УДК 342.565.2; 342.562; 342.722.1
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРИНЦИПУ НЕДИСКРИМИНАЦИИ
В. Б. Сычев
аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Дискриминация является негативным явлением, что приводит к необходимости противодействия ей, в том числе и со стороны Конституционного cуда РФ, поскольку он может осуществить защиту от нормотворческой дискриминации. Теоретический анализ. В статье рассматриваются правовые позиции Конституционного cуда РФ, в которых сформулированы основные подходы к конституционному принципу недискриминации. Отмечается, что Конституционный cуд РФ выражал отношение к недискриминации как к принципу права, указывал на его конституционный характер. Анализируются признаки дискриминации, на которые Конституционный cуд РФ обращал внимание в своих решениях.
Исследуются правовые позиции Конституционного cуда РФ, в которых отмечается необходимость гарантий конституционного принципа недискриминации. Выводы. Конституционный cуд РФ часто обращался к конституционному принципу недискриминации, тем самым осуществляя его толкование за счет признания недискриминации принципом права, указания на его особенности и гарантии. Таким образом, Конституционный cуд РФ внес значительный вклад в развитие и защиту данного принципа.
Ключевые слова: принципы права, принцип недискриминации, дискриминация, Конституционный cуд, правовой статус личности, права человека, защита прав и свобод человека.
Введение
Дискриминация оказывает негативное влияние на уровень защиты прав и свобод человека и правовой культуры, препятствует формированию правового и социального государства, реализации положений Конституции и приводит к иным нежелательным последствиям. Все это говорит о необходимости противодействия ей за счет утверждения конституционного принципа недискриминации. Важную роль в этом процессе занимает Конституционный суд РФ. Это обусловлено тем, что именно данный орган уполномочен осуществлять защиту от дискриминации, проявляющейся в нормативных актах наибольшей юридической силы. Конституционный суд в своих решениях выразил достаточно большое число правовых позиций, касающихся конституционного принципа недискриминации. Важное место среди них занимают те правовые позиции, в которых сформулированы основные подходы к конституционному принципу недискриминации. Значимость данной категории правовых позиций заключается в том, что они содержат в себе наиболее общие положения о конституционном принципе недискриминации и, как следствие, задают основу для его понимания и последующего применения и должны учитываться практически при любом применении данного принципа.
Теоретический анализ
Наиболее общий характер носят правовые позиции, в которых недискриминация понимается как конституционный принцип права. Как известно, принципы являются наиболее стабильной частью права, определяют основные направления его развития, выполняют руководящую роль, поэтому данная группа правовых позиций имеет большое значение. Следует отметить, что в ряде правовых позиций органов конституционного контроля сформулирован подход к недискриминации именно как к принципу права.
Еще Комитет конституционного надзора СССР выразил правовую позицию о недопущении дискриминации, запрет которой он считал важной гарантией прав и свобод человека [1]. В данной правовой позиции дается важное толкование рассматриваемого принципа, устанавливается, в каких сферах может проявляться дискриминация, обращается внимание на то, что запрет на дискриминацию закреплен во множестве источников права различного уровня. Это можно считать аргументом для признания недискриминации принципом права.
Признание недискриминации принципом права и его конституционного характера было
затем продолжено в практике Конституционного суда РФ. Конституционный суд исходил из того, что недискриминация является именно принципом права, отнеся нормы ст. 6 (ч. 2) и ст. 19 (ч. 2) Конституции к нормам-принципам [2].
Этот тезис имеет основополагающее значение, так как подразумевает, что запрет дискриминации является принципом права. Данный принцип распространяется не только на осуществление прав и свобод, но и на осуществление обязанностей, реализацию ответственности, юридические гарантии прав и свобод, гражданство.
В другом решении Конституционный суд РФ упомянул запрет дискриминации как одно-порядковое явление с общеправовым принципом недопустимости злоупотребления правом [3], что также может служить аргументом в пользу признания недискриминации принципом права.
Следующим важным аспектом принципа недискриминации является его конституционный характер. Это связано с тем, что конституционные принципы являются наиболее стабильными и значимыми для правовой системы страны, а также с тем, что в сфере деятельности Конституционного суда РФ находятся именно конституционные принципы.
