При самоограничении количества выпиваемой воды самочувствие рабочих улучшилось, но наиболее хорошее самочувствие регистрировалось чаще всего при питье подсоленной газированной воды с содержанием 0,5%, ЫаС1, при этом выявилось большое значение охлаждения этой воды.
Следует особа отметить положительные результаты, полученные при самоограничении потребления воды. Поэтому следует разъяснять рабочим пользу воздержания от излишнего питья.
Мы не испытывали других напитков и средств для уменьшения жажды. По литературным данным известно, что положительные результаты получены при употреблении витаминного питья (Горьковский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний), хлебного кваса (Киевский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний), фруктовых соков, кислых леденцов (М. Е. Маршак).
Рекомендуя проверенную многими авторами (а также и нами в условиях Грузии) газированную и охлажденную подсоленную воду, мы полагаем, что нельзя ограничиваться достигнутым и нужно продолжать работу в целях дальнейшего изыскания полноценных видов питья для рабочих в горячих цехах.
Поступила 4/1II 1955 г.
-й- -й -йг
ОБЛУЧЕНИЕ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМИ ЛУЧАМИ С ЦЕЛЬЮ ДЕЗИНФЕКЦИИ
Ассистент В. А. Фяоринский, санитарный врач М. А. Азбель Из кафедры общей гигиены Ярославского медицинского института
Нами был проведен опыт по использованию ультрафиолетового облучения для стерилизации игрушек в детских учреждениях Ярославля.
Игрушками в детских учреждениях пользуются коллективно, они переходят из рук в руки и интенсивно загрязняются. Через игрушки могут передаваться инфекционные заболевания и яйца глистов; санитарное состояние игрушек, используемых в детских учреждениях, имеет важное гигиеническое и противоэпидемическое значение.
В детских учреждениях Ярославля детские игрушки, бывшие в употреблении» обмываются 0,5% раствором хлорамина и водой комнатной температуры. Но эта дезинфекция явно недостаточна, так как не моют игрушек, сделанных из материи и папьемаше, более всего загрязняющихся. На других игрушках (деревянных, металлических, резиновых и т. д.) посла мытья мы неоднократно обнаруживали в большом количестве разнообразную микрофлору. Мы хотели выявить необходимые, условия для получения 100% эффекта обеззараживания игрушек.
Большинство детских учреждений Ярославля снабжено ртутно-кварцевыми лампами высокого давления ПРК-2, которые применяются для облучения детей. Эти лампы были использованы нами для облучения игрушек, бывших в употреблении в детских яслях № 2 Сталинского района Ярославля.
С поверхности игрушки величиной около 1 см2 с помощью стерильных ватных тампончиков, помещенных в пробирки с 2 мл стерильного физиологического раствора, производили смывы, которые затем разливали в стерильные чашки Петри и заливали расплавленным агаром при температуре 42—45"'. Всего было проведено более 100 смывов. После 2 суток пребывания в термостате при температуре 37° чашки извлекали и при помощи счетной камеры производили подсчет числа выросших колоний.
Описанным способом мы неоднократно брали смывы с необлученных детских игрушек и всегда получали на чашках сплошной рост разнообразной микрофлоры, причем преобладали стафилококки, сарцины и грамотрицательные палочки.
Это доказывает значительное загрязнение поверхности детских игрушек, бывших в_ употреблении.
Смывы, произведенные через полчаса после обмывания детских игрушек 0,5% раствором хлорамина, дали также обильный рост различной микрофлоры. Посевы смыеов с поверхности игрушек на среду Левина показали наличие в них кишечной палочки. Следовательно, дезинфекция игрушек раствором хлорамина в детских учреждениях Ярославля должна быть признана неудовлетворительной.
В начале работы мы облучали игрушки с расстояния в 105 см в течение 5—10 минут. Место, куда ставились игрушки, предварительно, некоторое время, подвергали облучению от лампы; кроме того, игрушки при переворачивании ставили не точно на те же места и не вплотную друг к другу, так что поверхность между ними отчасти тоже облучалась. Не получив должного бактерицидного эф-
фекта (вырастало около 2000 колоний), мы, не изменяя времени облучения, стали уменьшать расстояние от горелки лампы до поверхности облучаемых игрушек. Это дало усиление бактерицидного действия ультрафиолетовых лучей.
