Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ НАУЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ДФО'

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ НАУЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ДФО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / НАУЧНОЕ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ИРО) / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавенко Олег Анатольевич, Дмитроченко Татьяна Вячеславовна, Церельникова Анастасия Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению аспектов реализации национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования в Дальневосточном федеральном округе. Статья представляет собой описание результатов работы временного научно-исследовательского коллектива ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» над фундаментальным научным исследованием по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (Дополнительное соглашение Министерства Просвещения РФ и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2022-101/3 от 12 апреля 2022 г.). Описаны результаты уже имеющегося научного взаимодействия образовательных организаций-партнеров ДВФО, намечены направления и формы дальнейшего научного (научно-методического) взаимодействия в рамках апробации национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО. В статье представлены перспективы данного взаимодействия, связанные с повышением качества общего и профессионального образования в ДВФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавенко Олег Анатольевич, Дмитроченко Татьяна Вячеславовна, Церельникова Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE NATIONAL CLUSTER MODEL OF SCIENTIFIC INTERACTION BETWEEN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES AND INSTITUTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION: ON THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

The article is devoted to the consideration of aspects of the implementation of the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and institutions for the development of education in the Far Eastern Federal District. The article is a description of the results of the work of the temporary research team of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Amur Humanitarian and Pedagogical State University” on fundamental scientific research on the topic “Development of a national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and the IRO” (Additional agreement of the Ministry of Education of the Russian Federation and FGBOU VO “AmGPGU” № . 073-03-2022-101/3 dated April 12, 2022). The results of the existing scientific interaction between educational partner organizations of the Far East Federal District are described, directions and forms of further scientific (scientific and methodological) interaction are outlined as part of testing the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and the IRO. The article presents the prospects for this interaction related to improving the quality of general and vocational education in the Far Eastern Federal District.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ НАУЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ДФО»

Обобщение опыта реализации национальной кластерной модели научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования: на примере ДФО

Булавенко Олег Анатольевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» E-mail: o-bul@yandex.ru

Дмитроченко Татьяна Вячеславовна,

ассистент кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» E-mail: bossyblond7@mail.ru

Церельникова Анастасия Юрьевна,

старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» E-mail: cerelnikova@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению аспектов реализации национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования в Дальневосточном федеральном округе. Статья представляет собой описание результатов работы временного научно-исследовательского коллектива ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» над фундаментальным научным исследованием по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (Дополнительное соглашение Министерства Просвещения РФ и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2022-101/3 от 12 апреля 2022 г.). Описаны результаты уже имеющегося научного взаимодействия образовательных организаций-партнеров ДВФО, намечены направления и формы дальнейшего научного (научно-методического) взаимодействия в рамках апробации национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО. В статье представлены перспективы данного взаимодействия, связанные с повышением качества общего и профессионального образования в ДВФО.

Ключевые слова: модель, кластер, кластерная модель, национальная кластерная модель, научное (научно-методическое) взаимодействие, педагогический вуз, институт развития образования (ИРО), Дальневосточный федеральный округ.

Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение фундаментального научного исследования по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2022-101/3 от 12 апреля 2022 г.).

Одной из приоритетных задач государства в области политики в сфере образования является повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций, повышение качества общего и профессионального образования в РФ, вхождение нашего государства в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Основываясь на нормативно-правовых документах, регламентирующих образовательную деятельность в РФ (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., Национальный проект «Образование», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р и др.), можно сделать вывод, что достижение этих целей будет возможным только в случае кооперации и объединении усилий всех участников образовательного процесса.

С целью укрепления единого национального образовательного пространства, координации деятельности всех участников образовательного процесса, причастных к профессиональной подготовке будущего педагога, от квалификации которого в том числе зависит качество образования в РФ, была разработана национальная кластерная модель научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования (далее - ИРО). Данная модель явилась результатом работы временного научно-исследовательского коллектива над фундаментальным научным исследованием по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (Дополнительное соглашение Министерства Просвещения РФ и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2022-101/3 от 12 апреля 2022 г.).