Конституционный суд РФ неоднократно указывал на конституционный запрет дискриминации [4, 5], на основании чего можно сделать вывод о том, что принцип недискриминации имеет конституционную природу.
Еще одним аргументом в пользу конституционного характера принципа недискриминации является указание Конституционным судом на то, что различия в правовом статусе лиц могут быть оправданы в том случае, если они соответствуют конституционно значимым целям и требованиям [6].
Если для преодоления требований, основанных на принципе недискриминации, необходимы именно конституционные цели и требования, то и сам принцип должен носить конституционный характер, поскольку для преодоления требований других принципов было бы достаточно целей, закрепленных в источниках права более низкого уровня.
Важной группой правовых позиций Конституционного суда РФ являются те правовые позиции, в которых указываются признаки, присущие дискриминации, поскольку конституционный принцип недискриминации тесно связан с категорией дискриминации, а следовательно, для его понимания являются важными и признаки данного явления.
Дискриминация обладает следующими обязательными свойствами: это различное обращение,
носящее неконституционный и необоснованный характер, которое осуществляется по определенным признакам в сфере различных элементов правового статуса личности и унижает достоинство, присущее всем членам человеческой семьи. В правовых позициях Конституционного суда содержится прямое или косвенное упоминание большинства из указанных признаков.
Например, признание норм права не соответствующими Конституции вследствие их дискриминационного характера [7, 8], которое неоднократно осуществлял Конституционный суд РФ, говорит о том, что дискриминация носит неконституционный характер, поскольку противоречит конституционному принципу недискриминации и ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека.
Конституционный суд РФ также неоднократно отмечал, что защита от всех форм дискриминации означает запрет ввода таких ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания [9].
В данной правовой позиции указывается на еще один важный признак дискриминации - ее необоснованный характер. Таким образом, подчеркивается, что принцип недискриминации запрещает именно произвольные, необоснованные различия в правовом статусе субъектов права.
Еще одним свойством дискриминации являются признаки, по которым осуществляется различное обращение. Конституция РФ содержит ограниченный перечень признаков, по которым не допускается дискриминация, но указывает на то, что дискриминация не допускается и по иным признакам [10]. Конституционный суд РФ указал, что дискриминация не допускается не только по прямо указанным в Конституции РФ, но и по иным признакам [11].
Данное положение имеет важное значение, поскольку позволяет сделать более эффективной защиту от дискриминации независимо от признаков, по которым она осуществляется. Дискриминация является достаточно разнообразным негативным явлением, имеющим множество форм проявления, вследствие чего вряд ли можно предусмотреть ограниченный и окончательный перечень признаков, по которым она не допускается, поскольку могут появиться новые характеристики, по которым будет осуществляться различное обращение и дискриминацию по которым необходимо будет предотвращать. Конституционный суд, предусмотрев возможность защиты от дискриминации независимо от перечисления тех или иных признаков в нормативных актах, существенно расширил рамки конституционного принципа недискриминации и обогатил его.
Следует отметить, что в практике Конституционного суда РФ встречались как признаки, указанные в Конституции РФ (например национальность [12], место жительства [13]), так и не указанные в ней (например возраст [14], наличие вида на жительство в иностранном государстве [8]).
Следующим существенным признаком дискриминации является изменение различных элементов правового статуса субъекта права. Как известно, правовой статус субъекта права включает в себя такие элементы, как общие статусные правоотношения, принципы правового статуса, правосубъектность, гражданство, права, свободы, законные интересы, обязанности, юридическая ответственность, юридические гарантии. Конституционный суд РФ рассматривал дела о дискриминации путем изменения объема прав и свобод [15], обязанностей [16, 17], юридической ответственности [18], юридических гарантий [19], гражданства [20]. Таким образом, можно отметить, что практика Конституционного суда РФ в сфере защиты конституционного принципа недискриминации носит разносторонний и многогранный характер.
В области элементов правового статуса личности, посредством изменения которых может осуществляться дискриминация, важной является правовая позиция Конституционного суда, в соответствии с которой дискриминация не допускается не только в сфере прав, установленных Конституцией РФ, но и в сфере прав, установленных федеральным законом [15].
