Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБОБЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Дмитрий Сергеевич

Формирование технологической грамотности - это сложный и многогранный процесс, актуальность которого обусловлена ключевым детерминантом - технологиями, проникающими во все сферы жизнедеятельности человека. В следствии этого, формирование способностей эффективного использования техники, технологий, теоретических знаний и умений в повседневной жизни, становится одной из ключевых задач системы общего среднего образования. Однако, сущность технологической грамотности и концепция её формирования во многих странах различна. В статье рассматривается опыт формирования технологической грамотности в учреждениях общего среднего образования США, Великобритании, Германии, Японии, Китая, Новой Зеландии, Израиля, России и Польши с точки зрения следующих аспектов: как цель изучения предмета «Технология», её формирование в интеграции с проектной деятельностью, профессиональным компонентом общего среднего образования. Определено, что формированию технологической грамотности уделяется значительное внимание: в США, Израиле и Новой Зеландии, где концепцию формирования технологической грамотности регламентируют национальные стандарты; в Германии и Польше, в следствии наличия дуальной системы обучения. Отмечается, что одним из наиболее эффективных средств формирования технологической грамотности в рассматриваемых странах является проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE FORMATION OF TECHNOLOGICAL LITERACY OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

The formation of technological literacy is a complex and multifaceted process, the relevance of which is due to the key determinant - technologies that penetrate into all spheres of human life. As a result, the formation of the ability to effectively use technology, technology, theoretical knowledge and skills in everyday life becomes one of the key tasks of the general secondary education system. However, the essence of technological literacy and the concept of its formation in many countries is different. The article discusses the experience of developing technological literacy in institutions of general secondary education in the USA, Great Britain, Germany, Japan, China, New Zealand, Israel, Russia and Poland from the point of view of the following aspects: as the goal of studying the subject “Technology”, its formation in integration with the project activity, a professional component of general secondary education. It is determined that considerable attention is paid to the formation of technological literacy: in the USA, Israel and New Zealand, where the concept of the formation of technological literacy is regulated by national standards; in Germany and Poland, due to the presence of a dual education system. It is noted that one of the most effective means of developing technological literacy in the countries under consideration is project activity.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Обобщение международного опыта формирования технологической грамотности учащихся учреждений общего среднего образования

Богданов Дмитрий Сергеевич,

преподаватель кафедры технологии и методики преподавания Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой

E-mail: d.bogdanov@psu.by

Формирование технологической грамотности - это сложный и многогранный процесс, актуальность которого обусловлена ключевым детерминантом - технологиями, проникающими во все сферы жизнедеятельности человека. В следствии этого, формирование способностей эффективного использования техники, технологий, теоретических знаний и умений в повседневной жизни, становится одной из ключевых задач системы общего среднего образования. Однако, сущность технологической грамотности и концепция её формирования во многих странах различна. В статье рассматривается опыт формирования технологической грамотности в учреждениях общего среднего образования США, Великобритании, Германии, Японии, Китая, Новой Зеландии, Израиля, России и Польши с точки зрения следующих аспектов: как цель изучения предмета «Технология», её формирование в интеграции с проектной деятельностью, профессиональным компонентом общего среднего образования. Определено, что формированию технологической грамотности уделяется значительное внимание: в США, Израиле и Новой Зеландии, где концепцию формирования технологической грамотности регламентируют национальные стандарты; в Германии и Польше, в следствии наличия дуальной системы обучения. Отмечается, что одним из наиболее эффективных средств формирования технологической грамотности в рассматриваемых странах является проектная деятельность.

Ключевые слова: технологическая грамотность, технология, проектная деятельность, творческий проект.

