Анализ теоретических циклов поршневых двигателей
Н.А. Сокол, А.Г. Исаев Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: В статье рассматривается анализ теоретических циклов двигателей внутреннего сгорания. Представлен цикл Отто, Дизеля и Сабатэ-Тринклера. Теоретический цикл представляет собой замкнутый цикл, происходящий в цилиндрах поршневого двигателя с присущими ему особенностями и допущениями. Каждый такой цикл характеризуется двумя основными показателями, такими как теплоиспользование и работоспособность. При этом теплоиспользование определяется термическим коэффициентом полезного действия. Приведена оценка влияния термодинамических факторов на изменение термического КПД для получения наилучшей экономичности и максимальной удельной работы циклов. Получен термический КПД смешанного цикла. Представлены выводы влияния значения степени сжатия на термический КПД. Проведено сравнение, различных теоретических циклов с точки зрения их экономичности и работоспособности при одинаковых условиях.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, идеальный цикл, термический коэффициент полезного действия, тепловые процессы.
Теория двигателей внутреннего сгорания основана на использования термодинамических зависимостей и приближения их к действительным условиям путем учета реальных факторов [1,3,4].
При рассмотрении идеальных циклов делаются следующие допущения:
1) В цилиндре двигателя находится постоянное, не меняющееся количество рабочего тела, совершающее замкнутый цикл;
2) Теплота подводится извне в определенный период цикла;
3) Теплоемкость находящегося в цилиндре рабочего тела постоянна;
4) Процесс сжатия и расширения протекает без теплообмена с внешней средой (адиабатный процесс);
5) Трение между поршнем и стенками цилиндра отсутствует.
Термический КПД теоретических циклов это отношение количества
теплоты, превращенной в полезную механическую работу, к общему количеству теплоты, подведенной к рабочему телу [1,2].
:
Рис. 1. - Цикл Отто
1 - 2 (а-с) - процесс сжатия (адиабатный);
2 - 3 (с - подвод тепла (изохорный процесс);
3 - 4 ^-Ь) - расширение (адиабатный процесс);
4 - 1 (Ь-а) - отвод тепла (изохорный процесс).
Рис. 2. - Цикл Дизеля (Р=сопб1 при подводе тепла, У=сопб1 при отводе
тепла)
1 - 2 (а-с) - процесс сжатия (адиабатный);
2 - 3 (с - подвод тепла (изобарный процесс);
3 - 4 ^-Ь) - расширение (адиабатный процесс);
4 - 1 (Ь-а) - отвод тепла (изохорный процесс).
:
Рис. 3. - Цикл Сабатэ-Тринклера
41 = 11 + 41
- подведенная теплота
п 41 -Ы . П =- - термический КПД
41
4 -\ч2\ - использованная теплота Определим термический КПД смешанного цикла
41 = 41'+ 41" = с (Тг,- Т) + с , (Т, - Г,.).
?
Ы = сV (Т - Та ),
(1)
Г = Г
с а
Г \к-1
' К
V V У
= Га-в
К-1
Т,= Г ^ = Г -Л = Г -£К-1 -л
, с р с а
г с
V'
Г = Г. ^=Г,.-р = Га вК 1 Лр
(2)
(3)
(4)
1
Т = Т ■
±Ь 1 2
V /
к-1
= Т
Г Л
к5;
к-1
= Т ■ек-1 ■Хр
Г л\ к-1 с N к-1
- = Т £ 3
Ар
(5)
V/ /
где е - степень сжатия, X - коэффициент остаточных газов, р -плотность воздуха.
Формулы (2) - (5) подставляем в формулу (1):
Т
п,. =1 -
А-р-\ 3 | -1
к-1
[Та ■ек -1 -А-Та ■А-ек -1 ] + К [Та ■А-р-ек-1 - Та ■А-ек-1 ]
Т
= 1 -
= 1-
А-Р-\3\ -1
= 1 —
А ■ Р ■ | 3 | -1
Та ■ ек-1 [А-1 + кА(р-1)] гк-1 [А-1 + кА(р-1)]
А ■ рк-1 -р-1
А-рк -1
= 1
8к~1[А-1 + кА(р-1)] гк-1 А-1 + кА(р-1)
П =1
к-1
цикл
Отто (р =1);
п =1 -~г-1 ■
1 рк-1
- цикл Дизеля
(А = 1)
г*"1 к ■ (р-1)
Разделим числитель и знаменатель на Су и введем обозначение К
:
п =1 -
Т - Т
1Ь а
Тг, - Тс + к(Тг - Тг.)
р=сопб1
=
У2 Т2
у=сопб1
РУ=ЯТ
Р Т 11 =
Р Т 1 2 2
Р ■ V Р ■ V 1 _ 1 2
Т Т 11 2
Выразим Т через е:
к -1
1
1
в= V Ка -V, _
в =— £ = ——- = 8-о
V V-V н
8= — = ^ V V
степень последующего расширения;
о = V, = Г в
V = V о = V ~ ~ Р = 8 ~ степень предварительного расширения;
Р, Г,
л = р - — - степень повышения давления.
