Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩИХ ШКОЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ОСВОЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩИХ ШКОЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Оксана Николаевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются вопросы реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» посредством конструирования дополнительных профессиональных программ в системе повышения квалификации с целью освоения педагогами межпредметных технологий, направленных на обновление результатов проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уровнях начального и основного общего образования. Для решения ключевых задач в обучении школьников технологической грамотности предлагается профессиональный инструментарий освоения педагогами межпредметных технологий . Цель исследования - выявление и устранение дефицитов педагогов, связанных с организацией проектно-исследовательской деятельности школьников как механизма формирования их метапредметных образовательных результатов; поиск путей накопления практических умений у педагогов в применении межпредметных технологий, необходимых для обновления содержания и методов обучения предметной области «Технология». Методологию (материалы и методы) исследования составляем идеи межпредметности в образовании, также используются методы анализа и обобщения; научно-исследовательские работы отечественных ученых. Результаты . Разработанные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников рассматриваются как условие достижения нового качества обучения в системе дополнительного профессионального образования; актуализируется современная проблематика необходимости разработки и реализации в процессе повышения квалификации метапредметного содержания и освоения педагогами межпредметных технологий обучения школьников, способствующих преобразованию школьного технологического образования. Заключение . В процессе повышения квалификации, у педагогов будут сформированы представления об организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности школьников как особой целостной педагогической технологии, позволяющей, при определенном порядке использования, результативно решать задачи формирования и развития у них метапредметных компетентностей в плоскости технологической грамотности - «от идеи до результата».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS' MASTERY OF INTER-SUBJECT TECHNOLOGIES THAT TRANSFORM SCHOOL TECHNOLOGY EDUCATION

The research problem and the rationale for its relevance. The article discusses the implementation of the Concept of teaching the subject area “Technology” through the construction of additional professional programs in the advanced training system for the purpose of mastering interdisciplinary technologies by teachers aimed at updating the results of design and research activities of schoolchildren at the levels of primary and basic general education. To solve key problems in teaching technological literacy to schoolchildren, a professional toolkit for the development of interdisciplinary technologies by teachers is proposed. The goal of research is to identify and eliminate the deficiencies of teachers associated with the organization of design and research activities of schoolchildren as a mechanism for the formation of their metasubject educational results; search for ways of accumulating practical skills among teachers in the use of interdisciplinary technologies necessary to update the content and teaching methods of the subject area “Technology”. The research methodology consists of regulatory documents in the Russian education system, their analysis and generalization; scientific research work of domestic scientists; experience in the development and implementation of advanced training programs for training teachers in the system of additional professional education. Results. The developed additional professional training programs for teachers are considered as a condition for achieving a new quality of education in the system of additional professional education; the modern problematics of the need to develop and implement in the process of advanced training of metasubject content and the development by teachers of interdisciplinary technologies for teaching schoolchildren, contributing to the transformation of school technological education, is actualized. Conclusion. In the process of advanced training, teachers will have ideas about the organization of independent design and research activities of schoolchildren as a special holistic pedagogical technology that allows, with a certain order of use, to effectively solve the problems of forming and developing their metasubject competencies in the plane of technological literacy - “from idea to result”.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩИХ ШКОЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 378.091.398+372.8

Освоение педагогами межпредметных технологий, преобразующих школьное технологическое образование

О. Н. Богданова

https://orcid.org/ 0000-0002-5540-4008 [email protected]

Teachers' mastery of inter-subject technologies that transform school technology education

O. N. Bogdanova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются вопросы реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» посредством конструирования дополнительных профессиональных программ в системе повышения квалификации с целью освоения педагогами межпредметных технологий, направленных на обновление результатов проектно-исследователь-ской деятельности обучающихся на уровнях начального и основного общего образования. Для решения ключевых задач в обучении школьников технологической грамотности предлагается профессиональный инструментарий освоения педагогами межпредметных технологий. Цель исследования - выявление и устранение дефицитов педагогов, связанных с организацией проектно-исследовательской деятельности школьников как механизма формирования их метапредметных образовательных результатов; поиск путей накопления практических умений у педагогов в применении межпредметных технологий, необходимых для обновления содержания и методов обучения предметной области «Технология». Методологию (материалы и методы) исследования составляем идеи межпредметности в образовании, также используются методы анализа и обобщения; научно-исследовательские работы отечественных ученых. Результаты. Разработанные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников рассматриваются как условие достижения нового качества обучения