Данное положение имеет большое значение, поскольку позволяет осуществлять защиту от дискриминации в сфере прав и свобод человека независимо от уровня их закрепления. Это связано с тем, что дискриминация опасна не только в силу нарушения конституционных прав и свобод, но и сама по себе как негативное явление, поскольку сам факт дискриминации подрывает доверие граждан к государству и праву, веру в добро и справедливость, унижает человеческое достоинство. Поэтому вопрос о дискриминации является конституционно значимым не только в том случае, когда нарушаются именно конституционные права и свободы человека, но и в случае нарушения иных прав.
Таким образом, можно отметить, что в решениях Конституционного суда РФ прослеживаются указания на ряд признаков дискриминации, помогающие уяснить сущность конституционного принципа недискриминации. Следующей важной группой правовых позиций Конституционного суда РФ являются правовые позиции, определяющие гарантии конституционного принципа недискриминации. Одной из
важных правовых позиций является положение о необходимости реализации прав и свобод человека и гражданина без какой-либо дискриминации [21].
В данной позиции выражено требование о необходимости реализации гражданами и их объединениями прав, с учетом требований ст. 19 Конституции РФ, без дискриминации. Таким образом, указывается на необходимость учета конституционного принципа недискриминации не только при установлении, но и при реализации прав и свобод.
Важным положением, сформулированным Конституционным судом РФ, является указание на обязанности органов государственной власти РФ и субъектов Федерации учитывать данный принцип при регулировании и защите прав и свобод [14].
Это положение также является значимым, поскольку для эффективной реализации прав и свобод человека недостаточно лишь их провозглашения. Необходимо также воплощение данных прав, ключевая роль в котором лежит на деятельности органов государственной власти. Согласно данной правовой позиции регулирование конституционных прав и свобод должно осуществляться уполномоченными субъектами не произвольно, а с учетом конституционных принципов, в том числе и принципа недискриминации.
Следующей позицией, продолжающей развитие принципа недискриминации, является признание гарантированности государством прав и свобод человека без дискриминации [22].
Таким образом, Конституционный суд признал конституционную обязанность государства гарантировать недопустимость дискриминации, что способствует реальной защите субъектов права от дискриминации.
Развивая данную идею, Конституционный суд РФ обратил внимание на то, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина также должна осуществляться исходя из недопустимости дискриминации [23]. Значимость данной правовой позиции связана с тем, что защита прав и свобод человека - это важная гарантия их реализации, а следовательно, дискриминация в области такой защиты может привести к нивелированию возможности реализации прав и свобод.
В следующей правовой позиции Конституционный суд указал на недопустимость дискриминации при изменении законодательства. Таким образом расширяется область гарантий от дискриминации, которые должны существовать не только на этапе создания правовых норм и их реализации, но и на этапе их изменения [24].
Данное положение важно тем, что ориентирует законодателя на внимательное отношение к изменению законодательства, не допускающее появление дискриминационных положений, поскольку внесение изменений в законодательство может привести к осуществлению дискриминации. Это возможно как за счет непосредственно внесения дискриминационных изменений, так и за счет такого изменения норм, которое в сочетании с другими нормами может привести к дискриминации.
Важнейшей правовой позицией Конституционного суда РФ является формулировка принципа недискриминации через перечень принципов, на которых должна основываться дифференциация, чтобы не быть дискриминацией. Данная правовая позиция позволяет наиболее полно раскрыть конституционный принцип недискриминации
Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 ст. 19), в силу которого различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) [25].
В данной правовой позиции можно проследить взаимосвязь конституционных принципов равенства и недискриминации. Другим важным компонентом этой позиции является раскрытие дискримиминации через сопоставление с дифференциацией, позволяющее уяснить принцип недискриминации. Критерии, по которым различаются дискриминация и дифференциация, позволяют понять и сущность конституционного принципа недискриминации. В рассмотренной позиции содержится и еще одно важнейшее положение, формулирующее принцип недискриминации как запрет различного подхода к лицам, принадлежащим к одной и той же категории, не имеющего объективного и разумного оправдания, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. Вышеуказанная правовая позиция
является наиболее концентрированным выражением сущности конституционного принципа недискриминации.
