Научная статья на тему 'Обеспечения равнодоступности службы в ОВД на современном этапе'

Обеспечения равнодоступности службы в ОВД на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
трудовое право / управленческие решения / трудовые ресурсы / трудовые правоотношения / кадровый состав / labor law / management decisions / labor resources / labor relations / personnel

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриднева Ольга Вячеславовна, Скачко Анна Владиленовна

Статья посвящена исследованию института трудовых правоотношений. По мере развития системы правоохранительных органов все большее значения приобретают управленческие решения руководителями органов внутренних дел Российской Федерации, связанные с условиями прохождения службы в ОВД, а также применение новых кадровых технологий. Данное обстоятельство становится одним из актуальных вопросов организационного и правового обеспечения их реализации. Это приобрело особую значимость в условиях активной борьбы с коррупцией. Это приобрело особую значимость в условиях активной борьбы с коррупцией. Актуализация вопроса о роли и месте кадрового потенциала ОВД как составляющей кадровой политики государства в условиях формирования в России структур и процедур социального управления связана с развитием традиционного для мирового сообщества института публичной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING EQUAL ACCESSIBILITY OF SERVICE IN THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the study of the Institute of labor relations. With the development of the law enforcement system, managerial decisions by the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation related to the conditions of service in the Department of Internal Affairs, as well as the use of new personnel technologies, are becoming increasingly important. This circumstance becomes one of the urgent issues of organizational and legal support for their implementation. This has become particularly important in the context of an active fight against corruption. This has become particularly important in the context of an active fight against corruption. The actualization of the question of the role and place of the personnel potential of the Department of Internal Affairs as a component of the state’s personnel policy in the context of the formation of social management structures and procedures in Russia is associated with the development of the institution of public service, which is traditional for the world community.

Текст научной работы на тему «Обеспечения равнодоступности службы в ОВД на современном этапе»

Обеспечения равнодоступности службы в ОВД на современном этапе

Гриднева Ольга Вячеславовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России E-mail: olga_gridneva@bk.ru

Скачко Анна Владиленовна,

доктор юридических наук, профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России

E-mail: s.matrix@mail.ru

Статья посвящена исследованию института трудовых правоотношений. По мере развития системы правоохранительных органов все большее значения приобретают управленческие решения руководителями органов внутренних дел Российской Федерации, связанные с условиями прохождения службы в ОВД, а также применение новых кадровых технологий. Данное обстоятельство становится одним из актуальных вопросов организационного и правового обеспечения их реализации. Это приобрело особую значимость в условиях активной борьбы с коррупцией. Это приобрело особую значимость в условиях активной борьбы с коррупцией. Актуализация вопроса о роли и месте кадрового потенциала ОВД как составляющей кадровой политики государства в условиях формирования в России структур и процедур социального управления связана с развитием традиционного для мирового сообщества института публичной службы.

Ключевые слова: трудовое право, управленческие решения, трудовые ресурсы, трудовые правоотношения, кадровый состав.

см

О)

Органы внутренних дел (далее ОВД) являются институтом публичной власти, играющие первостепенную роль в осуществлении правоохранительной функции государства. В современном мире ОВД это государственные органы, назначением которых является обеспечение безопасности.

Являясь публичной службой, ОВД обязаны выполнять определенную деятельность, возложенную на них государством и действовать в публичных интересах, т.е. интересах всего общества, отражая в своей деятельности, истинно наличествующие потребности институтов гражданского общества и отдельных индивидов.

Г.Ф. Гегель, отмечал, что к публичным интересам относятся те вопросы, в отношении которых у граждан есть общий интерес, то есть дела, имеющие публичное значение [2, с. 410].

В. Остром подчеркивает, что публичный интерес может быть реализован только сообща. Зачастую это потребности или общественные блага, которые в индивидуальном порядке не могут быть удовлетворены [19, с. 166].

Любой гражданин (частное лицо) вправе воспользоваться помощью публичной службы, в том числе правоохранительных органов. Таким образом, исследование правового регулирования и обеспечения равнодоступности службы в ОВД имеет не только теоретический, но и практический интерес.

