Научная статья на тему 'Анализ теоретических циклов поршневых двигателей'

Анализ теоретических циклов поршневых двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
470
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / INTERNAL COMBUSTION ENGINE / ИДЕАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / IDEAL CYCLE / ТЕРМИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ / THERMAL EFFICIENCY / ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / THERMAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сокол Н.А., Исаев А.Г.

В статье рассматривается анализ теоретических циклов двигателей внутреннего сгорания. Представлен цикл Отто, Дизеля и Сабатэ-Тринклера. Теоретический цикл представляет собой замкнутый цикл, происходящий в цилиндрах поршневого двигателя с присущими ему особенностями и допущениями. Каждый такой цикл характеризуется двумя основными показателями, такими как теплоиспользование и работоспособность. При этом теплоиспользование определяется термическим коэффициентом полезного действия. Приведена оценка влияния термодинамических факторов на изменение термического КПД для получения наилучшей экономичности и максимальной удельной работы циклов. Получен термический КПД смешанного цикла. Представлены выводы влияния значения степени сжатия на термический КПД. Проведено сравнение‚ различных теоретических циклов с точки зрения их экономичности и работоспособности при одинаковых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сокол Н.А., Исаев А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of theoretical cycles of piston engines

The article deals with the analysis of theoretical cycles of internal combustion engines. Presents Otto cycle, Diesel and Sabate-Trinkler. The theoretical cycle is a closed cycle occurring in the cylinders of the piston engine with its inherent features and assumptions. Each cycle is characterized by two main indicators, such as heat use and efficiency. In this case, the thermal utilization is determined by the thermal efficiency. The estimation of influence of thermodynamic factors on change of thermal efficiency for reception of the best efficiency and the maximum specific work of cycles is resulted. The thermal efficiency of the mixed cycle is obtained. The conclusions of the influence of the compression ratio on the thermal efficiency are presented. A comparison' of different theoretical cycles from the point of view of their cost-effectiveness and efficiency under the same conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ теоретических циклов поршневых двигателей»

Анализ теоретических циклов поршневых двигателей

Н.А. Сокол, А.Г. Исаев Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматривается анализ теоретических циклов двигателей внутреннего сгорания. Представлен цикл Отто, Дизеля и Сабатэ-Тринклера. Теоретический цикл представляет собой замкнутый цикл, происходящий в цилиндрах поршневого двигателя с присущими ему особенностями и допущениями. Каждый такой цикл характеризуется двумя основными показателями, такими как теплоиспользование и работоспособность. При этом теплоиспользование определяется термическим коэффициентом полезного действия. Приведена оценка влияния термодинамических факторов на изменение термического КПД для получения наилучшей экономичности и максимальной удельной работы циклов. Получен термический КПД смешанного цикла. Представлены выводы влияния значения степени сжатия на термический КПД. Проведено сравнение, различных теоретических циклов с точки зрения их экономичности и работоспособности при одинаковых условиях.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, идеальный цикл, термический коэффициент полезного действия, тепловые процессы.

Теория двигателей внутреннего сгорания основана на использования термодинамических зависимостей и приближения их к действительным условиям путем учета реальных факторов [1,3,4].

При рассмотрении идеальных циклов делаются следующие допущения:

1) В цилиндре двигателя находится постоянное, не меняющееся количество рабочего тела, совершающее замкнутый цикл;

2) Теплота подводится извне в определенный период цикла;

3) Теплоемкость находящегося в цилиндре рабочего тела постоянна;

4) Процесс сжатия и расширения протекает без теплообмена с внешней средой (адиабатный процесс);

5) Трение между поршнем и стенками цилиндра отсутствует.

Термический КПД теоретических циклов это отношение количества

теплоты, превращенной в полезную механическую работу, к общему количеству теплоты, подведенной к рабочему телу [1,2].