Выводы
Конституционный суд РФ обращался к конституционному принципу недискриминации во многих решениях, что говорит о важности данного принципа, распространенности связанных с ним проблем. В результате чего осуществлялось его толкование и развитие. Из ряда решений Конституционного суда следует вывод о том, что последний рассматривал недискриминацию именно как принцип права, причем именно конституционный принцип. Как известно, принцип недискриминации тесно связан с понятием дискриминации, и Конституционный суд РФ осуществлял развитие данного принципа через раскрытие категории дискриминации. В своих решениях он отметил ряд характерных особенностей дискриминации: неконституционность. необоснованность, осуществление различного обращения по определенным признакам, изменение различных элементов правового статуса личности. Данные особенности помогают при раскрытии сущности конституционного принципа недискриминации, играют существенную роль в его толковании. Важной проблемой, связанной со многими принципами права, в том числе и с принципом недискриминации, является проблема гарантий их реализации. В связи с этим Конституционный суд обращал внимание на необходимость гарантий конституционного принципа недискриминации, которые, по его мнению, должны заключаться в учете данного принципа законодателем при установлении, регулировании и защите прав и свобод человека. В целом следует отметить, что Конституционный суд РФ внес значительный вклад в толкование, развитие и защиту конституционного принципа недискриминации.
Список литературы
1. О положениях законодательства, ограничивающих равенство возможностей граждан в области труда и занятий : заключение Комитета конституционного надзора СССР от 04.04.1991 № 20 (2-22) // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 17, ст. 501.
2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шефера Виктора Эдуардовича как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» : определение Конституционного Суда РФ от 1.10.1997 № 116-О // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 4, ст. 530.
3. По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса
Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 13, ст. 1209.
4. По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1-8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 14, ст. 1302.
5. По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко : постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 8, ст. 868.
6. По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В. П. Малкова и Ю. А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани : постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 3, ст. 354.
7. По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А. Я. Ава-нова : постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 2-П // Собр. законодательства Рос. Федерации.1998. № 4, ст. 531.
8. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Малицкого : постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 27, ст. 3552.
9. По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных
сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 № 5-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 15, ст. 1820.
10. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15, ст. 1691.
11. По делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 33 КЗоТ РСФСР : постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.1992 № 2-П-3 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 13, ст. 669.
12. По делу о проверке конституционности постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 года «О Программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии» и от 26 марта 1993 года «О переговорах официальных делегаций Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики 18-20 марта 1993 года» : постановление Конституционного Суда РФ от 17.09.1993 № 17-П. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&link_id=0&nd=102025821&intels earch=&firstDoc=1&lastDoc=1 (дата обращения: 12.06.2014).
13. По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 18, ст. 2089.
14. По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 г.) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» : постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 № 12-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 18, ст. 2063.
15. По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации « Об образовании», статьи 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и пункта 7 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е. Е. Насоновой и Н. П. Яру-шиной : постановление Конституционного Суда РФ
от 24.10.2000 № 13-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 44, ст. 4399.
16. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Го -сударственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год"» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов : постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 № 18-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 3, ст. 353.
17. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Бе-ловского городского народного суда Кемеровской области как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» : определение Конституционного Суда РФ от 22.05.1996 № 63-О. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx (дата обращения: 12.06.2014).
18. По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита-Плюс» и «Невско-Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российско-южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А. Д. Чулкова : постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 23, ст. 2409.
19. По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года « О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура : постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 9, ст. 1142.
20. По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А. Б. Смирнова : постановление Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 № 12-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 21, ст. 2579.
21. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа : поста-
новление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 № 8-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 21, ст. 2058.
22. По делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы : постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1993 № 1-П // Вестн. Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 2-3. С. 41-52.
23. По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина М. А. Будынина : постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2002 № 17-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 1, ст. 152.
24. По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"» в связи с жалобами граждан А. А. Анохина и П. И. Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону : постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.2010 № 9-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 18, ст. 2277.
25. По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М. Ш. Орлова, Х. Ф. Орлова и З. Х. Орловой : постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26, ст. 2876.