в системе дополнительного профессионального образования; актуализируется современная проблематика необходимости разработки и реализации в процессе повышения квалификации метапредметного содержания и освоения педагогами межпредметных технологий обучения школьников, способствующих преобразованию школьного технологического образования. Заключение. В процессе повышения квалификации, у педагогов будут сформированы представления об организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности школьников как особой целостной педагогической технологии, позволяющей, при определенном порядке использования, результативно решать задачи формирования и развития у них метапредметных компетентностей в плоскости технологической грамотности - «от идеи до результата».

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article discusses the implementation of the Concept of teaching the subject area "Technology" through the construction of additional professional programs in the advanced training system for the purpose of mastering interdisciplinary technologies by teachers aimed at updating the results of design and research activities of schoolchildren at the levels of primary and basic general education. To solve key problems in teaching technological literacy to schoolchildren, a professional toolkit for the development of interdisciplinary technologies by teachers is proposed. The goal of research is to identify and eliminate the deficiencies of teachers associated with the

organization of design and research activities of schoolchildren as a mechanism for the formation of their metasubject educational results; search for ways of accumulating practical skills among teachers in the use of interdisciplinary technologies necessary to update the content and teaching methods of the subject area "Technology". The research methodology consists of regulatory documents in the Russian education system, their analysis and generalization; scientific research work of domestic scientists; experience in the development and implementation of advanced training programs for training teachers in the system of additional professional education. Results. The developed additional professional training programs for teachers are considered as a condition for achieving a new quality of education in the system of additional professional education; the modern problematics of the need to develop and implement in the process of advanced training of metasubject content and the development by teachers of interdisciplinary technologies for teaching schoolchildren, contributing to the transformation of school technological education, is actualized. Conclusion. In the process of advanced training, teachers will have ideas about the organization of independent design and research activities of schoolchildren as a special holistic pedagogical technology that allows, with a certain order of use, to effectively solve the problems of forming and developing their metasubject competencies in the plane of technological literacy - "from idea to result".

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, технологическая грамотность, межпредметные технологии, проектно-исследовательская деятельность.

Keywords: system of additional professional education, technological literacy, interdepartmental technologies, design and research activities.

Введение. В Концепции преподавания предметной области «Технология» (далее -Концепция) в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, предъявляемые требования к образовательным результатам обучения школьников обусловлены развитием технологий в различных отраслях

экономики, востребованностью межпредметных знаний, необходимостью овладения школьниками новыми компетенциями, в том числе метапредметными, а также навыками XXI века1.

Концепция разработана с учетом Стратегии научно-технологического развития страны, Национальной технологической инициативы и программы «Цифровая экономика Российской Федерации», приоритетами которых является высокий уровень исследований и разработок, способствующих практическому использованию новых знаний для создания инновационной продукции, определяющей конкурентоспособность национальной экономики и эффективность национальной стратегии безопасности.

Технологическое образование в современной школе является необходимым компонентом общего образования, в рамках обучения которому для школьников должна быть организована возможность освоения новых технологий с использованием новейшего оборудования, создания новых продуктов и услуг, а также осуществления профессиональных проб на территории инновационных предприятий.

Важно, что уровень технологической культуры населения в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий определяет кадровый потенциал экономики и производства страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, интеллектуализацию человеческого капитала и наукоемких сфер деятельности, обеспечивает безопасность и культуру организации производственных и иных технологических процессов [1].

Предметная область «Технология» при этом выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать

1 Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 24.12.2018 // Концепция преподавания предметной области «Технология». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7 feb359d9563f114aea8106c9a2aa/ (дата обращения 25.08.2020).

естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека, и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования.