:

Рис. 1. - Цикл Отто

1 - 2 (а-с) - процесс сжатия (адиабатный);

2 - 3 (с - подвод тепла (изохорный процесс);

3 - 4 ^-Ь) - расширение (адиабатный процесс);

4 - 1 (Ь-а) - отвод тепла (изохорный процесс).

Рис. 2. - Цикл Дизеля (Р=сопб1 при подводе тепла, У=сопб1 при отводе

тепла)

1 - 2 (а-с) - процесс сжатия (адиабатный);

2 - 3 (с - подвод тепла (изобарный процесс);

3 - 4 ^-Ь) - расширение (адиабатный процесс);

4 - 1 (Ь-а) - отвод тепла (изохорный процесс).

:

Рис. 3. - Цикл Сабатэ-Тринклера

41 = 11 + 41

- подведенная теплота

п 41 -Ы . П =- - термический КПД

41

4 -\ч2\ - использованная теплота Определим термический КПД смешанного цикла

41 = 41'+ 41" = с (Тг,- Т) + с , (Т, - Г,.).

?

Ы = сV (Т - Та ),

(1)

Г = Г

с а

Г \к-1

' К

V V У

= Га-в

К-1

Т,= Г ^ = Г -Л = Г -£К-1 -л

, с р с а

г с

V'

Г = Г. ^=Г,.-р = Га вК 1 Лр

(2)

(3)

(4)

1

Т = Т ■

±Ь 1 2

V /

к-1

= Т

Г Л

к5;

к-1

= Т ■ек-1 ■Хр

Г л\ к-1 с N к-1

- = Т £ 3

Ар

(5)

V/ /

где е - степень сжатия, X - коэффициент остаточных газов, р -плотность воздуха.

Формулы (2) - (5) подставляем в формулу (1):

Т

п,. =1 -

А-р-\ 3 | -1

к-1

[Та ■ек -1 -А-Та ■А-ек -1 ] + К [Та ■А-р-ек-1 - Та ■А-ек-1 ]

Т

= 1 -

= 1-

А-Р-\3\ -1

= 1 —

А ■ Р ■ | 3 | -1

Та ■ ек-1 [А-1 + кА(р-1)] гк-1 [А-1 + кА(р-1)]

А ■ рк-1 -р-1

А-рк -1

= 1

8к~1[А-1 + кА(р-1)] гк-1 А-1 + кА(р-1)

П =1

к-1

цикл

Отто (р =1);

п =1 -~г-1 ■

1 рк-1

- цикл Дизеля

(А = 1)

г*"1 к ■ (р-1)

Разделим числитель и знаменатель на Су и введем обозначение К

:

п =1 -

Т - Т

1Ь а

Тг, - Тс + к(Тг - Тг.)

р=сопб1

=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У2 Т2

у=сопб1

РУ=ЯТ

Р Т 11 =

Р Т 1 2 2

Р ■ V Р ■ V 1 _ 1 2

Т Т 11 2

Выразим Т через е:

к -1

1

1

в= V Ка -V, _

в =— £ = ——- = 8-о

V V-V н

8= — = ^ V V

степень последующего расширения;

о = V, = Г в

V = V о = V ~ ~ Р = 8 ~ степень предварительного расширения;

Р, Г,

л = р - — - степень повышения давления.

с с

Выразим все Тх через Т^

Г • VK-1 = Г • VK-1

а а с с

Сравним термодинамические циклы

П=1 --[—Л— (6)

в 1+КЛ(о-1)] - цикл Сабатэ-Тринклера

п= 1 ^

" „К-1 ~ V = V ; 0 = К

в - цикл Отто( у* У,;Р 1)

П = 1 1 РК -1

' -К-1 К • (о-1)- цикл Дизеля( рс = Р ;Л =1)

Как видно из формул 6,7,8 термический КПД % идеальных циклов с подводом теплоты при у=сопб1 зависит только от е и показателя адиабаты К, а для смешанного цикла от величин е, X, р и К.

