ЛИТЕРАТУРА
1. Balakrishnan K., Honavar V. Evolutionary Design of Neural Architectures - A Preliminary Taxonomy and Guide to Literature // Technical Report CS TR95-01. Department of Computer Science, Iowa State University, Ames.
2. Whitley D., Hanson T. Optimizing neural networks using faster, more accurate genetic search // 3rd International Conference on genetic algorithms, San Mateo. CA. -1989. - C. 391-396.
3. Whitley D., Starkweather T., Bogart C. Genetic Algorithms and Neural Networks: Optimizing Connections and Connectivity // Parallel Computing. -1990. - C. 347-361.
4. Andersen T., Martinez T. A Provably Convergent Dynamic Training Method for Multilayer Percep-tron Networks // Proceedings of the 2nd International Symposium on Neuroninformatics and Neurocomputers, 1995.
5. Fahlman, S.E. and Lebiere, C. The Cascade Correlation Learning Architecture // Research Report CMU-CS-90-10. - 1991.
УДК 681.323:65.012.4
О.Н. Пьявченко
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОМПЛЕКСОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Одной из базовых форм функционирования специалистов является оперативная управленческая деятельность [1,2], представляющая собой процесс менеджмента, направленного на достижение краткосрочных целей. Информационно-сове^тощие комплексы руководителей [3] способны эффективно поддержать слабоформализуемую оперативную управленческую деятельность.
Функциональная структура комплекса поддержки оперативной деятельности руководителя (КОУД) определяется как составом и содержанием основных функций, так и особенностями деятельности пользователя в процессе оперативного управления. Причем эффективной структурной организацией является представление комплекса в виде разнородной полисистемы, базовыми компонентами которой являются системы, специализированные на реализацию основных функций оперативного управления. Поэтому для формирования представления о структуре КОУД, прежде всего, уделим внимание специфике процесса оперативной деятельности.
Оперативное управление заключается в разработке и организации выполнения в ходе повседневной деятельности краткосрочных (как правило, не более чем на квартал) планов достижения целей.
Процесс оперативного управления представляет собой повседневную управленческую деятельность объединенных в организационную систему субъек-,
определенных функций с использованием методов управления.
Содержание оперативного управления иллюстрируется схемой, представленной на рис.1.
1
Цельишадача
Планирование
Организация
1яэтап
Задание
Состояние
План
Мотивация
1Г
Норма
Контроль
Корректировка
Устранение
У правляющие
воздействия
Координаци и регулирование
1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________і
.1.
Структура процесса оперативного управления представлена в виде разбитой на два этапа последовательностей стадий реализации основных функций управле-:
1) ,
и постановке задач, составлению календарных планов работ и созданию организационной структуры, соответствующей поставленным целям;
2) , за ходом выполнения календарных планов работ, а также оперативного регулирования всего хода работ, используя мотивацию исполнителей.
В оперативном управлении особое значение имеют четко сформулированные цель - желаемый объект или ситуация, которые предполагается получить в результате деятельности, и задача, в которой кроме цели, указаны ограничения и условия .
После определения цели и задачи руководитель инициирует разработку планов организационной структуры, ее составных частей и индивидуальных планов сотрудников. Оперативное календарное планирование охватывает периоды: квартал, месяц, декаду, сутки, смену. Если посменная работа не предусматривается, то на нижнем уровне составляются и реализуются дневные планы. Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планы содержат перечень , , ,
, , .
Для повышения качества и сокращения сроков решения организационных вопросов в состав КОУД следует включить систему информационной и технологической поддержки процедур организации. Естественно, что информационные и функциональные возможности системы организации должны адаптироваться к
.
После решения основных вопросов планирования и организации наступает , .
Этап реализации начинается в соответствии с установленным планом сроком. Прежде всего исполнителям передаются утвержденные руководителем календар. -
- . -ванности выполняемой работы самым благотворным образом влияет на повыше, 2-3
раза [4].
За мотивацией наступает стадия реализации процесса выполнения плановых заданий. На этой стадии руководитель может непосредственно участвовать в ре- , является координация действий исполнителей и регулирование состояния процесса. При этом используются экономические, организационно-распорядительские,
- [5].
, -
( ),
представляющих собой целенаправленные управленческие процедуры, максимальная длительность каждой из которых укладывается в пределах рабочего дня. Предметом воздействий руководителя является управляемый процесс, представляющий собой упорядоченную последовательность технологических процедур, непосредственно реализуемых в рамках постановки и достижения цели. Плановые управленческие мероприятия составляют основу управляющего процесса. Они назначаются руководителем для контроля состояния и организации воздействий на . -ным условием для создания предпосылок для более надежного и целенаправленного контроля хода основного процесса. Контроль за состоянием управляемого процесса руководитель производит в рамках поддерживаемой в СПУТ процедуры анализа и оценки, получая в оперативной сводке на фиксированный момент времени
. , то руководитель осуществляет дополнительные запросы, встречи и совещания для .