Применяя описанную методику, мы получили 100% бактерицидный эффект при экспозиции в 10 минут и расстоянии от поверхности игрушек до горелки лампы в 40 см.
При проведении работы выяснилось, что полностью уничтожаются микробы только на верхней, обращенной к горелке лампы поверхности игрушек. Смывы, взятые с боковых и нижних поверхностей игрушек после облучения, содержали некоторое количество микробов, в среднем по 200—300. Следовательно, во время облучения необходимо поворачивать игрушки, подвергая действию ультрафиолетовых лучей все их поверхности.
Так как для детей каждой группы имеется в среднем 10—15 игрушек, то все их можно продезинфицировать одномоментно с помощью имеющейся лампы ПРК-2. Стоимость облучения игрушек ультрафиолетовыми лучами незначительна. Лампа ПРК-2 при напряжении в 220 V расходует 380 \У, что при экспозиции в 10 минут составит расход в несколько копеек.
Проведенная работа имеет практическое значение, так как предлагаемый способ дезинфекции игрушек при их поверхностном загрязнении по сравнению с другими способами является простым, удобным и эффективным.
Вопрос о «глубокой» дезинфекции мягких игрушек требует специального исследования.
Поступила 19/1У 1955 г.
тйг * -А-
К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. А. УГЛОВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
И. С. Жданов
Государственный санитарный инспектор Хабаровского края
В. А. Углов, один из видных советских гигиенистов, внес значительный вклад в дело проведения санитарных мероприятий на Дальнем Востоке.
Особенно плодотворной деятельность В. А. Углова была во время пребывания его на работе в качестве врача Хабаровского местного лазарета в санитарно-гигиенической лаборатории в период с 1909 по 1911 г. До В. А. Углова гигиенические исследования носили спорадический характер. Об этом красноречиво свидетельствует количество произведенных в лаборатории гигиенических исследований. Так, с 1896 по 1908 г. включительно было произведено всего 240 гигиенических и бактериологических анализов. Характеризуя условия работы лаборатории, В. А. Углов ее деятельность уподоблял дому, возведенному на песке. Лаборатория размещалась в тесных комнатах и не имела врача. До него работу в ней выполняли лечащие врачи госпиталя. За время заведования лабораторией В. А. Угловым в течение 2 лет было выполнено 510 разнообразных гигиенических и бактериологических анализов, в том числе 28 анализов на обнаружение холерных вибрионов в испражнениях больных во время эпидемической вспышки холеры в Хабаровске в 1910 г.
Большое внимание В. А. Углов уделял санитарно-гигиеническому исследованию воды Амура. В период с мая 1909 г. по май 1911 г. им было произведено 12 подробных санитарно-гигиенических анализов воды Амура во все периоды года
Анализы воды, выполненные В. А. Угловым, Г. В. Хлопин назвал тщательными и результаты этих анализов поместил в свой учебник «Основы гигиены» для сравнения с данными анализов воды Волги.
Сравнивая качество воды Амура, подававшейся без какой-либо очистки в водопроводную сеть для снабжения 25-тысячного воинского гарнизона и городского населеьия, с уровнем заболеваемости брюшным тифом, В. А. Углов считал несомненной связь сотен жертв от брюшного тифа с загрязнением водопроводной воды.
Работа В. А. Углова послужила теоретическим обоснованием для оборудования быстро действующих фильтроз на Хабаровском городском водопроводе, которые стали сооружаться в 1912 г.
При отчете о деятельности гигиенической лаборатории Хабаровского лазарета на заседании Военно-ученого комитета 30 ноября 1911 г. работа В. А. Углова была признана заслуживающей одобрения, а автор ее достойным денежной премии.
В 1911 г. В. А. Углов был откомандирован в Военно-медицинскую академию, где он и работал (за исключением небольшого перерыва) до конца своей жизни.
Не прекращалась научно-практическая помощь В А. Углова местным работникам и после установления советской власти на Дальнем Востоке, когда он воз-