УДК 685.5.012
О.Н. Пьявченко
ОБЛИК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В России в условиях углубления рыночных отношений, роста количества вступающих в них предприятий малого и среднего бизнеса и увеличения веса их продукции в национальном доходе управленцы всех уровней становятся представителями престижной профессии, от степени профессиональной подготовки и способностей которых, во многом, зависит политическая и экономическая стабильность общества. Поэтому закономерен бум спроса на подготовку в высших учебных заведениях страны различных специалистов в области менеджмента и маркетинга. Однако в эпоху информационной революции даже хорошая подготовка не сможет оградить руководителей от ощущения все возрастающей беспомощности перед обвальным потоком обрушившейся на них информации. По мнению известного американского менеджера Ли Яккоки: "Самая большая проблема, с которой столкнулся сегодня американский бизнес, заключается в чрезмерном объеме информации у большинства менеджеров. Она кружит им голову, она ослепляет, и они не знают, что с ней де-лать..."[1].
Казалось бы ключ к решению этой проблемы известен: ключ к успеху - в людях, в их способностях и возможностях принимать, хранить, обрабатывать и использовать информацию во всех видах общественных отношений. Но сегодня во многом заложенные природой в человеке возможности используются на пределе, а компьютерные технологии, которые применяются для расширения этих возможностей, не удовлетворяют возрастающим требованиям.
Дело в том, что на рынке средств управления информацией преобладают системы с ограниченными функциональными возможностями, например, личные информационные системы, обеспечивающие планирование в стиле записных книжек-ежедневников, системы учета деловых контактов для лиц, чья работа строится на использовании телефона и рассылке корреспонденции, гибриды этих систем, а также свободные формы ведения заметок для тех, кто хочет избавиться от лишних бумаг на столе [2].
Современные системы управления информацией руководителей не обладают необходимыми функциональными и интеллектуальными возможностями, т.к. ориентированы на поддержку отдельных групп функций управления, бедны интеллектуальными аналитическими инструментами и технологическими средствами обеспечения неформализованной управленческой деятельности. Из-за фрагментарности и низкого качественного уровня поддержки функций управления эффективность этих систем не высокая. что делает их мало востребуемыми на практике.
Однако интенсивное развитие коммуникаций, сетей и систем сбора, хранения и представления информации, персональных компьютерных средств с широкими функциональными и высокими техническими возможностями, способов и алгоритмов интеллектуальной обработки информации позволяет поставить вопрос о создании ориентированного на потребности и возможности общества начала 21-го века нового поколения компьютерных средств управления информацией, описанию облика перспективного класса которого посвящена данная работа.
Для повышения уровня функционирования руководителей в их распоряжение необходимо предоставить принципиально новые компьютерные средства поддержки их многофункциональной деятельности, способные адаптироваться как к возникающим управленческим ситуациям, так и к профессиональным и личностным характеристикам руководителей и помогать им принимать необходимые решения при ограниченных ресурсах. Если существующие компьютерные системы управления информацией представляют собой малоинтеллектуальные инструментальные средства, то их новое поколение следует отнести к интеллектуальным средствам систем гибридного интеллекта, которые образуются при взаимодействии пользователей с этими средствами [3].
К одному из классов таких средств относятся разрабатываемые в ТРТУ компьютерные ассистенты руководителей (КОМПАСС-Р), у которых язык, архитектура, методы и организация обработки данных и знаний ориентируются на поддержку технологий управленческой деятельности руководителей.
В основу построения КОМПАСС-Р кладется модельное представление об интегральном пространстве руководителя как о совокупности информационной, инструментальной и технологической сред.
Информационная среда определяется как множество данных и знаний, принимаемых, хранимых, обрабатываемых и генерируемых руководителем.
Информационная среда руководителя включает в себя информацию о внешней среде, о состоянии управляемых процессов, о целях и планах их достижения, о состоянии материальных и людских ресурсов, о нормативном обеспечении и т.д. Следует подчеркнуть, что у каждого руководителя имеется в распоряжении своя информационная среда, рамки которой он устанавливает, развитию и обновлению которой он способствует. Без создания и поддержки такой среды не может быть речи об организации эффективных управляющих воздействий на процессы. Принимая во внимание то, что в недалеком будущем большинство видов работ станет выполняться с использованием дистанционного управления, компьютерные ассистенты должны быть укомплектованы развитыми многофункциональными коммуникационными средствами, способными обеспечить прием, обработку и выдачу информации в автоматическом режиме через различные каналы связи. Текстовая и графическая информация, а также видеоизображения будут предоставляться системой специальных служб через информационные сети. Для увеличения скорости обмена найдут рас-
пространение пересылки формализованных сообщений при использовании ключевых слов. Для получения информации пользователи будут, скорее всего, применять ручную клавиатуру, джойстики и трекболы. Однако возможны достижения в автоматизации этого процесса путем подачи простых команд голосом.