Вывод: при одном и том же значении е более высокий КПД получается при у=сопб1 (цикл Отто). С увеличением е термический КПД всех циклов возрастает. Повышение е выгодно, но невозможно е увеличивать до бесконечности, т.к появляется детонация горючей смеси. Поэтому % бензиновых двигателей практически ниже чем у дизелей.

Для смешанного цикла при е=сош1 % увеличивается с возрастанием X и уменьшением р, но при этом увеличивается Т и Р^ т.е увеличивается тепловая напряженность и нагрузка на основные детали двигателя, поэтому в современных быстроходных дизелях Х=1.4-2.

Практическая экономичность двигателя зависит от тех же основных факторов, что и теоретическая, т.е %, s, X, р.

Литература

1. Луканин В.Н., Морозов К.А., Хачиян А.С. и др. Двигатели внутреннего сгорания. 3 изд. М.: Высшая школа, 2007. 479 с.

2. Сокол Н.А., Попов С.И. Основы конструкции и расчета автомобилей / Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 303с.

3. Шатров М.Г., Морозов К.А., Алексеев И.В. и др. Автомобильные двигатели. М.: Академия, 2010. 464с.

4. Ковалевский В.И. Автомобильные двигатели. Краснодар: КубГТУ, 2003. 196с.

5. Архангельский В.М., Вихерт М.М., Воинов А.Н. и др. Автомобильные двигатели. М.: Машиностроение, 1967. 496с.

6. Артамонов М.Д., Иларионов В.А., Морин М.М. Основы теории и конструкции автомобиля. М.: Машиностроение, 1974. 288с.

7. Павленко И.А. Улучшение экологических и экономических показателей двигателей внутреннего сгорания на основе применения индивидуальных приводов клапанов газораспределительного механизма // Инженерный вестник Дона, 2009, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2009/145.

8. Морозов В.А., Морозова О.Н. Совершенствование эффективности и экологичности двигателей внутреннего сгорания // Инженерный вестник Дона, 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3503.

9. Veitz V.L., Kochura A.E. Questions on the dynamics of an internal combustion engine assembly // Mechanism and Machine Theory, 1975. № 4 (10). pp. 279-289.

10. Dovgyallo A.I., Kudinov V.A., Shestakova D.A. Working cycle analysis of the internal combustion engine with heat regeneration // 2017

International Conference on Mechanical, System and Control Engineering. 2017. pp. 36-39.

References

1. Lukanin V.N., Morozov K.A., Hachijan A.S. Dvigateli vnutrennego sgoranija [Internal combustion engine]. Vysshaja shkola, 2007. 479 p.

2. Sokol N.A., Popov S.I. Osnovy konstrukcii i rascheta avtomobilej [Basics of design and calculation of vehicles]. Feniks, 2006. 303p.

3. Shatrov M.G., Morozov K.A., Alekseev I.V. Avtomobil'nye dvigateli [Car engine] Akademija, 2010. 464p.

4. Kovalevskij V.I. Avtomobil'nye dvigateli [Car engine]. Krasnodar: KubGTU, 2003. 196p.

5. Arhangel'skij V.M., Vihert M.M., Voinov A.N. Avtomobil'nye dvigateli [Car engine]. Mashinostroenie, 1967. 496p.

6. Artamonov M.D., Ilarionov V.A., Morin M.M. Osnovy teorii i konstrukcii avtomobilja [Basic theory and design of the car] Mashinostroenie, 1974. 288p.

7. I.A. Pavlenko Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2009. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2009/145.

8. Morozov V.A., Morozova O.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3503.

9. Veitz V.L., Kochura A.E. Mechanism and Machine Theory, 1975. № 4 (10). pp. 279-289.

10. Dovgyallo A.I., Kudinov V.A., Shestakova D.A. 2017 International Conference on Mechanical, System and Control Engineering. 2017. pp. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.