Согласно «Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года» целью современного общего среднего образования является формирование образованной, нравственной, предприимчивой и компетентной личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия и умеющие выбирать способы сотрудничества. Наряду с этим, результаты учебной деятельности концентрируются не только на знаниях и умениях, но и на самой личности учащегося, способного в последующем формировать новую реальность на стыке разных сфер деятельности и областей знания. Процесс преобразования окружающей действительности (энергии, материи, информации) приобретает технологичный характер, где технология является широким и разветвлённым знанием, распространяющимся на все сферы жизнедеятельности человека. В следствии этого актуализируется важность формирования технологически грамотной личности, способной комфортно себя чувствовать и гибко приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям цифрового общества, успешно использовать полученные знания при решении задач в повседневной жизни. Проблема формирования технологической грамотности изучается во многих странах (Великобритания, США, Китай, и др.), в том числе и в Республике Беларусь, где формирование технологической грамотности является одной из целей изучения предмета «Трудовое обучение. Технический труд» на ступенях начального (1-4 классы) и базового образования (5-9 классы). В целях модернизации его содержания полезно рассмотреть и проанализировать опыт, накопленный в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Анализируя зарубежный опыт формирования технологической грамотности мы учитываем определение, выделенное С.Г. Горинским: «технологическая грамотность - это способность использовать технологию, понимать её и управлять ею» [5]. Наряду с этим, технологическая грамотность на основании исследований А.Ж. Насипова [6], О.А. Ивановой [7] и др., нами рассматривается как начальный этап становления технологической культуры личности.

Концепция формирования технологической грамотности учащихся в США представлена в документе под названием «National Educational Technology Standards» (NETS)», включающий информацию о значимости технологической культуры в современном обществе, связь технологии с раз-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

личными сферами жизнедеятельности человека [3]. Одновременно с этим, ключевая цель технологического образования учащихся - обеспечение условий для формирования технологической грамотности каждого гражданина, что можно идентифицировать как умение использовать технологию, управлять ею и понимать её. Основополагающим звеном технологического образования в учреждениях общего среднего образования США является учебный предмет «Технология». В соответствии с учебной программой учащиеся должны владеть грамотностью в области промышленности и производства, технико-конструктивной деятельности, технологий будущего и базовых инноваций в процессе освоения следующих разделов: природа и технологии, технология и общество, дизайн (конструирование), способности для технологического мира. Важное место в формировании технологической грамотности учащихся отводится проектной деятельности, которая реализуется в настоящее время через разнообразные направления, основными среди которых являются: STEM-обучение (научно-техническое, инженерное и математическое обучение на основе проектов), имеющее междисциплинарных характер, формирующее способности к поиску и анализу проблемы, которая будет исследована в рамках проекта; сервисное обучение (service learning), под сущностью которого понимается оказание реально востребованной помощи и реализацию социально-значимых проектов. Кроме этого, проектная деятельность широко развита в специализированных классах, которые предоставляют возможности для углубленного изучения предметов и областей знаний.

В Великобритании технологическая грамотность учащихся формируется в процессе изучения предмета «Дизайн и технология», ориентированного на инновационную технико-конструктивную и проектную деятельность. Основная цель обучения технологии и дизайну - подготовка учащихся к использованию быстро изменяющихся технологий будущего, формирование аналитического и креативного мышления, способствующего улучшению качества жизни. Для достижения поставленных целей в Великобритании активно используется проектное обучение, ориентированное на 60% от общего времени обучения. В связи с этим, была разработана концепция более современного аналога «Технологии и дизайна» - «Проектная деятельность и технология». Формирование структурных компонентов технологической грамотности происходит в процессе «изготовления качественных изделий нужных людям», которые в рамках выполнения проектов Дж. Питтом представлены как следующая структура деятельности: исследование (социальный заказ, аналоги, методы, материалы), потребности в виде краткой 5 постановки задачи, дизайн-критерии, планирова-§ ние и изготовление, оценка продукта по отноше-Я нию к потребности, определённой в начале проек-° та, оценка идеи, проработка лучшей идеи, испыта-5в ние продукта в реальной ситуации [8]. Представ-

ленная концепция проектной деятельности позволяет формировать у учащихся технологическую грамотность и оценивается многими работодателями как хорошая подготовка к любой профессиональной деятельности.

