Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 2 (424). Философские науки. Вып. 51. С. 62-65.
УДК 101.1:316 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10209
ББК 87.6
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ В «ЖИЗНЕННОМ МИРЕ» ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ
Ю. А. Панасенко
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, Челябинск, Россия
Приводятся три уровня социальной среды, которая включает в себя пространство «жизненного мира» воинской службы. Сформулированы основные подходы к определению культуры, которые использованы в качестве методологической основы для разработки структуры, содержания и определения предметной области инкультурации. Определены ценностные ориентации как важнейшие компоненты в структуре личности военнослужащего, которые определяют её формирование, функционирование и развитие. Ценностные ориентации распределены по группам. В работе рассмотрены противоречия, присущие процессу ценностного самоопределения личности военнослужащего, имеющие ситуативный, единичный, частный или традиционный характер.
Ключевые слова: воинская служба, инкультурация, культура воинской службы, ценностные ориентации, социальная среда, «жизненный мир».
На определённых этапах исторического развития любого государства культура воинской службы служит мощным каталитическим фактором и способствует как социальному развитию — системы безопасности, стимулирование развития науки и техники, системы образования и т. д., так и дезинтеграции — «внутренние войны», «психологические войны», захватнические войны и т. п. Воинская культура является частью общей культуры общества, при этом она может проявлять себя как в явной, так и в скрытой форме. В скрытой форме она присутствует в самых различных аспектах культуры — экономической, политической, религиозной, нравственной и др. Явно она проявляет себя как определённый социальный институт, «жизненный мир» которого пронизан специфическими «естественными установками», являющимися для неё системообразующими факторами. Мы утверждаем, что естественные установки «жизненного мира» воинской службы являются архетипами опыта индивида, способствующими восприятию объективной реальности.
Естественная установка, господствующая в современном общественном сознании, заключается в том, что армия и воинская служба являются прежде всего инструментом государства, предназначенным для реализации его политики. Лучше всего данную установку выражает фраза Аристотеля в работе «Политика. Афинская политика»: «.. .о военных упражнениях граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили тех, кто этого не заслуживает, но для того, чтобы, прежде все-
го, они сами не попали в рабство к другим.» [1].
Поэтому мы полагаем, что культуру воинской службы можно рассматривать в качестве индикатора состояния государства и определения характера его политики.
В этих условиях особое значение приобретает проблема инкультурации в контексте воинской службы как процесса получения и усвоения знаний и умений, необходимых личности для проживания в обществе. Инкультурация — это обретение базовых человеческих навыков, которые позволяют личности взаимодействовать с другими индивидами, осуществлять контроль над эмоциями и своим поведением в обществе, оценивать явления окружающего мира, взаимодействовать в социуме, приносить пользу обществу и т. д. Результат инкультурации — отличие человека от представителей других культур, но при этом эмоциональное и поведенческое сходство человека с членами данной культуры. На уровне индивида инкультурация, как процесс, выражается в каждодневной коммуникации, взаимодействии с различными представителями данной культуры, в ходе которого человек на сознательном или бессознательном уровне постигает правила поведения в различных жизненных ситуациях, даёт оценку событиям, занимается общественно-полезной деятельностью, овладевает способностью реагировать на различные вызовы общественного мнения. В результате оптимальной инкультурации человек становится способным свободно ориентироваться в социальной среде, адаптироваться к ней, совершать обмен
результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимоотношение с подобными. Для него начинает существовать такое понятие, как норма. Э. Гуссерль в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» с феноменологической позиции утверждает, что «...всякая норма представляет собой некоторый смысл "эйдос", сообразно которому человек понимает, что ему можно либо нельзя делать в окружающем его» сообществе [3].