Необходимо отметить, что технологическое образование в современной школе позиционируется именно в рамках освоения школьниками предметной области «Технология», которая наполнена различными образовательными модулями, определяющими освоение школьниками технологий на различных уровнях - ознакомительный, базовый, проектный.

Освоение школьниками спектра технологий на проектном уровне (управленческие, медицинские, информационные, технологии производства и обработки материалов, технологии машиностроения и биотехнологии, нанотехно-логии, технологии производства продуктов питания и сервиса, транспортные, технологии строительства, технологии в области энергетики, технологии в области электроники, социальные, технологии работы с общественным мнением, социальные сети как технологии, технологии в сфере быта, технологии сельского хозяйства, производственные технологии, промышленные технологии с электроникой (фотоникой) и квантовыми компьютерами, аддитивные технологии, технологии цифрового производства в области обработки материалов, технологии умного дома и интернета вещей) определяется социально-экономическим развитием региона, материально-технической базой школы и муниципалитета, профессиональной подготовкой учителя и в меньшей степени - образовательным запросом обучающихся, статистикой выбора выпускниками направлений обучения в системе высшего образования и в учреждениях среднего профессионального образования.

При этом необходимо отметить, что администрация школ, в большинстве случаев, не учитывает вектор изменений содержания обучения в технологических вузах, которое напрямую опирается на теоретические знания и практические умения интегрированного межпредметного характера, например в естественно-математическом направлении: выпускники школ, поступая, на направление

«Биотехнические системы» совершенно не представляют, с каким содержанием образования в вузе им придется «столкнуться», какие знания в первую очередь им понадобятся. И только при поступлении в вуз, обучающиеся чувствуют дефицитарность знаний, связанную с их абстрактным, образовательным результатом, полученным в школе.

Таким образом, предложенный подход выбора определенного набора технологий для изучения их на проектном уровне, выявил у педагогов запрос:

- на освоение технологии обучения школьников проектно-исследовательской деятельности;

- проектирование содержания обучения школьников посредством разработки и реализации сетевых образовательных программ с учреждениями дополнительного образования детей и среднего профессионального образования / высшего образования;

- обновление детского образовательного результата в направлении проектно-исследовательской деятельности, исходя из запроса обучающихся, материально-технической базы образовательной организации;

- освоение средствами повышения квалификации профессионального инструментария, способствующего организации на высоком уровне проектной деятельности школьников и представления результатов на конкурсных состязаниях/турнирах, включенных в федеральный перечень мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации.

Однако чтобы привести школьное технологическое образование к тем нормам и требованиям, указанным в Концепции преподавания предметной области «Технология», в том числе касающимся обновления основной образовательной программы среднего общего образования в тех разделах, где это обоснованно важно, необходимо спроектировать в педагогическом коллективе необходимые изменения в направлении обновления содержания и технологий обучения, а также организовать обязательную внутреннюю коллективную коммуникацию с целью обсуждения педагогами механизмов межпредметной интеграции на уровне формирования дидактического комплекса упражнений.

Для этого каждому учителю / школьной команде педагогов необходимы комплексные мероприятия по профессиональной подготовке и поддержке в освоении содержания, способов и инструментов. Учителями был оформлен образовательный запрос на повышение квалификации, а именно - устранение профессионального дефицита, связанного с освоением продуктивного способа организации проектно-исследовательской деятельности школьников, направленной на формирование у них основ технологической грамотности.

Таким образом, в системе дополнительного профессионального образования необходимо разработать актуальное и востребованное педагогами содержание и способы его освоения, а также актуализировать важность проектирования подходов практического применения межпредметных технологий в практике обучения школьников с целью обновления содержания и методов обучения предметной области «Технология».

Обзор литературы проведен на основе анализа работ В. А. Адольфа, Н. Ф. Ильиной; Д. Ф. Ильясова, К.С. Бурова и др.; В. А. Сла-стёнина и других [2; 3; 4; 5; 6]. Краткий анализ основных результатов работ ученых в аспекте решаемой проблемы оформлен как теоретическая основа исследования.