Проанализировавуровнинаучно-методического взаимодействия педагогических вузов и ИРО, временный научно-исследовательский коллектив ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО «АмГПГУ») разработал следующую динамическую модель научного (научно-педагогического

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

взаимодействия) педагогических вузов и ИРО представленную на рисунке 1 [4].

о с

CJ

см

03

Рис. 1. Схема динамической модели научного (научно-педагогического взаимодействия) педагогических вузов и ИРО

Согласно представленной схеме, можно выделить следующие уровни научного (научно-педагогического взаимодействия) педагогических вузов и ИРО.

1. Ресурсный уровень. Характеризует доступность ресурсов организаций, включенных в сетевое взаимодействие, используемых с целью реализации общих целей повышения качества взаимодействия, а также качества общего и профессионального образования в регионе. К ним можно отнести, во-первых, формальную и неформальную коммуникацию между педагогическими вузами и ИРО. Формальная коммуникация регламентируется нормативно-правовыми документами, заключенными между организациями: договоры, соглашения, дополнительные соглашения и др. Неформальная коммуникация осуществляется на уровне личных контактов работников образовательных организаций (профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала и др.), предполагающих устную договоренность о научном (научно-методическом) взаимодействии. Во-вторых, важным ресурсом партнерских организаций является научный потенциал высоко квалифицированных кадров, профессорско-преподавательского состава, осуществляющих партнерское взаимодействие. В-третьих, к ресурсам образовательных организаций следует отнести также материально-техническую базу, объекты материально-технической, научно-исследовательской, информационно-коммуникативной инфраструктуры, используемые при реализации совместных проектов. В-четвертых, к ресурсам следует отнести также финансирование - процент используемых организацией собственных финансов от общих затрат на реализацию совместных научных проектов (из бюджетных средств - федерального или регионального бюджета или внебюджетных (привлеченных) средств).

2. Проектный уровень. Предполагает наличие совместных научных проектов, плановых мероприятий, проводимых в рамках краткосрочного

(от 1 года) или долгосрочного сотрудничества

(от 5 лет).

3. Программный уровень. Предполагает наличие для партнерских организаций единой комплексной программы научного (научно-методического) взаимодействия, включает в себя заключение договоров, подписание соглашений длительного взаимодействия (от 6 лет), программу сетевого взаимодействия педагогических вузов и ИРО. В рамках комплексной программы взаимодействия определяются направления совместной научной деятельности, способствующие более эффективной реализации федеральных стратегических программ. Программой определяется состав профессорско-преподавательского состава, ответственного за реализацию совместных проектов научного (научно-методического) взаимодействия; определяется объем финансирования, необходимого для реализации федеральных стратегических программ развития образования, в том числе определяются пути привлечения внешних финансовых ресурсов, а также объекты инфраструктуры, необходимые для реализации совместных проектов.

4. Стратегический уровень. Представляет собой высший уровень взаимодействия партнерских организаций. В стратегической программе взаимодействия педагогических вузов и ИРО обозначена цель взаимодействия организаций в дальнейшей перспективе (до 10 лет) с учетом интеграции компетенций и ресурсов субъектов взаимодействия. Стратегическая программа определяет ориентиры партнеров и приоритетные целевые установки научного (научно-методического) сотрудничества.

Совместная деятельность педагогических вузов и ИРО должна быть направлена на создание инновационных образовательных продуктов, способствующих развитию региональных систем образования и повышению качества образования в рассматриваемом регионе.

В Дальневосточном федеральном округе (далее - ДВФО) уровень научного (научно-методического взаимодействия) педагогических вузов и ИРО является относительно низким. По результатам опроса, большая часть респондентов отметила отсутствие такого взаимодействия, но проявила заинтересованность и обозначила необходимость реализации совместных научных проектов с целью повышения качества общего и профессионального образования в ДВФО.

ФГБОУ ВО «АмГПГУ» осуществляет научное взаимодействие со следующими образовательными организациями ДВФО в рамках уже заключенных договоров о сотрудничестве.

1. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ФГАОУ ВО «ДВФУ»), являющийся базовой площадкой Регионального научного центра Российской академии образования (ДРНЦ РАО) в Дальневосточном федеральном округе. В рамках данного взаимодействия было осуществлено научное сотрудничество в сфере

исследований в области наук об образовании, разработки образовательных программ, методических и учебных пособий. Взаимодействие было направлено на повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «АмГПГУ», в том числе в форме организации обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ДВФУ, также по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогических кадров. Были организованы научные и научно-педагогические стажировки магистрантов и аспирантов ФГБОУ ВО «АмГПГУ» на базе ДВФУ и образовательных организаций-партнеров ДВФУ. Совместно с ДВФУ были организованы и проведены научно-практические конференции. Преподаватели ДВФУ принимали участие в научной экспертизе и рецензировании учебно-методических материалов, разработанных сотрудниками ФГБОУ ВО «АмГПГУ».

2. КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Ка-лараша». В рамках взаимодействия ФГБОУ ВО «АмГПГУ» с КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» осуществлялось привлечение контингента выпускников системы СПО к обучению по программам высшего образования ФГБОУ ВО «АмГПГУ», в том числе по ускоренным профессиональным образовательным программам. Выпускники педагогического колледжа получают образование по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Начальное образование» и 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Дошкольное образование». Взаимодействие также предполагало проведение совместных научно-методических мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических работников системы высшего и среднего профессионального образования.

3. МКУ «Информационно-методический центр г. Комсомольска-на-Амуре». ФГБОУ ВО «АмГПГУ» совместно с МКУ «Информационно-методический центр г. Комсомольска-на-Амуре» осуществлялось организационно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников университета и молодых специалистов - выпускников ФГБОУ ВО «АмГП-ГУ». В рамках взаимодействия были организованы проблемные группы с целью создания оптимальных условий для «вхождения» молодого педагога в профессию, что предполагало оказание выпускникам педагогического университета методической, консультационной, психологической помощи. Данное взаимодействие предполагало проведение ведущими специалистами сферы образования г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края открытых занятий, мастер-классов, педагогических чтений, научно-методических конференций, семинаров, методических выставок и др.

4. КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования». В сфере научно-методического взаимодействия совместная деятельность ФГБОУ ВО «АмГПГУ» и КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» предполагала организацию и проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, выставок по актуальным проблемам развития педагогического образования в регионе. КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» осуществлял научно-методическое сопровождение реализации инновационных проектов и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «АмГПГУ», связанной с модернизацией содержания регионального педагогического образования. КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» оказывал методическую помощь в разработке и актуализации содержания основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, реализуемых ФГБОУ ВО «АмГПГУ», а также программ государственной итоговой аттестации выпускников вуза.

В рамках реализации государственного задания на проведение фундаментального научного исследования по теме «Разработка национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО» (Дополнительное соглашение Министерства Просвещения РФ и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2022-101/3 от 12 апреля 2022 г.) и апробации национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО планируется заключение договор со следующими образовательными организациями ДВФО о научном (научно-методическом) взаимодействии:

1. ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск).

2. ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан).

3. ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» (г. Благовещенск).

4. ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (г. Южно-Сахалинск).

5. ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга» (г. Петропавловск-Камчатский).

6. ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск).

7. ГОАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» (г. Благовещенск).

8. ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования» (г. Владивосток).

9. ГАОУ ДПО «Институт развития образования сахалинской области» (г. Южно-Сахалинск).

10. ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Еврейской автономной области» (г. Биробиджан).

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

11. КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования» (г. Петропавловск-Камчатский).

12. ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж» (г. Благовещенск).

13. ЮСПК СахГУ «Южно-Сахалинский педагогический колледж» (г. Южно-Сахалинск).

14. КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж» (г. Петропавловск-Камчатский).

