УДК 614.31:637.1:579.842.151-078
Б. К■ Данилкин, О. Ф. Белая
ОБНАРУЖЕНИЕ ШИГЕЛЛ ЗОННЕ В МОЛОКЕ С ПОМОЩЬЮ РЕАКЦИИ КОАГГЛ ЮТИ НАЦИ И
I МММ им. И. М. Сеченова; Институт эпидемиологии и микробиологии им. Н .Ф. Гамалеи АМН СССР, Москва
Известно, что почти 70 % групповых заболеваний дизентерией Зоние связано с употреблением молока и молочных продуктов [6, 9, 11, 12]. Вместе с тем бактериологический метод контроля молочной продукции характеризуется низкой высеваемостыо шигелл и большой длительностью бактериологического анализа [1, 5, 8, 9].
В последние годы для диагностики целого ряда заболеваний, в том числе кишечных инфекций, успешно используется реакция коагглюти-нации — РКА [15]. Большинство исследователей считают ее достаточно информативной (60— 75 %) для подтверждения этиологического диагноза дизентерии [3, 4, 13].
Учитывая, что обнаружение возбудителя в мо-ж локе является одним из достоверных доказа-тельств его причастности к распространению кишечной инфекции, мы поставили своей целью изучить возможности использования (РКА) для обнаружения возбудителя и его антигенов в молоке, инфицированном шигеллами Зонне.
Пастеризованное молоко заражали штаммом Б. воппе! 2а, выделенным от больного острой дизентерией в разгаре заболевания. В опыте использовали культуру шигелл после 18-часового подращивания па мясопептонном агаре (МПА) при 37°С. В молоко вносили различные дозы возбудителя в конечной концентрации в пробе от 1-10 до 1-Ю8 микробных клеток (м.кл.) в 1 мл. Пробирки с инфицированным молоком прогревали на водяной бане в течение 20 мин при 100 °С, добавляли в каждую пробу по 1 кап-® ле 10-кратного концентрата 0,15 м фосфатно-со-левого буфера (ФСБ), рН 7,2—7,4, центрифугировали пробы в течение 30 мин при 3000 об/мин. Полученную молочную сыворотку отсасывали, фильтровали через асбестовую вату и исследовали в РКА с соответствующим диагпостикумом па присутствие антигенов шигелл.
Для повышения информативности исследования параллельно 50 мкл пробы молока с известной инфицирующей дозой высевали на МПА и подращивали 18 ч при 37 °С. Посев смывали 1 мл ФСБ, полученную взвесь бактерий прогревали 9 20 мин на водяной бане при 100 °С и центрифугировали при 3000 об/мин в течение 20 мин. Надосадочную жидкость использовали в РКА.
Для постановки РКА применяли коагглюти-иирующий диагностикум Зонне, приготовленный на кроличьей адсорбированной сыворотке 1 фазы к шигеллам Зонне. Подробно методика приготовления диагиостикумов и постановки реак-
ции описана ранее [3]. Контролем служила РКА с 1 % взвесыо несенсибилизированных стафилококков и испытуемой пробой, а также РКА опытных проб молока до их инфицирования с диагпостикумом Зонне.
Во всех опытах результаты контрольных реакций были отрицательными.
При постановке РКА на стекле с 40 пробами пастеризованного молока непосредственно после его инфицирования различными дозами шигелл в 24 случаях реакция оказалась положительной при наличии 1-Ю7 м.кл. в 1 мл исследуемого материала и в 16 случаях — при концентрации возбудителя 1-Ю6 м. кл/мл. Результаты этих опытов свидетельствуют о том, что РКА при определении инфицированности молока шигеллами Зонне позволяет выявить инфицирующую дозу 1-Ю6 м. кл/мл. Наши данные согласуются с результатами исследований других авторов, определявших чувствительность РКА при ее использовании для обнаружения и идентификации патогенных кишечных бактерий [7].
После 18-часового подращивания исследуемого молока положительные результаты РКА получены во всех 40 случаях при инфицирующей дозе 1 • 102 м. кл/мл и в 38 случаях при дозе возбудителя 10 м. кл/мл (95% случаев).
Исследования, проведенные рядом авторов, выявили слабую чувствительность бактериологического метода индикации шигелл в молоке и молочных продуктах: с его помощью удается выделить шигеллы Зонне из инфицированного молока при их концентрации не менее 1-Ю5— 1,5-103 м. кл/мл и то лишь в 3—9% случаев [5, 8]. Сравнивая данные, полученные нами в РК.А, с результатами реакций непрямой гемагглютнна-ции и торможения непрямой гемагглютинацни [2, 5, 8—10], следует отметить, что чувствительность этих реакций в основном сходна и позволяет выявить от 1-Ю7 до 1-Ю5 мкл/мл. Между тем, реакция торможения непрямой гемагглюци-нации имеет существенные недостатки, заключающиеся в ее трудоемкости, сложности установления диагностических титров сыворотки, затрудняющие ее практическое использование. РКА отличается простотой постановки и специфичностью [3, 4, 13]. Постановка ее без учета временных затрат на подготовку пробы занимает от 5 до 30 мин. Специфичность реакции обусловлена высоким сродством белка А стафилококков к иммуноглобулинам (1£[) класса й и низкой —к 1§М. Поэтому возможности неспецифических ре-
акций, связанных с ^М-антителами, уменьшаются [14]. Постановка РКА с пробами после их подращивания позволяет сократить время исследования (по сравнению с общепринятым бактериологическим методом) до 18—20 ч.