The Main Approaches of the Constitutional Court of the Russian Federation to the Constitutional Principle of Non-discrimination
V. B. Sychev
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. As discrimination is a negative phenomenon, counteracting it is an important problem. Constitutional Court of the Russian Federation plays considerable part in this process because it can protects subjects of law from law-making discrimination. Theoretical analysis. The article considers main approaches to the constitutional principle of non-discrimination, containing in legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation. Constitutional Court of the Russian Federation regards non-discrimination as constitutional principle of law. The author analyses features of discrimination which were mentioned in Constitutional Court's decisions and studies legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, addressed to the safeguards of the constitutional principle of non-discrimination. Conclusions. Constitutional Court of the Russian Federation often addressed the constitutional principle of nondiscrimination. Thereby, Constitutional Court interprets it owing to recognition non-discrimination as a principle of law, reveals its features and safeguards, develops and defends this principle.
Key words: principles of law, principle of non-discrimination, discrimination, Constitutional Court, legal status of individual, human rights, protection of human rights and freedoms.
References
1. Zakljuchenie Komiteta konstitucionnogo nadzora SSSR ot 04.04.1991 №. 20(2-22) [Decision of the Committee of Constitutional Supervision of the USSR of04.04.1991 № 20(2-22)]. Vedomosti S ezda Narodnyh Deputatov i Verhovnogo Soveta SSSR [Bulletin of Congress of People's Deputies and Supreme Soviet of USSR], 1991, no. 17, art. 501.
2. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 1.10.1997 № Hô^ [Decision of the Constitutional Court of the
Russian Federation of 1.10.1997 № 116^]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation],1998, no. 4, art. 530.
3. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15.03.2005 № 3^ [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 15.03.2005 № 3-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2005, no. 13, art. 1209
4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 19.03.2003 № 3^ [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 19.03.2003 № 3-P]. Sobranie
zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 14, art. 1302.
5. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 14.02.2013 № 4-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 14.02.2013 № 4-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 8, art. 868.
6. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27.12.1999 № 19-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 27.12.1999 № 19-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2000, no. 3, art. 354.
7. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15.01.1998 № 2-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 15.01.1998 № 2-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 4, art. 531.
8. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 22.06.2010 № 14-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 22.06.2010 № 14-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 27, art. 3552.
9. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 05.04.2007 № 5-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 05.04.2007 № 5-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2007, no. 15, art. 1820.
10. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsena-rodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-OK3, ot 30.12.2008 № 7-OK3, ot 05.02.2014 № 2-OK3) [The Constitution of the Russian Federation. Adopted by national vote. (amended by laws on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-OK3, of 30.12.2008 № 7-OK3, of 05.02.2014 № 2-OK3]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 15, art. 1691.
11. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 04.04.1992 № 2-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 04.04.1992 № 2-P]. Vedomosti Sezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta RSFSR [Bulletin of the Congress of People's Deputies and Suprime Soviet of RSFSR], 1992, no. 13, art. 669.
12. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17.09.1993 № 17-n (Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 17.09.1993 № 17-P). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id =0&nd=102025821&intelsearch=&firstDoc=1&lastD oc=1 (accessed 12 June 2014).
13. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 14.04.2008 № 7-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 14.04.2008 № 7-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2008, no. 18, art. 2089.
14. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27.04.1998 № 12-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 27.04.1998 № 12-P]. Sobranie
zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 18, art. 2063.
15. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 24.10.2000 № 13-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 24.10.2000 № 13-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2000, no. 44, art. 4399.
16. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 23.12.1999 № 18-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 23.12.1999 № 18-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2000, no. 3, art. 353.
17. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 22.05.1996 № 63-0 (Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 22.05.1996 № 63-0). Available at: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx (accessed 12 June 2014).
18. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27.04.2001 № 7-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 27.04.2001 № 7-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 23, art. 2409.
19. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 17.02.1998 № 6-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 17.02.1998 № 6-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 9, art. 1142.
20. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.05.1996 № 12-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 16.05.1996 № 12-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 21, art. 2579.
21. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 14.05.2003 № 8-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 14.05.2003 № 8-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 21, art. 2058.
22. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27.01.1993 № 1-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 27.01.1993 № 1-P]. Vestnik Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii [Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation], 1993, no. 2-3, pp. 41-52.
23. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 26.12.2002 № 17-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 26.12.2002 № 17-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 1, art. 152.
24. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 20.04.2010 № 9-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 20.04.2010 № 9-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 18, art. 2277.
25. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15.06.2006 № 6-n [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 15.06.2006 № 6-P]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 26, art. 2876.