В качестве приоритетных направлений и форм взаимодействия в рамках апробации национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО будут предложены следующие:

• организация и выполнение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ по заявленной научной тематике организаций ДВФО;

• организация и проведение научных исследований, касающихся основных тенденций развития в образовательной сфере ДВФО;

• организация и проведение международных и всероссийских научно-практических конференций по профильной образовательной тематике ДВФО;

• организация инфраструктуры инновационного характера на базе образовательных организаций ДВФО (технопарковые структуры, Инкубаторы, лаборатории и т.д.);

• реализация совместных инновационных образовательных проектов;

• разработка или корректировка вариативной части образовательных стандартов, основных образовательных программ профессионального образования и учебных курсов в интересах образовательных организаций-партнеров ДВ-ФО;

• разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования (программ профессиональной подготовки и переподготовки, программ повышения квалификации) с целью совершенствования квалификации педагогических кадров новой формации, владеющих знаниями и навыками работы с ИКТ и современными педагогическими технологиями. Взаимодействие между организациями-партнерами ДВФО основано на принципе территориальной локализации, поскольку предполагает взаимодействие географически близко расположенных друг к другу организаций, занимающихся образовательной, научной, научно-методической, инновационной деятельностью и получающих положительные эффекты от такого взаимодействия.

Объединение организаций-партнеров в рамках апробации национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия о педагогических вузов и ИРО основано на добро-£ вольном объединении образовательных органи-й заций региона для достижения общих целей, на-~ правленных на повышение конкурентоспособно-^ сти, как самих организаций, так и ДВФО в целом.

Данное взаимодействие предполагает консолидацию ресурсов (материально-технических и интеллектуальных) всех партнеров для развития научно-образовательной среды образовательных организаций региона, реализации исследовательской деятельности, повышения доступности и качества образовательных программ, создания единой информационной среды между партнерами для обеспечения доступа всем участникам к информации и распространения лучших практик, поиска и обмена идеями.

Таким образом, теоретическая разработка и экспериментальная апробация национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО представляет собой один из возможных вариантов разрешения проблемы научного и научно-методического взаимодействия педагогических вузов и ИРО в ДВФО. На наш взгляд, реализация представленной модели позволит повысить уровень научной (научно-методической) кооперации между образовательными организациями Дальневосточного федерального региона, повысить эффективность научного (научно-методического) сопровождения реализации приоритетных направлений развития региональной системы образования, инновационных образовательных проектов, эффективного внедрения федеральных государственных стандартов в образовательных организациях ДВФО. Достижение этой цели будет способствовать укреплению единого национального образовательного пространства, выравниванию научно-образовательных потенциалов различных регионов страны посредством снятия региональных барьеров для трансфера передового опыта, повышению качества общего и профессионального образования в РФ.

Литература

1. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations // Harvard Business Review. - 1990. -March-April. - P. 73-91. - URL: https://economie. ens.psl.eu/IMG/pdf/porter_1990_-_the_compet-itive_advantage_of_nations.pdf (дата обращения: 06.06.2022).

2. Булавенко О.А. Использование кластерного подхода в системе профессиональной подготовки будущих педагогов /Е.В. Анкудинова,

0.А. Булавенко // Современный ученый. - Белгород. - 2022. - № 1. - с.-171-176

3. Бармин, Н.Ю. Проектирование регионального сетевого института инновационного образования/ Н.Ю. Бармин, Г.А. Игнатьева // Интеграция образования. - 2011. - № 1 (62). - С. 9197. - URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/11-

1.pdf (дата обращения: 04.06.2022)

4. Готнога, А.В. Рекомендации по применению национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО / А.В. Готнога, Е.В. Анкудинова, А.В. Бакина, О.А. Булавенко,

Л.С. Голубничая, С.М. Ситяева, С.В. Яремчук // Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2022. - 38 с.

5. Дмитроченко, Т.В. Методологические основы создания регионального научно-образовательного кластера / Т.В. Дмитроченко // Амурский научный вестник - 2021. - № 3. С. 11-15. - ISSN 2658-5847 (online). - URL: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/sbor-stat/1798/78865264/?id=1 (дата обращения 13.12.2021)

6. Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). - URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1Er-cOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 06.06.2022).

