Научная статья на тему 'Обобщенный теоретический цикл шеститактного ДВС и его частные случаи подвода теплоты'

Обобщенный теоретический цикл шеститактного ДВС и его частные случаи подвода теплоты Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ШЕСТИТАКТНЫЙ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ПАРАМЕТРЫ / INTERNAL COMBUSTION ENGINE / THEORETICAL CYCLE / PARAMETERS / SIX-CYCLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Соболенко Анатолий Николаевич

Приведены термодинамические схемы идеального цикла шеститакного ДВС и восемь термодинамических схем его частных случаев подвода теплоты в первом и втором процессах, определяемых крайними значениями параметров ρ 1, ρ 2, λ 1 и λ 2. Это следующие циклы, когда параметры: 1) ρ 1 = ρ 2 = 1, λ1 ≠ 1, λ 2 ≠ ; 2) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠ 1, λ 1 ≠1, λ 2 = 1; 3) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠ 1, λ 1 ≠1, λ 2 = 1; 4) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠1, λ 1 ≠ 1, λ 2 =1; 5) ρ 1 ≠1, ρ 2 =1, λ 1 ≠1, λ 2 ≠ 1; 6)ρ 1 = 1, ρ 2 ≠ 1, λ 1 ≠ 1, λ 2 ≠ 1; 7) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠1, λ 1 = 1, λ 2 ≠ 1; 8) ρ 1 ≠1, ρ 2 = 1, λ 1 = 1, λ 2 ≠ 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integrated ideal six-cycle of the internal combustion engine and its particular cases of heat supply

Thermodynamic schemes of the ideal cycle of the six-cycle internal combustion engine are given. The eight thermodynamic schemes of its particular cases, determined extreme values of parameters ρ 1, ρ 2, λ 1 and λ 2. These are next cycles with parameters:1)ρ 1=ρ 2= 1, λ1 ≠ 1, λ 2 ≠ ; 2) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠ 1, λ 1 ≠1, λ 2 = 1; 3) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠ 1, λ 1 ≠1, λ 2 = 1; 4) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠1, λ 1 ≠ 1, λ 2 =1; 5) ρ 1 ≠1, ρ 2 =1, λ 1 ≠1, λ 2 ≠ 1; 6)ρ 1 = 1, ρ 2 ≠ 1, λ 1 ≠ 1, λ 2 ≠ 1; 7) ρ 1 ≠ 1, ρ 2 ≠1, λ 1 = 1, λ 2 ≠ 1; 8) ρ 1 ≠1, ρ 2 = 1, λ 1 = 1, λ 2 ≠ 1.

Текст научной работы на тему «Обобщенный теоретический цикл шеститактного ДВС и его частные случаи подвода теплоты»

Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов

УДК 621.23

А.Н. Соболенко

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б

ОБОБЩЕННЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ШЕСТИТАКТНОГО ДВС И ЕГО ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ПОДВОДА ТЕПЛОТЫ

Приведены термодинамические схемы идеального цикла шеститакного ДВС и восемь термодинамических схем его частных случаев подвода теплоты в первом и втором процессах, определяемых крайними значениями параметров ph р2, Х1 и Х2 . Это следующие циклы, когда параметры: 1) p1 = р2 =

1, hi ф 1, X2 ф ; 2) pi = 1, р2 ф 1, Хф 1, Х2 = 1; 3) pi = 1, Р2 ф 1, Хф 1, Х2 = 1; 4) pi Ф 1, р2 ф1, Xi Ф 1, Х2 =1; 5) pi Ф1, р2 =1, Х1Ф1, Х2 ф 1; 6) pi = 1, Р2 ф 1, Х1Ф1, Х2 ф 1; 7) pi ф 1, Р2 Ф1, Х1 = 1, Х2 ф 1; 8) pi Ф1, р2 = 1, Х1 = 1, Х2 ф 1.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, шеститактный, теоретический цикл, параметры.