Рассмотрим, какими путями происходят процессы социализации и инкультурации в пространстве «жизненного мира» воинской службы. Данные процессы всегда протекают в определённой социальной среде. Социальная среда, включающая в себя пространство «жизненного мира» воинской службы, не есть какая-то однородная масса. Это система, в которой можно выделить три уровня:
— мегасреда — человечество как целое, общемировая цивилизация;
— макросреда — государство, страна, в которой индивид родился, получил воспитание и образование;
— микросреда — то, что ежедневно окружает человека и составляет ближний круг общения: армейский коллектив, родственники, сослуживцы, друзья, товарищи. Например, это военное учебное заведение. Т. Парсонс, разрабатывающий системный подход в этом направлении, в работе «Понятие культуры и социальной системы» отметил, что социальные системы (системы военных учреждений) — это открытые системы, находящиеся во взаимодействии с окружающей средой. Закономерен вывод: законы поддержания устойчивости социальной системы должны формулироваться с учётом процессов, происходящих внутри системы, и тех, которые осуществляются во внешней среде и в свою очередь оказывают воздействие на характер функционирования системы. По Т. Парсонсу, для самосохранения любая система должна осуществлять четыре основные функции: адаптационную (приспосабливающуюся к внешним условиям и подстраивающую внешнюю среду к себе); целедостижения; удержания образца и интегративную [2].
Эти среды оказывают разноплановое влияние на формирование личности человека, но в итоге один из указанных факторов окажет решающее влияние. Необходимо отметить непреднамеренное воздействие социального общества. В процессе общения индивида с людьми он наблюдает и анализирует их поведение в различных ситуациях, при
этом пытается поступать аналогичным образом. В ходе процесса инкультурации увеличивается круг общения, количество друзей, сослуживцев, знакомых. Соответственно, военнослужащий, взаимодействуя с ними, приобретает служебный и жизненный опыт; осваивает порядок и правила выполнения своих функций; усваивает основные правила поведения, службы и быта, принятые в данном сообществе; учится оценивать жизненные ситуации с позиции участника коллектива.
Необходимо сказать, что инкультурация в рассматриваемом контексте, в его содержательной части, приближается по сути к процессу образования и воспитания. У военнослужащих, осваивающих процесс инкультурации, наблюдается развитие и совершенствование всех структур личности, поскольку инкультурация — это не механическое усвоение, но интериоризация основных структур «жизненного мира» воинской службы. У молодого военнослужащего формируются собственные смысловые жизненные ориентации и убеждения, ценностные предпочтения, связанные со всем богатством и многообразием «жизненного мира» воинской службы. Это является базой для профессионализации военнослужащего, основой всех необходимых профессионально-трудовых компетенций, придающих им особую значимость.
В условиях транзитивности современного общества возникает необходимость в усилении внимания к системе ценностно-ориентационных проявлений и, главное, к нравственному аспекту культуры воинской службы. Ценностные ориентации определяют функционирование и развитие личности индивида, они выступают в качестве регулятора поведения человека, отражаются в профессиональной деятельности индивида. Именно система ценностных ориентиров формирует мировоззрение, обусловливает процесс жизненного, личностного и профессионального самоопределения.
В условиях «жизненного мира» воинской службы личностные ценности человека напрямую связаны с профессиональной деятельностью и представляют собой ценностно-смысловое единство, обеспечивающее инкультурацию.
Общественные явления, которые находят своё отражение в чувствах и мыслях человека, формирующих ценностные ориентации, очень сложны, противоречивы и многообразны по своему содержанию. Мировосприятие человека избирательно, следовательно, внимание привлекают только качества и свойства, которые постоянно воспроизводятся и входят в привычку.
64
Ю. А. Панасенко
Ценностные ориентации представляют собой структурно сложное личностное образование, на которое оказывают воздействие все его компоненты. Вместе с тем каждый компонент может быть решающим при формировании ценностных ориентаций. Весь комплекс сформировавшихся духовно-ценностных ориентаций, обеспечивающих преемственную связь между поведением и деятельностью, выступает фактором, который регулирует мотивацию личности. Развитые ценностные ориентации — показатель инкультурации.
Заключительным этапом инкультурации является формирование в сознании индивида образа «обобщённого другого». В этапе «интернализации» сообщества и устанавливаемой объективной реальности одновременно осуществляется субъективное установление целостной идентичности. Сообщество, идентичность и реальность откладываются в сознании индивида в процессе интернализации. Это действие осуществляется совместно с интер-нализацией языка смыслов данного сообщества.
Процесс формирования образа «обобщённого другого» в сознании индивида наглядно доказывает, что он соотносит себя как с определёнными другими, так и с всеобщностью других. Понятие «обобщённого другого» связывает индивида через его представления о себе как социальном существе с окружающим сообществом, а также с иными социальными субъектами.