Законодатель, обеспечивая равенство служебных прав граждан, дискриминацию не допускает. Равноправие и свобода личности, включая равенство служебных прав, это основной элемент правового статуса личности. В этой связи какие-либо социальные отношения, которые затрагивают права и свободы личности и ведут к дискриминации, запрещены [7, с. 4; 12, с. 240].

Как отмечает В.М. Корякин, принцип «равнодоступности» трансформируется в идею «равенства» [10, с. 3].

В настоящее время, как отмечает О.О. Миронов, «широко используются приемы и средства, типичные для нравственного регулирования, для воздействия норм морали на поведение участников общественных отношений» [15, с. 31]. Представляется, что данное положение в полной мере относится к вопросам не дискриминации, а также обеспечения равнодоступности службы в ОВД.

Вопросы равенства, находятся в центре внимания правовой науки, поскольку занимают особое место в системе базовых ценностей любого современного демократического государства, и они интенсивно изучаются.

Юридическое равенство обычно понимается как формальное равенство, и, как правило, обозначается термином «равноправие».

Так Д. Гомьен, Д. Харрис, Лео Зваак, рассматривая равенство в широком понимании, отмечают, что в защите прав человека, равенство эквивалентно справедливости [3, с. 450].

Представляется, что с позиций законодателя равенство является справедливостью, поскольку положения, установленные законом, подлежат применению к любому члену общества. В независимости от того понимается ли равенство, как основа российского федерализма [1, с. 18; 13, с. 11], либо как институт правового статуса человека и гражданина [11, с. 17], или как принцип правового государства [8, с. 76; 21, с. 65], во всех подходах имеется общий знаменатель, а именно: принцип равенства заключается в том, что равное должно регулироваться равным образом. Поэтому в правовом значении к лицам, имеющим равное положение, применимы одинаковые правила [5, с. 47]. Что касается фактического неравенства, то следует отметить, что конституционные гарантии, предусмотренные ст. 19 Конституции РФ, не гарантируют и не могут гарантировать, например, равенства в имущественном или социальном положении и т.п.

В соответствии с Конституцией РФ [9] у всех субъектов права есть равные возможности, и чтобы обеспечить равноправие, предоставляются гарантии пользования данными правами, а неравное обращение считается несправедливым и дискриминационным [14, с. 12; 4, с. 39].

При этом право (закон) не может стереть различия между людьми, оно предназначено только для того, чтобы регулировать отношения между ними, привести их к единому знаменателю. Закон не стереотипная шкала, поскольку производится индивидуализация абстрактных норм в соответствие с конкретными ситуациями. С точки зрения правовой реальности, каждый человек понимает, что может реализовать права, в том числе на доступ к службе в правоохранительных органах, в рамках, имеющихся у него возможностей

Законодательной основой предотвращения дискриминации является система нормативных правовых актов, которые регулируют права и свободы человека и гражданина в различных сферах.

Конституция РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Важным фактором, влияющим на российское законодательство, является использование международного права. Особая роль при этом отведена соблюдению международных договоров, которые оказывают значительное влияние, как на национальное законодательство, так и на судебную практику.

Международными документами, закрепляющими правовой статус человека, устанавливаются нормы, запрещающие неравенство в доступе к основным правам и свободам. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, в России запрещены любые формы дискриминации.

Главным юридически обязательным международным документом в области предотвращения и запрета нарушений прав личности, включая запрет дискриминации, является Устава ООН (ст. 1, 55 и 75).

Созданные при ООН органы (например, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщины, Верховный комиссар по правам человека, центр по правам человека и др.) и межправительственные конференции стали разработчиками ряда международно-правовых актов, способствующих предотвращению и запрету расизма, дискриминации, нетерпимости, признав эти явления противоречащими положениям международного права.

Не ставя себе целью подробное рассмотрение всех международно-правовых актов в сфере дискриминации, отметим, что Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. является одним из первых международных актов, которые применены к вопросам дискриминации.

И хотя данная Декларация прямо не содержит запрет дискриминации, она провозглашает основополагающие права и свободы человека, в том числе право на равную защиту от любой дискриминации.

Равноправие - это основной элемент, как в международном, так и внутригосударственном праве России. Конституционно-правовое регулирование, раскрывает содержание и юридическое предназначение института противодействия и предотвращения дискриминации, устанавливая равноправие граждан. Данные нормы оказывают охранительное, гарантирующее воздействие на состояние конституционно-правовой системы, обеспечивая высокий уровень безопасности ценностей, закрепленных в Основном Законе.