В монографии В. А. Адольфа и Н. Ф. Ильиной рассматриваются проблемы подготовки педагога в процессе его обучения в вузе к инновационной деятельности, сопровождения профессионального становления педагога в системе повышения квалификации.

В работе дается определение понятию «профессиональное становление» как длительного и практически бесконечного процесса, предполагающего неограниченное развитие педагога, а также авторы выделяют уровни профессионального становления; дается определение понятию «инновационная деятельность педагога» как интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая качество деятельности, отражающая личностную, теоретическую и практическую готовность к введению новшеств, а именно к разработке и реализации принципиально нового содержания и способов обучения, и выражающаяся в способности успешной организации практической деятельности школьников в постоянно обновляющемся образовательном пространстве.

Исследуя феномен интеграции методических и психолого-педагогических знаний как фактор повышения качества естественно-математического и технологического образования, необходимо подчеркнуть, что учеными (Д. Ф. Ильясов, К. С. Буров, Е. А. Селиванова, Д. Н. Погорелов, Е. В. Коваленко) актуализируются педагогические аспекты проблемы повышения качества технологического образования в общеобразовательной организации. Решение проблемы связывается с развитием интеграции методических и психолого-педагогических знаний для практической деятельности учителя. Теоретический анализ научной литературы подтвердил предположение ученых о том, что интеграция методики с психолого-педагогическими знаниями способствует успешности преподавания предмета.

Методология (материалы и методы). Ме-тапредметность рассматривается учеными (В. В. Сериков, А. В. Хуторской) в учебном процессе как деятельность обучающегося при работе с особым содержанием и освоением «новых компетенций» [7; 8]. Межпредметные технологии являются инструментом формирования метапредметных способностей у обучающихся, что указывает на необходимость его освоения при изучении предметной области «Технология» с целью получения представления о способах преобразования окружающего мира, овладения методами обобщенной практической деятельности. Межпредметное взаимодействие в технологической подготовке школьников направлено, с одной стороны, на обеспечение научных основ практической деятельности, использование предметных знаний для эффективного преобразования окружающего мира, с другой стороны, технологическая подготовка школьников играет важную роль в обеспечении конкретизации и прикладной направленности предметных знаний, повышении мотивации и мотивации обучения.

Таким образом, реализация продуктивного взаимодействия в рамках интегративного обучения различным учебным предметам и направлениям составляет основу управления в реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» и становления мета-предметной компетентности учителя. При этом конкретное содержание многосторонних межпредметных связей определяет тематика обра-

зовательной деятельности по отдельным разделам и темам учебных программ в рамках организации проектно-исследовательской деятельности школьников.

Результаты и их описание. Была осуществлена разработка и реализация содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, форм, методов и средств его реализации на базе КГАУ ДПО «Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» [9].

Необходимость разработки программ повышения квалификации возникла в результате выявления профессиональных дефицитов педагогических работников, принимающих участие в наполнении предметной области «Технология» различными образовательными модулями. При этом управленческий корпус на всех уровнях образования фиксирует недостаточность квалификации учителей технологии в формирования технологической грамотности школьников ввиду отсутствия специального образования.

Так, для педагогических работников, проектирующих изменения в содержании предметной области «Технология», были разработаны программы повышения квалификации, позволяющие им освоить межпредметные технологии, а также по-иному думать и действовать при обучении школьников проектно-исследовательской деятельности, развитии инженерно-технического потенциала детей.

Инвариант программ включает необходимый перечень нормативных документов, определяющих объем содержания, его новизну и актуальность; вариативное содержание демонстрирует направление изменений в обучении школьников с указанием на возможный проектный результат, формы, методы и средства, способствующие формированию технологической грамотности и технологической культуры.

Для учителей начальных классов была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по теме «Технологическое образование в начальной школе: от игры до проекта».

