ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА
И.А. ГАЛКИН I.A. GALKIN
ОБЕСП ЕЧ ИТЬ УСП ЕХ ДЕСАНТА
ТО ENSURE THE SUCCESS OF THE LANDING
ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО И ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСАДКИ МОРСКОГО (ВОЗДУШНО-МОРСКОГО) ДЕСАНТА
RATIONALE FOR DEVELOPMENT PERSPECTIVE ROBOTOTECHNICAL SYSTEM OF NAVIGATION-HYDROGRAPHIC AND HYDRO-METEOROLOGICAL SUPPORT SEA
(AIRBORNE) LANDING
Сведения об авторе. Галкин Илья Алексеевич — руководитель учебно-методической комиссии по разработке программ подготовки военных специалистов по применению и эксплуатации морских ро-бототехнических средств и роботизированных систем, доцент кафедры навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитан 2-го ранга, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).
у
I гмкингг-!
Аннотация. В статье рассмотрены существующие недостатки навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения высадки морского (воздушно-морского) десанта, приводится обоснование возможности применения, вместо личного состава соответствующих подразделений, робототехнических комплексов военного назначения при навигационно-гидрографи-ческом и гидрометеорологическом обеспечении высадки морского (воздушно-морского) десанта как в одиночном порядке, так и в составе перспективной робототехнической системы. Также в статье уделено внимание необходимости подготовки специалистов по применению и эксплуатации морских робототехнических комплексов военного назначения и ее реализации в Военном институте (военно-морском) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Ключевые слова: навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, робототехнические комплексы военного назначения, высадка морского (воздушно-морского) десанта.
Information about the author. Ilya Galkin — head of the educational and methodical Commission for the development of training programs for military specialists in the application and operation of marine robotics and robotic systems, associate Professor of the Department of navigation, hydrographic and hydrometeorological support of the Military Institute (naval) VUNTS Navy «Naval Academy», captain of the 2nd rank, candidate of technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg).
Summary. The article discusses the existing shortcomings of the navigation-hydrographic and hydrometeorological support for the landing of a naval (airborne) landing, the rationale is given for the possibility of using, instead of the personnel of the relevant subdivisions, military robotic complexes for navigating-hydrographic and hydrometeorological ensuring the landing of the maritime (airborne) landing, both in a single order, and as part of a promising robotic system. The article also focuses on the need to train specialists in the use and operation of marine military robotic complexes, and its implementation at the military naval institute.
Key words: navigation, hydrographic and hydrometeorological support, military robotic systems, the landing of the sea (air-sea) assault.
Десантная операция является одной из самых сложных операций Военно-Морского Флота, для ее проведения задействуется значительное количество разнородных подразделений.
Успех морской десантной операции, прежде всего, обеспечивается:
— организованностью погрузки войск на десантные корабли;
— организацией безопасного и скрытого морского перехода;
— высокими темпами высадки;
— организацией всех видов обеспечения;
— устойчивым и надежным управлением войсками и силами.
Одним из основных видов обеспечения, от которого зависит успех всех этапов морской десантной операции, является навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение. Оно заключается, в том числе, в предоставлении командованию точной и своевременной информации о гидрометеорологических условиях как в районе нахождения сил высадки, так и в районе высадки.
Важность и необходимость измерения параметров окружающей среды непосредственно в месте высадки заключается в том, что температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра могут существенно отличаться от значений тех же величин, измеренных в районе нахождения сил десантного ордера в море. Особенно гидрометеорологические значения сильно меняются на срезе вода-берег. Измеренная непосредственно в районе планируемой высадки морского (воздушно-морского) десанта гидрометеорологическая информация используется для расчета метеорологических поправок для повышения точности стрельбы корабельной артиллерии и стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами, обеспечения полетов авиации и повышения точности десантирования воздушно-штур-
мовых отрядов десанта в район высадки.