Конституция РФ являет собой национальное государственное средство по предотвращению дискриминации и запрету дискриминации, признавая ее противоречащим ее положениям. В соответствии с конституционным и правовым смыслом гарантии равенства прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений означают запрет любой формы ограничения прав граждан на основании социальных, расовых, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Равнодоступность службы в ОВД является существенной частью реализации положений ст. 32 Конституции РФ.

Следует отметить, что сегодня предупреждение и ликвидация всех форм дискриминации одно из значимых направлений государственной национальной политики России.

В соответствии со Стратегией государственной р национальной политики Российской Федерации Д на период до 2025 года [22] в числе ее основных Ч

т

принципов значится равенство прав и свобод чело- К века и гражданина независимо от расовой и нацио- ё нальной принадлежности, независимо от отноше- у ния к религии, а также иных условий. В данном до- А

кументе также подчеркивается, что Россия в своих намерениях стремиться предотвратить, а также искоренить все формы дискриминации. Данные положения в полной мере следует отнести к обеспечению равнодоступности службы в ОВД. Любой российский гражданин в возрасте от 18 до 35 лет при его соответствии квалификационным требованиям и отсутствии предусмотренных ограничений имеет возможность служить в полиции при наличии соответствующих вакантных должностей.

Служба в ОВД является видом государственной службы. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (например, в Постановлении от 6 июня 1995 г. 7-П [20], определениях от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О и от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О [16; 17; 18]), неоднократно отмечал, что служба в ОВД является особым видом государственной службы. Сотрудники ОВД наделены специальным правовым статусом для выполнения возложенных на них государством задач.

При этом равнодоступность службы не означает, что служба в ОВД доступна абсолютно всем без исключения.

Устанавливая формальное равенство, касающееся равнодоступности службы в ОВД, законодатель также исходил из специального статуса личности, выраженной в специфике (особенностях) правового положения отдельной категории людей, имеющих дополнительные субъективные права и обязанности. В полной мере это относится к сотрудникам ОВД. С учетом того, что правосубъектность сотрудников ОВД носит специфический характер, то они, являясь специальным субъектом, вступают в правоотношения уже с определенным правовым статусом.

Правовой статус сотрудника ОВД является совокупностью общегражданских прав, свобод, а также обязанностей и ответственности сотрудников ОВД, установленных нормативно-правовыми актами, различных уровней, обуславливающими зачисление (поступление) на службу в ОВД и ее последующие прохождение.

Данный вывод основан на том, что сотрудник ОВД, являясь гражданином России, наделен, согласно нормам отечественного законодательства, включая ратифицированные международные акты, общегражданскими правами и свободами, а также несет общегражданские обязанности и ответственность. При этом указанный статус распространяется на сотрудников ОВД с учетом возможностей его реализации в условиях зачисления и прохождения службы в ОВД. В свою очередь данное обстоятельство, с учетом особого характера исполнения обязанностей правоохранительной службы, накладывает некоторые ограничения в конституционных правах и свободах. — Сотрудником ОВД выполняются задачи важ-2 ность и специфику, которых определяют особые Я признаки служебных отношений в правоохрани-° тельных органах, призванных обеспечить дости-ав жение целей. Данные положения обусловливают

необходимость наличия жестких требований и правил субординации субъектов служебных отношений в ОВД, определяющих отношения подчиненности, объема прав, обязанностей и дисциплинарной власти, объема и специфику ответственности.

Правовая сущность равнодоступности службы в ОВД, прежде всего означает объявление одних критериев отбора на должности.

Статья 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ [23] предусматривает ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел. Т.е. предусматривает случаи, когда гражданин не может быть принят на службу в ОВД.

Представляется, что такие ограничения и запреты являются закономерностью, поскольку осуществление гражданских прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституция обеспечивает возможность ограничения прав. Конституцией также устанавливаются пределы такого ограничения. Более того она предусматривает строгие основания ограничений и порядок их реализации.

Только федеральным законом могут быть ограничены права и свободы.