Особенностью данной программы является обеспечение изучения начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека, осваивающего

природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Предполагается, что освоение школьниками содержания предметной области «Технология», включающей в каждой образовательной организации определенный комплект образовательных модулей, осуществляется на основе продуктивной учебно-проектной деятельности. При этом в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, проектно-исследовательская деятельность обучающихся позволяет всесторонне реализовывать системно-деятельностный подход и направляет педагогов на необходимость овладения педагогическими технологиями деятельностного типа [10].

Основной замысел инвариантного модуля программы состоит в обеспечении освоения участниками повышения квалификации представлений об организации учебно-проектной деятельности обучающихся как образовательной технологии, ее назначении, возможностях, образовательных результатах, обеспечиваемых ее применением; освоения участниками повышения квалификации межпредметной технологии, порядка и логики ее использования как инструмента целенаправленного формирования у обучающихся метапредметных компетентностей [11].

Учителю предлагается в ходе проведения деловой игры ответить на вопросы, проектируя при этом изменения в обучении школьников:

1. Про что предметная область «Технология» и какими образовательными модулями она может быть наполнена?

2. В чем состоит специфика технологической деятельности школьников, в отличие от других типов и видов деятельности человека; что такое «технологическое мышление» и как оно организовано?

3. Что может освоить в рамках предметной области «Технология» ученик начальной школы и какие способности должны быть сформированы в начальной школе, чтобы позднее сложилась полноценная технологическая компетенция?

4. Каковы межпредметные связи предметной области «Технология» вообще и прежде всего в начальной школе?

Далее учителям были предложены к выполнению ряд заданий.

- Игровое упражнение «Найди юного инженера» - разработать в рамках любого предмета,

изучаемого в начальной школе» задания, выполнение которых позволило бы ученикам максимально проявить свои способности к «Технологии» и/или заложить основы интереса к этому предмету и соответствующей ему сфере деятельности.

- В ходе знакомства участников курса повышения квалификации с основными видами народных промыслов, актуальных для Красноярского края, и с их использованием в качестве основы для пропедевтики технологического образования в начальной школе (гончарное ремесло, резьба, изготовление деревянной утвари, холодная ковка, работа по кости, художественная роспись, бисероплетение и т. д.), предложить группам педагогов выбрать тот народный промысел, который можно освоить школьнику посредством применения межпредметных технологий. До выполнения данного задания необходимо выбрать продукт/изделие в рамках того народного промысла, который актуален и «посилен» для школы, и ответить на сопутствующие на данную деятельность вопросы: а) какими знаниями и какими навыками (элементами компетенции) должны обладать школьники для его изготовления; б) какие предметы, преподаваемые в начальной школе, обеспечат эти знания и эти навыки/элементы компетенции? Кроме этого, важно определиться с подходом формирования проектных групп, как способом, позволяющим продуктивно комплектовать детские группы для оформления результата проектно-исследовательской деятельности. И на завершающем этапе педагогам необходимо рефлексивно оформить/нарисовать блок-схему, описывающую их пошаговые действия, как педагогов-наставников, сопровождающих проектную деятельность школьников.

Вариативная часть программы включает пять направлений для самоопределения учителя относительно выбора образовательного модуля и освоения востребованного содержания посредством применения межпредметных технологий на основе интеграции учебного содержания:

1. «Мультфильмы» - понимать особенности создания мультфильма и осуществлять поэтапное освоение алгоритма создания мультипликационного ролика.

2. «Робототехника» - организовать деятельность педагогов по освоению области

применения различных технологий научно-технического конструирования, принципах и этапах сборки моделей и программирования уже готовых роботов; конструирования робото-технической модели как по схеме, так и согласно собственным представлениям.

3. «Перволого» - освоить среду Лого Миры, разработать алгоритмы для выполнения проектов; выполнить проекты с разным уровнем сложности в среде ПервоЛого.

4. «Реклама» - организовать деятельность педагогов по освоению технологии разработки и реализации проектов социальной рекламы с целью понимания особенности проектирования социальной рекламы с учетом возрастных интересов обучающихся начального уровня образования, осуществления поэтапного освоения алгоритма реализации рекламного проекта социальной направленности, понимания области применения проектов социальной рекламы.