Благодаря применению в аппаратуре КОМПАСС-Р высокопроизводительных микропроцессоров, для отображения информации можно будет пользоваться как компактными жидкокристаллическими дисплеями, так и, в случае необходимости, подключаться к самым разнообразным регистрирующим устройствам.
Для хранения необходимой информации в составе компьютерных ассистентов будут иметься базы данных и знаний, снабженные системными средствами не только оперативного занесения информации, но и ее выборки, обработки и представления в удобной для руководителя форме.
Эффективность обработки информации и принятий по их результатам решений во многом зависит от того, какие инструментальные средства он задействует. Совокупность методик расчетно-аналитических алгоритмов инструкций, положений и т.п., которые использует во время работы руководитель, образуют его инструментальную среду.
В настоящее время в сфере управления популярны программы для организации планирования, диспетчирования, для выполнения бухгалтерских и плановофинансовых расчетов, для подготовки и обработки документов и т.п. Эти программы прекрасно справляются с бременем рутинной обработки, но они не пригодны для решения некорректных интеллектуальных задач. Поэтому в КОМПАСС-Р найдут применение помимо модификаций существующих программ программы, базирующиеся на представлении среды деятельности руководителя как совокупности информационной и интеллектуальной инструментальной сред. Эти программы будут способны оказывать руководителям действенную помощь в их сложной деятельности. Однако они будут мало полезны там, где необходимо будет поддерживать пло-хоформализуемую деятельность руководителей, во многом зависящую от индивидуальных особенностей их управленческих технологий.
К такому виду деятельности относится не только значительная доля аналитической деятельности, но и управленческая деятельность, которая в настоящее время малоформализована и, соответственно, слабокомпьтеризирована из-за наличия в ней человеческих факторов, относящихся к опыту, интуиции, психологии и т.п.
Повседневная деятельность руководителей протекает в специфичной слабо-формализованной функциональной среде (в технологической среде), включающей такие компоненты как задания, субзадания, всевозможные мероприятия, управленческие действия и управляющие воздействия. Содержание, частота и порядок использования управленческих мероприятий зависят от характера и сложности задания, профиля и возможности организации, состояния управляемых процессов, профессиональных и индивидуальных особенностей руководителя. Руководитель является главным действующим лицом в технологической среде, определяя ее форму,
наполняя ее содержание, инициируя и организуя выполнение управленческих мероприятий. При этом технологическая среда формируется ежедневно как совокупность наполняемых конкретным содержанием методов, способов и форм управленческой деятельности.
Организация эффективно функционирующей технологической среды не менее важна для управления, чем наличие информационной среды, оперативно, адекватно и достаточно полно отражающей состояние внешней среды, управляемых и управляющих процессов. Поэтому характерной особенностью компьютерных ассистентов будет также наличие в них набора интеллектуальных средств эффективной поддержки слабоформализованной управленческой деятельности. Ядро таких средств составят адаптивная к индивидуальным особенностям руководителя подсистема анализа и отображения управляемых ситуаций, самообучающаяся интеллектуальная подсистема анализа управленческих ситуаций и принятия управленческих решений, механизмы выделения и отслеживания типичных управленческих ситуаций и формирования базовых процедур организации последовательностей управленческих мероприятий, а также подсистемы, поддерживающие методы и адаптивные поведенческие алгоритмы индивидуальной и коллективной реализации управленческих мероприятий. Кроме того, важной характеристикой компьютерных ассистентов будет использование ими единого языка функционирования и общения с руководителем, что будет способствовать обеспечению преемственности последующих поколений.
Обладая описываемыми возможностями, компьютерные ассистенты помогут руководителям с учетом их профессиональных и личностных качеств формировать информационную среду, анализировать и оценивать состояние управляемых и управляющих процессов, вносить корректировки в управление и эффективно реализовать управленческие мероприятия.
Таким образом, в ближайшее десятилетие следует ожидать создания и распространения нового поколения компьютерных средств интегральной поддержки многофункциональной деятельности руководителей, которые могут оказать существенное влияние на кардинальное улучшение качества управления в обществе.
1. Яккока Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.: Пресса, 1991.-384 с.
2. PC MAGAZINE/RUSSIAN EITION, 8/96, p.101-119.
3. Пьявченко О.Н., Астанин С.В. Разработка принципов построения адаптивной системы информационного взаимодействия.//Материалы ХХХХ научно-техн. конф. - Таганрог, 1995, с.15-18.