Если все процессы идут в пределах заданных ограничений и внеплановое ( ), -тельность в соответствии со сформированным накануне планом-диспетчером, используя процедуру диспетчирования УМ.
Если переменные состояния или параметры, или расход ресурса вышли за ( ), -нового вмешательства руководителя. Оценив значимость нарушений, используя процедуру определения типов УМ, он обращается к плану управленческих мероприятий и устанавливает, достаточно ли уже запланированных мероприятий и требуются ли уточнение содержаний, корректировки сроков или введение новых ме-.
Если руководитель ограничивается уточнением запланированных мероприя-, -держание мероприятий соответствующего плана управленческих мероприятий.
Ситуация усложняется, когда руководитель вынужден ввести новые (допол-) . -го процесса в заданный момент времени и просмотра содержания плана управленческих мероприятий руководитель использует процедуру планирования УМ для назначения нового управленческого мероприятия. Для этого мероприятия он определяет дату проведения, в соответствии с которой мероприятие включается в план управленческих мероприятий управляемого процесса, после чего согласно срокам исполнения переносится в план-диспетчер. Заложенный в план-диспетчер резерв времени руководитель использует на выполнение внеплановых мероприятий, которые он включает в этот план. Затем в соответствии с запланированным расписа-
нием он реализует управленческие мероприятия, обращаясь к процедуре реализа-.
Цели управленческих мероприятий должны быть ясными, принятые решения конкретными и управляющие воздействия четко сформулированными. Формы управляющих воздействий могут быть разнообразными, например, команды, приказы, решения, рекомендации, советы, поручения и т.п., но при этом управляющие воздействия должны быть однозначно и понятно сформулированы и доведены до .
.
После выполнения задачи система контроля оказывает помощь руководителю в контроле за результатами труда с позиции достижения цели (целевой контроль). Предусматривается подведение итогов выполнения планов и сравнения “план-факт” для получения оценок и реализации управляющих воздействий на исполни.
Объединение в комплексе функциональных систем: “Постановка цели и зада”, “ ”, “ ”, “ ”, “ -”, “ ”, , -точно для обеспечения интегральной поддержки руководителю. Дело в том, что неотрывными элементами процесса управления являются коммуникации и приня-. - , значением. В процессе управления его участники постоянно обмениваются информацией - вступают в коммуникации. Руководители тратят в среднем 80% своего времени на чтение, переписку, телефонные переговоры, совещания и т.п. [6]. ,
всякого процесса управления.
Учитывая это в составе КОУД следует предусмотреть систему коммуникации и обработки информации, способную как помочь пользователю получить информацию от адресатов, рассортировать ее после обработки и обеспечить хранение в , , передать адресатам необходимые сообщения.
На стадии координации и регулирования управленческое решение инициируется необходимостью ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближения действительных параметров объекта (явления) к желаемым прогнозам [7]. Поэтому в КОУД целесообразно предусмотреть наличие алгоритмов и механизмов поддержки принятия решений во всех системах, не концентрируя их в специальной системе.
,
особенностей оперативной управленческой деятельности структура КОУД представляется как совокупность семи функциональных систем (рис.2).
В структуре комплекса система поддержки управленческих технологий занимает ключевое место, помогая пользователю в обеспечении гибкого планирования
, -, , создавая удобные условия для работы с другими системами. На этапе реализации планов руководитель преимущественно функционирует в среде СПУТ, при необходимости обращаясь к другим системам. СПУТ помогает ему гармонично решать проблемы самоменеджмента и инженерного менеджмента. Для этого в основу организации функционирования СПУТ кладутся процессные модели оперативной
управленческой деятельности, способные адаптироваться к профессиональным и личностным качествам руководителей.
Адресаты
ЛИТЕРАТУРА
1. Мескон М.Х., Альберт X., Хедоурн Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. / Автор преди-слов. Л.Н. Евенко. - М.: Дело, 1992. - 102с.
2. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) // Эко-
, , , . 2- . / . . . , А.Д.Шеремета. Т.1. - М.: Экономика, 1978. - 520с.
3. Пьявченко О.Н. Проблемы и перспективы построения компьютерных средств поддерж-
// -нерной и управленческой деятельности. Материалы Всероссийских научно-технических конференций с международным участием. - Таганрог: изд-во ТРТУ, 1998. - С. 40 -59.
4. ., . / . . с . / . . . -
дисл. АЛ. Журавлев. - М.: Экономика, 1990. - 335с.
5. / . . . , . . , . . .
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА, 1998. - 669с.
6. Ниссинен И., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Сокр. пер. с фин./ Авт. предисл. А.И.Китов - М.: Экономика, 1988. - 192с.
7. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Уч. пособие. - М.: ЗАО “Бизнес-школа Интел-Синтез”, 1997. - 208 с.