5. «Бумагапластика» - познакомить с много-вариативностью содержания образовательного модуля в постижении пластической разработки плоскости листа бумаги.

Результатом освоения программы участниками процесса повышения квалификации является возможность пробной разработки продукта в рамках одного из вариативных образовательных модулей, определяющего самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на основе применения межпредметных технологий, с последующей развивающей экспертизой дефицитов и достоинств данных разработок.

Для учителей-предметников, реализующих образовательные модули предметной области «Технология» в 5-9-х классах, разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по теме «Межпредметные технологии как инструмент организации учебно-проектной деятельности обучающихся», содержание которой обеспечивает освоение участниками курса повышения квалификации межпредметных технологий, позволяющих организовать учебно-проектную деятельность обучающихся.

Необходимо отметить, что обеспечение достижений обучающимися метапредметных образовательных результатов, используя для этого деятельностные, мыследеятельностные, проектные методы обучения, отражена в феде-

ральных государственных образовательных стандартах, профессиональном стандарте педагога, в ряде других программных и нормативных документов Российской Федерации в сфере образования. Ценность и значимость самостоятельной проектной деятельности обучающихся для достижения ими метапредметных образовательных результатов, в данных документах особо отражена и подчеркнута.

Педагогам в качестве содержания была предложена следующая содержательная тематика:

1. Требования ФГОС к образовательным результатам обучающихся. Учебный проект как способ организации учебно-познавательной, учебно-поисковой деятельности.

2. Метапредметные результаты обучения: формирование межпредметных понятий и универсальных учебных действий при обучении предметам:

- метапредметная компетентность учителя как личностная характеристика деятельностно-го характера;

- межпредметные понятия в направлениях естественно-научного, общественно-научного, гуманитарного цикла предметов.

3. Роль и возможности межпредметных технологий, обеспечивающих формирование ме-тапредметных компетентностей:

- структура и методы разработки учебного проекта;

- формирование игровых проектных групп на основе типичных образовательных ситуаций; выполнение игровыми проектными группами практических заданий.

4. Метод-проектов как способ освоения межпредметных технологий в организации учебно-проектной деятельности обучающихся:

- межпредметные технологии как инструмент формирования метапредметных способностей у обучающихся;

- разработка и оформление межпредметного проекта: основные аспекты, базовые технологии определения, планирования деятельности, оценки, оформления и закрепления результатов.

5. Развивающая экспертиза проектной деятельности педагогов над созданием межпредметного проекта.

Основные аспекты проектной деятельности предоставляемых участникам курсов повышения квалификации:

- специфика проектной деятельности, в отличие от работы в режиме функционирования, реализации заданных алгоритмов, с одной стороны, и от программно-организованной деятельности, с другой стороны: ориентация на решение конкретных поставленных задач в обозначенных условиях; самостоятельное конструирование способа решения данных задач; заведомое завершение проекта общезначимым результатом, который могут использовать другие люди; ограниченность реализации проекта по времени; задачная функционализация внутри проектной команды;

- основные аспекты, анализируемые и разрабатываемые при подготовке проекта к реализации: ситуация, в которой проектное действие стало необходимо, цель и задачи проекта, целевая группа проекта, этапы и конкретные ключевые мероприятия в реализации проекта, данные в их последовательности и взаимосвязи, механизмы реализации этапов и мероприятий, в том числе, их соответствие цели и задачам проекта, результаты проекта и способы их измерения и подтверждения, способ использования и применения результатов проекта представителями целевой группы;

- основные организационно-управленческие механизмы и приемы, используемые при реализации проекта и управлении деятельностью проектной команды;

- возможности и ограничения проектов как способа организации производственной, управленческой, социокультурной деятельности; сферы и ситуации, в которых именно проект является оптимальной формой организации деятельности;

- перспективы проектов как способа организации деятельности в современном мире в связи с перестройкой производственных цепочек, изменения структуры производства и потребления, социокультурными сдвигами.

В качестве одного из результатов практической деятельности педагогов на курсе, была разработка межпредметного проекта, возможная тема формулировалась педагогами самостоятельно.