Такое ограничение возможно только настолько, на сколько это необходимо для целей защиты: основ конституционного порядка; нравственности; здоровья; прав и законных интересов других лиц; обеспечение защиты страны и обеспечение безопасности государства. Данный список закрыт для иных оснований, ограничивающих права и свободы (часть 3 статьи 55).

Ограничение прав и свобод также допускается международным правом.

Таким образом, ограничения на этих основаниях возможны, если соблюдены два условия: их ограничивают только федеральным законом; только в той степени, в которой это необходимо.

Конституционный Суд в ряде решений обосновал требование соответствия пропорциональности ограничения прав и свобод в качестве гарантии от чрезмерно широкой интерпретации термина «меры необходимости».

Сами основания для ограничений не вызывают сомнений поскольку на защиту ставиться более весомые составляющие жизни, без чего общество, индивид, государство возможно не только гармонично не сможет сосуществовать, но и ставит в опасность его жизни как целого феномена.

Институт ограничения прав граждан является не только составным элементом режимов, но и механизмом изменения конституционного статуса. В той или иной ситуации требуется изменения объема прав конституционного статуса. Законным способом изменения объема элементов конституционного статуса как раз выступает институт ограничения прав.

Для обеспечения равнодоступности при поступлении на службу соискателей, руководящий состав ОВД принимает ряд управленческих решений, связанных, как с организационными, функциональными вопросами, так и с соблюдением за-

конности отбора и оценки лиц, на службу желающих поступить в ОВД, связанную с недопущением дискриминации. Руководящий состав ОВД также следит за четким соблюдением административно-служебные процедуры поступления на службу в ОВД, установленных законодателем. В случае установления неправомерных действий своих сотрудником, связанных, например, с нарушением процедуры отбора, может быть принято управленческое решение о привлечении такого сотрудника к юридической ответственности.

Законодатель установил административно-служебные процедуры поступления на службу в ОВД. Данные процедуры обусловлены целым рядом вопросов, которые надлежит решить в целях обеспечения доступа к службе в ОВД и включают: правовые основания поступления на службу; процедуру поступления на службу; документальное оформление приема на службу.

Процедура поступления на службу в ОВД предусматривает конкретные обстоятельства, а также требования к соискателю на занятие определенной должности в ОВД, установленные законодателем.

Подбор сотрудников всегда следует проводить достаточно тщательно, так как качество человеческих ресурсов во многом определяет возможности и эффективность последующего их использования. При подборе сотрудников руководитель отсеивает неподходящих претендентов и оценивает личные и профессиональные качества, принимаемых на работу.

Поиск, подбор и оформление приема на службу это функция кадровых служб. Однако эффективный процесс отбора потенциальных сотрудников всегда требует участия руководителей тех подразделений, для которых осуществляется их набор. Поэтому им необходимо знать основные принципы и процедуры, применяемые при подборе кадров, и владеть для этого необходимыми навыками.

Документальное оформление приема и поступления на службу, производится на основании решения о соответствии кандидата требования.

Назначение является демократичным способом замещения должностей в ОВД.

Когда в аппарате управления появляются вакансии, кадровая служба пользуется возможностью перемещения сотрудников на другую должность.

Несмотря на разнообразие модификаций таких методов, предмет оценки везде один и тот же: профессионализм, компетентность личности кандидата.

Конкурс на замещение вакансии предоставляет кандидатам право на равный доступ к службе и является кадровым мероприятием в ОВД, имеющим свою специфику.

Данная специфика определяется тем, что решение конкурсной комиссии является рекомендацией. Окончательного решения принимается руководителем, имеющим право назначения на должность.

Таким образом, авторы констатируют, что взаимосвязь и взаимообусловленность частного и пу-

бличного интереса, их пластичность, взаимопере-текаемость является логичной, а наличие системных связей между данными категориями позволяет реализовать интересы, как частные, так и публичные посредством их взаимосвязанности и взаимодействия, что проявляется в различных формах. Как частному, так и публичному интересу присуща известная мобильность границ.

Правовое регулирование и обеспечения равнодоступности службы в ОВД регулируется общими нормами международного права, касающимися запрета дискриминации, а внутригосударственном законе России.