с с
Выразим все Тх через Т^
Г • VK-1 = Г • VK-1
а а с с
Сравним термодинамические циклы
П=1 --[—Л— (6)
в 1+КЛ(о-1)] - цикл Сабатэ-Тринклера
п= 1 ^
" „К-1 ~ V = V ; 0 = К
в - цикл Отто( у* У,;Р 1)
П = 1 1 РК -1
' -К-1 К • (о-1)- цикл Дизеля( рс = Р ;Л =1)
Как видно из формул 6,7,8 термический КПД % идеальных циклов с подводом теплоты при у=сопб1 зависит только от е и показателя адиабаты К, а для смешанного цикла от величин е, X, р и К.
Вывод: при одном и том же значении е более высокий КПД получается при у=сопб1 (цикл Отто). С увеличением е термический КПД всех циклов возрастает. Повышение е выгодно, но невозможно е увеличивать до бесконечности, т.к появляется детонация горючей смеси. Поэтому % бензиновых двигателей практически ниже чем у дизелей.
Для смешанного цикла при е=сош1 % увеличивается с возрастанием X и уменьшением р, но при этом увеличивается Т и Р^ т.е увеличивается тепловая напряженность и нагрузка на основные детали двигателя, поэтому в современных быстроходных дизелях Х=1.4-2.
Практическая экономичность двигателя зависит от тех же основных факторов, что и теоретическая, т.е %, s, X, р.
Литература
1. Луканин В.Н., Морозов К.А., Хачиян А.С. и др. Двигатели внутреннего сгорания. 3 изд. М.: Высшая школа, 2007. 479 с.
2. Сокол Н.А., Попов С.И. Основы конструкции и расчета автомобилей / Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 303с.
3. Шатров М.Г., Морозов К.А., Алексеев И.В. и др. Автомобильные двигатели. М.: Академия, 2010. 464с.
4. Ковалевский В.И. Автомобильные двигатели. Краснодар: КубГТУ, 2003. 196с.
5. Архангельский В.М., Вихерт М.М., Воинов А.Н. и др. Автомобильные двигатели. М.: Машиностроение, 1967. 496с.
6. Артамонов М.Д., Иларионов В.А., Морин М.М. Основы теории и конструкции автомобиля. М.: Машиностроение, 1974. 288с.
7. Павленко И.А. Улучшение экологических и экономических показателей двигателей внутреннего сгорания на основе применения индивидуальных приводов клапанов газораспределительного механизма // Инженерный вестник Дона, 2009, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2009/145.
8. Морозов В.А., Морозова О.Н. Совершенствование эффективности и экологичности двигателей внутреннего сгорания // Инженерный вестник Дона, 2016, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3503.
9. Veitz V.L., Kochura A.E. Questions on the dynamics of an internal combustion engine assembly // Mechanism and Machine Theory, 1975. № 4 (10). pp. 279-289.
10. Dovgyallo A.I., Kudinov V.A., Shestakova D.A. Working cycle analysis of the internal combustion engine with heat regeneration // 2017
International Conference on Mechanical, System and Control Engineering. 2017. pp. 36-39.
References
1. Lukanin V.N., Morozov K.A., Hachijan A.S. Dvigateli vnutrennego sgoranija [Internal combustion engine]. Vysshaja shkola, 2007. 479 p.
2. Sokol N.A., Popov S.I. Osnovy konstrukcii i rascheta avtomobilej [Basics of design and calculation of vehicles]. Feniks, 2006. 303p.
3. Shatrov M.G., Morozov K.A., Alekseev I.V. Avtomobil'nye dvigateli [Car engine] Akademija, 2010. 464p.
4. Kovalevskij V.I. Avtomobil'nye dvigateli [Car engine]. Krasnodar: KubGTU, 2003. 196p.
5. Arhangel'skij V.M., Vihert M.M., Voinov A.N. Avtomobil'nye dvigateli [Car engine]. Mashinostroenie, 1967. 496p.
6. Artamonov M.D., Ilarionov V.A., Morin M.M. Osnovy teorii i konstrukcii avtomobilja [Basic theory and design of the car] Mashinostroenie, 1974. 288p.
7. I.A. Pavlenko Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2009. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2009/145.
8. Morozov V.A., Morozova O.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3503.
9. Veitz V.L., Kochura A.E. Mechanism and Machine Theory, 1975. № 4 (10). pp. 279-289.
10. Dovgyallo A.I., Kudinov V.A., Shestakova D.A. 2017 International Conference on Mechanical, System and Control Engineering. 2017. pp. 36-39.