A.N. Sobolenko

ТНЕ INTEGRATED IDEAL SIX-CYCLE OF THE INTERNAL COMBUSTION ENGINE AND ITS PARTICULAR CASES OF HEAT SUPPLY

Thermodynamic schemes of the ideal cycle of the six-cycle internal combustion engine are given. The eight thermodynamic schemes of its particular cases, determined extreme values of parameters p1, p2, Х1 and Х2. These are next cycles with parameters: 1) p1 = p2 = 1, Х1 Ф 1, Х2 Ф ; 2) p1 = 1, p2 Ф 1, Хф 1, Х2 = 1; 3) pi = 1, p2 ф 1, ХФ 1, Х2 = 1; 4) pi Ф1, p2 ф1, Х1Ф1, Х2 =1; 5) pi Ф1, p2 =1, Х1 ф 1, Х2 ф 1; 6) pi = 1, p2 ф 1, Х1Ф1, Х2 ф 1; 7) pi Ф 1, p2 Ф1, Х1 = 1, Х2 ф 1; 8) pi Ф1, p2 = 1, Х1 = 1, Х2 ф 1.

Key words: internal combustion engine, six-cycle, theoretical cycle, parameters.

В настоящее время существует ряд публикаций, посвященных шеститактным двигателям внутреннего сгорания. В основном в них освещаются практические аспекты и конструктивные решения этого типа двигателей. Теоретическим аспектом шеститакного цикла не уделяется внимания. Опубликованных работ, посвященных исследованию теоретического цикла шеститакного двигателя, практически нет. А между тем исследование теоретического цикла позволяет установить предел экономичности и эффективности цикла и определить предел использования теплоты в нем. В настоящей статье представляется попытка устранить этот пробел.

В основу исследования положена методика, разработанная В.А. Ваншейдтом [1].

При рассмотрении теоретического (идеального) цикла делаются следующие допущения:

1) предполагается, что цикл осуществляется постоянным количеством идеального газа неизменного химического состава и постоянной теплоемкости;

2) предполагается, что процессы сжатия и расширения протекают без теплообмена с окружающей средой, т.е. адиабатно;

3) сгорание топлива и удаление продуктов сгорания заменяется условными процессами подвода и отвода теплоты, протекающими при постоянном объеме и постоянном давлении. На рис. 1 в координатах давление - объем (p - V) и температура - энтропия (T - S) изображена схема обобщенного идеального шеститактного цикла поршневого двигателя.

Цикл состоит из адиабатного сжатия а1с1, смешанного подвода теплоты в первом процессе сгорания с1у111, адиабатного расширения z1b1, второго адиабатного процесса сжатия а2с2, смешанного подвода теплоты во втором процессе сгорания суг2, адиабатного расширения z2b и смешанного отвода теплоты частью по изохоре bf, частью по изобаре fQ1.

55

Научные труды Дальрыбвтуза. Том 33

ISSN 2222-4661

Рис. 1. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла Fig. 1. The scheme of the integrated ideal cycle of the six-cycle engine

Характеристиками цикла являются [1]:

Va1 V

степень сжатия s =

Vc1 Vc

a2

c2

• степень повышения давления при сгорании в первом процессе

ъ =

Р z1

Рс1

• степень повышения давления при сгорании во втором процессе Я2 =

• степень предварительного расширения первого процесса сгорания р1

Р z 2 ; Рс 2 ’

= V-L-

Vc1;

• степень предварительного расширения второго процесса сгорания р2

V.

z2

Vc

c2

• характеристика способа отвода теплоты a =-.

Р f

При постоянном общем количестве теплоты, подводимой в первом и втором процессах подвода теплоты, соотношение между количеством теплоты, подведенным при V = const и p = const, может быть различным. Крайними случаями будут такие, когда вся теплота подводится либо только по изохоре, либо только по изобаре.

Если вся теплота в первом и втором процессах подводится только по изохоре, то получаем цикл сгорания при постоянном объеме, так называемый цикл быстрого сгорания (рис. 2).

В этом случае процессы подвода теплоты при постоянном давлении отсутствуют, поэтому параметры р1 = р2 = 1, тогда как Х1 Ф 1, Х2 Ф 1.

56

Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов

Рис. 2. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла с подводом теплоты

при постоянном объеме

Fig. 2. The scheme of the integrated ideal cycle of the six-cycle engine with constant volume heat supply

Если вся теплота в первом и втором процессах подводится только по изобаре, то получаем цикл сгорания при постоянном давлении, так называемый цикл постепенного сгорания (рис. 3).

В этом случае подводы теплоты при постоянном объеме отсутствуют, поэтому параметры Х1 = Х2 = 1, тогда как р1 Ф р2 Ф 1.