Анализируя опыт Германии, технологическая грамотность учащихся формируется посредством изучения предмета «Труд (das Werken)». Структура и содержание предмета выстроено в соответствии с особенностями экономики и региональной ориентации на отрасли промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Формированию технологической грамотности учащихся способствует акцент обучения на проектную деятельность, включающий три направления: техника, экономика, социальная работа. Стоит отметить, что проектная деятельность в учреждениях общего среднего образования Германии является обязательной для всех учащихся начальной (1-4 класс) и средней школы (5-10 класс). Одним из способов организации проектной деятельности является проектная неделя, где в процессе выполнения творческих проектов учащиеся активно задействуют ИКТ, осуществляют межличностную коммуникацию. Одним из важных аспектов в формировании технологической грамотности учащихся является наличие совмещённой (дуальной) системы обучения. Она представляет собой синтез производственной деятельности и формирование теоретических основ будущей профессии, позволяющая создавать условия для высокой степени обученности и социальной адаптации учащихся. Эффективность дуальной системы во многом обусловлена трёхсторонним социальным партнёрством: государство, работодатель, общественные организации.

В школах Японии уроки «Технологии» включают изучение основ механики, электроники, программирования и других технологий. Структурные компоненты технологической грамотности формируются посредством работы с различными инструментами, в процессе конструирования простых устройств, механизмов и роботов, где обучение происходит с постепенной дифференциацией заданий по мере их усложнения и применением проектной деятельности. В средней школе «Технология» приобретает профессиональную направленность с существенно возрастающей сложностью выполняемой деятельности. Изучаются процессы программирования, работы с электроникой, анализируются технические иллюстрации. Формированию технологической грамотности способствует наличие специализированных классов и лабораторий, где учащиеся могут практиковаться в работе с современными технологическими приборами, инструментами и устройствами (3D-принтеры, лазерные резаки, компьютеризированные станки с ЧПУ, и т.д.). Значительное внимание в формировании технологической грамотности отводится и проектной деятельности, которая направлена на развитие критического и креативного мышления. Выполнение творческих проектов на уроках

«Технологии» позволяет учащимся не только разрабатывать и реализовывать собственные идеи, но и осуществлять коммуникацию, развивать способности работы в команде.

В Китае одной из целей основной школы (1-9 класс) является формирование технологической грамотности, а на этапе старшей школы происходит её углубление и формирование элементов технологической культуры. Так, на начальном этапе школы (1-3 класс) изучается предмет «Труд и технологии», связанный с практической деятельностью в повседневной жизни, а в 7-9 классах его внимание акцентируется на комплексную проектную деятельность. В старшей школе (10-12 классы) существуют инвариантные курсы («Технология и дизайн», «Информационные технологии») и факультативные занятия («Строительство и дизайн», «Разработки простых роботов», и др.). Проектная деятельность является одним из ключевых методов обучения и формирования структурных компонентов технологической грамотности в процессе изучения «Технологии» и её вариаций, которая позволяет учащимся развивать свои умения и навыки практического применения знаний. В рамках проектной деятельности учащиеся работают над конкретными проектами, которые могут быть связаны с различными областями знаний, такими как наука, технологии, искусство и т.д. Одной из особенностей формирования технологической грамотности в Китае является система профессиональной подготовки, которая начинается уже в учреждениях дошкольного образования. На этапе начальной школы учащиеся проходят производственную практику на фабриках и фермах в течении шести лет. Завершающим этапом профессиональной подготовки является старшая школа, где она происходит на платной основе для тех, кто хочет продолжить обучение в учреждениях высшего образования. Во многом, система профориентации и профессиональной подготовки нацелена на ориентацию учащихся на получение образования за границей.