7. Рябова, Н.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как необходимое условие подготовки педагогических кадров/ Н.В. Рябова // Гуманитарные науки и

8. Церельникова, А.Ю. Региональный опыт научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и ИРО (на примере Омской, Челябинской и Ярославской областей)/ А.Ю. Церельникова // Амурский научный вестник - 2021. - № 3. С. 45-49. - ISSN 2658-5847 (online). - URL: http://www.amgpgu.ru/activity/ scinsce/sborstat/1798/78865264/?id=5 (дата обращения 06.06.2022) - Текст: электронный

GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE NATIONAL CLUSTER MODEL OF SCIENTIFIC INTERACTION BETWEEN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES AND INSTITUTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION: ON THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Bulavenko O.A., Dmitrochenko T.V., Tserelnikova A. Yu.

Amur Humanitarian and Pedagogical State University

The article is devoted to the consideration of aspects of the implementation of the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and institutions for the development of education in the Far Eastern Federal District. The article is a description of the results of the work of the temporary research team of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Amur Humanitarian and Pedagogical State University" on fundamental scientific research on the topic "Development of a national cluster model of scientific (scientif-

ic and methodological) interaction between pedagogical universities and the IRO" (Additional agreement of the Ministry of Education of the Russian Federation and FGBOU VO "AmGPGU" № . 073-032022-101/3 dated April 12, 2022). The results of the existing scientific interaction between educational partner organizations of the Far East Federal District are described, directions and forms of further scientific (scientific and methodological) interaction are outlined as part of testing the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and the IRO. The article presents the prospects for this interaction related to improving the quality of general and vocational education in the Far Eastern Federal District.

Keywords: model, cluster, cluster model, national cluster model, scientific (scientific and methodological) interaction, pedagogical university, Institute for the Development of Education (IRO), Far Eastern Federal District.

References

1. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations // Harvard Business Review. - 1990. - March-April. - P. 73-91. - URL: https://economie.ens.psl.eu/IMG/pdf/porter_1990_-_the_com -petitive_advantage_of_nations.pdf (accessed 06.06.2022).

2. Bulavenko O.A. Using the cluster approach in the system of professional training of future teachers / E.V. Ankudinova, O.A. Bulavenko // Modern scientist. - Belgorod. - 2022. - No. 1. -p. 171-176

3. Barmin, N. Yu. Designing a regional network institute for innovative education / N. Yu. Barmin, G.A. Ignatieva // Education Integration. - 2011. - No. 1 (62). - S. 91-97. - URL: http://edumag. mrsu.ru/content/pdf/11-1.pdf (date of access: 06/04/2022)

4. Gotnoga, A.V. Recommendations on the application of the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and IRO / A.V. Gotnoga, E.V. Ankudinova, A.V. Bakina, O.A. Bulavenko, L.S. Gol-ubnichaya, S.M. Sityaeva, S.V. Yaremchuk // Komsomolsk-on-Amur: AmGPGU, 2022. - 38 p.

5. Dmitrochenko, T.V. Methodological foundations for creating a regional scientific and educational cluster / T.V. Dmitrochenko // Amur Scientific Bulletin - 2021. - No. 3. pp.11-15. - ISSN 2658-5847 (online). - URL: http://www.amgpgu.ru/activity/scin-sce/sborstat/1798/78865264/?id=1 (accessed 12/13/2021)

6. Passport of the national project "Education". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Minutes No. 16 dated December 24, 2018). - URL: http://static. government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPF-DkmBB.pdf (date of access: 06.06.2022).

7. Ryabova, N.V. Network interaction of educational organizations as a necessary condition for the training of teaching staff / N.V. Ryabova // Humanities and

8. Tserelnikova A. Yu. Regional experience of scientific (scientific-methodical) interaction of pedagogical universities and IRO (on the example of Omsk, Chelyabinsk and Yaroslavl regions) / A. Yu. Tserelnikova // Amur Scientific Bulletin - 2021. - No. 3. pp.45-49. - ISSN 2658-5847 (online). - URL: http://www. amgpgu.ru/activity/scinsce/sborstat/1798/78865264/?id=5 (accessed 06.06.2022) - Text: electronic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.