Научная статья на тему 'Функциональная структура комплексов компьютерной поддержки руководителей при решении задач оперативного управления'

Функциональная структура комплексов компьютерной поддержки руководителей при решении задач оперативного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная структура комплексов компьютерной поддержки руководителей при решении задач оперативного управления»

ЛИТЕРАТУРА

1. Balakrishnan K., Honavar V. Evolutionary Design of Neural Architectures - A Preliminary Taxonomy and Guide to Literature // Technical Report CS TR95-01. Department of Computer Science, Iowa State University, Ames.

2. Whitley D., Hanson T. Optimizing neural networks using faster, more accurate genetic search // 3rd International Conference on genetic algorithms, San Mateo. CA. -1989. - C. 391-396.

3. Whitley D., Starkweather T., Bogart C. Genetic Algorithms and Neural Networks: Optimizing Connections and Connectivity // Parallel Computing. -1990. - C. 347-361.

4. Andersen T., Martinez T. A Provably Convergent Dynamic Training Method for Multilayer Percep-tron Networks // Proceedings of the 2nd International Symposium on Neuroninformatics and Neurocomputers, 1995.

5. Fahlman, S.E. and Lebiere, C. The Cascade Correlation Learning Architecture // Research Report CMU-CS-90-10. - 1991.

УДК 681.323:65.012.4

О.Н. Пьявченко

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОМПЛЕКСОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Одной из базовых форм функционирования специалистов является оперативная управленческая деятельность [1,2], представляющая собой процесс менеджмента, направленного на достижение краткосрочных целей. Информационно-сове^тощие комплексы руководителей [3] способны эффективно поддержать слабоформализуемую оперативную управленческую деятельность.

Функциональная структура комплекса поддержки оперативной деятельности руководителя (КОУД) определяется как составом и содержанием основных функций, так и особенностями деятельности пользователя в процессе оперативного управления. Причем эффективной структурной организацией является представление комплекса в виде разнородной полисистемы, базовыми компонентами которой являются системы, специализированные на реализацию основных функций оперативного управления. Поэтому для формирования представления о структуре КОУД, прежде всего, уделим внимание специфике процесса оперативной деятельности.

Оперативное управление заключается в разработке и организации выполнения в ходе повседневной деятельности краткосрочных (как правило, не более чем на квартал) планов достижения целей.

Процесс оперативного управления представляет собой повседневную управленческую деятельность объединенных в организационную систему субъек-,

определенных функций с использованием методов управления.

Содержание оперативного управления иллюстрируется схемой, представленной на рис.1.

1

Цельишадача

Планирование

Организация

1яэтап

Задание

Состояние

План

Мотивация

Норма

Контроль

Корректировка

Устранение

У правляющие

воздействия

Координаци и регулирование

1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________і

.1.

Структура процесса оперативного управления представлена в виде разбитой на два этапа последовательностей стадий реализации основных функций управле-:

1) ,

и постановке задач, составлению календарных планов работ и созданию организационной структуры, соответствующей поставленным целям;

2) , за ходом выполнения календарных планов работ, а также оперативного регулирования всего хода работ, используя мотивацию исполнителей.

В оперативном управлении особое значение имеют четко сформулированные цель - желаемый объект или ситуация, которые предполагается получить в результате деятельности, и задача, в которой кроме цели, указаны ограничения и условия .

После определения цели и задачи руководитель инициирует разработку планов организационной структуры, ее составных частей и индивидуальных планов сотрудников. Оперативное календарное планирование охватывает периоды: квартал, месяц, декаду, сутки, смену. Если посменная работа не предусматривается, то на нижнем уровне составляются и реализуются дневные планы. Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планы содержат перечень , , ,

, , .

Для повышения качества и сокращения сроков решения организационных вопросов в состав КОУД следует включить систему информационной и технологической поддержки процедур организации. Естественно, что информационные и функциональные возможности системы организации должны адаптироваться к

.

После решения основных вопросов планирования и организации наступает , .

Этап реализации начинается в соответствии с установленным планом сроком. Прежде всего исполнителям передаются утвержденные руководителем календар. -

- . -ванности выполняемой работы самым благотворным образом влияет на повыше, 2-3

раза [4].

За мотивацией наступает стадия реализации процесса выполнения плановых заданий. На этой стадии руководитель может непосредственно участвовать в ре- , является координация действий исполнителей и регулирование состояния процесса. При этом используются экономические, организационно-распорядительские,

- [5].

, -

( ),

представляющих собой целенаправленные управленческие процедуры, максимальная длительность каждой из которых укладывается в пределах рабочего дня. Предметом воздействий руководителя является управляемый процесс, представляющий собой упорядоченную последовательность технологических процедур, непосредственно реализуемых в рамках постановки и достижения цели. Плановые управленческие мероприятия составляют основу управляющего процесса. Они назначаются руководителем для контроля состояния и организации воздействий на . -ным условием для создания предпосылок для более надежного и целенаправленного контроля хода основного процесса. Контроль за состоянием управляемого процесса руководитель производит в рамках поддерживаемой в СПУТ процедуры анализа и оценки, получая в оперативной сводке на фиксированный момент времени

. , то руководитель осуществляет дополнительные запросы, встречи и совещания для .