Навигационно-гидрографиче-ское обеспечение действий десантных и тральных кораблей, выхода самоходной плавающей техники на десантно-доступные участки производится также с побережья, куда будет производиться высадка (см. фото 1). Несмотря на существенную зависимость результатов морской десантной операции от эффективности навигационно-ги-дрографического и гидрометеорологического обеспечения, последнее проводится с использованием устаревших технологий.
Так, для обеспечения действий тральщиков, десантных кораблей, выхода самоходной плавающей техники на берег производят развертывание маневренных навигационных створных знаков (см. фото 2).
Маневренные навигационные створные знаки представляют собой мобильные сооружения контрастного цвета по отношению к побережью (см. фото 3). Они развертываются манипуляторной группой, которая высаживается в заданный район заранее.
Вместе с манипуляторной группой высаживается десантная группа метеорологического обеспечения, в задачи которой входит измерение значений гидрометеорологических величин непосредственно на побережье противника. Для этого используется десантный метеокомплект (см. фото 4), который представляет собой мачту с ультразвуковым измерителем метеорологических величин и развертывается на побережье личным составом группы. Измеренные значения гидрометеорологических величин передаются радистом группы на корабли соединения по радиоканалам.
Существующие способы навига-ционно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения высадки десанта имеют ряд недостатков:
1. Низкая скрытность высадки манипуляторной и десантной групп
метеорологического обеспечения на берег противника, которая производится путем десантирования с вертолетов и десантных катеров.
2. Высокая вероятность уничтожения групп противодиверсионны-ми силами противника, особенно после развертывания створных знаков.
3. Низкая эффективность створных знаков в условиях плохой видимости, что обусловлено тем, что не всегда возможно установить створные знаки, достаточно контрастные по отношению к береговой полосе, особенно в дневное время, либо использование светооптиче-ских аппаратов, сильно демаскирующих действия манипуляторной группы ночью.
4. Необходимы как минимум два человека для развертывания створных знаков и два человека для развертывания десантного метеорологического комплекта.
5. Личный состав манипуляторной и десантной групп метеорологического обеспечения должен пройти обучение навигационно-ги-дрографическому и гидрометеорологическому обеспечению высадки десанта в различных условиях, что предъявляет повышенные требования и необходимость дополнительного обучения привлекаемого личного состава.
6. Данные об измеренных значениях гидрометеорологических величин необходимо передавать по радиоканалу на корабли соединения, для чего необходимо задействовать штатного радиста подразделений диверсионно-разведывательных групп, нагружая его дополнительными задачами и понижая скрытность всего подразделения.
Недостатки, приведенные выше, могут оказать существенное негативное влияние на успех высадки морского (воздушно-морского) десанта. Как показывает опыт, силы и войска, привлекаемые к морским десантным операциям, в современных условиях являются первоочередными объектами в системе
4*311
<ШпшШШ
1 .-Ж - ' , *■
Фото. 7. Выход на побережье самоходной плавающей техники морского десанта
огневого поражения противника и могут подвергнуться ракетно-авиационным ударам, а также действиям диверсионных групп еще в исходных районах для десантирования. Причем нанесение ударов возможно не только по войскам морского десанта, но и по кораблям сил высадки, а также по вертолетам на площадках базирования и посадочных, что может повлечь за собой значительные потери и привести к срыву высадки войск морского десанта. Поэтому осуществлять на-вигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение высадки морского (воздушно-морского) десанта традиционными средствами с задействованием требуемого количества личного состава
будет неэффективным, т.к. процент потерь от применения вооружения противодесантными силами противника будет существенно выше.
Анализ существующих в настоящее время как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах образцов морских робототехнических комплексов военного назначения, а также научно-технического задела в этой области позволил определить, что в ближайшем будущем робототех-нические комплексы, как в одиночном порядке, так и в составе робототехнических систем военного назначения, будут способны самостоятельно решать ряд конкретных задач в операциях Военно-Морского Флота. При этом особое внимание
Фото 2. Развертывание маневренных навигационных створных знаков
уделяется, прежде всего, возможности их применения в условиях, сопряженных с угрозой для человеческой жизни.