Определённый интерес представляет концепция формирования технологической грамотности учащихся в Новой Зеландии. В соответствии с национальной программой («Technology in the New Zealand Curriculum»), цель технологического образования - развитие технологической грамотности, навыков технического проектирования, конструирования, ремонта и креативности [4]. Основным способом достижения поставленных целей является учебный предмет «Технологии (Technology)», включающий области металлообработки, деревообработки, дизайна и технологии, безопасности и охраны труда, электронику и программирование, графику и мультимедиа, швейное дело. Учащиеся имеют возможность выбора углубленного изучения предметов, связанных с будущей профессией. Формированию структурных компонентов технологической грамотности на уроках «Технологии» способствует проектная деятельность, являющая неотъемлемой частью образователь-

ного процесса. Выполнение творческого проекта включает разработку темы и концепции, плана действий и используемых ресурсов, исследование и анализ полученных данных, испытание эффективности изготовленных объектов труда в реальных условиях. Среди условий, созданных системой общего среднего образования Новой Зеландии для формирования технологической грамотности и осознанного выбора будущей профессии является наличие системы специализированных классов, связанных, в том числе, и с производством. Так, в учреждениях общего среднего образования учащимися изучаются технологии производства, инженерия, информационные технологии с возможность получения практического опыта в различных производственных компаниях. Эта система имеет непосредственную связь с бизнес-обществом, что позволяет учащимся получать актуальные знания и навыки, которые имеют реальную ценность на рынке труда.

В учреждениях общего среднего образования Израиля существует концепция формирования технологической грамотности («Keys to the Future - A Plan for Technological Education»), которая является одним из ключевых элементов образовательной системы страны [2]. Она включает в себя не только обучение использованию различных технологий, но и развитие критического мышления, способностей к самостоятельному решению поставленных задач. Одним из основных элементов концепции является обучение программированию в её связи с проектной деятельностью. Формирование технологической грамотности учащихся непосредственно связано с выполнением проектов по программированию, робототехнике, веб-разработке, где выполняемые задания и изучаемые языки программирования (Scratch, Python) постепенно усложняются. Отличительной особенностью выполняемых проектов учащихся в Израиле является создание объектов труда не в рамках одного или нескольких занятий, а на протяжении всего учебного года. Кроме этого, они могут быть связаны с производственной деятельностью (проекты по созданию мебели, изготовлению игрушек или разработки дизайна какого-либо упаковочного материала). Определённая значимость в формировании технологической грамотности учащихся отводится специализированным классам, которая представляет собой систему профессионального образования учащихся, где они могут получить квалификацию в определённой области ещё до окончания школы. Подобная концепция способствует не только формированию технологической грамотности учащихся, но и подготавливает их к работе в различных отраслях экономики.

Рассматривая опыт России, стоит выделить образовательную область «Технология», основной целью которой является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и культуры. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту,

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

практико-ориентированный характер обучения «технологии» предполагает выполнение не менее 75% работ, посвящённых практическим и проектным работам [9]. Учебная программа имеет модульную структуру, включающую: технологию обработки материалов и пищевых продуктов, компьютерную графику и черчение, робототехнику, 3-Д моделирование, прототипирование и макетирование, где каждый из модулей позволяет формировать структурные компоненты технологической грамотности. Так, модуль «технология обработки материалов и пищевых продуктов» направлен на формирование проектно-исполнительской компетенции, модуль «компьютерная графика и черчение» - на проектно-конструкторскую, и т.д. Важным аспектом формирования технологической грамотности учащихся на уроках «Технологии» является проектная деятельность, реализуемая в следующих направлениях: учебные проекты, исследовательские проекты, социально-значимые проекты, экологические проекты. Стоит отметить и возможность взаимосвязи творческих проектов с предприятиями, которые могут выступать в качестве заказчика, предоставляя материалы и необходимое оборудование для работы. В этом случае, творческие проекты имеют не только образовательную функцию, выраженную в формировании технологической грамотности, но и профориента-ционную. Однако, в связи с ликвидацией учебно-производственных комбинатов (УПК) в большинстве регионов профориентационная функция «Технологии» имеет обобщённый характер, состоящий в поверхностном ознакомлении с миром профессий, создании пространства для самоопределения личности учащегося в условиях современного рынка труда.