Пример - межпредметный проект «Арт-город», возможными темами, составляющими проект, были выбраны следующие: улицы города, городское освещение, арт-объект на улицах города будущего, логические игры в город-

ском парке, архитектура как арт-объект, дизайнерская мебель для городского кафе.

В результате реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, у педагогов будут:

- сформированы представления о самостоятельной проектной деятельности школьников как особой целостной педагогической технологии, позволяющей, при определенном порядке использования, эффективно решать задачи формирования и развития метапредметных компетентностей;

- освоены модели и алгоритмы целенаправленной педагогической работы с метапредмет-ными компетентностями школьников, прежде всего, за счет особой организации анализа и преобразования предложенного предметного материала, планирования и выполнения плана, представления результатов, происходящих в рамках работы над проектом;

- оформлены представления об анализе наличной ситуации, объективных потребностей развития, актуальных интересов и паттернов поведения школьников как о необходимых условиях инициирования и сопровождения их проектов;

- освоены модели и алгоритм целенаправленной организации проектной деятельности школьников как образовательной формы, обеспечивающей заданные компетентностные результаты и при этом, культивирующей самостоятельность школьников в познавательной и практической деятельности;

- созданы для участников повышения квалификации возможности самостоятельно разрабатывать образовательные программы по инициированию и сопровождению самостоятельных проектов школьников как инструментов развития их метапредметных компетентно-стей.

В целом проектный подход к организации педагогической деятельности становится все более востребованным во всех ее сферах, в том числе и в сфере познания, и в сфере производства, и в сфере управления. Освоение его как привычной, естественной логики построения рассуждений и затем собственных практических действий, реализующих данные рассуждения, является важным условием дальнейшей успешности школьников как учебной, так и профессионально-практической.

Обсуждение. Проведенное исследование не исчерпывает всего спектра затронутой проблематики в направлении развития профессиональной компетентности учителя при реализации Концепции преподавания предметной области «Технология».

В дальнейшем исследовании нуждаются способы и средства (цифровые образовательные ресурсы) сопровождения профессиональной деятельности учителя в организации проектно-исследовательской деятельности школьников.

Заключение. В системе дополнительного профессионального образования для педагогических работников Красноярского края, посредством дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, педагогам предоставляется возможность освоения способа применения межпредметных технологий в обучении школьников предметной области «Технология», способствующих обновлению предмета и источников проектно-исследовательской деятельности; освоения педагогами способа организации педагогического сопровождения обучающихся, чей образовательный запрос находится в плоскости школьного технологического образования, а также предоставляется возможность спроектировать проектно-исследовательский результат высокого уровня, с целью его позиционирования школьниками при участии в различных конкурсах, состязаниях, турнирах.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богданова, О. Н. Технологическая культура: ключевой вектор развития личности / О. Н. Богданова. - Текст : непосредственный // Народное образование : научно-методический журнал. - 2018. - № 3-4. - С. 122-128.

2. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. - Красноярск, 2007. - 204 с.

3. Богданова, О. Н. Организационно-педагогические условия становления метапред-метных компетенций учителя в системе повышения квалификации / О. Н. Богданова. -Текст : непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. -2018.- С 41-45.

4. Богданова, О. Н. Становление метапред-метной компетентности учителя, работающего с интеллектуально одарёнными школьниками, в процессе дополнительного профессионального образования / О. Н. Богданова. - Текст : непосредственный // Вестник Белгородского института развития образования. - 2019. - Т. 6. -№ 3 (13). - С. 19-27.

5. Ильясов, Д. Ф. Интеграция методических и психолого-педагогических знаний как фактор повышения качества естественно-математического и технологического образования / Д. Ф. Ильясов, К. С. Буров, Е. А. Селиванова и др. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. -2020. - № 8. - С. 14-20.

6. Сластёнин, В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога / В. А. Сластёнин. - Текст : непосредственный // Педагогическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 4-8.

7. Сериков, В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В. В. Сериков. -Текст : непосредственный // Педагогика. -2010. - № 5. - С. 29-37.

8. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - Москва : Высшая школа, 2007. - 639 с.