Литература
1. Абрамова-Оболенская Н. И. // Специфические и неспецифические методы профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней. — М., 1970.— С. 20—25.
2. Аллерханова А. М., Пожалостина Л. В., Биргер М. О. // Эпидемиология и профилактика кишечных инфекций. — Таллин. 1978.— С. 79—80.
3. Белая Ю. А.. Бунин К. В., Белая О. Ф. и др.//Жури, мнкробиол. — 1981. — № 11, —С. 112—113.
4. Бунин К- В., Белая О. Ф. //Сов. мед. — 1981. — № 5.— С. 9—12.
5. Добровольская В. М.. Колесова В. Н. // Жури, мнкробиол. — 1976. — № 5. — С. 86—89.
6. Кима Т., Пеле В.// Там же. — 1973. — № 6. — С. 61 — 66.
7. Королюк А. М. // Лаб. дело. — 1984. —№ 4, —С. 250— 252.
8. Минеев А. М., Расстегаева И. Н., Круглова Т. Е.. Семенов Б. В. II Острые кишечные инфекции. — Л., 1984. —Вып. 8, —С. 121 — 124.
9. Расстегаева Н. Н„ Минеев А. М. //Жури, мнкробиол. — 1980. — № 4. — С. 95—97.
10. Рыбакова Н. А., Рыбаков Д. А. // Реакция непрямой гемагглютинации. — Л., 1981. — С. 58—61.
И. Солодовников Ю. П. //Гиг. и сан,— 1970. — № 11. — % С. 29—32.
12. Телешевская Э. А., Матвеева В. Н., Алагызова М.А. и др. // Всероссийский съезд эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, 3-й: Тезисы докладов. — М., 1972.— С. 46—47.
13. Тищенко М. С. //Журн. микробиол. — 1985. — № 4. — С. 45—48.
14. Хазенсон Л. Б., Сафонова Н. В.. Репина Г. В.// Там же. — 1980, — № 1, — С. 77—82.
15. Kronvall G./J J. med. Microbiol. — 1973. — Vol. 6, N 2. —P. 187—190.
Поступила 28.07.8(3
УДК 614.7:|013.!67:621.397.743
Ю. Д. Думанский, В. А. Романов, И. И. Карачев
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ •
ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева; Куйбышевское отделение НИИрадно
Развитие сети телевизионного вещания при постоянном увеличении количества одновременно транслируемых программ сопровождается неуклонным повышением суммарной излучаемости мощности от антенн технических средств, размещенных по одной опоре. Это в свою очередь обусловливает повышение суммарного абсолютного уровня облучения населения в селитебной зоне, что влечет за собой необходимость разработки регламентирующих гигиенических мероприятий. Основой этих мероприятий является установление предельно допустимых уровней облучения, определяемых по результатам медико-биологических исследований, в связи с чем моделированию электромагнитных полей придается исключительно большое значение.
При проектировании установок, позволяющих моделировать электромагнитные поля, необходимо выполнение ряда требований [4], причем наиболее существенным из них является создание структуры поля, наиболее приближенной к существующей в реальных условиях облучения.
Теоретические [3] и экспериментальные исследования показывают, что структура поля в зоне, непосредственно примыкающей к технической территории телевизионных передающих станций, определяется интерференцией излучаемых антенной телевизионного вещания плоских однородных воли. Их суммарное поле в свободном пространстве, как известно [5], дает плоскую неоднород-
ную волну. При этом в плоскости распространения волны появляется продольная компонента вектора магнитной составляющей поля. Анализ направляющих систем, с помощью которых можно создать подобную структуру поля, показывает, что в качестве облучающих систем могут быть использованы прямоугольные волноводы, возбуждаемые с помощью электрического вибратора на частотах выше критической для данного волновода (см. рисунок). При правильному выборе поперечных размеров прямоугольного волновода а и Ь, места установки /2 и у3 и геометрической длины /| возбуждающего вибратора внутри волновода вдоль его оси без значительного затухания могут распространяться плоские неоднородные поперечно-электрические волны основного типа Ню, являющиеся результатом многократного отражения плоских однородных воли от внутренних металлических стенок волновода и их интерференции. Структура поля таких волноводов практически совпадает со структурой поля в селитебной зоне, примыкающей к_ технической территории передающей телевизи-онной станции.
К преимуществам облучающих систем волно-водного типа следует отнести полную экранировку распространяющейся электромагнитной волны, отсутствие потерь на излучение в окружающее пространство и как следствие отсутствие облучения обслуживающего персонала и необ-