Под ограничением прав и свобод понимается возможность вмешательства государства для защиты основ конституционного строя, обеспечения государственной безопасности и общественного порядка, жизни, достоинства, здоровья населения, и законных интересов других лиц.

Устанавливая формальное равенство при поступлении на службу в ОВД, законодатель руководствовался публичными интересами, т.е. интересами общества, с учетом специального статуса сотрудников ОВД, который учитывает особый характер исполнения обязанностей правоохранительной службы. Поэтому законодатель накладывает некоторые ограничения, касающиеся поступления на службу в органы внутренних дел.

Обеспечения равнодоступности службы в ОВД на современном этапе при отборе и поступлении на службу в органы внутренних дел, выражается в одинаковом отношение к людям, которые соответствуют критериям отбора, установленного законодателем.

Литература

1. Бондарь Н.С. Требования равенства и справедливости в измерении Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционные основы судебной власти // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2003. С. 18-27.

2. Гегель Г.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера. М.: Мир книги, Литература, 2009. С. 410.

3. Гомьен Д., Харрис Д., Лео Зваак. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. Пер. с англ. М., 1998. С. 450.

4. Гриднева О.В., Гришмановский Д.Ю., Скачко А.В. Частное право в финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел российской федерации. Учебник / Москва, 2023. - 188 с.

5. Гриднева О.В., Ленковская Р.Р. К вопросу о правовой природе юридических и правовых услугах // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 12. С. 39-50.

6. Гриднева О.В., Скачко А.В., Субхангулов Р.Р. Кадровые технологии в системе трудовых пра-

5 -о

сз ж

■с

8.

9.

см

О)

воотношений органов внутренних дел // Юридическая наука. 2023. № 1. С. 78-84. Комкова Г.Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве. Саратов: Изд-во ПАГС, 2003. С. 4.

Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2002. С. 76.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

10. Корякин В.М. Меры по повышению престижа военной службы по призыву не должны влечь несоразмерного ограничения прав граждан (научно-практический комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 26-П) // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 1. С. 2-5.

11. Куленко О.И. Равенство перед законом и судом как принцип института конституционных прав и свобод личности // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 8. С. 17; Бы-рдин Е.Н. Правовое равенство и социальная справедливость // Юрист. 2002. С. 17.

12. Ледовских Н.П. Православная самоидентификация: ценностная эволюция в истории русской культуры // Регионология. 2012. № 4 (81). С.238-244.

13. Ледовских Н.П. Смыслополагание в современной культуре. В книге: Культурологическая топология современности. Агапова Н.Г., Ежова Е.Ю., Ледовских Н.П., Меркулова Н.Г., Пронькина А.В., Соловьев А.В., Шахова И.В. Рязань, 2016. С. 7-18.

14. Марочкин С.Ю. Проблема дискриминации и неравенства в правовой системе России// Российское правосудие. 2008. № 6. С. 12.

15. Миронов О.О. Методы конституционного регулирования // Правоведение. 1980. N 2. С. 31

16. Определение Конституционный Суд Российской Федерации от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О //http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default. aspx

17. Определение Конституционный Суд Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-О// http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default. aspx

18. Определение Конституционный Суд Российской Федерации от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О//http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default. aspx

19. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / Пер. с англ. М., 1993. С. 166.

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.1995 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой ста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова»// «Собрание законодательства РФ», 12.06.1995, N 24, ст. 2342

21. Страхов В.В., Ледовских Н.П. От института к университетскому комплексу: стратегия развития // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 63-67.

22. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2012, № 52, ст. 7477

23. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020/

ENSURING EQUAL ACCESSIBILITY OF SERVICE IN THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS AT THE PRESENT STAGE

Gridneva O.V., Skachko A.V.

Academy of the Ministry of the Interior of Russia

The article is devoted to the study of the Institute of labor relations. With the development of the law enforcement system, managerial decisions by the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation related to the conditions of service in the Department of Internal Affairs, as well as the use of new personnel technologies, are becoming increasingly important. This circumstance becomes one of the urgent issues of organizational and legal support for their implementation. This has become particularly important in the context of an active fight against corruption. This has become particularly important in the context of an active fight against corruption. The actualization of the question of the role and place of the personnel potential of the Department of Internal Affairs as a component of the state's personnel policy in the context of the formation of social management structures and procedures in Russia is associated with the development of the institution of public service, which is traditional for the world community.

