № 5. — С. 25-28.
4. Васильченко, О. В. Динамика ценностных ориентаций курсантов военного вуза в контексте военной безопасности России : монография / О. В. Васильченко [и др.] / под ред. П. С. Самыгина. — М., 2016.
Сведения об авторе
Панасенко Юрий Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника филиала по учебной и научной работе Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 11 (421). Philosophy Sciences. Iss. 50. Pp. 15-17.
"THE GENERALIZED OTHER"— AN ESSENTIAL FACTOR OF MILITARY INCULTURATION
Y.A. Panasenko
Russian Air Force Military Educational and Scientific Center "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin " (Chelyabinsk branch), Chelyabinsk, Russia. [email protected]
This article deals with the problem of military inculturation, which is the basic concept that refers to the process of acculturation of the young soldier to the culture of military service. Focuses on spiritual and value orientations of the soldier on collectivism, patriotism, traditionalism and exclusiveness. This specifies that the officer is in many ways a young soldier embodiment of "the generalized other". In the work are factors affecting moral behavior soldier both as close as possible to the military and everyday activities. Justifying the assertion that "the generalized other" contributes to the adaptation of the young soldier to the new military Wednesday, skill development, self-government and self-realization in professional activity.
Keywords: the soldier, "the generalized other", military inculturation, values, value orientations, professional activities.
References
1. Yakunina I.S. Dinamika struktury tsennostnykh orientatsiy studenchestva srednego rossiyskogo goroda [Dynamics of value orientations of students average russian city. Thesis abstract]. Novocherkassk, 2007. (In Russ.).
2. Iadov V.A. Sotsial'nye identifikatsii lichnosti v usloviyakh bystrykh sotsial'nykh peremen [Social identity in the face of rapid social change]. Sotsial'naya identifikatsiya lichnosti [Social identity. Book 2]. Moscow, 1994. (In Russ.).
3. Lisovkiy V.T. Sotsial'nyye problemy yunosti [Social problems of youth]. Sredneye spetsial'noye obra-zovaniye [Secondary vocational education], 1991, no. 5, pp. 25-28. (In Russ.).
4. Vasil'chenko O.V. [et al.]. Dinamika tsennostnykh orientatsiy kursantov voyennogo vuza v kontekste voy-ennoy bezopasnosti Rossii /[Dynamics of value orientations of the cadets of a military Academy in the context of military security of Russia]. Moscow, 2016. (In Russ.).