Понятие «обобщённого другого» объединяет сообщество как формы жизненного мира, как некую интерсубъективную реальность. К ним отнесём отдельных индивидов и социальные группы, каждый из которых является носителем надындивидуальных социальных качеств, посредством которых осуществляется взаимодействие с обществом. Для индивида — важнее мнение незнакомого человека, чем официальные руководства и инструкции, поскольку значимость того, что «скажут люди», имеет большое значение для человека, сознательно стремящегося к социальной идентичности.
Позиция «обобщённого другого», как фактор инкультурации, формируется благодаря духовно-ценностным ориентациям военнослужащего на коллективизм, на патриотизм, на традиционализм и на исключительность. Комплекс ценностных ориентаций определяет верность военнослужащего определённым идеалам и принципам,
что характеризует его как личность, способную к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов. Военную профессию отличает от других видов профессиональной деятельности то, что для неё очень важен аспект «обобщённого другого». Именно благодаря этому аспекту в сознании и поведении военнослужащего начинают укрепляться такие паттерны, как взаимовыручка, бескомпромиссность, мужество в неразрывной связи с профессиональной компетентностью. Офицер-руководитель во многом выступает для молодого военнослужащего воплощением этого «обобщённого другого». Это необходимое субъективное условие, задающее личности военнослужащего образцы ответственной и полезной деятельности. В образе «обобщённого другого» выступают также известные полководцы, государственные и политические деятели, закрепляющие в сознании военнослужащего образцы нравственной культуры, твёрдого отстаивания убеждений и высочайшего морального духа. «Обобщённый другой» становится частью структуры личности военнослужащего. Он рассматривается в виде общественного идеала, который является источником мотивации поведения личности, помогает регулировать взаимоотношения в коллективе, влияет на поведение каждого отдельного человека.
Транзитивное состояние современного общества, оказывающее влияние на функционирование всего социума, привело к тому, что объективные условия воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом изменились. Если не происходит движения вверх духовно-нравственного развития и совершенствования качеств личности человека, то начинается падение и деградация личности. Процесс инкультурации задаёт параметры целостности личности военнослужащего. Целостность личности — это и есть способ её существования. При этом способе осуществляется самореализация человека во всех сферах деятельности: на службе, работе, в семье и раскрываются все стороны личности путём оптимального взаимоотношения личностного и социального. Данная целостность способствует проявлению лучших свойств личности человека, благодаря ей личность не обособлена, а органически включена в «жизненный мир» сообщества.
Список литературы
1. Аристотель. Политика. Афинская политика / Аристотель ; предисл. Е. И. Темнова. — М. : Мысль, 1997. — 458 с.
2. Парсонс, Т. Понятие культуры и социальной системы / Т. Парсонс // Парсонс Т. О социальных системах. — М. : Акад. Проект, 2002. — 832 с.
3. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. — СПб., 2004. — 224 с.
Сведения об авторе
Панасенко Юрий Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника филиала по учебной и научной работе филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске. Челябинск, Россия. panasenko-ep@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 2 (424). Philosophy Sciences. Iss. 51. Pp. 62-65.
THE PROBLEM OF SOCIAL INKULTURACII IN "LIVING WORLD"
MILITARY SERVICE
Y.A. Panasenko
Military educational scientific center of the air force "Air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Chelyabinsk Branch. Chelyabinsk, Russia. panasenko-ep@mail.ru
This article describes three levels of social Wednesday, which includes space "lebenswelt" military service. The main approaches to the definition of culture, which are used as a methodological framework for the development of the structure, content and definitions subject area inkulturacii. Value orientations are defined as essential components in the structure of the individual soldier that determine its formation, functioning and development. Value orientations of grouped. In this work the contradictions inherent in the sphere of self-determination of the individual soldier with a situation, a single, private, or traditional character.
Keywords: military service, inculturation, culture, military service, value orientations, social, lifeworld "Wednesday".
Reference
1. Aristotle. Politics. Athenian politics [Politika. Afinskaya politika]. Moscow, 1997. 458 p. (In Russ.).
2. Parsons, T. Ponyatie kul'tury i sotsial'noy sistemy [Notion of culture and social system]. O sotsial'nykh sistemakh [On Social systems]. Moscow, 2002. 832 p. (In Russ.).
3. Husserl, E. Krizis evropeyskikh nauk i transtsendental'naya fenomenologiya [Crisis of European Sciences and transcendental Phenomenology]. St. Petersburg, 2004. 224 p. (In Russ.).