Если все процессы идут в пределах заданных ограничений и внеплановое ( ), -тельность в соответствии со сформированным накануне планом-диспетчером, используя процедуру диспетчирования УМ.

Если переменные состояния или параметры, или расход ресурса вышли за ( ), -нового вмешательства руководителя. Оценив значимость нарушений, используя процедуру определения типов УМ, он обращается к плану управленческих мероприятий и устанавливает, достаточно ли уже запланированных мероприятий и требуются ли уточнение содержаний, корректировки сроков или введение новых ме-.

Если руководитель ограничивается уточнением запланированных мероприя-, -держание мероприятий соответствующего плана управленческих мероприятий.

Ситуация усложняется, когда руководитель вынужден ввести новые (допол-) . -го процесса в заданный момент времени и просмотра содержания плана управленческих мероприятий руководитель использует процедуру планирования УМ для назначения нового управленческого мероприятия. Для этого мероприятия он определяет дату проведения, в соответствии с которой мероприятие включается в план управленческих мероприятий управляемого процесса, после чего согласно срокам исполнения переносится в план-диспетчер. Заложенный в план-диспетчер резерв времени руководитель использует на выполнение внеплановых мероприятий, которые он включает в этот план. Затем в соответствии с запланированным расписа-

нием он реализует управленческие мероприятия, обращаясь к процедуре реализа-.

Цели управленческих мероприятий должны быть ясными, принятые решения конкретными и управляющие воздействия четко сформулированными. Формы управляющих воздействий могут быть разнообразными, например, команды, приказы, решения, рекомендации, советы, поручения и т.п., но при этом управляющие воздействия должны быть однозначно и понятно сформулированы и доведены до .

.

После выполнения задачи система контроля оказывает помощь руководителю в контроле за результатами труда с позиции достижения цели (целевой контроль). Предусматривается подведение итогов выполнения планов и сравнения “план-факт” для получения оценок и реализации управляющих воздействий на исполни.

Объединение в комплексе функциональных систем: “Постановка цели и зада”, “ ”, “ ”, “ ”, “ -”, “ ”, , -точно для обеспечения интегральной поддержки руководителю. Дело в том, что неотрывными элементами процесса управления являются коммуникации и приня-. - , значением. В процессе управления его участники постоянно обмениваются информацией - вступают в коммуникации. Руководители тратят в среднем 80% своего времени на чтение, переписку, телефонные переговоры, совещания и т.п. [6]. ,

всякого процесса управления.

Учитывая это в составе КОУД следует предусмотреть систему коммуникации и обработки информации, способную как помочь пользователю получить информацию от адресатов, рассортировать ее после обработки и обеспечить хранение в , , передать адресатам необходимые сообщения.

На стадии координации и регулирования управленческое решение инициируется необходимостью ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближения действительных параметров объекта (явления) к желаемым прогнозам [7]. Поэтому в КОУД целесообразно предусмотреть наличие алгоритмов и механизмов поддержки принятия решений во всех системах, не концентрируя их в специальной системе.

,

особенностей оперативной управленческой деятельности структура КОУД представляется как совокупность семи функциональных систем (рис.2).

В структуре комплекса система поддержки управленческих технологий занимает ключевое место, помогая пользователю в обеспечении гибкого планирования

, -, , создавая удобные условия для работы с другими системами. На этапе реализации планов руководитель преимущественно функционирует в среде СПУТ, при необходимости обращаясь к другим системам. СПУТ помогает ему гармонично решать проблемы самоменеджмента и инженерного менеджмента. Для этого в основу организации функционирования СПУТ кладутся процессные модели оперативной

управленческой деятельности, способные адаптироваться к профессиональным и личностным качествам руководителей.

Адресаты

ЛИТЕРАТУРА

1. Мескон М.Х., Альберт X., Хедоурн Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. / Автор преди-слов. Л.Н. Евенко. - М.: Дело, 1992. - 102с.

2. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) // Эко-

, , , . 2- . / . . . , А.Д.Шеремета. Т.1. - М.: Экономика, 1978. - 520с.

3. Пьявченко О.Н. Проблемы и перспективы построения компьютерных средств поддерж-

// -нерной и управленческой деятельности. Материалы Всероссийских научно-технических конференций с международным участием. - Таганрог: изд-во ТРТУ, 1998. - С. 40 -59.

4. ., . / . . с . / . . . -

дисл. АЛ. Журавлев. - М.: Экономика, 1990. - 335с.

5. / . . . , . . , . . .

- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА, 1998. - 669с.

6. Ниссинен И., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Сокр. пер. с фин./ Авт. предисл. А.И.Китов - М.: Экономика, 1988. - 192с.

7. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Уч. пособие. - М.: ЗАО “Бизнес-школа Интел-Синтез”, 1997. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.