В Польше технологическая грамотность учащихся формируется в процессе изучения предмета «Техника», которая включает технологию обработки древесных, металлических и текстильных материалов. Основная цель изучения «Техники» - формирование профессиональных умений и навыков учащихся, где важным элементов является проектная деятельность, являющаяся обязательной составляющей обучения. Виды выполняемых проектов дифференцированы на три направления: прикладные, творческие и научно-исследовательские. Выполняемые проекты направлены на развитие структурных компонентов технологической грамотности (проектно-конструкторской, проектно-технологической, исполнительской, и др.) и в соответствии с этим содержит разработку идеи изделия, его дизайна и технологического процесса изготовления с применением основ компьютерного дизайна и 3D-моделирования. Кроме этого, в Польше распространены программы и инициативы, направленные на формирование техноло-5 гической грамотности учащихся. Среди них, на-§ пример, национальная программа «Цифровая Я школа», предусматривающая обучение учащихся ° использованию цифровых технологий в учебном ав процессе. Примечательным является наличие ду-

альной системы обучения, позволяющей учащимся старших классов наряду с обучением работать на предприятии, где специфика выполняемых заданий напрямую связана со сферами профессиональной деятельности (сельское хозяйство, инженерия, механика, и др.). В рамках этой системы первая половина учебного дня соответствует традиционной системе образования, а во второй половине дня происходит работа на предприятии, где полученные теоретические знания находят своё практическое применение. В следствии этого, условия, созданные системой общего среднего образования в Польше, способствуют формированию технологической грамотности учащихся на довольно высоком уровне, что подтверждено исследованием European Schoolnet, проведённым в 2019 году [1].

Таким образом, проведённый анализ показывает, что формирование технологической грамотности учащихся является одной из наиболее актуальных и значимых проблем в образовании. В США, Израиле, Новой Зеландии существуют национальные стандарты, определяющие необходимость и основные концептуальные положения формирования технологической грамотности, компетентности и культуры учащихся в учреждениях общего среднего образования. В значительной мере формированию технологической грамотности способствует проектная деятельность, включающая процесс формирования её структурных компонентов, понимания роли науки и технологии в обществе, развитию умений, таких как планирование, изготовление, оценка, социальное (моральное), этическое мышление, творчество, сознательность, гибкость и предприимчивость. Стоит отметить, что на современном этапе развития образования проектная деятельность является одни из наиболее эффективных методов обучения, о чём свидетельствует опыт рассматриваемых стран. В частности, проектная деятельность является обязательным компонентов в учреждениях общего среднего образования Великобритании, Германии, Новой Зеландии и США.

Кроме этого, одними из важнейших аспектов формирования технологической грамотности можно отметить наличие системы специализированных классов (США, Израиль, Новая Зеландия), дуальной системы обучения (Германия, Польша) позволяющих осуществлять профессиональную подготовку, профориентацию учащихся, связывать проектную деятельность со сферами производства и бизнеса. Это позволяет удовлетворять профессиональные интересы учащихся, создавать условия для их высокой степени обученности и успешной социальной адаптации в современном цифровом обществе.

Опыт формирования технологической грамотности учащихся в США, Великобритании, Германии, Японии, Китае, Новой Зеландии, Израиле, России и Польше необходимо учитывать для совершенствования технологического образования, в частности, и методики преподавания предмета

«Трудовое обучение. Технический труд» в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

European Schoolnet. Annual report of 2019. URL: http://www.eun.org/documents/411753/18663 95/European_Schoolnet_annual_re-port-2019_reduced.pdf/6273f0f6-6566-4fde-aef6-b4bec468356e. (дата обращения: 15.06.2023).

Keys to the Future - A Plan for Technological Education. URL: https://edu.gov.il/. (дата обращения: 13.06.2023).

National Educational Technology Standards" (NETS). URL: [https://iste.org/. (дата обращения: 15.06.2023).

Technology in the New Zealand Curriculum. URL: https://nzcurriculum.tki.org.nz/The-New-Zealand-Curriculum/Technology. (дата обращения: 14.06.2023).