Рис. 3. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла с подводом теплоты

при постоянном давлении

Fig. 3. The scheme of the integrated ideal cycle of the six-cycle engine with constant pressure heat supply

57

Научные труды Дальрыбвтуза. Том 33

ISSN 2222-4661

Если вся теплота в первом процессе подводится по изохоре, а во втором процессе подводится только по изобаре, то получаем цикл сгорания со смешанным подводом теплоты, который аналогичен циклу подвода теплоты в простом ДВС. В этом случае р1 = 1, р2 Ф 1 и h Ф 1, а Х2 = 1 (рис. 4).

Цикл со смешанным подводом теплоты в первом процессе и изобарным процессом подвода теплоты во втором процессе представлен на рис. 5.

Рис. 4. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла c первым процессом подвода теплоты при постоянном объеме и со вторым процессом теплоты при постоянном давлении Fig. 4. The scheme of the ideal cycle of the six-cycle engine with the first process of heat supply by constant volume and with the second process of heat supply by constant pressure

Рис. 5. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла с первым смешанным процессом подвода теплоты и со вторым процессом теплоты при постоянном давлении Fig. 5. The scheme of the ideal cycle of the six-cycle engine with the mixed first process of heat supply and with the second process of heat supply by constant pressure

58

Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов

В этом случаер\ Ф 1, р2 ф 1 и Х1 Ф 1, а Х2 = 1.

Цикл со смешанным подводом теплоты в первом процессе и изохорным процессом подвода теплоты во втором процессе представлен на рис. 6.

В этом случае р\ Ф 1, р2 =1 и Х\ Ф 1, а ф 1.

Цикл с изохорным процессом подвода теплоты в первом процессе и со смешанным подводом теплоты во втором процессе представлен на рис. 7.

Рис. 6. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла с первым смешанным процессом подвода теплоты и со вторым процессом теплоты при постоянном объеме Fig. 6. The scheme of the ideal cycle of the six-cycle engine with the mixed first process of heat supply and with the second process of heat supply by constant volume

Рис. 7. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла с первым процессом теплоты при постоянном объеме и со смешанным вторым процессом подвода теплоты Fig. 7. The scheme of the ideal cycle of the six-cycle engine with the first process of heat supply by constant volume and with the second process of mixed heat supply

59

Научные труды Дальрыбвтуза. Том 33

ISSN 2222-4661

В этом случаер\ = 1, р2 ф 1 и Х1 Ф 1, Х2 ф 1.

Цикл с изобарным процессом подвода теплоты в первом процессе и со смешанным подводом теплоты во втором процессе представлен на рис. 8. В этом случаер\ Ф 1, р2 Ф 1 и Х1 = 1, а Х2 ф 1.

Цикл с изобарным процессом подвода теплоты в первом процессе и с изохорным подводом теплоты во втором процессе представлен на рис. 9.

Рис. 8. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла с первым процессом теплоты при постоянном давлении и со смешанным вторым процессом подвода теплоты Fig. 8. The scheme of the ideal cycle of the six-cycle engine with the first process of heat supply by constant pressure and with the second process of mixed heat supply

Рис. 9. Схема обобщенного идеального шеститактного цикла с первым процессом теплоты при постоянном давлении и с изохорным вторым процессом подвода теплоты Fig. 9. The scheme of the ideal cycle of the six-cycle engine with the first process of heat supply by constant pressure and with the second isochoric process of heat supply

60

Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов

В этом случаер\ Ф 1, р2 = 1 и Х1 = 1, аХ2 ф 1.

В результате проведенного анализа установлено, что для обобщенного идеального цикла существует восемь частных случаев, обусловленных крайними условиями подвода теплоты в первом и втором процессах. Это определят восемь неповторяющихся сочетаний в формуле теоретического КПД таких параметров цикла, как р\, р2, Х\ и Х2. Их значения определяются количеством теплоты, подводимой в действительном процессе.

Эти все сочетания подлежат исследованию на предмет определения их значений с точки получения наивысшего КПД теоретического цикла шеститактного ДВС.

Список литературы

Ваншейдт В. А. Судовые двигатели внутреннего сгорания (теория). - Л.: Судпромгиз, 1950. - 391 с.

Сведения об авторе: Соболенко Анатолий Николаевич, доктор технических наук,

профессор, e-mail: sobolenko_a@mail.ru.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.