Keywords: labor law, management decisions, labor resources, labor relations, personnel.

References

1. Bondar N.S. The requirements of equality and justice in the dimension of the Constitutional Court of the Russian Federation. Constitutional foundations of the judiciary // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. M., 2003. pp. 1827.

2. Hegel G.F. Philosophy of Law / Translated from German by B.G. Stolpner. M.: The World of Books, Literature, 2009. pp. 410.

3. Gomien D., Harris D., Leo Zwaak. The European Convention on Human Rights and the European Social Charter: Law and Practice. Translated from English M., 1998. p. 450.

4. Gridneva O.V., Grishmanovsky D. Yu., Skachko A.V. Private law in the financial and economic activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Textbook / Moscow, 2023. -188 p.

5. Gridneva O.V., Lenkovskaya R.R. On the question of the legal nature of legal and legal services // Actual problems of Russian legislation. 2015. No. 12. pp. 39-50.

6. Gridneva O.V., Skachko A.V., Subhangulov R.R. Personnel technologies in the system of labor relations of internal affairs bodies // Legal science. 2023. No. 1. pp. 78-84.

7. Komkova G.N. Prohibition of discrimination in Russian and international law. Saratov: PAGS Publishing House, 2003. p. 4.

8. Komkova G.N. The constitutional principle of equality of human and civil rights and freedoms in Russia: concept, content, protection mechanism: Dis. ... Dr. yurid. sciences'. Saratov, 2002. p. 76.

9. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020)// "Assembly of Legislation of the Russian Federation", 04.08.2014, No. 31, Article 4398.

10. Koryakin V.M. Measures to increase the prestige of conscription military service should not entail disproportionate restrictions on the rights of citizens (scientific and practical commentary to the Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of October 30, 2014 N 26-P) // Law in the Armed Forces. 2015. No. 1. pp. 2-5.

11. Kulenko O.I. Equality before the law and the court as a principle of the institution of constitutional rights and freedoms of the individual // Constitutional and municipal law. 2006. N 8. P. 17; Byr-din E.N. Legal equality and social justice // Lawyer. 2002. p. 17.

12. Ledovskikh N.P. Orthodox self-identification: value evolution in the history of Russian culture // Regionology. 2012. No. 4 (81). pp. 238-244.

13. Ledovskikh N.P. Meaning-setting in modern culture. In the book: Cultural topology of modernity. Agapova N.G., Yezhova E. Yu., Ledovskikh N.P., Merkulova N.G., Pronkina A.V., Soloviev A.V., Shakhova I.V. Ryazan, 2016. pp. 7-18.

14. Marochkin S. Yu. The problem of discrimination and inequality in the legal system of Russia// Russian justice. 2008. No. 6. p. 12.

15. Mironov O.O. Methods of constitutional regulation // Jurisprudence. 1980. N 2. p. 31

16. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 16, 2009 N 566-O-O //http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pag-es/default.aspx

17. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 21, 2004 N 460-0// http://www.ksrf.ru/ru/Decision/ Pages/default.aspx

18. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 25, 2010 N 1547-0-0//http://www.ksrf.ru/ru/Deci-sion/Pages/default.aspx

19. Ostrom V. The Meaning of American Federalism. What is a self-governing society / Trans. from English M., 1993. p. 166.

20. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 7-P dated 06.06.1995 "On the case of checking the constitutionality of paragraph 2 of Part seven of Article 19 of the Law of the RSFSR of April 18, 1991 "On Militia" in connection with the complaint of citizen V.M. Minakov"// "Assembly of Legislation of the Russian Federation", 12.06.1995, N 24, art. 2342

21. Strakhov V.V., Ledovskikh N.P. From the Institute to the university complex: development strategy // Higher education in Russia. 2009. No. 1. pp. 63-67.

22. Decree of the President of the Russian Federation dated 19.12.2012 No. 1666 "On the Strategy of the State national policy of the Russian Federation for the period up to 2025" // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 24.12.2012, No. 52, Article 7477

23. Federal Law No. 342-FZ of 30.11.2011 "On service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 05.12.2011, No. 49 (Part 1), Article 7020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.