Горинский, С.Г. Концепция и модель технологического образования всемирного союза ОРТ // Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе (Т-2000): материалы VI Междунар. Конф. - Самара: АНО «ОрТ», 2000. - С. 13-27.

Насипов, А.Ж. Этапы становления технологической культуры личности. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-tehnologicheskoy-kultury-lichnosti-gramotnost-kompetentnost-kultura/viewer. (дата обращения: 20.06.2023).

Иванова О.А., Зайцева Е.Ю. Формирование технологической грамотности у обучающихся средствами 3D-моделирования URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/formirovanie-tehnologicheskoy-gramotnosti-u-obuchayuschihsya-sredstvami-3d-modelirovaniya/viewer. (дата обращения: 22.06.2023)

Питт, Дж. Изучение метода проектов образовательной области «Технология».URL: https:// studfile.net/preview/9297507/page:12/. (дата обращения: 17.06.2023)

Примерная рабочая программа основного общего образования по технологии (для 5-9 классов образовательных организаций). URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/4b916dc-7c6a451ab3d3e4cb011d2d87e.pdf. (дата обращения - 15.06.2023).

GENERALIZATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE FORMATION OF TECHNOLOGICAL LITERACY OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

Bogdanov D.S.

Polotsk State University named after Euphrosyne of Polotsk

The formation of technological literacy is a complex and multifacet-ed process, the relevance of which is due to the key determinant -technologies that penetrate into all spheres of human life. As a result, the formation of the ability to effectively use technology, technology, theoretical knowledge and skills in everyday life becomes one of the key tasks of the general secondary education system. However, the essence of technological literacy and the concept of its formation in many countries is different. The article discusses the experience of developing technological literacy in institutions of general secondary education in the USA, Great Britain, Germany, Japan, China, New Zealand, Israel, Russia and Poland from the point of view of the following aspects: as the goal of studying the subject "Technology", its formation in integration with the project activity, a professional component of general secondary education. It is determined that considerable attention is paid to the formation of technological literacy: in the USA, Israel and New Zealand, where the concept of the formation of technological literacy is regulated by national standards; in Germany and Poland, due to the presence of a dual education system. It is noted that one of the most effective means of developing technological literacy in the countries under consideration is project activity.

Keywords: technological literacy, technology, project activity, creative project.

References

1. European Schoolnet. Annual report of 2019. URL: http://www. eun.org/documents/41 1753/1866395/European_School-net_annual_report-2019_reduced.pdf/6273f0f6-6566-4fde-aef6-b4bec468356e. (date of access: 06/15/2023).

2. Keys to the Future - A Plan for Technological Education. URL: https://edu.gov.il/. (date of access: 06/13/2023).

3. National Educational Technology Standards" (NETS). URL: [https://iste.org/. (Date of access: 06/15/2023).

4. Technology in the New Zealand Curriculum. URL: https://nzcur-riculum.tki.org.nz/The-New-Zealand-Curriculum/Technology. (date of access: 06/14/2023).

5. Gorinsky, S.G. The concept and model of technological education of the world ORT union // Technology 2000: Theory and practice of teaching technology at school (T-2000): materials of the VI Intern. Conf. - Samara: ANO "ORT", 2000. - S. 13-27.

6. Nasipov, A. Zh. Stages of formation of the technological culture of personality. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-tehnologicheskoy-kultury-lichnosti-gramotnost-kompetentnost-kultura/viewer. (date of access: 06/20/2023).

7. Ivanova O.A., Zaitsev E. Yu. Formation of technological literacy among students by means of 3D modeling (date of access: 06/22/2023)

8. Pitt, J. Study of the project method of the educational field "Technology". URL: https://studfile.net/preview/9297507/page:12/. (date of access: 06/17/2023)

9. An exemplary work program for basic general education in technology (for grades 5-9 of educational organizations). URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/4b916dc7c6a451ab3d3e4cb-011d2d87e.pdf. (date of treatment - 06/15/2023).

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.