9. Богданова, О. Н. Методология исследования выявления образовательных потребностей и ожиданий педагогов Красноярского края / О. Н. Богданова. - Текст : непосредственный // Непрерывное образование. - 2015. - № 3 (13). -С. 21 -27.

10. Богданова, О. Н. Методическое сопровождение профессиональной деятельности учителя в посткурсовой период / О. Н. Богданова, Н. Ф. Ильина. - Текст : непосредственный // Сибирский учитель. - 2018. - № 1 (116). -С.15-20.

11. Николаева, А. Д. Метапредметные компетенции как педагогическая категория / А. Д. Николаева, О. И. Маркова. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.

References:

1. Bogdanova, O. N. Technological Culture: a key vector of personality development [Tekhno-logicheskaya kul'tura: klyuchevoj vektor razvitiya

lichnosti], Scientific and methodological journal "People's Education", Moscow, 2018, No. 3-4, pp.122-128.

2. Adolf, V. A., Ilyina, N. F. Innovative activity of the teacher in the process of his professional formation: monograph [Innovacionnaya deyatel'nost' pedagoga v processe ego profession-al'nogo stanovleniya: monografiya], Krasnoyarsk, 2007.204 p.

3. Bogdanova, O. N. Organizational and pedagogical conditions for the formation of met-apedmet competencies of a teacher in the advanced training system [Organizacionno-pedagogicheskie usloviya stanovleniya metapredmetnyh kompe-tencij uchitelya v sisteme povysheniya kvalif-ikacii], Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2018, pp.41-45.

4. Bogdanova, O. N. Formation of meta-subject competence of a teacher working with intellectually gifted students in the process of additional professional education [Stanovlenie metapredmetnoj kompetentnosti uchitelya, rabotayushchego s intel-lektual'no odarennymi shkol'nikami, v processe dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya], Bulletin of the Belgorod Institute of Education Development, Belgorod, 2019, Vol. 6, No. 3 (13), pp.19-27.

5. Ilyasov, D. F., Burov, K. S., Selivanova, E. A., Pogorelov, D. N., Kovalenko, E. V. Integration of methodological and psychological-pedagogical knowledge as a factor in improving the quality of natural-mathematical and technological education [Integraciya metodicheskih i psihologo-pedagogicheskih znanij kak faktor povysheniya kachestva estestvenno-matematicheskogo i tekhno-logicheskogo obrazovaniya], Modern teacher education, 2020, No. 8, pp. 14-20.

6. Slastenin, V. A. Activity content of vocational and personal development of a teacher [Deyatel'nostnoe soderzhanie professional'no-lichnostnogo razvitiya pedagoga], Pedagogical science and education, 2006, No. 4, pp. 4-8.

7. Serikov, V. V. Nature of pedagogical activity and peculiarities of professional education of a teacher [Priroda pedagogicheskoj deyatel'nosti i osobennosti professional'nogo obrazovaniya peda-goga], Pedagogy, 2010, No. 5, pp. 29-37.

8. Khutor, A. V. Modern didactics: textbook [Sovremennaya didaktika: uchebnoe posobie], Higher School, 2007. 639 p.

9. Bogdanova, O. N. Methodology of research into the identification of educational needs and expectations of teachers of the Krasnoyarsk Territory [Metodologiya issledovaniya vyyavleniya obrazovatel'nyh potrebnostej i ozhidanij peda-gogov Krasnoyarskogo kraya], Saint Petersburg, 2015, No. 3 (13), pp. 21-27.

10. Bogdanova, O. N., Ilyina, N. F. Methodological support of the teacher's professional activity in the

post-course period [Metodicheskoe soprovozhdenie professional'noj deyatel'nosti uchitelya v postkursovoj period], Siberian teacher, Novosibirsk, 2018, No. 1 (116) February, pp.15-20.

11. Nikolaeva, A. D., Markova, O. I. Meta-predmet competencies as a pedagogical category [Metapredmetnye kompetencii kak pedagog-icheskaya kategoriya], Modern problems of science and education, 2015, No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.