Также целесообразным является совместное применение робототехнических комплексов военного назначения (далее — РТК ВЯ) для достижения общей цели, в частности, для навигационно-гидрографи-ческого и гидрометеорологического обеспечения ("далее — НГО и ТМО). Состав РТК ВН в части обеспечения НГО и ГМО высадки морского (воздушно-морского) десанта определяется необходимостью эффективного выполнения поставленных задач. Излишнее разнообразие различных РТК ВН крайне усложнит организацию их материально-технического обеспечения, управление и обработку принимаемой от них информации, потребует большого количества специалистов по их эксплуатации, обслуживанию и ремонту, а также трудоемкой и дорогостоящей системы обучения таких специалистов. Излишняя универсальность роботокомплексов не позволит эффективно решать частные задачи, ввиду многообразия последних.
Поэтому при определении состава РТК ВН необходимо соблюдать баланс между их универсальностью и количеством. Определенные РТК ВН должны обладать возможностью выполнять несколько смежных задач либо иметь возможность быстрой смены модулей полезной нагрузки.
Целесообразность включения РТК ВН в состав группировки обеспечения высадки морского десанта напрямую зависит от гидрометеорологических условий, превосходства противника в воздухе, постановки радиоэлектронных помех противником и др.
Не стоит забывать и о подготовке специалистов по применению и эксплуатации роботокомплексов, входящих в состав перспективной робототехнической системы на-вигационно-гидрографического и гидрометеорологического обе-
Фото 3. Маневренные навигационные Фото4. Десантный метеорологический комплект
створные знаки
спечения высадки морского (воздушно-морского) десанта, т.к. современные РТК ВН являются сложными техническими средствами, требующими квалифицированного управления и обслуживания.
Подготовка таких специалистов позволит сократить материальные затраты на подготовку личного состава подразделений НГО и ГМО и исключить их гибель. В соответствии с разработанной в Военном институте (военно-морском) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» дополнительной профессиональной программой повышения квалификации военных специалистов по применению и эксплуатации морских робототехнических средств и роботизированных систем, подготовка специалистов займет на порядок меньше времени и материальных ресурсов, при этом позволит производить НГО и ГМО высадки десанта более эффективно за счет применения робототехнических комплексов военного назначения.
Таким образом, разработка перспективной робототехнической системы на-вигационно-гидрографического
и гидрометеорологического обеспечения высадки морского (воздушно-морского) десанта позволит усовершенствовать существующую систему навигационно-гидрографи-ческого и гидрометеорологического обеспечения морской десантной операции, повысить ее эффективность за счет точного и своевременного выполнения всего комплекса мероприятий; исключения участия личного состава при проведении мероприятий НГО и ГМО боя за высадку морского (воздушно-морского) десанта, с целью предотвращения их гибели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Робототехнические средства, комплексы и системы Военного назначения.— М.: ГНИИЦ РТ МО РФ, 2014.
2. Белоусов, И. Современные и перспективные необитаемые подводные аппараты ВМС США (2013) [Электронный ресурс] // Зарубежное военное обозрение: электрон, журн., 2013. № 5. С. 79—88.— Режим доступа: Ре^аёопиэ: сайт: Ьйр://реп1аёопиз.
ru/publ/sovremennye_i_ perspektivnye_neobitaemye_ podvodnye_apparaty_vms_ ssha_2013/27—1—0—2415 — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 26.11.2018).
3. Робототехнические комплексы военного и двойного назначения. Справочные материалы.— М.: ГНИИЦ РТ МО РФ, 2014.
4. JIonoma,A.B. Морские робототехнические комплексы военного и специального назначения // А.В. Лопота, А.Б. Николаев.— СПб.: ЦНИИ РТК, 2017.
5. Николаев, А.Б. Морская военная робототехника: современное состояние и перспективы // A.B. Николаев. — СПб.: Робототехника и техническая кибернетика,
2017. №1(14).
6. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации военных специалистов по применению и эксплуатации морских робототехнических средств и роботизированных систем // И. А. Галкин — СПб.: ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»,
2018.